Содержание
Введение
Глава 1.Теоретические основы социальной работы
1.1.Понятие и задачи социальной работы в российском законодательстве
1.2.Нормативно-правовая база социальной работы
1.3.Организация социальной работы
Глава 2.Деятельность мобильной бригады и участковой социальной службы БУ Чувашской Республики «Ядринский КЦСОН» Министерства труда и социальной защиты Чувашской республики
2.1. Общая характеристика БУ Чувашской республики «Ядринский КЦСОН» Министерства труда и социальной защиты Чувашской республики
2.2. Основные характеристики мобильной бригады и участковой социальной службы БУ Чувашской республики «Ядринский КЦСОН» Министерства труда и социальной защиты Чувашской республики
2.3. Нормативно-правовые акты, регулирующие работу мобильной бригады и участковой социальной службы БУ Чувашской республики «Ядринский КЦСОН» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики
2.4. Преимущества и недостатки сложившийся системы социальной работы и необходимость ее совершенствования
Заключение
Библиография
Введение
В настоящее время проблема по совершенствованию социального обслуживания граждан в числе приоритетных направлений государственной
социальной политики. В Чувашской республике развита сеть учреждений социального обслуживания граждан. Важная роль в разработке новых технологий обслуживания граждан принадлежит комплексным центрам социального обслуживания населения. Вместе с тем все более очевидной становится необходимость координации усилий государственных и общественных структур в решении социально-экономических, семейно-бытовых, психологических и других проблем граждан.
Социальное обслуживание — деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации
Особенности экономического устройства сферы социального обслуживания вызывают необходимость участия государства и благотворителей в организации и финансировании этих услуг.
Повсеместно государством созданы учреждения для оказания определенных видов социальных услуг гражданам. Как правило, в государственных учреждениях социальное обслуживание осуществляется бесплатно или за плату, лишь частично возмещающую расходы.
В России проводятся социальные реформы на федеральном, региональном и местном уровнях, которые проходят подчас без достаточной проработки социальных последствий.
Организации социального обслуживания граждан предаётся в нашей стране с каждым годом всё большее значение, оно рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения.
Система социального обслуживания охватывает широкий спектр услуг в частности, медицинскую помощь, содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе, жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание, организацию досуга.
Социальное обслуживание граждан должно быть ориентировано на обеспечение доступности основных социальных услуг и гарантий независимо от места их проживания. Все это обуславливает актуальность выбранной темы дипломной работы.
Объектом данного исследования является мобильные бригады и участковая социальная служба БУ Чувашской республики «Ядринский КЦСОН» Министерства труда и социальной защиты Чувашской республики.
Предметом данного исследования является специфика организации социального обслуживания граждан.
Целью данного исследования является анализ деятельности мобильной бригады и участковой социальной службы БУ Чувашской республики «Ядринский КЦСОН» Министерства труда и социальной защиты Чувашской республики.
Для реализации данной цели были сформулированы следующие задачи:
- Ознакомиться с понятием и задачами социальной работы в российском законодательстве
- Изучить нормативно-правовую базу социальной работы
- Рассмотреть организацию социальной работы
- Изучить основные характеристики мобильной бригады и участковой социальной службы БУ Чувашской республики «Ядринский КЦСОН» Министерства труда и социальной защиты Чувашской республики.
- Проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие работу мобильной бригады и участковой социальной службы БУ Чувашской республики «Ядринский КЦСОН» Министерства труда и социальной защиты Чувашской республики.
- Изучить преимущества и недостатки сложившийся системы социальной работы и необходимость ее совершенствования
Гипотеза данной дипломной работы звучит следующим образом: «Мы предполагаем, что деятельность мобильной бригады и участковой социальной службы БУ Чувашской республики «Ядринский КЦСОН» Министерства труда и социальной защиты Чувашской республики представляет собой эффективное учреждение в решении вопросов, касаемых социальной помощи гражданам».
При написании данной дипломной работы были использованы следующие методы: анализ литературы и официальной статистики по теме исследования, анализ отчетов работы БУ Чувашской республики «Ядринский КЦСОН» Министерства труда и социальной защиты Чувашской республики.
Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. 1 Понятие и задачи социальной работы в российском законодательств
Социальная защита по общему признанию играет значительную роль в развитии современного социального государства, поэтому особое значение сегодня приобретают организационные моменты оказания социальной защиты во всем многообразии ее видов и форм. В связи с этим особое значение приобретает актуальность теоретической практико-ориентированной базы организации защитной деятельности на первичном уровне, и в первую очередь — социальной работы. В соответствии с имеющимися стандартами (мировыми и национальными) квалифицированный социальный работник должен иметь необходимое образование: медицинское и/или психологическое для того, чтобы предоставлять населению квалифицированные консультации, не нанося при этом вред психическому здоровью человека. Однако с учетом роста потребности населения в социальной защите, поскольку в обозримой перспективе социальная работа в России должна стать неотъемлемой частью работы учреждений и организаций различного профиля, достижение высокого качества организации мероприятий социальной работы невозможно без эффективного управления данным процессом. Соответственно, управление в социальной работе может являться самостоятельным предметом научного исследования, имеющего теоретическое и прикладное значение.
Вопросы управления в социальной работе активно рассматривались в специальной литературе с конца прошлого века, в том числе, когда стало востребованным соответствующее профессиональное образование средней и высшей ступени.
Разработанная и научно представленная Ф. Тейлором система управления трудом стала отправной точкой многих научных теорий в сфере экономики, так как она закрепила управленческий процесс как объект научного исследования и создала базу для дискуссий. Использованные на практике управленческие разработки показали экономическую выгоду грамотной организации управленческих процессов. Данная система управления заложила основу для общего понимания управления трудом как процесса, основной целью которого является повышение эффективности выполняемой работы. До настоящего времени даже внедрение цифровых технологий не изменяет общие подходы к управлению трудом.
В целом процесс управления трудом можно определить как целенаправленное воздействие на определенный объект, производящий работу. В настоящее время в научной литературе закрепилась классификация процессов управления в зависимости от объекта воздействия:
- управление человеческими ресурсами — процесс воздействия на человеческие ресурсы с целью улучшения качества квалификации, лидерских качеств, скорости принятия управленческих решений;
- управление персоналом — управление деятельностью сотрудников компании в процессе выполнения ими должностных обязанностей и взаимодействия в трудовом коллективе;
- управление деловой карьерой — разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на совершенствование мобильности персонала внутри предприятия, формирование кадрового резерва, ротации кадров;
- управление социальной работой — формирование благоприятного социально-психологического климата и решение острых социальных проблем.
Основное предназначение социальной работы заключается в эффективном разрешении острых социальных проблем. Данная цель достигается через ряд направлений, таких как обеспечение высокого уровня жизни, помощь уязвимым слоям населения, аналитика конкретных социальных проблем. Это дает возможность исследователям классифицировать социальную работу в рамках систематизации социальной защиты.
В связи с этим в современной научной литературе можно выделить два подхода к определению социальной работы в широком и узком смысле. В широком смысле под социальной работой подразумевается определенная профессиональная сфера управленческой деятельности, основанная на научно обоснованных методах поддержания социальной стабильности и социальной интеграции уязвимых слоев населения. В узком определении социальная работа определяется как управленческая технология, направленная на решение социальных проблем, таких как социальная защита, социальная интеграция, а также социальных проблем, сопутствующих явлениям инфляции, безработицы, миграции населения.
Близкими к понятию «социальная работа» оказываются такие определения, как «социальный надзор» и «социальная реабилитация». Под социальным надзором понимается система мероприятий, направленных на анализ информационных потоков, касающихся прав и интересов отдельных групп населения с целью обеспечения ее полноты, доступности и соответствия нормативно-правовой базе. Под социальной реабилитацией понимается ряд практических мер экономического, социального, психологического или юридического характера по устранению дискриминационных условий для определенных групп населения с целью наиболее полной интеграции всех слоев населения в полноценную общественную жизнь. Фактически социальный надзор и социальная реабилитация являются основными этапами социальной работы, которая включает в себя данные процессы как этапы социальной помощи населению.
С организационной точки зрения социальная работа построена так же, как и другие процессы управления — на определенной нормативно-правовой документации. Процесс управления в социальной работе включает в себя определение объекта и предмета управления.
Объектом управления в рамках социальной работы выступают сотрудники и активисты, выполняющие определенные задачи в рамках социальной работы. Также к объектам относятся и получатели социальных услуг, например, клиенты, определенные группы населения, сотрудники, на которых направлена социальная работа. Из чего можно сделать вывод о том, что объектом социальной работы в целом выступает процесс социальных взаимоотношений в рамках процесса оказания-получения социальных услуг.
Субъектом управления социальной работы выступает менеджмент и сотрудники, осуществляющие регулирование деятельности по управлению социальной работой. Субъектами управления социальной работой разрабатываются мероприятия по анализу потребностей получателей социальных услуг и работников, предоставляющих услуги. Целью управления социальной работы выступает, с одной стороны, оптимизация предоставляемых социальных услуг, а с другой — осуществление полного комплекса управления обслуживающим персоналом для достижения максимально эффективной работы.
Таким образом, задача управленца в социальной работе должна быть направлена не только на реализацию конкретных мероприятий в сфере социальной работы, но и на создание информационных каналов для выстраивания конструктивного диалога с подчиненными. Данные коммуникационные каналы получили название прямой и обратной связи.
Социальная работа как вид управления имеет некоторые отличительные характеристики.
- Социальная работа связана с коммуникациями с людьми и общественными группами, что требует особого подхода в организации диалога. В социальной работе необходимо обращать внимание на человеческий фактор, а также предотвращать возможность возникновения конфликтов.
Человеческий фактор может проявляться как в рациональных, так и в нерациональных характеристиках поведения человека. Рациональные аспекты поведения связаны с наличием у людей объективных претензий к объекту социальной работы, что заставляет их негативно реагировать на социальных работников. К таким факторам можно отнести нежелание служить в армии или платить налоги, что может негативно сказаться на диалоге с социальным работником.
К нерациональным факторам относятся поведенческие и психологические характеристики человека, которые мешают выстраиванию диалога между клиентом и сотрудником социальной службы. В связи с наличием нерациональных факторов поведения социальные работники должны знать основы конфликтологии, что поможет свести возникающие проблемы к минимуму.
- Социальная работа представляет собой открытую систему, информация о которой должна быть доступна широкому кругу населения. Это является важным условием по двум причинам. Во-первых, необходимо сделать данную систему максимально доступной для населения за счет повышения информированности граждан. Во-вторых, социальная работа должна быть в любой момент доступна для проведения социального аудита.
- Также следует отметить, что все социальные работники должны обладать высокой степенью мотивации и определенными психологическими характеристиками. Это условие определяется тем, что результаты социальной работы в некоторых случаях могут быть сложны для оценки. В этих условиях задачей управленца социальной работой является не максимальное бюрократическое ужесточение условий труда, а грамотный подбор персонала и разработка гибкого механизма нематериальной мотивации сотрудников.
Следует отметить, что социальная работа является особым видом управления, который актуален в свете текущих экономических условий в конкретной стране.
В Российской Федерации социальная работа осуществляется по следующим направлениям:
- выплата социального обеспечения — финансовая поддержка групп населения в соответствии с регламентом;
- гибкая система социального обслуживания на дому при ограниченных возможностях клиента (медицинское обслуживание, выборные процедуры);
- стационарное обслуживание и предоставление места проживания определенным группам населения (приюты, больницы, интернаты, места лишения свободы);
- проведение социальной реабилитации с недееспособными гражданами, лицами с девиантным поведением;
- социальная адаптация мигрантов, а также людей, которым требуется психологическая помощь вследствие переживания негативных жизненных событий (теракт, война, нападение).
В российской практике управление социальной работой осуществляется на различных уровнях: федеральном, региональном и местном.
Управление социальной работой на федеральном уровне закрепляется рядом федеральных законов, действующих на всей территории Российской Федерации, к которым относятся в первую очередь:
- №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г.
- № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и другие федеральные нормативные правовые акты.
Таким образом, как видно из общего списка законов федерального уровня, в общегосударственном масштабе закрепляются основы поддержки наиболее слабых слоев населения: инвалидов, ветеранов, семей, потерявших кормильца, беременных женщин, матерей-одиночек. Для таких групп населения проработаны различные аспекты социальной работы: критерии оценки состояния человека, объем материальной помощи и полагающийся объем социальных услуг.
Основным органом исполнительной власти, который осуществляет разработку программы социальной работы и контроль за ее исполнением, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Минтруд уточняет стратегические цели и задачи, опираясь на макроэкономические прогнозы социально-экономических показателей. Фактически реализацией социальной политики занимаются конкретные учреждения и институты, в обязанности которых входит:
- фактическое оказание социальной, юридической, экономической, психологической и медицинской помощи группам населения;
- предоставление помощи амбулаторно или в месте, удобном получателю социальных услуг, при наличии объективных причин (нет возможности покинуть дом/иное помещение);
- проведение социальной реабилитации и социального надзора и всех включаемых в них мероприятий;
- формирование консолидированных отчетов о проведенной деятельности и презентация результатов социальной работы в вышестоящие органы.
Основной деятельностью региональных уровней власти является практический анализ социального состояния региона, который базируется на показателях заболеваемости, рождаемости и смертности, безработицы, доходов населения, показателях образования и политической активности. В соответствии с индивидуальными особенностями региона производится гибкая разработка программы социального воздействия, целью которой является последовательное устранение показанных проблем и постепенное выравнивание региона относительно других субъектов Российской Федерации.
Основная стратегическая цель в сфере эффективной организации социальной работы для России в настоящее время — обеспечение согласованного взаимодействия государственных органов и других субъектов социально-правовых взаимоотношений на различных уровнях: федеральном, региональном и местном.
Между тем, и социальная защита, и социальная работа в стране могут зависеть как от официальной позиции государства, прописанной в законодательных актах, так и от деловой культуры страны, в которой формируются определенные условия функционирования рынка труда. Неудивительно, что наблюдаются существенные различия в организации социальной защиты среди разных стран, например можно выделить несколько подходов: европейская, американская, японская и другие модели менеджмента. В любом случае и при любой модели социальная работа — необходимый элемент любого развитого государства. Она обеспечивается государством путем установления основных социальных гарантий, механизма их реализации и функций предоставления социальной поддержки.
В связи с вышеизложенным и по результатам проведенного анализа можно предложить несколько направлений совершенствования организации и управления в системе социальной работы в России, в том числе:
- расширение комплекса предлагаемых социальных услуг населению, что будет способствовать наиболее полному удовлетворению социальной потребности и интеграции всех групп населения в полноценную общественную жизнь;
- обеспечение прозрачной работы государственных органов по распределению бюджета на социальные нужды;
- поддержка институтов социального аудита в целях повышения эффективности социального менеджмента в бюджетных учреждениях;
- обновление используемого оборудования в социальных учреждениях в соответствии с требованиями морального износа оборудования;
- формирование актуальной системы управления в учреждениях, занимающихся социальной работой и предоставлением социального обслуживания;
- формирование конкурентной среды среди социальных учреждений для повышения качества их работы;
- доработка нормативно-правовой базы для полноценного определения всех терминов, используемых в социальной работе (социальное обеспечение, социальная реабилитация, социальный аудит и др.).
Итак, в современных условиях социальная работа является важнейшим условием профилактики социальных проблем и повышения качества общественной жизни. Однако в нашей стране в настоящее время организация социальной работы имеет ряд проблем, связанных преимущественно с низкой мотивацией социальных работников и отсутствием точных норм по проведению социальной работы. В системе управления социальной работой федеральные законы задают общие требования к проведению социальной политики, однако конечный результат в большой степени зависит от политики муниципальных образований. Муниципальные органы власти могут повысить информированность населения, качество учета нуждающихся, детализировать условия выдачи пособий и предоставления льгот, распределение бюджета на социальное обеспечение граждан. Соответственно, повышение эффективности социальной работы напрямую зависит от компетентности и заинтересованности муниципальных органов управления.
