Меню Услуги

Совершенствование деятельности государственных органов власти в целях содействия занятости населения в Чукотском автономном округе

Страницы:   1   2   3   4


СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты исследования регулирования занятости населения Российской Федерации
  • 1.1. Регулирование занятости населения: понятие, сущность, особенности
  • 2.2. Методы и инструменты регулирования занятости населения
  • Глава 2. Анализ деятельности государственных органов власти в целях содействия занятости населения в Чукотском автономном округе
  • 2.1. Специфика занятости населения в Чукотском автономном округе
  • 2.2. Основные направления деятельности государственных органов власти в целях содействия занятости населения в Чукотском автономном округе
  • Глава 3. Направление совершенствования регулирования занятости населения в Чукотском автономном округе
  • 3.1. Перспективы регулирования занятости населения в Чукотском автономном округе
  • 3.2. Мероприятия по совершенствованию деятельности государственных органов власти в содействии занятости населения в Чукотском автономном округе
  • Заключение
  • Список использованных источников

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В условиях реформирования российской экономики, одной из задач которой является создание благоприятных условий для функционирования и развития малого и среднего предпринимательства, возникает проблема ликвидации (банкротство) предприятий, тем самым, большое количество трудоспособных, профессионально подготовленных и  квалифицированных специалистов оказываются в трудных для себя условиях социальной и психологической неопределенности.

Граждане, имеющие образование специалиста с большим трудом находят работу, соответствующую их уровню образования. Это связано с тем, что они не могут сориентироваться на рынке труда и определить перспективу своего поведения перед новым работодателем, а потенциальный работодатель подчас не умеют оценить знания и опыт соискателя работы. Поэтому, огромные личностные и профессиональные возможности значительной части населения остается невостребованным социумом.

Таким образом, проблема занятости населения неразрывно связана с людьми, их профессиональной деятельностью. Несмотря на то, что в последние годы в России постоянно уделяется большое внимание занятости населения, тем не менее, вопросы совершенствования деятельности органов государственной власти в целях содействии занятости населения по-прежнему являются весьма актуальными.

Степень разработанности проблемы. Вопросы реформирования органов власти в сфере занятости населения освещены в трудах отечественных ученых: В. Буланова, О. Белокрыловой, Н. Волгина, И. Заславского, Л. Костина, А. Котляра, Р. Капелюшникова, С. Рощина, О. Белокрыловой, В. Бобкова, Н. Варгина, Г. Вукович, Л. Еловикова, С. Змияка, А. Коровкина, Р. Мумладзе, С. Трунина, А. Широва, Т. Ясоновой, А. Янтовского и др.

Из зарубежных исследователей следует отметить: А. Смита, Д. Рикардо, А. Пигу, Дж. Кейнса, В. Леонтьева, М.Фридмана, П. Самуэльсона, Р. Бара, Э. Долана, Я. Корнаи, А. Маршала С. Брю, К. Макконнел, А. Томпсон, Ф. Хайек, Й. Шумпетер и др.

Целью исследования является разработка направлений совершенствования регулирования занятости населения в Чукотском автономном округе.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:

— рассмотреть понятие, сущность, особенности регулирование занятости населения;

— раскрыть методы и инструменты регулирования занятости населения;

— провести анализ деятельности государственных органов власти в целях содействия занятости населения в Чукотском автономном округе;

— исследовать специфику занятости населения в Чукотском автономном округе;

— раскрыть основные направления деятельности государственных органов власти в целях содействия занятости населения в Чукотском автономном округе;

— раскрыть перспективы регулирования занятости населения в Чукотском автономном округе;

— определить мероприятия по совершенствованию деятельности государственных органов власти в содействии занятости населения в Чукотском автономном округе.

Объект исследования — регулирование занятости населения.

Предмет исследования — деятельность государственных органов власти в целях содействия занятости населения в Чукотском автономном округе.

Методологическая основа исследования. В основу исследования положены общенаучные методы, а именно анализа и синтеза, абстрагирования и аналогии, дедукции и индукции, системного и комплексного подходов, методов структурного, сравнительного, экономического, статистического анализа.

Научная новизна исследования определяется тем, что предпринята попытка выявить ряд актуальных проблем на основе комплексного подхода к изучению и анализу деятельности органов государственной власти в Чукотском автономном округе совершенствования содействия занятости населения.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные исследованию современных методов и методик деятельность органов власти.

Нормативную и эмпирическую основу исследования составили нормативные правовые акты Чукотского автономного округа, государственные целевые программы Российской Федерации, планово-отчетная, аналитическая, статистическая и иная документация органов государственной власти.

Структура исследования состоит из введения, основной части (состоящей из 3-х частей), заключения и списка использованных источников.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

1.1. Регулирование занятости населения: понятие, сущность, особенности

Последствия мирового финансового экономического кризиса отразились практически на всех экономических составляющих, в том числе, на российском рынке труда. В целом, наблюдается тенденция усиления ряда негативных процессов в экономике России: массовое ухудшение структуры спроса и потребления, сокращение спроса на ряд товаров и услуг, свертывание производственной сферы экономической деятельности, малого бизнеса. Результатом является значительное высвобождение рабочей силы, что обусловливает рост общей и регистрируемой безработицы.

Под занятостью подразумевается деятельность населения, связанная с удовлетворением личных потребностей и общественных, которые не противоречат российскому законодательству и приносят им, в большинстве случаев, заработную плату, трудовой доход, основанный на личном труде.

Занятость — социально экономическая характеристика, которая отражает формирование, распределение и применение трудовых ресурсов согласно спросу на основе оценки способностей человека и трудовой деятельности, наличия соответствующей квалификации, компетенций, установленной оплаты труда.

Д.Д. Саксом, Ф.Б. Ларреном под занятостью подразумевалось «движение активной части населения относительно вещественных условий производства в процессе накопления в специфических для данного общества социально- экономических формах».

Западная трактовка занятости ограничивается эмпирической характеристикой. В Оксфордском словаре предложено определение занятости в трех подходах:

  1. Являться оплачиваемым работником за наемную работу;
  2. Число граждан, занятых наемным трудом, в том числе работающих полное и частичное рабочее время;
  3. Наличие дела, приносящего материальную выгоду, включая организацию своего дела и наемный труд.

В отечественной научно-экономической литературе выработано несколько подходов в трактовке занятости, систематизированных в трех подходах:

  1. При узком подходе, занятость определяется как различные виды деятельности, занятие делом приносящим доход, учебой, ведением домашнего хозяйства, воинской службой и так далее;
  2. Усредненный подход занятости рассматривается как понятие, характеризующее распределение трудовых запасов;
  3. Под «Широким» подходом рассматривает занятость как общественные отношения (система отношений) между гражданами по вопросам обеспечения трудовой деятельности и участия в хозяйственной деятельности, определяемые особенностями метода производства.

К занятому населению относятся граждане:

— работающие по найму за вознаграждение;

— осуществляющие индивидуальную трудовую деятельность;

— ведущие домашнее хозяйство;

— военнослужащие;

— предприниматели;

— фермеры, занимающиеся надомным трудом;

— работающие по совместительству.

Занятость населения относится к важной группе исследуемых экономических параметров, определяющих поступательное развитие государства. В процессе исследования формирования и применения трудовых ресурсов и рынка труда в российской экономике данная проблема рассматривалась достаточно полно. Научные исследования усилились в результате формирования рыночной модели экономики.

В результате смены планово-распределительной системы хозяйствования на рыночную экономику, понятие занятости, имеющее, важное теоретическое и прикладное значение претерпело значительные трансформации. С экономической позиции занятость населения представляется сложной категорией, выражающей общественные отношения по вопросам привлечения граждан в общественно-полезную деятельность. Занятость населения рассматривается как «система отношений между гражданами по поводу обеспечения работой  и участия в общественном хозяйстве».

Занятость населения отражает социальное положение экономически инициативной части общества, выступает способом реализации социально-трудового резерва индивидуума. Дикунов характеризует занятость как систему «институционально и социокультурно обусловленных социально-экономических отношений между работодателями, собственниками человеческого капитала, государственными органами по поводу трудового участия населения в различных сферах общественного хозяйства, установления социальных связей и взаимосвязей по использованию человеческого потенциала».

В социальном экономическом плане занятость проявляется в совокупности социально-экономических отношений, характеризующих деятельность экономически активной части населения на достижение определённых трудовых результатов, путём совмещения трудовой деятельности. Занятость ограничена институтами, которые выполняют ограничительные функции поведения субъектов занятости, организовывают их взаимодействие по вопросам использования труда в процессе хозяйственной деятельности, регламентирует социальные механизмы проверки соблюдения норм и правил, регулирующие социальное трудовые отношения.

В подобном определении занятость связывается исключительно с производством материальных благ или оказанием услуг. В то же время, с социальных позиций, несмотря на определенные жесткие реалии, которые продиктованы рыночными условиями современной российской экономики, занятость населения в различных условиях проявляется не только как законное право человека на труд, но и как создание условий для себя и своей семьи нужными средствами существования. Во время Советского Союза под занятым населением понимались все работающие для получения доходов к жизнеобеспечению. Определение «потребность в трудовых ресурсах или рабочих местах» использовался в контексте, что труд в общественном производстве является необходимым источником средств существования.

Анализ полной занятости позволяет сделать вывод о ее взаимосвязи с процессами накопления и потребления. Данный подход, характеризующий сущности занятости населения, закономерен при социалистической модели. Занятость населения занимает важное место в воспроизводственном процессе между распределением и применением трудовых ресурсов и способствует распределению работников по видам деятельности согласно имеющемуся образованию, квалификации.

Занятость является заключительной стадией соединения личностных и вещественных реалий для обеспечения общественного производства. Распределение граждан по сферам и родам деятельности разграничает его использование и определяет результативность общественного производства. Данная особенность отмечалась не в полной мере в исследованиях российских ученых социалистического периода, характеризовавших занятость как планомерное социальное экономическое явление, показывающее производственное отношение между работниками до полного и рационального использования трудового резерва общества.

Данный подход приводит к объединению в единое целое двух относительно автономных процессов — распределения и использования. Основной упор переносится на вторую стадию — применения трудовых ресурсов, а вопросы занятости остаются без соответствующего внимания.

Каждой экономической системе присуща определенная взаимосвязь между населением и его участием в общественном производстве, и занятость воплощается на фоне данного аспекта и социально-экономических отношений. На показатели уровня занятости оказывает влияние форма собственности над производственными средствами в системе рыночного хозяйства и сохранение прежних, а также создание новых рабочих мест с определением характера ведущих производственных отношений.

Занятость населения — экономическая категория, выражающая отношение между социумом и отдельными гражданами в вопросах занятости населения работой, обеспечивающей получение общественно необходимой доходной части, для существования. В настоящее время к категории занятого населения относят граждан, работающих в любом секторе экономики (государственном, частном), результатом трудовой деятельности выступают продукты или услуги.

Занятость населения является источником получения средств существования. Ряд граждан на определенных стадиях жизненного пути не принимают участия при производстве благ и услуг, хотя и находятся в трудоспособном возрасте, и не имеют постоянного дохода. Такое их неучастие в производственных процессах может быть вызвано объективными общественно оправданными причинами. Это категории населения готовятся к общественно-полезной деятельности школьники, студенты, аспиранты или же заняты в непроизводственных сферах, например, военнослужащие, представители силовых структур. Занятость отмеченных категорий граждан, занятых специфическими видами деятельности, вызвана необходимостью поступательного социально-экономического развития общества, студентов — на среднесрочную перспективу.

В связи с этим, в настоящее время понятие занятости должно обладать максимально широкой формулировкой, позволяющей включить в нее всевозможные виды и формы трудовой деятельности населения. Указанное понятие отвечает определению занятости граждан, данному в федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации». Законом рассматривается занятость, как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая не противоречит российскому законодательству и приносит гражданину, как правило, заработную плату, трудовой доход. Данное определение позволяет отнести граждан к категории занятым, работающим в организациях с любыми формами управления организации, на условиях полного либо частичного рабочего времени.

Тем самым, оно дает право вывести из числа занятых граждан, деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей и противоречит закону (браконьерство, воровство и т.д.). Вместе с тем, правовыми актами регламентировано, что занятость не обязательно должна приносить гражданам доходы, а только «как правило», допускает отнести к занятым гражданам тех, которые проходят обучение с отрывом от производства, либо служат в рядах Вооруженных Сил. Несмотря на практически социальное согласие значительной части исследователей с таким толкованием понятия занятости, следует подчеркнуть то, что термин занятости, данный в законе «О занятости населения в Российской Федерации», достаточно дословно повторяет определение толкование понятия труда.

Слова «труд» и «занятость» не являются синонимами. Труд — это деятельность, протекающая в рамках определенной части суток (рабочего времени). Как любая деятельность, труд прерывен, он периодически сменяется различными видами деятельности, отдыхом. В то же время он указывает, что занятость в отличии от труда, не деятельность, а общественные отношения между людьми, прежде всего экономические и правовые по поводу принятия работника в производственный процесс труда на определенном рабочем месте. До тех пор пока трудовая деятельность работника продолжает оставаться в той или иной подсистеме хозяйственного предприятия, эти отношения не прерываются. Так, чтобы отнести граждан к занятым, им достаточно иметь взаимосвязь с каким-либо рабочим местом и являться работником какого-то производственного коллектива, осуществлять индивидуальную трудовую деятельность, предпринимательства и так далее. Положение занятого гражданина, совершенно не зависит от того, работает человек в данный момент или же отдыхает.

Подобный подход к занятости как к определенной системе отношений по вопросу привлечения гражданина в общественную полезную деятельность, является вполне обоснованным. Косвенным образом это определение занятости подтверждается и инициаторами закона при установлении определенных категорий граждан, которых принято считать занятыми. Согласно статье 2 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми признаются граждане:

— заключившие трудовой договор (контракт) и выполняющие работу за денежное вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, в тоже время имеют другую оплачиваемую работу (службу), включая сезонную, временную;

—  осуществляющие предпринимательскую деятельность;

— обеспечивающие себя работой самостоятельно;

— ведущие подсобное хозяйство (промысел) и реализацию продукции по договорам;

— оказывающие услуги по гражданско-правовому договору (договору подряда), члены производственных кооперативов (артелей);

— избранные, назначенные и/или утвержденные на государственную (муниципальную) должность;

— проходящие воинскую службу, а также службу в органах внутренних дел;

— обучающиеся на очным отделении в образовательных организациях различного уровня и профиля;

— отсутствующие на рабочем месте временно, в связи с нетрудоспособностью, нахождением в отпуске, направлением на повышение квалификации, приостановкой производства, в связи с забастовкой или обстоятельствами форс-мажорного характера.

Сотрудник остается формально занятым, потому что существуют регламентированные взаимоотношения между работодателем и сотрудником в вопросах его трудовой деятельности, но это не трудовая деятельность, приносящая постоянный доход. Таким образом, происходит трансформация понятия занятости населения, сохраняется процесс, требующий углубленных исследований.

Различают полную и эффективную занятость. Ситуация полной занятости населения является желаемой и указывает на сбалансированную политику в области трудовой занятости, осуществляемую федеральными  и региональными службами. Подобное положение возникает при наличии баланса между спросом и предложением трудовых ресурсов. Эффективная же занятость определяется с двух точек зрения: с экономической — как наиболее обоснованное использование человеческого потенциала, с социальной — как наиболее полная гармоничность интересам работника. Соответственно, если полная занятость отражает трудовую деятельность с количественной стороны, то эффективная — с качественной.

Разница между спросом и предложением на рынке занятости свидетельствует об отступлении от условий полной и эффективной занятости и приводит к возникновению безработицы. Увеличение показателей занятости происходит без увеличения числа рабочих мест за счет распределения их между работниками и сокращения рабочего времени. Под гибкими формами трудовой деятельности понимается занятость с различными режимами неполного рабочего времени.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Не полностью занятыми считаются граждане, у которых период рабочего времени меньше принятого государством норматива, в том числе занятые на работах с вахтовым методом. Занятость в режиме неполного рабочего дня или сокращенной рабочей недели, а также отпуска с ведома администрации без сохранения заработной платы или с частичной оплатой за количество лет стали массово распространенной практикой на многих отечественных предприятиях.

Дифференцируют 2 формы неполной занятости:

Видимая неполная занятость — это занятость на период полного рабочего дня (недели, сезона, года), которая приносит доход в нормальных для данного региона размерах;

Невидимая неполная занятость – в значительной степени аналитическое понятие, с затруднением поддающееся применению измерительных параметров. С помощью данного понятия отражается дисбаланс в применении труда и иных производственных факторов. Показатели неполной занятости — низкие доходы, неполное применение квалификационного потенциала служащего, низкие показатели производительности труда.

В настоящее время имеется два противоположных мнения относительно данного экономического явления:

  • Неполная занятость;
  • Форма скрытой безработицы.

Некоторые авторы занимают промежуточное положение, называя неполную занятость неучтенной безработицей, и не соглашаются с позицией тех, кто предлагает ее учитывать при определении настоящего уровня безработицы, таких как:

— трудовая деятельность с использованием нестандартных организационных форм и методов использования рабочего времени, которая включает в себя занятость по контрактам на краткий период, в том числе труд случайного характера. В ряде государств данная разновидность трудовой деятельности осуществляется путем подписания трехсторонних соглашений между органами службы занятости, предпринимателем и временным специалистом;

— организация собственного дела граждан — форма трудовой инициативы населения, осуществляемая без заключения трудовых отношений с работодателем или в качестве работодателя — предпринимательство в сфере производства товаров или услуг.

При определении занятости, учитываются экономические, институциональные, социальные и трудовые показатели регионального хозяйства, целесообразно выделение 6 статусов занятости населения (рис.1).

Рисунок 1 — Статусы занятости населения

 

Содержательная характеристика указанных категорий граждан предполагает развитие методического обеспечения активизации занятости граждан в различных регионах. Происходящая в настоящее время модернизация формы и видов занятости населения оказывает существенное влияние на эффективность социально-экономических процессов.

Занятость определяет характер, условия и степень вовлечения трудоспособного населения в процессе хозяйствования.

Занятость характеризует деятельность населения, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей.

К самостоятельным работникам относятся граждане, трудящиеся за свой счет, организовавшие свою трудовую деятельность, обладающие средствами производства или взявшие их в лизинг, отвечающие за выпускаемый  продукт и самостоятельно реализующие его.

При временной занятости сотрудника принимают на работу на период отсутствия постоянного работника на определенный срок с сохранением за предыдущим рабочего места (наличие в штате сотрудника, находящегося в отпуске по беременности). Совместительская занятость – занятость граждан одновременно в нескольких учреждениях или на нескольких должностях (научные работники).

К группам граждан, можно отнести граждан занятыми:

— работай по найму, за вознаграждение;

— отсутствующих временно в связи с отпуском и по другими причинами;

— обеспечивающие себя самостоятельно работой;

— избранных на государственные (муниципальные) должности;

— проходящих службу в Вооруженных силах и МВД;

— студенты, очно обучающиеся в образовательных учреждениях.

Помимо ранее приведенных видов занятости в государственном и частном секторе экономики, новейшим явлением в области занятости населения является деятельность в частном секторе экономики, под которым подразумевается экономическая деятельность части населения, не выплачивающих налоги и трудящихся в незарегистрированных экономических образованиях.

Международной организацией труда неформальный бизнес-сектор рассматривается как совокупность мелких частей, производящих и распределяющих товары и услуги и состоящих из независимых производителей. Большинство используют труд членов семьи, несколько наемных работников или учеников. В неформальном секторе дифференциируют такие разновидности профессиональной занятости, как: частная репетиторская деятельность, преподавание, фриланс (свободный работник, не числящийся в штате), оказание медицинских услуг, выполнение строительных работ, ремонт бытовой техники, пошив одежды, мелкая торговля.

Для полноты проведения анализа занятости как экономического явления следует упомянуть о таких категориях граждан, которые заняты в теневой экономике, криминальном бизнесе. Сектора теневой экономики, относящиеся к производственной сфере, нами признаются отчасти менее пагубными для общества, хотя производство поддельной продукции, например, подпольный (не облагаемый налогами) выпуск обуви, более безопасен для общества по сравнению с выпуском, например, фальсифицированных лекарственных средств, которые могут стать причиной массового летального исхода среди населения. Именно в транзитивную стадию перехода экономики России от планово-распределительной системы к рыночной данный сектор получил широкое развитие, нанеся значительный ущерб экономике, национальной безопасности, здоровью граждан.

В контексте рассматриваемой темы следует обратиться также к понятию безработицы — сложному, многоаспектному социально-экономическому явлению, присущему обществу с рыночной экономикой, когда определенное количество трудоспособного населения, незанятого в производстве товаров и услуг, не в состоянии осуществить полную реализацию своей рабочей силы на рынке труда вследствие отсутствия подходящего рабочего места, соответствующего компетенциям, квалификации, образовании. В результате безработная часть населения лишена заработной платы как главного источника средств, требуемых для  жизнеобеспечения.

Механизм рынка труда — взаимодействие и нахождение консенсуса между интересами работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму, базируется на имеющейся на рынке информации о среднем уровне заработной платы, вакансиях, требования к характеристикам человеческих ресурсов (рис. 2).

Рисунок 2 — Элементы механизма рынка труда

 

Рынок труда следует рассматривать как комплекс социальных трудовых отношений в области оплачиваемой трудовой деятельности по поводу условий найма и использования человеческих потенциалов. Рынок труда, аналогично любой иной системе, обладает структурой отношений на рынке труда, в которой дифференциируют субъекты, институты, инфраструктуру.

Основными субъектами рынка занятости являются наемные работники (занятые и безработные, ищущие работу), наниматели, предлагающие рабочие места или заключившие договоры с наемными работниками. Помимо указанных непосредственных участников, на рынке труда функционируют определенные субъекты: государство, устанавливающее обязательный регламент на рынке, и профсоюзные организации, объединяющие наемных работников для совместного представления личных прав и интересов граждан.

Современный рынок труда характеризуется достаточно высокой степенью неоднородности. Это многослойная структура, характеризующаяся соотношением государственных и рыночных устройств регулирования, территориальным границами, профессионально-квалификационными и социально-демографическими характеристиками наемных работников, качеством рабочих мест, соотношением спроса и предложения.

Теория сегментированного рынка труда основана на существовании неконкурентных групп работников, привязанных к определенным рабочим местам в ситуации ограниченного взаимодействия между данными группами. Каждому сегменту присуща определенная  роль в механизме функционирования рынка труда.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

На федеральном уровне проблемам занятости населения уделяется достаточное внимание. Разрабатываются и принимаются антикризисные нормативно-правовые акты, вносятся изменения в действующие акты. Процесс стабилизации положения на отечественном рынке труда следует охарактеризовать как приоритетное направление социально- экономической политики, осуществляемой российским руководством. Это также обусловлено тем, возникший кризис привел к усилению уже имеющихся проблем, таких как:

  • Дефицит трудовых ресурсов;
  • Территориальное и структурное несоответствие спроса и предложения на рынке труда.

В целях реализации государственной политики в области занятости населения были расширены вопросы субъектов Российской Федерации. Регионам вменена обязанность по оказанию поддержки безработным гражданам, потенциальным безработным, по реализации территориальных программ, регулирование ситуации на рынке труда субъектов Российской Федерации, что актуализирует задачу подготовки и реализации региональной политики занятости.

Федеральными нормативно-правовыми актами с примерно одинаковой периодичностью оперируют определениями «содействие занятости населения» и «организация занятости населения». В русском языке термин «содействие» означает деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь, а также поддержку в какой-нибудь деятельности. Со своей стороны, «организация» — это все равно, что подготовка, налаживание, объединение кого- или чего-либо для какой-нибудь цели, а также упорядочение чего-нибудь.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» принята Программа по созданию правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда. Задачами Программы являются устранение роста напряженности на рынке труда; привлечение иностранных специалистов в соответствии с потребностями экономики; содействие в поддержке высокой квалификации и сохранению здоровья и занятости населения, обеспечение защиты трудовых прав работников.

При выработке инновационных подходов и решений проблем в сфере занятости населения в России требуется принимать во внимание существующие различия субъектов Российской Федерации в наличии различных ресурсов: трудовых, природных. Проблемы, которые необходимо решать региональным властям различны. Адаптация эффективного отечественного и зарубежного опыта реализации политики занятости будет способствовать восстановлению экономического роста.

1.2. Методы и инструменты регулирования занятости населения

Регулирование рынка труда является достаточно сложным комплексом мероприятий, которые распространяются не только на занятость граждан страны, но также на прочие составляющие экономики.

Методы и инструменты эффективного функционирования рынка труда предполагают учет экономических законов, подходов и механизмов, значительно влияющих на показатели степени занятости населения, что позволяет определять принимаемые на различных иерархических уровнях государственного управления решения, нацеленные на стабилизацию. Управление рынком труда целесообразно рассматривать как совокупность функций регулирования, осуществляющие государственными органами власти для приведения соотношения предложения рабочей силы и спроса на нее в состояние баланса. Методы и инструменты регулирования рынка труда рассматриваются как подсистема общего механизма регулирования единой экономической системы, это своего рода «механизм равновесия». Государство влияет на рынок труда, на функционирование всех рынков и в целом на экономическую систему. Государство, являясь основным субъектом — регулятором на отечественном рынке труда, оказывает регулирующее действие на правила взаимоотношений работников и работодателей. Для повышения эффективности инструменты государственного регулирования в сфере трудовых отношений должны быть прозрачной и открытой системой, обусловливаемой объектами, субъектами и характером взаимосвязей между ними.

Вопрос о степени государственного регулирования на рынке занятости сегодня является дискуссионным. Некоторые отечественные ученые придерживаются мнения, что необходимость государственного управление региональным рынком труда обусловлена наличием определенного единственного элемента, где действие рыночного устройства оказывается неэффективным, поэтому участие государства в регулировании рынка занятости  является  обязательным.

Также имеется мнение, что вмешательство государства в функционирование, например, регионального рынка труда зачастую малоэффективно. Согласно данной концепции отечественный рынок труда характеризуется высокой степенью регулированности, что подтверждается интегральными оценками жесткости (гибкости) трудового законодательства, разработанными и опубликованными Всемирным банком, Международной Организацией Труда (МОТ). Руководство данных организациях отмечает, что с правовой точки зрения российский рынок труда зарегулирован и стремится быть лучшим по сравнению с остальными странами с рыночной моделью экономики.

По мнению ученных, наиболее аргументированной, является видение проблемы экономистов-исследователей, свидетельствующих о необходимости соединения государственного управления и рыночного саморегулирования рынка труда. Важной задачей государства является регулирование эффективной занятостью граждан, достигаемая на основе повышения и улучшения благосостояния и качества жизни, роста конкурентоспособности институциональных единиц рынка труда, стимулирования рационального направления трудовых ресурсов по видам экономической деятельности, а так же предоставление гарантий в сфере трудовых отношений. Осуществление отмеченных целей, не подразумевает, что государство вмешивается в развитие экономических процессов. Его влияние сосредоточено главным образом на оказание поддержки занятости населения, предупреждения или сокращения безработицы через ключевые государственные механизмы и инструменты управления.

В настоящее время многими специалистами отмечается необходимость в разработках, внедрении пилотных проектов, основанных политике, грамотно скоординированной федеральными и региональными органами власти, работодателями, профсоюзами и направленной на повышение занятости населения и уменьшение безработицы по России и ее субъектам.

Государственные механизмы регулирования занятости включают разнообразные методы и инструменты, используемые органами государственной власти различных уровней для повышения уровня занятости и обеспечивающих эффективное регулирование рынка труда (рис. 3).

Рисунок 3 — Основные механизмы государственного регулирования рынка труда

 

Административные методы относятся к хозяйственной деятельности и базируются на силе государственной власти и включают запретительные, разрешающие и принудительные меры (деятельность, регулирующая демографические и миграционные процессы; лицензирование деятельности учреждений; создание новых рабочих мест).

Экономические методами вырабатываются стимулы у участников рынка труда и корректируется поведение для повышения эффективности занятости. Государством применяются следующие инструменты:

— уплата налога от трудовой деятельности;

— налоговые льготы предоставление предприятиям, организующим и сохраняющим рабочие места;

— правительственные расходы на финансовое обеспечение мероприятий в области содействия трудоустройства;

— вложение государственных инвестиций;

— размещение государственных заказов;

— субсидирование занятости, поощрение самозанятости;

— дотации и субсидии субъектам Российской Федерации.

Отмеченные инструменты носят прямой и косвенный характер — влияя на рынок труда, они воздействуют также и на прочие рынки: финансовые, товарные, рынки недвижимости, финансируя предприятия различных форм экономической деятельности на повышение производственных мощностей, автоматизацию и механизацию производственной деятельности, внедрение инновационных технологий, природоохранные мероприятия, государством осуществляется стимулирование увеличение новых рабочих мест.

Посредством системы государственного потребностей и государственных заказов происходит спрос на труд в различных видах экономической деятельности, получающих государственные заказы — оборонной промышленности.

Государством может увеличиваться занятость трудовых ресурсов в экономике страны при помощи инструментов фискальной, денежно-кредитной политики, что оказывает влияние на усиление деловой активности в России.

Организационные подходы применяются государством в целях создания социально-экономических условий для каждого участника рынка труда. К основным инструментам данной группы относят:

— утвержденные территориальные схемы развития;

— прогноз рынка труда;

— организация деятельности служб занятости населения;

— работа, направленная на профессиональную ориентацию граждан.

Подготовка и реализация данных инструментов находится в ведении органов государственной власти субъектов России. Важную роль в государственном управление регулирования рынка труда выполняют законодательные методы. Государственная политика базируется на законодательстве и имеет нормативно-правовое исполнение, вследствие того, что для высокоэффективного функционирования рынка труда необходимы законодательные акты, нормы, правила, регулирующие взаимоотношения между субъектами рынка, формирующие аналогичные возможности для реализации ресурсов участников рыночных отношений.

Законодательство о рынке труда и занятости в России представляет свод нормативных актов, которые основаны на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативных и правовых актов Российской Федерации. С помощью базовых законодательных актов установлены правовые, экономические, административные, организационные, социальные основы государственной политики содействия занятости населения, при помощи которых государства реализует конституционные права граждан России на труд и социальную защиту от безработицы.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4