Меню Услуги

Разработка визуального образа живого этнографического музея под открытым небом «Русская изба»

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Выявление визуального образа русской избы
  • 1.1. Сравнение и анализ традиционных жилищ народов Урала и общие сведения о русской избе
  • 1.2. Формирование визуального образа «Русской избы»
  • Глава 2. Разработка концепции визуального образа «Русская изба»
  • 2.1. Описание живого этнографического музея под открытым небом «Русская изба»
  • 2.2. Описание и анализ аналогов
  • 2.3. Концепция игры для живого этнографического музея под открытым небом «Русская изба»
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение

Живой этнографический музей под открытым небом «Русская изба» это мероприятие, приуроченное к празднованию Дню города Екатеринбурга. Хотя исторической датой дня рождения города является 18 ноября, день города фактически празднуется в третью августовскую субботу. День города — это уникальная возможность показать экспозицию музея огромному количеству людей.

Праздники, посвященные дню основания города, проводятся во многих городах России. Мною были просмотрены программы празднования Дня города в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске и Екатеринбурге. На основе проведенного анализа мероприятий, можно сказать, что основа праздничных программ – это мероприятия развлекательного характера. Меньшая часть — это просветительно-развлекательные программы, например, отдающие дань уважения героям войны, поднятие флага города, фестивали книг, спортивные мероприятия. Программ похожих на живой этнографический музей под открытым небом «Русская изба» в других городах не проводится.

Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что живой этнографический музей под открытым небом «Русская изба» несет в себе культурно-значимые традиции русского быта, народных обрядов и ритуалов, помогает получить знания о прошлом, узнать, как жили наши предки, как обустраивали свой быт, как обставляли дом. Живой музей дает представление о внутреннем убранстве избы: горницы, красного угла, девичьей, детского угла и других зонах крестьянского жилища и подворья. Дает представление, не только о практической функции, но и символической, магической, эстетической функциях русской избы. А сохранение традиций русского народа, очень важно для общества потому, что бесценные знания народной культуры могут исчезнуть в недалеком будущем. В ритме современной жизни в нашем обществе постепенно утрачиваются многие национальные традиции. Юное поколение зачастую не знает и не осознает многогранности культуры своего народа. Многие предметы быта, потерялись свои функции и исчезли из обихода современного человека, ритуалы потеряли свою значимость или вовсе забыты. Сохранение культурных традиций не дает человеку забыть своих предков и родных. Зная свои корни, историю и традиции, можно сохранить свою отличительность, а передавая эти знания детям – будущим поколениям. Поэтому культура является мостиком между прошлым, настоящим и будущим.

Живой этнографический музей под открытым небом «Русская изба» является уникальным мероприятием, приуроченным к празднику Дня города, среди российских городов. Если рассматривать российские и зарубежные музеи под открытым небом, то видно, что чаще всего это этнографические деревни, возникшие естественным или искусственным образом. В них воспроизводится жилые постройки, быт, обычаи и обряды того или иного народа. Экспозиция таких музеев чаще всего доступна круглый год и находятся такие музеи за пределами города. Уникальность живого этнографического музея «Русская изба», так же состоит в том, что музей является мобильной площадкой, его привозят и возводят в центре города, он не привязан к местности, следовательно, развлекательно-просветительская деятельность музея найдет большее количество посетителей.

Так как гуляния в день города носят массовый характер, то и целевая аудитория у проекта чрезвычайно широка. Музей «открывает свои двери» в дневное время, поэтому, что-то интересное там могут найти и взрослые и дети. Народные обряды и ритуалы прошлого обретут новое звучание, что крайне актуально в наше время, отдать дань русским традициям, показать и передать опыт прошлых лет молодому поколению. Контактный зоопарк вызовет интерес у детей, «Девичий угол» будет интересен для женщин, там можно попробовать себя в искусствах женского рукоделия, таких, как ткачество. «Мужской угол» даст возможность мужчинам попробовать свои силы в гончарном искусстве, работе кузнеца или резьбы по дереву. Развлекательная программа вовлечет посетителей в народные забавы, а возможность получить знания о прошлом, попробовать традиционные ремесла, «пощупать» экспонаты выставки делает музей действительно

«живым» и интерактивным мероприятием. Все это обуславливает актуальность дипломной работы.

Исследовательская и проектная проблема. Живой этнографический музей располагается в историческом сквере на Плотинке со стороны улицы Воеводина. Так как программа музея приурочена к празднованию Дня  города, то нет возможности ставить на Плотинке русскую избу как дом, это будет не целесообразно, так как возможность показать экспозицию музея сократится в разы, приведет к образованию очередей и не привлечет должного внимания.

В связи с этим была поставлена проектная задача показать внутреннее убранство русской избы, не ставя саму избу. «Углы» избы выставлены на улице, на территории исторического сквера, где окружающая природа является и дополнением, и ограничивающими рамками музея. Но когда  избу

«разбили» на отдельные «углы», потерялся целостный образ избы. Люди могут посетить лишь отдельную часть экспозиции или поучаствовать в каком-то интерактиве и пропустить остальную часть экспозиции и не останется ощущения «русской избы», образ не сложится. Живой этнографический музей под открытым небом «Русская изба», в том виде, как это экспонировалось прошлые годы не особо привлекал внимание горожан. Из этого следует, что разработка образа живого этнографического музея под открытым небом «Русская изба» не ставилась приоритетной задачей для организаторов, поэтому образ не был продуман и разработан. Тем самым, можно сказать, что в предыдущие разы, несмотря на интересную экспозицию и интерактивную подачу образ «русской избы» не получилось воссоздать.

Степень разработанности исследуемой темы. Тема изучения традиционного русского жилища, традиций и быта исследована в работах авторов В.Б. Кошаева, М.А. Некрасовой, А.Ф. Некрылова и др. Музеи под открытым небом были изучены в работе В.Г. Шмелева, тема восприятия досуга, сохранения культурных традиций и организации культурно – досуговых мероприятий изучены в работах авторов Г.А. Аванесовой, Л.А. Акимовой, А.Ф. Волокина, А.Д. Жаркова и др. Вопрос визуального образа и его формирования был изучен в работах авторов Е.В. Байковой, Н.С Кузнецовой, К. Линч, А.Н. Масловой, В.С. Пирогова и др. По изученному материалу, можно сделать вывод, что существует противоречие между теорией и практикой. Вопрос организации музея под открытым небом никто не исследовал специально, т.е. потребность в этом назрела, а теории и исследований музеев в этом аспекте пока нет.

Базой исследования является Екатеринбургская академия современного искусства (институт).

Объектом исследования является визуальное позиционирование живого этнографического музея под открытым небом «Русская изба» среди мероприятий, посвященных празднованию Дня города.

Предметом исследования является визуальный образ живого этнографического музея под открытым небом «Русская изба».

Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке визуального  образа  живого  этнографического  музея  под  открытым  небом

«Русская изба».

Для достижения цели дипломной работы необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть тему дипломной работы
  2. Изучить традиционную уральскую русскую избу
  3. Выявить образ традиционной уральской русской избы
  4. Разработать концепцию дизайна живого этнографического музея под открытым небом «Русская изба» с учетом технических требований и условий места проведения
  5. Создать макет живого этнографического музея под открытым небом «Русская изба».

Новизна выпускной квалификационной работы заключается, в том, что на основе опыта прошедших празднований Дня города, в рамках которого был представлен музей, были учтены недочеты и недоработки и на основе этого представлена разработка образа живого этнографического музея под открытым небом «Русская изба». Где применяются новые способы оформления комплекса музея, материалы деревянного зодчества, игровая подача музея, а также внедряется фирменная символика для музея.

Практическая значимость. Выпускная квалификационная работа может быть полезна для сотрудников управления культуры города Екатеринбурга, работников музеев, event – менеджерам при планировании новой экспозиции музея, как наглядное пособие при оформлении комплекса живого этнографического музея под открытым небом «Русская изба».

Для написания выпускной квалификационной работы использовались методы:

  1. Сравнительно-аналитический метод.
  2. Обще – научные методы: анализ, синтез, обобщение, классификация.
  3. Эмпирический метод: описание, моделирование.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Первая глава теоретическая, в которой рассматривает образ русской избы и ее внутреннее убранство. Вторая глава практическая, в ней описывается техническое решение проекта.

 

Глава 1. Выявление визуального образа русской избы

1.1. Сравнение и анализ традиционных жилищ народов Урала и общие сведения об русской избе

Тема выпускной квалификационной работы «Разработка визуального образа живого этнографического музея под открытым небом «Русская изба». Для лучшего понимания темы следует раскрыть значения составляющих ее слов.

  • Разработка – создание конструкции чего-либо, подготовка.
  • Визуальный – ориентированный на зрительное восприятие.
  • Образ – живое, наглядное представление, о ком-чем-нибудь.
  • Этнографический – отражающий особенности быта, нравов, культуры какого-либо народа.
  • Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью [15, с. 69].

На основе данных определений, получается, что тема диплома раскрывается как — создание конструкции, ориентированной на зрительное восприятие живого наглядного представления об особенностях быта, нравов, культуры народов Урала. Экспонирование предметов, памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительская и популяризаторская деятельность под открытым небом «Русская изба».

На духовную жизнь народов Приуралья оказало сильное влияние три кльтуры: русская, тюркская и финно-угорская (Кошаев  В.Б.). Результаты взаимодействия этих этнических культур порождают специфические отношения, свидетельствующие о синтезе этнокультурных процессов в регионе, которые в сложных процессах взаимозависимости этнического сознания хранят особенности переживания мира, свойственные разным народам [18, с. 57].

Основой любой культуры является жилище. Несмотря на то, что каждый народ Урала обладает своей своеобразной этнографической особенностью, существует ряд условий, объединяющих все поселения. Рассмотрим их более подробно.

Как правило, поселения располагались по берегам рек. Приречный тип поселения господствовал у всех народов Урала и Зауралья. При этом, все поселения отличались свободной застройкой. На северном Урале  существуют рядовые поселения, в которых можно выделить одно-, двух — и трехпорядковые. На порядок застройки поселений влияет два фактора: во- первых, природно-географические условия, а во-вторых, семейно-родовые пережитки, характерные для коренных народов Урала [260 с. 110].

В ниже представленной таблице рассмотрены основные отличительные особенности жилищ народов Урала. (см. табл. 1)

Таблица 1. Отличительные особенности жилищ народов Урала

Критерий сравнения коми удмурты марийцы чуваши башкиры татары русские
1 2 3 4 5 6 7 8
Пространственная ориентация Устье крупных или мелких рек Лесное замкнутое пространство Приречно-овражный тип расселения Вблизи водных источников: рек, ключей, вдоль оврагов чаще всего, были скрыты Лесное пространство Располагались вдоль речной сети и транспортных коммуникаций Вдоль дороги, реки или озера, тесно прижавшись друг к другу
Архитектурный ансамбль (крыша, изба, клеть, сени) Трехраздельный дом на подклети состоит из избы, сеней и клети (или второй избы) с двухскатной крышей Наземная бревенчатая изба (корка) с холодными сенями (корказь).

Двускатная тесовая крыша ставилась прежде на самцах, позднее — на стропилах. Углы рубили в обло, пазы прокладывали мохом или куделью.

Срубная изба с двухскатной крышей, двух- (изба- сени) или трехраздельную (изба- сени- клеть, изба- сени- изба). Традиционная чувашска я изба (пурт, сурт) ставилась в центре переднего двора, имела обычно двухскатную крышу, но на севере встречались и четырехскатные, крыша покрывал ась соломой, а у зажиточных людей дранкой или тесом. Избы бревенчатые, с полом, настланным высоко от земли, покрытые на юго- западе главным образом соломой, а на севере и северо- востоке — тесом.

Каминов и летних жилищ, за исключением общераспространенных конусообразных шалашей, там не имелось.

Срубные четырехстенные дома, нередко крытые соломой, к которым были пристроены легкие сени — ишек алды. Основа русского национального жилища — клеть, прямоугольный крытый однокомнатный простой бревенчатый дом без пристроек (сруб) или хибара.
Внутреннее убранство (расположение печи) Печь находится у передней от входа стены, обращен а устьем к задней стене и к входу Печь ставилась вплотную к стенам, задней и боковой Печь располагалась в дальнем конце от двери, челом к

ней, а стол ставился по диагонали в противоположном от печи

Печь обычно клали в углу, близко к задней и глухой стенам дома, обращая топкой к передней стене. Для отопления служили камины, в качестве топлива местами использовали кизяк Свободное расположение печи у входа, почётного места «тур» в середине нар (сэке), поставленных вдоль передней стены. Печь располагается в одном из дальних от входа углов.

Печной угол (не путать с углом, в котором стоит сама печь) занимает пространство от устья до противоположной ему стены.

Если он отделен занавеской или перегородкой, то это будет кухня.

Декор Отличается сдержанностью и подчеркивает монументальность дома Отличались простотой, лаконичной композицией, сдержанностью Для наружного декора марийского жилища заметным явлением стала простая или фигурная обшивка стен (особенно фасада) с последую щей окраской Контраст частей избы.

Декор элементов украшения пластичен и соединяет солярную и растительную орнаментику

Декоративность и двухмерность пространства и скульптурность пластического владения средствам и строительства Контраст частей избы.

Декор элементов украшения пластичен и соединяет солярную и растительную орнаментику

Разнообразие источников декора.

Стремление к художественно- эстетическому освоению пластик и декора

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Из таблицы видно, что устройство дома различных народов Урала имеет много общего с устройством русской избы, а именно: архитектурный ансамбль, расположение поселений, деление внутреннего убранства избы.

Ввиду того, что согласно теме выпускной квалификационной работы, нас интересует именно образ русской избы, как собирательный образ народов Урала, чтобы выявить образ, далее мы подробно рассмотрим внешние виды русской избы:

Изба белая жилое помещение крестьянского дома, отапливаемое русской печью с трубой, дым из которой выходит на улицу — по-белому (см. рис. 1). [8, с. 63]

Рис. 1. Белая изба из Нижней Синячихи

 

Изба-двойня деревянный дом, состоявший из двух самостоятельных срубов, плотно прижатых друг к другу боковыми сторонами. Срубы ставили под одной двускатной крышей, на высоком или среднем подклете. Жилые помещения располагали в передней части дома, сзади к ним пристраивали общие сени, из которых шли двери на крытый двор и в каждую из комнат дома. Срубы были, как правило, одинаковых размеров — по три окна на фасаде, но могли быть и разновеликими: одно помещение имело три окна на фасаде, другое два (см. рис. 2) [27, с. 66].

Рис. 2. Изба-двойня. Республика Коми, Удорский район, с. Важгорт

 

Изба курная или изба чёрная жилое помещение крестьянского срубного дома, отапливаемое печью без трубы, по-черному. В таких избах при топке печи дым из устья поднимался наверх и выходил на улицу через дымовое отверстие в потолке. Его закрывали после протапливания доской или затыкали тряпками. К тому же дым мог выходить наружу через маленькое волоковое окно, вырезанное во фронтоне избы, если та не имела потолка, а также через открытую дверь (см. рис. 3) [9, с. 25].

Рис. 3 «курная изба» в Щёлковском районе

 

Изба с прирубом деревянный дом, состоявший из одного сруба и пристроенного к нему жилого помещения меньшего размера под единой крышей и с одной общей стеной. Прируб могли ставить сразу же при возведении основного сруба или позже, когда появлялась необходимость в дополнительном помещении. Основной сруб был теплой избой с русской печью, прируб — летней холодной избой или помещением, отапливаемым голландкой — печью городского образца. Избы с прирубами строили главным образом в центральных районах Европейской России и в Поволжье (см. рис. 4) [3, с. 235].

Рис. 4. «Изба с прирубом» Дом Болотовой – памятник XIX века

 

Если обобщить проанализированные данные, то можно сделать вывод, что русская изба представляет собой трехраздельный вид жилища: изба с горницей — изба как основное жилое помещение русского дома + сени + клеть с двухскатной крышей самцовой конструкции — на «повалах», «потоках» и «курицах».

Рассмотрим внутреннее устройство русской избы.

Крестьянские избы были очень тесные и помимо того, что они выполняли функцию жилых помещений, как мастерские, и как жилище для мелкого скота и птиц в холодное время года. Важную функцию в жилом комплексе выполняла клеть. Обычно они были двухэтажными; первый этаж использовался для хранения продуктов, второй служил летним жильем. Здесь же хранились одежда и инвентарь, связанный с женским трудом. Женщины здесь были полновластными хозяйками. Крыльцо чаще всего располагалось на фасадной или боковой стороне двора. Дом располагается рядом с водоемом, устье рек или озером. Расположение дома у воды имеет как материальную (ставились мельницы), так и сакральную (место молебен, защита) функции [11, с. 87].

Многие и по сей день считают, что есть места сильные, есть нейтральные, а есть и вовсе гиблые, на которых не только нельзя возводить дома, но и даже приближаться к ним надо с опаской. Наши предки каких-то несколько веков назад в этом были абсолютно уверены и относились к выбору места для строительства избы со всей ответственностью и тщательностью, ведь от этого могла зависеть вся дальнейшая жизнь домочадцев.

Избы строили по всем традициям и правилам, строго соблюдая древние заветы. Ведь только дома человек мог чувствовать себя спокойно, ощущать благодать, любовь и тепло семейного очага. Так же немало внимания при строительстве избы отдавали и строительному материалу. Нельзя было строить из сухостоя, из деревьев, росших вдоль дорог. Чаще всего строили из молодых ровных сосен, елей и лиственницы [8, с. 74].

Часто в русских избах крыши были безгвоздевые или самцовые. Разновидностью самцовой крыши была крыша на потоках и курицах».

В таких крышах в слеги врубались курицы, т.е. срубленные с одним из корневищ тонкие ели. Комлевая часть ствола (их корни) загибаются в виде крюка перпендикулярно стволу так называемой кокоры. Крюки поддерживают потоки (водоспуски, застрехи, сливы или водотечники), т.е. выдолбленные в виде желоба бревна, укладываемые на кокоры куриц. Тесины кровли одним концом входят в паз водотечника, другим прижимаются верхним бревном — охлупнем. Охлупень, шолом — бревно с треугольным желобом, укладывающееся по коньку (назывался также конь, князь, князек) тесовой кровли и прижимающий сверху концы положенных на слеги тесин. Охлупенем покрывали гребень кровли для большей прочности. Конец охлупня часто имел резное украшение в виде коня, птицы и т.п.

На севере крестьяне говорили: «Конь на крыше — в избе тише», считая эти изображения «оберегами», добрыми силами, охранявшими от всякого несчастья. Иногда конек был одновременно и князевой слегой (слега на верхнем углу кровли, в крыше на потоках под охлупнем, который крепится к ней стамиками), неся двойную конструктивную функцию. Тогда концы охлупня лежат прямо на верхних бревнах — самцах очелья, упрощая конструкцию крыши. Охлупень удерживается на месте собственной тяжестью или с помощью стамиков (в разных районах стамики называются по-разному — столбики, солдатики, шарики, птички, бабайки, сороки) деревянных стержней, соединяющих охлупень и князевую слегу (коньковый брус) и проходящих сквозь них через отверстия прямоугольной формы. Верхний конец стамика декоративно обрабатывается сочетаниями конуса, цилиндра, шара. Издали они были похожи на сидящих на крыше птиц, отсюда их названия «сороки» и «птички» [2, с. 59].

Русская избы устанавливалась либо на столбы, либо прямо на грунт. Под углы дома помещались большие камни, пни или дубовые колоды, на которых собственно и держался сруб. В теплое время года под избой ветер создавал естественную вентиляцию, подсушивая половые доски снизу, а к зиме избу по периметру обсыпали землей, или делали завалинку из дерна.

Половые доски представляли собой колотые вдоль бревна, из которых не только сооружался пол в избе, но и выкладывался двор. Стоит отметить, что далеко не в каждой избе на полу были доски, очень часто полы в избах были земляные, т.е. в качестве пола выступала утрамбованная земля.

Отверстия в стенах избы, которые использовались для вывода дыма, и были окнами того времени. В зависимости от времени года, они закрывались бычьим пузырем или слюдой [4, с. 19].

Особое внимание в русской избе отводилось двери. Дверь была не просто неким элементом избы, который предназначался для входа и выхода из избы, она была, прежде всего, границей между двух миров: внешнего и внутреннего. Внешний мир полон опасностей, зависти, недоброжелательства, в котором таится скрытая угроза, а внутренний мир представлял собой безопасное место, в котором человек мог скрыться от всех невзгод и неприятностей. Из внешнего мира в дом наряду со злым человеком могла проникнуть и нечисть, от которой спасались различными амулетами и оберегами. От злых духов над дверью вешали крапиву или полынь. Вешали подкову, чтобы в доме всегда был достаток и лад.

Обязательным атрибутом каждой русской избы был красный угол, представляющий собой особенное, наиболее важное место в доме. Красный угол располагался диагонально печи. На полках в красном углу висели иконы, хранились молитвенные книги. Возле него стоял обеденный стол, это было божье место в избе. Все обряды, проводимые в избе, будь то рождение ребенка, свадьба, или же похороны, совершались именно в красном углу.

Помимо красного угла в избе был и «бабий угол» (кут), который располагался напротив печного чела, «мужской угол» (коник) у входа, за печью был закут [16, с. 80].

Изба была основным жилым помещением русского дома. Ее интерьер отличался строгими, издавна установившимися формами, простотой и целесообразным расположением предметов. Ее стены, потолок и пол, как правило, ничем не окрашенные и не оклеенные, имели приятный теплый цвет древесины, светлый в новых домах, темный — в старых.

Главное место в избе занимала русская печь. В зависимости от местной традиции она стояла справа или слева от входа, устьем к боковой или передней стене. Это было удобно для обитателей дома, так как теплая печь преграждала путь холодному воздуху, проникавшему из сеней (только в южной, центрально-черноземной полосе Европейской России печь находилась в дальнем от входа углу).

По диагонали от печи стоял стол, над которым висела божница с иконами. Вдоль стен шли неподвижные лавки, а над ними были врезаны в стены такой же ширины полки — полавочники. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивали деревянный настил — полати. В южнорусских районах за боковой стеной печи мог быть деревянный настил для спанья — пол (помост). Вся эта неподвижная обстановка избы строилась плотниками вместе с домом и называлась хоромным нарядом [22, с. 119].

Пространство русской избы было поделено на части, имевшие свое определенное назначение. Передний угол с божницей и столом назывался также большим, красным, святым: здесь устраивали семейные трапезы, читали вслух молитвенники, Евангелие, Псалтирь. Здесь же на полках стояла красивая столовая утварь. В домах, где отсутствовала горница, передний угол считался парадной частью избы, местом приема гостей.

Пространство около двери и печи называлось бабий угол, печной угол, средний угол, середа, середь. Это было место, где женщины готовили еду, занимались различными работами. На полках стояли горшки, миски, около печи — ухваты, кочерга, помело. Мифологическое сознание народа определяло печной угол как место темное, нечистое. В избе было как бы два сакральных центра, расположенных по диагонали: центр христианский и центр языческий, в равной степени важные для крестьянской семьи.

Таким образом, мы изучили традиционную уральскую русскую избу.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3