Заявка на расчет
Меню Услуги

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. ЧАСТЬ 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


 2. Анализ результатов диагностики по методике агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)

Результаты диагностики представлены в Таблице 13.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Высокий уровень вербальной агрессии в ЭГ снизился у 3-х испытуемых, средний уровень – остался у 12-ти, подростков с низким уровнем агрессивности стало на 3-и человека больше. В то время как в КГ ребят с высокими показателями стало на 3 человека меньше, со средними – на 3 человека больше, а с низкими – так и осталось 4 человека.

Таблица 13

Результаты диагностики агрессивного поведения школьников по методике агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)

 

Шкала

агрессии

Ед.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

низкий

уровень

средн.

уровень

высок.

уровень

низкий

уровень

средн.

уровень

высок.

уровень

Физическая агрессия

Кол-во, чел.

7

12

6

2

6

17

%

28

48

24

8

24

68

Вербальная агрессия

Кол-во, чел.

11

9

5

4

8

13

%

44

36

20

16

32

52

Предметная агрессия

Кол-во, чел.

12

9

4

8

4

13

%

48

36

16

32

16

52

Эмоциональная агрессия

Кол-во, чел.

11

9

5

5

10

10

%

44

36

20

20

40

40

Самоагрессия

Кол-во, чел.

10

11

4

7

4

14

%

40

44

16

28

16

56

По шкале физической агрессии подростков с высоким уровнем агрессии в ЭГ стало на 32% меньше, тогда как в КГ количество таких подростков увеличилось.

По шкале вербальной агрессии подростков с высоким уровнем агрессии в ЭГ стало на 28% меньше, тогда как в КГ количество таких подростков не изменилось.

По шкале предметной агрессии также наблюдается снижение показателя высокого уровня агрессии в ЭГ (таких подростков стало на 20% меньше). При этом в КГ это значение уменьшилось незначительно.

 В классе подростков с высоким уровнем эмоциональной агрессии стало на 20% меньше (в ЭГ). В КГ наблюдается незначительное снижение данного показателя.

 Высокая самоагрессия на контрольном этапе проявилась в ЭГ у 4 человек (на 20% уменьшилось количество таких подростков), при этом в КГ наблюдается увеличение количества испытуемых по данному показателю.

 Таким образом, мы можем видеть, что в ЭГ произошли значительные изменения в сторону снижения уровня агрессии, когда как в КГ эти значения даже несколько выросли.

 Результаты диагностики по каждому подростку представлены в Приложении 9.

 Для экспериментальной и контрольной групп по результатам контрольного измерения опросником Л.Г. Почебут был проведён статистический анализ при помощи U-критерия Манна-Уитни. Результаты представлены в Таблице 14.

Таблица 14

Результаты применения U-критерия Манна-Уитни для оценки достоверности различий на контрольном этапе при помощи методики «Тест агрессивности» Л.Г Почебут

 

 

Вербальная агрессия

Физическая агрессия

Предметная агрессия

Эмоциональная агрессия

Самоагрессия

U Манна-Уитни

164,500**

185,000*

205,000*

256,000

210,000*

Значимость: * p0,05 ** p0,01 *** p0,001

 

Полученные достоверные различия между экспериментальной и контрольной группой по большинству шкал показывают эффективность проведённого цикла профилактических мероприятий.

Также для оценки достоверности изменений в рамках контрольной и экспериментальной групп по результатам двух последовательных измерений при помощи опросника Л.Г. Почебут был проведён статистический анализ при помощи Т-критерия Вилкоксона. Результаты представлены в Таблице 15.

Таблица 15

Результаты применения Т-критерия Вилкоксона для оценки достоверности различий между измерениями на констатирующем и контрольном этапах при помощи методики «Тест агрессивности» Л.Г. Почебут

 

Вербальная агрессия

Физическая агрессия

Предметная агрессия

Эмоциональная агрессия

Самоагрессия

Экспериментальная группа

22,000**

56,000*

36,000**

49,000*

59,500*

Контрольная группа

41,500**

102,000

50,000

117,000

51,500*

Значимость: * p0,05 ** p0,01 *** p0,001

По результатам применения критерия Вилкоксона можно отметить наличие достоверных различий между первым и вторым измерением в рамках экспериментальной группы и менее достоверное различие (или отсутствие достоверных различий) в рамках контрольной группы (за исключением шкалы «самоагрессия»). Это свидетельствует об эффективности предложенного метода профилактики агрессивности.

 3. Анализ результатов диагностики по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)

Результаты диагностики сведены в Таблице 16. Проведем анализ полученных данных.

Шкала «вспыльчивости». Вспыльчивость – готовность индивида проявить отрицательные чувства даже при малейшем возбуждении (гнев, раздражение, грубость), сниженный поведенческий самоконтроль. В ЭГ никаких изменений после формирующего этапа не произошло. В КГ 6 подростков с высокими баллами как было, так и осталось; со средними баллами было 9 чел., стало 8.; с низкими баллами было 10 чел., а стало 11.

Таблица 16

Результаты диагностики агрессивного поведения школьников по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)

 

Шкала

агрессии

Ед.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

низкий

уровень

средн.

уровень

высок.

уровень

низкий

уровень

средн.

уровень

высок.

уровень

вспыльчивость

Кол-во, чел.

9

8

8

10

8

7

%

36

32

32

40

32

28

наступательность

Кол-во, чел.

10

7

8

10

5

10

%

40

28

32

40

20

40

обидчивость

Кол-во, чел.

8

11

6

10

5

10

%

32

44

24

40

20

40

неуступчивость

Кол-во, чел.

9

9

7

8

8

9

%

36

36

28

32

32

36

бескомпромис-сность

Кол-во, чел.

9

8

8

7

5

13

%

36

32

32

28

20

52

мстительность

Кол-во, чел.

12

5

8

7

11

7

%

48

20

32

28

44

28

нетерпимость к

Кол-во, чел.

6

10

9

11

9

5

мнению других

%

24

40

36

44

36

20

подозрительность

Кол-во, чел.

15

2

8

9

8

8

 

%

60

8

32

32

44

24

 Шкала «наступательность». Наступательность, напористость: стремление не защищаться, а атаковать, перехватывать инициативу, энергично отстаивать свои взгляды, интересы и убеждения, убеждать других в своем мнении, не учитывая аргументы и мнение оппонента.

 Шкала «обидчивость». Обидчивость характеризуется повышенной чувствительностью к несправедливости, как мнимой, так и реальной, замечаниям и критике со стороны окружающих, недостаточному уровню внимания к достижениям и заслугам.

 Шкала «неуступчивость». Неуступчивость проявляется склонностью категорично отстаивать свою позицию и точку зрения, продвигать свои интересы, не учитывая мнение окружающих и ни в чем не уступая.

Шкала «бескомпромиссность». Бескомпромиссность проявляется в отсутствии стремления и желания устранить разногласия, низкой мотивацией к снижению уровня напряженности в отношениях с окружающими, нежеланием принимать такое решение спорных вопросов, которое устроило бы всех участников коммуникации.

 Шкала «мстительность». Мстительность характеризуется склонностью испытывать агрессивные, разрушительные, мстительные чувства по отношению к окружающим людям, пожеланием им несчастий и стремлением к наказанию в ситуациях как с реальной, так и с предполагаемой несправедливостью, обидой, оскорблением и пр.

Шкала «нетерпимость к мнению других». Нетерпимость к мнению других, склонность игнорировать позицию окружающих, не принимать во внимание их замечания и советы. Принятие решения в одиночку, при этом ощущение ущемленности в случае, если мнение другого человека кажется более верным и привлекательным.

 Шкала «подозрительность». Наряду с сомнениями в искренности и честности намерений большинства окружающих подозрительность может варьироваться от недоверия и настороженности по отношению к другим до полной убежденности в том, что другие готовят или уже нанесли ущерб.

По данной методике каких-либо значительных тенденций к изменению в рамках ЭГ и КГ не прослеживается, на основании полученных данных нельзя сделать вывод об эффективности профилактических мероприятий.

Результаты диагностики по каждому подростку представлены в Приложении 10.

Для экспериментальной и контрольной групп по результатам контрольного измерения при помощи методики Е.П. Ильина и П.А. Ковалёва был проведён статистический анализ при помощи U-критерия Манна-Уитни. Результаты представлены в Таблице 17.

Таблица 17

Результаты применения U-критерия Манна-Уитни для оценки достоверности различий на контрольном этапе при помощи методики «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалёва

 

Позитивная агрессивность

Негативная агрессивность

Конфликтность

U Манна-Уитни

271,500

307,000

232,500

Значимость: * p0,05 ** p0,01 *** p0,001

Данные показатели не позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии позитивного эффекта проведённых профилактических мероприятий.

Также для оценки достоверности изменений в рамках контрольной и экспериментальной групп по результатам двух последовательных измерений при помощи методики Е.П. Ильина и П.А. Ковалёва был проведён статистический анализ при помощи Т-критерия Вилкоксона. Результаты представлены в Таблице 18.

Таблица 18

Результаты применения Т-критерия Вилкоксона для оценки достоверности различий между измерениями на констатирующем и контрольном этапах при помощи методики «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалёва

 

Позитивная агрессивность

Негативная агрессивность

Конфликтность

Экспериментальная группа

50,000*

106,500

144,500

Контрольная группа

67,500

58,000

68,500

Значимость: * p0,05 ** p0,01 *** p0,001

 

По результатам применения критерия Вилкоксона можно отметить наличие достоверных различий в рамках динамики экспериментальной группы (шкала «позитивная агрессивность»), что свидетельствует об эффективности предложенной профилактической программы.

В целом, данные результаты показывают, что включение подростков в профилактическую тренинговую программу способствует повышению нормативности поведения и снижению склонности к агрессивному поведению.

Таким образом, при сопоставлении данных, полученных на первом и третьем этапах исследования, был выявлен ряд значимых изменений показателей склонности к агрессивному поведению в сторону его снижения и повышения нормативности поведения, что подтверждает выдвинутую в ходе исследования гипотезу.

Кейсы

 Ситуация 1. М., учащийся 9 «А» класса. По методике «Диагностика состояния агрессии» Басса-Дарки у него высокие показатели по физической, вербальной и косвенной агрессии, по раздражительности и негативизму. По методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильин аи П. А. Ковалевапо шкале у М. высокие баллы по шкалам вспыльчивость, неуступчивость, нетерпимость к мнению других и обидчивость. По методике агрессивности опросник Л.Г. Почебут у подростка высокие результаты по физической, вербальной, эмоциональной и предметной агрессии.

 В первую очередь мы постарались определить, насколько часты и сильны бывают вспышки агрессии. В процессе беседы М. сообщил, что временами он теряет контроль и проявляет немотивированное насилие; описывая свое состояние в такие моменты, он характеризует его следующим образом: «быстро завожусь, могу что-то разбить, кого-то ударить…».

 В процессе профилактической работы ребёнок бал выслушан. Внимание было сфокусировано на чувствах подростка. Были заданы уточняющие вопросы: «Правильно ли я тебя поняла, что ты обеспокоен вспышками агрессии, возникающими у тебя периодически?». Был эмпатический отклик на рассказ ребёнка: «Я прекрасно понимаю тебя».

 В процессе работы был задан вопрос: все ли ему нравится в его поведении. Как выяснилось, подростку не нравится, тогда работа осуществлялась по следующей схеме. Понять, что именно подросток хочет изменить. Уточнили запрос в позитивной формулировке, он отражал ситуацию и содержал измерительные характеристики (по результатам диагностики).

 Причина агрессии может крыться либо в семейных отношениях (тогда следует провести общесемейную консультацию), либо в самоотношении мальчика (пониженная самооценка: нужна дополнительная диагностика уровня самооценки). Далее работаем на устранение причины агрессии у мальчика.

 После участия в тренинговой программе косвенная агрессия снизилась до средних значений. Остальные показатели остались на высоком уровне, но в балловом выражении явно наблюдается динамика на снижение. По методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева по в балловом выражении снизились показатели по шкалам вспыльчивость, нетерпимость к мнению других и обидчивость. По шкале неуступчивость значения стали на среднем уровне. По методике агрессивности опросник Л.Г. Почебут по шкалам физической, вербальной, эмоциональной и предметной агрессии произошло снижение показателей в балловом выражении, хотя остались на высоком уровне.

 Социальные переменные, такие как враждебный психологический климат в классе, запугивание сверстников и т. д., вероятно, могут быть причиной таких агрессивных вспышек. В этой ситуации рекомендуется интенсивное сотрудничество с учителем, учениками класса и самого М. После происшествия следует регулярно диагностировать психологический климат в данном классе.

Рекомендации. Необходимо четко разграничивать поступок и личность. Для этого можно использовать технику объективного описания поведения. Как только подросток успокоится, имеет смысл обсудить с ним произошедшее. Важно без оценочно описать то, как он вел себя в агрессивном состоянии, его слова и действия в тот момент. Нет необходимости использовать осуждающий или эмоционально заряженный язык; это может разозлить подростка и вынудить его протестовать, уводя от решения проблемы. Ограничение разговора конкретными фактами и тем, что произошло в определенное время, имеет решающее значение при изучении поведения подростка, чтобы не подчеркивать более ранние проступки. Припоминание прошлого может привести к возникновению у него чувства обиды, что помешает ему критично оценить свое поведение. Не стоит также «читать морали», лучше обратить его внимание на негативные последствия его поведения, сделать акцент на том, что оно в первую очередь вредит ему самому. При этом важно показать подростку возможные способы поведения в аналогичной конфликтной ситуации.

Для М. по результатам беседы были определены следующие краткие рекомендации: не «отказываться» от собственных проявлений агрессии, принимать их, как часть своей личности; после приступа стараться проанализировать, почему он произошёл, какие последствия возникли в результате его собственных действий, можно ли было поступить в данной ситуации иначе, не прибегая к агрессивному поведению.

 Ситуация 2. А., ученик 9 «А» класса. Проблема заключается в том, что родители хотят перевести в другую школу по причине конфликтов с одноклассниками. Поведение в конфликтной ситуации часто бывает агрессивным. По результатам диагностики уровня агрессивности у А. высокие показатели по некоторым шкалам.

Состоялась беседа. Основные цели общения заключались в том, чтобы разобраться в причинах конфликтов с одноклассниками, помочь юноше приспособиться к изменениям в жизни, преодолеть трудности, связанные с переходом в новую школу. Перевод в другую школу не поможет, если у ребенка плохие социальные навыки, потому что все начнется сначала. Если проблема заключается в чем-то другом перевод может стать решением, если нет, лучше оставить подростка в покое, иначе он не научится справляться с трудностями.

В первую очередь была налажена коммуникация (настрой на собеседника и настрой собеседника на себя). Цель заключалась в том, чтобы привлечь внимание людей, удержать их интерес и создать доброжелательную и доверительную атмосферу. Организация пространства, установление зрительного контакта, совместное нахождение удобной позы, приветствие, присоединение к собеседнику на основе состояния, отношения к чему-либо или интереса, а также использование техники small talk — беседы на общие темы, которые интересны партнеру — все эти прием были использованы для установления контакта.

 В процессе беседы были выявлены особенности подростка, его поведения, уровня общительности. На данном этапе беседа имела формат диагностического интервью. Это метод интервью, который психологи используют чаще всего. Диагностическое интервью характеризуется добавлением в структуру беседы приемов тестовой оценки с целью сбора данных о различных аспектах психологического развития и личностных чертах. В этом случае обсуждение действует как естественный фон, который связывает все другие методы, а также служит своим собственным целям.

 В результате было принято решение подождать с переводом до окончания учебного года. Пока А. принял участие в тренинговой программе по профилактике агрессивного поведения. После повторной диагностики выяснилось, что чудесных изменений не произошло, но небольшие положительные изменения наблюдаются. Сам подросток не очень хочет переходить в другую школу и готов приложить усилия, чтобы наладить отношения со сверстниками. Но как крайний вариант рассматривает переход в другую школу. Подростки проще воспринимают подобные изменения жизни: если подростку понравится с новыми подростками, он быстро привыкнет.

Рекомендации. Формирование обратной связи с агрессивным подростком имеет решающее значение в этом сценарии. Для этой цели можно использовать приемы констатации факта («Ты ведешь себя агрессивно»), самосообщения («Ты сердишься?»), высказывания-вопроса («Ты хочешь причинить мне вред?»), раскрытия намерений агрессора («Ты хочешь сделать мне больно?»).

Предоставляя такую обратную связь агрессивному поведению подростка, взрослый должен быть заинтересованным, доброжелательный и твердым. Твердость должна быть направлена только на конкретный поступок, на его искоренение. Подросток должен видеть, что взрослый не настроен против него. Его агрессивное поведение может вызывать ярко выраженные негативные эмоции. Важно признать их значимость, силу и длительность.

По результатам диагностики и беседы для А. были сформулированы следующие рекомендации: не замыкаться в себе, не бояться собственных агрессивных поступков; постараться понять причины собственного агрессивного поведения в каждой конкретной ситуации, определить объект агрессии; проанализировать, что в данный момент мешает ему наладить контакт со сверстниками.

 Ситуация 3. Р., учащийся 9 «А» класса, дождался пока у учителя физики закончатся все уроки, зашел к нему в лаборантскую и рассказал о том, что его одноклассник К., создал группу ВКонтакте «Истории Р. …». Он и его друзья пишут насмешливые и издевательские истории, в которых выставляют Р. дураком, выкладывают его фото с гадкими подписями. Пишут, что успешная учеба Р. связана с дружбой его матери с директором школы. Техпомощь социальной сети не откликается на 3 просьбу удалить эту страницу. Каждый день Иван К. продолжает выкладывать все новые гадкие истории и приглашает в группу друзей Р. из социальной сети. Одна девочка пробовала защитить Р., написала на стене, чтобы они закрыли группу, но ничего не изменилось. Поэтому Р. не знает, что делать, идти в школу не хочет, чтобы не видеть лица обидчиков.

 Прежде всего мы поговорили с самим Р. по поводу данной ситуации. В результате беседы подросток сделал выводы о том, что надо работать над повышением своей самооценки. Что такая вербальная агрессия является проявлением слабости. С подростком была составлена пошаговая инструкция, как нужно вести себя Р. В социальной сети и в реальном общении с киберобидчиком К. Учитель физики тоже принял меры по пресечению данного факта кибербуллинга. В результате классный руководитель провёл работу в классном коллективе по формированию общественного мнения к фактам кибербуллинга с учетом того, что «жертва» и «обидчик» обучаются в одном классе. А также были приняты меры педагогами и администрацией школы в отношении Ивана К. и его родителей по пресечению кибербуллинга.

Рекомендации. В данном случае необходимы различные подходы к организации взаимодействия с подростком с заниженной самооценкой. Подойдут интерактивные принципы организации работы. Например, использование упражнения «Настроение», взятого из системы Н. Роджерса. В этой ситуации подросток может выразить свои чувства и поделиться своими эмоциями с другими. Это позволяет им «справляться» со своими текущими проблемами в группе. Подростки также могут сблизиться, участвуя в совместной творческой деятельности, поддерживая постоянный эмоциональный контакт, общаясь друг с другом вне занятий психолога-педагога.

По результатам беседы для Р. Были сформулированы следующие рекомендации: не бояться и не стыдиться обращаться ко взрослым за помощью, если агрессия со стороны других невыносима, не терпеть пренебрежительное отношение к себе; налаживать контакт с теми товарищами, которые в данной ситуации выступили на его стороне, с кем ему наиболее комфортно.

2.4. Обсуждение результатов исследования

Анализ и обработка полученных данных наглядно показывает, о позитивных изменениях в уровне по шкале физической агрессии, косвенной, вербальной агрессии, эмоциональной агрессии, и негативизма у учащихся включенных в опытно –экспериментальную работу.

Ниже кратко представлены результаты проведённого нами исследования

На Рис.5 отражены те позитивные изменения, которые произошли на контрольном этапе в экспериментальной группе в баллах по методике Басса-Дарки.

На Рис. 6 отражены изменения, которые произошли на контрольном этапе в контрольной группе в баллах.

Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что если в контрольной группе не произошло заметных изменений в количестве учащихся, соответствующих высокому уровню агрессии, то в экспериментальной группе – снижение достаточно существенное.

Как видно из Рис. 7, в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования наблюдается заметное снижение индекса агрессивности, в то время как в контрольной группе на наблюдается некоторое повышение индекса агрессивности.

Из Рис. 8 видно существенное снижение индекса враждебности после участия подростков в тренинговых занятиях, в то время как в контрольной группе наблюдается небольшое повышение индекса враждебности без участия подростков в тренинговых занятиях.

Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что если в контрольной группе есть небольшие изменения (повышение индекса агрессивности), то в экспериментальной группе наблюдается существенное снижение индексов агрессивности и враждебности.

Перейдем к анализу результатов, полученных с помощью опросника Л.Г. Почебут.

На Рис. 9 отражены те позитивные изменения, которые произошли на контрольном этапе в экспериментальной группе в баллах.

Испытуемых с общей суммой агрессии по всем шкалам, превышающей 25 баллов, т.е. с высокой степенью агрессивности и низкими адаптационными возможностями после участия в тренинге оказалось 2 человека (было 5). У всех остальных подростков результаты оказались в диапазоне от 11 до 24 баллов, что соответствует среднему показателю уровня агрессивности и адаптированности.

На рисунке 10 отражены изменения, которые произошли на контрольном этапе в контрольной группе в баллах.

При анализе данной диаграммы очевидно, что по ряду шкал (самоагрессия, вербальная и физическая агрессия) в КГ показатели даже несколько выросли в противоположность ситуации, которая возникла в экспериментальной группе, где очевидно снижение показателей по всем шкалам. Это служит доказательством эффективности предложенной профилактической программы.

Перейдем к анализу результатов, полученных с помощью методики Ильина и Ковалёва.

На Рис. 11 отражены те позитивные изменения, которые произошли на контрольном этапе в экспериментальной группе в баллах.

Как видно из Рис. 11 в наибольшей степени в группе старшеклассников выражены неуступчивость и бескомпромиссность, а в наименьшей степени – вспыльчивость и нетерпимость к мнению других.

На Рис. 12 отражены изменения, которые произошли на контрольном этапе в контрольной группе в баллах.

Анализ данных, отраженных на Рис. 12, показывает, что в наибольшей степени в группе старшеклассников выражена бескомпромиссность, наступательность и неуступчивость, а в наименьшей степени – вспыльчивость и мстительность. В целом в группе подростков отмечается средний уровень агрессивности и конфликтности. Можно отметить, что относительно низкие показатели негативной агрессии свидетельствуют о нетерпимости подростков к чужому мнению и в небольшой степени мстительности.

Также по тесту выявлен уровень позитивной агрессивности (сумма баллов по шкалам наступательность и неуступчивость) в ЭГ- 10,28 (было11,2 балла), отражающий наступательные тенденции и склонность к неуступчивости;

— уровень негативной агрессивности (сумма баллов по шкалам нетерпимость к мнению других и мстительность) – 10,24 (было10,6 балла) – показывает мстительность и нетерпимость к мнению других;

— уровень конфликтности (сумма баллов по шкалам бескомпромиссность, обидчивость, вспыльчивость и подозрительность) – 18, 56 (было 20,36 баллов).

— уровень позитивной агрессивности в КГ– 10,72 (было 11,56 балла);

— уровень негативной агрессивности – 9,44 (было 10 баллов);

— уровень конфликтности – 20,5 (было 22,28 баллов).

На Рис. 13 представлен сравнительный анализ данных показателей.

Из рисунка видно, что уровень позитивной агрессивности в группах превышает уровень негативной агрессивности. Кроме того, следует подчеркнуть, что относительно высокий уровень положительной агрессивности свидетельствует о том, что подростки склонны брать на себя инициативу в конфликтах и не боятся указывать на недостатки других, отказываясь отступать и уступать в спорах, играх и т. д.

Также видно, что по всем шкалам после экспериментального воздействия среднее значение показателей в ЭГ ниже, чем в ЭГ, что может служить подтверждением эффективности проведённых профилактических мероприятий.

Успешно были реализованы такие практические задачи исследования, как разработка и реализация экспериментальной программы профилактики агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения и оценка эффективности данной программы, что, с учётом представленного выше в работе теоретического описания феномена агрессии и обоснования подобной программы на основании литературных источников, позволяет сделать вывод о том, что цель данной работы была достигнута.

Положительные результаты, полученные на контрольном этапе исследования, выражающиеся в динамике, направленной к снижению высокого уровня агрессии среди подростков в экспериментальной группе, подтверждают выдвинутую в ходе исследования гипотезу, которая состоит в том, что снижения агрессивности у подростков можно достичь за счет:

1. учета индивидуальных особенностей подростков, выявленных в результате диагностики;

2. реализации мероприятий, направленных на снижение уровня личностной тревожности и развитие позитивной самооценки;

3. обучения подростков навыкам контроля управления собственным гневом.

Снижение в ряде случаев показателей вербальной агрессии можно объяснить, если обратиться к известному эффекту активного слушания. Как известно, человек, которого не слушают, вынужден обращаться к различным формам агрессивного поведения: повышать голос (вербальная агрессия), физически обращать на себя внимание (физическая агрессия), находить «обходные пути» (косвенная агрессия). Таким образом, отсутствие реализации импульсов на вербальном уровне приводит сразу к ряду возможностей для повышения общего уровня агрессии.

В ходе реализации программы её участники были активно эмпатически выслушаны, что привело к снижению общего фона агрессии за счёт снятия накопившегося у подростка напряжения.

Снижение общего уровня раздражения удалось, как нам кажется, добиться за счёт организации для подростка интересной деятельности, сильно отличающейся от обычной учебной рутины, которая в данном возрасте не вызывает сильного воодушевления у большинства подростков. То же можно сказать и о негативизме, подозрительности – если начальные оценки говорили о том, что подростки с неохотой включаются в новую деятельность, то снижение подобных показателей говорит о включенности их в работу, о продуктивности профилактической программы.

Проявления вербальной агрессии не так социально негативны, как проявления агрессии физической, поэтому человек нормативно сначала стремится уйти от непосредственно агрессивного поведения в проявление агрессии косвенной, затем реализует агрессивные тенденции через речь и только потом обращается к физической силе. Снижение уровня косвенной агрессии также снизило напряжение и в отношении агрессии вербальной, что, как нам кажется, повлияло и на снижение показателей физической агрессии.

Также формат групповой работы, где подростки вступали не в конкурентные, а в союзные отношения, как мы считаем, могло повлиять на проявления различных форм социальной агрессии (как вербальная, эмоциональная агрессия). У учащихся появился уровень принятие других что свидетельствует о том, что подростки могут работать в команде приходить к общим решениям и выводам. Подростки стали использовать способы конструктивного общения, научились рефлексированию в области проявлений агрессии и навыкам управления собственным гневом.

 2.5. Практические рекомендации по результатам исследования

 

На основании проведенного исследования были сформулированы следующие рекомендации.

Общие рекомендации [37]

1. Формировать у подростков негативное отношение к агрессии и враждебности в любой форме, учить брать ответственность на себя;

2. Обязательными психологическими и педагогическими условиями в организации работы с подростками, имеющими физическую, косвенную, вербальную агрессии, негативизм, раздражение, подозрительность, обиду и чувство вины, является учет индивидуальных и возрастных особенностей;

3. С агрессивными подростками нельзя разговаривать на повышенных тонах, провоцируя усиление агрессивных импульсов.

4. Воспитывать у подростков способность к дружественному, миролюбивому общению, конструктивному взаимодействию с представителями социума, независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей, приемлемым способам выражения гнева, привить навык реагирования в конфликтных ситуациях.

6. Специалистам и родителям необходимо предельно тщательно контролировать свои отрицательные эмоции при взаимодействии с агрессивными подростками, научить принимать и понимать других людей такими, какие они есть;

7. Для наиболее благоприятного установления психоэмоционального состояния и налаживания социальных связей имеет смысл применять метод психофизического тренинга в сочетании с педагогическими приемами.

 Рекомендации социальному педагогу по профилактике агрессивного поведения школьников [42]:

— разработка программы по профилактике и снижению уровня агрессивного поведения учащихся;

— регулярное проведение консультаций по отреагированию конфликтных ситуаций и поведения;

— каждые полгода проводить мониторинг эффективности своей работы, с помощью опросники Басса-Дарки, Е.П. Ильина и П.А. Ковалева, Л.Г. Почебут;

— знакомить родителей участников из исследуемой группы с проведенной работой и достигнутыми результатами;

— дополнить план работы разделом, отражающим работу с агрессивными подростками;

— не забывать, что агрессивный подросток – это особая категория подростков, требующая пристального внимания со стороны педагога;

— изучить особенности и проблемы агрессивных подростков и, в соответствии с ними, составлять индивидуальные и групповые программы работы;

— планировать действия психолога, педагогов, классных руководителей, чтобы способствовать созданию условий для благоприятной социализации агрессивных подростков;

— проводить встречи с родителями проблемных подростков на темы: «Агрессивный подросток», «Взаимодействие с агрессивным подростком»;

— консультировать по конкретным проблемам, с которыми сталкиваются родители агрессивных подростков;

— проводить семинары-практикумы как отдельно для учителей и родителей, так и совместно;

— отслеживать занятость свободного времени агрессивных подростков;

— не забывать отслеживать эффективность практической деятельности в обозначенном направлении работы.

Агрессивные подростки больше всего нуждаются в помощи, но взрослые часто их отвергают. Непонимание и незнание подростками причин их агрессии приводит к общей ненависти и неприятию, которые они испытывают как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых [47]. Для прекращения агрессивного поведения разработаны многочисленные упражнения, и при правильном выполнении они эффективны. Давайте рассмотрим несколько упражнений, которые можно предложить для профилактики агрессивного поведения у подростков [22].

1. Каждому из участников предлагается на основе выработанного для себя на предыдущем занятии понимании агрессивности придумать и нарисовать собственный лозунг против агрессии. Отведенное время на генерацию слогана – от 7 до 10 минут. После этого участники обсуждают свои усилия и просматривают рисунки коллег. После этого они делятся на команды в зависимости от того, насколько схожи их рисунки. Крайне важно, чтобы каждый игрок выбрал свою команду или команды. Заключительным этапом упражнения является представление каждой командой группового лозунга.

2. Ведущий просит участников представить себя в магазине, где они могут приобрести необычные вещи, такие как чувство юмора, терпимость, сопереживание, доверие и понимание. Ведущий занимает позицию продавца и побуждает каждого участника выбрать характеристику, которая является составляющей неагрессивной личности, например, доверие. Прежде чем обменять позитивную характеристику на агрессивную, продавец спрашивает клиента, зачем ему или ей нужно доверие, сколько его требуется и в каких обстоятельствах крайне важно и необходимо его использовать,

Предполагается, что подростки, играя в игру, узнают, что у них есть способность контролировать свои эмоции.

3. Все садятся в круг. Ведущий простит участников закрыть глаза и подумать, что вы делаете, когда счастливы и когда расстроены? «Представьте, что ты доволен. Так чем ты занимаешься? Где ты, когда это происходит? Кто находится в вашем окружении? Как ты себя чувствуешь в этих обстоятельствах? Где именно в твоем теле ты чувствуешь, что доволен?

А теперь представь себя в ярости. Что ты делаешь? Где ты находишься? Есть ли кто-то рядом? В какой части тела ты чувствуешь гнев? Подумай, в каком состоянии ты находитесь чаще всего. Теперь выберите эмоцию, которую испытываешь чаще всего. Закрой глаза. Начни ходить по комнате и выражать эту эмоцию любым возможным способом. Двигайся и говори в соответствии со своими чувствами, будь то чувства удовлетворения или гнева. Сделай паузу в тишине и начни постепенно переходить в противоположную эмоцию. Стань счастливым, если был расстроен, и наоборот. Действуй так, как будто эта свежая эмоция существует сейчас. Спроси себя, что происходит в твоем теле, когда ощущение меняется, когда ты слушаешь себя. Может, это дыхание, может движение, может что-то происходит с твоими глазами.

 Снова замри. Начни вести себя так, как тебе хочется, подумай, как бы ты назвал это чувство. Теперь медленно останавливайся, открывай глаза и садись в круг».

4. Ведущий просит участников представить себя гражданами гипотетической нации. Группа делится на судью, прокурора, присяжных (от 3 до 5 человек) и адвоката. Прокурор является обвинителем, присяжные совещаются и выносят решение обвиняемому, судья также принимает участие в обсуждении и выносит приговор. Адвокат является защитником ответчика.

Ситуация 1. Эвтаназия. К врачу обращается смертельно больной пациент.

Больной, находящийся при смерти, обращается к врачу. Он просит врача дать ему смертельную дозу снотворного, потому что надежды на выздоровление нет, а больной испытывает мучительную боль. Пациент некоторое время находился под наблюдением врача, и врач осознает, что его время истекает. Доктор наконец решает согласиться на просьбу пациента. Когда члены семьи умершего пациента узнает об этом, они подают в суд на доктора.

Ситуация 2. Осуждение или принудительное лечение.

Медицинское обследование показывает, что серийный убийца — психически больной человек, который не может контролировать свои импульсы. Поэтому его доставляют в психиатрическую лечебницу для прохождения необходимой терапии. Несколько лет спустя пациент покидает клинику, убивает трех человек и снова оказывается в суде.

Каждое дело может быть рассмотрено новой коллегией суда. Суд должен принять свое решение по каждому делу.

После упражнения группа обсуждает важность соблюдения законов и то, допустимо л агрессивное поведение в разных жизненных ситуациях.

5. Игроки образуют круг и становятся как можно ближе друг к другу. Один из участников входит в центр и делает все возможное, чтобы расслабиться. Люди, стоящие вокруг, поддерживают его и удерживают от падения, вытягивая руки перед собой и поддерживая его.

В круг может встать каждый желающий. По окончании упражнения ведущий оценивает, кому удалось максимально расслабиться. По 5-балльной шкале участники, бывшие центре, оценивают, насколько они доверяют сверстникам. Спросите, что помешало подросткам с низким баллом расслабиться и поверить в группу.

  Все участники стоя образуют круг. Ведущий дает следующие инструкции: «Теперь по очереди входите в круг и делитесь одним своим талантом или умением. Например, я умею хорошо танцевать. В смою очередь все остальные должны сказать: «Это потрясающе!» и с энтузиазмом похлопать.

 Приведенные упражнения можно включить в программу для обучения навыкам адаптивного поведения и снижения уровня агрессивности у старших подростков [28]. В процессе профилактики для достижения этой цели должны быть решены следующие задачи: выработать у подростка навыки правильно проявлять эмоции и сдерживать агрессивные реакции; научить школьника понимать не только свои переживания, но и состояния и интересы окружающих людей, развить в подростке чувство эмпатии; сформирование навыки конструктивного решения межличностных конфликтов, исключить деструктивные элементы поведения, развить положительную самооценку.

Важно помнить, что профилактические программы становятся эффективными только при создании надлежащих психолого-социально-педагогических условий, комплексном подходе родителей, педагогов и учащихся, применении принципов добровольности, поддержки и принятия, которые создать атмосферу психологического комфорта и безопасности [24].

Родителям данной категории подростков можно рекомендовать следующее:

— действенным прием оптимизации отношений с подростком является активное слушание;

регулярное общение является важным для поддержания доверительных

отношений между родителем и подростком;

в спорах с подростком важно хоть иногда уступать, чтобы у него не складывалось впечатление, будто он постоянно не прав;

— наиболее оптимальный результат решения конфликта – нахождение компромисса между желаниями и потребностями родителей и, соответственно, желаниями и потребностями подростка.

 Все это может помочь оптимизировать (улучшить) отношения со своим подростком, снизить уровень конфликтности, агрессии, повысить уровень доверия, что в свою очередь приводит к миру и благополучию в семье.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Во второй главе нами была проведена опытно-экспериментальная программа по профилактике агрессивного поведения, включающей активные методы воздействия на подростков.

На начальном (констатирующем) этапе исследования проводилась диагностическая работа по определению степени враждебности у подростков. Для достижения цели исследования мы использовали методики «Диагностика состояния агрессии» Басса-Дарки (адаптация А.К.Осницкого), «Тест агрессивности» Л.Г. Почебут, «Личностная агрессивность и тревожность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалёва.

Анализ данных, полученных на первом диагностическом этапе в экспериментальной и контрольной группах, позволяет констатировать наличие четырех основных форм агрессии в выборке. Это физическая, косвенная, вербальная агрессия и негативизм в ЭГ, а в контрольной группе ещё и обида. У подростков в обеих группах повышенные результата по физической вербальной и эмоциональной агрессии. В ЭГ высокие уровни показали подростки по шкалам наступательность, нетерпимость к мнению других, неуступчивость — в ЭГ, наступательность бескомпромиссность и неуступчивость — в КГ.

Далее нами был проведен формирующий этап эксперимента, была составлена и внедрена в практику программа профилактики агрессивного поведения подростков. Программа была реализована в групповой форме и состояла из 10 занятий продолжительность 45-60 минут, которые проводились два раза в неделю. При разработке экспериментальной профилактической работы были использованы труды таких авторов, как А.Г. Лидерс, И. Желдак, И.В. Вачков. Она включала этапы: установления контакта между ведущим и участниками, формирование доверительного отношения рамках группы, отреагирование негативных эмоций, обучение рефлексированию в области проявлений агрессии и конструктивным способам поведения.

На третьем (контрольном) этапе с целью проверки эффективности внедренной программы сопровождения была осуществлена повторная диагностика. Таким образом, в экспериментальной группе было выявлено снижение показателей агрессии:

По методике «Диагностика состояния агрессии» Басса-Дарки (адаптация А.К. Осницкого): количество участников с высоким уровнем физической агрессии снизилось на 28%, косвенной – на 36%, раздражения – на 4%, негативизма – на 20%, обиды – на 8%, подозрительности – на 20%, вербальной агрессии – на 12%, чувства вины – на 24%.

По методике «Тест агрессивности» Л.Г. Почебут: количество участников с высоким уровнем физической агрессии снизилось на 32%, вербальной – на 28%, предметной – на 20%, эмоциональной – на 24%, самоагресии – на 24%.

По методике «Личностная агрессивность и тревожность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалёва: количество участников с высоким уровнем наступательности снизилось на 12%, неуступчивости – на 12%, нетерпимости – на 4%. Математическая обработка результатов с помощью (Т-критерий Вилкоксона) подтвердила наличие достоверных различий в показателях на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Там, где программа была реализована (ЭГ), произошли статистически значимые изменения. Из этого можно будет сделать вывод, что реализованная экспериментальная программа продемонстрировала свою эффективность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 По теоретической части работы можно сделать следующие выводы.

1. В среде современных подростков довольно часто встречается агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму. При этом возраст проявления агрессивных и враждебных действий снижается. Се больше случаев агрессивного поведения фиксируется среди девочек.

2. Обязательным условием развития агрессивного поведения в старшем школьном возрасте является большое количество у подростков свободного времени, отсутствие увлечений, положительно влияющих на формирование личности. Многие подростки, демонстрирующие склонность к проявлению агрессивного поведения, воспитываются в неполных семьях с нарушенными функциональными связями.

3. Психологическое сопровождение агрессивного подростка осуществляется по следующему алгоритму: психологическая диагностика – анализ результатов – рекомендации, консультация – профилактические мероприятия – психологическая диагностика – анализ результатов – рекомендации, консультация – профилактические мероприятия.

4. Неблагоприятная среда, вызывающая социальную дезадаптацию подростка, также требует психологического оздоровления и профилактики. В этой связи необходима совместная деятельность родителей, учителей, педагогов, психологов и других специалистов.

По практической части были сделаны следующие выводы:

1. Автором работы вместе с педагогом-психологом разработан тренинг по профилактике агрессивного поведения у старших школьников.

2. Снижения агрессивности у подростков можно достичь за счет: учета индивидуальных особенностей подростков, выявленных в результате диагностики, при работе с ними; реализации мероприятий, направленных на снижение уровня личностной тревожности и развитие позитивной самооценки; обучения подростков навыкам контроля и управления собственным гневом.

3. Гипотеза исследования подтвердилась. В результате реализации тренинговой профилактической программы удалось добиться значимого снижения показателей косвенной агрессии, раздражительности, подозрительности, негативизма; вербальной, физической, предметной агрессии, а также самоагресии.

4. На основании результатов исследования были разработаны общие практические рекомендации, а также рекомендации для социальных педагогов и родителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ.

2. Адлер А. Понять природу человека. /Пер. Е. А. Ципина. – М.: АST, 2021. – 320 с.

3. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс; — М.: Апрель Пресс: ЭКСМОПРЕСС, 2015. – 509 с.

4. Басс А. Концепция агрессии и враждебности / А. Басс, А. Дарки.

 – Екатеринбург: Феникс, 2003. – 585 с.

5. Баженов В. Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников / В.П. Баженов, В.Г. Баженова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 347 с.

6. Беличева С.А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие для вузов / С.А. Беличева, А.Б. Белинская. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 304 с.

7. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль : лучший в мире учебник по психологии агрессии / Леонард Берковиц ; [пер. А. Боричев, Л. Царук, Л. Ордановская]. — Санкт-Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.- 510 с.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — Москва [и др.]: Питер, 2008. — 398 с.

9. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — 4-е изд., расш. — Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. — 811 с.

10. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181с.

11. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учеб. пособие для специалистов и дилетантов / Г.Э. Бреслав. — СПб.: Речь, 2019 . – 144с.

12. Бужигеева М.Ю. Тендерные особенности детей на начальном этапе обучения //Педагогика. -2002. -,№8. – C. 29-34.

13. Бэрон Р. Агрессия: [Учеб. пособие для психол. фак., а также психол. дисциплин на гуманитар. фак. вузов РФ : Пер. с англ.] / Роберт Бэрон, Дебора Ричардсон. – СПб. : Питер пресс, 2019. – 330 с. 

14. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: [Пер. с нем.] / Кристиан Бютнер. – М.: Педагогика, 2016. – 141 с.

15. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. Пособие. / И.В. Вачков. [3-е изд., перераб. и доп.]. М.: Ось-89, 2018 (Подольск : Фил. ЧПК). 255 с. 

16. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением : учеб.-метод. пособие / [М.И. Рожков и др.]; под ред. М.И. Рожкова.— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 239 с.

17. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский. — М.: АСТ [и др.], 2010. – 670 с.

18. Гершгорина О.В. Расстройство поведения у детей и подростков. Коррекционно-педагогический процесс: Методические рекомендации врача-психиатра и психолога педагогам. / О.В. Гершгорина, Т.Д. Владимирова.— Хабаровск: ХГПУ, 2004. – 27 с.

19. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе: учебно-методический комплекс / Е.В. Гребенкин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 157 с.

20. Дельгадо Х. Мозг и сознание [Текст] / Х. Дельгадо; Пер. с англ. канд. мед. наук Л. Я. Белопольского; Под ред. и с предисл. проф. Г. Д. Смирнова. — Москва: Мир, 1971. — 263 с.

21. Демко Е.В. Организационно-педагогическая деятельность по

профилактики и коррекции агрессивности детей 6-7 лет. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Армавир, 2005. – 25 с.

22. Ермакова И.А. Психологические игры и упражнения. Развитие общительности. Преодоление застенчивости. Снятие агрессии / И.А. Ермакова. — М.: Корона Принт, 2016. — 669 c.

23. Желдак И. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания. / И. Желдак. — М.: Ин-т общегуманит. исслед., 2001. – С. 86.

24. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. — М.: Просвещение, 2018. — 128 c.

25. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. / А.А. Карелин. — М.: Эксмо, 2007. — 408 с.

26. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков / В.П. Кащенко. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 231 с.

27. Крючков В.В. Взаимоотношения в системе «Педагог-ребенок-

родители». / В.В. Крючков // Педагогика.- 2012. — №9. – С. 24-28.

28. Кумарина Г. Профилактика деструктивного поведения детей в

системе школьного образования [Текст] / Г. Кумарина // Коррекционно-развивающее образование. – 2014. – №2. – С.3-14.

29. Куроедова Е.О. Психология личности: учеб. пособие / Е.О. Куроедова, Е.В. Макарова.– М.: Московская финансово-промышленная академия, 2010.–144 с.

30. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека [Текст] / Н.Д. Левитов; — М.: Просвещение, 2015.– 123 с.

31. Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. / А.Г. Лидерс. — М.: Этерна, 2009. — 416 c.

32. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина;

 Под ред. Рузской А. Г.; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: Ин-т практ. психологии ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. — 383 с.

33. Майерс Д. Социальная психология [Текст] / Дэвид Майерс; [пер. с англ. З. Замчук]. — 7-е изд. — Москва [и др.]: Питер, 2014. — 793 с.

34. Михейкина С.В. Психологические особенности агрессивного поведения и его коррекция в юношеском возрасте: Дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / Светлана Владимировна Мизейкина. — Ставрополь, 2004. -175 c.

35. Никитин А.В. Психологические особенности агрессивного

поведения в подростковом возрасте: автореферат дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Александр Валентинович Никитин, — Москва, 2006. – 27 с.

36. Петрынин А.Г. Профилактика и преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективной творческой деятельности: Учебное пособие. Издание третье, дополненное и переработанное. / А.Г. Петрынин, В.К. Григорова. – М.: АПКиПРО, 2004.– 236 с.

37. Подходы к профилактике агрессивного поведения детей и подростков в образовательной среде. Сборник научных статей / Под ред. Вагнер И.В. – М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2020. – 217 с.

38. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – 480 с., — С. 163-167.

39. Подходы к профилактике агрессивного поведения детей и подростков в образовательной среде. Сборник научных статей / Под ред. Вагнер И.В. – М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2020. – 217 с.

40. Реан А.А Психология изучения личности [Текст] / А.А. Реан; Уч. Пособие. — СПб.: Питер, 2012.– 234 с.

41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. 35. Система работы психолога с детьми разного возраста: практическое пособие / Е.И. Рогов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 412 с.

42. Селиванова Е.А. Профилактика агрессии в общеобразовательных организациях: учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников и профессиональной переподготовки / Е.А. Селиванова; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ. – Челябинск: ЧИППКРО, 2019. – 60 с

43. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст]/ Л.М. Семенюк; Учебное пособие – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2015.–98 с.

44. Сиротюк А. Дифференциация обучения на основе тендерного

подхода Текст. / А. Сиротюк // Народное образование. — 2003. — №8. — С. 136-139.

45. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». — Ростов н/Д: «Феникс», 2007. — 160 с.

46. Сорокина Н.В. Негативные переживания детей в начальной школе

/ Н.В. Сорокина // Вопросы психологии. -2003. -№3. – С. 27-31.

47. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов / [Авт.: И.М. Бгажнокова, С.А. Беличева, О.Е. Буланова и др.]; Под ред. В.А. Никитина. – М.: Владос : Моск. гос. соц. ун-т, 2017. – 269 с.

48. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы: [Пер. с англ.] /

 Анна Фрейд. — М. : Педагогика-пресс, 2008. – 140 с.

49. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / [Пер. с нем.] / Зигмунд

 Фрейд; [Коммент. М.Г. Ярошевского]. — М.: Наука, 2016. — 455 с.

50. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и

коррекция / И.А. Фурманов. — Санкт-Петербург: Речь, 2007. — 479 с.

51. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология», «Клинич. психология» / Хайнц Хекхаузен; [Пер. с англ.: Т. Гудкова и др.]; Науч. ред. пер. на рус. яз.: Д.А. Леонтьев, Б.М. Величковский. -2. изд.- М. [и др.]: Питер: Смысл, 2018.- 859 с.

52. Холличер В. Человек и агрессия [Текст]: З. Фрейд и К. Лоренц в свете марксизма / Перевод с нем. Г.С. Черновой; Общ. ред. и вступ. статья, [с. 5-22], канд. филос. наук В.В. Денисова. — Москва: Прогресс, 2016. — 132 с.

53. Хорни К. Невроз и личностный рост[Текст] / К. Хорни. – Перевод с английского Е.И. Замфир. – Спб.: Восточно–Европейский институт психоанализа, 2014.–278 с.

54. Хьелл Ларри А. Теории личности. Основные положения, исследования и применение [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии : [перевод с английского языка : 16+] / Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. — 3-е изд. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер; Минск : Питер, 2019. — 606 с.

55. Шэффер Д. Дети и подростки: Психология развития / Дэвид Шэффер; [Пер. с англ.: А. Богачев и др.]; Науч. ред. пер. на рус. яз. А.С. Батуев. — 6-е изд. — М [и др.]: Питер, 2013. — 973 с.

56. Browne K.D. The influence of violent media on children and adolescents : a public-health approach / K.D. Browne, C. Hamilton-Giachritsis // Lancet. – 2005. — №365. – с. 702-710.

57. Chung J. E. Association between anxiety and aggression in adolescents : a cross-sectional study / J.E. Chung, G. Song, K. Kim, J. Yee, J.H. Kim, K.E. Lee, H.S. Gwak // BMC pediatrics. – 2019. — №19. – с. 115.

58. Margolin G. Adolescents’ aggression to parents: longitudinal links with parents’ physical aggression // G. Margolin, B.R. Baucom // The Journal of adolescent health : official publication of the Society for Adolescent Medicine. – 2014. — №55. – c. 645-651.

59. Prescott A.T. Metaanalysis of the relationship between violent video game play and physical aggression over time / A.T. Prescott, J.D. Sargent, J.G. Hull // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. – 2018. — №115. – c. 9882-9888.

60. Salimi N. Aggression and its predictors among elementary students / N. Salimi, A. Karimi-Shahanjarini, F. Rezapur-Shahkolai, B. Hamzeh, G. Roshanaei, M. Babamiri // Journal of injury & violence research. – 2019. — №11. – c. 159-170.

61. Грубый возраст: 50% россиян сталкиваются с агрессивными

подростками [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iz.ru/993492/elena-sidorenko/grubyi-vozrast-50-rossiian-stalkivaiutsia-s-agressivnymi-podrostkami, (дата обращения: 18.07.2021г).

62. Исследование раскрыло, сколько учеников сталкиваются с агрессией в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://life.ru/p/1251920 , (дата обращения: 29.07.2021г).

63. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Авторы Е.П. Ильин и П.А. Ковалев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nekrasovspb.ru/doc/18agressiv.pdf, (дата обращения: 22.09.2021г).

64. Почему подростки такие агрессивные? Статистика и мнения специалистов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://most.tv/news/92935.html, (дата обращения: 21.08.2021г).

65. Расчет критерия Манна-Уитни (онлайн калькулятор) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medstatistic.ru/calculators/calcmann.html, (дата обращения: 05.10.2021г).

66. Российские школьники стали чаще проявлять агрессию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3593471, (дата обращения: 28.07.2021г).

67. Сафонова Т.Н. Агрессивное поведение: научное обоснование понятия и профилактическая работа среди подростков. [Электронный ресурс]. / Т.Н. Сафонова. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/agressivnoe-povedenie-nauchnoe-obosnovanie-ponyatiya-i-profilakticheskaya-rabota-sredi-podrostkov, (дата обращения: 15.06.2021г).

68. Социологи: Уровень молодежной агрессии достиг опасной черты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2012/06/01/pokolenie.html, (дата обращения: 21.07.2021г).

69. Станоева Ю.П. Социально-психологический тренинг как форма профилактики агрессивного поведения подростков [Электронный ресурс]. —https://cyberleninka.ru/search?q=Станоева%20Юлия%20Петровна&page=1 (дата обращения: 30.07.2021г).

70. Теория фрустрационной агрессивности Дж. Долларда и Н. Миллера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studbooks.net/1629265/psihologiya/teoriya_frustratsionnoy_agressivnosti_dollarda_millera, (дата обращения: 28.08.2021г).

71. U-критерий Манна-Уитни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://студентупсихологу.рф/stati/article_post/kriteriy-manna-uitni, (дата обращения: 15.11.2021г)


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф