Заявка на расчет
Меню Услуги

Анализ и аудит розничного товарооборота

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы анализа и аудита товарооборота в розничной торговле

1.1 Розничный товарооборот: экономическая сущность, состав и структура

1.2 Информационное обеспечение анализа товарооборота

1.3 Методические основы аудита и анализа учета товарооборота в организациях розничной торговли

Глава 2. Организация анализа и проведение аудиторской проверки розничного товарооборота

2.1 Организационно-экономическая характеристика

2.2 Анализ розничного товарооборота на предприятии

2.3 Проведение аудиторской проверки товарооборота на предприятии

Глава 3. Мероприятия по улучшению методики анализа и аудита товаров торговой организации

3.1 Пути улучшения анализа и аудита товаров

3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий

Заключение

Список используемых источников

Приложение

 

Введение

 

В процессе пехода России на рыночную экономику особую значимую роль приобретает такая важная форма реализации товаров как розничная торговля. Тема довольно своевременна и актуальна, так, как очень велико значение розничной торговли и розничного товарооборота в экономической жизни Российской Федации. Чез розничную торговую сеть происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами[1]. При увеличении розничного товарооборота в масштабах всей страны, возрастает уровень жизни населения. При увеличении покупательской способности населения происходит увеличение розничного товарооборота.

В последнее время наблюдается значительный рост розничного товарооборота, появляется много новой, современной продукции, увеличение доходов населения ведет к тому, что люди стремятся покупать больше хороших и качественных товаров, тем самым способствуют развитию розничной торговой сети.

Розничная торговля в настоящее время развивается в двух направлениях: с одной стороны создание крупных супмаркетов, в которых товарный ассортимент не ограничен, и с другой стороны приближение розничной торговли к населению за счет сети небольших круглосуточных магазинов, с самым необходимым печнем товаров.

Правильная организация коммческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммческого успеха. Среди новых методов продажи, включающих совокупность приемов и способов реализации товаров, на пвый план выступают самообслуживание, обслуживание чез прилавок, по образцам с открытой выкладкой и по предварительным заказам[2].

Товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние, как на производство, так и на потребление, что говорит об актуальности поднятой темы[3].

Целью данной работы является изучение бухгалтского анализа и аудита товарных опаций, а также анализ розничного товарооборота на приме конкретного предприятия ООО «Клаксон+».

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть теоретические основы учета, аудита и анализа в розничной торговле;

— изучить организацию бухгалтского учета и аудита в ООО «Клаксон+»;

— провести анализ розничного товарооборота на приме ООО «Клаксон+»;

— выполнить аудиторскую провку на предприятии;

— предложить пути улучшения анализа и аудита товаров;

— дать оценку эффективности предложенным моприятия по улучшению анализа и аудита товаров.

Актуальность работы заключается в том, что розничная торговля включает в себя виды экономической деятельности, связанные с продажей товаров и услуг потребителям для использования ими лично или их семьями. Розничная торговля — это последний этап процесса распределения. Товарооборот, как показатель статистики рынка, используется в оценках конъюнктуры рынка, а также рассматривается в качестве:

— показателя разма торгового предприятия,

— показателя денежной выручки торгово-сбытового предприятия за проданные товары,

— показателя разма денежных расходов покупателей на приобретение товаров,

— показателя потребления товарной массы[4].

Методологической основой работы явилась специальная, пиодическая литатура по вопросам экономики, торговли, аудита и анализа торговых предприятий.

Объектом исследования является ООО «Клаксон+» — одна из торговых сетей г. Тольятти по розничной продаже запасных частей на автомобили семейства «LADA». Предметом исследования являются розничный товарооборот ООО «Клаксон+».

Данная работа состоит из трех глав:

В теоретической части дается определение понятию «розничный товарооборот предприятия», а его экономическая сущность и структура. Рассматривается законодательная база Российской Федации, регулирующая данный вопрос. В этой части даются методические основы учета, аудита и анализа розничного товарооборота.

Во второй главе в качестве прима рассматривается конкретное предприятие — ООО «Клаксон+», постановка учета и аудит торговых опаций.

В третьей части приведен анализ товарооборота ООО «Клаксон+» и даны рекомендации по повышению экономической эффективности деятельности организации.

В заключение работы приводится заключение, кратко отражающее полученные результаты и выводы.

 

Глава 1. Теоретические основы анализа и аудита товарооборота в розничной торговле

1.1 Розничный товарооборот: экономическая сущность, состав и структура

 

Главная цель торговли потребительскими товарами-удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах. Достижение этой цели характизуется общим объемом реализации товаров населению. При продаже товара потребителю произведенный товар находит свое выражение в общественном признании. Товарооборот характизует объем потребления матиальных благ, выражает экономические отношения, возникающие в процессе движения товаров из сфы производства и обращения в сфу личного потребления. Сущность товарооборота проявляется в экономических отношениях, связанных с обменом товаров и услуг на рынке в процессе купли-продажи.

Товарооборот характизует процессы, развивающиеся в сфе товарного обращения, и факторы, влияющие на формирование спроса и предложения, и отражает экономические отношения между производителями и потребителями.

Торговый оборот позволяет определить условия, при которых развивается взаимосвязь между спросом и предложением на рынке. Это дает возможность установить, как реализуются отношения между производителями и потребителями товаров на том или ином рынке, какие условия определяют тенденции формирования и развития спроса и предложения в последующий пиод и в дальнейшем-торговый оборот отражает уровень развития производительных сил, условия жизни, т. е. характизует объем и структуру социальных потребностей. Удовлетворение потребностей происходит за счет потребления (использования) того или иного товара, приобретаемого преимущественно на рынке. Товарооборот характизует объем реализации товаров, поэтому о его стоимости можно судить по масштабам и уровню удовлетворения спроса.

Показатели товарооборота дают возможность выявить фактическую потребность в товарах, уровень покупательной способности населения, требования покупателей к товарам, предпочтения факторы при выборе товаров потребителями, а также пспективы изменения потребностей, выраженные не только темпами изменения товарооборота, но и характистикой жизненного цикла товара.

Потребности и требования потребителей к товару постоянно меняются, поэтому успех на рынке-это торговая компания, которая сумела лучше приспособиться к оптимальному удовлетворению спроса. Зная объем и структуру товарооборота, предприятие может спрогнозировать изменение фаз цикла спроса и жизненного цикла товара и песматривать стратегию в соответствии с меняющимися условиями конкуренции на рынке. Эти тенденции отражаются в динамике и структуре товарооборота.

Товарооборот является показателем разма предприятия, показателем денежной выручки за проданные товары, основой для определения потребности в матиальных, трудовых и финансовых ресурсов. В ней отражены различные аспекты хозяйственной деятельности предприятия и ее отдельные звенья.

Розничный товарооборот — объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования. Розничный товарооборот — это один из важнейших показателей, оценивающих деятельность предприятий и организаций торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как необходимое условие, без которого эта цель не может быть достигнута. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемой продукции, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость непрывного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения изджек обращения и затрат на оплату труда[5].

С другой стороны, розничный товарооборот — это количественный показатель, который выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сфы обращения в сфу потребления путем их обмена на денежные доходы.

Экономическая сущность розничного товарооборота выражается отношениями, связанными с обменом денежных средств на товары. Розничный товарооборот педает товары конечным потребителям и характизует завшение процесса обращения. Товары из сфы обращения поступают в сфу потребления, становятся собственностью потребителя, используются или образуют потребительский фонд, т.е. пестают быть товарами.

Продажа потребительских товаров может быть произведена:

юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки);

юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины для промышленных предприятий и др.);

физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Таким образом, сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары[6].

Однако в состав розничного товарооборота может быть также включена:

продажа по безналичному расчету продовольственных товаров юридическими лицами социального назначения (больницам, санаториям, детским садам и др.);

продажа товара юридическим лицам, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов. Розничный товарооборот учитывается в ценах фактической реализации строго за отчетный пиод на основе пвичных документов

товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов. Розничный товарооборот показывается с учетом стоимости стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимости стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар[7].

Основными задачами розничного товарооборота являются:

провка степени выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности; определение тенденций экономического и социального развития предприятий розничной торговли; установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов;

изучение, количественное измение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности предприятия;

оценка выполнение плана по внедрению прогрессивных методов торговли и их эффективности;

выявление путей, возможностей и резвов роста товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования матиально-технической базы торговли;

разработка м по устранению недостатков в торговле; разработка оптимальных стратегических и тактических решений по развитию товарооборота, и торговой деятельности предприятия. Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия[8].

Рассмотрим общую классификацию розничного товарооборота:

по формам торговли:

1.розничный товарооборот государственной торговли;

2.розничный товарооборот негосударственных форм торговли, в том числе: коопативной, частной и других.

по экономическому соджанию:

1.реализация товаров населению;

2.продажа предприятиям, организациям, учреждениям;

3.выручка за услуги по ремонту изделий.

по триториально-организационным признакам:

1.розничный товарооборот в городе;

2.розничный товарооборот в сельской местности.

по видам оборота:

1.товарооборот розничной торговли;

2.товарооборот общественного питания.

по структуре оборота:

1.продажа продовольствия;

2.продажа непродовольственных товаров.

Розничный товарооборот — это важнейший показатель торгового предприятия. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, и от него зависит объем валового дохода и прибыли, характизующий эффективность торговой деятельности. О значимости данного предприятия на рынке потребительских товаров можно судить по объему товарооборота, который выражается размом денежной выручки за проданные товары[9].

Товарооборот имеет качественную и количественную характистики. Качественная связана со структурой товарооборота, т.е. ассортиментным составом, количественная характистика товарооборота — с объемом реализации в денежном исчислении. Следует четко различать понятия «величина» и «состав» товарооборота: величина — это совокупность сумм торговой выручки, сданной в кассу или банк, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам), а состав товарооборота складывается из различных видов продаж. Состав розничного товарооборота включает:

выручку от реализации продовольственных и непродовольственных товаров чез розничную торговую сеть (магазины, ларьки, палатки), чез сеть торговых автоматов или использования развозной или разносной торговли;

продажу товаров населению в кредит с рассрочкой платежа;

товарооборот предприятий общественного питания, реализующих полуфабрикаты, продукцию собственного производства, покупные товары;

продажу печатных изданий (книг, газет, журналов), в том числе и по подписке;

выручку от реализации медикаментов в аптеках;

продажу товаров различным организациям, учреждениям, предприятиям для их непроизводственного потребления и другие виды продаж.

Структура (или ассортиментный состав) товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, реализуемые конкретным торговым предприятием. Эти товары делят на ассортиментные группы и подгруппы и при дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размы.

К показателям, характизующим товарооборот торгового предприятия, относят: объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах, ассортиментную структуру по отдельным товарным группам (в рублях и процентах), однодневный товарооборот, товарооборот в расчете на одного работника, в том числе на работника прилавка (торговой группы), время обращения товаров в днях и скорость товарооборота (число оборотов)[10].

 

1.2 Информационное обеспечение анализа товарооборота

 

Структура товарооборота и соотношение реализации товаров по отдельным группам анализируются в соответствии с формой 3-торг. Действующая система учета и отчетности позволяет изучить внутригрупповую ассортиментную структуру, которая является источником информации для деятельности маркетинговых служб. Необходима диффенциация товарооборота соответствующих групп товаров по видам, артикулам, сортам.

Изучение внутригрупповой ассортиментной структуры возможно только на основе инвентаризации и пвичной документации.

Выбор объекта анализа зависит от цели и уровня анализа. Анализ товарооборота проводится не только на уровне предприятия, но и на макроуровне статистическими органами.

Анализ товарооборота по общему объему проводится с целью установления конкурентных позиций предприятия оценки выбранной ценовой и товарной политики.

Анализ товарооборота по структуре позволяет «вычтить» жизненный цикл товара и определить стадию, на которой находится товар, принять мы к снижению поть, связанных со спадом реализации отдельных ассортиментных групп, и разработать предложения по формированию ассортиментного портфеля.

Анализ общего объема и структуры товарооборота на федальном уровне имеет целью установить конъюнктурные колебания, соотнести их со стадиями экономического цикла и принять мы государственного регулирования экономикой[11].

Источниками информации для анализа товарооборота являются статистическая отчетность, пвичные бухгалтские документы.

Используются формы статистической отчетности:

  • форма №1 «Отчет о товарообороте и запасах товаров».
  • Форма № 3-торг — отчет о продаже и остатках товаров, представляет собой товарный баланс, в котором отражается движение товаров, предназначенных для продажи в порядке розничной торговли. Форма составляется за I полугодие, год.
  • Бланк регистрации цен и тарифов на товары народного потребления и платные услуги за месяц — срочная, месячная.
  • Форма №7-торг (розница) — отчет о наличии торговой сети — годовая.

Основным пвичным документом, используемым в качестве источника данных для анализа, являются товарно-денежный отчет и прилагаемые к нему документы, подтвждающие сдачу выручки и расходы, произведенные из выручки (квитанции учреждений банков, почтового отделения, приходно-кассовые орда и т.д.), продажу товаров в кредит, а также стоимость стеклопосуды в обмен на товар[12].

Информационное обеспечение анализа розничного товарооборота играет важную роль, так как для правильного и достовного его проведения необходимо использовать данные из различных источников.

Экономический анализ должен начинаться с оценки качества используемой для анализа информации, поскольку качество анализа напрямую зависит от полноты отражения всех хозяйственных опаций, сопоставимости данных аналитического и синтетического учета, методологии исследования показателей.

Информационным обеспечением экономического анализа являются внешние и внутренние источники объекта управления.

Основная роль в информационном обеспечении анализа розничного товарооборота принадлежит бухгалтскому учету и отчетности объекта управления.

Бухгалтская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом состоянии организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтского учета по установленным формам. Показатели бухгалтской отчетности позволяют оценить хозяйственный и финансовый потенциал, результативность и эффективность организации в целом и по каждому виду ее деятельности, а также проводить различные аналитические исследования. В форме бухгалтской отчетности №2 Отчет о финансовых результатах, где соджится информация о финансовых результатах деятельности организации, справочно показывается выручка от реализации товаров по продажной стоимости.

Статистическая отчетность существенно дополняет бухгалтскую отчетность и позволяет более глубоко анализировать хозяйственную деятельность объектов управления.

Основными формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (срочная, месячная), форма № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров» (срочная, месячная), форма № 1-торг (розница) «Отчет по розничной торговле» (годовая). В «Отчете о товарообороте и запасах товаров» соджится информация о розничной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с начала года. Причем отчетная информация приводится за прошлый и текущий (отчетный) пиоды, что позволяет проанализировать динамику развития розничного товарооборота.

В «отчете о реализации и запасах товаров» соджится информация о реализации продовольственных товаров в ассортиментном разделе (в натуральных метрах) и непродовольственных товаров — в стоимостном выражении. Кроме того, он отражает фактические запасы товаров в розничной сети, складов и общественного питания на конец отчетного месяца (в разрезе основных товарных групп и товаров).

«Отчет по розничной торговле» составляется нарастающим итогом с начала года. В пвом разделе годового отчета представлена информация о розничной реализации товаров и товарно-матиальных запасов в розничной сети и на складах на конец отчетного пиода (в разрезе 35 продовольственных и 61 непродовольственной групп товаров); во втором разделе соджится информация в физических и стоимостных метрах о реализации населению и запасах товаров длительного пользования; в третьем разделе-о продаже населению и запасах строительных матиалов в розничной сети и на складах на конец отчетного пиода; четвтый раздел годового отчета показывается наличие торговой сети (включая сезонную сеть) на конец отчетного года.

Для анализа данных розничной торговли используется форма № 1-т (торг) «отчет о труде», которая соджит данные о численности работников, заработной плате и др. в отчете» об обороте и инвентаризации товаров » соджится информация о валовом обороте и инвентаризации товаров за отчетный и предыдущий год.

В форме №11 «отчет о наличии и движении основных средств и других внеоборотных активов» представлена информация о составе основных средств и их стоимости.

Форма № 4-труд «отчет об использовании календарного Фонда времени» соджит сведения о количестве явок и пропусков на работу, о отработанном времени, также соджит сведения о количестве отработанных человеко-часов и др.

Информацию о розничном товарообороте за месяц можно взять из учетных регистров по счету «реализация», данных статистического и опативного учета развития товарооборота и движения товаров.

Важными источниками информации для анализа розничного товарооборота могут также включать в нормативные документы и акты в форме законов, указов президента, постановлений правительства, приказов и указаний министств, ведомств и высших органов управления, экономических и правовых документов, налоговых и таможенных органов, банков, судебных, арбитражных, страховых и других организаций; матиалы специальной и пиодической печати, учебной литатуры, информационных учреждений: телевизор, интнет, специальные информационные базы данных; производственные бизнес-планы, правила и положения, сметы расходов, хозяйственные договоры, решения собрания коллектива, внутренние приказы и инструкции; матиалы личного наблюдения и другие[13].

Подводя итог, следует отметить, что информация для анализа должна быть сопоставимой и обеспечивать единство учетных, нормативных и плановых данных. С этой целью проводится провка взаимосвязи между показателями отчетных форм и показателями, отраженными на счетах в учетных регистрах, а также в различных хозяйственных документах организации.

 

1.3 Методические основы аудита и анализа учета товарооборота в организациях розничной торговли

 

Аудит представляет собой независимую провку документов бухгалтского учета и бухгалтской отчетности торговой организации.

Объективной необходимостью проведения аудита на предприятиях розничной торговли являются: наличие обширной номенклатуры товаров; противоречия, возникающие в процессе учета приобретения и реализации товаров; постоянное движение денежных средств в наличной и безналичной форме (возможны разного рода махинации со стороны матиально-ответственных лиц); движение товарно-матиальных ценностей (возможно неправильное документальное оформление, хищения со стороны матиально-ответственных лиц), наличие ошибок и искажений как наменных, так и ненаменных ведет к неправильному отражению результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия. Достовность информации о наличии и движении товаров определяет обоснованность показателей доходов, расходов и финансовых результатов организаций, что обусловливает высокие требования к качеству аудита товарных опаций. Аудит призван выявить ошибки и обеспечить достовной информацией руководство торгового предприятия, на основе которой принимаются управленческие решения.

Аудит товарных опаций можно отнести к инициативному тематическому аудиту, он осуществляется либо внешним аудитором, либо внутренней аудиторской службой предприятия.

Аудиторская провка товарных опаций начинается с ознакомления с отделом бухгалтского учета, занимающегося учетом опаций связанных с поступлением и оприходованием товаров. На этом этапе устанавливается: кто ведет бухгалтский учет по движению ценностей; какими нормативными документами пользуется бухгалт данного участка; кому подотчетен данный бухгалт; кто его провяет по исполняемой работе; оптимальность и целесообразность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учета; наличие схем по поступлению и оприходованию товаров на счетах; какие методы внутреннего контроля используются (инвентаризация, документирование); соблюдаются ли сроки проведения инвентаризации товаров и порядок оформления результатов инвентаризации; следует убедиться в правильности оформления договоров о матиальной ответственности с ответственными лицами, которым педаны в подотчет ценности[14].

Сохранность товаров зависит от условий хранения, поэтому следующим этапом контроля является провка состояния складского хозяйства в данной организации. Аудитор выясняет число и размещение складских помещений, условия хранения ценностей. Следующим этапом провки должна стать инвентаризация товаров. В зависимости от уровня внутреннего контроля определяется необходимость ее проведения. Далее целесообразно провести провку полноты оприходования, оценки и учета товарных ценностей. Во время провки аудитор должен: провить правильность ведения складского учета, обоснованность записей кладовщиком в его учетных документах; провить полноту оприходования поступивших со стороны товаров. Нарушение порядка оприходования товаров приводит к их хищению, а также созданию излишков товаров, которые затем реализуются без отражения в учете с целью сокрытия доходов от налогообложения и присвоения полученных средств.

При провке вопросов полноты оприходования товаров, аудитору необходимо произвести анализ платежно-расчетных документов, подтвждающих поступление ценностей от поставщиков. При этом провке подлежат счета-фактуры, товарно-транспортные накладные. Обращается внимание на правильность оформления этих пвичных документов. Затем, аудитор провяет полноту оприходования поступивших на склад товаров. Провка проводится по пвичным документам, а в случае необходимости проводится встречная провка данных с данными предприятии, которое отгрузило товар.

При проведении аудиторской провки поступления товарных ценностей необходимым условием является сопоставление данных пвичных документов по поступлению товаров с данными журнала регистрации полученных счетов-фактур, регистров бухгалтского учета по счетам 41 «Товары», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и данными Главной книги по этим же счетам. Суммы, указанные в документах, полученных от поставщиков товаров должны соответствовать суммам, отраженным в регистрах бухгалтского учета по счетам 41 «Товары» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». После этого данные учетных регистров сравниваются с данными Главной книги по этим счетам и данными баланса. При провке правильности корреспонденции счетов аудитор провяет, не было ли в учете случаев, когда поступившие товары не приходовались на счет 41 «Товары», а были отнесены на другие счета.

Особое внимание при провке поступления товаров следует обратить на расхождение фактического наличия с наличием указанным в сопроводительных документах. Особого внимания при проведении аудиторской провки оприходования товаров заслуживает правильность учета ценностей в розничной торговле. В рознице товары должны учитываться в стоимостном выражении.

В ходе провки товарных опаций, аудитор должен установить:

— реальность наличия и существования товаров;

— все ли товарные опации, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;

— является ли организация собственником всех товаров, т.е. имеются ли на них имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность – обязательствами;

— правильность оценки товаров и связанных с ними обязательств;

— правильно ли выбраны и применялись принципы учета товаров[15].

Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушениям и отступлениям от установленных правил учета [21].

Далее рассмотрим методические основы анализа товарооборота в розничной торговле.

Основные задачи анализа розничного товарооборота:

— провка обоснованности плановой величины товарооборота;

— провка выполнения плана товарооборота в целом за отчетный пиод (год, полугодие, квартал, месяц) а также по отдельным составляющим данного пиода;

— изучение динамики розничного товарооборота, т.е. изменения его объема по сравнению с предыдущим отчетным пиодом;

— рассмотрение состава товарооборота;

— изучение структуры розничного товарооборота;

— факторный анализ товарооборота;

— выявление резвов увеличения объема розничного товарооборота.

Источниками информации для анализа розничного товарооборота являются плановые данные, формы статистической отчетности, учетные регистры, пвичная документация. Важнейшими пвичными документами служат товарные и денежные отчеты матиально ответственных лиц, к которым прилагаются документы, подтвждающие сдачу торговой выручки и расходы, произведенные из выручки.

В процессе анализа розничного товарооборота используются данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтской и статистической отчетности, текущего бухгалтского и опативного учета, нормы, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, матиалы личных наблюдений и хронометража.

Анализ производится путем расчета различных показателей, которые можно сгруппировать по следующим признакам: стоимостные и натуральные, количественные и качественные, объемные и удельные. Особенно широко при экономическом анализе применяются стоимостные показатели. Важнейшим таким показателем является объем товарооборота предприятий и организаций.

Оборот розничной торговли приводится в розничных ценах — фактических продажных ценах, включающих торговую надбавку, НДС и налог с продаж[16].

B розничной торговле объектами изучения являются объем товароо6орота, состав товарооборота, структура товарооборота.

Структура товарооборота и соотношение реализации товаров по отдельным группам анализируются в соответствии с формой №3 — торг. Действующая система учета и отчетности позволяет изучить внутригрупповую ассортиментную структуру, которая является источником информации для деятельности маркетинговых служб. Необходима диффенциация товарооборота соответствующих групп товаров по видам, артикулам, сортам.

Изучение внутригрупповой ассортиментной структуры возможны только на основе инвентаризации и пвичной документации.

Объем товарооборота — один из основных показателей работы торговых организаций. Его систематический анализ имеет большое значение для торговых организаций, так как он влечет на изджки обращения, валовый доход, прибыль и рентабельность и т.д. Основными задачами оборота розничной торговли являются:

— провка степени выполнения прогнозных продаж по объему и структуре, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары;

— выявление тенденций и закономностей его развития в динамике и изменений, происходящих в них;

— определение факторов, влияющих на его изменение (количественное измение и обобщения влияния факторов на выполнение прогнозных показателей и динамику розничного товарооборота);

— оценка внедрения прогрессивных методов торговли и их эффективности;

— выявление резвов, путей и возможностей роста объема продаж и улучшения обслуживания покупателей;

— разработка м по устранению недостатков и повышению эффективности хозяйственно-финансовой деятельности[17].

Анализ розничного товарооборота служит предпосылкой для его прогнозирования на предстоящий пиод и определения рентабельности организации и ее финансового состояния. От полноты и глубины анализа, от правильности сделанных выводов о работе зависит точность, экономическая обоснованность последующих прогнозных расчетов.

Анализ розничного товарооборота необходимо начинать с определения удельного веса, который занимает анализируемая торговая организация в общем товарообороте города (района) с целью выявления ее значения в удовлетворении спроса на товары населения города. Если торговая организация устанавливает для себя прогнозные (или плановые) показатели по объему продажи товаров, то следует определить процент их выполнения, который показывает, как организация достигает поставленные пед собой задания по реализации товаров. При этом важное значение имеет определение абсолютного разма певыполнения или недовыполнения прогнозных показателей продажи товаров. Этот показатель определяется как разность между фактическим и прогнозируемым товарооборотом.

При оценке выполнения прогнозируемого объема розничного товарооборота необходимо принимать во внимание изменение цен, которое могло произойти за анализируемый пиод[18]. Следовательно, если в течение анализируемого пиода изменились розничные цены на товары, то товарооборот анализируется не только в действующих, но и в сопоставимых ценах.

Если анализ прогнозируемых показателей объема товарооборота осуществляется за год, то необходимо рассмотреть их выполнение за более короткие времени: по кварталам, месяцам, декадам. Это даст возможность рассчитать ритмичность выполнения объема продаж.

Анализ выполнения прогнозного товарооборота по месяцам, кварталам, дням сопровождается исчислением его ритмичности. Оценка равномности выполнения товарооборота осуществляется различными способами. Наиболее простой способ — исчисление удельного веса каждого квартала в годовом обороте; месячного — в годовом и квартальном обороте; дневного; пятидневок и декад — и месячном обороте[19].

Коэффициент ритмичности можно определить путем отношения суммы фактического товарооборота в пределах суммы прогноза к сумме прогнозируемого товарооборота, используя следующую формулу:

где   – плановый выпуск продукции за пиод;

– недовыполнение плана по выпуску продукции в пиоде.

Равномность выполнения суммы прогнозируемой продажи товаров можно определить путем расчета коэффициента вариации – формула 8. Для этого исчисляется среднеквадратическое отклонение по следующей формуле (если в прогнозируемом товарообороте нет существенных колебаний за пиод):

где   – фактический выпуск продукции.

n — число кварталов, месяцев, дней и т. д.

После исчисления среднеквaдратического отклонения определяется коэффициент вариации:

Коэффициент вариации показывает степень отклонении (в процентах) в выполнении прогнозируемого товарооборота от среднего (процента) уровня[20].

Равномность выполнения прогнозного товарооборота можно исчислять не только во времени, но и по отдельным структурным подразделениям, входящим в состав торговой организации за какой-то определенный пиод. Нельзя обоснованно делать выводы o выполнении товарооборота по средним и сводным показателям, ибо за хорошими показателями в целом по организации могут скрываться недостатки в работе отдельных структурных подразделений. Кроме того, за анализируемый пиод могут произойти организационно-структурные изменения, т.e. увеличение количества структурных подразделений, входящих в состав торговой организации, для чего необходимо внести соответствующую корректировку в объем розничного товарооборота, так как анализ должен проводиться по сопоставимому числу хозяйствующих субъектов.

Анализ розничного товарооборота включает и показатели динамики продажи товаров за длительный пиод. Изучение динамики товарооборота необходимо осуществлять для выявления соответствия развития товарооборота данной организации, общей тенденции развития товарооборота города, области, страны. Анализ динамики товарооборота позволяет выявить тенденции развития торговли, определить закономности потребления отдельных товаров, пспективы изменения товарооборота в целом и по товарным группам. На основе установленных закономностей изменения товарооборота прогнозируется его развитие.

При анализе динамики товарооборота осуществляется сравнение его разма в отчетном пиоде c прошлым (базисным) пиодом. Выбор базы для сравнения определяется конкретными задачами анализа. B результате сравнения исчисляются цепные и базисные темпы роста и прироста товарооборота, абсолютный прирост, среднегодовой темп роста[21].

При сравнении степени выполнения товарооборота и его интенсивности за ряд лет или по отдельным торговым подразделениям и организациям используется показатель абсолютного значения одного процента роста или снижения розничного товарооборота. Этот показатель исчисляется как отношение его прироста в денежном выражении к приросту, выраженному в процентах.

Имея динамический ряд по товарообороту, следует вы явить основную тенденцию товарооборота за достаточно длительный пиод времени и определить, как может развиваться в дальнейшем товарооборот, т. e. рассчитать прогноз общего объема товарооборота при сложившихся темпах роста.

Факторный анализ предполагает выделение факторов, находящихся в детминированной и стохастической связи c объемом реализации.

Ряд факторов не оказывает однозначного воздействия на товарооборот, но тем не менее, они могут отразиться на его развитии. К ним можно отнести природные, климатические, культурные, религиозные и т.п. Прежде всего следует изучать те факторы, которые наиболее заметно влияют на потребительский спрос, принимая во внимание то, что для различных торговых предприятий изменения, происходящие во внешней среде, могут быть неоднозначными. Наприм, то, что одно предприятие воспринимает как экономическую угрозу, другое воспринимает как благоприятную возможность.

На товарооборот влияют и многие другие условия: месторасположение предприятия, интенсивность покупательских потоков, организация товароснабжения, качество товаров, широта и глубина ассортимента, реклама, квалификация псонала, культура обслуживания, внедрение новых технологий[22].

Общие условия деятельности торговых предприятий, стратегия поведения на рынке, товарная и ценовая политика, организационная структура, финансовое состояние, наличие ресурсов и эффективность их использования определяют внутренние факторы, влияющие на товарооборот.

Соотношение различных факторов постоянно меняется. Торговое предприятие должно знать общее состояние рынка, величину существующего спроса, темпы его изменения, уровень рыночных цен, влияние конкуренции и т.п., на какие виды и сегменты ему следует ориентироваться при планировании объема и структуры товарооборота.

Анализ розничного товарооборота производят как по общему объему так и по отдельным факторам, называя такой анализ факторным[23]. На выполнение плана и динамику розничного товарооборота оказывают влияние большое число факторов, которые принято объединять в три группы:

— факторы, связанные с товарными ресурсами;

— факторы, связанные с численностью работников и эффективностью труда;

— факторы, связанные с эффективностью использования матиально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы.

Основной фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность торгового предприятия товарными ресурсами и их рациональное использование. Объем розничного товарооборота зависит от пиодичности поступления и выбытия товаров, состояния товарных запасов. Эта зависимость может быть выражена формулой:

где Т – объем розничного товарооборота;

– запасы товаров на начало пиода;

П – поступление товаров;

В – выбытие товаров;

– запасы товаров на конец пиода.

Используя способ разниц, или способ цепной подстановки, можно определить влияние каждого и отмеченных показателей на объем розничного товарооборота торгового предприятия. Значительное влияние на объем розничного товарооборота оказывает обеспеченность торгового предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования. Эта зависимость выражается формулой:

где Т – объем розничного товарооборота, руб.;

Ч – среднесписочная численность работников, чел.;

П – производительность труда одного работника, руб.

Используя интегральный способ анализа, можно определить влияние данных показателей на изменение объема товарооборота:

где   – изменение объема товарооборота за счет изменения среднесписочной численности работников, руб.;

ΔЧ – изменение среднесписочной численности работников в отчетном году по сравнению с предыдущим годом, чел.;

– производительность труда одного работника с предшествующим годом, руб.;

Δ П – изменение производительности труда одного работника в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, руб.

Изменение объема товарооборота за счет изменения производительности труда одного работника:

Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывают состояние, развитие и эффективность использования основных фондов торгового предприятия, а также режим его работы. Объем розничного товарооборота торгового предприятия может быть определен по следующей формуле:где Ч – среднесписочная численность работников в предшествующем году, чел.

где Т – объем розничного товарооборота, руб.;

S – площадь торгового зала предприятия, м²;

– коэффициент сменности работы предприятия;

Д – количество дней работы предприятия;

– товарооборот на 1 м² площади торгового зала в смену, руб.[24]

Последовательно заменяя в приведенной формуле показатели предшествующего года на данные отчетного года и вычитая из полученного результата предыдущий, можно определить влияние на объем товарооборота изменения факторов, связанных с эффективностью использования матиально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы. Этот способ расчета называется методом цепной подстановки.

Аналитическая работа завшается составлением плана мероприятий по использованию выявленных резвов увеличения объема розничного товарооборота торгового предприятия. Анализ розничного товарооборота помогает руководителям предприятия вовремя выявить недостатки в структуре товарооборота по группам, зависимость товарооборота от движения и наличия запасов, численности работников и их производительности, изменения цен, учесть все это в своей работе и прогнозировать деятельность предприятия в ближайшем будущем.

Данная методика является комплексной, и поэтому в настоящей работе она конкретизирована с учетом специфики объекта исследования и имеющейся информационной базы. Данная методика позволит установить причинно-следственные связи, выявить и оценить факторы, которые влияют на деятельность торгового предприятия, а также разработать моприятия по устранению влияния отрицательных факторов и стимулирования положительных.

В пвой главе дипломного проекта были рассмотрены основные понятия товарооборота: дано определение товарообороту, раскрыта его экономическая сущность, представлена классификация. Была изучена нормативная база, регулирующая учет в розничной торговле.

Так же в пвой главе были представлены методические основы аудита и анализа учета товарооборота в розничной торговле.


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф