Заявка на расчет
Меню Услуги

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. ЧАСТЬ 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. Изучение уровня выраженности агрессивности подростков

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

 Цель экспериментальной работы – экспериментально проверить программу профилактики подростковой агрессии.

Объект исследования – агрессивное поведение подростков.

Предмет исследования – особенности агрессивного поведения подростков в общеобразовательном учреждении в процессе прохождения профилактической программы.

В соответствии с целью поставлены следующие практические задачи:

1. Разработать программу организации работы по профилактике агрессивного поведения у подростков.

2. Определить критерии для описания агрессивного поведения у подростков и методики для его выявления.

3. Осуществить профилактические занятия с подростками в рамках разработанной экспериментальной программы.

4. Оценить эффективность проведённой опытно-экспериментальной профилактической работы.

5. Сформулировать практические рекомендации по предотвращению агрессивного поведения у подростков.

Гипотеза исследования: программа профилактики агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения будет эффективной при соблюдении следующих условий:

1. Учет индивидуальных особенностей подростков, выявленных в результате диагностики;

2. Реализация мероприятий, направленных на снижение уровня личностной тревожности и развитие позитивной самооценки;

3. Обучение подростков навыкам контроля и управления собственным гневом.

Экспериментальной базой исследования явилось явилась ОУ СОШ «Первая Школа», которая находится по адресу: г. Москва, ул. Бусиновская Горка, дом 7 корпус 1.

В исследовании приняли участие 50 школьников – это учащиеся 9 «А» и 9 «Б» класса. Возраст – 15-16 лет. 25 подростков из 9 «А» класса составили экспериментальную группу (ЭГ), 25 подростков из 9 «Б» класса – контрольную (КГ).

Работа была реализована с использованием эмпирического и статистического методов.

 Исследование состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный. Задачи каждого этапа представлены ниже.

I этап (констатирующий, декабрь 2022 г.):          

1. определение методик выявления агрессивного поведения подростков; 2. разработка критериев и уровней агрессивного поведения школьников.

 II этап (формирующий; декабрь 2022 — январь 2023 г.) – опытно-экспериментальная работа, в ходе которой:

1. разработана программа организации работы по профилактике агрессивного поведения подростков;

2. проводились занятия, направленные на профилактику агрессивного поведения подростков.

 III этап (контрольный; январь 2023 г.) проводился с целью проверки эффективности профилактической работы, организованной на основе разработанной программы. На данном этапе:

1. велась математическая обработка полученных результатов;

2. формулировались итоги и выводы, полученные в ходе экспериментальной работы;

3. разрабатывались практические рекомендации.

 Для выявления уровня агрессивности подростков с учетом поставленных задач определены наиболее подходящие способы изучения этой проблемы.

 В связи с этим для сбора и анализа фактического материала применили следующие методики:

1. Методика «Диагностика состояния агрессии» Басса-Дарки (Адаптация А.К. Осницкого) [38];

2. Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут) [25];

3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) [63].

 При выборе методик учитывалась:

1. надежность методики и положительная оценка ее использования рядом отечественных и зарубежных исследователей;

2. доступность данной методики для изучаемого контингента;

3. пригодность методики для групповых исследований. 

 Одно из важнейших направлений констатирующей части исследования заключалось в выработке уровней и критериев агрессивного поведения подростков.

Высокий уровень агрессии характеризуется враждебностью как угнетающей формой поведения, ярко проявляющейся в бытовых конфликтах с окружающими; изоляция в социальной группе не расценивается как личностно значимая; желание самоутвердиться достигается через подчинение и унижение других. Основная цель, причинение вреда другим, является средством достижения цели с намерением унизить другого; враждебность выступает устойчивым элементом личности на этом этапе в результате приобретения и тиражирования враждебной модели поведения. При этом не ощущается ни угрызений совести, ни унижения, полностью игнорируются все общественно приемлемые правила и нормы поведения.

Средний уровень агрессивного поведения характеризуется стремлением занимать доминирующее положение внутри социальной группы, это желание возводится в ранг ценности, и для достижения этой цели используется деструктивное поведение. Фиксация и воспроизведение защитного поведения, возникающего в ответ на неудовлетворенные основные потребности, такие как принятие и признание, приводит к враждебному поведению.

Низкий уровень агрессивного поведения характерен проявлениями агрессии в определенных условия и являются защитной реакцией на неадекватный социальный статус; у личности преобладают установки на социально значимые характеристики; в результате агрессия в поведении носит латентный характер, выступая в роли защитного механизма и подавляя потребность в стабильном поддержании привычного уровня самооценки; агрессия по отношению к окружающим носит ситуативный и импульсивный характер, с целью самопроявления и привлечения внимания окружающих.

На этапе констатирующего и контрольного экспериментов осуществлялась диагностика агрессивного поведения подростков экспериментальной и контрольной групп по трем методикам.          

1. Методика «Диагностика состояния агрессии» Басса-Дарки (см. Приложение 1)

 Цель: выявление подростков, склонных к агрессивному поведению.

 При анализе результатов тестирования принимались во внимание такие проявления агрессии, как физическая, вербальная и косвенная, негативизм, раздражение, подозрительность, обида и чувство вины:

1. физическая агрессия – применение силы против другого лица;

2. вербальная агрессия – проявление негативных эмоций через форму (визг, крик) или вербальное содержание (угрозы, проклятия);

3. косвенная – агрессия, направленная ни на кого или на другое лицо сторонним путем;

4. негативизм – оппозиционная манера поведении, колеблющаяся от пассивного сопротивления до энергичной борьбы с принятыми обычаями и законами;

5. раздражение – готовность проявить негативных чувства даже при незначительном возбуждении (грубость, вспыльчивость);

6. подозрительность – варьируется в диапазоне от осторожности и недоверия по отношению к окружающим до уверенности в том, что другие люди планируют или уже наносят вред;

7. обида – ненависть и зависть к окружающим людям ка за реальные, так и вымышленные действия;

8. чувство вины – выражает возможную уверенность человека в том, что он является плохим, что поступает зло, неправильно, а также ощущаемые им при этом угрызения совести.

Можно получить легко сопоставимые стандартизированные баллы по определенной шкале, сложив баллы респондента по каждой шкале, умноженные на числовой коэффициент («К»), который представлен в скобках для каждой шкалы отдельно. Имейте в виду, что уровень агрессии может меняться для каждой ситуации (легкая, умеренная, сильная) по шкале (формы агрессии).

1. Физическая агрессия. Максимально возможный балл – 110. Слабая выраженность – от 0 до 37 баллов, умеренная выраженность – от 38 до 75 баллов. Сильная выраженность – от 76 до 110 баллов.

2. Вербальная агрессия. Максимально возможный балл – 104. Слабая выраженность – от 0 до 35 баллов, умеренная выраженность – от 36 до 71 балла. Сильная выраженность – от 72 до 104 баллов.

3. Косвенная агрессия. Максимально возможный балл – 117. Слабая выраженность – от 0 до 39 баллов, умеренная выраженность – от 40 до 79 баллов. Сильная выраженность – от 80 до 117 баллов.

4. Негативизм («воинствующий пессимизм»). Максимально возможный балл – 100. Слабая выраженность – от 0 до 33 баллов, умеренная выраженность – от 34 до 67 баллов. Сильная выраженность – от 68 до 100 баллов.

5. Раздражительность. Максимально возможный балл – 99. Слабая выраженность – от 0 до 33 баллов, умеренная выраженность – от 34 до 67 баллов. Сильная выраженность – от 68 до 99 баллов.

6. Подозрительность. Максимально возможный балл – 110. Слабая выраженность – от 0 до 37 баллов, умеренная выраженность – от 38 до 75 баллов. Сильная выраженность – от 76 до 110 баллов.

7. Обидчивость. Максимально возможный балл – 104. Слабая выраженность – от 0 до 35 баллов, умеренная выраженность – от 36 до 71 балла. Сильная выраженность – от 72 до 104 баллов.

8. Аутоагрессия. Максимально возможный балл – 99. Слабая выраженность – от 0 до 33 баллов, умеренная выраженность – от 34 до 67 баллов. Сильная выраженность – от 68 до 99 баллов.

Суммируя различные, соответствующим образом пронумерованные (см. выше) шкалы содержания (свойства), разделенные на «3» для «ИA» и «2» для «ИВ», мы получаем окончательную (суммарную) статистику враждебности и агрессивности по сравнению друг с другом.

Шкалы №№ «1»+«2»+«3» : 3 = «ИА» — общий индекс агрессивности личности. Максимально он может составлять 331 балл.

Не забываем учитывать возможность того, что может иметь место заметная разница в уровне агрессивности личности. От 0 до 110 баллов уровень агрессивности личности слабый (низкий, не особо значительный), а от 111 до 221 баллов — умеренный (средний, крайне значительный). Уровень агрессивности личности сильный (высокий, крайне значительный) и колеблется от 222 до 331 балла.

Шкалы №№ «6»+«7» : 2 = «ИВ» — общий индекс враждебности личности. Максимально он может составлять 214 баллов. И вновь учитываем то, что значительная разница может проявляться в степени выраженности враждебности личности. Слабая (низкая, не слишком значительная) степень выраженности враждебности личности – от 0 до 71 балла, умеренная (средняя, довольно значительная) выраженность– от 72 до 143 баллов. Сильная (высокая, весьма значительная) выраженность – от 144 до 214 баллов.

Остальные шкалы (№ 4, № 5 и № 8) носят несколько вспомогательный характер, но могут служить смысловым дополнением (косвенной характеристикой) к детерминированным признакам враждебности и агрессивности личности. Пятый параметр «раздражительность» очень показателен.

 Раздражительность – это умственная и эмоциональная черта, которая считается немедленной и беспрекословной реакцией человека на то, что кто-то вмешивается в его интересы или побуждает его действовать или не действовать в различных социальных и/или профессиональных сферах. Затем на основании полученных психодиагностических данных разрабатывается план профилактических мероприятий (с использованием этой стратегии в дополнение к другим). Например, группа подростков проходит скоординированное и проведенное психолого-коммуникативное обучение.

2. Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут) (см. Приложение 2)

 Цель теста: диагностика агрессивного поведения.

 По форме проявления агрессивное поведение разделяется на 5 шкал.

 Вербальная агрессия (ВА) – человек словесно выражает агрессивное отношение к другому человеку, используя вербальные оскорбления.

 Физическая агрессия (ФА) – человек выражает агрессию по отношению к другому, применяя физическую силу.

 Предметная агрессия (ПА) – человек срывает агрессию на окружающих его предметах.

 Эмоциональная агрессия (ЭА) – возникновение у человека эмоционального отчуждения при общении с другим человеком. Сопровождается враждебностью, подозрительностью, неприязнью или недоброжелательным отношением.

 Самоагрессия (СА) – человек находится в разладе с собой; механизмы психологической защиты ослаблены или отсутствуют; человек оказывается беззащитным в агрессивно настроенной среде.

 Математическая обработка. Вначале суммируются баллы по каждой из пяти шкал.

 Если сумма баллов превышает 5, это означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности по шкале.

 Сумма баллов от 3 до 4 означает среднюю степень агрессии и адаптированности.

 Сумма баллов от 0 до 2 соответствует низкой степени агрессивности и высокой степени адаптированности по данному типу поведения. В итоге баллы по всем шкалам суммируются.

 Если общее количество баллов превышает 25, это означает высокую степень агрессивности и низкие адаптационные возможности человека.

Количество баллов от 11 до 24 соответствует среднему уровню агрессивности и адаптированности человека.

 Количество баллов от 0 до 10 соответствует низкой степени агрессивности и высокой степень адаптированности.

3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) (см. Приложение 3)

Цель методики – выявить предрасположенность испытуемого к конфликтам и агрессии как личностные черты. Конфликтная – это свойство личности, влияющее на то, как часто возникают споры и как часто человек в них вовлекается. На конфликтную личность влияют психологические черты, такие как темперамент, коммуникативные навыки, уровень гнева и эмоциональное состояние. Социальная среда, физическая среда, обстоятельства повседневной жизни и деятельности, а также уровень собственной культуры — все это играет определенную роль.

 Таким образом, конфликтность является комплексным показателем личностных предпосылок. Ситуативные личностные предпосылками являются:

• чувство неуверенности, неопределенности;

• неустойчивость настроения;

• утомление;

• повышенная возбудимость;

• состояние внушаемости.

 Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: «вспыльчивость», «наступательность», «обидчивость», «неуступчивость», «компромиссность», «мстительность», «нетерпимость к мнению других», «подозрительность». В соответствии с ключом к каждой шкале за каждый ответ «да» или «нет» дается 1 балл. Диапазон возможных баллов по каждой шкале от 0 до 10.

Для оценки достоверности полученных результатов, полученных на констатирующем и экспериментальных этапах, была проведена математическая обработка полученных данных при помощи следующих статистических критериев:

1. U-критерий Манна-Уитни

 U-критерий Манна-Уитни – это непараметрический статистический критерий, использующийся для сравнения выраженности показателей в двух несвязных выборках.

  Ограничения критерия Манна-Уитни

1. Число испытуемых в группах при использовании критерия Манна-Уитни не должно быть больше 60 человек.

2. Минимальное число испытуемых – 3 человека в каждой группе.

3. Объем групп не должен быть строго одинаковым, но не должен сильно различаться.

4. Сравниваемые показатели могут быть как психологическими (тревожность, агрессивность, самооценка и пр.), так и не психологическими (успешность обучения, эффективность профессиональной деятельности и пр.) [60].

Критерий Манна-Уитни в данной работе применялся с целью оценить достоверность различий между экспериментальной и контрольной группами на каждом из этапов измерения.

2. T-критерий Вилкоксона

Т-критерий Вилкоксона – это непараметрический статистический тест (критерий), используемый для изучения различий в уровне количественного признака, оцениваемого по непрерывной или порядковой шкале между двумя выборками парных или независимых измерений.

Ограничения Критерия Вилкоксона:

1. Число испытуемых в группе не должно быть более 25.

2. Признаки должны быть измерены по крайней мере в порядковой шкале.

Критерий Вилкоксона в данной работе был использован с целью оценить наличие достоверных различий между измерениями в рамках экспериментальной и контрольной групп.

 Констатирующий этап.

1. Анализ результатов диагностики по методике «Диагностика состояния агрессии» Басса-Дарки

 В Таблице 3 приведены результаты диагностики агрессивного поведения школьников.

Таблица 3

Результаты диагностики агрессивного поведения школьников по методике «Диагностика состояния агрессии» Басса-Дарки

 

Шкала

агрессии

Ед.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

низкий

уровень

средн.

уровень

высок.

уровень

низкий

уровень

средн.

уровень

высок.

уровень

Физическая агрессия

Кол-во, чел.

5

8

12

8

7

10

%

20

32

48

32

28

40

Косвенная

Кол-во, чел.

7

4

14

10

5

10

%

28

16

56

40

20

40

Раздражение

Кол-во, чел.

11

11

3

11

9

5

%

44

44

12

44

36

20

Негативизм

Кол-во, чел.

8

8

9

5

8

12

%

32

32

36

20

32

48

Обида

Кол-во, чел.

6

14

5

7

5

13

%

24

56

20

28

20

52

Подозри-

тельность

Кол-во, чел.

11

7

7

8

10

7

%

44

28

28

32

40

28

Вербальная

Кол-во, чел.

3

12

10

7

8

10

агрессия

%

12

48

40

28

32

40

Чувство вины

Кол-во, чел.

7

11

7

12

10

3

 

%

28

44

28

48

40

12

 

Данные, которые характеризуют проявление косвенной агрессии, показывают, что значения по данной форме агрессии на констатирующем этапе близки в обеих группах: средний уровень 20% (5 человека) в КГ и 16% (4 человек) в ЭГ, что характеризует схожесть групп. Как мы видим, показатели по данной форме агрессивности достаточно высоки. Это свидетельствует о том, что подростки часто проявляют как агрессивность, не направленную конкретно на кого-то — например, эпизоды гнева, выражающиеся в криках, топанье ногами, ударах кулаками по столу или стенам, — так и внешне направленную на другого человека агрессию (злые шутки, сплетни и т.п).

Данные, которые характеризуют проявление такой форму агрессии как негативизм, следующие: высокий уровень 48% (12 человек) в КГ и 36% (9 человек) в ЭГ. Это показывает у подростков наличие противодействующей манеры поведения, от пассивного сопротивления до энергичной борьбы против принятых законов и обычаев.

 Высокая вербальная агрессивность отмечается у 40% (10 подростков) в КГ и 40%, что составляет 10 участников – в ЭГ. Это свидетельствует о том, что проявление негативных эмоций как через форму (крик, ссора, визг), так и через содержание вербальных ответов (проклятия, угрозы, ругань) характерно для большого количества подростков.

 Обида, как форма агрессивного поведения выявлена у 20% подростков (5 подростков в ЭГ) и 52% (13 человек в КГ), что свидетельствует о наличии у подростков ненависти и зависти к окружающим, которые обусловлены чувством горечи и гнева на окружающий мир как за действительные, так и за мнимые страдания.

 Такая форма агрессивности как подозрительность выявлена у 28% подростков (7 человек) в обеих группах, что свидетельствует об осторожности и недоверии по отношению к другим людям.

 Чувство вины выражено у 28% (7 человек) в ЭГ и 12% (3 чел.) в КГ испытуемых, что свидетельствует о возможном убеждении человека в том, что он является плохим, поступает зло, ощущая при этом угрызениях совести.

Для экспериментальной и контрольной групп по результатам констатирующего измерения тестом Басса-Дарки был проведен статистический анализ при помощи U-критерия Манна-Уитни. Результаты представлены в Таблице 4.

Таблица 4

Результаты применения U-критерия Манна-Уитни для оценки достоверности различий на констатирующем этапе по методике «Диагностика состояния агрессии» Басса-Дарки

 

Физическая агрессия

Вербальная агрессия

Косвенная агрессия

Негативизм

Раздражительность

Подозритеьность

Обидчивость

Аутоагрессия

U Манна-Уитни

281,500

288,500

279,000

263,500

242,500

290,000

288,500

250,000

Значимость: * p0,05 ** p0,01 *** p0,001

 

Достоверных различий на данном этапе получено не было, что говорит о схожести контрольной и экспериментальной групп по характеристикам агрессивности на этапе до экспериментального воздействия.

В Приложении 4 представлены результаты тестирования по каждому подростку.

Анализ результатов диагностики по методике агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)

 В Таблице 5 представлены результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп.

Таблица 5

Результаты диагностики агрессивного поведения школьников по методике агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)

Шкала

агрессии

Ед.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

низкий

уровень

средн.

уровень

высок.

уровень

низкий

уровень

средн.

уровень

высок.

уровень

Физическая агрессия

Кол-во, чел.

4

7

14

4

9

12

%

16

28

56

16

36

48

Вербальная

агрессия

Кол-во, чел.

7

6

12

8

4

13

%

28

24

48

32

16

52

Предметная

агрессия

Кол-во, чел.

5

11

9

5

6

14

%

20

44

36

20

24

56

Эмоциональная агрессия

Кол-во, чел.

3

11

11

7

5

13

%

12

44

44

28

20

52

Самоагрессия

Кол-во, чел.

4

11

10

12

7

6

%

16

44

40

48

28

24

Анализ полученных данных показал, что высокий уровень вербальной агрессии присутствует у 12 подростков (48%) в ЭГ и у 13 подростков (52%) в КГ, т.е. многим свойственно достаточно частое употребление словесных оскорблений. Средний уровень вербальной агрессии выявлен у 6 испытуемых (24%) ЭГ и 4 (16%) испытуемых КГ. Т.е. большинство подростков регулярно прибегают к словесной агрессии.

 По шкале физической агрессии высокие результаты были выявлены у 14 подростков (56%) в ЭГ и у 12 подростков (48%) в КГ, эти подростки охотно прибегают к применению физической силы. Средние результаты у 7 (28%) человек ЭГ и 9 (36%) человек КГ, т.е. эти подростки время от времени прибегают к демонстрации и применению физической силы.

 Предметная агрессия на высоком уровне имеет место у 9 испытуемых (36%) ЭГ и у 14 (56%) испытуемых КГ, они часто срывают агрессию на окружающих их предметах. На среднем уровне – у 11 подростков (44%) ЭГ и 6 человек (24%) КГ; они делают это периодически.

 Эмоциональная агрессия высокая – у 11 школьников (44%) ЭГ и у 13 школьников (52%) КГ. Они чувствуют эмоциональную отчужденность от другого человека при общении с ним, и это чувство сопровождается недоверием, ненавистью или недоброжелательностью.

Десять (40%) человек ЭГ и шесть (24%) человек КГ продемонстрироали высокий уровень самоагрессии, что является результатом неуверенности, вызванной отсутствием эмпатии и понимания с другими.

Результаты диагностики по всем видам агрессии представлены на Рис. 2.

Полностью результаты диагностики по каждому подростку представлены в Приложении 5.

Следовательно, можно сказать, что для подростков наиболее характерны проявления физической и эмоциональной агрессии, а в ЭГ ещё и самоагрессии.

Для экспериментальной и контрольной групп по результатам констатирующего измерения при помощи опросника Л.Г. Почебут был проведён статистический анализ при помощи U-критерия Манна-Уитни. Результаты представлены в Таблице 6.

Таблица 6

Результаты применения U-критерия Манна-Уитни для оценки достоверности различий на констатирующем этапе по методике «Тест агрессивности» Л.Г. Почебут

 

 

Вербальная агрессия

Физическая агрессия

Предметная агрессия

Эмоциональная агрессия

Самоагрессия

U Манна-Уитни

307,000

273,000

253,500

285,000

217,000

Значимость: * p0,05 ** p0,01 *** p0,001

 

Достоверных различий на данном этапе получено не было, что говорит о схожести контрольной и экспериментальной групп по характеристикам агрессивности на этапе до экспериментального воздействия.

3. Анализ результатов диагностики по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)

 В Таблице 7 приведены результаты тестирования по 8 шкалам.

Таблица 7

Результаты диагностики агрессивного поведения школьников по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)

Шкала

агрессии

Ед.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

низкий

уровень

средн.

уровень

высок.

уровень

низкий

уровень

средн.

уровень

высок.

уровень

вспыльчивость

Кол-во, чел.

10

8

7

10

9

6

%

40

32

28

40

36

24

наступательность

Кол-во, чел.

5

9

11

7

8

10

%

20

36

44

28

32

40

обидчивость

Кол-во, чел.

7

13

5

8

7

10

%

28

52

20

32

28

40

неуступчивость

Кол-во, чел.

8

7

10

7

8

10

%

32

28

40

28

32

40

бескомпромиссность

Кол-во, чел.

7

11

7

5

9

11

%

28

44

28

20

36

44

мстительность

Кол-во, чел.

12

9

4

8

10

7

%

48

32

20

32

40

28

нетерпимость к

Кол-во, чел.

3

12

10

11

10

4

мнению других

%

12

48

40

44

40

16

подозрительность

Кол-во, чел.

11

7

7

8

8

9

 

%

44

28

28

32

32

36

 Проведем сравнительный анализ полученных результатов.

 По шкале «вспыльчивость» высокие результаты показали 7 и 6 подростков в ЭГ и КГ, что свидетельствует о их склонности к вспыльчивости.

 По шкале «наступательность» высокие результаты показали 11 и 10 подростков в ЭГ и КГ соответственно, что говорит о их склонности к наступательности, напористости.

 По шкале «обидчивость» высокие результаты показали 5 подростков ЭГ и 10 подростков в КГ, что демонстрирует их склонность к обидчивости.

По шкале «неуступчивость» высокие результаты показали одинаковое количество подростков (10) в ЭГ и КГ, что подчёркивает их склонность к неуступчивости.

 По шкале «бескомпромиссность» высокие результаты показали 7 подростков в ЭГ и 11 подростков в КГ, что свидетельствует о их склонности к бескомпромиссности.

 По шкале «мстительность» высокие результаты показали 4 подростков в ЭГ и 7 подростка в КГ, что говорит о их склонности к мстительности.

 По шкале «нетерпимость к мнению других» высокие результаты показали 10 подростков в ЭГ и 4 человек в КГ, что подтверждает их склонность к нетерпимости к мнению других.

По шкале «подозрительность» высокие результаты показали 7 подростков в ЭГ и 9 испытуемых в КГ, что свидетельствует о их склонности к подозрительности.

Результаты диагностики по всем видам агрессии представлены на Рис. 3. Полностью результаты диагностики по каждому подростку представлены в Приложении 6.

Из Рис. 3 видно, что для подростков ЭГ наиболее характерны проявления нетерпимости к мнению других и наступательность, а в КГ бескомпромиссность, неуступчивость и обидчивость.

Менее всего характерны в ЭГ мстительность, а в КГ нетерпимость к мнению других.

Также по тесту выявлены:

a. уровень позитивной агрессивности (сумма баллов по шкалам наступательность и неуступчивость) в ЭГ – 11,28 балла. Отражает наступательные тенденции и склонность к неуступчивости;

b. уровень негативной агрессивности (сумма баллов по шкалам нетерпимость к мнению других и мстительность) – 10,6 балла. Отражает мстительность и нетерпимость к мнению других;

c. уровень конфликтности (сумма баллов по шкалам бескомпромиссность, вспыльчивость, обидчивость и подозрительность) – 20,56 баллов.

Уровень позитивной агрессивности в КГ– 11,56 балла; уровень негативной агрессивности — 10 баллов; уровень конфликтности – 22,28 баллов.

На Рис. 4 представлен сравнительный анализ данных показателей.

 

Для экспериментальной и контрольной групп по результатам констатирующего измерения при помощи опросника Е.П. Ильина и П.А. Ковалёва был проведён статистический анализ при помощи U-критерия Манна-Уитни. Результаты представлены в Таблице 8.

Таблица 8

Результаты применения U-критерия Манна-Уитни для оценки достоверности различий на констатирующем этапе по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалёва

 

Позитивная агрессивность

Негативная агрессивность

Конфликтность

U Манна-Уитни

285,500

270,000

244,500

Значимость: * p0,05 ** p0,01 *** p0,001

 

Достоверных различий на данном этапе получено не было, что говорит о схожести контрольной и экспериментальной групп по характеристикам агрессивности на этапе до экспериментального воздействия.

Так как ни по одной из методик достоверных различий между экспериментальной и контрольной группой на констатирующем этапе получено не было, можно сделать вывод, что экспериментальная и контрольная группы являются однородными по измеряемым параметрам. Следовательно, при наличии достоверных различий на экспериментальном этапе можно будет сделать вывод об эффективности предложенной экспериментальной программы агрессивного поведения подростков.

 2.2. Реализация экспериментальной программы профилактики агрессивного поведения подростков

 

 Программа треннингов по профилактике и снижению уровня подростковой агрессии представляет собой комплексные занятия, организуемые социальным педагогом или педагогом-психологом, которые могут способствовать эффективности нивелирования агрессивности подростков в целостном педагогическом процессе школы.

 Цель: создание в форме тренинговой программы специальных педагогических и психологических условий по профилактике агрессивности, которая включает в себя активные методы воздействия на подростков.

 Основные задачи программы:

1. Подобрать инструментарий для снижения уровня личностной тревожности и развития позитивной самооценки.

2. Определить факторы снижения агрессивности и конфликтности в группе.

3. Обучить агрессивных подростков навыкам контроля и управления собственным гневом.

4. Обучить подростков выражать собственный гнев приемлемым способом.

5. Снять у агрессивных подростков деструктивные элементы в поведении и обучить конструктивным поведенческим реакциям.

6. Сформировать у подростка собственные позитивные эмоции, развить эмпатию.

В целях проведения успешной профилактики следует выделить следующие принципы, заложенные в основе взаимодействия социального педагога или педагога-психолога с подростком [26]:

1. Принцип добровольного участия. Чтобы реализовать эту идею на практике, мы создаем ситуации, когда учащиеся внутренне мотивированы и чувствуют необходимость изменить свою личность; в результате они активно выражают желание заниматься предложенными задачами.

2. Принцип постоянной обратной связи. У каждого игрока есть возможность обменяться мыслями со своими товарищами по команде о том, как они играли в игру, что у них получилось хорошо и что они могли бы сделать по-другому.

3. Принцип закрытости группы. Применяя этот принцип, участники могут делать выводы о групповой динамике, не идентифицируя конкретных людей. Состав группы не меняется.

4. Принцип «Здесь и теперь». Во время занятий обсуждают то, что в настоящее время происходит в группе во время занятия. Обсуждения ограничиваются тем, что происходит внутри группы.

 Использование методов и форм в работе с учащимся определяется тем, что их содержание направлено на компоненты психологической культуры подростков. Основные методы и приемы, применяемые на занятиях в различной последовательности: коммуникативные игры, беседы на различные темы, ролевые упражнения, ритмические и интонационные словесные игры, музыка, импровизация, психогимнастические упражнения, психологические зарисовки, авторелаксация, чтение и обсуждение литературных произведений, игра с эмоциональным состоянием, а также подвижные игры [23].

Эти методы полезны для того, чтобы помочь подросткам развить эмоциональный контроль над своим поведением, особенно в предотвращении и сдерживании агрессивного поведения..

 Форма проведения: групповые занятия.

 Возраст участников: подростковый возраст, 25 подростков в возрасте 15 -16 лет, из них 10, мальчиков и15 девочек.

  Количество занятий: 10 занятий, 2 раз в неделю.

  Продолжительность занятий: 45-60 минут.

  Структура занятий:

1. Ритуал открытия урока: приветствие, напоминание о «контракте», оценка настроения в группе, подготовка группы к работе.

2. Основная часть: настраивание на упражнения. Упражнения. Коллективная работа. Обсуждение результатов работы.

3. Подведение итогов. Заключительное слово ведущего. Домашнее задание, ритуал завершения занятия.

  Место проведения: аудитория, позволяющая заниматься в удобных позах, в том числе на полу.

 Ожидаемые результаты:

1. Снижение уровня личностной тревожности.

2. Развитие позитивной самооценки.

3. Уменьшение агрессивности и конфликтности в группе.

4. Обучение агрессивно настроенных подростков навыкам управления и контроля над гневом.

5. Обучение подростка способам выплескивания негативных эмоций приемлемым способом.

6. Обучение ребенка положительным поведенческим реакциям и избавление от плохого поведения.

7. Формирование собственных позитивных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.

Отработка навыков рассчитана на три этапа:

1. получение информации о содержании конкретного навыка;

2. применение новых знаний в соответствующих ситуациях (отработка навыка);

3. применение навыков, полученных на занятиях, в повседневной жизнь ребенка.

Тренинг по профилактике и снижению уровня агрессивного поведения подростков представляет собой комплексные занятия, организуемые педагогом – психологом и социальным педагогом, которые могут способствовать эффективности нивелирования агрессивности подростков в целостном педагогическом процессе школы [15].

В Таблице 9 приведен примерный график проведения занятий.

Таблица 9

График проведения занятий

 

Дата проведения

Тема занятия

Цель

Упражнения

1

26.12.2022

Давайте

познакомимся

Заключение «контракта», установление правил поведения в группе, создание рабочей атмосферы, снятие эмоционального напряжения

«Баранья голова»

«Встаньте в круг»

2

28.12.2022

Тропа доверия

формирование связей между людьми, снятие физического и эмоционального стресса и развитие навыков коллективной игргы

«Счет до десяти». «Уверенный -наглый робкий». «Агрессивное и беззащитное существо». «Мое солнце».

3

30.12.2022

Что делить с

агрессией и

гневом

Взаимодействие, отреагирование чувств; осознание неконструктивных способов выражения агрессии, враждебного поведения и проявление собственного отношения к нему, изучение методов и способов релаксации

«Атомы». «Что делить с агрессией и гневом». «Мой враг— мой друг».
«Тух-тиби-дух».

4

09.01.2023

Наши обиды

Повышение

рефлексивности; психологическая коррекция детских обид

«Детская обида»

«Копилка обид»

«Список претензий»

«Переменное дыхание»

5

11.01.2023

Наши обиды (продолжение)

 

Повышение рефлексивности; психологическая коррекция детских обид

«Детская обида»

«Копилка обид»

«Список претензий»

«Переменное дыхание»

6

13.01.2023

Наши мысли и поведение

Исследование причин и мотивов собственного агрессивного поведения; а также причин и мотивов агрессивного поведения других людей

 

«Качество»

«Агрессор и жертва»

«Спустить пар»

«Передышка»

7

16.01.2023

Уйди агрессия

Отреагирование накопившихся негативных эмоций; обсуждение

положительных способов разрядки гнева и агрессии

«Змея». «Толкалки»

«Ворвись в круг»

«Датский бокс»

«Представь»

Продолжение таблицы 9

Дата проведения

Тема занятия

Цель

Упражнения

8

18.01.2023

Взаимопомощь

Поиск способов расположения людей к себе; упрочнение благоприятного климата для отношений

 

«Письма гнева»

«Небеса и ад»

9

20.01.2023

Копилка хороших поступков

Закрепление конструктивных способов поведения; завершение работы группы

 

«Копилка хороших

поступков»

10

24.01.2023

Прощай

Закрепление конструктивных способов поведения

 

«Копилка хороших поступков»

 

В Приложении 7 приводятся примеры занятий по данной программе.

Реализация программы по профилактике и снижению уровня агрессивного поведения учащихся позволит осуществить обучение учащихся навыкам самопознания агрессивного состояния, развить представления о собственной ценности, сформировать уверенности в себе и собственных силах, помочь подростку с наилучшим результатом реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими. Все это необходимо, чтобы предоставить подросткам средства, которые позволят им максимально          эффективно вступать в различные виды отношений, выстраивать коммуникацию, решая встающие перед ними ежедневные задачи.

 2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы 

Контрольный этап

Для того, чтобы проверить, была ли работа, направленная на профилактику агрессивного поведения подростков, эффективной, мы провели повторную диагностику по используемым в исследовании диагностическим методикам.

1. Анализ результатов диагностики по методике «Диагностика состояния агрессии» Басса-Дарки

Результаты диагностики на контрольном этапе представлены в Таблице 10.

Таблица 10

Результаты контрольной диагностики агрессивности учащихся по методике «Диагностика состояния агрессии» Басса-Дарки

 

Шкала

агрессии

Ед.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

низкий

уровень

средн.

уровень

высок.

уровень

низкий

уровень

средн.

уровень

высок.

уровень

Физическая агрессия

Кол-во, чел.

9

11

5

8

9

8

%

36

44

20

32

36

32

Косвенная

Кол-во, чел.

8

12

5

9

6

10

%

32

48

20

36

24

40

Раздражение

Кол-во, чел.

14

9

2

9

11

5

%

56

36

8

36

44

20

Негативизм

Кол-во, чел.

9

12

4

5

9

11

%

36

48

16

20

36

44

Обида

Кол-во, чел.

8

14

3

6

6

13

%

32

56

12

24

24

52

Подозри-

тельность

Кол-во, чел.

12

11

2

8

11

6

%

48

44

8

32

40

28

Вербальная

Кол-во, чел.

6

12

7

7

7

11

агрессия

%

24

48

28

28

28

44

Чувство вины

Кол-во, чел.

10

14

1

10

11

4

 

%

40

56

4

28

28

44

 Результаты формирующего этапа показывают значительное снижение количества учащихся в ЭГ учащихся с высоким уровнем физической агрессии – с 48% до 20%, при этом в КГ снижение сравнительно невелико – с 40% до 32%.

 Высокому уровню косвенной агрессии в экспериментальной группе, которая скрывается или не осознается самим субъектом, соответствует на 36% меньше учащихся, при этом в контрольной группе количество учащихся во всех градациях сохранилось практически на том же уровне.

 По третьему индексу – раздражительность — в ЭГ также произошло возрастание количества учащихся с низким уровнем на 16%, а в КГ оно незначительно уменьшилось.

 По четвёртому индексу – негативизм – в ЭГ также произошло снижение учащихся с высоким уровнем агрессивности — на 20 %, по среднему уровню – почти без изменений. В КГ никаких изменений не произошло.

Пятый индекс — обида – в ЭГ количество учащихся с высоким уровнем агрессии снизилось на 8%. В КГ нет снижения показателей среди подростков с высоким уровнем агрессии, со средними – незначительное повышение.

Шестой индекс – подозрительность – в ЭГ количество учащихся с высоким уровнем снизилось на 20%. В КГ никаких изменений не произошло.

Седьмой индекс — вербальная агрессия: В ЭГ снижение количества учащихся с высоким уровнем агрессии снизилось на 12%, при этом количество подростков со средним уровнем осталось без изменений. Снижению данного показателя послужила проведенная профилактическая работа. В КГ незначительно увеличился процент учащихся с высоким уровнем агрессии.

 Восьмой индекс – чувство вины – в ЭГ не осталось учащихся с высоким уровнем агрессии (снижение на 24%). В КГ количество учащихся с высоким уровнем агрессии значительно возросло.

Полученные данные свидетельствуют о наличии позитивных изменений в группе, которая участвовала в разработанном профилактическом мероприятии.

 Результаты диагностики по каждому подростку представлены в Приложении 8.

Для экспериментальной и контрольной групп по результатам контрольного измерения тестом Басса-Дарки был проведён статистический анализ при помощи U-критерия Манна-Уитни. Результаты представлены в Таблице 11.

Таблица 11

Результаты применения U-критерия Манна-Уитни для оценки достоверности различий на экспериментальном этапе по методике «Диагностика состояния агрессии» Басса-Дарки

 

Физическая агрессия

Вербальная агрессия

Косвенная агрессия

Негативизм

Раздражительность

Подозритеьность

Обидчивость

Аутоагрессия

U Манна-Уитни

253,500

283,500

211,500*

183,500*

178,500**

205,500*

247,000

303,000

Значимость: * p0,05 ** p0,01 *** p0,001

 

Полученные достоверные различия между экспериментальной и контрольной группой по шкалам «косвенная агрессия», «негативизм», «раздражительность» и «подозрительность» показывают эффективность проведённого цикла профилактических мероприятий.

Также для оценки достоверности изменений в рамках контрольной и экспериментальной групп по результатам двух последовательных измерений тестом Басса-Дарки был проведён статистический анализ при помощи Т-критерия Вилкоксона. Результаты представлены в Таблице 12.

Таблица 12

Результаты применения Т-критерия Вилкоксона для оценки достоверности различий между измерениями на констатирующем и контрольном этапах при помощи методики «Диагностика состояния агрессии» Басса-Дарки

 

Физическая агрессия

Вербальная агрессия

Косвенная агрессия

Негативизм

Раздражительность

Подозритеьность

Обидчивость

Аутоагрессия

Эксперимен-тальная группа

45,000**

59,000**

54,000**

66,000**

55,000**

45,000***

36,000***

66,000**

Контрольная группа

108,500

114,500

132,000

123,000

66,000

226,000

151,000

147,000

Значимость: * p0,05 ** p0,01 *** p0,001

 

По результатам применения критерия Вилкоксона можно отметить наличие достоверных различий между первым и вторым измерением в рамках экспериментальной группы и полное отсутствие достоверных различий в рамках контрольной группы. Это свидетельствует об эффективности предложенного метода профилактики агрессивного поведения.


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф