Заявка на расчет
Меню Услуги

Разработка бизнес-плана StartUp компании — открытие нового магазина подарков и аксессуаров для интерьера. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4   5


1.3. Методика оценки эффективности бизнес-плана

Реализация любого бизнес-плана должна осуществляться с использованием различных методов и анализов. Здесь на основе причинно следственной диаграммы выявляются факторы, влияющие на решение управленческой проблемы. На основе нее выявляются необходимые к проведению исследования и анализы для выявления направления и силы влияния факторов. В итоге разрабатывается схема исследования.

Для каждого исследования необходима постановка цели, описание условий проведения, методология и метод и др. Затем идет описание информации, затем все сводится в сводную таблицу, дается количественная оценка и оценка направления влияния фактора. Результаты таблиц отображаются в виде диаграммы. Результат: выбор положительно влияющих и отрицательно влияющих факторов, которые впоследствии пойдут в поля «возможности» и «угрозы» SWOT анализа для внешних факторов и сильные и слабые стороны, которые пойдут в поля «сильные» и «слабые» поля SWOT как факторы внутренней среды.  Перекрестный SWOT анализ и выявление стратегических альтернатив. В итоге это позволит определить стратегические альтернативы реализации бизнес-плана.

Во второй главе работы будут изучены внутренняя и внешняя среда с их использованием, что явится базой разработки бизнес-плана StartUp компании – ИП Шлейко Елены Николаевны, нового магазина подарков и аксессуаров для интерьера. Для этого будут использованы PEST-анализ, 5 сил конкуренции по Портеру, SNW – анализ и  SWOT-анализ.

Как отмечает Асват Дамодаран [26, c. 128], при оценке эффективности может использоваться большое число показателей эффективности бизнес-плана. При этом при их расчете используется дисконтирование, следовательно, оценка эффективности бизнес-плана базируется на инвестиционных расчетах.

Использование дисконтирования является необходимым фактом, поскольку оценка производится в существующих условиях, следовательно, при оценке денежных потоков необходимо учитывать фактор времени, т.к. денежные средства с течением времени меняют свою реальную стоимость.

В данном случае вводится понятие приведенной (текущей, современной) стоимости, расчет которой осуществляется с использованием коэффициента дисконтирования.

Коэффициент дисконтирования может быть рассчитан несколькими способами. Наибольшее распространение получил расчет по формуле сложного процента:

 Kd = (1 + r)-t                                      (1.1)

В том случае, когда денежные потоки непрерывны, расчет коэффициента дисконтирования осуществляется по формуле непрерывного годового коэффициента дисконтирования:

  Kd = e-rt                                             (1.2)

Для того чтобы перейти от номинальной процентной ставки к расчету эффективности процентной ставки, необходимо воспользоваться следующей формулой:

                       
 r = erN — 1                                           (1.3)

Можно сказать, что использование дисконтирования для расчета текущей стоимости позволяет сделать следующие выводы:

  1. Текущая стоимость тем ниже, чем больше норма дисконта.
  2. Чем ниже текущая стоимость, тем больше срок окупаемости инвестиций.

Для обеспечения точности инвестиционных расчетов необходимо учитывать изменение рыночных цен на товары (услуги), а также инфляцию. Данные факторы имеют большое влияние на изменение конечного результата бизнес-плана.

Для оценки инфляции, как правило, используется индекс цен за определенный период времени. Наиболее часто на практике в качестве индикатора инфляции используется индекс потребительских цен.

Темпы инфляции оказывают влияние на такие показатели, как учетная ставка процента, а также уровень ожидаемой прибыли от инновационной деятельности.

Реальная величина нормы дисконта с учетом влияния инфляции осуществляется по формуле Фишера:

 r = (R — I) / (1 + I)                            (1.4)

где r — расчетная (реальная) процентная ставка;

R — рыночная (номинальная) ставка процента;

I — темпы инфляции за период.

Коэффициент дисконтирования, который учитывает влияние инфляции, существенно выше, чем номинальная процентная ставка. Следовательно, использование такого для оценки эффективности бизнес-плана будет способствовать более существенного снижению результата.

Оценка эффективности бизнес-плана базируется на ряде условий. Среди этих условий А. И. Балашов,  Е. М. Рогова, М. В. Тихонова, Е. А. Ткаченко [63, c. 174] выделяют следующие.

  1. Шаг реализации бизнес-плана – календарный год.
  2. Результатом бизнес-плана выступает чистый денежный поток, который является разницей между положительным и отрицательным денежным потоком.
  3. В качестве источников финансирования бизнес-плана могут выступать, как собственные, так и заемные источники.
  4. Расчеты базируются на предпосылке, что денежные потоки, а также объем инвестиций являются известными величинами.
  5. При оценке эффективности во внимание принимаются только экономические факторы.

При этом на бизнес-план могут оказывать влияние и другие факторы, в частности, социальные, технологические, правовые, политические и др. В тех случаях, когда необходимо найти их влияние, осуществляют специальные исследования с использованием качественных методов.

В инвестиционном анализе самым важным этапом является оценка денежных потоков, поскольку ошибки в их расчетах могут привести к существенному снижению доходности проекта и сроков его реализации.

Для того чтобы принять решение о целесообразности реализации бизнес-плана осуществляется сравнение денежных потоков в случае принятия проекта и денежных потоков без реализации проекта. В случае, если первая величина будет выше, проект необходимо реализовывать.

Наибольшее распространение в оценке эффективности бизнес-плана получили методы, которые основываются на дисконтированных оценках. В частности, это:

— чистая дисконтированная стоимость (чистый дисконтированный доход);

— внутренняя норма доходности;

— срок окупаемости;

— рентабельность инвестиций.

Наиболее значимую роль из названных показателей играет чистая дисконтированная стоимость. Остальные показатели имеют вспомогательное значение при принятии решения об инвестировании в инновацию.

Чистая дисконтированная стоимость (NPV) представляет собой разницу между ожидаемыми доходами и затратами на реализацию инновационного проекта. Формула расчета данного показателя следующая:

где r — процентная ставка, использующаяся для данного инвестиционного проекта (норма дисконтирования);

k — период реализации проекта.

Чистая дисконтированная стоимость представляет собой вновь создаваемую стоимость, которую инвестор получит от реализации инновации. Следовательно, если значение показателя превышает 0, его необходимо рассматривать. Если значение показателя ниже 0, то затраты на реализацию инновационного проекта превышают ожидаемые доходы.

Расчет дисконтированной стоимости осуществляется при использовании следующих допущений:

  1. Капитал можно привлечь и разместить под один и тот же процент.
  2. Денежные притоки и оттоки происходят в начале или конце каждого периода, а не возникают в течение всего периода.
  3. Денежные потоки точно определены и нет необходимости делать поправку на риск.
  4. В качестве стратегической цели принимается максимизация благосостояния фирмы или владельца.

Важной задачей при расчете чистой дисконтированной стоимости является определение нормы дисконта. С теоретической точки зрения она представляет собой стоимость капитала предприятия, т.е. те альтернативные издержки, которые связаны с инвестированием в данный проект. «Альтернативные издержки осуществления проекта представляют собой доход, который могли бы получить акционеры, если бы инвестировали свои средства по собственному усмотрению. Когда мы дисконтируем потоки денежных средств по ожидаемой норме доходности сопоставимых финансовых активов, как отмечают Брейли Р., Майерс С. [14, c. 274], мы определяем, сколько инвесторы были бы готовы заплатить за ваш проект». Сопоставимость активов означает, что им присуща та же степень риска, что и инвестициям в проекты предприятия.

Если решение принимается по двум инновационным проектам А и В, алгоритм принятия решения будет следующим:

  1. NPVА > 0, а NPVВ < 0. Тогда выбирается проект А.
  2. NPVА > 0; NPVВ > 0; NPVА > NPVВ. Выбирается проект А.
  3. NPVА > 0; NPVВ > 0; NPVА = NPVВ. Для третьей ситуации необходимо использовать дополнительные методы расчета на основе NPV. К таким дополнительным методам относятся дисконтированный период окупаемости проекта и доля дисконтированной стоимости.

На расчете чистой дисконтированной стоимости базируется определение срока окупаемости проекта. Считается, что инновационный проект окупился, когда доходы от его реализации покрыли осуществленные расходы, т.е. когда чистая приведенная стоимость стала равна 0. Тогда, расчет срока окупаемости исходит из следующего равенства:

В качестве преимущества данного алгоритма расчета относится его простота и легкость восприятия. Однако, данный метод носит большой субъективизм, поскольку игнорируются ожидаемые доходы после срока окупаемости.

Доля дисконтированной стоимости рассчитывается как отношение чистой дисконтированной стоимости к величине первоначально инвестированного капитала:

DNPV = NPV / K0                                           (1.8)

где К0 — величина первоначальных капитальных вложений.

Величина чистой дисконтированной стоимости обратно пропорциональна процентной ставке (норме доходности капитала).  Точка, в которой график чистой дисконтированной стоимости пересекает ось абсцисс, называется внутренней нормой доходности проекта (IRR).

Уравнение для расчета внутренней нормы доходности выглядит следующим образом:

Но на практике наиболее часто используют приблизительный способ расчета данного показателя. С этой целью рассчитываются чистые дисконтированные доходы при различных нормах дисконта, последнее из вычислений должно быть отрицательным. После чего строится график изменения чистого дисконтированного дохода под влиянием изменения ставки дисконта.

Проект является приемлемым, если его внутренняя норма доходности превышает уровень доходности, требуемый инвестором.

В случае, когда IRR равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, инвестиции в данный инвестиционный проект оправданы, и может рассматриваться вопрос о его принятии. В противном случае, инвестиции в данный проект нецелесообразны.

Если сравнение альтернативных (взаимоисключающих) вариантов проекта по критериям чистой дисконтированной стоимости и внутренней нормы доходности приводят к противоположным результатам, предпочтение следует отдавать показателю чистой дисконтированной стоимости.

Внутреннюю норму доходности проекта можно рассматривать как наивысшую ставку процента, которую может заплатить заемщик без ущерба для своего финансового положения, если все средства для реализации инвестиционного проекта являются заемными. Она показывает «запас прочности» проекта по отношению к выбранной процентной ставке.

Значение внутренней нормы доходности может трактоваться как нижний гарантированный уровень прибыльности инвестиционного проекта. Таким образом, если внутренняя норма доходности превышает среднюю стоимость капитала (например, ставку по долгосрочным банковским кредитам) в данной отрасли и с учетом инвестиционного риска данного проекта, то проект можно считать привлекательным.

С другой стороны, внутренняя норма доходности определяет максимальную ставку платы за привлекаемые источники финансирования проекта, при которой последний остается безубыточным.

И, наконец, внутреннюю норму доходности иногда рассматривают как предельный уровень доходности инвестиций, что может быть критерием целесообразности дополнительных вложений в проект.

К достоинствам этого критерия можно отнести объективность, независимость от абсолютного размера инвестиций, оценку относительной прибыльности проекта, информативность. Кроме того, он легко может быть приспособлен для сравнения проектов с различными уровнями риска: проекты с большим уровнем риска должны иметь большую внутреннюю норму доходности. Однако у него есть и недостатки: сложность «бескомпьютерных» расчетов и возможная объективность выбора нормативной доходности, большая зависимость от точности оценки будущих денежных потоков.

Еще одним показателем является индекс рентабельности инвестиции, который представляет собой отношение общей величины дисконтированного дохода за весь период реализации проекта к общей сумме дисконтированных затрат:

где Di — доходы i-го периода реализации проекта;
Ri — затраты i-го периода реализации проекта;
d — коэффициент дисконтирования;
n — количество периодов реализации проекта.

При необходимости учета инфляции формулы должны быть преобразованы так, чтобы из входящих в них значений затрат и результатов было исключено инфляционное изменение цен. Это можно выполнить введением прогнозных индексов цен и дефлирующих множителей. При этом необходимо учитывать изменения цен за счет неинфляционных причин и по-прежнему осуществлять дисконтирование.

Ко второй группе методов относятся критерии, как отмечают Виленский П.Л, Лившиц В.Н, Смоляк С.А «Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика» [20, c. 378], основанные на учетных оценках. К данным критериям относят срок окупаемости инвестиций и коэффициент эффективности инвестиций.

Одним из самых простых и широко распространенных, по мнению Ивашковской И.В. [31, c. 204], является критерий срока окупаемости инвестиций (РР), поскольку он прост в расчетах и  не предполагает использование дисконтированных оценок. Порядок расчета данного показателя зависит от того, насколько равномерно распределение планируемых доходов по годам. Если планируемые доходы равномерны, то расчет срока окупаемости осуществляется делением инвестиционных затрат на величину годового дохода, генерируемого проектов. Если же планируется, что доходы будут не равномерными по годам, то срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиция будет погашена кумулятивным доходом. Общая формула расчета показателя РР имеет вид: РР = n , при котором Рk > IC.

Не смотря на простоту расчетов, показатель срока окупаемости имеет ряд недостатков, в числе основных можно назвать:

— не ведется учет влияния доходов последних периодов;

— поскольку данный критерий не предполагает использования дисконтирования, то он не делает различия между проектами с одинаковой суммой кумулятивных доходов, но различным распределением их по годам.

Еще одним критерием, основанным на учетных оценках, по мнению И.В. Ливсица, В.В. Коссова [40, c. 188], является коэффициент эффективности инвестиций, для которого характерны две особенности:

  • не предполагает использования дисконтирования;
  • доход представляет собой сумму чистой прибыли.

Алгоритм расчета данного показателя следующий:

ARR = PN / (1/2(IC — RV))                   (1.11)

Для расчетов используется относительно простой алгоритм, который позволяет применять данный показатель на практике очень широко: коэффициент эффективности инвестиции (ARR) можно вычислить, выяснив отношение среднегодовой прибыли PN к средней величине инвестиции. Данный коэффициент выражается в процентах. Чтобы найти величину средней инвестиции нужно разделить исходную сумму капитальных вложений на два, если есть предположение, что в конце срока реализации анализируемого проекта будут списаны все капитальные затраты. Если допускается, что будет остаточная стоимость (RV), то следует исключить ее оценку.

Однако для принятия проекта недостаточно только одного из перечисленных критериев. Чтобы принять решение об инвестировании средств в проект, нужно учесть значения всех перечисленных критериев, а также интересы всех членов инновационного проекта.  Особое значение при этом имеет структура капитала, привлекаемого для осуществления проекта, и его распределение во времени, а также остальные факторы, которые могут подвергаться не только формальному, но и содержательному учету.

Таким образом, с точки зрения инновационной экономики РФ StartUp-компании являются значимыми элементами национальной инновационной системы. В РФ отмечается постоянный интенсивный рост вложения венчурных инвестиций в стартап-компании, работающие в высокотехнологичной сфере (в 47,3 раза с 2006 по 2013 гг.). По результатам 2013 года России входит в пятерку стран-лидеров по вложениям в высокие технологии (вместе с Великобританией, Францией, Германией и Швецией) [74].

Реализация StartUp должна базироваться на проработанном бизнес-плане. В рамках исследования была рассмотрена структура типового бизнес-плана, а также существующие подходы к оценке его эффективности.

 

Глава 2. Результаты исследований  внешней и внутренней среды STARTUP ИП ШЛЕЙКО ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ, НОВОГО МАГАЗИНА ПОДАРКОВ И АКСЕССУАРОВ ДЛЯ ИНТЕРЬЕРА

2.1. Основные исходные данные для разработки StartUp компании

В рамках данной дипломной работы предлагается разработка бизнес-плана StartUp компании. В качестве объекта исследования выбрано ИП Шлейко Елена Николаевна магазин «Праздник».

Выбор проекта обусловлен ростом спроса на подарки и аксессуары для интерьера.

Так, объемы продаж данных категорий товаров в г. Истра за последние три года увеличился на 36% и составил в 2013 г. 66378,5 тыс. руб. (рис. 2.1) [75].

Рис. 2.1. Динамика продаж подарков и аксессуаров для интерьера в г. Истре в 2011-2013 гг., тыс. руб.

При этом количество торговых точек, которые занимаются данным направлением, увеличилось за три анализируемых года, на две единицы.

В будущем имеются предпосылки для развития данного сегмента рынка, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.1.

Таблица 2.1. Основные экономические показатели развития г. Истра [76]

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Объем розничной торговли, тыс. руб. 3335678 3504785 3668545
Платные услуги населению, тыс. руб. 1985445 2253480 2584742
Введенное количество объектов потребительского рынка, шт. 7 6 6
Число субъектов малого предпринимательства 4578 4633 4696

 

За анализируемый период объем розничной торговли увеличился на 10% и составил в 2013 г. 3668545 тыс. руб. При этом платные услуги населению возросли с 1985445 тыс. руб. в 2011 г. до 2584742 тыс. руб. в 2013 г. В среднем год вводится 6-7 объектов потребительского рынка. Число субъектов малого предпринимательства при этом возросло с 4578 единиц в 2011 г. до 4696 единиц в 2013 г.

В ассортименте магазина будут представлены следующие виды товаров:

— подарочные наборы;

— товары для интерьера;

— прочие товары.

Для открытия магазина имеются следующие исходные ресурсы:

— финансовые ресурсы – источником инвестиций будут выступать собственные средства индивидуального предпринимателя в количестве одного млн. руб. Данных финансовых ресурсов будет достаточно для покрытия единовременных расходов в размере 601 тыс. руб., а также текущих расходов в первые месяцы функционирования магазина. В последующем финансирование расходов магазина будет осуществляться за счет поступлений от торговой деятельности;

— торговые площади – имеется договор на аренду торгового помещения в торговом центре, который функционирует уже 5 лет и имеет свою клиентуру;

— трудовые ресурсы – предварительное изучение рынка показало, что магазин сможет обеспечить себя высококвалифицированными трудовыми ресурсами, поскольку на рынке труда наблюдается безработица, т.е. жители города заинтересованы в появлении новых рабочих мест. Собственник магазина, который будет выполнять функции директора магазина, имеет образование по программе МВА;

— поставщики – предварительное изучение рынка показало, что на рынке функционирует большое число производителей подарков и аксессуаров для интерьера. В условиях спада продаж они заинтересованы в поиске новых покупателей. В настоящее время имеется договоренность с поставщиками на поставку товаров для магазина.

Помимо положительной динамики рынка решение об открытии магазина подарков и аксессуаров для интерьера было принято в связи с тем, что в торговом центре, с которым имеется договор об аренде, нет подобных магазинов.

Концепция магазина будет основана на предоставлении широкого ассортимента товаров по доступным ценам и высокого качества.

Разработка бизнес-плана открытия нового магазина подарков и аксессуаров для интерьера должна базироваться на результатах исследований и анализов. Их целью является формирование стратегии StartUp, которая позволит проекту быть успешным. Выбор и обоснование методов исследований и анализов представлены в пункте 2.2 работы.

2.2. Выбор и обоснование методов исследований и анализов

Целью проводимого исследования является разработка бизнес-плана открытия нового магазина подарков и аксессуаров для интерьера в г. Истра.

Обоснование выбора методов исследований и анализов: Поскольку магазин вновь создается, основной упор при проведении исследований будет сделан на изучении теории стратегического менеджмента, в частности, будет задействован инструментарий стратегического анализа. Это позволит выстроить внутреннюю среду в соответствии с тенденциями и спецификой рынка. Анализ внешней среды будет включать анализ факторов дальнего окружения с использованием PEST-анализа, а также анализ факторов ближнего окружения с использованием модели 5 сил конкуренции по Портеру. Полученные в ходе исследования внешней среды результаты лягут в основу SWOT-анализа. Так, сильные и слабые стороны будут выявлены на основе анализа внутренних факторов методами создания ценности по Портеру и SNW-анализа, а возможности и угрозы – на основании результатов PEST-анализа.

Сильные и слабые стороны, возможности угрозы является основой разработки стратегии магазина подарков и аксессуаров для интерьера.

Следовательно, схема исследований и анализов, в нашем случае, будет выглядеть следующим образом (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Разработка стратегии StartUp [65]
Анализ внешней среды будет базироваться на анализе факторов дальнего окружения (PEST-анализ) и факторов ближнего окружения (модель 5 сил М. Портера) и анализа внутренней среды (SNW-анализ). Это позволит провести SWOT-анализ и выбрать стратегию для открытия нового магазина подарков и аксессуаров для интерьера в г. Истра.

2.3. Результаты исследований и анализов

Как уже писалось ранее, для оценки дальнего окружения компании мы используем PEST-анализ факторов внешней среды, которые, так или иначе, будут влиять на вновь создаваемый магазин подарков и аксессуаров для интерьера.

Цель: оценить влияние социальных, технологических, экономических и политических факторов на деятельность магазина подарков и аксессуаров для интерьера и выявить положительно и отрицательно влияющие факторы.

Объект исследования — макроэкономические факторы рынка присутствия.

Под рынком присутствия мы подразумеваем рынок торговли г. Истры.

Период оценки – 2011-2013 гг.

Условия проведения исследования.

Исследование проведено на основе вторичной информации (работа с интернет – источниками,  отчетами и прогнозами органов государственной власти, отчеты маркетинговых агентств, публикациями Росстата).

В рамках кабинетного исследования  произведены следующие действия: собраны вторичные данные, структурированы и проанализированы.

Мозговой штурм и экспертный опрос проводились среди выбранных экспертов.

Была сформирована группа экспертов: Инициатор проекта ИП Шлейко Елена Николаевна, далее потенциальный партнер инициатора проекта, а именно Директор ТЦ, где будет располагаться новый магазин, а так же супруг инициатора  проекта, который является директором по маркетингу крупного завода в г. Москва.

Анализ дальнего окружения вновь создаваемого магазина подарков и аксессуаров для интерьера,  проведен поэтапно. Четыре этапа приведены ниже.

1 этап. Определить  факторы, которые могут повлиять на ход продаж и прибыль компании.

2 этап. Провести оценку среди экспертной группы значимость каждого фактора по 10 балльной системе и вывести общий результат.

3 этап.  Провести количественную оценку вероятности наступления каждого фактора экспертной группой и вывести общий результат.

4 этап. Подвести  итог проведенной работы и составить  сводную таблицу PEST анализа.

Результаты 1 этапа: Составили список факторов, которые могут повлиять на ход продаж и прибыль компании. Разбили факторы на 4 группы: политические, экономические, социальные и технологические (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Результаты по 1 этапу проведения анализа внешней среды магазина ИП Шлейко Елены Николаевны.

Описание фактора
Экономические факторы
1.Уменьшение платежеспособного спроса
Политические  факторы
1. Изменение законодательства в РФ
Социальные  факторы
1. Изменение модели поведения клиентов
2. Изменение потребительских предпочтений
Технологические  факторы
1.Развитие технологий

 

Результаты 2 этапа: Проведена оценка силы влияния каждого фактора по 10 балльной шкале с помощью  экспертной  группы (табл. 2.2).

Таблица 2.2. Результаты по 2 этапу проведения анализа внешней среды магазина ИП Шлейко Елены Николаевны

Описание фактора Влияние фактора (балл) Средняя оценка
Экономические факторы эксперт 1 эксперт 2 эксперт 3
1.Уменьшение платежеспособного спроса -10 -10 -10 -10
Политические  факторы        
2.Изменение законодательства в РФ 6 4 5 5
Социальные  факторы        
1.Изменение модели поведения клиентов 5 6 7 6
2. Изменение потребительских предпочтений 7 7 7 7
Технологические  факторы        
1.Развитие технологий 8 9 10 9

 

Результаты 3 этапа: Проведена оценка  вероятности наступления фактора с помощью экспертной группы (табл. 2.3).

Таблица 2.3. Результаты по 2 этапу проведения анализа внешней среды магазина ИП Шлейко Елены Николаевны

Описание фактора ВЕРОЯТНОСТЬ НАСТУПЛЕНИЯ  (%) Средняя оценка
Экономические факторы эксперт 1 эксперт 2 эксперт

3

1.Уменьшение платежеспособного спроса 90 100 95 95
Политические  факторы        
2.Изменение законодательства в РФ 25 35 30 30
Социальные  факторы        
1.Изменение модели поведения клиентов 50 50 50 50
2. Изменение потребительских предпочтений 45 45 30 40
Технологические  факторы        
1.Развитие технологий 80 70 60 70

 

Результаты 4 этапа:  В ходе проведения PEST-анализа проведена оценка факторов влияния на работу ИП Шлейко Елена Николаевна магазин «Праздник» по качественной шкале —  высокая, средняя, низкая вероятность наступления того или иного события. Для этого в таблице  разнесли по отдельности группы факторов в следующем порядке: экономические, политические, социальные и технологические которые, вероятнее всего,  имеют наиболее существенное значение. В сводной таблице раскрыли также их проявление и обозначали возможные ответные меры руководства ИП Шлейко Елена Николаевна магазин «Праздник» на появление таких возможностей и проявление внешних угроз макросреды (табл. 2.4).

Таблица 2.4. Вероятность наступления отдельных факторов выделенных групп сводного PEST-анализа и возможные ответные меры на их проявления

Факторы влияния Реакция отрасли Балл Вероятность Результат Итог
1 2 3 4 5 6
Экономические -9,5
Уменьшение платежеспособного спроса Возможное снижение цен на товары и услуги -10 95% -9,5  
Политические                1,5
Изменение законодательства в РФ Снижение налоговой нагрузки будет способствовать улучшению инвестиционного климата в стране 5 30% 1,5  
Социальные 6,3
Изменение модели поведения клиентов Предоставление качественных товаров и повышение уровня сервиса 6 50% 3,5  
Изменение потребительских предпочтений Изменение структуры ассортимента 7 40% 2,8  
Технологические                6,3
Развитие технологий Активизация технологий в торговле 9 70% 6,3  

 

Диаграмма PEST-анализа по значимым факторам представлена на рисунке 2.3.

Рис. 2.3. Диаграмма PEST-анализа по значимым факторам

На основании проведенного PEST-анализа формируем список возможностей и угроз, которые войдут в SWOT-анализ.

Возможности:

1) изменение законодательства в РФ;

2) изменение модели поведения клиентов;

3) изменение потребительских предпочтений;

4) развитие технологий.

Угрозы:

1) уменьшение платежеспособного спроса.

Поскольку конкурентная среда формируется не только под влиянием борьбы внутриотраслевых конкурентов, для анализа конкуренции на рынке  учитываются факторы ближнего окружения в  соответствии с  разработанной Майклом Портером  моделью «5 сил конкуренции».

Цель: оценить влияние конкуренции на рынке на вновь создаваемый магазин подарков и аксессуаров для интерьера.

Угроза со стороны новых конкурентов в отрасли.

Многие отрасли и рынки  являются сегодня очень привлекательными для бизнеса, в  связи с этим, в процессе их развития регулярно отмечаются акции вторжения предприятий-новичков  и нарушение сложившегося баланса сил. Практика показывает, что вероятность вторжения выше, когда спрос на товары или услуги растет, прибыли достаточно высоки, а барьеры, связанные с эффектом масштаба и дифференциацией продукции, — низкие. Чем больший размер капиталовложений требуется для успешного обоснования на обусловленном рынке, тем уже круг фирм, желающих и имеющих возможность попробовать свои силы в новом деле.

В настоящее время торговля развивается, что обусловлено низкими барьерами для вхождения в отрасль. Доля каждого игрока в рассматриваемом сегменте низкая.

Вывод: высокая выраженность влияния данной силы.

Конкурентное давление поставщиков, вызванное необходимостью взаимодействия  с ними.

Поставщики  стремятся получить за свой товар наивысшие цены. Власть поставщиков зависит от характера рынка сырья, товара,  комплектующих, от возможностей выбора и величины издержек в момент разрыва отношений между сторонами.

Если на рынке поставщиков доминируют несколько компаний, продукция их уникальна, а переключение на другого поставщика сложно, или дорого, то поставщики имеют реальную рыночную власть. В этом случае диктуют цены они.

Если рынок поставщиков открытый и большой, то поставщики не имеют большой рыночной власти. В этом случае для создания здоровой конкуренции полезно разделить поставки между различными поставщиками.

В нашем случае, производителей подарочных наборов и товаров для интерьера очень много. Каждый из них не может диктовать свои условия.

Вывод: невысокая выраженность влияния данной силы.

Конкуренция со стороны производителей товаров-заменителей.

Научно-технический прогресс предопределяет появление товаров-заменителей — новых товаров и услуг, способных успешно выполнять функции традиционных товаров. Давление предприятий, производящих товары-заменители, проявляется в том, что цены и доступность заменителей создают потолок цен для основных товаров в тех случаях, когда цены основных товаров выше этого потолка.

Конкуренция со стороны заменителей зависит от того, легко или трудно потребителям переориентироваться на него, какова стоимость переориентации. Чем ниже цена заменителя, меньше стоимость переориентации на заменитель и выше качество товара, тем сильнее давление конкурентных сил со стороны заменителей. При этом производители брендованной продукции вынуждены активно рекламировать потребительские свойства и качество своего товара, дабы постараться снизить это конкурентное давление.

Вывод: данная сила реализуется через развитие интернет-торговли. Она хоть и развивается, но пока находится на стадии роста. Можно отметить среднюю выраженность влияния данной силы.

Конкурентное давление потребителей.

Численность микрорайона, в котором будет расположен новый магазин подарков и аксессуаров, составляет 2100 человек. Для оценки предполагаемого спроса была проведена выборка в размере 5%, в результате было опрошено 1050 респондентов. Анкета включала в себя следующие вопросы:

1. Планируете ли Вы приобретать товары в новом магазине подарков и аксессуаров для интерьера?

— да

— нет

— не знаю

2. Если на первый вопрос получен положительный ответ, какие товары Вы планируете приобретать?

— подарки

— товары для интерьера

3. Как часто Вы планируете пользоваться услугами магазина?

— каждую неделю

— несколько раз в месяц

— один раз в месяц

— несколько раз в год

— один раз в год

4. Какую сумму денежных средств Вы готовы потратить в магазине подарков и аксессуаров в год?

— 1000 руб.

— 1000-2000 руб.

— 2000-3000 руб.

— 3000-5000 руб.

— свыше 5000 руб.

В результате получены следующие данные. 74 респондентов или 70% готовы приобретать товары в новом магазине подарков и аксессуаров для дома. 15% или 158 человек не будут пользоваться услугами нового магазина, а 157 человек – это потенциальные клиенты, которые  пока не определились (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Распределение ответов респондентов на вопрос: Планируете ли Вы приобретать товары в новом магазине подарков и аксессуаров для интерьера?

Наибольшим спросом будут пользоваться подарки – 81% респондентов из положительно ответивших на первый вопрос интересует именно данная группа товаров (рис. 2.5).

Рис. 2.5. Распределение ответов респондентов на вопрос: Если на первый вопрос получен положительный ответ, какие товары Вы планируете приобретать?

Большинство опрошенных планируют приобретать товары в магазине раз в месяц (рис. 2.6).

Рис. 2.6. Распределение ответов респондентов на вопрос: Как часто Вы планируете пользоваться услугами магазина?

Большинство опрошенных планируют потратить в год порядка 10000-15000 руб. (рис. 2.7).

Рис. 2.7. Распределение ответов респондентов на вопрос: Какую сумму денежных средств Вы готовы потратить в магазине подарков и аксессуаров в год?

В качестве потенциальных потребителей магазина будет выступать население микрорайона, в котором будет расположен магазин. Большинство будет пользоваться услугами магазина раз в месяц. Средний размер покупок в год планируется в размере от 1000 до 3000 рублей.

В нашем случае, надо учесть, что покупатели имеют на сегодня, альтернативные источники на рынке обеспечения необходимой продукции. Но ни один конкурент не имеет  уникальный товар. Покупатели не удовлетворены качеством  и обладают большим скрытым спросом, который может удовлетворить новый игрок на рынке. Потребители  — это индивидуальные клиенты, частные клиенты. При наличии магазина, в котором ассортимент продукции будет более разнообразный и качественный, не задумываясь переключатся на него.

Потребители не испытывают приверженность  к товарной марке (различию товара), показатель ниже умеренного. Для принятия ключевого решения по покупке,  покупатель ориентируется на то, где выбор товара больше и задача нового магазина, предоставить такой ассортимент продукции, при котором клиенту не понадобиться идти в сторону ближайшего магазина.

Далее необходимо построить карту рыночной власти покупателей. Для этого проведем опрос среди покупателей. Анкета, по которой проводил опрос независимый агент, представлена в Приложении 1.

Оценка проводилась по ряду факторов с 5 возможными ответами:

  • Не важно – 1 балл;
  • Имеет значение – 2 балла;
  • Важно – 3 балла;
  • Очень важно – 4 балла;
  • Определяющее – 5 баллов.

По данной анкете было опрошено 1 050 покупателей, с целью соблюсти количественный анализ выборки. По факту проведенного опроса были получены следующие сводные данные, отраженные в таблице 2.5.

Таблица 2.5. Сводные данные по опросу анкеты на построение карты рыночной власти потребителей

Вопрос: как сильно влияют на Ваш выбор магазина следующие факторы: Набранное количество ответов Всего ответов Всего баллов Средний балл
1 2 3 4 5
Разнообразие продукции 12 25 87 58 868 1050 4895 4,66
Ценовая политика 19 25 48 864 94 1050 4139 3,94
Ваши текущие финансовые возможности 78 54 845 59 14 1050 3027 2,88
Наличие аналогичных магазинов с более низкой ценой 47 26 50 915 12 1050 3969 3,78
Предлагаемый ассортимент 19 48 25 37 921 1050 4943 4,71
Территориальное размещение 892 59 25 48 26 1050 1455 1,39
Качество товаров 42 46 48 821 93 1050 4027 3,84
Информация о магазине (отзывы, реклама) 947 15 19 21 48 1050 1358 1,29

 

Построим карту рыночной власти покупателя (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Карта рыночной власти потребителей г. Истра

Вывод:  высокая выраженность влияния данной силы.


Страницы:   1   2   3   4   5


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф