2.4 Анализ основных экономических показателей деятельности учреждения
Проведем анализ активов образовательного учреждения в динамике за 2018– 2019 год в таблице 12.
В результате анализа показателей, представленных в таблице 12 можно сделать вывод, что в МБОУ МСШ в динамике балансовая стоимость основных средств увеличилась на 977124 руб., темп увеличения составил 13,9 %. Это связано, прежде всего, с тем, что из средств бюджета от деятельности по государственному заданию были выделены средства для обновления материально-технической базы учебного заведения.
Таблица 12 – Показатели активов МБОУ МСШ за 2017–2019 гг., тыс.руб.
В связи с увеличением стоимости основных средств сумма амортизационных отчислений увеличилась на 2088 тыс. руб., темп увеличения составил 5,0 %. Остаточная сумма основных средств увеличилась на 562 тыс. руб., темп увеличения 23,0 %.
Балансовая стоимость непроизведенных активов снизилась на сумму 10 765 руб., темп снижения составил 14,6 %.
Материальные запасы на конец 2019 года снизились на 269483 тыс. руб., темп снижения составил 24,9 %.
На конец отчетного 2019 года нефинансовые активы учреждения снизились на сумму 5 661 руб., темп снижения составил 5,8 %.
Анализируя финансовые активы образовательного учреждения можно сделать вывод, что денежные средства на счетах учреждения увеличились на конец отчетного года на сумму 10 245 руб., темп увеличения 3,6 %, также на конец года в балансе числится сумма средств по расчетам по доходам в сумме 52 284 руб., а также расчеты по выданным авансам на сумму 47063 руб.
Прочие расчеты с дебиторами сократились на сумму 2295 тыс. руб., расчеты по платежам в бюджеты на сумму 562 тыс. руб.
В целом финансовые активы образовательного учреждения сократились на 11 564 437 руб. Валюта баланса образовательного учреждения в целом на конец 2019 года увеличилась на сумму 5 903 132 руб.
Проведем анализ изменения в динамике пассивов бюджетного учреждения. Данные для анализа представлены в таблице 13.
Таблица 13 – Показатели пассивов МБОУ МСШ за 2017–2019 гг., тыс.руб.
По расчетным показателям таблицы 13 видно, что обязательства образовательного учреждения снизились на сумму 17 405 руб., темп снижения составил 18,1 %.
Финансовый результат экономического субъекта в динамике увеличился на сумму 146637 руб., на это в большей степени повлияло увеличение поступления средств из бюджета.
Рассмотрим динамику плановых показателей финансирования учреждения в разрезе источников из плана ФХД (табл. 14)
Таблица 14 – Динамика плановых показателей финансирования учреждения в разрезе источников из плана ФХД, тыс.руб.
Приведем сводный анализ исполнения плана ФХД за период 2017-2019 гг. в таблице 14.
МБОУ МСШ это бюджетное учреждение, которое не создает национального дохода, а удовлетворяет общественно-социальные потребности членов общества. Такие учреждения финансируются государственными денежными средствами на основе индивидуального проекта бюджета, устанавливающее целевое направление и поквартальное распределение денежных средств.
Начиная с 2012 года, денежные средства планируются по государственным заданиям. Для этого составляется план ФХД на 3 года.
Данные приводятся в таблице 15 «План финансово-хозяйственной деятельности 2017,2018,2019 годы».
Таблица 15 — План финансово-хозяйственной деятельности 2017-2019гг., тыс.руб.

Рассмотрев таблицу 15 можно сделать вывод, что значительную часть в плане ФХД занимают расходы на оплату труда и прочие выплаты. Сумма расходов на оплату труда не является постоянной, изменение происходит за счет повышения заработной платы на 3,66 %. Начисления на оплату труда увеличились на 3,66% в связи с увеличением фонда заработной платы. Статья «Прочие выплаты» увеличилась на 42,29 % в связи с изменением численности социальных работников на 01.01.2019 г. Транспортные услуги значительно снизились в связи с передачей в безвозмездное пользование автомобиля в 2017 году. Коммунальные услуги скорректированы по фактическим расходам предыдущего года. Услуги на содержание имущества 2018 г. по сравнению с 2017 г. снижены на 8,11% руб., которые были выделены на текущий ремонт зданий и сооружений. Прочие работы и услуги, прочие расходы стали меньше, так как было уменьшено общее финансирование на 2018 г. В 2019 г. большинство статей расходов не изменилось. На 5,66% увеличилась заработная плата, и на 3,78% — прочие расходы за счет изменения численности сотрудников.
Прибыль, полученная от предпринимательской деятельности, а также целевые средства являются источниками внебюджетного финансирования. Внебюджетный доход и приобретаемое за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение центра и учитываются отдельно. Поступление средств из внебюджетных источников не являются основанием для уменьшения размера финансирования за счет средств бюджета. Внебюджетное финансирование осуществляется через счета, которые открываются в банках или других кредитных организациях. Органы федерального казначейства не вправе контролировать расходование внебюджетных средств.
Рассмотрим качество исполнения плана МБОУ МСШ за 2017-2019 годы. Это хорошо просматривается в таблицах 16, 17, 18, заполненных на основании отчетов об исполнении учреждением плана ФХД. Исполнение плановых назначений в бюджетных организациях осуществляется только через лицевые счета этого учреждения.
Таблица 16 – Исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности за 2017 год, тыс.руб.
Таблица 17 – Исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности за 2018 год, тыс.руб.
Таблица 18 – Исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности за 2019 год, тыс.руб.
В 2017 г. не использованы расходы по коммунальным услугам, так как в учреждении были поставлены счетчики на тепло, на горячую воду, на электроэнергию, в связи с этим значительно снизились расходы по сравнению с предыдущим годом. По остальным статьям денежные средства были выделены в конце декабря, на основании чего был скорректирован план, но средства освоить не успели. Остатки перешли на следующий год.
Так как остатки прошлого года перешли на текущий год, пошел перерасход бюджета 2018 и 2019 гг. Общее финансирование за 2019 г. увеличилось по сравнению с прошлым годом на 2,34 % за счет увеличения: оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда; приобретения работ, услуг. Это происходит из-за повышения цен, увеличения окладов и минимальной заработной платы в области.
Таблица 19 – Удельный вес структуры доходов плана финансово-хозяйственной деятельности, тыс.руб.
Как видно из таблицы 19, основными доходами МБОУ являются доходы на муниципальное задание, которые снижаются с течением времени. Доходы от оказания платных услуг, таких как репетиторство, составляют менее 5% в течение 2017 и 2019 годов, в 2018 году этот показатель увеличивался на 1.7 %. Остальные доходы распределились равномерно между прочими и иными субсидиями.
Таблица 20 – Общий объем расходов учреждения за 2017-2019 гг.
Рассмотрим основные экономические показатели, представленные в таблице 21.
Согласно бухгалтерской финансовой отчетности МБОУ МСШ, а именно Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения доходы формируются в учреждении от деятельности, финансируемые за счет целевых средств бюджета, от деятельности по государственному заданию, а также от приносящей доход деятельности.
Таблица 21 – Основные экономические показатели деятельности учреждения в период за 2017-2019 гг., тыс.руб.
Согласно бухгалтерской финансовой отчетности МБОУ МСШ, а именно Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения доходы формируются в учреждении от деятельности, финансируемые за счет целевых средств бюджета, от деятельности по государственному заданию, а также от приносящей доход деятельности.
Так, в 2019 году по отношению к 2018 году доходы образовательного учреждения увеличились на сумму 6 279 тыс. руб., темп прироста составил 13,2 %. Это произошло за счет увеличения поступления средств как из бюджета, для финансирования деятельности по государственному заданию, а также за счет деятельности, приносящей доход.
Расходы учреждения увеличились на сумму 506 778 руб., темп прироста составил 1,04 %.
Расходы по оплате труда увеличились в 2019 году по сравнению с 2018 годом на сумму 3 654 тыс. руб., темп прироста 9,6 %. Это произошло за счет увеличения заработной оплаты работников на 2 906 тыс. руб., темп прироста 9,8 %, прочие выплаты увеличились на сумму 10 832 руб., темп прироста 135,74 %, начисления на выплаты по оплате труда увеличились на сумму 736 796 руб., темп прироста составил 8,7 %. Расходы на приобретение работ или услуг снизились 2019 году на сумму 579 тыс. руб., темп снижения составил 10,59 %, прочие расходы снизились на 113 тыс. руб., темп снижения составил 14,47 %.
По итогам 2019 года можно сделать вывод, что поступлений средств из бюджета увеличилось на 2 921 тыс. руб., темп прироста показателя 5,97 %, выбытия средств из бюджета составило на сумму 2996 тыс. руб., темп увеличения 6,14 %.
Следует отметить, что поступление из бюджета в 2019 году увеличилось, это связано, прежде всего, с тем, что была увеличена заработная плата работникам учреждения, а также за счет принятия в штат новых сотрудников. Следует отметить, что увеличение поступлений из бюджета в качестве целевого финансирования были выделены средства на обновление материальной базы школы.
Источником поступления доходов являются денежные средства областного, местного бюджета (в виде субвенций и субсидий), направляемые на выплату заработной платы и на содержание учреждения.
Кассовые расходы учреждения по муниципальному заданию на начало 2019 года составили 952 тыс. руб. или 100 % от плановых назначений, на конец 2019 года 987 тыс. руб., темп увеличения 3,6 %.
Следует отметить, что финансово-экономическую деятельность МБОУ МСШ осуществляет в соответствии с требованиями и положениями действующих нормативных документов и инструкций Министерства финансов РФ по ведению бухгалтерского учета:
федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402–ФЗ;
приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;
инструкцией по бюджетному учету от 16.12.2010 № 174н;
федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273–ФЗ.
