Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития сферы торговли на современном этапе
1.1 Торговля: сущность, виды и функции
1.2 Инструменты развития сферы торговли
1.3 Нормативно-правовое регулирование сферы торговли
Глава 2. Исследование тенденций и проблем развития сферы торговли
2.1 Анализ состояния и тенденций развития сферы торговли
2.2 Развитие существующих и альтернативных форматов торговли сетевого ритейла в условиях пандемии
2.3 Проблемы развития сферы торговли на современном этапе
Глава 3. Перспективы развития сферы торговли на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Практика показывает, что организации, которые следят за трендами рынка, предлагают современный сервис своим клиентам, умеют сопереживать и предлагать решение «в моменте», имеют больше шансов обойти своих конкурентов. Все это повышает актуальность исследований проблем и особенностей развития инноваций в розничной торговле, непрерывное внедрение которых призвано обеспечить прирос т стоимости компании за счет предложения уникального опыт а взаимодействия, эффективного использования ограниченных ресурсов.
Прогрессирующие решения в рознице помогают привлечь больше покупателей, пользователей, в результате чего это приведет к большим продажам и поднятию экономики. Поэтому инновационное управление розничными предприятиями крайне необходимо российской экономике, испытывающей трудности с достижением конкурентоспособности в глобальных цепочках создания новой потребительской ценности.
Целью данной работы является исследование актуальных проблем и перспектив развития сферы торговли на современном этапе.
Задачи:
— изучить сущность, виды и функции торговли;
— рассмотреть инструменты развития сферы торговли;
— выделить нормативно-правовое регулирование сферы торговли;
— проанализировать состояние и тенденции развития сферы торговли;
— исследовать развитие существующих и альтернативных форматов торговли сетевого ритейла в условиях пандемии;
— выявить проблемы развития сферы торговли на современном этапе;
— разработать перспективы развития сферы торговли на современном этапе.
Объектом исследования в работе выступает сфера торговли.
Предметом исследования в работе являются проблемы и перспективы развития сферы торговли на современном этапе.
Степень разработанности темы. Данная тема является достаточно изученной и комплексно отражена в работах как отечественных авторов. В работе были использованы следующие научные труды в области исследования проблем сферы торговли: Аксёнов С.В., Брагин Л.А., Володина М.О., Дерюпина А.Е., Зеленовский М.А., Копосова М.С., Печникова Е.Ю., Копотев В.А., Ядута А.З., Кузьмина Т.И., Мандрик Н.В., Кучер А.Т., Дронцев А.В., Кучерук В.В., Магомедов, А. М., Пахомова Н.Г., Прохоров А. Д. и др.
В работе использовались нормативные правовые акты, регламентирующие функционирование сферы торговли в России, материалы Банка России, учебная и научная литература, статьи из периодических научных изданий, информация Федеральной службы государственной статистики, а также информация из открытых источников.
Практическая значимость данного исследования состоит в разработке перспектив развития сферы торговли на современном этапе.
Для проведения исследования использовались следующие методы: логический, системный, диалектический, исторический и институциональный.
Глава 1. Теоретические основы развития сферы торговли на современном этапе
1.1 Торговля: сущность, виды и функции
Отрасль торговли представляет собой неотъемлемую составляющую любой развитой рыночной экономики. Это не только сфера движения товаров от производителей к потребителям, но и обособленная комплексная сфера экономики. Исходя из этого, задача торговли состоит в формировании функциональной технологической цепи, которая способна эффективно доводить товары от производителя к конечному потребителю в том количестве, которое соответствует законам спроса и предложения, в соответствии с необходимым ассортиментом, а так же с учетом минимизации затрат (финансовых, трудовых, материальных).
Как указывают Н. И. Саталкина, Б. И. Герасимов, Г. И. Терехова, процесс развития торговли обеспечил формирование отдельных подотраслей в виде оптовой и розничной торговли. Значение оптовой подотрасли состоит в переещении товаров от производителя до конечного потребителя в розничную торговлю.
Реализация контактной функции отраслью оптовой торговли состоит в значительной экономии издержек обращения, что определяется сокращением количества субъектов торговли, то есть уменьшением числа контактов. Результатом такого процесса является непосредственное совершение покупки розничным продавцом у оптового продавца, избегая взаимодействия с многочисленными производителями. Это способствует уменьшению объемов материальных затрат, связанных с длительным хранением, формированием ассортимента и транспортировкой.
Именно в рамках торговой деятельности происходит окончательное и заключительное образование форм стоимости. Исходя из этого, существует несколько точек зрения относительно главной функции торговой деятельности. Так, многие ученые считают, что главная функция торговой деятельности состоит в производстве для конечного потребителя, другая точка зрения состоит в том, что главная функция торговли – это обслуживание, и третья сторона выделяет в качестве основной функции реализацию товаров.
Специфичность функций торговли в социально-экономическом развитии выражаются следующими положениями (см. рисунок 1).

Итак, значение торговли состоит в объединении субъектов процесса производства и потребления.
Торговля, как отрасль национальной экономики, представляет наличие взаимосвязей производителей и потребителей. При этом внутри такой связи образуются процессы взаимодействия между другими субъектами (посредниками).
Значимость торговой отрасли как фактора роста экономики, состоит в следующем:
— доведение до конечного потребителя продукта, что обеспечивает возмещение расходов труда;
— монетизации и демонетизации результатов торговой отрасли;
— расширение воспроизводства в обособленных подразделениях.
Вытекающие из сущности торговли функции представлены двумя достаточно выраженными группами: (см. рисунок 2).
Рисунок 2 – Функции торговли
Каждая из вышеперечисленных функций может быть интерпретирована с позиции нескольких аспектов: экономического, социального и институционального.
Коммерческая деятельности в торговой сфере должна быть ориентирована на увеличение роли торговых предприятий в изменении состава и структуры товарооборота в лучшую сторону, обеспечивая снабжение торговой сети.
Коммерческая деятельность предприятий торговли включает в себя следующие основные элементы, представленные на рисунке 3.
Рисунок 3 — Элементы коммерческой деятельности торгового предприятия
Работа по осуществлению закупок составляет основу любой торговой деятельности. Закупка товаров это первоначальный этап коммерческой работы. Для того, чтобы реализовать товар непосредственному потребителю, что приведет к получению прибыли, он должен быть закуплен в достаточном количестве. Количество и сроки — главные критерии закупки, и в том числе эффективной торговой деятельности. Исходя из этого, очень важно оптимально и рационально организовывать оптовую закупочную деятельность, что позволяет сформировать эффективный ассортимент товаров, основанный на запросах потребителей, величине спроса, а так же с учетом популярности среди покупателей, что в совокупности обеспечивает эффективную работу торгового предприятия .
Для рентабельной реализации закупочной деятельности целесообразно проводить постоянный мониторинг по определению современных тенденций в спросе потенциальных потребителей и существующих предложений поставщиков. Налаженные длительные и доверительные отношения с поставщиками это залог эффективной закупочной деятельности и в целом торговли. Таким образом, при организации торговой деятельности необходима эффективная работа над всеми элементами коммерческой деятельности торгового предприятия.
1.2 Инструменты развития сферы торговли
Розничная торговля является одним из некоторых субъектов сферы услуг, которая преуспевает за инновационными новшествами. Она представляет собой быстро развивающийся сегмент российской экономики с реальными внедрениями в цифровую систему новых технологий.
Усиление использования цифровых продуктов, который охватывают всю структуру торгового процесс, постепенно приближает данную отрасль к лидирующему положению, привлекая все больше потребителей и наращивая прибыль.
Торговой отрасли свойственна гибкость и потенциал к расширению возможностей обладания в новой конкурентной среде. Ритейлер, розничный продавец- 366 специализированная компания, продвигающая и реализующая товары различных производителей и реселлеров на потребительском (домашнем) рынке и на рынке малых и домашних офисов (SOHO).
Ритейлеры, при переходе на цифровые технологии, анализируют, как они смогут их использовать и есть ли у них на это достаточное количество средств и ресурсов, чтобы увеличить свой доход.
Можно выделить основные драйвера цифровой трансформации ритейла:
1. Потребности клиентов. Поведение покупателей меняется, в связи с ориентированием на использование цифровых технологий при покупке товаров (Например, бесконтактная оплата (ApplePay); самообслуживание на кассах;).
Таким образом, изучая то, что может удовлетворить запросы клиентов и соответственно предоставить им положительное впечатление, и внедрить это в практическую деятельность, послужит залогом успешной работы и увеличением дохода .
2. Доступность покупок офлайн. В тот момент, когда покупатель не видит разницы между фактическим и цифровым опытом покупок, растет уровень доверия к ритейлеру.
3. Поставки. Иной раз сроки доставки, качество товара играют решающую роль.
4. Оптимизация затрат. Снижение количества времени, необходимого на обработку большого количества информации, учет всех данных в одной системе, управление ресурсами компании с помощью программного обеспечения — все это снижает риск ошибок и обеспечивает полную прозрачность всех процессов бизнеса.
Основные тенденции развития цифровых технологий в области розничной торговли:
1. Массовое пользование сети Интернет. С каждым годом число пользователей растет все больше и больше. В январе 2021 года количество достигло 4, 66 миллиарда человек в мире. По сравнению с 2020 годом данная отметка выросла на 316 миллионов(7, 3%). Нужно обратить внимание на то, пандемия повлияла на сбор данных о количестве пользователей. В то время как социальными сетями пользуются 4,20 миллиарда человек, также за последний год эта цифра выросла на 490 миллионов (13%). При этом важно иметь в виду, что 43% пользователей, а в особенности от 16 до 64 лет, используют свои социальные сети для покупки товаров .
2. Бесконтактная оплата товара. Данный вид оплаты достаточно быстро охватил широкое пользование среди клиентов.
3. В исследовании международной консалтинговой компании BCG сообщается, что в 2010-2018 годах в России наблюдался феноменальный, а именно 30-кратный рост числа безналичных карточных транзакций. Если говорить о России, то данная страна стала мировым лидером по количеству проводимых операций бесконтактных платежей с помощью смартфона. Число платежей за 2021 год выросло на 36%, оборот в 2,4 раза, количество плательщиков примерно в 2,5 раза .
4. Цифровая инфраструктура. Технологии Индустрии в сочетании с мощными инструментами аналитики, включая анализ сценариев, алгоритмы прогнозного обучения и визуализацию, позволяют компаниям собирать обширные варианты данных с физических объектов и активов в режиме реального времени, выполнять расширенную аналитику для получения новой информации и принимать более эффективные решения. Цифровая трансформация меняет способы проектирования, разработки и доставки продуктов клиентам.
На данный момент используются основные технологии для реализации цифровой трансформации в розничной торговле. К таким можно отнести: анализ, аналитика данных, искусственный интеллект, Интернет вещей. Современную розничную торговлю можно распределить по основным сегментам деятельности (см. рисунок 4).
Рисунок 4 — Основные сегменты деятельности в розничной торговле
Обобщая полученные данные, наиболее важными выводами следует считать следующие:
-развитие новых технологий, которые сопровождаются коренным изменением всей структуры потребительского рынка, высокими требованиями к улучшению торговли во всемирном размере, ведут к неизбежности изменения обыкновенной модели розничной торговли;
-переход к цифровой трансформации требует многие способы привыкания и выработок ускорения встраивания в формирующиеся цифровое поле;
-многие показатели свидетельствуют о преобладании высокой заинтересованности потребителей в расширении цифрового пространства;
-индивидуальные предприниматели вырабатывают собственные методики подготовленности к внедрению новых технологий;
-для успешного осуществления трансформации должна быть выработана стратегия по управлению изменениями. Необходимо понимать готова ли фирма к преобразованиям .
Внедрение цифровых технологий способствуют повышению клиентской базы, удовлетворению их потребностей и интересов, так как есть возможность предлагать более удобные для них услуги. Ритейлеры способны применять новые возможности и с помощью них процветать в своем бизнесе.
1.3 Нормативно-правовое регулирование сферы торговли
Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется:
— Гражданским кодексом Российской Федерации ;
— Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ;
— Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации ;
— законами субъектов Российской Федерации, ины¬ми нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
— Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусматривается регулирование двух групп отношений, возникающих в сфере торговли:
¬- отношения в связи с организацией торговой деятельности;
¬- отношения в связи с осуществлением торговой деятельности.
Организация торговой деятельности с использовани¬ем стационарных торговых объектов как подготовительный этап торгового процесса представляет собой комп¬лекс таких действий, как приобретение на различных основаниях торговых объектов (строительство новых, реконструкция имеющихся, аренда у сторонних органи¬заций, др.), подготовка их к эксплуатации (включая за¬ключение соответствующих сервисных договоров), приобретение необходимого торгово-технологического оборудования (инструмента, инвентаря) и подготовка его к эксплуатации (включая регистрацию контрольно-кассовой техники, техническое освидетельствование сосудов, работающих под давлением, лифтов и т.д.), получение необходимых разрешительных документов (лицензий, разрешений, пр.) и совершение иных действий по легализации своей деятельности (подача уведомлений о начале осуществления торговой деятельности, регистрация декларации пожарной безопасности, др.), регистрация знака обслуживания или легализация ком¬мерческого обозначения, разработка планов (карт, схем, правил учета) торгово-технологических операций, определение режима работы, наём и расстановка персонала, проектирование финансовых процессов и др. При организации торговой деятельности без использования торговых объектов или с использованием нестационарных торговых объектов состав указанных дейс-твий изменяется, появляются новые (в частности, при организации дистанционной торговли — регистрация интернет-ресурса (для электронной торговли), подготов¬ка носителей описаний товаров (регистрация, печать, заключение договора на оказание сервисных услуг и т.д.). С началом осуществления торговой деятельности отдельные действия организационного характера транс¬формируются в постоянные торгово-технологические операции (эксплуатация оборудования, координация работы персонала и оплата его труда, информационно-аналитическое обеспечение деятельности, исчисление и уплата налогов, обязательных страховых взносов и другие технологические и хозяйственные операции) .
Собственно осуществление торговой деятельности выражается в комплексе действий по приобретению и продаже товаров (определение условий соответствующих договоров, в том числе согласование их с контрагента¬ми, заключение договоров и их исполнение с исполь¬зованием имеющихся материальных (торговых объектов, торговых площадей, оборудования и инструментов, пр.), информационных (официальных сайтов в соответству¬ющих информационно-телекоммуникационных сетях, пр.) и человеческих ресурсов).
Условно нормативный массив, регулирующий отношения в сфере торговли, можно разделить на следующие блоки:
1. Организация торговой деятельности. В этот блок входят нормативные акты, регулирующие отношения, возникающие при организации торговой деятельности как вида предпринимательской деятельности. В их числе ¬
— Налоговый кодекс РФ;
— Трудовой кодекс РФ;
— другие общеотраслевые федеральные законы «О государственной регистрации юридических лиц и индивиду¬альных предпринимателей», «О страховых взносах в Пенси¬онный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориаль¬ные фонды обязательного медицинского страхования», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О ли-цензировании отдельных видов деятельности», «О госу¬дарственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов», «О развитии малого и среднего пред-принимательства в Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федера¬ции», Технический регламент о безопасности зданий и сооружений и др., и принятые в их исполнение норма-тивные правовые акты .
2. Осуществление торговой деятельности. Данный блок образуют нормативные акты, устанавливающие специальные требования к осуществлению торговой деятельности (требования к торговому процессу и его опе¬рациям).
Указанные требования преимущественно содержатся в нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные требования к осуществлению отдельных видов деятельности, принятых в развитие общеотраслевых федеральных законов, в первую очередь ¬ Федерального закона «О техническом регулировании», устанавливающего систему технического регулирования в Российской Федерации, основанную на технических регламентах.
В числе технических регламентов, устанавливающих требования к реализации продукции (совершению реализационных торгово-технологических операций):
-Технический регламент на табачную продукцию;
— Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей;
-Технический регламент на молоко и молочную продукцию.
В соответствии с нормами статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» обязательному применению подлежат установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, в том числе государственными стандартами на отдельные виды продукции, требования подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности .
Отдельную группу актов, устанавливающих требова¬ния к осуществлению торговли в части ценообразования и заключения договоров купли-продажи, образуют Указ Президента РФ от 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановление Правительства РФ 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования пен (тарифов)» и принятые в их развитие постановления Правительства РФ .
В числе актов новейшего законодательства, устанавливающего косвенные требования к реализации отде¬льных видов товаров, следует назвать Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий требования обеспечения энергетической эффективности при обороте товаров (в том числе сокращение оборота электрических ламп накаливания, запрет оборота товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным, др.).
3. Организация и осуществление торговой деятельности. Этот блок наиболее обширен. Его основу составляют Указ Президента Российской Федерации 1992 года № 65 «О свободе торговли», Гражданский кодекс РФ и уже называвшийся Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Закон РФ «О защите прав потребителей», устанавливающие требования к органи¬зации торговой деятельности и ее осуществлению.
Положения данных федеральных законов развиваются в серии постановлений Правительства РФ, образующих законодательство о защите прав потребителей («Об утверждении Перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний», «Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых тре¬бования потребителя об их замене подлежат удовлетворе¬нию в случае обнаружения в товарах существенных недостатков», «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам», др.).
Таким образом, отрасль торговли представляет собой неотъемлемую составляющую любой развитой рыночной экономики.
Торговля, как отрасль национальной экономики, представляет наличие взаимосвязей производителей и потребителей. При этом внутри такой связи образуются процессы взаимодействия между другими субъектами (посредниками).
Розничная торговля является одним из некоторых субъектов сферы услуг, которая преуспевает за инновационными новшествами. Она представляет собой быстро развивающийся сегмент российской экономики с реальными внедрениями в цифровую систему новых технологий.
Наиболее привычными формами розничной торговли в России являются стационарная и нестационарная торговля, ярмарки выходного дня, рынки, региональные ярмарки, специализированные ярмарки и фестивали.
Стационарная торговля представлена розничными магазинами с различным ассортиментом. Они имеют специализированные здания или строения. Сюда относят так же торговые центры, магазины, павильоны и киоски.
