Заявка на расчет
Меню Услуги

Анализ воспитательного потенциала младших школьников в рамках образовательного учреждения

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3  4


Содержание

 

Введение

Глава № 1. Теоретические основы исследования воспитательного потенциала младших школьников в образовательном учреждении

1.1. Сущность и понятие образовательного учреждения

1.2. Особенности воспитания детей младшего школьного возраста

1.3. Воспитательный потенциал современного образовательного учреждения в рамках ФГОС

Выводы по Главе № 1

Глава № 2. Эмпирическое исследование воспитательного потенциала младших школьников в образовательном учреждении

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Результаты исследования

Выводы по Главе № 2

Глава № 3. Организация и проведение формирующей работы по повышению воспитательного потенциала младших школьников в образовательном учреждении и ее результаты

3.1. Требование к формирующей работе

3.2. Проверка эффективности проведенной работы

Выводы по Главе № 3

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

Введение

 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности. Однако школы зачастую не всегда могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников, задержке гармоничного формирования их личности. Поэтому существенная роль организации воспитательной работы отводится педагогу в ходе организации учебно-воспитательного процесса.

Теоретическая основа работы: Ряд педагогов и психологов (Божович Л. И., Бордовская Н. В., Буре Р. С., Ведерникова Л. Д., Исаев И. Ф., Мухина В. С., Немов Р. С., Петровский А. В., Реан А. А., Сластенин В. А., Шиянов Е. Н., Харламов И. Ф. и многие другие) отмечают, что воспитательная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил.

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование личности детей младшего школьного возраста становится возможным в ходе использования педагогом разнообразных воспитательных методов и приёмов.

Цель: определение эффективности использования методов и приёмов воспитательной работы педагога в формировании личности ребёнка.

Объектом исследования является процесс формирования личности детей младшего школьного возраста.

Предмет: воспитательная работа и её роль в формирования личности ребёнка младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Раскрыть сущность и понятие образовательного учреждения.
  2. Описать особенности воспитания детей младшего школьного возраста.
  3. Рассмотреть воспитательный потенциал современного образовательного учреждения в рамках ФГОС.
  4. Проанализировать успеваемость детей как показатель овладения общественным опытом.
  5. Изучить возможности в усвоении знаний детьми младшего школьного возраста.
  6. Выявить преобладающие мотивы обучения школьников.
  7. Выявить степень сформированности основных качеств личности и их направленность у детей младшего школьного возраста.
  8. Организовать воспитывающую работу с младшими школьниками.
  9. Выявить динамику формирования воспитанности у детей младшего школьного возраста

Методы исследования.

— теоретический анализ учебной, методической литературы и периодической печати;

— наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности детей;

— диагностические методики:

  1. Методика А. Я. Ивановой «Классификация геометрических фигур».
  2. Методика разработана М. Р. Гинзбургом «Определение мотивов учения».
  3. Методика «Ситуация выбора»
  4. Тест «Незаконченный тезис» (Методика «свободный выбор»)
  5. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (подготовлена Л.В. Байбородовой)
  6. Тест «Поставь себе оценку за вежливость»
  7. Тест «Репка», или «Что во мне выросло?»

Теоретическая значимость — теоретические положения и выводы по результатам исследования вносят вклад в развитие педагогики и педагогической психологии за счет описания особенностей организации воспитательной работы с целью формирования гармонично развивающейся личности детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения положений и выводов работы в области практической воспитательной работы в образовательных учреждениях – в целях диагностики и формирования гармонично развивающейся личности детей младшего школьного возраста.

 

Глава 1. Теоретические основы исследования воспитательного потенциала младших школьников в образовательном учреждении

 

1.1 Сущность и понятие образовательного учреждения

 

Действующее образовательное законодательство понимает под образовательным учреждением «учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников» (ст. 12 Закона РФ «Об образовании») [51]. Но, вместе с тем, данное определение носит преимущественно собственно образовательный характер, в то время как образовательное учреждение осуществляет множество иных видов деятельности (хозяйственную, финансово-экономическую организационно-управленческую, правовую и др.), регулируемые нормами иных – не «образовательных» – отраслей права. Таким образом, предназначение образовательного учреждения заключается в удовлетворении нематериальных задач людей, которые выражаются в функциях обучения и воспитания. Именно поэтому образовательные заведения имеют право вести деятельность только в качестве некоммерческих организаций.

Обращаясь к существующей системе образовательных учреждений, следует отметить, что законодательно выделяется четыре основных критерия, в соответствии с которыми и определены четыре группы образовательных учреждений [51]:

  • организационно-правовая форма образовательного учреждения;
  • особенности учредительства;
  • тип образовательного учреждения;
  • вид образовательного учреждения.

Тип и вид образовательного учреждения в значительной мере обусловлены еще двумя, которые обоснованно можно назвать первичными критериями, поскольку именно они в первую очередь обусловливают содержание соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов и, тем самым, особенности типа и вида того или иного образовательного учреждения. Это, во-первых, уровень образования и, во-вторых, направленность образования.

Под уровнем образования принято понимать минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом и допустимая граница нижнего уровня освоения этого содержания [44]. Реализация (достижение) такого минимума и границы фиксируется соответствующими официальными документами об образовании того или иного уровня (справки, аттестат, дипломы и др.). Такое понимание нашло свое отражение в законодательстве образовании.

В зависимости от того, кто является учредителем образовательного учреждения, последние могут быть[51]: государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации); муниципальными; негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).Частные учреждения представляют собой некоммерческие организации, которые создаются собственником для ведения социально-культурных, управленческих, иных функций некоммерческого вида. В таких образовательных учреждениях для детей создаются оптимальные условия для каждого воспитанника. Уход и контроль осуществляется за счет родительской платы.

Муниципальные и государственные учреждения делят на автономные и бюджетные [51]. Автономное учебное заведение — это некоммерческая организация, которая создается РФ, МО, субъектом РФ для оказания услуг в сфере образования, разрешенных законодательством РФ. Государственные образовательные учреждения могут создаваться Российской Федерацией или ее субъектами (ГОУ). Есть также вид государственных учреждений (ФГОУ), которые могут создаваться федеральными органами власти. Учредители образовательных организаций имеют право на выбор правовой формы, предусмотренной ГК РФ для некоммерческих организаций. При этом под детским образовательным учреждением понимают некоммерческую организацию, создаваемую для образовательного процесса, который направлен на обучение и воспитание юных граждан путем реализации определенных образовательных программ.

Нормативная база образовательного учреждения регламентируется Образовательной программой учреждения, которая составляется на основе ФГОС нового поколения, утверждается на педагогическом совете образовательной организации[50]. Одним из учредительных документов, на основе которых действует юридическое лицо, является устав. Требования к уставам, которые может использовать образовательное учреждение высшего образования, а также школы, указаны в ст. 13 ФЗ «Об образовании» [51]. Автономные учреждения имеют некоторые отличительные особенности. Их финансирование ведется на базе субсидий и субвенцией из бюджета РФ, а также иных источников, разрешенных российским законодательством.

Законом РФ «Об образовании» рассматривается перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений: Дошкольное образовательное учреждение, Общеобразовательное учреждение, Общеобразовательная школа-интернат, Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением, Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Образовательные учреждения начального профессионального образования, Образовательное учреждение среднего профессионального образования, Образовательное учреждение высшего профессионального образования[51].

В каждом типе таких учреждений выделяются виды учреждений, так, например, к типу общеобразовательное учреждение относятся следующие виды: Основная общеобразовательная школа, Средняя общеобразовательная школа, Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, Гимназия, Лицей, Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, в том числе вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ИТУ и ВТК, Открытая (сменная) общеобразовательная школа и Центр образования[51]. Данные учреждения осуществляют образовательную и воспитательную деятельность в системе. Так, воспитательная системапредставляет собой внутренне интегрированное единство воздействия всех воспитательных средств, действий, факторов, организационных форм, необходимых для реализации педагогических целей.

Негосударственные образовательные учреждения — это некоммерческие организации. Они могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ. В качестве их учредителей, как правило, выступают высшие образовательные учреждения. В последнее время появились автономные некоммерческие организации (АНО). Обучение в АНО и НОУ, чаще всего, ведется на платной основе. Право взимать плату со слушателей негосударственного образовательного учреждения за оказание образовательных услуг, включая и обучение в рамках ФГОС, указывается в п. 1 ст. 46 Закона РФ «Об образовании». АНО и НОУ, аналогично бюджетным образовательным учреждениям, свою деятельность осуществляют на основе уставов [51]. Типовые положения, разработанные для МОУ и ГОУ, являются обязательными и для негосударственных образовательных учреждений.

Таким образом, образовательное учреждение, согласно российскому законодательству представляет собой учреждение, которое осуществляет образовательный процесс, то есть реализует одну или несколько образовательных программ обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Они могу быть государственными, муниципальными, негосударственными (в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). Образовательный процесс включает системы обучения и воспитания. Воспитательная система школыпредставляет собой комплекс целей, деятельности по их реализации, отношений, рождающихся в этой деятельности между ее участниками, управляющих действий педагогов и самих детей, а также влияний освоенной школой среды. Образование и воспитание регулируются нормативными документами на государственном, муниципальном, региональном уровнях.

 

1.2 Особенности воспитания детей младшего школьного возраста

 

Воспитание детей – сложный и длительный процесс. Он начинается с момента рождения ребенка и ведется не только родителями малыша, но и другими людьми, окружающими его. В современной педагогической науке воспитание рассматривается как процесс целенаправленного формирования и развития личности[15].

Разнообразные представления о воспитании как целенаправленном процессе складывались еще со времен средневековья, когда формировалась теория авторитарного воспитания. В памятниках русской литературы – «Поучении» Владимира Мономаха, «Домострое» и др. – уделялось большое внимание различным аспектам воспитания детей[20]. Непосредственно для XIII века на территории нашей страны преобладали взгляды Церкви и ее мировоззрения о важности духовного, нравственного воспитания подрастающего поколения. Церковь осуждала такие человеческие качества, как ложь, клевету, зависть, гнев, гордость, насилие, воровство, называя их грехами [26].

Позже, немецкий педагог И. Ф. Гербарт (1804), поддерживая теорию авторитарного воспитания, указывал на то, что воспитание должно сводиться к управлению детьми [48]. Цель такого управления состоит в подавлении дикой резвости детей, использовании приказаний и надзоров. Впервые ввел л в педагогику понятие «воспитывающее обучение» и заявлял о том, что специфические по своим функциям воспитание и обучение взаимосвязаны и диалектически взаимодействуют между собой.

С другой стороны, Ж.Ж. Руссо (1789) выступал противником данной теории, выдвинув при этом свою, — теорию свободного воспитания [20]. Автор и его последователи призывали уважать в ребенке развивающегося человека, стимулировать его естественное развитие, а не стеснять его.

Советские педагоги по-новому раскрывали сущность воспитания. Так, П.П. Блонский (1934) и другие не рассматривали его как двухсторонний процесс воспитателя и воспитуемого [48]. Ребенок в их концепциях выступал преимущественно как объект воспитания.

К.Д. Ушинский (1848) наиболее полно охарактеризовал преобразующую роль воспитания в развитии личности [49]. Разработанная ученым педагогическая система, подчеркивает необходимость побуждения человека к деятельности, к процессу овладения знаниями, на уважении его достоинства, на раскрытии его лучших сторон и индивидуальных свойств, которые в конечном итоге и являются источниками и стимулами его развития.

Классик отечественной педагогики В.А. Сухомлинский (1850) рассматривал воспитание как «многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает», что указывало на другой подход к данному процессу [46].

Педагоги-новаторы сыграли большую роль в переосмыслении многочисленных прошлых взглядов и традиций в образовании, привнесли лепту в развитие новых направлений в обучения и воспитания учащихся, проложили путь к развертыванию многочисленных авторских школ, появившихся уже в 90-е годы20 века [31].

Современные педагоги Н.Е. Щуркова (2009), М.И.Рожков, Л.В.Байбородова (2010) исходят из того, что воспитание отражает не прямое воздействие, а непосредственно взаимодействие педагога и воспитуемого, их отношения [39;54]. Цель, которую ставит педагог, выступает как продукт деятельности ученика. При этом процесс их достижения осуществляется также через деятельность воспитанника, а оценка результатов деятельности педагога производится на основании динамики качественных показателей в сознании и поведении ребенка.

Как указано в исследованиях 2001 года таких авторов, как: Е.В.Беликова, О. И.Битаева, Л.В.Елисеева, результат процесса воспитания школьников – формирование гармонично развитой личности ученика, при этом общественно активной[3]. При этом важное значение здесь играет как семья, так и школа. Современными исследованиями последнего десятилетия И.А.Кибальченко (2009), И. М. Мамедовой (2014), Т. В.Котельниковой (2015) воспитание понимается как подготовка подрастающего поколения к жизни, как организованная воспитательная деятельность [19;22;27]. Следует отметить, что М. Мид в своей работе 2013 года отмечает, что воспитывать может как окружающая среда, так и «бытовое окружение», т.е. указывая на то, что данный процесс также осуществляется нецеленаправленно [28].

Существует такое выражение: «воспитывает школа», которое четко указывает на специально организованную деятельность в рамках образовательного учреждения [24].

При этом мера личностного развития ребенка обусловлена не только фактом участия в деятельности, но в первую очередь степенью той активности, которую он проявляет в этой деятельности, а также от ее характера и направленности, что в совокупности принято называть отношением к деятельности. Деятельность людей рассматривается в работе М.И.Рожкова2014 года, как порожденный трудом и творческими усилиями общественный опыт, имеющий следующие структурные компоненты: совокупность знаний о природе и обществе, практические умения и навыки, способы творческой деятельности, духовные и социальные отношения [38]. Чтобы ученики смогли присвоить данный опыт они должны повторить, воспроизвести его, обогатить своими творческими усилиями и в уже более совершенном виде переждать потомкам.

Таким образом, под воспитанием учащихся в своем исследовании мы рассматриваем целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования деятельности по овладению общественным опытом: знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, а также духовными и социальными отношениями.

Поступление ребенка в школу подразумевает не только усиленную работу над развитием его познавательных навыков, но и становление ребенка как личности. Младший школьный возрастне подразумевает только обучение ребенка, но и воспитание, которое должно учитывать возрастные особенности ребенка.

Как указано в психологических исследованиях, периодмладшего школьного возраста начинается с 6-7 лет и продолжаетсядо 10-11 лет и является одним из наиважнейших «переходов» от беззаботного детства до более ответственной ступени развития ребенка. Наиболее популярная в рамках современной отечественной психологии периодизация Д.Б.Эльконина, который рассматривал 6 возрастных этапов [55]:

  • Младенческий. До 1 года.
  • Раннее детство. До 3 лет.
  • Дошкольный возраст. До 7 лет, который в свою очередь делится на младший, средний и старший дошкольный.
  • Младший школьный возраст. До 11 лет.
  • Подростковый возраст. До 15 лет, который также делится на младший (11-13 лет) и старший подростковый (14-15 лет)
  • Юношеский возраст. До 17 лет.

В 6-7 лет ребеноксадится за школьную парту, при этом учебная деятельность приходит на смену игровой и становится ведущей в жизни малыша. Ведущая роль учебной деятельности младшего школьника не исключает важного значения других видов деятельности.

Игры ребенка с началом его образования меняются, так как ребенок начинает привносить в них свой опыт, полученный в ходе обучения, новые открытия и знания [44]. В дошкольном возрасте ребенку были интересны ролевые, подвижные и ситуативные игры. Школьнику же нравятся игры, где можно проявить свои интеллектуальные способности. Поэтому важно для успешного воспитания младшего школьника максимально использовать элементы игры в ходе уроков.

Непосредственно под учебной деятельностью в своей работе 2015 года, Б.С. Волков понимает ведущий вид деятельности младшего школьника, систематическое усвоение знаний, способов действий и развития самого ученика [9]. При этом отмечаются следующие характеристики учебной деятельности: специально направлена на овладение учебным материалом и на решение учебных задач, способствует усвоению способов действий и научных понятий, ведет к изменениям в самом ученике, обуславливает изменения психики и поведения школьника.

Этот возрастной период знаменуется сменой образа жизни ребенка: у него появляются новые обязанности и приобретается новый социальный статус – он уже школьник [4;29]. Ребенок может осознавать свое статусное положение или инстинктивно чувствовать его, как важное положение в обществе. При этом формируется его личное отношение ксвоему статусу, идет его принятие (непринятие).

Важным моментом является его физическое развитие – ведь период 6-7 лет является фазой активного физического роста. Очень часто нервно-психическое развитее«не успевает» за физическим,и наблюдается повышенная усталость, нервозность, невнимательность [10]. В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущими возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры.

В этот период, по мнению И.С. Кона мышление выдвигается в центр сознательной деятельности младшего школьника [21]. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, осуществляется в процессе усвоения нравственных знаний, представлений, что оказывает соответствующее влияние на другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим» [10].

Также существенно меняются характеристики памяти, как и всех остальных психических процессов. Суть изменений состоит в приобретении произвольности, сознательной регулируемости и опосредованности. В данном возрасте происходит становление произвольного запоминания, что играет важную роль в формировании нравственных представлений. Мнемическая деятельность является в этот период наиболее эффективной [21].

Как отмечал Д.Б.Эльконин еще в середине 20 века, на протяжении данного возраста внимание также претерпевает изменения, которые заключаются в интенсивном развитии всех его свойств, что особенно сказывается на увеличении его объема более, чем в 2 а также повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения [55]. К концу 3-4 класса школьники могут достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

Своеобразные особенности мышления детей младшего школьного возраста являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности, неумение определять приоритеты, прикладывать волевые усилия в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Ученики прибегают к использованию неадекватных приемов и способы выполнения различных заданий, к их числу относится механическое заучивание материала без его понимания, а также пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т. д.

Большое значение имеет в младшем школьном возрасте появление произвольного поведения. Школьник становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе указанного вида поведения, как указано в работе И. Бех в 2014 году, лежат нравственные мотивы, которые формируются в младшем школьном возрасте [4]. Учащийся усваивает моральные ценности, старается следовать установленным правилам и законам, что нередко это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями одобрения со стороны взрослых или с целью укрепления своей личностной позиции среди одноклассников и сверстников. Данное обстоятельство указывает на то, что поведение так или иначе, связано с основным мотивом, которое преобладает в младшем школьном возрасте – мотивом достижения успеха. С формированием произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия, которые также играют важную роль в нравственном воспитании школьников [14;16].

Ученик уже может оценить свой поступок с точки зрения его результатов, что позволяет изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Как указывал Л.Я. Гозман (2014), постепенно проявляется смысловая-ориентировочная основа в поступках, что взаимосвязано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни младшего школьника [9;12]. Ученик уже может побороть в себе свои желания, в том случае если результат их выполнения не будет соответствовать усвоенным нормам. или не приведет к достижению поставленной цели. При этом важным является внутренняя смысловая ориентировка в школьника своих действиях, что связано с переживаниями по поводу боязни потерять свою значимость в глазах окружающих. Младший школьник активно размышляет, анализирует свои действия, утаивает свои переживания, что внешне никак может не проявляться. Именно указанные изменения в личности младшего школьника нередко приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что нельзя, но хочется, к капризам Волков Б.С., в своей работе 2015 года, указывал так: «Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т. д.»[10, c. 56].

Развитие личности младшего школьника обусловлено в большей степени школьной успеваемостью, результатами оценки ребенка взрослыми. Власенко С.В. в своей работе 2013 года указывал на то, что младший школьник очень сильно подвержен внешнему влиянию, благодаря которому он чувствует необходимость впитывать в себя интеллектуальные и нравственные знания и представления, что, в свою очередь, обуславливает рост стремлений детей к достижениям [9]. Поэтому основным мотивом деятельности младшего школьника является мотив достижения успеха, но нередко встречается другой вид данного мотива – мотив избегания неудачи.

В сознании ученика начальной школы закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их значимость. Младшие школьники находят новые групповые формы активности, занятий. Они сначала стараются вести себя так, как принято в определенной группе, подчиняясь установленным в ней правилам. Затем наблюдаются попытки стремления к лидерству, к превосходству среди сверстников [21]. В указанном возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Для достижения успеха школьники стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании. В младшем школьном возрасте также получает свое развитие направленность на других людей, проявляющаяся в социальном поведении. Такое поведение очень значимо для развитой личности.

Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения в процессе нравственного воспитания. Ребенок участвует в новых деловых отношениях, где сравнивает себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден регулировать поведение, свои способности и качества.

В данном возрасте особую роль играет внимание и оценка окружающих взрослых людей [10].Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам младшего школьника оказывает большое влияние на развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к нормам и правилам поведения.

И.А. Капровав своей работе 2012 года, указывала на то, что социальное пространство в данном возрасте расширяется – школьник постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам определенно формулируемых норм и правил, которые только тогда станут нравственными характеристиками, когда они начнут находить свое проявление в поведении и беспрекословно соблюдаться [18].

Таким образом, воспитанием учащихся младшего школьного возраста мы рассматриваем как целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования деятельности по овладению общественным опытом: знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, а также духовными и социальными отношениями. Данный процесс зависит от особенностей младшего школьного возраста и обусловлен изменениями, происходящими в процессах мышления, памяти, восприятия, воображения, самосознания, которые находятсяв фазе активного развития.

 

1.3 Воспитательный потенциал современного образовательного учреждения в рамках ФГОС

 

Сегодня ключевая задача системы образования – создать психолого-педагогические условия для формирования социально активной гражданской позиции учащихся в условиях многообразия традиций и инноваций социокультурного пространства каждого региона. А для этого, в первую очередь, необходимо выполнение следующих позиций[7]:

  • целеполагание воспитательной деятельности образовательной организации на основе базовых национальных ценностей с учетом национального воспитательного идеала;
  • возвращение воспитательного процесса к человеку как основному его предмету и цели, насыщение содержания воспитания проблемами человека; организация воспитания не как совокупности мероприятий, а как целостной системы жизнедеятельности учителей, обучающихся, родителей и социальных партнеров;
  • осуществление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в контексте мировой и национальной культуры с учетом социального многообразия;
  • поддержка индивидуальности и самобытности ребенка, развитие его субъективных свойств;
  • существенное повышение профессиональной компетентности и педагогической культуры учителей.

К воспитанию, как процессу целенаправленного управления духовным развитием личности обучающегося, подготовкой его к жизни, активной трудовой деятельности, государство предъявляет особые требования. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ является методологической основой новых федеральных государственных образовательных стандартов[14].ФГОС 2012 года требуют реализации целостного воспитательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности, активного внедрения научных подходов к воспитанию подрастающего поколения, инновационных методик и технологий воспитывающей деятельности. Все это будет способствовать [50]:

  • повышению общественного статуса государственных и общественных институтов воспитания;
  • развитию воспитательного пространства образовательных организаций с учетом отечественных традиций и современного опыта;
  • совершенствованию воспитательного процесса на принципах гуманизации, преемственности и целостности;
  • укрепление гражданско-патриотической позиции в воспитании обучающихся в повседневной педагогической практике.

В качестве целевых воспитательных ориентиров для всех ступеней
общеобразовательной школы стандартами определены личностные характеристика выпускника, в совокупности составляющие его идеальный образ или так называемый портрет, должный отражать уровень и динамику социализации и духовно–нравственного развития школьников. Например, согласно стандарту начальной школы воспитательная работа должна быть сориентирована на то, чтобы в процессе обучения в
1 – 4 классах формировался не просто школьник, а юный россиянин [50].

Следует отметить, что духовно-нравственное воспитание осуществляется образовательным учреждением по следующим направлениям: формирование нравственного сознания, навыков и привычек поведения, устойчивых убеждений, внутреннего идеала, нравственных чувств, духовных, моральных и нравственных качеств [43]. Рассмотрим направления подробнее.

Как известно, уровень нравственного сознания личности определяет ее поведение и деятельность. Непосредственно сам процесс формирования сознания достаточно длительный и сложный, который начинается задолго до поступления ребенка в школу с формирования первоначальных представлений об обществе, взаимоотношениях близких людей.

Деятельность педагога во многом зависит от того, насколько учебное заведение заботится о формировании полезных навыков и привычек поведения, которые формируются в результате механических тренировок. Но данный путь является менее эффективным, по той причине, что младший школьник не хочет рассматривать себя только как субъекта образования, хотя он и знает, что его воспитывают взрослые [33]. Более того, он сопротивляется воспитанию, если оно состоит только из поучений и приучений.

Как было указано еще до введения ФГОС Е. В. Бондаревской в 2006 году эффективным путем формирования привычек является педагогически продуманная жизнь ребенка. В образовательной системе школы, целесообразно организованной педагогом, многие полезные привычки поведения прививаются незаметно для самих учащихся [6].

Формирование устойчивых убеждений является важнейшей задачей современной школы. Младшие школьники нуждаются в глубоких идейных убеждениях, которые рождали бы сильные чувства, проявлялись в поступках и делах. С.В. Власенко в своей работе 2013 года указывал на то, что такие убеждения могут возникнуть, если они не только продуманы, прочувствованы ребенком, но и пережиты им, а также подтверждены собственным личным опытом [9]. Поэтому правилом деятельности школы по нравственному воспитанию является не только разъяснение определенных норм, но и создание соответствующих условий для проявления дружбы и любви, таких, в которых учащиеся могли бы проверить свои взгляды, отточить их, убедиться на опыте в их целесообразности.

Убеждения могут стать мотивом поведения детей младшего школьного возраста только в том случае, если он их осознал и принял. Следует отметить, что мотив – это осознанное побуждение, это такая сила, которая двигает и обуславливает поведение [18]. Без соответствующих мотивов не устанавливаются необходимые формы поведения, не формируется сочувствие, сопереживание, забота о ближнем, терпения.

М.П. Нечаев в своей работе 2014 года указывал на то, что формирование идеала тесно связано с возникновением таких особых нравственных чувств, как самоуважение, чувство собственного достоинства, которые становятся важными мотивами поведения и средствами самоконтроля [30]. Данные чувства важны в построении здоровых взаимоотношений, основанных на любви и дружбе. Таким образом, суть данного этапа нравственного воспитания заключается в том, что нравственный образец, который раньше был дан ребенку извне, теперь представленный в форме идеала, становиться внутренним.

Значительное влияние на поведение младших школьников оказывают нравственные чувства, среди которых можно отметить: чувство долга, чувство справедливости, удивление, чувство товарищества, восхищение, чувство прекрасного, уверенность, сомнение, стыд, недоумение, чувство комического. Это базовые чувства для формирования представлений о любви и дружбе. Опора на указанные нравственные чувства в образовательной работе повышает эффективность процесса нравственного воспитания [34].

При определении способов воздействия на чувства детей необходимо осознавать, что их воспитание осуществляется в основном по пути изменения и дальнейшего совершенствования имеющихся у них чувств. В данном случае нельзя прямо поставить перед учеником цель, например, испытать чувство восхищения дружеским поступком определенного литературного героя и т.п. Для возникновения духовно-нравственного чувства необходимо создать такую обстановку, при которой у младшего школьника могут возникнуть соответствующие переживания [41].

Непосредственно совместная яркая, богатая жизнь коллектива, эффективно организованная учителем, является основой для формирования высоких нравственных чувств, таких как: любовь к Родине, чувства долга перед коллективом, группой, дружбы.

Как указано в ФГОС, необходимость формирования моральных и нравственных качеств является необходимой в системе воспитания школьников [50]. Любое качество личности является результатом как довольно продолжительной личной эволюции, так и последовательного целенаправленного формирования извне, а большая часть ценностных ориентаций личности, в нашем случае это касается любви и дружбы, является результатом продолжительного пути осмысления, сознательного выбора и усилия.

М.И. Рожков в 2014 году отмечал, что к моменту окончания школы личностные результаты освоения молодым россиянином основной образовательной программы должны отражать [38]:

  • российскую гражданскую идентичность;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире;
    сформированность экологического мышления и т.д.

Особое внимание стандартом уделяется формированию гражданственности и патриотизму, которые представляют собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнедеятельности, одно из главных условий эффективного функционирования социальных и государственных институтов. Патриотизм зарождается и формируется как чувство, связанное с миросозерцанием родного края, ближнего окружения в раннем детстве. В более зрелые годы это чувство социализируется, возвышается и всё более осознается. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в гражданском обществе. Такой гражданин, по мнению И.Ю.Синельникова (2014) должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ [43].

Еще одним способом представить воспитательное влияние школы через призму образовательных результатов является включение желаемых итогов воспитания в содержание учебных предметов. Например, в рамках курса начальной школы через содержание предметов школа должна обеспечить:

  • «Русский язык» и «родной язык» — сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  • «Литературное чтение» формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических понятий;
  • «Окружающий мир» сформированность уважительного отношения к России, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны и т.д.

Помимо целевых ориентиров и требуемых результатов воспитательной
деятельности школы, ФГОС поколения содержит также требования к ее
организации. Общими для всех образовательных организаций являются следующие требования [50]:

  • идейные основы, опирающиеся на базовые национальные ценности;
  • общая направленность воспитательного влияния;
    наличие структурных элементов: программы воспитания (для начальной ступени – программы духовно-нравственного воспитания и формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни);
  • система внеурочной деятельности по направлениям развития личности.

Согласно требованиям ФГОС, внеурочную деятельность в школе следует организовывать по основным направлениям развития личности. Это позволяет увязать досуговую активность школьников с общевоспитательным процессом, обеспечить построение межпредметных связей, развитие надпредметных умений и навыков, а также позволяет объединить усилия педагогов в достижении образовательных целей. Оптимальной формой
накопления результатов является портфолио, которое демонстрирует спектр
способностей, культурных практик, интересов ученика. Это, конечно, и результаты промежуточной аттестации, наблюдения, практические работы, самоанализ и самооценка и т.д.

Таким образом, ФГОС требуют реализации целостного воспитательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности, активного внедрения научных подходов к воспитанию подрастающего поколения, инновационных методик и технологий воспитывающей деятельности. При этом необходимо использовать новые возможности воспитания, эффективные методы и средства. Работая с классом, педагог не должен упускать из виду отдельных ребят, их возрастные и индивидуальные особенности. Отметив положительные черты и свойства в том или ином учащемся, педагог должен стремиться развивать и совершенствовать их, а отрицательные качества пытаться устранять.

 

Выводы по Главе №1

 

Таким образом, анализируя теоретические исследования и нормативные документы по теме работы, мы пришли к следующим выводам:

  • образовательное учреждение представляет собой учреждение, которое осуществляет образовательный процесс, то есть реализует одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Оно может быть государственным, муниципальным, негосударственным (в том числе учреждением общественных объединений и религиозных организаций). Образовательный процесс включает обучение и воспитание.
  • под воспитанием учащихся в своем исследовании мы рассматриваем целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования деятельности по овладению общественным опытом: знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, а также духовными и социальными отношениями.
  • В рамках введения ФГОС знаковым является наличие внем воспитательного компонента, который включается вгосударственные стандарты впервые вистории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания вроссийском обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала школы, призванной обеспечить готовность учащихся кжизненному самоопределению, их социальную адаптацию.
  • ФГОС требуют реализации целостного воспитательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности, активного внедрения научных подходов к воспитанию подрастающего поколения, инновационных методик и технологий воспитывающей деятельности.

1  2  3  4

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф