2.2 Анализ трудовых ресурсов МБОУ МСШ
Основу для качественного и эффективного функционирования системы любого учреждения или организации закладывают трудовые ресурсы. Значимость трудовых ресурсов определяется персонифицированным характером труда работников учреждений образования.
Проведем анализ трудовых ресурсов МБОУ МСШ по данным представленным в таблице 1.

Анализируя таблицу 1, видим за три года увеличение численности учреждения в целом на 76 человек. Основное изменение произошло среди прочего персонала – этот показатель увеличился на 44 человека.
Качественный состав персонала отражают его профессионально – квалификационные характеристики, которые позволяют анализировать состав работников в разрезе образования, категорий, стажа работы. Анализ качественной характеристики трудовых резервов учреждения представлен в таблице 2.
Как видно по данным таблицы 2, состав сотрудников по образованию в учреждении разнообразен. Наибольший удельный вес имеют работники с высшим образованием – в 2019 году доля таких работников 62,1%. При этом видно, что доля работников с высшим образованием ежегодно увеличивается: в 2017 году таких работников был 57 чел. или 52,4%, в 2018 году – 64 чел. или 59,9%, в 2017 году — 91 чел. или 62,1%, что говорит о повышении образовательного уровня работников. При этом профильное высшее образование (педагогика) имеет в 2019 году 5,7% или 10 чел. Но также наблюдается тенденция к повышению данной доли, что свидетельствует о том, что работники получают не просто высшее образование, а соответствующее профилю занимаемой должности. Такая система характерна для работников, занимающих должности административных работников и учителей.
Среднее профессиональное образование имеет 36,1% или 64 чел.
Среднее общее образование имеет 11,8% или 21 чел. работников в 2019 году. Данный тип образования характерен для работников, которые занимают должности вспомогательного и обслуживающего персонала.
Оплата работников МБОУ МСШ осуществлялось на основе Положения об оплате труда работников МБОУ МСШ (табл.3)
По данным таблицы 3, можно увидеть, что фонд оплаты труда с 2017 по 2018 год повысился на 5766 тыс.руб. или на 7,08%, к 2018 году он снизился на 66353 тыс.руб. за счет снижения заработной платы прочего персонала.
Численность персонала в анализируемой нами таблице снижается за счет прочего персонала, это может означать, что трудовые ресурсы перераспределяется на остаточный персонал.
Если говорить об ожиданиях на 2019 год, то они скромные. Рост не наблюдается интенсивным или заметным.
Рассмотрим динамику средней заработной платы на период 2017-2019 годы (табл.4)
Таблица 4 — Анализ средней зарплаты учреждения за 2017-2019 годы, руб.
Таким образом, таблица 4 показывает, что средняя заработная плата в учреждении с каждым годом увеличивается. Так, если в 2017 году она составляла 29090 руб., то в 2019 году – 33800, что на 14% больше. Основное повышение заработной платы было среди учителей – на 7100 руб.
Таким образом, можно сделать вывод, что персонал в МБОУ МСШ высококвалифицированный, большинство работников имеют высшее образование.
2.3 Анализ нефинансовых активов учреждения
Здание школы – трехэтажное, типовое, кирпичное, возведено строителями СШГЭС в 1967 г. общая площадь 4167.30 кв.м. Состояние материально-технической базы и содержание здания соответствует целям и задачам образовательного учреждения, санитарным нормам и пожарной безопасности. Территория школы ограждена забором. По периметру школы предусмотрено наружное электрическое освещение, ведется внешнее видеонаблюдение, в наличии экстренная кнопка вызова, установлена система «Стрелец-Мониторинг».
В школе 34 учебных кабинета, имеется библиотека (45,7 кв.м), кабинет социального педагога, педагога — психолога, музей, столовая, медицинский и процедурный кабинет. На первом этаже (правое крыло) располагаются группы дошкольного образования (286,35 кв.м).
На территории образовательного учреждения имеются малые спортивные сооружения для силовой подготовки:
спортивная игровая площадка;
баскетбольная площадка;
площадка для подвижных игр, для обучения метанию мяча, гранаты.
Все объекты спортивного назначения безопасны и активно используются учениками. Учебные кабинеты оснащены необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами, учебно-вспомогательными материалами и соответствуют требованиям для успешной реализации теоретической и практической частей основных общеобразовательных программ. Оснащение учебных кабинетов соответствует современным требованиям. Кабинеты обеспечены всем необходимым.
Интернет имеется в кабинете информатики, в библиотеке, приемной.
В учреждении качественное медицинское обслуживание. Медицинский кабинет (14,9 кв.м.), процедурный кабинет (13,7 кв.м.). В 2018 году на медицинский кабинет получена лицензия № ЛО-19-1-01037 от 24.01.2018г.
В школе имеется оборудованная столовая на 180 посадочных мест, общей площадью 253 кв. м. Условия организации питания соответствуют требованием Сан Пин 2.4.2. 2821-10. В МБОУ МСШ имеется школьный музей (46,6 кв.м).
В 2019 году для укрепления материально-технической базы МБОУ МСШ был:
произведен ремонт полового покрытия на сумму 168679 руб. (за счет средств местного бюджета);
произведен частичный ремонт кровли здания на сумму 1 630 977 руб. (за счет средств местного бюджета);
проведен частичный ремонт системы отопления на сумму 116 180 руб. (за счет средств местного бюджета);
оформлена сцена актового зала (приобретен занавес, проведен косметический ремонт) на сумму 60 191 руб.;
подготовлена проектно-сметная документация на замену пожарной сигнализации на сумму 69 500 руб. (за счет средств местного бюджета);
установлены противопожарные двери на сумму 55 000 руб.;
по договору пожертвования РУС Гидро получено 75 000 руб., потрачено на благоустройство школьной теплицы – 36 884,70 руб., на оформление сцены – 38 115,30 руб.
На территории расположен пришкольный участок (13159,2 кв.м).
Здание школы на балансе МБОУ МСШ, по адресу: РХ, г.Саяногорск, д.Богословка не используется, так как учебный процесс осуществляется путем перевоза детей специализированным транспортом в МБОУ МСШ.
В МБОУ МСШ имеется школьный автобус ПАЗ 32053-70, год выпуска 2011. Автобус соответствует требованиям, предъявляемым к транспорту, предназначенному для перевозки детей.
Анализ состава нефинансовых активов осуществляется с помощью показателей удельного веса в общей их стоимости.
Данные показатели рассчитываются и анализируются в динамике за анализируемый период (табл.5).
Как видно из представленной таблицы 5, основной состав нефинансовых активов приходится на основные средства, а именно недвижимое имущество организации, сумма которого оставалась неизменной в течение трех лет.
Структура нефинансовых активов представлена в таблице 6.
Из таблицы 6 так же видно, что структура нефинансовых активов состоит из основных средств – 55% в 2017 году, 56% — в 2018 и 57% в 2019 годах. Из них около 35% занимает недвижимое имущество. Материальные запасы составляют самый низкий процент и количество их с каждым годом снижается – с 3% до 1% за три года. Недвижимое имущество учреждения остается неизменным, на основании этого можно сделать вывод, что, скорее всего компания не покупала новые и не продавала старые основные средства, а снижение произошло в результате начисления амортизации по действующим основным средствам.
Состав основных средств представлен в таблице 7.
Таблица 7 – Состав основных средств, тыс.руб.
Как видно из таблицы 7, производственный фонд учреждения также, как и у коммерческих предприятий разделить на активную и пассивную часть. Пассивная часть состоит из нежилых помещений и земли, находящейся в ведомости данного учреждения. Если рассмотрим строку нежилые помещения в динамике за три года с 2017 по 2019 гг., то данная первоначальная стоимость никак не изменилась, что позволяет на сделать предположение, что в данный временной промежуток ни один объект основных средств данной категории не выбыл у государственного (муниципального) учреждения, а так же что в данной категории не было поступление основных средств.
В составе основных средств наиболее важное значение имеет действующая часть – основные средства, нежилые помещения. Машины и оборудования на втором месте.
Далее, проведем анализ технического состояния основных фондов (табл. 8).
Таблица 8 — Анализ технического состояния основных средств, тыс.руб.
Коэффициент годности позволяет увидеть долю остаточной стоимости основных фондов учреждения приходится к первоначальной их стоимости за определенный период, обычно этот период равен одному календарному году. Обратный данному коэффициенту является следующий показатель: коэффициент износа основных фондов. В таблице 8 прослеживается, что коэффициент годности основных средств остается практически неизменным и равен 0,8 при среднем коэффициенте годности 0,5. Таким образом, выполненные в таблице 8 расчеты свидетельствуют о удовлетворительном состоянии основных средств организации.
Далее проанализируем движение основных фондов учреждения в разбивке по анализируемым годам. Благодаря анализу движения основных средств можно также оценить, эффективно ли они используются (табл. 9,10,11).
Таблица 9 – Анализ движения основных средств за 2017 год, тыс.руб.
Из таблицы 9 видно, что в 2017 году в общей стоимости поступления основных средств больший удельный вес занимает приобретение за счет внебюджетных средств и составил 87,14%.
Таблица 10 – Анализ движения основных средств за 2018 год, тыс.руб.
Из таблицы 10 видно, что в 2018 году в общей стоимости поступления основных средств больший удельный вес занимает приобретение за счет бюджетных средств и составил 85,46%.
Таблица 11 –Анализ движения основных средств за 2019 год, тыс.руб.
Из таблицы 11 видно, что в 2019 году в общей стоимости поступления основных средств больший удельный вес занимает приобретение за счет бюджетных средств 39,68 %.
