Меню Услуги

Анализ реализации государственной программы гор. Москвы

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы разработки и внедрения государственных программ

§ 1.1. Сущность программного метода

§ 1.2. Объективные предпосылки разработки государственной программы «Градостроительная политика» на 2012-2016 гг. в гор. Москве

§ 1.3. Планирование пространственного развития крупных городов

Глава 2. Анализ реализации государственной программы гор. Москвы «Градостроительная политика» на 2012-2016 гг

§ 2.1. Цели и задачи государственной программы гор. Москвы «Градостроительная политика» на 2012-2016 гг

§ 2.2. Результаты выполнения государственной программы гор. Москвы «Градостроительная политика» на 2012-2016 гг

§ 2.3. Оценка проблем и перспектив реализации государственной программы гор. Москвы «Градостроительная политика» на 2012-2016 гг

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Под государственной программой понимается система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

Государственные программы Российской Федерации являются документами стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования на федеральном уровне федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации.

Наряду с государственными программами страны существуют городские государственные программы. Например, перечень государственных программ города Москвы включает следующие программы:

  • Мобильный город
  • Развитие транспортной системы
  • Комфортная городская среда
  • Градостроительная политика
  • Жилище
  • Развитие индустрии отдыха и туризма
  • Культура Москвы
  • Спорт Москвы
  • Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение
  • Безопасный город
  • Здоровый город
  • Развитие здравоохранения города Москвы
  • Образованный город
  • Развитие образования города Москвы
  • Социально-защищенный город
  • Социальная поддержка жителей города Москвы
  • Новая экономика Москвы
  • Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы
  • Открытая Москва
  • Открытое Правительство
  • Информационный город

К примеру, целью программы «Градостроительная политика» является формирование благоприятной городской среды жизнедеятельности. Координатор программы — Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллин М.Ш.

Градостроительная политика одно из основополагающих направлений современного развития города Москвы и, прежде всего, развитие его материальной базы. Это строительство жилья для москвичей, новых объектов соцкульбыта, застройки открытых территорий, озеленение города и, главное, создание комфортных условий для жизни и работы горожан. Поэтому развитие взаимосвязи этих структур должно решаться в градостроительной политике.

На сегодняшний день градостроительная политика направлена во-первых-на формирование Москвы как столицы нашего государства и крупнейшего мегаполиса мира, во-вторых – на взаимодействие с региональными территориями и регионами, и рассматривает Москву не как отдельный замкнутый в себе город, а как агломерацию взаимодействующей с соседним

регионом, и в третьих — осмысление дополнительных территорий, которые по своим размерам превосходят старую Москву, ее замкнутой неправильной круглой формы.

Вот эти задачи, связанные с развитием городской среды и развитием города, безусловно, стоят сейчас перед градостроителями и перед людьми, которые формируют город.

Особая тема для работы градостроительного комплекса является, конечно, транспортная система в городе. В Москве сложилась тяжелейшая ситуация с организацией транспортного движения, особенно, автомобильного.

Сейчас, действия градостроительного комплекса связанны с расширением дорог, путепроводов, усилением общественного транспорта, и, в первую очередь, метрополитена, во вторую очередь превращение железнодорожного транспорта в регулярно обслуживающий транспорт не только для пригородных, но и для городских жителей на активной основе. Совмещение транспортных пересадочных узлов с системой транспорта города, когда обслуживание населения производится, как говорится, «прямо с колес».

Это целая взаимосвязующая городская транспортная система, куда входят перехватывающие парковки, режим использования территорий города, парковки во дворах и многое другое.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Особо можно было бы выделить тему, помимо строительства жилья в городе, это переселение из 5-ти этажек сносимых серий в течении ближайших двух лет с последующей реконструкцией существующих 5-ти этажек, сохраняемых в городе.

Другая тема, важнейшая для города, это ее резерв – использование промышленных зон. Промышленность, в том виде, в котором она существовала раньше, видоизменилась. Поэтому новые технологии позволяют более компактно размещать современные производства, в том числе, нанотехнологии. Отношение к промышленным зонам, конечно, меняется. Они должны благоустраиваться, не менее 30% озеленены. Ну и само компактное размещение мест приложения труда для жителей Москвы и приезжих, безусловно, задача номер один.

Параллельно с программой градостроительства в тесной связи идет программа озеленения и благоустройства территорий.

Целью работы является — Анализ реализации государственной программы гор. Москвы.

Задачами настоящего исследования являются:

  1. охарактеризовать сущность программного метода;
  2. рассмотреть объективные предпосылки разработки государственной программы «Градостроительная политика» на 2012 – 201 годы в городе Москве;
  3. исследовать планирование пространственного развития крупных городов;
  4. проанализировать цели и задачи государственной программы города Москвы «Градостроительная политика» на 2012 – 2016 годы;
  5. рассмотреть результаты выполнения государственной программы города Москвы «Градостроительная политика» на 2012 – 2016 годы;
  6. оценить проблемы и перспективы реализации государственной программы города Москвы «Градостроительная политика» на 2012 – 2016 годы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

§ 1.1. Сущность программного метода

 

Уже в начале XX в. многие из ведущих экономистов мира осознают необходимость государственного регулирования капиталистической экономики и ввода «социального контроля» за экономикой.

Особенно остро осознается необходимость государственного вмешательства в период «Великой депрессии» 30-х годов в Соединенных Штатах Америки. «Новый курс» президента Ф. Рузвельта (1882-1945) был направлен на преодоление кризиса, поразившего весь капиталистический мир и с особенной силой обрушившегося на экономику США. «Новый курс» предусматривал государственное вмешательство в экономическую жизнь страны. Правительство Ф. Рузвельта впервые в условиях мирного времени стало играть в экономике значительную роль. «Новый курс» опирался на концепцию американского институционализма, представителями которого были Т. Веблен, Дж. Коммонс, и У. Митчел – ранний институционализм; А. Берли, Г. Минз, Р. Тегуэлл, С. Чейз (20-30 гг.).

В ответ на такую ситуацию федеральное правительство не только взяло на себя более активную роль в стабилизации экономики, но и в решении острых социальных проблем путем принятия законов о страховании по безработице, социальному обеспечению, федеральных программ поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию, а также других программ, направленных на достижение социальных и экономических целей.

После второй мировой войны произошло восстановление экономики и страна достигла процветания, однако стало очевидным, что плодами этого процветания пользуются не все. Многие были обречены на лишения и обнищание, они получали неадекватное образование и не имели никаких перспектив получить хорошую работу.

Это неравенство возможностей дало толчок многим государственным программам, которые начали осуществляться в 1960-е годы, когда президент Л. Б. Джонсон провозгласил «войну с бедностью». Часть программ того периода была направлена на поддержание минимального уровня жизни, например, программы обеспечения питанием и медицинским обслуживанием, другие (такие, как программы профессиональной подготовки) были направлены на улучшение экономического положения при неблагоприятных условиях. Однако, не все из этих программ были одинаково эффективны, некоторые из них не оправдывали надежд авторов.

Программа Медикейд, согласно которой предоставляется медицинская помощь малообеспеченным, была эффективной для устранения определенной разницы между богатыми и бедными относительно доступности медицинского обслуживания, однако разница между ними относительно жизненных перспектив не была устранена. Программа Медикер, предусматривающая медицинское обслуживание людей преклонных лет, имела успех в освобождении этих людей и их семей от забот по финансированию расходов на медицинские цели, но национальную проблему быстрого роста медицинских расходов не разрешала. В то время, как программа социального обеспечения позволила людям преклонных лет достичь высокого уровня экономической защищенности, финансовый кризис 1970-х годов продемонстрировал невозможность для будущих поколений пользоваться этими достижениями.

Понятно, что государственные программы были не в состоянии полностью искоренить бедность, но отсутствует и единодушие в оценке, насколько удалось ее сократить. В ходе реализации целого ряда государственных программ были достигнутые результаты, значительно расходившиеся с теми, на которые надеялись разработчики этих программ. Так, программа восстановления городов, имевшая целью улучшение качества жизни в городах, во многих случаях привела к замене жилья низкого качества жильем высокого качества, которое бедные не могли себе позволить, и таким образом, заставляла жить их еще в худших условиях. Хотя многие программы, которые должны были способствовать интеграции государственных школ, были успешными, другие, напротив, увеличивали сегрегацию и заставляли родителей отдавать своих детей в частные школы, что, в свою очередь ослабило поддержку государственного образования. Высказывалась даже мысль, что государственные программы способствовали разрушению семей и развитию иждивенчества.

Однако, те, кто поддерживал эти программы, утверждали, что урок, который нужно вынести, заключается не в том, что государство должно отказаться от своих усилий относительно решения основных социально-экономических проблем, а в том, что разработка государственных программ должна осуществляться с большей осторожностью.

Другую попытку соединить рынок с государственным регулированием социальной сферы представляет собой концепция социального рыночного ведения хозяйства, автором которой является выдающийся немецкий экономист-реформатор Людвиг Ерхард (1897-1977). Благодаря реализации этой концепции, Западная Германия в конце 40-х годов не только вышла из глубокого кризисного состояния, но и обеспечила условия для дальнейшего развития и процветания. Содержание социального рыночного ведения хозяйства заключается в сочетании принципов свободной рыночной экономики с принципами социального выравнивания. Таким образом, экономическая и социальная политика государства должна решать две основных задачи. Во-первых, обеспечивать институциональные гарантии конкуренции, а во-вторых, осуществляя политику социального выравнивания, государство должно обеспечивать такое распределение национального дохода, которое исключает чрезмерное обогащение на одном полюсе и необоснованное обнищание – на другом. Сделать это возможно через социальные расходы государства (пенсии пожилым, помощи нищенским и т. п.), а также путем соответствующей налоговой политики.

В соответствии с методикой планирования в условиях командно-административной системы, составление государственных программ требовало достаточно громоздких детальных расчетов.

Практической разработке проектов программ предшествовали научные исследования, на основе которых разрабатывалась основная концепция государственной социальной программы. Эта концепция должна была определять жизненный уровень каких слоев населения, в какой мере, за счет каких источников и в какой способ необходимо повышать в запланированный период как можно быстрыми темпами. В соответствии с этим намечалось распределение ресурсов национального дохода, устанавливались пропорции между его отдельными частями, формировалась программа конкретных мер относительно повышения благосостояния. При определении общих темпов роста доходов и путей использования этот прирост распределяется на две части. За счет первой части обеспечивается минимально необходимый прирост доходов по действующими в период составления плана условиям обеспечения населения. Вторая часть прироста доходов определяет сумму средств для проведения в плановом периоде новых мероприятий относительно повышения уровня жизни.

Прирост доходов, определяемый по действующим в период составления программы условиям обеспеченности населения, обусловливается в первую очередь ростом контингентов потребителей. В нем воплощался прирост фонда заработной платы в результате роста численности рабочих и служащих при неизменных ставках и окладах, прирост пенсионного фонда в связи с ростом числа пенсионеров. В этой части общего роста доходов должно было быть учтено повышение средней заработной платы в соответствии с изменением структуры производства и состава занятых и в связи с ростом эффективности производства, повышением среднего размера пенсий в связи с ростом заработной платы.

Вторая часть общего роста доходов используется на повышение ставок и окладов заработной платы и повышение ее минимальных размеров, на увеличение в законодательном порядке размеров пенсий, стипендий, на расширение круга пенсионеров, стипендиатов и лиц, получающих помощь, на улучшение обслуживания в сфере бесплатных услуг, то есть на реализацию программы новых мероприятий относительно повышения благосостояния.

Специфика организации и внедрения государственных программ в разных странах мира зависит от особенностей деятельности общественных институтов, национальных особенностей и культурных традиций.

Глубокий экономический кризис в России 90-х годов в значительной мере был спровоцирован ошибочной экономической политикой государства начала переходного периода. Государство фактически устранилось от регулирования экономических процессов, провозглашая переход к либерализации рыночных отношений и политики невмешательства в функционирование свободного рынка. Такая политика в определенной степени противоречила мировому опыту и особенно национальным традициям, согласно которым государство всегда играло активную роль в регулировании экономики. Стало понятно, что невозможно перейти к рынку исключительно путем рыночного саморегулирования без активного участия государства.

Государственная политика в своей основе имеет определенный план действий, последовательность тех или иных мероприятий. Поэтому должен существовать инструмент их реализации. Таким инструментом может стать программирование экономического и социального развития. Государственное экономическое программирование также рассматривается как форма государственного регулирования экономики. «Государственное регулирование экономики – это вмешательство государственных органов власти с помощью различных методов и инструментов в развитие основных экономических процессов с целью обеспечения позитивных социально-экономических результатов». Его задание заключается в комплексном использовании всех элементов социальной и экономической политики государства для достижения поставленной цели. Программирование предусматривает не только формулировку целей, но и определение материальных, финансовых средств их реализации. Объектами таких программ могут быть отрасли, регионы, социальная сфера, научные исследования.

Программирование как средство государственного регулирования в западных странах получило значительное развитие в 50-ые годы 20-го столетия. В это время социалистические страны развивали методы народнохозяйственного планирования. Отличие программы и плана определялось тем, что программа должна была быть сориентирована на определенную крупномасштабную цель, имевшую межведомственный или межотраслевой характер, а план ориентирован на ведомство или организацию и состоит из программ, в которых участвует данное ведомство.

Программирование, как инструмент государственного регулирования отличается от планирования меньшей жесткостью, преимущественно рекомендательным, а не обязательным характером. Если планы предусматривают обязательные для достижения результаты, то программы основываются на прогнозных оценках. Программы в отличие от планов не предусматривают командно-административных действий по отношению к отдельным хозяйственным единицам или элементам программы, они базируются лишь на использовании экономических рычагов.

Слабым местом государственных программ, применявшихся в западном мире, всегда была социальная составляющая. Во многих государственных экономических программах она даже совсем отсутствовала, особенно на первых этапах развития программного метода регулирования. Достаточно широко представленный в экономической литературе программный метод регулирования не дает широкого представления о сущности социальных программ.

Под программой в макроэкономическом планировании понимают научное предвидение состояния любого локального объекта управления в определенный срок (через 5, 10, 25 и более лет), которое базируется на четком определении цели и системы мероприятий, обеспечивающих достижение этой цели, согласованных между собой по ресурсам, срокам выполнения, исполнителям. Определение программы как научного предвидения несколько искажает суть программы как средства достижения определенной цели. Это определение ближе к понятию «целевой прогноз».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Современное понимание государственных программ, используемое на Западе, несколько сужено. В литературе, посвященной государственному регулированию, программы рассматриваются как программы перераспределения, или, например, как программы расходов на определенную сферу.

Очень близким по значению к термину «программа» является термин «проект». Проект определяют как комплекс взаимосвязанных мероприятий, разработанных для достижения определенных целей в течение определенного времени при установленных ресурсных ограничениях. Если проект направлен на достижение социальных целей : реформирование или усовершенствование социальной защиты, здравоохранение, образование и тому подобное, то в этом случае речь идет о социальном проекте. Проект отличается от программы большей структурированностью, обязательной определенностью относительно сроков начала и окончания проекта (программа может иметь начало и не иметь срока окончания, например, постоянно действующая программа социального страхования или жилищных субсидий), ограниченностью ресурсов (как правило, объем ресурсов определяется на проект в целом, с разбивкой на отдельные этапы и виды работ). Проект в отличие от программы также, как правило, имеет более высокий уровень инновационности.

Следовательно, в данной работе предлагается понятие «программа» выделять по таким критериям: направленность на решение определенной проблемы, наличие определенного контингента охвата, обеспеченность финансовыми и организационными ресурсами.

Процесс программирования и саму государственную программу предлагается рассматривать с точки зрения системного подхода, представляющего собой общенаучную методологию качественного исследования и моделирования разнообразных объектов как систем.

Таким образом, государственная программа представляет собой систему, то есть совокупность объектов и процессов, называющихся компонентами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой и образующих единое целое, которому свойственны качества, не присущие отдельно взятым компонентам, ее составляющих.

Следовательно, «государственную программу» можно определить как систему взаимосвязанных действий или мероприятий, направленных на достижение определенных результатов, обеспеченную материальными и организационными ресурсами.

Как и любому другому системному объекту, государственной программе присущи все его свойства, а именно – целостность, иерархичность и интегративность. Целостность – это свойство, которое заключается в том, что изменение любого компонента системы оказывает влияние на все другие ее компоненты и приводит к изменению системы в целом; и наоборот, любые изменения системы отражаются на всех ее компонентах. Иерархичность системы заключается в том, что она может рассматриваться как элемент системы высшего порядка, а каждый ее элемент в свою очередь представляет собой систему. И наконец, интегративность означает, что система обладает свойствами, отсутствующими у ее элементов, и наоборот –элементам присущи свойства, отсутствующие у системы.

Государственную программу как системный объект можно представить в виде схемы (рис. 1.1). Входы, или ресурсы программы представляют собой компоненты, поставляемые внешней средой. С помощью входов осуществляется влияние среды на программу. Выходы, или конечный продукт программы, – это компоненты, которые программа передает окружающей среде. С помощью выходов программа может влиять на среду.

Рис. 1.1. Системная схема государственной программы

 

Каждая государственная программа выполняет свою функцию и имеет свою цель. Функция задается системе извне и показывает, какую роль эта система выполняет по отношению к более общей системе, в которую она включена как составная часть вместе с другими системами, выступающими для нее в качестве среды.

Цель государственной программы, исходя из системного подхода, – это желаемое состояние ее выходов, а именно – решение конкретной общественной проблемы.

Государственная программа, как любая система, имеет определенный состав. Компоненты программы – это отдельные программные действия или мероприятия. Компоненты программы существуют не независимо, а имеют друг с другом определенные связи. Связи могут быть внешними или внутренними по отношению к программе. Компоненты программы могут быть связаны между собой непосредственно или опосредствовано – через другие компоненты. Связи вместе с компонентами определяют состояние и структуру программы. Структуру программы можно определить как совокупность компонентов и их внутренних связей.

Программы могут функционировать стабильно, а могут поддаваться флуктуациям (колебаниям, изменениям). Стабильность функционирования программы могут нарушать внешние факторы. Иногда такое действие внешних факторов может настолько дестабилизировать функционирование программы, что возникает необходимость вмешательства в действие программы с целью устранения возможности ее разрушения. Разрушительные флуктуации в функционировании государственных программ может вносить наличие дефицита ресурсов (входов) – информационных, материальных или социальных (отсутствие политической воли, неблагоприятный социальный климат в обществе).

Методологической основой разработки государственных программ можно назвать метод системного анализа, представляющий собой (хотя и не в самом широком понимании) методологию принятия решений. На разных стадиях разработки программ применяются процедуры ситуационного анализа, разработки сценариев, экономико-математического моделирования.

Поскольку объектом исследования являются государственные программы, необходимо выделить эту категорию среди других. Государство, исходя из объективной необходимости или интересов государства (таких как обеспечение экономической и социальной стабильности, возможностей развития, международного авторитета, интеграции в мировое экономическое и социокультурное пространство) является инициатором внедрения определенных государственных программ. В основе любой государственной программы лежит перераспределение государственных средств.

Обобщая многочисленные подходы к определению «программы», для категории «государственная программа», предлагается такое определение: «Государственная программа представляет собой систему взаимосвязанных действий или мероприятий, инициируемых государством, которые обеспечиваются государственными механизмами регулирования и базируются на перераспределении средств в системе государственных финансов для решения определенной общественной проблемы».

Структурно-организационная схема любой государственной программы представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих ее функционирование (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Структурно-организационная схема государственной программы

 

Государственное программирование, его логика, опирается на определенные закономерности, составляющие принципы программирования. К принципам государственного программирования можно отнести:

  • Принцип единства экономики и политики.

Содержание принципа единства экономики и политики заключается в выполнении требования, согласно которому разработчики программ должны исходить из целей политики, разработанной субъектами управления. Вместе с тем программы должны быть согласованы с экономическими возможностями государства.

  • Принцип научной обоснованности и эффективности решений.

Разработчики программ должны исходить из сущности, содержания и форм проявлений экономических законов рынка, а также законов развития социальных отношений. Этот принцип также предусматривает глубокое изучение и практическое использование достижений современной науки, усовершенствование информационного и методического обеспечения.

  • Принцип сочетания общих и локальных интересов.

Этот принцип означает необходимость согласования интересов разных классов, социальных групп, общества в целом с целью избежания повышения социального напряжения в обществе.

  • Принцип единства процесса разработки, возможности исполнения, контроля над выполнением программ.

Его содержание заключается в том, что разработчики программ должны в процессе разработки стремиться обеспечить внутреннюю согласованность всех разделов и показателей, точность расчетов и возможность контроля.

Сложность категории «государственная программа», многоплановость и разнообразие существующих подходов к пониманию сущности и функций программ обусловливает необходимость их классификации. Государственные программы, как и все другие виды программ (экономические, научно-технические, экологические и др.) можно классифицировать по определенному комплексу классификационных признаков. Классифицировать государственные программы можно по разным критериям: направленностью, территориальным масштабам, срокам действия, уровнем комплексности.

По направленности программы разделяются на следующие виды:

— экономические, направленные на решение комплексных отраслевых и межотраслевых проблем производства, повышение его эффективности и качественных характеристик;
− социальные, предусматривающие решение проблем повышения качества и уровня жизни, проблем безработицы, развития образования и здравоохранения;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

− национально-культурные, направленные на решение проблем национально-культурного развития, на сохранение национально-культурного наследства, удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей человека;

— экологические, целью которых является осуществление общегосударственных природоохранных мероприятий, предотвращение катастроф экологического характера и ликвидация их последствий;

— правоохранительные, направленные на обеспечение правоохранительной деятельности, борьбы с преступностью и государственной безопасности;

— оборонительные, целью которых является усиление обороноспособности государства.

По срокам действия: краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (3-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет), постоянно действующие.

По масштабности можно выделить глобальные, региональные, национальные, территориальные программы.

По уровню комплексности: направленность на решение конкретных проблем с помощью ограниченных действий. Такие программы не обязательно имеют вид отдельного утвержденного документа, они даже могут быть составными частями других (более комплексных программ). Другие программы охватывают комплексные цели, которые могут иметь определенную иерархию, предусматривают комплексные меры для достижения целей, а также консолидацию и согласование действий многих организаций.

Отдельный вид программ составляют Государственные целевые программы, которые представляют собой утвержденный нормативно-правовой акт, целостный документ, определяющий стратегию решения социально-экономических, экологических, научно-технических, оборонных, национально-культурных и других проблем общественного значения и включает комплекс взаимосвязанных мероприятий и задач (целевых проектов), направленных на достижения конкретных конечных целей, согласованных по сроком их выполнения и составом исполнителей и реализуемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета.

Государственные программы также различаются по таким составляющим:

  • проблема, которую решает программа;
  • круг лиц, охватываемых данной программой;
  • критерии, по которым определяются контингенты охваченных;
  • источники финансирования программы;
  • управление осуществлением программы.

Основные проблемы, на которые направлено большинство государственных программ – это вероятность общественных рисков. Под общественным риском обычно понимают риск определенных общественных потерь. Общественные риски (вероятность наступления соответствующего события) можно рассчитать.

Еще одна группа проблем – последствия стихийного бедствия, экологической катастрофы и тому подобное. Такие события нельзя предусмотреть и они не зависят от человека.

Определение проблем, на которые распространяется программа, зависит от многих факторов, но самыми весомыми являются экономические условия и социально-политическая ориентация страны. Ведь при ограниченных ресурсах невозможна защита от всех видов рисков.

Самыми распространенными являются программы, предусматривающие защиту от социальных рисков.

Круг лиц, охваченных программой. Возможности распространения программы определяются ее экономическими возможностями и проблемами, которые она решает. Так, программы могут распространяться лишь на граждан страны или на всех ее жителей, на работающих по найму или на все категории экономически активного населения, на отдельные социальные группы – бедное население, семьи с детьми, пенсионеры, инвалиды и тому подобное.

Критерии отбора. Для получения помощи необходимо отвечать определенным требованиям, которые можно разделить на две основных группы:

  • событие, от последствий которого защищает программа, должно состояться;
  • доходы семьи или лица ниже установленного минимума для получения помощи.

Принципы предоставления помощи. Есть два основных принципа предоставления социальной поддержки: универсальный и адресный.

Универсальный принцип предусматривает предоставление помощи всем лицам, на которых распространяется программа при наступлении определенных обстоятельств: достижение пенсионного возраста, болезни, потеря работы и тому подобное.

Предоставлене помощи по универсальному принципу является менее ценным видом и более простым с точки зрения процедуры, чем предоставление помощи на адресной основе, однако этот вид помощи допускает попадание в категорию получателей тех, кто в действительности не нуждается в помощи.

Адресный принцип означает адресование помощи определенным контингентам населения. Отечественный термин «адресность» по идее должен был быть близким к англоязычному термину «Target assistants», означающий предоставление помощи строго целевым группам, но в действительности он используется в значении «проверки доходов» или «проверки потребности».

Финансирование государственных программ осуществляется из таких источников:

1) Государственный бюджет.

2) Средства местных бюджетов.

3) Государственные целевые фонды.

Государственные целевые фонды образуются путем выделения расходов Государственного бюджета на определенные цели, имеющие первостепенное значение для страны в данный момент и путем формирования специальных фондов, имеющих самостоятельные источники доходов. Целевые фонды в определенной степени дополняют Государственный бюджет, имеют строго целевое назначение и на другие цели не используются. Целевые фонды как составная часть финансов России на сегодняшний день еще находятся на стадии становления.

Система управления реализацией программы определяется на стадии ее разработки. Она зависит от направления программы и ее содержания. Чем сложнее и разветвление программа, тем сложнее схема управления нею. Управление государственными программами, как правило, закрепляется специальными нормативными актами. Основным органом, руководящим осуществлением государственных социальных программ в России, является соответствующий орган исполнительной власти.

Состав, объемы финансирования, масштабность и другие параметры государственных программ прежде всего определяются бюджетной политикой, и как следствие – объемом обязательств, которые берет на себя государство. В состав обязательств государства не входят такие обязательства, которые не требуют для своего выполнения прямого финансирования из средств консолидированного бюджета. Необходимым условием уменьшения или увеличения государственных обязательств и, соответственно, их финансирования, являются изменения в действующем законодательстве.


Страницы:   1   2   3