Заявка на расчет
Меню Услуги

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


ВВЕДЕНИЕ

Системные трансформации в социальной, политической, экономической и духовной сферах, переживаемые в настоящее время Российским обществом, сказываются на психологии людей, порождая напряженность, тревожность и озлобленность. Как следствие, повышается уровень жестокости и учащаются проявления агрессивного поведения. Особо значимой эта проблема становится в подростковом возрасте, когда формируется система ценностных ориентиров, вырабатываются особенности отношения человека по отношению к себе, окружающим людям, обществу. Все больше детей сталкиваются с тем, что психическая неуравновешенность влияет на их способность общаться со взрослыми и сверстниками, а также на успеваемость в школе.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Проблема исследования заключается в недостаточной эффективности средств, применяемых с целью профилактики агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения.

 Актуальность темы. Агрессивное поведение подростков является серьезной социальной, образовательной и психологической проблемой, которая вызывает сложности как у родителей, так и у детей, которые часто становятся объектами агрессии со стороны сверстников. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, снижается возможности полноценной коммуникации, и оказывает отрицательное влияние на весь процесс личностного развития. В задачи психолога входит решение проблемы неустойчивого психического и психологического состояния подростков, следовательно определение причин агрессивного поведения, предпосылок и условий его становления становится наиболее важно. Этим, на наш взгляд, определяется актуальность темы исследования.

Недавняя дегуманизация и социально-экономическое расслоение общества, кризис семьи и системы образования, миграция, социальное сиротство, ликвидация крупных детских организаций, создающая социальный вакуум и повышающая уровень преступности и вандализма среди детей, являются лишь некоторыми объективными причинами остроты проблемы агрессивного поведения подростков.

Актуальность темы подтверждают современные научные исследования. Опрос аналитического центра НАФИ показал, что каждый второй россиянин (50%) сталкивался с трудными подростками, в первую очередь агрессивными. Но в своих детях такое поведение заметили только 5%. Каждый десятый ученик средних классов становится инициатором буллинга. Среди примеров проблемного поведения подростков респонденты отметили агрессию по отношению к окружающим людям (56%), провокационное поведение и брань (36%), жестокость к животным (35%), употребление наркотиков и алкоголя (35%). В качестве характеристики трудных подростков курение называют только 18% опрошенных [1].

 В ходе исследований выяснилось, что среди школьников 10-11-х классов почти половина (48%) имеет опыт участия в драках (то же самое указали в своих ответах 21% 7-9-классников, то есть каждый пятый подросток) [62].

 Вывод психологов неутешителен — 25% подростков могут проявить агрессию в одиночку, 50% — в присутствии других агрессивно настроенных сверстников [64].

 Участились случаи насилия и проявления жестокости в школах, при этом объектами агрессии становятся не только подростки, но педагоги: на конференции «Насилие в образовательной среде», организованной при участии Минобрнауки, эксперты сообщили, что насилию и травле подвергались 70% учителей. Столько же опрошенных заявили, что сталкивались в работе с разными формами буллинга. 50% педагогов считают, что агрессивное поведение подростков обусловлено желанием завоевать или повысить свой авторитет в глазах одноклассников [62].

В связи с широким распространением дистанционного обучения, организацией дистанционной работы у значительного числа родителей, частичной или полной социальной изоляцией населения, ограничением традиционных форм проведения досуга проблема агрессивного поведения в школах сегодня особенно актуальна. На агрессию в образовательной среде значительное влияние оказали пандемия коронавируса и карантин, что спровоцировало рост социальной напряженности.

 Требования к личности современных граждан были выдвинуты правительством Российской Федерации, а для успешного достижения этих требований, правительством Российской Федерации, был принят закон «Об образовании в Российской Федерации» [1]. В этом законе определены основные задачи, в число которых входит профилактика агрессивного поведения личности. Эта личность будет востребована и сможет самореализоваться в любой сфере деятельности.

 Основной вопрос нашего исследования «Профилактика агрессивного поведения подростков в условиях образовательного учреждения» был определен исходя из актуальности рассматриваемой проблемы и недостаточной ее экспликации.

 Степень разработанности проблемы. Отдельные вопросы агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреева, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, О.В. Кобзева, П.А. Ковалёв, К.В. Сельченок, К. Семенюк, А.А. Ушанова и др.),

Агрессивность подростков как проблема рассматривается в разных контекстах, в том числе в разрезе повышения их психосоциальной адаптивности (С.Н. Дубинин, Н.Н. Мизина, Е.А. Назаренко, О.А. Романко и др.). В подростковый период формируются способы психосоциальной адаптации, которые становятся свойственны индивиду в течение всей дальнейшей жизни, именно с этим в большой степени связано пристальное внимание к этому периоду. Подросток может закрепить деструктивное, вредное для психологического и эмоционального благополучия поведение при отсутствии приемлемых способов реагирования в различных ситуациях, а в определенных случаях такое отсутствие может привести к неблагоприятным изменениям на личностном уровне (Л.И. Божович, А.Е. Личко, В.С. Мерлин, Н.П. Еремина и др.). Всем этим обусловлена актуальность данного исследования.

 Агрессивность является объектом изучения педагогической диагностической оценки (В.К. Андриенко, Н.В. Аликинa, И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная и др.). Однако, несмотря на большое количество проводящихся исследований, как в современной западной, так и отечественной психологии существует недостаточная проработанность многих сторон проявления человеческой агрессивности.

Проблема подростковой агрессивности исследована достаточно полно и рассматривается исследователями разных профилей, но существуют лакуны в области факторов развития агрессивности в старшем школьном возрасте: мало изучены наличие большого количества свободного времени, отсутствие увлечений, положительно влияющих на формирование личности, роль неполной семьи с нарушенными функциональными связями; реакции, вызванные чрезмерным контролем и однообразными поучениями и наставлениями.

 Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить программу профилактики агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения.

 Объект исследования – агрессивное поведение подростков.

 Предмет исследования – особенности агрессивного поведения подростков в общеобразовательном учреждении в процессе прохождения профилактической программы.

 Гипотеза исследования: программа профилактики агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения будет эффективной при соблюдении следующих условий:

1. Учет индивидуальных особенностей подростков, выявленных в результате диагностики;

2. Реализация мероприятий, направленных на снижение уровня личностной тревожности и развитие позитивной самооценки;

3. Обучение подростков способам управления гневом и контроля собственных эмоций

Целью определяются следующие задачи исследования:

1. Охарактеризовать сущность понятия «агрессия» в современных психологических исследованиях

2. Раскрыть основные причины и специфику проявления агрессивности у подростков

3. Охарактеризовать возможности профилактики агрессивного поведения подростков в условиях образовательного учреждения

4. Разработать и реализовать экспериментальную программу профилактики агрессивного поведения подростков

5. Оценить эффективность опытно-экспериментальной работы экспериментальных исследований и внести действенные предложения по предотвращению агрессивного поведения у подростков.

Методы исследования:

 1. Теоретический, включающий в себя изучение психолого-педагогической и научной литературы по теме исследования.

 2. Эмпирический, основанный на тестировании, сравнительном анализе данных.

 3. Статистический, основанный на количественном и качественном анализе полученных результатов (для определения достоверности полученных результатов использовались U-критерий Манна-Уитни и Т-критерий Вилкоксона). Расчеты проводились с помощью программы Microsoft Excel и программы IBM SPSS Statistics Выпуск 26.0.0.0.

Методики исследования:

1. Методика «Диагностика состояния агрессии» Басса-Дарки (Адаптация А.К. Осницкого) [38];

2. Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут) [25];

3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) [63].

Методологическая основа исследования. Проблемой агрессивности подростков, а также поиском путей ее профилактики занимались психологи, педагоги, врачи, поиском путей ее профилактики занимались психологи, педагоги, врачи, социологи, философы и др. Интересен подход таких зарубежных ученых, как А. Адлер, А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц, Р. Бернс, К. Бютнер, Р. Бэрон, Р. Герриг, Д. Долларда, К. Лоренс, Н. Миллер, Д. Ричардсон, В. Холличер, Д. Шеффер и др.

 Среди отечественных ученых, уделивших особое внимание этому вопросу, были Л.А. Алексеева, Т.Ю. Андрущенко, Н. Семенюк, С.Л. Соловьева, Н.В. Сорокина, Г.А. Цукерман, Е.Е. Чернухина, С.Ю. Чижова, Ю.В. Щербинина.

В исследовании мы используем терминологию Л. Берковица, который добавил к теории фрустрации идею о том, что агрессор выбирает жертв не только на основе их сходства с фрустратором, но и на основе конкретных сообщений, которые они передают. Это дополнение теории фрустрации во многом перекликается с некоторыми постулатами науки виктимологии [7, с. 210]. Также в данном исследовании агрессивность по отношению к окружающим людям рассматривается нами как биологически-социальное явление, ориентированное в том числе и на защиту от негативных влияний внешней среды (А. Адлер, А. Маслоу, К. Хорни); а также с точки зрения А. Адлера, исследующего проявление агрессивности как качество сознания, играющее важную роль в организации деятельности человека. В основу анализа были положены также работы А. Басса, А. Бандуры, Р. Уолтерса и других исследователей, в основе которых лежит мысль о том, что ключевой механизм формирования и проявления агрессивного поведения – поддержка подобного девиантного поведения социумом [3]. То есть общество реагирует на действия агрессора, воспроизводящего сложившиеся у него социальные образы и модели агрессивного поведения, поощряя или наказывая насильственные действия с его стороны.

 Экспериментальной базой исследования явилась ОУ СОШ «Первая Школа», которая находится по адресу: г. Москва, ул. Бусиновская Горка, дом 7 корпус 1.

Описание выборки. В исследовании приняли участие 50 школьников – это учащиеся 9 классов. Возраст – 15-16 лет. В исследовании учащиеся 9 «А» класса стали экспериментальной группой, а учащиеся 9 «Б» класса – контрольной группой. 25 школьников вошли в экспериментальную группу исследования, 25 школьников в контрольную группу исследования.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения элементов реализованной экспериментальной программы, а также использовании предложенных рекомендаций педагогами и психологами общеобразовательных учреждений.

Структура работы. Настоящая работа в себя включает введение, две главы: теоретическая и практическая, заключение, список литературы из 66-и наименований и приложений (10).

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

1.1. Сущность понятия «агрессия» в современных психологических исследованиях

 

Исследователи в сразу нескольких областях науки, в том числе физиологи, философы, педагоги и психологи интересуются феноменом насильственного поведения. Современные методы можно разделить на две категории. Одна группа рассматривает гнев как черту личности. Противоположная сторона рассматривает агрессию как поведение или средство социализации.

И X. Дельгадо, и А. Басс определяют агрессию как акты враждебности, разрушения и нападения, т. е. как действия, причиняющие вред кому-либо или чему-либо. По мнению X. Дельгадо агрессивность человека является поведенческой реакцией, которую определяет желание нанести ущерб личности или всему обществу путем проявления силы [20]. А. Басс же считает агрессивность психологическим состоянием, близким к враждебности. То есть враждебность и агрессивность между собой сочетаются, но при этом враждебность является более конкретным состоянием, целью которого становится определенный объект [4].

А. А. Реан разделяет термины «агрессивность» и «агрессия», утверждая, что они не тождественны. В свете этих представлений исследователь полагает, что агрессия – это преднамеренное действие, направленное на причинение вреда объекту враждебности, тогда как агрессивность – это черта личности, проявляющаяся в готовности человека к насильственному поведению [40, с. 54]. В результате этого утверждения мы можем сделать вывод, что агрессия – это тип поведения или действия, тогда как агрессия – это характеристика личности или склонность к этой форме поведения.

Также важно рассмотреть классификацию видов агрессии, представленную в работе B.Г. Бреслава [11] (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Классификация видов агрессии по В.Г. Бреславу

 

 Принцип

 разделения

 Виды

  Содержание

1

По направленности на

 объект

Гетеро-

агрессия

обращение на окружающие объекты: убийства, избиение, угрозы, оскорбления, использование ненормативной лексики и т.д.

Аутоагрессия

ориентация на себя: самоуничижение, вплоть до самоубийства, психосоматическое расстройство, поведение, направленное на саморазрушение

2

По причине появления

Реактивная агрессия

ответная реакция на раздражающе внешние факторы (ссора, конфликт и пр.)

 

Спонтанная агрессия

не имеет под собой видимой причины, проявляется, как правило, под действием внутриличностных импульсов (негативных эмоций, неспровоцированной агрессии при психических заболеваниях)

3

По целенаправленности

Инструментальная агрессия

применяется для достижения желаемого результата: хирург, оперирующий пациента; ребенок, требующий купить игрушку, спортсмен, стремящийся к победе и пр.

Целевая (мотивационная) агрессия

спланирована и продумана заранее, цель – нанесение ущерба или вреда объекту агрессии: подросток, рассердившийся на одноклассника и избивший его и пр.

 

По открытости проявлений

Прямая агрессия

обращена на объект, провоцирующий дискомфорт и раздражение: угроза насилия, физической расправы, демонстрация физического превосходства, открытое хамство и пр.

Косвенная агрессия

направлена на доступные для безопасного проявления агрессии объекты; при этом сами объекты непосредственной причиной

раздражения не являются

 

 

Продолжение таблицы 1

 Принцип

 разделения

 Виды

  Содержание

 

По форме проявлений

Вербальная

выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых явно говорит о наличии негативных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику

Экспрессивная

проявляется невербальными средствами: мимикой, жестами, голосовыми интонациями и пр. Характерно использование ненормативной лексики, угрожающих жестов по отношению к объекту агрессии, свирепое выражение лица

Физическая

использование физического превосходства и силы с целью нанесения противнику морального и физического вреда

 

М.И. Лисина изучала агрессивность в рамках проблемы межличностных отношений. Главной теоретической основой концепции исследователя стал тезис, что взаимоотношения между личностями неразрывно соединены с личностным самосознанием и в основе взаимоотношений лежат два полярных истока – объективное и субъективное. Проблемность и сложность межличностных отношений определяются как противоположностью, так и единством двух этих аспектов. В связи с этим содержание и доминирование конкретного аспекта определяет особенность индивидуальных межличностных взаимоотношений [32].

Особого внимания заслуживают идеи Н.Д. Левитова, рассматривающего насилие как особое переживание ярости, сопровождающееся потерей самообладания. Три различных типа агрессии выделяют Н.Д. Левитов [30]:

1. Типичная для характера человека;

2. Нетипичная для характера человека;

3. Эпизодическая (преходящая) агрессия.

Вкладом А. Басса в изучение агрессии стало введение таких понятий, как «враждебная» и «инструментальная» агрессии. Причиной враждебной агрессии становятся негативные эмоции, а также желание причинить зло. Первопричиной инструментальной агрессии является не конкретная цель, то есть человек, которого ранят, а результат, который может быть получен от такого действия [4].

В современных психологических источниках изложены основные методы рассмотрения агрессии. Психоаналитический и этологический подходы составляют два основных направления анализа агрессии как черты личности.

Согласно психоаналитической точке зрения, агрессия — это порождение реакции «бей или беги». По мнению З. Фрейда [49] и А. Фрейда [48], враждебность — характеристика, естественно развивающаяся в личности. Это свойство ищет пути выхода, если достигает определенного предела. В случае долгого сдерживания агрессии без открытого ее проявления выход может стать спонтанным и бурным.

С точки зрения этологического подхода, агрессивное начало заложено самой природой как средство самосохранения, присущее всем живым организмам. В том, что агрессия аккумулируется в организме всегда, и что чем больше ее накопилось, тем меньший провоцирующий фактор может стать причиной ее мощного всплеска, К. Лоренц разделял мнение З. Фрейда. Однако, в отличие от З. Фрейда, и К. Лоренц [52], и Р. Ардри исходили из предпосылок, что человеческая агрессия поддается контролю сдерживающих внешних факторов гораздо больше.

В направлении, которое изучает агрессию в качестве формы поведения, также существует два подхода.

Основоположником первого, ситуативного подхода, является Дж. Доллард [70]. Он считал агрессию порождением фрустрации (раздражения, помехи), то есть рассматривал агрессию как реакцию психики на внешний стимул. Дж. Доллард считал, что агрессия образует замкнутый круг, всегда исходя из фрустрации.

Теория Дж. Долларда объясняет поведение агрессора появлением фрустрации. В ситуации, когда у агрессора нет возможности дать выход эмоциям конкретно на фрустатора, стремление к агрессивному поведению не пропадает, но переносится на более доступный объект.

Данную теорию значительно дополнил Н. Миллер, разработав положения о трех факторах:

1. сила побуждения к агрессии;

2. сила факторов, тормозящих агрессивное поведение;

3. стимульное сходство потенциальной жертвы с фрустрационным фактором.

На основании этих положений Н. Миллер считал, что действия агрессора направлены на объект, который больше всего напоминает фрустратора [70].

Теория фрустрации была обогащена положением Л. Берковица о том, что агрессор ищет жертву основываясь не только на ее сходстве с фрустратором, но и на конкретных сообщениях, которые они транслируют. Это дополнение теории фрустрации во многом перекликается с некоторыми постулатами науки виктимологии [7].

Второй подход изучает агрессию как биолого-социальное явление, которое проявляется в качестве защиты (А. Маслоу, А. Адлер, К. Хорни).

А. Адлер считал, что агрессивность человека является свойством сознания и деятельность индивида строится под непосредственным его влиянием [2]. Таким образом, мысль о том, что поведение человека определяет чувство общности, стало ключевой в исследованиях А. Адлера.

Основанием для появления невротических комплексов и отклонений в развитии личности – агрессии и тревожности – может стать неразвитое чувство общности. Таким образом, ребенок проще и успешнее будет справляться с трудностями и проблемами, взаимодействовать с окружающими людьми, достигать совершенства, если взрослые помогли развит ему чувство общности.

Теория, обосновывающая агрессию с биологической точки зрения имеет ряд противников среди исследователей, рассматривающих агрессию как явление социальное.

Важно понимать, что соотношение социальных и биологических факторов предрасположенности к агрессии имеет многоаспектный и сложный характер. Не забывая о доказанном исследователями воздействии социальных причин на возникновение агрессии, стоит рассматривать и биологические детерминанты, среди которых родовые травмы, наследственные расстройства, воздействие гормонов, генетически обусловленная индивидуальность в области динамических особенностей – темперамента.

Среди биохимических факторов, обуславливающий проявление агрессии, наиболее изученным является мужской гормон тестостерон.

Д. Ричардсон и Р. Бэрон считают, что высокий уровень содержания мужского гормона провоцирует более агрессивное поведение, при этом анализирую зависимость нельзя назвать однозначной – существует и обратная взаимосвязь между агрессивностью и уровнем тестостерона: проявление агрессии провоцирует выработку гормона [13].

Среди наиболее известных приверженцев теории социального научения можно назвать А. Басса, А. Бандура, Р. Уолтерса и др. По их мнению, ключевым фактором, влияющим на насильственное поведение, является его принятие окружающими [29]. То есть общество реагирует на действия агрессора, воспроизводящего сложившиеся у него социальные образы и модели агрессивного поведения, поощряя или наказывая насильственные действия с его стороны тремя способами:

1. Подкрепляя собственное поведение обществом.

2. Отношением к самому себе.

3. Наблюдением за наказанием и поощрением другого человека (викарный опыт).

Согласно теории социального научения, агрессия рассматривается как социальное действие, которое, как и многие другие виды человеческого поведения, поддерживается и имитируется другими.

Актуальные исследования подтверждают связь между наличием в окружении человека примеров агрессивного поведения и повышенным риском формирования подобных стратегий поведения в подростковом возрасте [61, 46].

В некоторой степени сложности с определением понятия агрессии связаны с большим количеством специалистов из разных областей наук, каждый из которых рассматривает агрессию сквозь узкопрофильную призму конкретной специализации. Человеческая агрессия также может быть отнесена к категории явлений, осмысление которых требует объединения усилий и опыта многих научных областей, как социальных, так и естественных.

 1.2. Причины и специфика проявления агрессивности у подростков

 

Д. Ричардсон и Р. Бэрон разделили на три группы причины, вызывающие агрессию:

— индивидуальные. К этой группе исследователи отнесли личность, тендер, установку;

— внешние. В этой категории собраны отрицательные факторы окружающей среды, дискомфорт;

— социальные. К этой группе отнесены фрустрация, подстрекательство, угроза физической ил словесной агрессии [13].

Учитывая важность существующих исследований, важно отметить, что в последнее время все большее распространение получает нормативный подход. Этот метод утверждает, что понятие нормы должно быть основным фактором в определении агрессивного поведения. Нормы представляют собой форму регулирующего механизма для классификации отдельных типов действий.

М. Мид и Э. Фромм подчеркивали связь между возникновением насильственного поведения и особенностями культуры общества. В связи с этим устоявшиеся культурные нормы, убеждения и ориентиры взаимодействия с окружающими оказывают существенное влияние на то, как индивид выражает агрессию.

Согласно Х. Хекхаузену, общество устанавливает норму, определяет частоту и форму агрессивного поведения. Каждая культура устанавливает ограничения и рамки на ряд действий.

Поскольку мнения об агрессивном поведении, основанные на общепринятых в конкретном сообществе ценностях, сильно колеблются у лиц, принадлежащих к разным группам и слоям общества, использование ситуационного подхода на практике крайне затруднено [51].

Исследователи часто связывают психологические причины агрессивности с когнитивными (индивидуальные реакции на внешние переменные), эмоциональными (беспокойство, ярость, недовольство, страх, гнев) и волевыми (способность контролировать эмоции и поведение в целом) компонентами.

Агрессивное поведение у подростков также связано с повышенной личностной тревожностью, которая нередко проявляется в виде враждебности и ярости [62].

На основании анализа психологических исследований можно сделать вывод, что социальные факторы являются одной из первопричин возникновения насильственного поведения. В то же время трудно игнорировать влияние окружения человека на развитие его личности.

Состояние семьи, внутрисемейная гармония, семейное воспитание — все это относится к социальным причинам подросткового насилия. Семья становится начальной социальной средой ребенка, которая способствует развитию и формированию личности, формирует поведение и межличностные взаимодействия, а также определяет, как ребенок будет реагировать на социальные раздражители. В результате ребенок принимает стиль и характеристики социального и домашнего поведения своих родителей в качестве модели для подражания. Позже эти модели социального поведения играют важную роль при установке социального статуса среди сверстников и улучшении социальных навыков. Экспериментальные данные подтверждают гипотезу о связи семейной динамики с детским насилием.

В своих исследованиях К. Бютнер [14] неоднократно выявлял зависимость уровня агрессивности подростков из многодетных семей в общении со сверстниками и взрослыми к детям, воспитываемым в семье с меньшим количеством детей. В неполных семьях В.Холличера [52] продемонстрировал сопоставимую ассоциацию. Проявление подростками агрессии по отношению ко взрослым людям зачастую связано с наличием у них опыта физического насилия со стороны собственных родителей.

Также было показано, что осведомлённость родителей о проявлениях агрессии подростка, а также их умение взаимодействовать с агрессивным подростком в целом связаны с проявлениями агрессивного поведения их детей [53].

 Гендерная зависимость. Многие ученые, в том числе К. Роджерс, М. Раттер, Д. Шеффер, считают, что мальчики биологически более предрасположены к агрессивному поведению в силу биологических особенностей и давних воспитательных и исторических практик. Кроме того, на уровень агрессии у мальчиков подросткового возраста влияет милитаристский уклон воспитания.

У подростков мужского пола к 15-16 годам наблюдается тенденция к постепенному затуханию агрессивности. У подростков женского пола в 15-16 лет появляется более сильная готовность разрешать конфликтные ситуации, с помощью агрессивных способов действия.

Мужская подростковая агрессия является реакцией на лишение структурных связей личной идентификации, такие как имя, гендерная идентичность и претензии на общественное признание в дополнение к социальным ожиданиям. В случаях с фрустрацией подростки мужского пола демонстрируют широкий диапазон агрессивных реакций. В процессе взросления у подростков-мальчиков возникает тенденция к снижению уровня агрессивных ответов в схожих условиях.

Агрессивное поведение девочек-подростков выходит за рамки социальных норм, а также служит реакцией на утрату структурных звеньев самосознания, отвечающих за гендерную идентичность и будущие карьерные траектории. Отсутствие представлений о развитии пола и идентичности связано с общей тенденцией агрессивного поведения девочек-подростков. В процессе взросления у девочек-подростков проявляется тенденция к увеличению количества агрессивных реакций в случаях с фрустрацией [35].

 По этому вопросу М.Ю. Бужигеева констатирует, что экспериментальная психология располагает значительным эмпирическим материалом, подчеркивающим значение фактора пола в психическом развитии детей [12]. Той же точки зрения придерживается А. Сиротюк, которая на основании своего исследования пришла к выводу, что мальчики более склонны к школьной дезадаптации, чем девочки. А. Сиротюк дает этому объяснение, учитывающее как гендерные аспекты школьного обучения и развития, так и семейные и биологические факторы (большая восприимчивость нервной системы у мальчиков способствует пограничным психическим расстройствам): на мальчиков оказывается большее давление, и превалирование в школе учителей-женщин помогает создать более благоприятную учебную среду для девочек, чем для мальчиков. [44].

В среде психологов и педагогов агрессии среди подростков рассматривается с разных точек зрения:

1. сложности выстраивания коммуникации и взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

2. внутренние сложности и социальная неуверенность;

3. как результат научения тем или иным взаимодействиям;

4. сниженные уровни самооценки и саморегуляции;

5. семейные конфликты и ошибочное воспитание;

6. недостаточное развитие интеллекта и способностей к коммуникации;

7. педагогическая запущенность.

 По мнению Л.С. Выготского [17] и Л.И. Божович [8], агрессия проявляется как результат конкретного переживания, которое ядром, в котором собраны как внешние, так и внутренние факторы. Основой для агрессивного поведения становится неудовлетворение важных потребностей, поэтому переключение внимания ребенка на ту деятельность, в которой он может достичь определенных успехов и утвердиться является реальной возможностью снижения уровня агрессии. Ряд экспертов считают причиной возникновения агрессивных реакций неудовлетворенность в признании. Таким образом среди причин агрессивного поведения учащихся можно назвать недостаточность средств для преодоления трудностей, а также неудовлетворенность важных социальных потребностей.

Е.В. Демко выделил ряд причин психолого-педагогического характера, отнеся к ним неготовность специалистов в сфере образования к работе по профилактики детского агрессивного поведения [21].

Вышеприведенная информация приводит нас к выводу, что агрессия – это вредоносное поведение, не только отклоняющееся от социальных норм и законов общежития, но и причиняющее вред объектам (как живым, так и неживым), а также окружающим людям (негативные переживания, напряжение, чувство депрессии и страха) [9].

Рассмотренные нами современные взгляды являются следствием исторического развития подходов к изучению этого многостороннего явления.

На основе проведенного аналитического исследования можно сделать вывод о том, что каждая концепция выделяет основной механизм побуждения или инстинкта, когнитивных стратегий, научения и именно им объясняет агрессивное поведение индивида.

Кроме того, существуют современные нетрадиционные подходы к оценке агрессивного поведения, которые показывают, как взаимодействуют генетические особенности человека и окружающая среда. Исследования генетиков привели к выводу, что биологические и социальные обстоятельства, на которые обычно влияет генетическая основа, влияют на формирование человека. По мнению специалистов по поведенческой генетике, некоторые переменные развития, ранее приписываемые влиянию окружающей среды, могут быть получены из генетики. Тем не менее, разнообразие фенотипов, которые может дать конкретный генотип, ограничено факторами окружающей среды. Американский психолог Дэвид Шеффер утверждает, что наследственность и окружающая среда неразрывно связаны между собой и имеют одинаково важную роль в поведении человека [55].

Основываясь на разных проявлениях агрессии, И.А. Фурманов обозначил четыре категории подростков (см. Таблицу 2) [50].

Таблица 2

Классификация подростков по отношению к агрессии

 

Принцип

разделения

Виды

Краткая характеристика

1

По проявлению агрессии (И.А. Фурманов)

Склонные к проявлению физической агрессии

активные, решительные, любят демонстрировать силу и власть, отличаются малой рассудительностью и сдержанностью

Склонные

к проявлению вербальной агрессии

отличаются психической неуравновешенностью, сомнениями постоянной тревожностью, характерен постоянный внутриличностный конфликт

Склонные к проявлению косвенной агрессии

характерны чрезмерная импульсивность, низкий самоконтроль, слабая социализация влечений; критикующие вызывают у них ощущение обиды, подозрительности и раздражения

Склонные к проявлению негативизма

чрезмерная ранимость и впечатлительность; самодовольствие, эгоизм высокий уровень самомнения; низкая фрустрационная толерантность

2

По движущим силам, мотивации

Импульсивно-демонстративный тип

цель — самодемонстрация с бурным выражением агрессивных эмоций

Нормативно-инструментальный тип

агрессия как норма поведения; цель становится достижение своих практических целей

 

 

Целенаправленно-враждебный тип

цель — унижение и подавление другого; получают удовольствие от самого действия, направленного на причинение боли сверстникам

 

Другой американский психолог, Дэвид Майерс, утверждает, что окружающая среда и генетическая предрасположенность человека взаимодействуют, формируя его от зачатия до взрослой жизни. «Наши гены влияют на жизненный опыт, который формируют наши личности. Не нужно противопоставлять природу и воспитание, как нельзя противопоставлять длину и ширину футбольного поля, чтобы вычислить его площадь» [33, с. 121].

 Подростки, имеющие склонность к проявлению физической агрессии, обычно активны, подвижны, упрямы и решительны. Они сознательно идут на риск, склонны к авантюризму и безрассудству в своих действиях. У них легкое, общительное и самоуверенное поведение, которое сочетается с амбициями и стремлением к признанию. Зачастую эти характеристики идут рука об руку с лидерскими качествами, способностью организовывать и направлять коллег. Такие дети любят использовать силу и власть, чтобы доминировать над другими и проявлять садистские наклонности.

Для этих детей характерны низкая рассудительность и сдержанность, отсутствие самоконтроля, что связано с плохой социализацией, нежеланием или неумением контролировать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей. Им нужна дополнительная стимуляция, отсюда и постоянная тяга к острым ощущениям.

Подростки, которые склонны проявлять вербальную агрессию часто имеют неуравновешенную психику, испытывают постоянную тревожность, сомнения в собственных талантах. Так, несмотря на активность и высокую работоспособность этих подростков, их эмоциональные реакции носят негативный оттенок, нередко создавая впечатление надменности, отстраненности и угрюмости. Однако, когда при более близком контакте, они открываются и общаются более свободно. Они взволнованы и напряжены из-за свойственной им продолжающейся внутриличностной борьбы. У этих подростков плохая способность контролировать свои эмоции или откладывать удовлетворение своих желаний. Чувствительная природа темперамента заставляет их бурно и резко реагировать даже на самые незначительные раздражители окружающей среды. Демонстрация негативных эмоций особенно заметна при попытках принижения их значимости, чувства собственного достоинства или престижа, даже если эти попытки мнимые. При этом они не чувствуют необходимости скрывать свое отношение и мысли к другим людям, а вместо этого выражают их вербально в агрессивной манере.

Подростки, склонные к проявлению косвенной агрессии, как правило, слишком импульсивны, хуже контролируют себя, меньше осознают свои действия и менее социализированы. Косвенный характер агрессии является следствием дуалистичности натуры: с одной стороны, для нее характерны смелость, стремление к риску и общественному признанию, решительность; с другой – такие женские черты характера, как чувствительность, уступчивость, зависимость, мягкость; и для него также характерен нарциссизм (стремление привлечь внимание экстравагантным поведением). В силу своей склонности к чувствительности подростки плохо реагируют на критику и высказывания в их адрес, поэтому те, кто относится к ним критически, вызывают у них обиду, раздражение, подозрительность.

 Подростки, склонные к проявлению негативизма, проявляют высокую степень ранимости и впечатлительности. Чрезмерное самомнение, жадность и самодовольство – самые заметные недостатки характера. Сильное чувство протеста возникает всякий раз, когда границы их личности нарушаются. Из-за плохой переносимости фрустрации и неумения контролировать свои эмоции они воспринимают не только критику со стороны других людей, но и равнодушие как оскорбление и обиду. В результате они сразу начинают активно выражать свое негативное отношение. Эти подростки также часто защищены от конфликтов и ненужных переживаний своей склонностью быть рациональными, придерживаться общепринятых убеждений и тщательно обдумывать каждое слово, которое они говорят.

Тот факт, что подростки постоянно подвергаются воздействию агрессивной, невротической среды как дома, так и в школе, по мнению В.К. Крючкова, является первостепенной проблемой, стоящей перед современной российской школой [27]. В настоящее время в профессии педагога насчитывается до 70% невротиков, что делает «проблему здорового учителя» более очевидной в наше время. Это приводит к потере идентичности и снижению авторитета. Не случайно В.В. Сорокина называет авторитарное воспитательное воздействие учителя аспектом, затрудняющим его интеграцию в школьную жизнь [46].

1.3 Возможности профилактики агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения

 

 Профилактика агрессивности у детей — весьма спорный вопрос, на который во многом повлиял своеобразный исторический ракурс исследования.

Важность превентивных мер в борьбе с подростковой агрессией и профилактической работы с детьми и подростками в целом хорошо понимали уже в конце XIX века русские ученые В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, П.Б. Ганнушкин, К.Д. Ушинский. Эти инициативы были очевидно гуманистическими и социально мотивированными.

В 20-е годы прошлого века заложенные вышеназванными учеными тенденции развил и дополнил В.П. Кащенко, особое внимание уделяя потенциальной полноценности ребенка в социально-психологической сфере [24].

В 30-e годы работа по профилактике девиантного поведения детей и подростков развивается в средовом направлении (воспитывающая среда в открытом социуме по месту жительства – С.Т. Шацкий, в детской колонии – А.С. Макаренко). В 40-е–50-е годы профилактика агрессивного поведения детей и подростков выходит за рамки деятельности педагогов и становится криминологических исследований, при этом педагогическая сторона проблемы изучается мало. В 60-е годы педагогическая наука по изучению агрессии школьников активизируется. Причиной этого называют разделение педагогических связей между школой, общественностью и семьей.

 Одной из важнейших задач для школ разных стран мира проблема осуществления совокупной профилактики агрессии в подростковом возрасте называется с 90-х годов XX века. Результатом данной работы стала разработка теоретического обоснования и введение в практику не только российской, но и зарубежной школы целых программ педагогической профилактики подростковой агрессии.

Значимость управленческо-координационных, организационных и психолого-педагогических факторов отмечает Е.В. Демко при исследовании специфических факторов организации деятельности по профилактике детской агрессивности.

Автор утверждает, что фундаментальной причиной организационных факторов является отсутствие комплексной профилактики агрессии на разных государственных уровнях. То есть действующая система непрерывного образования не включает всей системы профилактических действий.

Е.В. Демко утверждает, что профилактика ориентирована на предметно-практическую сферу и не имеет намерения воздействовать на личность и сознание ребенка, его мотивационную и экзистенциальную сферы, в соответствии с характеристикой специфики управленческого координирующего фактора, который является непосредственным. [21].

Среди современных российских методических разработок, посвященных педагогической профилактике подростковой агрессии, выделяется программа Е.B. Гребенкина «Насилие» (разработанная в 2005 году и примененная в ряде школ г. Омска). Данна программа основана на освоении учащимися знаний по в области конфликтологии, а также развитии умения ненасильственного поведения.

 Программа состоит из цикла уроков, в которые входят ролевые игры, дискуссии и упражнения. Стоит отметить положительные стороны программы «Насилие», среди которых – мобильность, наличие богатого методического материала, легкость реализации. Однако программа противоречит таким ключевым принципам профилактики агрессии среди подростков, как комплексность и систематичность: рассчитанная всего на пять занятий, программа реализуется только в группе сверстников [19].

Если говорить о более долгосрочном периоде реализации, стоит упомянуть программу профилактики агрессии подростков, предложенную Л.М. Семенюком. Программа профилактики, разработанная Л.М. Семенюком рассчитана на продолжительный период реализации, и уже была применена на практике в Республике Молдова. Если говорить в целом, методическая разработка ставит перед собой задачу вовлечь агрессивно настроенных подростков в деятельность, одобряемую обществом [43].

Т.П. Смирнова считает, что работу по профилактике агрессии подростков необходимо приводить в соответствие с консультационной деятельностью с педагогами и родителями, обучением подростков способам и техникам управления эмоциями, развитием осознания своих эмоций и чувств окружающих людей, формированием положительной самооценки [45].

Данный подход имеет значительные преимущества, однако стоит указать, то из поля зрения названной программы упущена такой важный элемент как осознание и принятие подростком необходимости преодоления агрессии, видение им смысла в мирном сосуществовании с окружающими.

 М.И. Рожков видит разумным добавление в воспитание агрессивных подростков таких компонентов, как адресная работа по нравственному просвещению, актуализация всех источников нравственного опыта школьников, оптимальное соотношение нравственного просвещения на разных этапах с учетом пола учащихся и форм практической деятельности и [16].

По мнению Т.Д. Владимирова и О.В. Гершгориной, успешное выстраивание воспитательного процесса в рамках психологического сопровождения, возможно при учете педагогом принципов безусловного принятия подростка, эмпатического понимания, уважения к личности воспитуемого, доброжелательность и открытость педагога [18].

 А.Г. Петрынин и В.К. Григорова считают, что профилактику подростковой агрессии имеет смысл организовать на базе реабилитационно-воспитательных систем, в основе работы которых заложены принципы гуманистической педагогики [36].

Среди важнейших направлений деятельности педагога по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения среди подростков В.А. Никитин отмечает повышение воспитательной роли учреждений образования и семьи, развитие взаимодействия семьи и школы, а также внешкольной системы, направленной на поддержку семьи в профилактике агрессивного подросткового поведения [35].

С.А. Беличева выделяет три ключевых аспекта профилактики агрессивного подросткового поведения: организация профилактики в зоне сильных сторон подростка, в референтной группе и опора на положительную модель, идеал [6].

Объясняя психологические механизмы коррекции и профилактики подростковой девиантности, В.Г. и В.П. Баженов подчеркивают важность принципов подросткового общения, добровольного участия в профилактических программах, демократизации групповой деятельности [5].

 Схема психологической программы С.В. Михейкиной подразумевает изучение основных показателей агрессивного реагирования подростков учетом представлений об личностных и социальных особенностях агрессивного поведения личности в старшем школьном возрасте, разработку и проведение продуктивной программы профилактики агрессивного поведения личности в подростковом возрасте с учетом представлений о превалирующей роли социальных факторов в развитии личности [34].

 Для реализации профилактических мероприятий используется программа «Достойное поколение будущего».

Основной целью программы является создание комплекса профилактических мер, направленных на профилактику агрессивного поведения у подростков посредством развития коммуникативных навыков, моральных ценностей и эмоционального интеллекта, а также информирование родителей и педагогов по проблеме агрессивного поведения у подростков.

Цель достигается с помощью реализации следующих задач:

— выявить ранние признаки проявления агрессивного поведения подростков;

— помогать развитию эмоциональной сферы, вежливости и ответственности за свои поступки у подростков;

— выработать у подростков навыки поведения в конфликтных ситуациях;

— содействовать формированию коммуникативных навыков у подростков.

 Одним из максимально эффективных методов профилактической работы является социально-психологический тренинг. В процессе тренинга подростки демонстрировали эмоциональный подъем, освобождение от психологических барьеров и снятие напряженности. Особый интерес у подростков наблюдался при упражнениях на проигрывание ситуаций по ролям (в том числе конфликтных), восприятие и понимание сверстников, дискуссии в группе. С большим энтузиазмом подростки обсуждали проблему чувств и способы их выражения, возможность влиять на свое эмоциональное состояние, самостоятельно продумывали правила и способы эффективного общения [69].

Отличительной чертой современного периода развития педагогической науки, а также одним из способов выхода из кризисной ситуации в теории и практике воспитания подростков с отклонениями в поведении, можно назвать многогранность подходов к профилактике агрессивного подросткового поведения, которая заключена в разрабатываемых специалистами концепциях.

Принимая за основу определенную педагогическую парадигму, каждый исследователь выявляет собственные особенности в работе по профилактике подростковой агрессии. К настоящему времени в педагогике выделяют три парадигмы: гуманистическую, традиционную и гуманитарную.

Модели профилактики агрессивного подросткового поведения традиционной парадигмы основываются на групповой работе с классом, на строгом соблюдении правил повеления и взыскания за их несоблюдение.

Программы, входящие в состав гуманистической модели, ориентированы на внутреннюю жизнь подростка, его личный опыт, полученный, например, через участие в общественно значимой деятельности. При этом профилактика агрессивного поведения, которая акцентируется в основном на внутреннем мире воспитуемого, а не на его отношениях с внешним миром и другими людьми может приобрести односторонний характер и снизить эффективность взаимодействия между наставником и воспитанником [10]. Помимо этого, ценностно-смысловая или духовная сфера подростка остается вне поля зрения психолога-исследователя и психолога-практика, так как на передний план их интересов выступают психологические характеристики подростка.

Характерные черты гуманитарной парадигмы воспитания отчетливо видны в исследованиях И.А. Колесниковой, Н.М. Борытко, И.А. Соловцовой, Л.M. Лузиной, Н.Е. Шурковой. Данна парадигма прежде всего предполагает сотрудничество и взаимодействие подростка и педагога. Выстраивание таких отношений возможно только в случае, когда педагог и подросток налаживают диалог, способствующий раскрытию всей целостности и многогранности личности, и принимают во внимание его взаимоотношения многообразные с внешним миром [10]. Обеспечить взаимопонимание и взаимотворчество возможно только пи понимании педагогом Другого, проявление им высокого уровня эмпатии по отношению к подростку. Таким образом, ключевыми понятиями гуманитарной парадигмы становятся духовный мир подростка, с его смыслами, ценностями и чувствами. В настоящее время данный подход к профилактике агрессивного подросткового поведения находится в стадии развития, и дальнейшие пути и направление его развития в разработанных в методических материалах по профилактике девиантного поведения отражены лишь фрагментарно.

Проведенный теоретический анализ, позволяет с уверенностью сказать, что профилактика подростковой агрессии из гуманитарно-педагогической парадигмы позволяет воспроизводить ценностно-смысловой, нравственный, мотивационный, саморегулирующий и эмоциональный компоненты агрессии путем оказания помощи подросткам в понимании своего духовное «я», взятии на себя ответственности за развитие собственных ценностей и моральных устоев, выработке и внутреннему принятию необходимости мирного сосуществования в социуме, коммункационного взаимодействия с другими, реализуемое в процессе совместной социосообразной деятельности на разных уровнях социального пространства: индивидуальном, коллективном, школьном и семейном.

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

1. Вопрос агрессивного поведения в психологической литературе неоднозначен. Агрессивное поведение рассматривают как разрушительную, деструктивную форму поведения, которая имеет целью причинение психического или физического ущерба объекту нападения и состоящую из трех компонентов: волевого, познавательного и эмоционального. К признакам проявления агрессии можно отнести сквернословие, злые шутки, враждебность, дерзость, драчливость, жестокое обращение с животными, неумение или нежелание сдерживать эмоции, раздражительность, подозрительность и пр. Отдельные вопросы агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ.

X. Дельгадо считает, что агрессия человека являет собой поведенческую реакцию и характеризуется демонстрацией силы и физического превосходства, направленными на конкретный объект или общество в целом, и имеющими целью нанести вред социуму или отдельной личности.

Схема психологической программы С.В. Михейкиной подразумевает изучение основных показателей агрессивного реагирования подростков учетом представлений об личностных и социальных особенностях агрессивного поведения личности в старшем школьном возрасте; С.А. Беличева выделяет три основные принципа профилактики агрессивного поведения подростков: организация профилактики на территории положительных качеств подростка, в референтной группе; по мнению А.Г. Петрынина и В.К. Григоровой работу по профилактике агрессивного подросткового поведения стоит организовать на базе реабилитационно-воспитательных систем, функционирование которых основано на принципах гуманистической педагогики; В.К. Крючков главную проблему современной российской школы называет постоянное нахождение подростка в агрессивной невротической среде.

2. Агрессия в человеческом обществе выполняет следующие функции:

— она является средством достижения какой- либо важной цели;

— часто агрессия – это способ замещения блокированной потребности и возможность переключения деятельности;

— агрессия применяется некоторыми индивидами как возможность удовлетворить потребность в самоутверждении, а также в качестве защитного поведения.

3. Главными причинами агрессии в старшем подростковом возрасте могут стать недовольство и неуверенность в себе, плохое самочувствие, переутомление, употребление алкоголя, наркотических веществ и медицинских препаратов, чувство вины, детские психические травмы и недостатки воспитания, недоверие, чрезмерно строгое воспитание, игры, фильмы и телепередачи, демонстрирующие сцены насилия.

4. Психологическая профилактика агрессивного поведения являет собой комплекс мероприятий, направленных на предупреждение, нейтрализацию или устранение тех условий и причин, которые становятся причиной социальных проблемы в поведении подростков.

5. Суть профилактически в учреждениях образования заключается предоставлении подросткам возможности реализовать свои интересы, развить способности и удовлетворить потребности, оценить себя самому и получить оценку других в ходе участия в совместной деятельности и, наконец, постараться найти эффективный вариант взаимодействия со сверстниками и учителями и выбрать оптимальную форму поведения.

6. Игровые упражнения, интерактивные игры, беседы, метод арт-терапии, социально-психологические тренинги — все это эффективные способы остановить агрессивное поведение подростков. Важным условием профилактической работы с подростками, демонстрирующими агрессию, является участие в решении проблемы сразу нескольких специалистов: классного руководителя, инспектора по делам несовершеннолетних, психолога и пр.

Мы будем исследовать факторы развития агрессивности в старшем школьном возрасте: наличие большого количества свободного времени, отсутствие увлечений, положительно влияющих на формирование личности, роль неполной семьи с нарушенными функциональными связями; реакции, вызванные чрезмерным контролем и однообразными поучениями и наставлениями.


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф