ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ТЕРМО КИНГ ВОРОНЕЖ»
2.1. Характеристика ООО «Термо Кинг Воронеж»
Корпорации Thermo King [39] американская корпорация действует через сеть подразделений, расположенных по всему миру. Головная компания находится в США, в Миннеаполисе. Корпорация Thermo King является дочерней по отношению к компании Ingersoll Rand.
Компания Ingersоll Rand – ведущий поставщик инновационных решений для глобального рынка климатического и холодильного оборудования, малогабаритной строительной техники и транспортных средств, промышленных и строительных машин, систем безопасности. Опираясь на более чем столетний опыт разработки инновационных технологий, помогает другим компаниям наращивать производство, повышать экономическую эффективность, внедрить прогрессивные решения. Инновационная деятельность — это используемые во всем мире криогенные установки, позволяющие хранить сельскохозяйственную продукцию, биометрические системы безопасности в аэропортах, на предприятиях и в государственных учреждениях.
Компания Ingersоll Rand — это лидирующие в своих отраслях предприятия и всемирно известные бренды, задача которых – глобальное обслуживание заказчиков, работающих в сфере производства и торговли. Ей принадлежат известные и признанные во всем мире бренды, такие как:
Воb саt – минипогрузчики, миниэкскаваторы, гусеничные минипогрузчики, навесное оборудование.
Club car – электромобили и миниавтомобили для игроков в гольф, вездеходы, малогабаритные транспортные средства.
Hussman – холодильные витрины и прилавки, охладители для напитков, холодильные и морозильные камеры.
Ingersоll Rand — строительная техника и дорожно-строительное оборудование, промышленное оборудование.
Schlage – механические замки для жилых и торговых помещений, врезные замки, запатентованные системы ключей.
THERMO KING – рефрижераторные установки для грузовых автомобилей, прицепов, легковых и морских контейнеров; системы отопления вентиляции и кондиционирования воздуха для автобусов и пассажирских железнодорожных вагонов.
Корпорация Thermo King известна на мировом рынке с 1938 года и сегодня является лидером в производстве:
- холодильно-отопительного оборудования для всех видов автомобильного транспорта;
- кондиционеров для различных видов автобусов;
- морских контейнеров;
- морозильного оборудования для складских помещений.
Корпорация Thermo King на сегодня производит две трети мирового объема рефрижераторного оборудования. Заводы Thermo King расположены в Великобритании, Испании, Ирландии, Бразилии, Пуэрто-Рико, США и Чехии. На всех континентах можно встретить транспорт с фирменной символикой Thermo King. Этой марке доверяют во всем мире.
Корпорация Thermo King всегда рассматривала Российскую Федерацию в качестве стратегического рынка сбыта. В 1991 году в Москве было открыто представительство компании. На сегодняшний день дилерская и сервисная сеть Thermo King в России насчитывает 29 пунктов. Через московское подразделение осуществляются поставки холодильного оборудования в регионы России.
ООО «Термо Кинг Воронеж» по сертификату на продажу холодильного оборудования, полученному в США также, является дилером транснациональной компании THERMO KING и осуществляет продажу, установку и ремонт рефрижераторов этой компании в регионах Центрально-черноземного района. Для открытия дилерского центра в Воронеже необходимо было выполнить целый ряд условий.
В соответствии с подписанным договором между российской стороной с руководством американской корпорации Thermo King размещение их представительств в России предусматривало выполнение, например, таких условий как:
- расположение их должно быть на окраине города вблизи автомагистрали с высокой проходимостью большегрузных машин;
- филиалы компании должны находиться друг от друга на расстоянии не менее 600 км;
- запрещено распространять продукцию конкурентов, но разрешено проводить её сервисное обслуживание.
В 1998 году ООО “Термо Кинг Воронеж” начало свою историю в небольшом сервисном помещении. Здесь устанавливали и ремонтировали автосигнализации на отечественных автомобилях и иномарках. Обществом с ограниченной ответственностью создано его учредителем Донских Сергеем Ивановичем в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации №14 от 08.02.1998 г. Полное фирменное наименование общества – общество с ограниченной ответственностью «Термо Кинг Воронеж» [40].
После двух лет работы и по мере приобретения опыта это общество стало расширяться. Помимо установки автосигнализаций работники также стали заниматься установкой и обслуживанием автокондиционеров, что помогло ООО уверенно встать на ноги.
В начале 1999 года ООО «Термо Кинг Воронеж» стала филиалом дилера Thermo King.
Роль дилера и увеличение объема работ потребовало от руководителей воронежского предприятия расширения производственной базы, улучшения условий труда работающих. Проделанная работа позволила ему в начале 2000 года повысить свой статус и стать сервисным центром компании «Thermo King».
В настоящее время для решения задач, поставленных в свое время американской корпорацией, воронежские предприятия имеют в своем распоряжении:
- достаточно современную по оснащению собственную производственную базу;
- специальное оборудование и инструменты в основном импортного производства;
- большой ассортимент различных моделей холодильных установок «THERMO KING» на складе;
- значительный запас запасных частей для установок «THERMO KING» и «Carrier»;
- воздушные и предпусковые подогреватели WEBASTO, Eberspaecher в необходимом количестве и запасные части к ним.
Необходимо отметить, что и в последующие годы на собственной производственной территории постоянно происходят обновления и улучшения, как самих производственных помещений, так и технологических процессов и условий труда работников. Специалисты ежегодно проходят обучение и стажировку в московском учебном центре.
Не случайно в 2005 году ООО «Темо Кинг Воронеж» также становится официальным дилером южнокорейской транснациональной компании Hyundai. Для обеспечения этого направления работы при ООО «Термо Кинг Воронеж»» было создано новое предприятие ООО «Дока», ставшее дилером компании Hyundai. В последующие годы в группе предприятий ООО «Термо Кинг Воронеж»» появилось новое предприятие – И.П. Донских С.И. техпомощь «Ангел» для оказания технической помощи автотранспортным средствам на линии.
В результате проделанной работы ООО «Термо Кинг Воронеж» и его дочерние предприятия функционируют как официальные дилеры сразу пяти иностранных компаний: Thermo King, Hyundai, Renault Trucks, Webasto и Eberspaeher.
Компании Webasto и Eberspaeher занимаются производством автономных отопителей для автотранспорта. Webasto в течение десятилетий сохраняет лидирующие позиции в производстве предпусковых жидкостных подогревателей и накрышных люков для всех видов автотранспорта, а также кондиционеров и автономных воздушных отопителей для коммерческих автомобилей и автобусов.
Сегодня воронежский сервисный центр — крупнейший центр не только в Центрально-Черноземном регионе, но и России по продаже и сервису холодильно-отопительного оборудования для автотранспорта.
Организационная структура предприятия приведена на рисунке 2.1.
Отдел продаж формирует коммерческие предложения клиентам, исходя из ситуации на рынке. Профиль деятельности подразделения специфичен, поскольку реализация спецтехники — рефрижераторов, холодильных установок – зависит от сезонных факторов. В зимний период меньше спрос на эту технику, летом он резко возрастает. Также в функциональные обязанности работы отдела отнесено проведение переговоров с клиентами и поставщиками, заключение договоров, составление заявок на участие в выставках, как на региональном, так и на международном уровне. Бухгалтерия контролирует все финансовые потоки денежных средств, контактирует по этим вопросам с налоговыми органами, банковскими и другими инвестиционными структурами, на основе выводов о текущей финансовой деятельности подразделения составляет прогнозы его перспективного развития.

Специалисты отдела запчастей выполняют функцию обеспечения необходимыми запчастями и деталями. Склад традиционно предназначен для хранения запасных частей и расходных материалов для продаваемых и обслуживаемых автотранспортных средств.
Производственный цех создан с целью производства запасных частей к холодильным установкам.
Таким образом, проанализировав работу этого предприятия, можно отметить, что такая структура проста и экономична, обеспечивает конечную ответственность, дает возможность соблюдения баланса власти и ответственности.
2.2 Анализ финансово – хозяйственной деятельности ООО «Термо Кинг Воронеж»
Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение, использование финансовых ресурсов предприятия и всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия.
Основной целью финансового анализа является получение ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, а так же определения инвестиционных возможностей предприятия. Для решения вышеперечисленных задач была использована годовая бухгалтерская отчетность ООО «Термо Кинг Воронеж» за 2016-2017 гг. (см. приложение 1).
При проведении анализа финансового состояния использовались следующие приемы и методы: горизонтальный и вертикальный анализы; анализ коэффициентов (относительных показателей); сравнительный анализ.
Первым этапом анализа финансового положения предприятия, является оценка имущественного положения на основе бухгалтерского баланса с использованием вертикального и горизонтального анализов, которые дают наиболее общее представление о качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамики этих изменений.
На начало 2017 года валюта баланса ООО «Термо Кинг Воронеж» составляла 1874517,0 тыс. руб., на конец 2017 года — 1442218 тыс. руб. Увеличение валюты баланса на 29,9 % произошло за счет уменьшения величины запасов на 25084,0 тыс. руб., уменьшения дебиторской задолженности на 368063 тыс. руб. и основных средств на 3230 тыс. руб.
Также у предприятия появилась чистая прибыль. В 2017 году она составила 61993 тыс. руб., а в 2016 году — 3914 тыс. руб.
За анализируемый отчетный период внеоборотные активы предприятия уменьшились на 13431 тыс. руб. и составили на конец года 407453,0 тыс. руб.
К концу периода удельный вес основных средств и других внеоборотных активов предприятия увеличился в общей стоимости имущества предприятия на 5,8 % и составил 28,3 %.
Удельный вес материальных запасов увеличился на 3,1 %, составив к концу 2017 года 7,4 %. На 8,9 % уменьшился к концу отчетного периода удельный вес дебиторской задолженности и прочих активов, составивших в итоге 46,7 %.
Уменьшение стоимости имущества предприятия на 432299,0 тыс. руб. произошло в силу уменьшения краткосрочных пассивов 499594,0 тыс. руб., увеличения капитала предприятия (нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)) на 61993 тыс. руб. и увеличения долгосрочных обязательств на 5302,0 тыс. руб.
В кредиторской задолженности предприятия наибольший удельный вес в общей стоимости имущества занимают в 2016 году — прочие кредиторы (469323 тыс. руб. или 25,0 %), а в 2017 году — поставщики и подрядчики (109682 тыс. руб. или 7,6 %).
Наблюдаются значительные задолженности обязательств по распределению, и именно:
- задолженность перед персоналом организации составила 24202 тыс. руб.;
- задолженность перед государственными внебюджетными фондами составила 11772 тыс. руб.;
- задолженность по налогам и сборам составила — 52474 тыс. руб.
Анализ ликвидности баланса производится для оценки кредитоспособности предприятия (способности рассчитываться по своим обязательствам). Ликвидность определяется покрытием обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.
Порядок и результаты расчета для анализа ликвидности баланса приведены в таблице 2.1.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие условия:
А1 >,= П1;
А2>,=П2; A3>,=ПЗ;
А4 <,= П4.
Результаты расчетов по данным ООО «Термо Кинг Воронеж» показывают, что в этой организации сопоставление итогов групп по активу и пассиву на конец 2016 года имеет следующий вид:
Таблица 2.1 Расчет коэффициентов ликвидности баланса ООО «Термо Кинг Воронеж»
| Актив, в тыс. руб. | 2016г | 2017г | Пассив, в тыс. руб. | 2016г | 2017г | Платежный излишек или недостаток (+,-) | |
| 2016г | 2017г | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| Наиболее ликвидные активы (А 1) | 141393 | 31975 | Наиболее срочные обязательства (П1) | 598455 | 230992 | 457062 | 199017 |
| Быстро реализуемые активы (А2) | 1042506 | 674413 | Краткосрочные пассивы (П2) | 282413 | 150440 | + 760093 | + 523973 |
| Медленно реализуемые активы (A3) | 269734 | 328377 | Долгосрочные обязательства (ПЗ) | 409056 | 414200 | 139322 | 85823 |
| Трудно реализуемые активы (А4) | 420884 | 407453 | Постоянные пассивы (П4) | 584593 | 646586 | 163709 | 239133 |
| Баланс | 1874517 | 1442218 | Баланс | 1874517 | 1442218 | — | — |
А1 <П1;
А2 > П2;
A3 < ПЗ;
А4 < П4.
Исходя из полученных соотношений, можно охарактеризовать ликвидность баланса как недостаточную.
Сопоставление первого неравенства свидетельствует о том, что в ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени организации не удастся поправить свою платежеспособность. Однако к концу 2017 года снижается платежный недостаток наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств.
В условиях рынка потребность в анализе ликвидности баланса возникает в связи с усилением финансовых ограничений и необходимостью оценки кредитоспособности организаций-заемщиков, которыми является любая организация.
Анализ ликвидности текущих активов и платежеспособности организации подразумевает расчет коэффициентов ликвидности (относительных показателей ликвидности), в основе расчетов которых лежит отношение оборотных активов и краткосрочных обязательств.
Расчет и оценка финансовых коэффициентов платежеспособности приведены в таблице 2.2.
Анализ показателей таблицы показывает, что фактические значения финансовых коэффициентов платежеспособности в большинстве случаев значительно отклоняются от оптимальных значений, что свидетельствует о том, что восстановить платежеспособность для анализируемого предприятия в ближайшее время не удастся.
Как видно из приведенных в таблице показателей, коэффициент абсолютной ликвидности в 2017 году на 0,08 ниже нормы.
Коэффициент критической оценки превышает нормативный показатель.
Как положительный факт, необходимо отметить, что коэффициент обеспеченности собственными средствами превышает нормативный показатель.
В качестве недостатка надо отметить то, что доля оборотных средств в активах остается ниже нормативных показателей, вместе с тем общий показатель платежеспособности выглядит достаточно надежно.
Таблица 2.2 Расчет коэффициентов платежеспособности
| Показатели | Норм, ограничение | 2016 | 2017 | Изменение (+,-) |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Коэффициент абсолютной ликвидности L2 | L2 > 0.2-0.5 | 0,16 | 0,08 | -0,08 |
| Коэффициент критической оценки L3 | L3 = 0.7-1.0 | 1,34 | 1,85 | +0,51 |
| Коэффициент текущей ликвидности L4 | L4= 1.5-3.5 | 1,65 | 32,4 | +30,75 |
| Коэффициент маневренности функционирующего капитала L5 | Уменьшение в динамике — положительный факт | 0,47 | 0,50 | +0,03 |
| Доля оборотных средств в активах L6 | L6 > 0.5 | 0,77 | 0,72 | -0,05 |
| Коэффициент обеспеченности собственными средствами L7 | L7 > 0. | 0,11 | 0,23 | +0,12 |
| Общий показатель платежеспособности L1 | L1 > 1 | 0,86 | 1,09 | +0,23 |
Анализ финансовых результатов, рентабельности является важной составной частью анализа эффективности хозяйственной деятельности ООО «Термо Кинг Воронеж». Задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия является оценка динамики показателей прибыли и рентабельности предприятия (таблица 2.3).
Таблица 2.3- Уровень и динамика прибыли и рентабельности
| Показатели | Абсолютные величины, тыс. руб. | Удельные веса,% | Изменения | Темп роста ,% | |||
| 2016 | 2017 | 2016 | 2017 | Абс величин | Уд вес | ||
| 1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, (без НДС) | 1240907 | 1505335 | 100 | 100 | +264428 | — | 121,3 |
| Себестоимость проданных товаров, продукции | 696158 | 771717 | 56,1 | 51,3 | +75559 | -4,8 | 110,8 |
| Валовая прибыль | 544749 | 733618 | 43,9 | 48,7 | +188869 | +4,8 | 134,7 |
| Управленческие расходы | 305293 | 387112 | 24,6 | 25,7 | +81819 | +1,1 | 126,8 |
| Коммерческие расходы | 53025 | 83874 | 4,2 | 5,6 | +30849 | +1,4 | 158,2 |
| Прибыль (убыток) от продаж | 186431 | 262632 | 15,0 | 17,4 | +76201 | +2,4 | 140,9 |
| Проценты к получению | 22663 | 32747 | 1,8 | 2,2 | +10084 | +0,4 | 144,5 |
| Проценты к уплате | 76248 | 97634 | 6,1 | 6,5 | +21386 | +0,4 | 123,2 |
| Прочие доходы | 229364 | 203207 | 18,5 | 13,5 | -26157 | -5,0 | 88,6 |
| Прочие расходы | 343187 | 284419 | 27,7 | 18,9 | -58768 | -8,8 | 82,9 |
| Прибыль (убыток) до налогообложения | 19023 | 116533 | 1,5 | 7,7 | +97510 | +6,2 | 612,6 |
| Отложенные налог, активы | 232 | 195 | 0,00 | 0,00 | -37 | — | 84,0 |
| Отложенные налоговые обязательства | 3542 | 5050 | 0,2 | 0,3 | +1508 | +0,1 | 142,6 |
| Текущий налог на прибыль | 11134 | 51663 | 0,9 | 3,4 | +40529 | +2,5 | 464,0 |
| Налоговые санкции и иные платежи | 665 | 1978 | 0,00 | 0,1 | +1313 | +0,1 | 297,4 |
| Чистая прибыль (убыток) | 3914 | 61993 | 0,3 | 4,1 | +58079 | +3,8 | 1583, 9 |
| Постоянные налоговые обязательства (активы) | 8968 | 28216 | 0,7 | 1,9 | +19248 | +1,2 | 314,6 |
| Рентабельность продаж, в % | 15,02 | 17,4 | — | — | +2,38 | — | 115,8 |
| Рентабельность обычной деятельности | 1,5 | 7,7 | — | — | +6,2 | — | 513,3 |
Увеличение рентабельности продаж в 2017 году составило +2,38%. Прибыль до налогообложения увеличилась в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 97510 тыс. руб., а рентабельность обычной деятельности ООО «Термо Кинг Воронеж» увеличилась на 6,2%.
В целом можно охарактеризовать финансовое состояние ООО «Термо Кинг Воронеж» на конец 2017 года как не очень устойчивое, сопряженное с нарушением платежеспособности. Тем не менее, сохраняется возможность восстановления равновесия за счет дальнейшего пополнения источников собственных средств и увеличения собственных оборотных средств. Это позволит расширить инвестиционные возможности предприятия.
