2.4 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ООО «ПК АЛЬЯНС ТЕХКОМ»
Чтобы определить, за счёт каких факторов у предприятия произошло увеличение доходов и расходов, проведем факторный анализ.
Исходные данные для факторного анализа прибыли организации представлены в таблице 22.
Таблица 22 – Исходные данные для факторного анализа прибыли организации, тыс. руб.
| Показатель | 2017 (0) | По 2017 на фактически реализованную продукцию | 2018 (1) |
| Выручка | 13 914 | 15 715 | 17 601 |
| Себестоимость | 11 309 | 13 538 | 15 163 |
| Прибыль от продаж | 2 605 | 2 176 | 2 438 |
За анализируемый период можно сделать вывод, что прибыль снизилась на 167 тыс. руб. (ΔП= 2438 – 2605 = -167 тыс. руб.).
Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли способом цепных подстановок представлен в таблице 23.
Таблица 23 – Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли способом цепных подстановок, тыс. руб.
Изменение суммы прибыли за счет:
- Объема реализации продукции: ΔП(V) = 2 942 – 2 605 = 337 тыс. руб.
- Структуры товарной продукции: ΔП(уд.в.) = 2 176 – 2 942 = — 766 тыс. руб.
- Средних цен реализации: ΔП(ц) = 4 063 – 2 176 = 1 887 тыс. руб.
- Себестоимости: ΔП(с.с.) = 2 438 – 4 063 = — 1 625 тыс. руб.
Общее изменение прибыли от данных факторов находится как сумма результатов:337–766+1887–1625=-167тыс.руб.
Основным источником формирования прибыли организации является прибыль от продаж на сумму 2 438 тыс. руб.
Доля прибыли от продаж в общей сумме прибыли до налогообложения составляла 67,68%, что указывает на превышение прочих доходов над прочими расходами и следовательно означает увеличение прибыли от продажи продукции (товаров, работ, услуг). А доля прибыли от продаж за отчетный период снизилась на 34,92%, что носит негативный характер. Стоит обратить внимание на то, что темпы прироста расходов выше темпов прироста доходов. В этом случае необходим детальный анализ структуры доходов и расходов организации в разрезе обычных и прочих (таблица 24).
Таблица 24 – Соотношение доходов и расходов организации
Превышение прочих доходов над расходами составило 1 164 тыс. руб., что дает возможности организации в финансировании расширенного воспроизводства и выплате дивидендов.
Таблица 25 — Показатели формирования прибыли от реализации продукции
Удельный вес расходов по обычным видам деятельности в выручке, выраженный в процентах — это затраты на рубль продаж, выраженные в копейках (86,15 коп. в отчетном году). Доля прибыли от продаж в выручке от продаж, выраженная в процентах, характеризует рентабельность продукции, рассчитанную по прибыли от продаж (13,85%). Прибыль от продаж 2018 года составила 2438 тыс.руб. Из приведенных данных видно, что полные затраты на производство и продажу продукции увеличивались более высокими темпами (34.08%), чем объем продаж (26.5%).
Увеличение затрат на рубль продаж (4.87 коп.) одновременно указывает на снижение прибыли — на 4.87 коп. в расчете на один рубль продаж и рентабельности на 4.87 процентного пункта.
Влияние изменения объема продаж на прибыль (ΔПпр1) определяется по формуле:
ΔПпр1=Ппр0(Iпр-1) (12)
где Ппр0 — прибыль от продаж за предыдущий период;
Iпр — индекс роста объема продаж (Iпр = 17601/13914 = 1,265).
Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль (ΔПпр2) рассчитывается по формуле:
ΔПпр2=C0*Iпр-C1 (13)
где С0, С1 — себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг);
Iпр — индекс роста объема продаж (Iпр = 17601/13914 = 1,265).
ΔПпр1=2 605 * (1.265-1) = 690 тыс. руб.
ΔПпр2=11 309 * 1.265 -15 163= — 857 тыс. руб.
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от продажи продукции за анализируемый период, что выражается формулой:
ΔПпр=ΔПпр1+ΔПпр2=690 – 857 = — 167 тыс.руб.
Таким образом, наибольшее влияние на изменение прибыли от продаж оказало увеличение объема продаж.
Подводя итог данному разделу, необходимо сказать, что результаты факторного анализа могут быть использованы для разработки мероприятий по повышению эффективности использования формирования и использования доходов и расходов.
В целом же, по разделу можно сделать следующие выводы. За 3 года у организации отмечается улучшение финансовых результатов деятельности предприятия. Это выражается в увеличении выручки от продажи, увеличение валовой прибыли. Анализ показателей эффективности использования трудовых ресурсов позволяет сделать вывод о том что за 3 года они стали использоваться более эффективно, что отразилось на показателях производительности труда.
Также за 3 года отмечается повышение эффективности использования основных фондов. Анализ показателей эффективности использования капитала позволяет сделать вывод о том, что структура капитала предприятия является не рациональной, так как значительную долю занимает собственный капитал.
Анализ документального оформления учета доходов и расходов предприятия показал, что большинство первичных документов формируется в бумажном виде. Все они хранятся в соответствии с требованиями бухгалтерского и налогового учета.
Сроки хранения формы первичных документов закреплены в номенклатуре дел. Синтетический, аналитический учет доходов и расходов организации показал, что данный участок учета также ведется в соответствии с требованиями российского законодательства о бухгалтерском учёте. На фоне общего увеличения доходов организации, основной прирост пришелся на доходы по обычной деятельности.
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ООО «ПК «АЛЬЯНС ТЕХКОМ»
3.1 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ООО «ПК «АЛЬЯНС ТЕХКОМ»
Анализ организации бухгалтерского учета доходов и расходов организации позволил выявить следующие проблемы: на данный момент у предприятия нет графика документооборота в том числе, касающихся документов по учету доходов и расходов; недостаточно проработаны номенклатурные группы в справочнике; а также нет программы и стандарта по проведению аудита доходов, расходов и финансового результата. Для решения данных проблем, рекомендуется: разработать график документооборота, детализировать номенклатурные группы в соответствии со спецификой деятельности предприятия, разработать программу и план проведения аудита доходов, расходов и финансового результата организации. Рассмотрим каждый из этих мероприятий более подробно.
Разработка графика документооборота. График фактического документооборота отражает сложившуюся в организации систему документооборота. График включает в себя перечень работ по созданию, проверке и обработке каждого из первичных документов, журналов, книг учета, сводных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности головной организации, обособленных структурных подразделений и организации в целом; ответственных за это подразделений (сотрудников) с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения этих работ. Использование графика документооборота в управлении предприятием позволяет сократить трудозатраты на обработку документов на предприятии за счет: повышения ответственности исполнителей за соблюдение сроков составления и обработки документов; выявления и исключения из документооборота неиспользуемых (излишних) документов (особенно это касается сводных документов и регистров бухгалтерского учета). От четкости составления графика документооборота в значительной степени зависит своевременность получения информации для нужд управления. Также, это часть системы внутреннего контроля, и каждая организация должна наладить внутренний контроль хозяйственной деятельности. Унифицированной формы графика нет — каждой организации надо самостоятельно ее разработать.
График документооборота можно оформить в виде текста, таблицы или схемы. Существует два способа формирования графика документооборота: по формам документов и по привязке к подразделениям, фактам хозяйственной деятельности и сотрудникам. Поскольку исследуемого предприятия является малым предприятием, то для него будет наиболее целесообразным разработать график документооборота по формам документов. Фрагмент рекомендуемого графика документооборота по участку учета доходов и расходов, представлен в таблице 26.
Таблица 26- Рекомендуемый график документооборота по учету доходов и расходов ООО «ПК «Альянс ТехКом»
Данное производство относится к серийному типу. Выпускаются однотипные продукты: квадратные метры потолка, каждая партия — это отдельный заказ. Компания приступает к изготовлению партии только тогда, когда заказ поступил. Номенклатурных групп будет много. Они будут объединены в одну большую группу «Потолки». На рис. 4 представлены рекомендации по формированию номенклатурных групп по направлению «Натяжные потолки».Разработка номенклатурных групп. Номенклатурная группа — это группа, по которой ведется укрупненный учет затрат и выручки, т. е. осуществляется расчет себестоимости готовой продукции и услуг. Поэтому при определении номенклатурной группы необходимо учитывать, что именно по ней будет осуществлена реализация подрядных работ заказчику. ООО «ПК «Альянс ТехКом» осуществляет преимущественно работы по установке натяжных потолков. В течение месяца по этому направлению выполняется несколько заказов. Для этого работает отдельная бригада. Для выполнения работ по установке натяжных потолков, на каждый объект заказывается полотно. Кроме этого, используются расходные материалы, спецодежду, инструменты и оборудование.
Рисунок 7 — Рекомендации по формированию номенклатурных групп по направлению «Натяжные потолки».
Аудит доходов и расходов. Также, рекомендуется проводить внутренний аудит доходов и расходов. Цель такого аудита состоит в подготовке и предоставление бухгалтерской финансовой отчетности, которая достоверно и подробно отражает финансовое состояние организации и подготовка и предоставление бухгалтерской финансовой отчетности, которая должна быть сопоставимой как с собственной финансовой отчетностью организации за предыдущие периоды, так и с финансовой отчетностью других организаций. При анализе дохода от реализации продукции аудитор проверяет статью «Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг)», в ней отражается производственная себестоимость, а также статью «Доход от основной деятельности».
Также у предприятия нарушена методология учета. Не используется счет 26 «Общехозяйственные расходы». Счет 26 «Общехозяйственные расходы» служит для сбора сведений о затратах на нужды управления, не связанные непосредственно с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Также не использует счет 44 «Расходы на продажу». Как правило, расходы на продажу включают в себя расходы на упаковку изделий на складах готовой продукции; доставка продукции в пункты отправления, погрузка в вагоны, автомобили и другие транспортные средства; содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи; реклама; представительские расходы. Необходимо пересмотреть методологию учета предприятия и для отражения расходов на нужды управления и расходы на продажу предусмотреть использование данных счетов. Это позволит более достоверно отражать производственную себестоимость товаров и услуг.
3.2 ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ И СНИЖЕНИЯ РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Для выявления резервов повышения доходов организации и снижения расходов, будем опираться на результаты факторного анализа выручки предприятия проведённого в предыдущей главе, а также на результаты таблицы 27.
Таблица 27- Выявление резервов снижения расходов ООО «ПК «Альянс ТехКом»
Относительную экономию (перерасход) материальных оборотных средств рассчитаем по формуле (15):
Произведем расчет:
= -1186,46 тыс. руб.
Относительную экономию (перерасход) оборотных средств рассчитаем по формуле (16):
Произведем расчет:
Относительную экономию (перерасход) материальных расходов рассчитаем по формуле (17):
Произведем расчет:
По результатам факторного анализа выручки предприятия, было установлено, что в 2018 году организация потеряла часть доходов в результате снижения суммы оборотных активов и материальных запасов, то по результатам таблицы, можно сказать, что в 2018 году у организации отмечается относительная экономия материальных оборотных средств и расходов на амортизацию.
При этом перерасход отмечается по оборотным средствам, по материальным расходам, по расходам на оплату труда и по прочим расходам. Рекомендуется для данного предприятия пополнить запасы материальных оборотных средств в целях обеспечение бесперебойной работы и выполнения необходимого количества заказов. То есть на данный момент недополуче6ие части доходов связано с недостатком материальных запасов готовой продукции и расходных материалов.
Таким образом, в качестве первой рекомендации для предприятия необходимо разрабатывать планы и производственные программы, в соответствии которыми будут постоянно пополняться запасы предприятия. Для того чтобы на практике а эффективно реализовать данную рекомендацию, необходимо максимально автоматизировать процесс создания производственной программы и формирования необходимого объема запасов. На данный момент предприятие использует стандартную программу 1С бухгалтерия версия 7.7. Однако в целях улучшение производственного процесса, контроля за запасами, также снижения затрат необходимо приобретение более новой версии программы.
В качестве второй рекомендации, необходимо приобретение более новой версии 1 С. Программный продукт «1С:Бухгалтерия 8» включает технологическую платформу «1С:Предприятие 8» и конфигурацию (прикладное решение) «Бухгалтерия предприятия». Правила ведения учета настроены именно в конфигурации.
«1С:Бухгалтерия 8» предназначена для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, включая подготовку обязательной (регламентированной) отчетности в организациях, осуществляющих любые виды коммерческой деятельности: оптовую и розничную торговлю, комиссионную торговлю, оказание услуг, производство и т. д. Бухгалтерский и налоговый учет ведется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Также, функционал данного программного продукта позволяет формировать план производства и планировать производственную программу на длительное время. А значит, предприятие будут точно знать какие запасы, и в каких количествах необходимо будет приобрести для выполнения поступивших заказов. Кроме того данная программа позволяет более четко контролировать затраты предприятия на выполнение работ и услуг, и производство продукции.
3.3 РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛОЖЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Для того чтобы оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий, необходимо в первую очередь рассчитать расходы на их реализацию. Расходы на реализацию предложенных мероприятий будут включать в себя расходы на приобретение более новой версии 1С бухгалтерия, на приобретение лицензии для данной программы, на разработку графика документооборота, на разработку программы и плана аудиторской проверки, внесение графика и порядка проведения внутреннего аудита в документы организации.
Таким образом, общая сумма затрат предприятия на реализацию предложенных мероприятий по совершенствованию бухгалтерского учета доходов и расходов организации, а также улучшению показателей деятельности предприятия составит 36 240 руб. Из них 14 440 руб, это затраты связанные с приобретением платформа 1С бухгалтерия версия 8.
Таблица 28 — Расчёт затрат предприятия на совершенствование бухгалтерского учета доходов и расходов организации ООО «ПК «Альянс ТехКом», руб.
Для приобретения 2 лицензий потребуется денежные средства в размере 16 400 руб. Затраты на разработку графика документооборота составит 2 500 руб. При расчёте данной статьи расходов учитывалась среднечасовая ставка главного бухгалтера и количество времени, затрачиваемого на разработку данного документа.
Аналогичный расчёт проведем для затрат на разработку номенклатурных групп и на разработку плана и программы внутреннего расходов. Экономический эффект от внедрения мероприятий — это разница межу планируемым приростом выручки и экономии, вызванных предлагаемыми мероприятиями, и расходами на эти мероприятия. Расчет дополнительного дохода ООО «ПК «Альянс ТехКом» представлен в таблице 29.
Таблица 29 — Расчет дополнительного дохода ООО «ПК «Альянс ТехКом», тыс. руб.
Таким образом, сумма дополнительного дохода предприятия за счет реализации предложенных мероприятий составит 3 075,85 тыс. руб. Расходы предприятия на реализацию предложенных мероприятий окупится в течение первого года.
Чистый доход компании составит = 3 075,85- 36,24 = 3 003,37 тыс. руб. Подводя итог данному разделу необходимо отметить, что в целях совершенствования организации бухгалтерского учета доходов и расходов предприятия, а также в целях улучшения финансовых результатов, необходимо: разработать и утвердить график документооборота, детализировать номенклатуру групп; разработать программу и план проведения аудита доходов, расходов и финансового результата; усилить контроль за затратами и оптимизировать величину запасов за счет разработки программы производства. Общая сумма затрат предприятия на реализацию предложенных мероприятий по совершенствованию бухгалтерского учета доходов и расходов организации, а также улучшению показателей деятельности предприятия составит 36,24 тыс. руб. Чистый доход компании составит 3 003,37 тыс. руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Доходы и расходы предприятия, формируется в процессе его производственной, и коммерческой деятельности. Они являются важными элементами при определении экономической эффективности функционирования предприятия, а также, играют важную роль в правильном исчислении налоговых платежей.
Основным видом деятельности ООО «ПК «Альянс Техком» является производство и реализация натяжных потолков. Специалисты выполняет работы по монтажу и демонтажу натяжных потолков.
Анализ финансовых результатов ООО «ПК «Альянс Техком» показал, что за 3 года у организации отмечается их улучшение. Это выражается в увеличении выручки от продажи, увеличение валовой прибыли и прибыли от продаж.
Анализ показателей эффективности использования трудовых ресурсов позволяет сделать вывод о том, что за 3 года они стали использоваться более эффективно, что отразилось на показателях производительности труда. Также за 3 года отмечается повышение эффективности использования основных фондов.
Анализ показателей эффективности использования капитала позволяет сделать вывод о том, что структура капитала предприятия является не рациональной, так как значительную долю занимает собственный капитал.
Анализ документального оформления учета доходов и расходов предприятия показала, что большинство первичных документов формируется в бумажном виде. Все они хранятся в соответствии с требованиями бухгалтерского и налогового учета. Сроки хранения формы первичных документов закреплены в номенклатуре дел. Синтетический аналитический учет доходов и расходов организации показал, что данный участок учета также ведется в соответствии с требованиями российского законодательства о бухгалтерском учёте.
На фоне общего увеличения доходов организации, основной прирост пришелся на доходы по обычной деятельности.
Перерасход отмечается по оборотным средствам, по материальным расходам, по расходам на оплату труда и по прочим расходам. Рекомендуется для данного предприятия пополнить запасы материальных оборотных средств в целях обеспечение бесперебойной работы и выполнения необходимого количества заказов.
Анализ организации бухгалтерского учета доходов и расходов организации позволил выявить следующие проблемы: на данный момент у предприятия нет графика документооборота в том числе, касающихся документов по учету доходов и расходов; недостаточно проработаны номенклатурные группы в справочнике; нет программы и стандарта по проведению аудита доходов, расходов и финансового результат; предприятием не используем в своей деятельности счета 26 и 44.
Для решения данных проблем, рекомендуется: разработать график документооборота, детализировать номенклатурные группы в соответствии со спецификой деятельности предприятия, разработать программу и план проведения аудита доходов, расходов и финансового результата организации. Для решения проблем оптимизации расходов необходимо усилить контроль за затратами и оптимизировать величину запасов за счет разработки программы производства.
Общая сумма затрат предприятия на реализацию предложенных мероприятий по совершенствованию бухгалтерского учета доходов и расходов организации, а также улучшению показателей деятельности предприятия составит 36,24 тыс. руб. Чистый доход компании составит 3 003, 37 тыс. руб.
Также необходимо пересмотреть методологию учета предприятия и для отражения расходов на нужды управления и расходы на продажу предусмотреть использование данных счетов. Это позволит более достоверно отражать производственную себестоимость товаров и услуг.
