Меню Услуги

Ассортиментная политика предприятия Уют

Страницы: 1 2 3 4 5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1 Теоретические аспекты совершенствования ассортиментной политики предприятия
  • 1.1 Понятие категории «ассортиментная политика», ее основные цели
  • 1.2 Методы формирования ассортиментной политики предприятия
  • 1.3 Оценка эффективности ассортиментной политики предприятия
  • 2 Характеристика предприятия «Уют»
  • 2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
  • 2.2 Структура ассортимента предприятия «Уют»
  • 3 Выявление потребительских предпочтений при посещении магазина «Уют»
  • 4 Пути совершенствования торгово-технологического процесса предприятии
  • 4.1 Оценка эффективности торговой деятельности
  • 4.2 Изучение потребительского спроса
  • 4.3 Организация маркетинга в магазине «Уют»
  • 5 Система мероприятий по обеспечению пожарной безопасности магазина «Уют»
  • Заключение
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития России характеризуется существенными структурными изменениями в экономических отношениях. С переходом к рыночным отношениям осложняются проблемы реализации товаров и услуг, вследствие изменения структуры рыночного спроса, его конъюнктурных колебаний и все большего обострения конкуренции на рынке России. Поэтому и возникает вопрос разработки и внедрения эффективной ассортиментной политики на предприятиях.

Формирование оптимального ассортимента, который способствует оптимизации прибыли, сохранение желаемой прибыли на длительный период времени чрезвычайно актуальны для предприятий, стремящихся быть конкурентоспособными. Для получения наилучших результатов деятельности и оптимизации соотношения системы «затраты-сбыт» необходимо систематически проводить исследования, связанные с изучением полноты ассортимента, перспектив развития товаров в будущем и достижения высоких результатов экономической деятельности.

На сегодняшний день, разработка и внедрение обоснованной ассортиментной политики является неотъемлемым фактором в реализации планов маркетинга. Поэтому изучение элементов, оснований и задач этой политики является важной задачей современных ученых.

Объектом работы является магазин розничной продажи.

Предметом работы является ассортиментная политика магазина.

Целью работы является формирование рационального и оптимального ассортимента в магазине «Уют» ИП Богданова Н. И.

С учетом поставленной цели в работе определены следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие категории «ассортиментная политика», ее основные цели;
  2. проанализировать методы формирования ассортиментной политики предприятия;
  3. изучить деятельность предприятия «Уют»;
  4. рассмотреть структуру ассортимента магазина «Уют»;
  5. провести опрос покупателей магазина «Уют»;
  6. провести ABC и XYZ анализы;
  7. дать рекомендации магазину по формированию рационального и оптимального ассортимента;
  8. рассмотреть систему мероприятий по обеспечению пожарной безопасности магазина «Уют».

1 Теоретические аспекты совершенствования ассортиментной политики предприятия

1.1 Понятие категории «ассортиментная политика», ее основные цели

Экономическое содержание понятия «ассортиментная политика предприятия» в условиях рыночных отношений занимает особое место в системе управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия.

Прежде всего, рассмотрим понятие «политика». Политика – это установка к действиям и принятию решений, способствует достижению целей. Обычно, она формулируется на уровне высшего руководства фирмы на длительный период, предназначена для сохранения постоянства целей, а также для того, чтобы не допустить принятия недальновидных решений, которые не соответствуют требованиям текущего момента.

В таблице 1 приведены основные подходы к трактовке категории «ассортиментная политика».

Таблица 1 — Основные подходы к пониманию категории «ассортиментная политика»

Автор Определение
Г. Л. Багиев Ассортиментная политика – это важная составляющая товарной политики, определяет оптимальный набор товарных групп, подгрупп, видов, марок, а также устанавливает оптимальное соотношение между моделями и их модификациями.
А. Н. Кнышова Ассортиментная политика предполагает определенный набор действий или заранее обдуманных методов и принципов деятельности, благодаря которому обеспечивается преемственность и целенаправленность действий по формированию и управлению ассортиментом товаров.
Б.Берман, Дж. Эванс Ассортиментная политика – это политика, суть которой заключается в определении номенклатуры производимых и реализуемых товаров, продукции с учетом собственных возможностей, возможностей поставщиков и партнеров, потребностей рынка, степени риска, сезонности спроса, конъюнктуры и динамики цен и др.
Ф. Котлер Ассортиментная  политика – это определение (формирование. И поддержание оптимальной структуры товаров, которые производятся и реализуются с учетом текущих и будущих целей предприятия.
С. С. Гаркавенко Ассортиментная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обоснованных принципов поведения. Она должна обеспечить ответы на вопросы по поводу формирования ассортимента и управления им, поддержание конкурентоспособности товаров на определенном уровне, нахождению для товаров оптимальных товарных сегментов, разработки и осуществления стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров.
А.Ф. Барышев Ассортиментная политика – это политика, которая направлена на формирование оптимального товарного портфеля в условиях реальных рынков.
С. В. Захаров Ассортиментная политика – это стратегическое формирования товарного ассортимента предприятия, а также управление и поддержка существующих товарных групп.
С. В. Близнюк Ассортиментная политика – политика по формированию ассортимента предприятия на целевых рынках, а также план дальнейшего управления и оптимизации его, исходя из угроз и возможностей маркетинговой среды.

 

Если объединить все эти подходы к понятию «ассортиментная политика», то можно сказать, что ассортиментная политика – это сфера деятельности руководителя и специалистов предприятия, представляет собой совокупность принципов, стратегий и методик, приводящих к формированию оптимального ассортимента продукции.

Это направление имеет особое значение в современных условиях развития экономики, поскольку современные потребители предъявляют повышенные требования к качеству, ассортименту товара и внешнего оформления товара.

Выделим основные цели ассортиментной политики, они приведены на рисунке 1

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Рисунок 1 — Основные цели ассортиментной политики

Формирование ассортиментной политики происходит с учетом целого ряда факторов: состояние спроса и ожидания потребителей, технологические возможности предприятия, наличие аналогов товаров на рынке сбыта и т.п.

Поэтому можно выделить следующие проблемы управления ассортиментом:

  • – потребности покупателей быстро меняются, поэтому предприятие вынуждено постоянно обновлять свой ассортимент
  • – на предприятиях не налажена система управления ассортиментом из-за сложности прогнозирования изменения спроса потребителей и отсутствия методики оптимизации ассортимента;
  • – отсутствуют четкие критерии и инструменты формирования оптимального ассортимента предприятий;

Также основными проблемами при разработке ассортиментной политики являются: инновации, обеспечение конкурентоспособности товара, оптимизация товарного ассортимента, товарная марка, создание эффективной упаковки. При формировании ассортиментной политики также важно учитывать, что товары могут различаться по виду и периоду использования, функциональным назначением, надежностью, удобством использования, обслуживанием, гарантией и т.п.

Стоит отметить, совокупность технико-экономических и маркетинговых методов анализа в соответствии определяют внутренние и внешние факторы формирования ассортимента предприятия (рисунок 2).

Можно уверенно утверждать, что роль предприятия на рынке меняется: происходит переход предприятий к активному рыночному поведению, разработке ассортиментной политики на принципах маркетинга. Ее важнейшим элементом становится просмотр ассортимента продукции, а в отдельных случаях существенное перепрофилирование предприятий.

Основной побудительной причиной изменений стали требования рынка – сдвиг в спросе и рост себестоимости продукции, повышение спроса на новые товары, соответственно уменьшение на товары, активно продаваемые в прошлых периодах.

Рисунок 2 − Процесс формирования ассортимента предприятия

Торговля начинает ориентироваться на продукцию, пользующуюся спросом и более рентабельную. Однако, оборотной стороной процесса стало падение уровня обслуживания, как в розничной, так и в оптовой сети. Перестраивая ассортиментную политику торговые предприятия пытаются заранее сориентировать объемы продукции на конкретного покупателя и их группы.

Ассортиментная политика предприятий должна учитывать динамику факторов повышения покупательной способности населения, спрос потребителей, поведение конкурентов, общий уровень благосостояния не только территории, где находятся торговые площади, но и страны в целом.

Рыночная экономика направляет предприятия на завоевание прочных позиций, выявления возможных конкурентов и достижения конкурентных преимуществ. Преимущество над конкурентами приобретается за счет предложения потребителям более высокого уровня обслуживания, дополнительных услуг, предлагаемых покупателям, взвешенной политики ценообразования, возможности идентификации постоянных клиентов торговой сети и др.

Анализ конкурентов требует оценки направлений, сильных и слабых сторон их деятельности и спектра возможных действий для повышения своего положения[1].

Основная задача предприятия на конкурентном рынке – создание устойчивых отличительных преимуществ, помогающих завоевать потребителей (режим работы, постоянное повышение качества ассортимента продаваемой продукции в торговой сети, расширение ассортимента продукции). Соответственно, повышение уровня удовлетворенности потребителя стимулирует покупателя к совершению следующих покупок продукции определенного предприятия.

Преимущество достигается благодаря наличию ассортимента, который по своим характеристикам или уровню сервисного обслуживания превосходит предложения конкурентов, постоянному контролю качества товаров, продаваемых в торговой сети (происхождение, срок хранения и др.), постоянному поддержанию минимального ассортимента товаров для удовлетворения потребностей потребителя. Формирование отличных преимуществ позволяет стабилизировать или увеличить долю рынка, получить прибыль и опередить конкурентов или удержать свою позицию лидера.

Концепция управления ассортиментной политикой предприятия предусматривает комплекс действий: анализ рынка и брендов; анализ коммуникации; распределение; юридические отношения; отношения с конкурентами; упаковку и транспортировку; поставки товаров; продажу и послепродажное обслуживание.

Потребительский спрос является основным фактором, который влияет на формирование ассортимента и направлен на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с этим – на активное воздействие на спрос в сторону его расширения. Формирование ассортимента и потребительский спрос в своем развитии взаимосвязаны [2].

Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара. Покупатель обязательно определяет для себя предельную цену или диапазон цен в пределах которого он собирается заплатить за покупку. Поэтому одним из критериев рационального формирования ассортимента товаров в торговом предприятии является обеспечение сопоставления товаров с разной ценой. Формирование ассортимента товаров в фирме позволяет обеспечить удовлетворение потребительского спроса, повышение экономической эффективности предприятия и уровня торгового обслуживания населения. От состава и своевременного обновления ассортимента товаров в предприятии, в значительной степени, зависит степень удовлетворения спроса, затрат потребностей населения, связанных с покупкой товаров.

Отсутствие в предприятии отдельных товаров, их узкий или нестабильный ассортимент, не соответствующий запросам покупателей, порождает неудовлетворенный спрос, увеличивая затраты времени населения на поиск необходимых товаров и негативно отражается на экономической эффективности. Поэтому, при формировании ассортимента товаров важным требованием является максимальное удовлетворение спроса покупателей при минимальных затратах времени на совершение покупки и обеспечение эффективной работы предприятия[3].

Разработка каждым конкретным торговым предприятием ассортиментного перечня товаров и осуществление контроля за его соблюдением ведет к лучшему обслуживанию покупателей целевого рынка и создания устойчивого ассортимента. В случае выявления отсутствия в продаже товаров, предусмотренных ассортиментом, предприятие должно принимать меры по их поставке в торговое учреждение.

Воплощение программы расширения ассортимента связано с источниками финансирования, которые предприятие выбирает в зависимости от объема, срока, других необходимых денежных средств.

1.2 Методы формирования ассортиментной политики предприятия

Формирование ассортиментной политики, согласно проведенным теоретическим исследованиям, связано с определением целей, средств и методов, с помощью которых цели могут быть реализованы. Обращаясь к определенным целевым ориентирам ассортиментной политики (более полное удовлетворение потребительского спроса, укрепление рыночных позиций предприятия, оптимальное использование ресурсного потенциала), вполне логично предположить целесообразность рассмотрения трех принципиальных подходов к формированию ассортиментной политики:

  • 1) формирование ассортиментной политики на основе потребительских предпочтений (с целью увеличение потребительской ценности предлагаемого ассортимента);
  • 2) формирование ассортиментной политики на основе ожидаемых конкурентных преимуществ (с целью укрепления конкурентных позиций за счет усиления конкурентоспособности предлагаемого ассортимента);
  • 3) формирование ассортиментной политики на основе лучшего распределения ограниченных ресурсов (с целью обеспечения повышения эффективности использования ресурсного потенциала).

Выделение именно таких подходов является оправданным и достаточным, во-первых, с точки зрения целей ассортиментной политики, во-вторых, факторов, влияние которых целесообразно учитывать при ее формировании.

Общей целью использования любого из предложенных подходов является повышение эффективности ассортиментной политики, а непосредственный выбор наиболее целесообразного (приоритетного) подхода будет зависеть от наличия определенных условий для его применения и учета ограничивающих факторов. Определив целевую направленность и предпосылки, в которых те или иные цели будут кстати, необходимо обеспечить их реализацию определенным методическим инструментарием.

В таблице 2 приведена классификация существующих методов формирования ассортиментной политики предприятия, которая основывается на выделении трех основных классификационных признаков: уровень управления, маркетинговый и товароведческий подходы, отражающие направления научных подходов к формированию оптимального продуктового ассортимента предприятия.

Таблица 2 – Классификация методов формирования ассортиментной политики предприятия

Классификационные признаки Перечень методов
1 2 3
По уровню управления

 

 

Методы формирования хозяйственного портфеля (стратегический уровень)  Модель «продукт-рынок»И.Ансоффа
Метод Бостонской консультативной группы
Метод Мак-Кинзи«GeneralElectric»
Метод жизненного цикла Hofer /А.D.Little
Метод Ю. Меркуловой
Методы формирования производственной программы (тактический уровень) Методы оптимизации по критерию:

Максимум суммарного загрузки всех типов оборудования
Минимум суммарного недозагрузки всех типов оборудования
Максимум суммарного выпуска продукции в стоимостном выражении
Минимальный уровень издержек производства
Максимум прибыли от реализации продукции
Максимум рентабельности продукции
Максимум рентабельности производства

По маркетинговому подходу

 

 

Методы управления ассортиментом на основе критерия прибыли Методика Ф. Котлера
Методика Е. Дихтль и X. Хершген
Методы дифференциации ассортимента в соответствии спотребительских нужд Метод«ConjointMeasurement»
МетодЕ. Голубкова

Продолжение таблицы 2

1 2 3
По маркетинговому подходу

 

 

Методы управления ассортиментом на основе критерия прибыли Методика Ф. Котлера
Методика Е. Дихтль и X. Хершген
Методы дифференциации ассортимента в соответствии с потребительских нужд Метод«ConjointMeasurement»
МетодЕ. Голубкова
По товарному подходу

 

 

Методы обеспечения оптимальности ассортимента Методы классификации по критерию:
• коэффициент оптимальности ассортимента
Методы обеспечения рациональности ассортимента Методы классификации по критерию:
• коэффициент ширины ассортимента
• коэффициент полноты ассортимента
• коэффициент новизны ассортимента
• коэффициент устойчивости ассортимента
• коэффициент рациональности ассортимента

Окончание таблицы 2

Можно сформулировать круг проблем, связанных с эффективностью применения существующих методов:

  • — ограниченные возможности существующих методов формирования ассортимента;
  • — отсутствие методик, адаптированных к условиям нестабильности внешней среды;
  • — проблемы внедрения инструментов ассортиментной политики в практическую деятельность управленческого персонала;
  • — проблемы информационного обеспечения принятия управленческих решений по ассортименту.

В результате возникает потребность в разработке методики формирования ассортиментной политики предприятия, которая бы учитывала и преодолевала недостатки существующих научных подходов, была бы приемлемой для практического внедрения в деятельность управленческого персонала и адаптированной к изменяющимся условиям внешней среды предприятия, таких как нестабильность ресурсного обеспечения, рыночной конъюнктуры, потребительского поведения и других факторов рыночного окружения предприятия.

1.3 Оценка эффективности ассортиментной политики предприятия

Одним из главных моментов является оценка эффективности товарного ассортимента. Согласно практике компаний, которые выходят на международный рынок, используется ряд методов по анализу и формирования товарного ассортимента. Для этого целесообразно использовать методы, предложенные Ф. Котлер, Е. Дихтль и X. Хершген, П. Указанные методики отличаются между собой, поэтому дают достаточно полное представление о формировании товарного ассортимента. Так, Ф. Котлер [4] предлагает проводить управление ассортиментом в два этапа:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

—  Анализ товарной линии — это этап, включающий в себя постоянный сбор информации об объеме продаж и прибыли по каждой товарной единицы на зарубежном рынке, определение долей отдельных товаров в общем объеме продаж и прибыли. Если на несколько товарных единиц приходится высокая доля объема продаж, значит товарная линии уязвима. На данном этапе определяется и рыночный профиль товарной линии, для чего строится карта позиционирования, что отражает позиции товарной линии предприятия по продукции конкурентов. Тем самым она является полезной для выработки рыночной стратегии товарной линии.

— Принятие решения о длине товарной линии, необходимость обновления, корректировки или сокращения. При принятии решения о широте ассортимента, меры по его изменения критерием оптимальной длины является общая прибыль предприятия.

Для проведения полноценного анализа ассортимента можно совместить несколько известных и универсальных методов, возможных для адаптации к ситуации в конкретной компании. Результаты анализа продуктового портфеля, полученные по различным методам, равняются между собой и на основании полученной информации формируются в той или иной степени зависит от каждого вида выпускаемой продукции данная организация. Поэтому можно утверждать, что наличие каждого товара в ассортименте должна быть обоснована [9].

АВС-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. В его основе лежит принцип Парето: 20% всех товаров дают 80% оборота.

Относительно ABC-анализа правило Парето может звучать так: надежный контроль 20% позиций позволяет на 80% контролировать систему, то запасы сырья и комплектующих, или продуктовый ряд предприятия и т.п. ABC-анализ начинается с определения объекта — что именно необходимо проанализировать — и параметр, то есть, по какому признаку анализировать. Так, объект имеет различные параметры описания и измерения. На следующем этапе состоит рейтинговый список объектов по убыванию значения параметра. И на последнем шаге уже выделяют группы: А, В или С. Часть из накопительного итога высчитывается путем добавления параметра в суммы предыдущих параметров.

Таким образом, в ходе ABC-анализа рассматривается прибыль, доход, принесенный тем или иным товаром; долю участия товара в обороте и т.д., тем самым формируется ABC-рейтинг товаров. ABC-анализ может проводиться для всех групп товаров, для нескольких подгрупп товаров и для одной группы. Важно рассматривать результаты ABC-анализа в качестве одной из характеристик каждого конкретного товара, участвующих в обороте или находился на складе в рассматриваемый период времени.

Еще одним важным анализом в контексте управления ассортиментом является XYZ — анализ.

XYZ — анализ ассортимента проводится для создания более полной картины торгового процесса торгового предприятия и разработки аргументированной ассортиментной политики. Критерием XYZ анализа может быть стабильность продаж, прибыльность товаров.

Проведение ABC и XYZ анализа должно проводиться с произведенной периодичностью — ежемесячно или квартал. При этом необходимо следить, чтобы используемые данные отражали все изменения в товарообороте за период.

Сущностью данного анализа является следующее. Сначала определяется валовой доход от каждой товарной категории. В группу X принадлежать товары приносят наибольшую прибыль. В следующую группу (Y) попадать менее доходные товары, а третью группу (Z) составляет продукция, имеет небольшой валовой доход [10].

После этого результаты ABC и XYZ анализа совмещаются в таблицу, пример которой представлен в таблице 3.

Таблица 3 — Образец сопряженного анализа результатов ABC и XYZ анализа

AX AY AZ
BX BY BZ
CX CY CZ

Таким образом, выявлены наиболее выгодные для торгового предприятия товарные группы (AX, BX, AY), группы товаров, требующих специальных мер по повышение их эффективности — (BY, CY). Группа неприбыльных товаров и тех, что плохо обращаются, — BZ и CZ — требует активных действий, а именно проведения исследования причин не популярности товаров этой категории в покупателей и выработки дальнейшей стратегии: это может быть изменение ценовой политики, расширения или сокращения ассортимента, работа с поставщиками.

Итак, анализ различных методик управления товарным ассортиментом и их особенностей позволяет выявить определенное сходство между ними. Все методики основанные, в целом, на исследовании рыночного восприятия продукции и на оценке продукции с точки зрения экономической эффективности предприятия. Кроме того, для проведения полноценного анализа ассортимента можно совмещать несколько видов анализа, в результате чего будет получен наиболее оптимальный и точный результат.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы: 1 2 3 4 5