2 Анализ финансового состояния ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
ИП «Шилов В.Г.», авто-сервис Порт-Авто — это высокотехнологичное предприятие, работающее в сфере автомобильного бизнеса Москвы.
Основными направлениями хозяйственной деятельности предприятия являются:
Ремонт и техническое обслуживание легковых автомобилей иностранного и отечественного производства. Основными видами услуг является:
- плановое техническое обслуживание автомобилей;
- диагностика и ремонт бензиновых и дизельных двигателей;
- кузовной ремонт автомобилей;
- диагностика и ремонт электрооборудования;
- ремонт подвески;
- ремонт трансмиссии;
Розничная продажа запасных частей для автомобилей иностранного производства.
Производственная база автосервиса — это современное оборудование, позволяющее выполнять полную компьютерную диагностику автомобиля, проверять геометрию кузова, производить ремонт любой сложности: от кузовных работ, окраски автомобиля, включая подбор цвета, до капремонта двигателя и ремонта электронных систем управления.
Технология автосервиса организована по конвейерному принципу: диагностика, объем и стоимость работ, необходимые запчасти, срок их доставки и стоимость, согласование с клиентом, доставка запчастей, выполнение работ и сдача автомобиля клиенту. Такой подход позволяет снять с клиента массу проблем по обслуживанию автомобиля, исключить время простоя оборудования и минимизировать время ремонта автомобиля.
Компьютерные технологии позволяют сохранить всю историю обслуживания автомобиля, что, несомненно, является плюсом при обслуживании автомобиля и его продаже, а также сократить время оформления и выдачи автомобиля.
На территории ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто имеется магазин запчастей с обширным ассортиментом. В числе поставщиков запчастей основные крупные оптовые компании Москвы и Санкт-Петербурга.
Организационная структура предприятия представлена на рисунке 6.

Основные доходы предприятия представлены выручкой продукции. Ее динамика, а также изменение других показателей представлены в таблице 2 и на рисунках 7 и 8.
Таблица 2 Динамика финансовых результатов ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто
| Показатели | 2015 год, тыс. руб. | 2016 год, тыс. руб. | 2017 год, тыс. руб. | Отклонение, тыс. руб. | Темп роста 2017 к 2016, % | |
| 2016 от 2015 | 2017 от 2016 | |||||
| Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг | 42095 | 49308 | 51391 | 7213 | 2083 | 104,22 |
| Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 38261 | 47107 | 46708 | 8846 | -399 | 99,16 |
| Валовая прибыль | 3834 | 2200 | 4683 | -1634 | 2483 | 212,86 |
| Прибыль от продаж | 3834 | 2200 | 4683 | -1634 | 2483 | 212,86 |
| Доходы от участия в других организациях | 16 | 4 | 7 | -12 | 3 | 175 |
| Проценты к получению | 84 | 39 | 29 | -45 | -10 | 74,36 |
| Проценты к уплате | 1732 | 1965 | 2384 | 233 | 419 | 121,32 |
| Прочие доходы | 191 | 1132 | 571 | 941 | -561 | 50,44 |
| Прочие расходы | 6830 | 3079 | 1755 | -3751 | -1324 | 57,00 |
| Прибыль до налогообложения | -4437 | -1668 | 1152 | 2769 | 2820 | — |
| Отложенные налоговые обязательства | -444 | -148 | -291 | 592 | 143 | — |
| Отложенные налоговые активы | 487 | 278 | -255 | -209 | 533 | — |
| Прочее | -10 | -27 | -4 | -17 | 23 | — |
| Чистая прибыль отчетного года | -4404 | -1565 | 602 | 2839 | 2167 | — |
Из таблицы 5 видно, что выручка увеличивалась в течение трех лет – на 7213 тыс. руб. в 2016 году и на 2083 тыс. руб. в 2017 году. Себестоимость увеличилась в 2016 году на 8846 тыс. руб., а в 2017 году уменьшилась на 399 тыс. руб., что свидетельствует об оптимальном управлении затратами предприятия.
Валовая прибыль уменьшилась на 1634 тыс. руб. в 2016 году и увеличилась на 2483 тыс. руб. в 2017 году. Коммерческих расходов на предприятии нет, прибыль от продаж равна валовой прибыли.
Рисунок 7 – Динамика выручки, себестоимости и валовой прибыли, тыс. руб.
Проценты к уплате увеличивались в течение 2015-2017 гг., они намного превышают проценты к получению, динамика которых отрицательная, в 2016 году они уменьшились на 45 млн руб., а в 2017 году на 10 тыс. руб.
Прочие расходы значительно выше прочих доходов, то есть сальдо от прочей деятельности отрицательное. Прочие доходы в течение трех лет уменьшались – на 3751 тыс. руб. в 2016 году и на 1324 тыс. руб. в 2017 году.
Рисунок 8 – Динамика прибыли ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто
Чистая прибыль появилась только в 2017 году в сумме 602 тыс. руб., до этого времени на предприятии был убыток.
Расчет уровня показателей к выручке представлен в таблице 3 и на рисунке 9.
Таблица 3 Расчет уровня показателей к выручке от реализации ИП «Шилов В.Г.», %
| Показатели
| 2015 год
| 2016 год
| 2017 год
| Отклонения | |
| 2016 от 2015 | 2017 от 2016 | ||||
| Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг | 100 | 100 | 100 | — | — |
| Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 90,89 | 95,54 | 90,89 | 4,65 | -4,65 |
| Валовая прибыль | 9,11 | 4,46 | 9,11 | -4,65 | 4,65 |
| Прибыль от продаж | 9,11 | 4,46 | 9,11 | -4,65 | 4,65 |
| Доходы от участия в других организациях | 0,04 | 0,01 | 0,01 | -0,03 | — |
| Проценты к получению | 0,20 | 0,08 | 0,06 | -0,12 | -0,02 |
| Проценты к уплате | 4,11 | 3,99 | 4,64 | -0,12 | 0,65 |
| Прочие доходы | 0,45 | 2,30 | 1,11 | 1,85 | -1,19 |
| Прочие расходы | 16,23 | 6,24 | 3,41 | -9,99 | -2,83 |
| Прибыль до налогообложения | -10,54 | -3,38 | 2,24 | 7,16 | 5,62 |
| Отложенные налоговые обязательства | -1,05 | -0,30 | -0,57 | 0,75 | -0,27 |
| Отложенные налоговые активы | 1,16 | 0,56 | -0,50 | -0,60 | -1,06 |
| Прочее | -0,02 | -0,05 | -0,01 | -0,03 | 0,04 |
| Чистая прибыль отчетного года | -10,46 | -3,17 | 1,17 | 7,29 | 4,34 |
Из данных таблицы 3 видно, что наибольший удельный вес в структуре выручки занимает показатель себестоимости – 90,89 % в 2015 году, 95,54 % – в 2016 году, 90,89 % в 2017 году.
Доля прочих расходов и доходов в 2015 году достаточно значительная – более 10 %. В 2016 и 2017 году она уменьшилась.
Прибыль от продаж занимает значительное место в структуре выручки – более 9 % в 2015 и 2017 году. Доля чистой прибыли в 2017 году невелика, около 1 %.
Рисунок 9 – Доля показателей в выручке ИП «Шилов В.Г.» в 2015-2017 гг.
Проведем анализ влияния показателей на чистую прибыль:
Влияние выручки в 2016 году:
Влияние себестоимости:
Влияние доходов от участия в других организациях:
Влияние процентов к получению:
Влияние процентов к уплате:
Влияние прочих доходов:
Влияние прочих расходов:
Влияние отложенных налоговых обязательств:
Влияние отложенных налоговых активов:
Влияние прочего:
Совокупное влияние факторов в 2016 году:
Таким образом, факторами, повлиявшими на увеличение чистой прибыли, являются: рост выручки и прочих доходов, снижение прочих расходов и отложенных налоговых обязательств. Остальные факторы повлияли отрицательно. Наибольшее отрицательное влияние оказал рост себестоимости.
Общее влияние положительное — увеличение чистой прибыли на 2839 млн. руб.
Влияние выручки в 2017 году:
Влияние себестоимости:
Влияние доходов от участия в других организациях:
Влияние процентов к получению:
Влияние процентов уплате:
Влияние прочих доходов:
Влияние прочих расходов:
Влияние отложенных налоговых обязательств:
Влияние отложенных налоговых активов:
Влияние прочего:
Совокупное влияние факторов в 2017 году:
Таким образом, факторами, повлиявшими на увеличение чистой прибыли, являются: рост выручки, снижение себестоимости, рост доходов от участия в других организациях, снижение прочих расходов, изменение прочих показателей.
Остальные факторы повлияли отрицательно. Наибольшее отрицательное влияние оказало изменение прочих доходов. Общее влияние положительное – рост прибыли на 2167 млн. руб.
Одним из самых важных показателей рентабельности предприятия является рентабельность продаж.
Рентабельность продаж ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто:
Рентабельность расходов деятельности:
Динамика показателей представлена на рисунке 10.
Рисунок 10 – Динамика рентабельности продаж и расходов
Из расчетов видно, что показатели рентабельности невысокие, в 2017 году имеют тенденцию к росту относительно 2016 года.
Необходимо также рассчитать факторы, повлиявшие на изменение рентабельности продаж.
Влияние изменения выручки на рентабельность продаж:
В результате повышения выручки от продаж в 2016 году произошло повышение уровня рентабельности продаж. Оно составило 13,29 % (0,1329 x 100) в 2016 году и 3,88 % в 2017 году.
Влияние изменения себестоимости на рентабельность продаж:
Изменение себестоимости в 2016 году повлияло на рентабельность отрицательно. Рентабельность снизилась на 17,95 %, а в 2017 году – на 0,77 %.
Результаты расчета сведены в таблицу 4.
Таблица 4 Совокупное влияние факторов на рентабельность продаж ИП «Шилов В.Г.», %
| Влияющий фактор | 2016 год | 2017 год |
| Выручка от продаж | 13,29 | 3,88 |
| Себестоимость | -17,95 | 0,77 |
| Итого | -4,65 | 4,65 |
Таким образом, на изменение рентабельности продаж повлияли значительно оба фактора, влияние себестоимости более значительно в 2016 году, выручки – в 2017 году.
Показатели рентабельности предприятия сведены в таблицу 5 и представлены на рисунке 11.
Таблица 5 Динамика показателей рентабельности ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто
| Показатели | 2015 год | 2016 год | 2017 год | Изменение | |
| 2016 к 2015 | 2017 к 2016 | ||||
| Рентабельность продаж, % | 9,11 | 4,46 | 9,11 | -4,65 | 4,65 |
| Рентабельность расходов | 10,02 | 4,67 | 10,03 | -5,35 | 5,36 |
| Рентабельность всего капитала, % | 5,74 | 3,06 | 6,03 | -2,68 | 2,97 |
| Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов, % | 6,54 | 3,57 | 7,17 | -2,97 | 3,60 |
| Рентабельность собственного капитала | 13,08 | 7,43 | 14,37 | -5,65 | 6,94 |
| Рентабельность заемного капитала | 10,24 | 5,19 | 10,40 | -5,05 | 5,21 |
Снижение рентабельности продаж свидетельствует об уменьшении товарного обращения в ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто.
Рентабельность всего капитала показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение этого показателя свидетельствует о падающем спросе на товар.
Снижение рентабельности основных средств и прочих внеоборотных активов отрицательно характеризует финансовый результат, так как он показывает величину прибыли, приходящуюся на единицу стоимости внеоборотных средств.
В ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто рентабельность собственного капитала в 2017 году менее 9 %, что говорит о низкой инвестиционной привлекательности предприятия.
Рисунок 11 – Динамика показателей рентабельности ИП «Шилов В.Г.», %
Наблюдается отрицательная динамика всех показателей рентабельности в 2016 году и положительная в 2017 году, что свидетельствует об улучшении производственной деятельности предприятия.
Подводя итоги главы, следует отметить, что наблюдается рост выручки. Показатели чистой прибыли имеют положительную динамику в 2017 году. Также наблюдается рост всех показателей рентабельности в 2017 году.
2.2 Анализ имущества организации и источников его формирования
Имущественное положение предприятие на начало и конец отчетного периода характеризуется данными баланса.
Анализ динамики и структуры статей баланса ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто проведен в таблице 6 и на рисунке 12.
Таблица 6 Динамика имущества и источников его формирования в ИП «Шилов В.Г.»
| Раздел баланса | 2015 год, тыс. руб. | 2016 год, тыс. руб. | 2017 год, тыс. руб. | Изменение, тыс. руб. | Темп роста, % | ||
| 2016 года к 2015 | 2017 года к 2016 | 2016 к 2015 | 2017 к 2016 | ||||
| Раздел I Внеоборотные активы | 58730 | 64533 | 66064 | 5803 | 1531 | 109,88 | 102,37 |
| То же, % к итогу | 88,71 | 82,97 | 85,33 | -5,74 | 2,36 | — | — |
| Раздел II Оборотные активы | 7472 | 13246 | 11359 | 5774 | -1887 | 177,28 | 85,75 |
| То же, % к итогу | 11,29 | 17,03 | 14,67 | 5,74 | -2,36 | — | — |
| Валюта баланса | 66202 | 77779 | 77423 | 11577 | -356 | 117,49 | 99,54 |
| То же, % к итогу | 100 | 100 | 100 | — | — | — | — |
| Раздел III. Капитал и резервы | 27113 | 32101 | 33062 | 4988 | 961 | 118,40 | 102,99 |
| То же, % к итогу | 40,95 | 41,27 | 42,70 | 0,32 | 1,43 | — | — |
| Раздел IV Долгосрочные обязательства |
22996 |
24549 |
31329 |
1553 |
6780 |
106,75 |
127,62 |
| То же, % к итогу | 34,74 | 31,56 | 40,64 | -3,18 | 9,08 | — | — |
| Раздел V Краткосрочные обязательства |
16093 |
21129 |
13033 |
5036 |
-8096 |
131,29 |
61,68 |
| То же, % к итогу | 24,31 | 27,17 | 16,83 | 2,86 | -10,34 | — | — |
| Валюта баланса | 66202 | 77779 | 77423 | 11577 | -356 | 117,49 | 99,54 |
Данные таблицы 6 показывают, что валюта баланса увеличилась на 11577 тыс. руб. в 2016 году и уменьшилась на 356 тыс. руб. в 2017 году.
Наблюдается рост внеоборотных активов в течение трех лет, но их доля в 2016 году уменьшилась на 5,74 %.
Рисунок 12 – Структура и динамика активов баланса
Оборотные активы в 2016 году выросли на 5774 тыс. руб. и уменьшились в 2017 году на 1887 тыс. руб.
В активах баланса преобладают внеоборотные активы, их доля более 80 %.
Источники формирования имущества также увеличились в 2016 году и уменьшились в 2017 году.
В течение трех лет наблюдается рост собственного капитала предприятия, в 2016 году на 4988 тыс. руб., в 2017 году на 961 тыс. руб., также увеличился и его удельный вес.
Долгосрочные обязательства также увеличились, то есть были взяты дополнительные долгосрочные кредиты, доля этого источника финансирования значительно выросла в 2017 году – на 9,08 %.
Краткосрочные обязательства увеличились в 2016 году на 5036 тыс. руб. и уменьшились в 2017 году на 8096 тыс. руб., снижение произошло как за счет выплаты краткосрочных кредитов, так и уменьшения кредиторской задолженности.
Для более подробного изучения имущественного положения предприятия необходимо проанализировать состав и структуру внеоборотного капитала и оборотного. Расчеты по внеоборотным активам произведены в таблице 7 и на рисунке 13.
Таблица 7 Динамика состава внеоборотных активов ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто
| Показатель актива баланса | Остатки по балансу, тыс. руб. | ||||
| 2015 год | 2016 год | 2017 год | изменение | ||
| 2016 от 2015 | 2017 от 2016 | ||||
| 1. Внеоборотные активы — всего | 58730 | 64533 | 66064 | 5803 | 1531 |
| В том числе | |||||
| 1.1. Основные средства | 51357 | 57241 | 60544 | 5884 | 3303 |
| 1.2. Финансовые вложения | 1827 | 1768 | 1768 | -59 | — |
| 1.3. Отложенные налоговые активы | 2176 | 2427 | 2169 | 251 | -258 |
| 1.4. Прочие внеоборотные активы | 3371 | 3098 | 1584 | -273 | -1514 |
Как свидетельствуют данные таблицы 6, в 2017 году основные средства уменьшились на 9845 тыс. руб., а в 2017 году увеличились на 6561 тыс. руб.
Рисунок 13 – Структура внеоборотных активов ООО «Порт-Авто» в 2015-2017 гг.
Финансовые вложения уменьшились на 59 тыс. руб. в 2016 году, а затем сумма не изменилась в 2017 году. По прочим внеоборотным активам наблюдается уменьшение в течение трех лет, в 2016 году на 273 тыс. руб., в 2017 году на 1514 тыс. руб. Из рисунка видно, что наибольшую долю во внеоборотных активах занимают основные средства.
Анализ оборотных активов произведен в таблице 8 и на рисунке 14.
Таблица 8 Динамика состава и структуры оборотного капиталов (активов) ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто
| Показатель актива баланса | Остатки по балансу, тыс. руб. | ||||
| 2015 год | 2016 год | 2017 год | изменение | ||
| 2016 от 2015 | 2017 от 2016 | ||||
| Оборотные активы — всего | 7472 | 13246 | 11359 | 5774 | -1887 |
| В том числе: | |||||
| Запасы | 1328 | 3633 | 3709 | 2305 | 76 |
| НДС | 2 | 3 | 35 | 1 | 32 |
| Дебиторская задолженность | 5044 | 8756 | 6962 | 3712 | -1794 |
| Денежные средства | 990 | 748 | 552 | -242 | -196 |
| Прочие оборотные активы | 107 | 105 | 102 | -2 | -3 |
Как свидетельствуют данные таблицы 8 общая сумма оборотных активов увеличивалась в течение трех лет.
Рисунок 14 – Структура оборотных активов ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто
Запасы увеличились в 2016 году на 2305 тыс. руб., в 2017 году на 76 тыс. руб. Дебиторская задолженность увеличилась в 2016 году, а в 2017 уменьшилась на 1794 тыс. руб., что свидетельствуют об улучшении работы с дебиторами предприятия. Денежные средства уменьшались в течение трех лет.
В оборотных активах наибольший удельный вес имеет дебиторская задолженность, что видно из рисунка 14.
Динамика источников финансирования имущества представлена в таблице 9 и на рисунке 15.
Таблица 9 Динамика источников имущества ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто
| Показатель актива баланса | Остатки по балансу, тыс. руб. | ||||
| 2015 год | 2016 год | 2017 год | изменение | ||
| 2016 от 2015 | 2017 от 2016 | ||||
| Капитал и резервы – всего | 27113 | 32101 | 33062 | 4988 | 961 |
| В том числе: | |||||
| Уставный капитал | 19878 | 19878 | 19878 | — | — |
| Переоценка внеоборотных активов | — | 6911 | 6910 | 6911 | -1 |
| Добавочный капитал | 12172 | 12172 | 12172 | — | — |
| Резервный капитал | 283 | 283 | 283 | — | — |
| Нераспределенная прибыль | -5219 | -6784 | -6181 | -1565 | 603 |
| Долгосрочные обязательства — всего | 22996 | 24549 | 31329 | 1553 | 6780 |
| В том числе | |||||
| Заемные средства | 19829 | 21234 | 27723 | 1945 | 6489 |
| Отложенные налоговые обязательства | 3167 | 3315 | 3605 | 148 | 290 |
| Краткосрочные обязательства | 16093 | 21129 | 13033 | 5036 | -8096 |
| В том числе | |||||
| Займы и кредиты | 10305 | 12158 | 5376 | 1853 | -6782 |
| Кредиторская задолженность | 5324 | 7973 | 6255 | 2649 | -1719 |
| Доходы будущих периодов | — | 59 | 111 | 59 | 52 |
| Оценочные обязательства | 464 | 939 | 1291 | 475 | 352 |
Из таблицы 9 видно, что общая сумма собственного капитала увеличивалась в течение трех лет.
Рисунок 15 – Динамика и структура источников финансирования имущества ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто
Уставный капитал, добавочный и резервный капиталы в течение трех лет не менялись. Основные изменения в этом разделе связаны с прибылью. В течение трех лет на предприятии имеет место убыток, который увеличился в 2016 году на 1565 тыс. руб. и уменьшился в 2017 году на 603 тыс. руб.
Долгосрочные обязательства представлены, в основном, долгосрочными кредитами и займами, которые увеличивались на протяжении трех лет.
Краткосрочные займы и кредиты увеличились в 2016 году на 1853 млн руб. и уменьшились в 2017 году на 8096 млн руб. Такая же динамика и у кредиторской задолженности – рост в 2016 году на 2649 тыс. руб. и уменьшение на 1719 тыс. руб. в 2017 году.
2.3 Оценка ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия
Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия представлен в таблице 10 и на рисунке 16.
Таблица 10 Абсолютные показатели финансовой устойчивости ИП «Шилов В.Г.»
| Показатели | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
| 1. Капитал и резервы | 27113 | 32101 | 33062 |
| 2. Внеоборотные активы | 58730 | 64533 | 66064 |
| 3. Наличие собственных оборотных средств | -31617 | -32432 | -33002 |
| 4. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования средств | -11788 | -11198 | -5279 |
| 5. Общая величина основных источников формирования запасов | -1483 | 960 | 97 |
| 6. Запасы и затраты | 1328 | 3633 | 3709 |
| 7. Излишек (+) или недостаток (-) СОС (стр.3-стр.6) | -32945 | -36065 | -36711 |
| 8. Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников (стр.4-стр.6) | -13116 | -14831 | -8988 |
| 9. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов (стр.5-стр.6) | -2811 | -2673 | -3612 |
| 10. Трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации | {0,0,0} | {0,0,0} | {0,0,0} |
Проведенный анализ показал, что и в 2015, и в 2016, и в 2017 годах положение предприятия ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто характеризуется как кризисное, на предприятии отсутствует собственные оборотный капитал, и наблюдается недостача общей величины основных источников формирования запасов и затрат.
Рисунок 16 – Абсолютные показатели финансовой устойчивости
ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто
Для анализа финансового состояния были рассчитаны показатели финансовой устойчивости. Данные расчета сведены в таблицу 11.
Таблица 11 Оценка финансовой устойчивости ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто
| Показатель | Опти-мальное значение | 2015 год | 2016 год | 2017 год | Изменение | |
| 2016 от 2015 | 2017 от 2015 | |||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Коэффициент автономии | ≥0,5 | 0,41 | 0,41 | 0,43 | — | 0,02 |
| Коэффициент финансовой устойчивости | ≥0,7 | 0,76 | 0,73 | 0,83 | -0,03 | 0,10 |
| Коэффициент финансовой зависимости | ≤0,5 | 0,59 | 0,59 | 0,57 | — | -0,02 |
| Коэффициент финансирования | ≥1 | 0,69 | 0,70 | 0,75 | 0,01 | 0,05 |
| Коэффициент инвестирования | ≥1 | 0,46 | 0,50 | 0,50 | 0,04 | — |
| Коэффициент постоянного актива | ≤1 | 2,17 | 2,01 | 2,00 | -0,16 | -0,1 |
| Коэффициент маневренности | 0,5 | -1,17 | -1,01 | -1,00 | 0,16 | 0,1 |
| Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами | 0,1 | -4,23 | -2,45 | -2,91 | 1,78 | -0,46 |
| Финансовый рычаг | ≤1 | 1,44 | 1,42 | 1,34 | -0,02 | -0,08 |
| Коэффициент соотношения активов с собственным капиталом | — | 2,44 | 2,42 | 2,34 | -0,02 | -0,08 |
| Коэффициент соотношения оборотных активов с собственным капиталом | — | 0,28 | 0,41 | 0,34 | 0,13 | -0,07 |
| Коэффициент соотношения кредиторской задолженности с дебиторской задолженностью | — | 1,06 | 0,91 | 0,90 | -0,15 | -0,01 |
Данные таблицы 11 показывают, что коэффициент автономии ниже оптимального значения, а коэффициент финансовой устойчивости соответствует нормативному. Коэффициент маневренности и обеспеченности оборотных активов собственными средствами имеют отрицательное значение.
Таким образом, большая часть показателей не соответствуют нормативному значению. Динамика показателей незначительна. Предприятие по уровню финансовой устойчивости можно отнести к неустойчивому.
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги сгруппированных активов и пассивов. Группировка активов представлена в таблице 12 и на рисунке 17.
Таблица 12 Группировка активов ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто
| Вид актива | 2015 год, тыс. руб. | 2016 год, тыс. руб. | 2017 год тыс. руб. |
| Денежные средства | 990 | 748 | 552 |
| Итого по группе I (А1) | 990 | 748 | 552 |
| Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев | 5044 | 8756 | 6962 |
| Итого по группе II (А2) | 5044 | 8756 | 6962 |
| Запасы | 1331 | 3635 | 3745 |
| Прочие оборотные активы | 107 | 105 | 102 |
| Долгосрочные финансовые вложения | 1827 | 1768 | 1768 |
| Итого по группе III (А3) | 3265 | 5508 | 5615 |
| Внеоборотные активы | 56903 | 62765 | 64296 |
| Итого по группе IV (А4) | 56903 | 62765 | 64296 |
| Всего | 66202 | 77779 | 77423 |
Из таблицы и рисунка видно, что наибольший удельный вес у трудно реализуемых активов.
Рисунок 17 – Группировка активов ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто
В таблице 13 и на рисунке 18 сгруппированы пассивы ИП «Шилов В.Г.».
Таблица 13 Группировка пассивов ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто
| Вид пассива | 2015 год, тыс. руб. | 2016 год, тыс. руб. | 2017 год, тыс. руб. |
| Наиболее срочные обязательства (П1) | 5324 | 7973 | 6255 |
| Среднесрочные обязательства (П2) | 10769 | 13156 | 7657 |
| Долгосрочные обязательства (П3) | 22996 | 24549 | 31329 |
| Собственный капитал (П4) | 27113 | 32101 | 33062 |
| Итого пассивов | 66202 | 77779 | 77423 |
Среди пассивов преобладают постоянные и долгосрочные.
Рисунок 18 – Группировка пассивов ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто
Исходя из данных таблиц 12 и 13, в ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто получены соотношения, представленные в таблице 14.
Из таблицы видно, что не выполняется ни одно соотношение из четырех. Баланс предприятия абсолютно неликвидный.
Таблица 14 Анализ ликвидности ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто
| Показатель | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
| Недостаток (излишек) по первой группе | -4334 | -7225 | -5703 |
| Недостаток (излишек) по второй группе | -5725 | -4400 | -695 |
| Недостаток (излишек) по третьей группе | -19731 | -19041 | -25714 |
| Недостаток (излишек) по четвертой группе | -29790 | -30664 | -31234 |
Для оценки платежеспособности в краткосрочной перспективе необходимо рассчитать показатели ликвидности. Данные расчета коэффициентов представлены в таблице 15 и на рисунке 19.
Таблица 15 Показатели ликвидности ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто
| Показатель | Нормативное значение | 2015 год | 2016 год | 2017 год | Отклонение | |
| 2016 от 2015 | 2017 от 2016 | |||||
| Коэффициент абсолютной ликвидности | ≥0,2 | 0,06 | 0,04 | 0,04 | -0,02 | — |
| Коэффициент срочной ликвидности | ≥1 | 0,37 | 0,45 | 0,58 | 0,08 | 0,13 |
| Коэффициент текущей ликвидности | ≥2 | 0,46 | 0,63 | 0,87 | 0,17 | 0,24 |
Из таблицы видно, что коэффициенты ликвидности имеют положительную динамику.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, что около 4 % краткосрочной задолженности предприятие имеет возможность погасить в ближайшее время. Коэффициент значительно ниже нормативного показателя.
В ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто критическая ликвидность также не соответствует ограничению, показатель ниже, то есть не хватит суммы наиболее ликвидных и быстрореализуемых активов для покрытия краткосрочных обязательств.
Значения коэффициента текущей ликвидности в течение 2015-2017 года ниже единицы, то есть погасить краткосрочные обязательства за счет оборотных активов предприятие не имеет возможности.
Рисунок 19 – Динамика коэффициентов ликвидности ИП «Шилов В.Г.»
Подводя итоги главы, можно отметить, что валюта баланса увеличилась в 2016 году и уменьшилась в 2017 году. Наблюдается рост внеоборотных активов в течение трех лет. Оборотные активы в 2016 году выросли и уменьшились в 2017 году. В активах баланса преобладают внеоборотные активы, их доля более 80 %.
Наибольшую долю во внеоборотных активах занимают основные средства. В оборотных активах наибольший удельный вес имеет дебиторская задолженность.
Проведенный анализ показал, что и в 2015, и в 2016, и в 2017 годах положение предприятия ИП «Шилов В.Г.», Порт-Авто характеризуется как кризисное, на предприятии отсутствует собственные оборотный капитал, и наблюдается недостача общей величины основных источников формирования запасов и затрат.
Коэффициент автономии ниже оптимального значения, а коэффициент финансовой устойчивости соответствует нормативному. Коэффициент маневренности и обеспеченности оборотных активов собственными средствами имеют отрицательное значение. Большая часть показателей не соответствуют нормативному значению. Динамика показателей незначительна. Предприятие по уровню финансовой устойчивости можно отнести к неустойчивому.
Не выполняется ни одно соотношение ликвидности из четырех. Баланс предприятия абсолютно неликвидный.
