Заявка на расчет
Меню Услуги

Взаимосвязь самооценки и социально-психологической адаптации пожилых людей в условиях социального учреждения. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


1.5. Социально-психологическая адаптация пожилых людей к условиям проживания в социальном учреждении

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Пожилой человек, находясь в травмирующей ситуации, эмоционально значимой для него, не может решить свои проблемы «изнутри». Поэтому необходимо создать условия для того, чтобы он смог рассмотреть сложившуюся ситуацию со стороны. Только в этом случае появляется возможность ее переоценки, нахождения способа решить проблему.

Для пожилых людей рекомендуются аналитически ориентированные беседы, личностно-ориентированное консультирование и групповые занятия. Желательное направление психотерапевтической работы с пожилыми — акцентирование приятных сторон жизни, обогащение социальных контактов и стимулирование фантазии [14, С. 237].

При работе с пожилыми людьми применяются такие социально-психологические методы, как беседа, дискуссия, личностно-ориентированная психотерапия, ролевые игры. Места работы с пожилыми людьми могут быть различными: социальные учреждения стационарного типа, центры дневного пребывания, центры социального обслуживания населения.

Важно, чтобы включение в психотерапевтическую работу пожилого человека было проведено именно по его инициативе. Только в этом случае возможен какой-то положительный эффект – лучшее приспособление пожилого человека к старости. Основная роль здесь должна быть отведена самому пожилому человеку, которому предстоит переосмыслить свои возможности, новое положение в обществе и сформировать позитивное отношение к собственному старению.

Сужение круга интересов в позднем возрасте многие психологи и геронтологи рассматривают как приспособительный механизм, направленный на сбережение иссякающих сил и возможностей организма и поддержание наиболее важных функций. Тем не менее, важным моментом помощи пожилым является включение их в программы, направленные на активное групповое функционирование. Важно, чтобы работать в таких группах пожилые начинали с начала периода старения, так как догматизм и недостаточная гибкость не позволит им в дальнейшем перестроиться. Участие в групповом функционировании позволит пожилому человеку выйти за пределы семейных и узкопрофессиональных интересов.

Основной способ психологической поддержки стареющих людей — обращение к тем их способностям, которых лишены более молодые люди. Прежде всего, это мудрость. Научившись использовать мудрость, когнитивные способности пожилых людей, можно сделать жизнь людей, вступивших в поздний возраст, значительно более комфортной, если обеспечить им подтверждение их уникальности и необходимости. Удовлетворение обеих этих потребностей предотвращает или значительно затормаживает развитие депрессивного состояния и психологического старения человека. Постоянные физические и умственные тренировки и творческое отношение к работе также являются важнейшими средствами для сохранения и продления молодости.

Одно из возможных средств, позволяющее смягчать вредные последствия стрессоров у пожилых людей — чувство юмора. На сегодняшний день разработаны специальные тренинговые занятия, включающие методы создания юмористической продукции на воображаемом уровне, различные релаксационные техники. При этом основной компонент создания юмористической продукции — доведение до абсурда, несоответствия, преувеличения.

Уже на первых этапах старения происходит определение формы и объема зависимости пожилого человека от родственников и лиц ближайшего окружения. По мере старения, эта зависимость постоянно растет. Однако на любом из этапов старения пожилые люди, проживающие в семье, лучше используют имеющиеся у них приспособительные возможности, чем те, кто находится в каких-либо учреждениях (т. е. пользующиеся институциональным уходом). Зачастую члены семьи имеют возможность создать для пожилого человека обстановку, вызывающую у него позитивные чувства.

Поступление в социальное учреждение стационарного типа пожилого человека — специально организованное мероприятие социальной помощи пожилым. Подобное решение человек принимает под влиянием как объективных, так и субъективных причин. Это имеет отношение к пожилым людям, живущим одиноко или в семье родственников. Решение поселиться в стационар пожилой человек принимает, столкнувшись с затруднениями при обслуживании самого себя. В одном случае это результат альтруистической установки пожилого человека предоставить возможность молодым членам семьи освободиться от тягот, связанных с уходом, в другом — это следствие не сложившихся отношений с родственниками. Боязнь еще большей физической слабости, возможных болезней способствует принятию подобного решения. Субъективное отношение к оценке своего физического и материального состояния, личные установки на выполнение чисто хозяйственных бытовых дел, различное отношение к одиночеству определяют тот факт, что состав социальных учреждений оказывается крайне неоднородным.

Итак, основными причинами поступления пожилых людей в социальное учреждение являются:
— состояние здоровья (пожилые люди с соматической патологией, с ограничениями подвижности и способности к самообслуживанию), требующее постоянного постороннего ухода;
— конфликтная ситуация в семье (пожилые люди, поступившие в социальное учреждение по инициативе родственников или соседей);
— желание сохранить независимость (пожилые люди, которые боятся будущей физической слабости).

Можно сказать, что все эти пожилые люди оказались неспособными адаптироваться к новым условиям жизни и избрали институциональную социальную помощь и опеку как новый образ жизни.

Переезд в социальное учреждение ведет к резкому изменению привычных способов адаптации, что наряду с социальной изоляцией увеличивает риск возникновения различных заболеваний и даже смертельных исходов у пожилых людей. В связи с этим особое значение приобретает направленная работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к условиям стационара и работа по обучению персонала. Такая работа должна проводиться специалистами-психологами.

Важную роль для последующей социально-психологической адаптации пожилых людей в стационарах играет информация об этих учреждениях.

Согласно данным отечественных авторов, [11] большинство пожилых людей (79,9%) имели к моменту поступления в социальное учреждение элементарные сведения об этом учреждении, полученные из различных источников (от родственников и близких знакомых, врачей и социальных работников). Сведения носили формальный, а в ряде случаев искаженный характер. Так, представление о стационаре идентифицировалось с рас-порядком больницы, с ежедневными обходами врачей, постоянным ежедневным наблюдением среднего медперсонала. Представления о бытовом обслуживании, организации труда и досуга были неполными. Недостаточная информация вызывала и поддерживала повышенную тревожность и неуверенность в будущем у пожилых людей, что в свою очередь неблагоприятно сказывалось на последующей адаптации их к новым условиям. В другом исследовании было установлено, что только одна треть поступивших имела о нем очень приблизительные представления [10, С. 135-137].

Часто решение о переезде принимается во время кризиса, например, после того, как пожилой человек попадает в больницу, или во время эмоционального стресса, который человек испытывает в состоянии горя или тяжелой потери. Процесс перехода на постоянное социальное и медицинское обслуживание обесценивает взгляды пожилых людей.

Безразличие и покорность, стимулируемые жизнью в стационарах, ведут к уступчивости пожилых людей, о которой они не задумываются. Недостаток возможностей для выражения индивидуального выбора или личной ответственности в своей жизни ведет к тому, что проживающие становятся инертными и беспомощными, их навыки и умения атрофируются. Например, проведенное исследование показало, что уже через месяц после поступления в стационарное отделение уменьшилось число пожилых людей с двигательной активностью в полном объеме (с 39,1 до 28,9 %) и увеличилось число тех, кто стал передвигаться только в пределах своей комнаты (с 9,6 до 13,8%) [10, С. 135-137].

Другой негативный фактор — это зависимость от обслуживающего персонала. Она вызывает страх «возмездия» за возможные выражения недовольства или жалобы со стороны пожилых, за то, что нормальную критику сочтут похожей на черную неблагодарность. Очень трудно пожилым людям решиться высказать жалобу, если они не имеют никакого выбора. В настоящее время пожилые люди обычно не имеют представления о том, что их ожидает после переезда в стационар, кроме случаев, если у них имеется возможность сравнить качество ухода в нескольких домах. Убежденность и вера в то, что они, переехав сюда, больше не имеют прав, и их явная пассивность провоцируются замкнутостью стационарной жизни.
«Исследования, проведенные с целью изучения обращения с пожилыми людьми в социальных учреждениях, позволили выделить типичные ошибки в поведении персонала, ухудшающие состояние пожилых пациентов:

— манипулирование ложью вместо того, чтобы честно рассказать пациентам об их болезни;

— выполнение какой-либо работы за пожилых людей из-за их медлитель-ности вместо того, чтобы предоставить им возможность делать это самим;

— сюсюканье, использование детского языка, обращение с пожилыми людьми как с малолетними;

— постоянное напоминание и обвинение, что они невыносимы;

— игнорирование, холодность в обращении вместо того, чтобы адекватно реагировать»[11, С.253].

Оказание помощи в социальных учреждениях в настоящее время про-исходит в рамках принятой системы медицинского обслуживания пожилых людей. Часто медицинский персонал и пожилой человек фиксируются болезненной стороне старческой немощности и дряхлости и эти «ролевые» отношения, не способствуют правильной ориентации пенсионера на свое старение.

На сегодняшний день в учреждениях принята следующая периодизация адаптационного процесса.

Первый период — период адаптации. Он внутренне подразделяется на следующие временные отрезки: первый месяц (первичная адаптация), спустя три месяца проживания в учреждении (оценка динамики адаптации) и спустя шесть месяцев (построение прогноза).

Второй период — наблюдение в постадаптационный период. При проведении своего исследования, анализируя динамику социально-психологической адаптации испытуемых, учитывались результаты горизонтальных срезов (патопсихологическое заключение), особенности аффективной сферы, поведение в отделении, состояние сознания, критику, навыки самообслуживания, социальную активность.

Периодизацию также можно определить в стадии адаптации:

1) начальная (знакомство, узнавание о требованиях среды или группы);

2) стадия терпимости (я не хочу, но надо)

3) аккомодация (принятие правил поведения в социальной среде или группе);

4) ассимиляция (полное принятие тех правил поведения, которые предъявляет группа) [12;75].

Согласно данным зарубежных коллег, оптимальный уровень адаптации достигается пожилыми людьми только спустя девять лет жизни в стационаре. А период с двух до восьми лет расценивается как период наименьшей удовлетворенностью жизни.

Социально-психологическая адаптация граждан старших возрастов, проживающих в социальных учреждениях, получает особый ракурс. Она имеет своеобразие и отличие от сложившегося представления о социальной адаптации. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств: преобладание граждан преклонного возраста; тяжелое состояние здоровья; ограниченная способность к передвижению.

Изменения психики в пожилом возрасте проявляются в нарушениях памяти на новые события при сохранности воспроизведения давних, в расстройствах внимания (отвлекаемость, неустойчивость), в замедлении темпа мыслительных процессов, нарушениях эмоциональной сферы, в снижении способности к хронологической и пространственной ориентировке, в нарушениях моторики (темп, плавность, координация). В социальных учреждениях наблюдается:

1) ограниченность жизненного пространства;

2) недостаток бытового комфорта;

3) психологическая несовместимость проживающих вместе людей;

4) зависимость от окружающих;

5) формальное отношение персонала.

Эти группы обстоятельств отражают особенности социально-психологической адаптации лиц преклонного возраста в социальных учреждениях [14; С.36].

Л.Хьелл, Зиглер Д. подчеркивают активность личности в процессе социальной адаптации. Они рассматривают социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлением личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности.

 

Выводы по главе 1

 

Таким образом, в результате изучения работ Л.В. Бороздиной, О.Н Молчановой, О.А. Ворониной можно сделать вывод, что, самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. Функции самооценки: регуляторная (решение задач личностного выбора), защитная (относительная стабильность и независимость личности), функцию развития (способствует развитию личности).

В.В. Морозов говорит о том, что существует три уровня самооценки: низкая самооценка, средняя самооценка, высокая самооценка. Оценка человеком прожитой жизни зависит от ряда факторов, прежде всего от степени реализации целей, которые он ставит перед собой в молодости. Однако люди позднего возраста вынуждены приспосабливаться не только к изменениям социальной ситуации, но и реагировать на изменения в самих себе. В связи с этим проблема исследования самооценки пожилых людей после выхода на пенсию становится особенно актуальной для современной психологической науки и определяется необходимостью:

— поиска путей решения проблемы социального аутсайдерства в среде неработающих пенсионеров;

— сохранения и поддержания психического здоровья пенсионеров путем формирования их самооценки, создания условий для их самореализации и саморазвития;

— разработки направлений психологического сопровождения лиц пенсионного возраста как перспективной и активно востребованной социальной группы.

Социально-психологическая адаптация — процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее условий или среды.

П.Д. Павленок отмечает, что существуют различные процессы взаимоотношения человека с окружающим миром, и поэтому жизненно необходимо найти оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (его физиологическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального обустройства (система социальных отношений).

Роль социальной адаптации состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.

По данным Европейского бюро ВОЗ [8] существует возрастная классификация, по которой долгожителями считаются люди от 90 лет и старше; старыми считаются люди от 75лет и старше; а пожилыми считаются люди в возрасте от 60 до 74 для мужчин и от 55 до 74 для женщин. Для данного возраста характерны специфические изменения в эмоциональной сфере пожилого человека: сильное нервное возбуждение, склонность к беспричинной грусти, слезливости. У большинства пожилых людей появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями.

С психологической точки зрения, социально-психологическую адаптацию рассматривают как согласование оценок, притязаний индивида, его личных возможностей со спецификой социальной среды; целей, ценностей, ориентаций личности с возможностями и условиями их реализации в конкретной социальной среде; как взаимоотношения индивида и его окружения; как процесс гомеостатического уравновешивания.

Н.Н. Обозов указывает, что социально-психологическая адаптация — это процесс вживания человека в определенный коллектив, включающий его в систему отношений, сложившихся в нем, а также процесс эффективного взаимодействия с социальной средой. Она же является непременным условием и результатом успешной социализации, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общении и сознании. Человек, приобретающий опыт адаптации к различным или типичным условиям обстановки, формирует у себя такое качество, как адаптивность (приспособленность).

Социальная дезадаптация – это процесс, противоположный социальной адаптации, неспособность индивида адаптироваться в социуме, усваивать и воспроизводить социальный опыт, нормы и правила поведения, посредством которых он учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Согласно данным зарубежных коллег, оптимальный уровень адаптации достигается пожилыми людьми только спустя девять лет жизни в стационаре. А период с двух до восьми лет расценивается как период наименьшей удовлетворенностью жизни.

Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и социально-психологической адаптации у пожилых людей в условиях социального учреждения

 

2.1. Программа эмпирического исследования

 

В современном обществе изучение взаимосвязи самооценки и социально-психологической адаптации пожилых людей в условиях социального учреждения представляет большую актуальность. Люди пожилого возраста вынуждены, приспосабливается не только к новой ситуации вовне, но и реагировать на изменения в самих себе.

Цель исследования: изучение взаимосвязи самооценки и социально-психологической адаптации граждан пожилого возраста, проживающих в условиях социального учреждения.
База для проведения исследования: социальное учреждение для престарелых и инвалидов ГБУ «КЦСОН» Кашинского района Тверской области.

Задачи исследования:
1.Провести собеседование и анкетирование пожилых людей на выяснение причин поступления и нахождения в условиях социального учреждения.

2. Изучить самооценку граждан пожилого возраста, проживающих в условиях социально учреждения ( тест- Будасси).

3. Определить способы адаптации пожилых людей, проживающих в условиях социального учреждения (тест Лазаруса).

4. Провести исследование самооценки и социально-психологической адаптации в результате проведенного тренинга, граждан пожилого возраста к условиям проживания в социальном учреждении.

5. Проанализировать и интерпретировать полученные результаты.

Объект исследования: пожилые люди, проживающие в социальном учреждении для престарелых и инвалидов.

Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и социально-психологической адаптации пожилых людей в условиях социального учреждения.

В исследовании выдвинута гипотеза о том, что существует взаимосвязь самооценки и социально-психологической адаптации пожилых людей в стационарном отделении, которая будет иметь положительную динамику при наличии программы социально-психологической адаптации, соблюдении условий для реализации потребностей пожилых людей, благоприятного психологического климата.

Этапы исследования

I этап исследования:

Провести ознакомительную беседу, опрос с использованием перечня вопросов по теме исследования.

Применить методики для нашего исследования:

1. Исследование самооценки личности, Я-концепции (тест Будасси);

2.Исследование копинг-механизмов, копинг-стратегий (тест Лазаруса).

II этап исследования:

Провести тренинговые занятия «Самооценка личности и социально-психологическая адаптация пожилого человека, проживающего в условиях социального учреждения»

III этап исследования:

Провести анализ и интерпретацию полученных результатов после тренинга на самооценку и социально-психологическую адаптацию.

Для подтверждения основной гипотезы выполнить количественный анализ результатов эмпирического исследования, используя математические методы статистики в психологии.
Для проведения эмпирического исследования были отобраны 27 пожилых граждан в возрасте от 60-ти до 89-ти лет. По каждой кандидатуре психолог провела консультации с врачом, старшей медицинской сестрой. Целью консультаций было выяснение актуального психосоматического состояния проживающих.

На первом этапе для проведения исследования была использована ознакомительная беседа с пожилыми людьми. Отобранной группе были заданы вопросы, касающиеся их возраста, причин, поступления в данное социальное учреждение, наличие родственников и отношение с ними, выяснялось проведение досуга пожилым человеком, его предпочтения в бытовом плане.

В результате беседы (11 мужчин и 16 женщин) выяснилось: что из них никогда не состояли в браке – 2% , потеряли супруга (супругу) — 35%, разведены15%, состоят в браке 4 %. Имеют детей и внуков 68%. Имеют родственников и поддерживают с ними отношения 24%. Имеют родственников, но отношения не поддерживают 76%. Прежде проживали в городе 19%, бывшие сельские жители — 71%. Высшее образование имеется у двух человек. Среднее специальное образование у четырех человек. Среднее общее образование имеют шесть человек. Не закончили 9 классов одиннадцать человек. Не учились – четыре человека.

 

2.2. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи самооценки и социально-психологической адаптации у пожилых людей в условиях социального учреждения

 

2.2.1.Результаты исследования самооценки личности

 

Исследования Я-концепции. Тест С.А. Будасси. Метод Будасси основан на представлении о том, что статистической нормой является закономерное несовпадение реальной и идеальной Я-концепции. Согласно данной методике, направленной на исследования самооценки, ее уровень и адекватность определяются как отношение между «Я идеальным» и «Я реальным».

Процесс самооценивания может происходить двумя путями:

1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности

2) путем сравнения себя с другими людьми.

Для интерпретации индивидуальных результатов исследования особенностей самооценки используется таблица.

В результате проведенного нами исследования измерения уровня самооценки личности с использованием методики Я-концепции теста С.А. Будасси было выявлено что (рис.1) :

— у 8,6% высокая самооценка личности;

— у 16,4% умеренная самооценка личности;

— у 75% низкая самооценка личности.

Рис.1 Исследование самооценки у граждан пожил. пожилых людей

 

В среднем показатель самооценки личности по всей выборке соответствует уровню «низкая самооценка личности» средний коэффициент корреляции составляет – 0, 47. Таким образом, мы получили результат, что у 75% пожилых людей низкая самооценка, что является главным препятствием на пути к социально-психологической адаптации в условиях социального учреждения.

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.

Неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т. д. Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс саморазвития затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат, но в любом случае она возможна и необходима, потому что значительно повышает качество жизни.

 

2.2.2.Результаты исследования копинг-механизмов, копинг-стратегий

 

Методика для определения копинг-механизмов — тест Лазаруса. . Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данная методика считается первой стандартной в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их.

Проведенное нами исследование определения способов человека, поддержать свою психосоциальную адаптацию с использованием методики Р. Лазаруса, адаптированной Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой, показало, что у большинства испытуемых наблюдается высокий уровень напряженности, что выражается агрессивными усилиями по изменению ситуации, предполагая определенную степень враждебности и готовности к риску. Остальные испытуемые имеют умеренный уровень напряженности, который, как показало исследование, выражен в усилии по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности, включая также религиозное измерение.

Результаты в процентном соотношении:

— у 65,8% выявлен высокий УН;

— 34,2% выявлен умеренный УН;

В среднем показатель УН по всей выборке соответствует уровню «высокий уровень напряженности» и составляет 15,5 баллов.

Рис.2 Исследование уровня напряженности

 

Изучение уровней самооценок пожилых людей позволяет сделать вывод, что низкие самооценки взаимосвязаны с высоким уровнем напряженности, высокой критичностью, самообращенностью и самоотношением к себе; формируют готовность к признанию своей неуспешности, «неспособности», приводят к негативному отношению к окружающей среде, а следовательно к низкой социально-психологической адаптации.

Кроме того, полученные нами данные позволяют предположить, что на динамику самооценки влияют окружающая среда, стиль общения психолога с испытуемыми, отношение медицинского персонала к проживающим в учреждении. На наш взгляд, можно говорить о том, что при негативном отношении, высокой напряженности самооценка может снижаться, в то же время, низкая самооценка при обеспечении внимания и поддержки со стороны специалистов повышается.

 

2.2.3.Исследование самооценки и социально-психологической адаптации в результате проведенного тренинга

 

Тренинг «Самооценка и социально-психологическая адаптация граждан пожилого возраста, проживающих в условиях социального учреждения»  адаптированный нами к данному социальному учреждению. Проводим для формирования у проживающих «хорошей», продуктивной самооценки после получения результатов исследования самооценки и адаптации. Социально-психологический тренинг позволяет работать с трудно поддающимися коррекции личностными структурами, в том числе и самооценкой, часто недоступными воздействию с помощью других методов. При этом важной особенностью тренинга является то, что личность, реагируя на создаваемые ведущим ситуации, самостоятельно осознает и изменяет свое поведение и мироощущение. То есть, в результате тренинга личность способна к адекватной самооценке и как следствие этого, оптимальной жизнедеятельности. Тренинг помогает, во-первых, вскрыть «слабые» места, показывает, что именно надо проработать в дальнейшей работе над собой. Во-вторых, тренинг дает инструменты для изменения отношений с окружающими. Если их применять, то начнутся изменения в отношениях с окружающими и с собой. А от этого самооценка постепенно начнет повышаться. Проводя тренинговые занятия, мы рассказываем пожилым людям, у которых чрезмерно высокая либо низкая самооценка, как важно научиться отдавать, не требуя ничего взамен. Это качество делает человека счастливее. Учим искусству справляться с негативными эмоциями. Человек с адекватной самооценкой поступает иначе – направляет «дурную» энергию в мирное русло и ждет, пока негативные эмоции иссякнут. Использование тренинговых упражнений так же позволяет снизить уровень напряженности до умеренного, тем самым развивая у пожилого человека чувство внутренней согласованности. Важна атмосфера занятий — доброжелательность, отсутствие осуждения, искренность, чтобы произошел переход к «внутренней» духовно-нравственной работе. Процессы групповой динамики с пожилыми людьми продвигаются медленно. Участники группы ведут себя вежливо и доброжелательно, но осторожны в самораскрытии. Должно пройти какое-то время прежде, чем они искренне будут доверять друг другу. Со временем группа сплачивается, и каждый участник в той или иной мере делится своими чувствами, ощущениями, своим жизненным опытом и ситуациями во время занятий, и получает групповую поддержку. Даже некоторую скованность, респондентов, присутствующую на начальном этапе занятий мы успешно преодолеваем посредством упражнений, направленных на снятие напряжения. Следует подчеркнуть выраженное желание пожилых людей посещать и участвовать в тренинговых занятиях. На завершающих занятиях между ними устанавливаются, как правило, теплые и дружеские взаимоотношения. После проведения тренинга осуществляется повторная диагностика посредством методик на самооценку и копинг-механизмы, копинг-стратегии. Полученные данные подвергаются обработке, результаты которой, говорят о том, что 81% поступивших в социальной учреждение стало легче адаптироваться, пройдя тренинг на самооценку и адаптацию, 76% людей стало комфортнее и удобнее общаться с вновь поступившими и другими пожилыми людьми социального учреждения. Таким образом можно утверждать, что наблюдается положительная динамика социально-психологической адаптации. Данный тренинг проводится в рамках программы по социально-психологической адаптации.

 

2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов

 

После проведения тренинговых занятий было использовано повторное исследование по методикам для подтверждения гипотезы о том, что существует взаимосвязь самооценки и социально-психологической адаптации пожилых людей, проживающих в условиях социального учреждения, которая будет иметь положительную динамику при наличии программы социально-психологической адаптации, соблюдении условий для реализации потребностей пожилых людей, благоприятного психологического климата.

Анализ данных по измерению уровня самооценки после проведенного тренинга «Самооценка и социально-психологическая адаптация граждан пожилого возраста, проживающих в условиях социального учреждения»

Цель исследования: измерение уровня самооценки личности с использованием методики Я-концепции теста С.А. Будасси.

Анализ результатов по исследованию. На диаграмме показаны данные с первого этапа исследования, а также для наглядного изображения показаны данные с повторного исследования (рис.3). По итогам проведенного повторного исследования самооценки личности

— у 15,6% выявлена высокая самооценка;

— у 53,4% выявлена умеренная самооценка;

— у 31% выявлена низкая самооценка.

Рис.3. Исследования самооценки личности пожилого человека

 

В среднем показатель самооценки по всей выборке варьируется в интервале [+0,33;+0,60] , а это соответствует уровню «низкая адекватная самооценка личности» и «высокая адекватная самооценка личности». Средний показатель самооценки личности составляет + 0, 51. Таким образом, мы получаем, что пожилые люди, проживающие в условиях социального учреждения, научились перемены обращать себе на пользу. Спокойно воспринимать конструктивную критику. Приобрели способность противостоять стрессам. У многих появилось желание не только принимать, но и делиться. Проводя тренинговые занятия, мы рассказываем пожилым людям, у которых чрезмерно высокая либо низкая самооценка, как важно научиться отдавать, не требуя ничего взамен. Это качество делает человека счастливее. Учим искусству справляться с негативными эмоциями. Человек с адекватной самооценкой поступает иначе – направляет «дурную» энергию в мирное русло и ждет, пока негативные эмоции иссякнут.

Анализ данных по измерению уровня копинг-стратегий, копинг-механизмов (тест Р.Лазаруса) после проведенного тренинга «Самооценка и социально-психологическая адаптация граждан пожилого возраста, проживающих в условиях социального учреждения»

Цель исследования: определение способов человека, поддержать свою психосоциальную адаптацию с использованием методики Р. Лазаруса, адаптированной Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой.

Анализ результатов по исследованию (рис.3). По итогам проведенного исследования уровня напряженности пожилых людей

— у 39,9,% выявлен высокий УН;

— 60,1% выявлен умеренный УН;

Таким образом, мы выяснили, что высокий уровень напряженности является разрушительным фактором, вносящим значительную дисгармонию в жизнь пожилого человека. Использование тренинговых упражнений позволяет снизить уровень напряженности до умеренного, тем самым развивая у пожилого человека чувство внутренней согласованности.

В среднем показатель уровня напряженности по всей выборке соответствует уровню «умеренный уровень напряженности» и составляет 12 баллов.

Данные проведенного повторного анкетирования, говорят о том, что 81% поступивших в социальной учреждение стало легче адаптироваться, пройдя тренинг на самооценку и адаптацию, 76% людей стало комфортнее и удобнее общаться с вновь поступившими и другими людьми стационарного учреждения, т. е, можно утверждать, что наблюдается положительная динамика адаптации (рис.4).

Рис.4.Уровень социально-психологической адаптации

 

Под успешной социально-психологической адаптацией пожилых людей, проживающих в условиях социального учреждения надо понимать отсутствие выраженной отрицательной динамики когнитивных и аффективных нарушений, наличие конструктивных копинг-стратегий, а так же адекватной самооценки и отсутствие эпизодов отклоняющегося поведения, установленный положительный альянс с сотрудниками учреждения, с другими проживающими и соседями по жилой комнате.

Анализ данных анкетирования исследуемой группы

Цель исследования: выявление особенностей социально-психологической адаптации пожилых людей к условиям социального учреждения.

В результате анкетирования было выявлено, что 87% в данном стационарном учреждении находятся впервые, а 13% уже проживали в учреждениях подобного типа.

У пожилых людей процесс социально-психологической адаптации происходит очень болезненно. Поэтому перед персоналом социального учреждения стоит задача создать благоприятные условия для проживающих граждан.

Респонденты отвечали на вопросы о наличии друзей или единомышленников в данном социальном учреждении, предпочтения в проведении досуга, удовлетворенность функциональностью и комфортом? (рис.5)

Рис.5. Общение пожилых граждан в социальном учреждении

 

Респонденты ответили следующим образом: 87% ответили, что в данном учреждении они общаются со всеми проживающими, а 13% сообщили, что у них узкий круг общения и нет единомышленников.

Социально-психологическая адаптация не может пройти быстро и для того, чтобы проживающий человек в социальном учреждении быстро привык новому для себя статусу, необходима помощь работников учреждения. В ходе исследования был задан вопрос об эффективности работы персонала. Все респонденты ответили, что работа выполняется качественно.

Рис.6. Предпочтения проведения досуга в социальном учреждении

 

На (рис.6) представлены ответы респондентов на вопрос о предпочтении проведения досуга. Опрошенные ответили следующим образом: 28% любят смотреть телепередачи и кинофильмы, 22 % занимаются вышивкой и вязанием, 14 % прослушиванием музыкальных композиций, 11 % увлекаются игрой в бильярд, шашки, шахматы, 8 % чтением литературы, 6% занимаются на тренажерах и рисованием, а 5% проживающих любят посещать концерты.

В ходе исследования было выявлено, что пожилые люди удовлетворены культурно-досуговой программой в данном учреждении, что способствует общей гармонизации проживающих.

Для внутреннего и физического спокойствия пожилого человека важен комфорт. На (рис.7) распределены ответы на вопрос о комфортности проживания и функциональности учреждения.

Рис. 7. Функциональность и комфортность учреждения

 

В ходе исследования были получены следующие ответы: 93% удовлетворены комфортными условиями для проживания, отмечают удобство, функциональность, эргономичность, а 7% частично, но все опрошенные ответили, что им комфортно в данном учреждении.

В результате опроса в социальном учреждении для престарелых и инвалидов выяснилось, что качеством предоставляемых услуг все опрошенные полностью удовлетворены.

Взаимоотношения с персоналом и межличностные отношения с другими проживающими доброжелательные, что создает комфорт для пожилого человека и позволяет в короткие сроки обеспечить все необходимые условия для комфортного проживания.

Методы исследования показали, что все поступающие пожилые люди адаптируются болезненно, поэтому была разработана и адаптирована программа социально-психологической адаптации , согласно которой, для того, чтобы сделать переход человека из одной микросреды в другую менее болезненным, необходимо адаптировать его к условиям новой микросреды, то есть, помочь человеку приспособиться к новому социальному статусу и к новым для него условиям проживания в стационарном отделении для престарелых и инвалидов.

Можно сделать выводы, что пожилые люди, оценивающие себя достаточно высоко, легко адаптируются к условиям в социальном учреждении, правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относятся к себе и к окружающим их людям, самостоятельно контролируют свои поступки, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи.

Все поступающие же с низкой самооценкой труднее адаптируются в социальном учреждении, слишком критичны и требовательны к себе и к другим людям, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других, неуверенны в себе, ожидают от окружающих контроля над собой, т.к. сами не могут этого сделать.

Имеется статистически достоверная взаимосвязь между уровнем самооценки и показателем социально-психологической адаптации, т.е. при высоком уровне самооценки процесс социально-психологической адаптации будет успешным, и наоборот, при низком уровне самооценки показатель социально-психологической адаптации будет низким.

Следовательно, мы доказали, что имеется статистически достоверная взаимосвязь между уровнем самооценки и показателем социально-психологической адаптации.

Таким образом, основная гипотеза эмпирического исследования о существовании взаимосвязи самооценки пожилых людей и процесса социально-психологической адаптации полностью подтвердилась.

 

Выводы к главе 2

 

В результате проведенного нами корреляционного анализа мы обнаружили корреляционную взаимосвязь уровня адаптации и самооценки у лиц пожилого возраста.

Шкала самооценки личности (СЛ) по тесту Будасси достоверно связана со шкалами уровня напряженности (УН), то есть можно говорить о том, что чем больше у человека будет выражена внутренняя конфликтность и самообвинение, тем менее адаптивной будет данная личность.

Выяснили, что чем более у лиц пожилого возраста будут выражены такие качества как необщительность, внутренняя конфликтность и самообвинение, тем сложнее будет адаптация, то есть личность будет дезадаптированна. С другой стороны, чем выше будет самоуверенность и самоценность, тем менее дезадаптированнее будет человек.

Корреляционный анализ показал, что чем выше у индивида будет отраженное самоотношение и самоценность, тем больше он будет ощущать собственную ценность «Я». Человек будет чувствовать себя принятым окружающими людьми, что его ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам. Он проявляет общительность, эмоциональную открытость при взаимодействии с окружающими, характерна легкость установления деловых и личных контактов. Чем менее будет развито самообвинение, тем больше индивид будет принимать себя и собственное «Я».

Тест Лазаруса показал, что у большинства испытуемых наблюдается уровень напряженности конфронтационного копинга. А это означает, что разрешение проблемы происходит не всегда за счет целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы.

По данным исследования, на успешность адаптации в преклонном возрасте значимое влияние оказывает осознание адекватной самооценки и принятие собственного «Я», а также отсутствие тревожности и депрессивности.

Таким образом, эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и социально-психологической адаптации пожилых людей в условиях социального учреждения позволило проверить достоверность выделенной нами гипотезы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

За последние десятилетия в ряде стран мира значительно увеличилась продолжительность жизни человека, многие достигают возраста 90 и более лет. В результате этого поздний возраст человека представляется психологу уже не как короткий и тягостный отрезок жизни больных и беспомощных людей, но как значительный по своей продолжительности и социально-психологической значимости период индивидуального пути личностей, не желающих существовать на «обочине» жизни.

Социально-психологическая адаптация проявляется в различных его психофизиологических сферах. По мере старения убывает психическая и физическая деятельность, нарастает интеллектуальная и соматическая несостоятельность.

В основе социально-психологической адаптации человека лежат факторы внутреннего характера, к которым можно отнести личностные особенности, сложившиеся на основе биологических предпосылок, с одной стороны, и влияния социума, с другой.

Большое влияние социального стереотипа старости на подсознательный выбор пожилых людей стратегии адап­тации к возрастному фактору от­мечают В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев[45, с. 31- 32]. Они пишут, что в современном обществе получил распространение образ стариков как бесполезных и обременяющих общест­во людей. Такие стереотипы отрицательно влияют на самочувствие пожилых людей, потому что ощущение себя как ненужных людей, как обузы для своих детей – является психологической основой общественной и профессиональной пассивности пенсионеров.

Люди позднего возраста вынуждены приспосабливаться не только к новой ситуации вовне, но и реагировать на изменения в самих себе. Для подавляющего числа людей старость и болезни неразрывно связаны. В нашей выборке 99,9% респондентов заявили, что в рейтинге жизненных проблем на первом месте для них стоит проблема здоровья.

В этой связи возникает закономерный вопрос: как человек позднего возраста оценивает себя и свое актуальное существование в свете новых обстоятельств, в которых он оказался, и изменений, происшедших в нем самом, т.е. вопрос о самооценке в старости как важнейшем регуляторе поведения.

Попадая в новые для пожилого человека условия социального учреждения, пенсионер вынужден вырабатывать для себя определенную стратегию социально-психологической адаптации. В этот период очень важно, чтобы человек повернул свой взгляд внутрь себя. При этом важно помнить, что инвалидность не является ограничительным фактором для самопознания и саморазвития. Девизом жизни в этом случае может служить выражение: «Инвалидность – это не конец жизни».

В формировании такого рода жизненной установки большую помощь может оказать психолог социального учреждения, проводящий планомерную работу по формированию эмоциональной устойчивости, уверенности в себе. Очень важно при этом включение пожилого человека в группу, даже совсем небольшую, но способствующую формированию чувства включенности. Навыки межличностного общения, не сформированные ранее или прерванные в связи с помещением в социальное учреждение, могут и должны быть сформированы, восстановлены и укреплены.

В тоже время следует отметить, что социально-психологическая среда имеет непосредственное отношение к формированию самооценки человека.

В связи с множеством объективных и субъективных причин, люди пожилого возраста, находящиеся в условиях стационарного пребывания обладают чаще всего неадекватной самооценкой. Так как самооценка зависит от ранних жизненных направлений и нынешних условий жизни, неадекватная самооценка людей пожилого возраста возникает вследствие жизненной неустроенности.

Для того, чтобы пожилые люди обладали адекватной самооценкой необходимо повысить уровень жизни пожилых (государственная политика), проявлять любовь, внимание и оказывать социальную и психологическую поддержку этим людям.

На начальном этапе пребывания в социальных учреждениях пожилые люди переживают кризисную ситуацию, связанную с изменением привычного стереотипа, необходимостью считаться с новым окружением, регламентированным порядком учреждения, ощущением «несвободы» и зависимости.

Проведенное исследование показало, что социально-психологические технологии адаптации пожилых людей в социальных учреждениях стационарного типа осуществляются с учетом двух направлений: сущностно-содержательного и ситуационно-временного.

Первое из них связано с последовательно проводимой деятельностью по устранению стрессового состояния, созданию комфортных условий проживания и активной деятельной среды в стационаре.

Второе, ситуационно-временное направление социальных технологий выглядит как определенное приложение усилий социально-адаптирующего воздействия в конкретные периоды пребывания пожилого человека в социальных учреждениях: две недели в приемно-карантинном отделении, расселение в жилую комнату, шестимесячное пребывание в учреждении.

Проведенное нами исследование на I этапе исследования показало, что для пожи­лого человека практически исчерпаны воз­можности серьезных реальных изменений в его жизненном пути, но он может беско­нечно много работать со своим жизненным путем в идеальном плане, внутренне.

Благодаря эмпирическому исследованию по методикам было установлено, что существует связь между процессом социально-психологической адаптации пожилых людей, проживающих в социальном учреждении, и уровнем напряженности. А также, что существует связь между процессом социально-психологической адаптации пожилых людей, проживающих в социальном учреждении, и уровнем самооценки личности.

Имеется статистически достоверная взаимосвязь между уровнем самооценки и показателем социально-психологической адаптации, т.е. при высоком уровне самооценки процесс социально-психологической адаптации будет успешным, и наоборот, при низком уровне самооценки показатель социально-психологической адаптации будет низким.

Проведенное нами исследование на II этапе исследования показало, что компонентом социально-психологических технологий адаптации пожилых в социальных учреждениях стационарного типа является общественно полезная деятельность, участие в досуговых мероприятиях, коммуникативная деятельность, а еще проведенные тренинговые занятия.

Организатором процесса социализации пожилых людей является психолог, реализующий положения социально-психологической адаптации и последовательность действий в социально-психологических технологиях. Наличие должности психолога в социальных учреждениях позволит активно реализовывать психологические предпосылки пожилых людей к социализации их в новых условиях.

Все эти компоненты в их тесном взаимодействии оказывают положительное влияние на пожилого человека, способствуя не только его социально-психологической адаптации в новых условиях, но и социализации, поддержанию активного образа жизни, предупреждению наступления преждевременного старения. Система социально-психологической помощи может снимать у пожилого человека чувство неполноценности.

Исследование показало, что формирование у пожилых людей объективной оценки своей деятельности, самого себя, способствует формированию положительной социально-психологической адаптации.

Таким образом, гипотеза о том, что социально-психологическая адаптация пожилых людей в социальном учреждении будет иметь положительную динамику при наличии программы социально-психологической адаптации, соблюдении потребностей пожилых людей, благоприятном психологическом климате, нашла свое подтверждение.

 

Список литературы

 

  1. Александрова М.Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения/Психология старости и старения. — М.: Академия, 2003.
  2. Абрамова Г.С. Практическая психология. 6-е изд. перераб. и дополн.- М.: Академический Проект, 2003.
  3. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в первой половине старости// Вестник Моск. ун-та. Психология.-1990. -№1.С-24-38с.
  4. Бондаренко И.Н. Мониторинг положения пожилых людей в условиях рыночных отношений /М.2001.
  5. Будасси С. А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе // Вопросы психологии. — 1971. — № 3. С-138-143с.
  6. Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., и др. Методика психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: пособие для врачей и мед. психологов — СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2009.
  7. Воронина О.А. Внутриличностный конфликт и социально-психологическая работа с ним в условиях дома-интерната для престарелых. -М.2003.
  8. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс]: Электрон. журн. URL:: http://www.who.int/topics/ru .
  9. Григорьева И. А. Социальное обслуживание пожилых и развитие сообществ: применим ли западный опыт в России? // Отечественные записки: электрон.науч.журн. -2005.-№ 3.С-24с.
  10. Гуслова М. Н. Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования. — М.: Изд., центр «Академия»,2007.
  11. Гулина М.А. Психология социальной адаптации и дезадаптации личности. Психология социальной работы. — М. 2002.
  12. Давыдовский И.В. Что значит стареть. — М.: Знание, 1967.
  13. Дельпере Н. Защита прав и свобод граждан преклонного возраста. — М.: Деловая лига, 1993.
  14. Демографические аспекты старения населения России// Отечественные записки: электрон.науч.журн.2005.№3 [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/oz/2005/3/2005_3_6.html.
  15. Дементьева и др. Организация медицинского обслуживания лиц пожилого возраста в домах-интернатах. Методические рекомендации. — М.:МГУ, 1985.
  16. Дементьева Н. Ф. , Шаталова Е. Ю. Социально-психологическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах. Методические рекомендации. — М.: МГУ, 1992.
  17. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. — СПб.: Питер, 2001.
  18. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
  19. Ермолаева М. В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: учеб. пособие. — М.; Воронеж.: МОДЭК, 2004. С. 280.
  20. Истратова О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
  21. Кемпер И. Легко ли не стареть? — М.: Прогресс, 1996.
  22. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб.: Питер, 2005.
  23. Котова З. Ф. Медико-Социальная характеристика пожилых людей с психическими расстройствами и организация их социальной реабилитации в центре социального обслуживания. Медицинские Диссертации / З. Ф. Котова: автореф. дис. канд.мед.наук. М.: 2007. [Электронный ресурс] URL: http://medical-diss.com/medicina/mediko-sotsialnaya-harakteristika-pozhilyh-lyudey-s-psihicheskimi-rasstroystvami-i-organizatsiya-ih-sotsialnoy-reabilitat-1#ixzz3b9pKvGbV.
  24. Козлова Т. З. Пенсионеры о себе. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 2001.
  25. Краснова О. В.. Социальная психология старости: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во., центр: «Академия»,
  26. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. — М.: 2007. — № 3 С- 93-112с.
  27. Марцинковская Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. — М.: 2007. -№3.
  28. Маклаков, А. Г. Общая психология. [Электронный ресурс]: Психология (А-Я) / СПб: 2001. URL: http://azps.ru/articles /adaptaciya_cheloveka.html..
  29. Маркарян, А.С. Вопросы системного исследования общества. — М.: Изд-во «ЗНАНИЕ», 1972.
  30. Морозов, В. В. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ // Социально-политический журнал. — 2002. — №1.
  31. Мусина-Мазнова, Г. Х. Социальная психология: теория и практика: учебное пособие / Г. Х. Мусина-Мазнова. Изд-й дом «Астраханский университет», 2012.
  32. Никишина В.Б. Психодиагностика в системе соц. работы: Учебные пособия для студ. высш. учеб.заведений. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,2004.-208 с.
  33. Обозов, Н.Н. Психодиагностика личности /Н.Н. Обозов. — СПб.: Питер, 1998.
  34. Обозов, Н.Н.. Психология работы с людьми / Н.Н. Обозов, Г.В. Щекин. — Киев, 2000.
  35. Обозов, Н.Н. Словарь практического психолога /Н.Н. Обозов.- СПб.: Питер, 2001.
  36. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  37. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка (С-Я) / С.И Ожегов., Н. Ю Шведова. — Б.м.:»Азъ», 1992.
  38. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы. — М.: «Дашков и Ко», 2004.
  39. Петров, И. М. Неформальные молодежные объединения // Социально-гуманитарные знания . -2002 . -№5. С-18-35с.
  40. Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг/ Сост. Н.С.Дегаева, Г.В.Сабитова.-М.: ГосНИИ семьи и воспитания,2003.- Вып.4.
  41. Порядок проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания Тверской области. (Приложение анкета) Протокол №2 от 22.04.2015 года.
  42. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. Практическое руководство. — М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007.
  43. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. — М.: Аспект-Пресс, 2005.
  44. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2007.
  45. Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. — М.: Школьная пресса, 2000.
  46. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — М.: Аспект Пресс, 1997.
  47. Трансформация социального обслуживания пожилых людей в условиях старения населения. Электрон.журн. URL: http://cheloveknauka.com/transformatsiya-sotsialnogo-obsluzhivaniya-pozhilyh-lyudey-v-usloviyah-stareniya-naseleniya#ixzz3axbom9L7 .
  48. Учебное пособие по психологии старости. Для факультетов: психологических, медицинских, социальной работы. — Самара.: БАХРАХ, 2004.
  49. ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
  50. ФЗ от 29 сентября 2011 г. №359 «Об утверждении административного регламента Министерства социальной защиты населения Тверской области по предоставлению государственной услуги по направлению граждан на стационарное социальное обслуживание в подведомственные учреждения».
  51. ФЗ от 28.09.2011 г. №348 «Об утверждении Административного регламента Министерства социальной защиты населения Тверской области по предоставлению государственной услуги предоставление социального обслуживания на дому гражданам, нуждающимся в нестационарном социальном обслуживании».
  52. Фирсова Н. Г. Пожилой человек как субъект возрастных изменений: особенности самооценки // Пожилой человек как субъект возрастных изменений: особенности самооценки: материалы III Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2012.
  53. Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебное пособие. — М.: «Дашков и К», 2009.
  54. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. — СПб.: Питер Пресс, 2005.
  55. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 2013.
  56. Шабанов В. Развитие социального обслуживания пожилых людей – одно из ключевых направлений социальной работы. // Социальная работа. — 2004. — № 1. С-6-9с.
  57. Щетинина Е. В. Проблема адаптации пожилых людей, проживающих в домах-интернатах // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 834-836.
  58. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. — М.: ВЛАДОС, 2003.

 


Страницы:   1   2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф