Меню Услуги

Бухгалтерский учет и анализ расчетов с контрагентами организации (на примере ООО «Совтехнология»)

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

 

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа расчетов с контрагентами
  • 1.1 Экономическая сущность расчетных операций и их правовое регулирование
  • 1.2 Основы бухгалтерского учета расчетов с контрагентами
  • Глава 2. Особенности учета, анализа и аудита расчетов с контрагентами в ООО «Совтехнология»
  • 2.1 Краткая характеристика предприятия
  • 2.2 Анализ основных технико-экономических показателей работы предприятия
  • 2.3 Анализ кредиторской и дебиторской задолженности
  • Глава 3. Предложения по совершенствованию бухгалтерского учета и эффективности управления расчетов с контрагентами
  • 3.1 Направления совершенствования
  • 3.2 Анализ существующих методических рекомендаций и возможность их применения на предприятии по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью
  • Заключение

 

Введение

актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, расчетные операции являются необходимым условием деятельности предприятий, обеспечивающим бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции.

Состояние текущих обязательств и расчетов отражает уровень организации производственной и торговой деятельности, а так же уровень бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта, качество и маневренность механизма которого напрямую зависит от контроля за состоянием расчетов организации.

Учет расчетов с дебиторами и кредиторами является важнейшим объектом аудиторской проверки. В ходе проверки аудитор формирует мнение о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих обязательства по расчетам (дебиторской и кредиторской задолженности) и о соответствии применяемой методики учета норимативным документам. Параллельно в процессе аудита дебиторской и кредиторской задолженности оценивается система внутреннего контроля, что немаловажно для принятия эффективных управленческих решений руководством предприятия.

Управление дебиторской задолженностью на предприятии является в настоящее время приоритетным, так как это связано с управлением значительными денежными потоками, определяющими обеспеченность предприятия собственными денежными средствами, объем рынка и, соответственно, объем продаж.

Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование действующей практики бухгалтерского учета и проведение анализа эффективности расчетов с контрагентами в ООО «Совтехнология».

Объект исследования – ООО «Совтехнология».

Предметом исследования являются методы повышения качества бухгалтерского учета, аудита и эффективного управления расчетами с контрагентами в ООО «Совтехнология».

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить экономическую сущность расчетных операций и рассмотреть имеющуюся нормативно-правовую базу бухгалтерского учета и аудита расчетов с контрагентами.
  2. Изучить методику проведения аудита расчетов с контрагентами и методику управления дебиторской задолженностью применительно к объекту исследования.
  3. Проанализировать действующую практику ведения бухгалтерского учета в ООО «Совтехнология» и составить обоснованное мнение (по данным бухгалтерской отчетности) о правильности ведения расчетов с контрагентами.
  4. Провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности, их динамики и качественного изменения в ООО «Совтехнология».

Представленная выпускная квалификационная работа состоит из введения, определяющего актуальность выбранной темы, объект, предмет, цели и задачи исследования, треx глав, заключения с выводами и предложениями, списка использованных литературных источников и приложений.

В первой главе работы рассматривается сущность расчетных операций, теоретическая база бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также с покупателями и заказчиками, приводится нормативно-правовая база бухгалтерского учета и аудита расчетов с контрагентами и анализируется методика проведения аудита расчетов с контрагентами.

Вторая глава выпускной квалификационной работы посвящена объекту исследования. В ней помимо приведенной краткой характеристики ООО «Совтехнология» представлены основные технико-экономичeские показатели работы предприятия. Kроме того, в главе описывается и анализируется алгоритм проведения аудиторской проверки расчетов с контрагентами аудитором.

Исходя из данных второй главы, в третьей главе анализируются имеющиеся на предприятии недостатки применительно к теме выпускной квалификационной работы и предлагаются пути повышения эффективности бухгалтерского учета и анализа расчетов с контрагентами, даются рекомендации по уменьшению и даже сведения к минимуму дебиторской задолженности.

В заключении приведены основные выводы и рекомендации, сформулированные из результатов проведенного исследования.

Практическая значимость работы заключается в том, что конкретные рекомендации по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту расчетов с контрагентами могут быть использованы в ООО «Совтехнология» для повышения эффективности работы предприятия.

При написании выпускной квалификационной работы были использованы различные методы исследования: изучение и анализ нормативно-правовых документов, обобщение научных исследований и практического материала, наблюдение.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по вопросам бухгалтерского учета и аудита расчетов с контрагентами в Российской Федерации. При этом были использованы источники учебной литературы, методические материалы, монографии, периодическая литература и электронные ресурсы.

 

1. Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа расчетов с контрагентами

1.1. Экономическая сущность расчетных операций и их правовое регулирование

 

Между хозяйствующими субъектами, государством, физическими лицами возникают денежные взаимоотношения (расчеты). Денежные расчеты осуществляются организацией либо наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей.

Безналичные расчеты осуществляют посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги. Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.

Для объяснения экономической сущности расчетных операций важно определить, что представляет собой дебиторская и кредиторская задолженность.

Несколько веков тому назад, когда основным содержанием бухгалтерского учета было отражение расчетных операций, применялись термины «дебет» (он должен) и «кредит» (он верит). При учете расчетных операций смысл старых терминов сохранился: дебиторы – нам должны, кредиторы – мы должны.

Все счета по учету расчетов объединены в плане счетов в раздел VI «Расчеты», так как имеют одну и ту же экономическую характеристику по назначению и структуре: основные расчетные (не следует отождествлять с денежным счетом 51 «Расчетные счета»). По отношению к балансу счета – активные, если отражается дебиторская задолженность; пассивные, если – кредиторская задолженность. Все активные и пассивные расчетные счета при определенных условиях могут быть активно-пассивными [10].

В процессе учета расчетных операций необходимо отражать два момента:

  • начисление задолженности, т.е. предъявление счета к оплате, при этом на активных счетах увеличивается дебиторская задолженность, на пассивных счетах – увеличивается кредиторская задолженность;
  • погашение задолженности (оплата, перечисление денежных средств), в этом случае уменьшается дебиторская и кредиторские задолженности. [1]

Регистры аналитического и синтетического учета расчетных операций построены линейно-позиционным способом. По каждому дебитору и кредитору показываются остатки задолженности на начало периода, обороты по дебету и кредиту счета, остатки задолженности на конец периода.

Расчеты, погашаемые в течение года, принято называть текущими. К ним относятся расчеты покупателей и поставщиков за продукцию, работы и услуги (товарные операции), прочие расчеты (нетоварные операции).

К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п. Их учитывают на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 45 «Товары отгруженные» и др.

К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями и т.п. Их учитывают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Организации обязаны своевременно и в полном объеме осуществлять расчеты, поскольку несвоевременное погашение долгов дебиторами приводит к ухудшению финансового состояния кредиторов, несвоевременности расчетов с государством по налогам, с внебюджетными фондами. [13]

На практике существуют различные классификации расчетов организации (см. табл.1).

Таблица 1. Классификации расчетов организации

Вид классификации Формы расчетов Экономическая сущность
По характеру применяемых документов платежными поручениями письменное распоряжение плательщика обслуживающему его банку осуществить платеж
платежными требованиями документ, с помощью которого получатель средств получает деньги с плательщика
аккредитивами поручение банка, обслуживающего покупателя, банку поставщика произвести оплату продукции, отгруженной в адрес покупателя
чеками ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платежи указанной в ней суммы чекодержателю
векселями письменное долговое денежное обязательство векселедателя уплатить сумму денег по наступлении срока платежа векселедержателю
По характеру взаимоотношений внутренние расчеты, осуществляемые внутри организации
внутрихозяйственные расчеты между структурными подразделениями организации
внутриведомственные расчеты, осуществляемые организацией и вышестоящим органом
межхозяйственные между организациями за поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ
одногородние расчеты, осуществляемые внутри города
иногородние расчеты между организациями, находящимися в разных городах
международные между плательщиком и получателем, находящимися на территориях разных государств
По категории контрагентов юридические лица  
физические лица  

 

Основные задачи учета расчетных операций отражены на рис. 1.

Рис. 1. Основные задачи учета расчетных операций

 

Основными нормативными документами по учету расчетных операций являются:

  1. Закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.96г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.
  3. Положение по ведению бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98г №34н (с изменениями).
  4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000г №94н.
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» – ПБУ 3/2012. Утверждено приказом Минфина РФ от 27.11.2012г №154н.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» – ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99г №43н.
  7. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» – ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г №32н.
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» – ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г №33н.
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» – ПБУ 12/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 27.01.2000г №11н.
  10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» – ПБУ 15/08. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.08г №107н.
  11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» – ПБУ 18/02. Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02г №114н.
  12. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» – ПБУ 20/03. Утверждено приказом Минфина РФ от 24.11.03г №105н.
  13. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95г №49.
  14. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 30.10.97г №71а.
  15. «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Положение Центрального Банка РФ от 03.10.02г №2п.
  16. «Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом». Приказ Минфина РФ от 28.11.01г №97н.
  17. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000г №117-ФЗ.

В нашей стране все нормативные документы по ведению бухгалтерского учета в зависимости от назначения и статуса подразделяют на 4 иерархических уровня.

К первому уровню относятся законодательные документы, второй составляют стандарты и положения, третий – методические указания, инструкции и письма Минфина РФ, а последний формируют рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.

 

1.2. Основы бухгалтерского учета расчетов с контрагентами

 

Для того, чтобы разобраться из каких составных компонентов складывается бухгалтерский учет расчетов с контрагентами, необходимо определиться с тем, кого называют контрагентом.

Контрагент – (от лат. Contrahens (contrahentis) – договаривающийся. Каждая из сторон (лицо или учреждение) в договоре по отношению друг к другу. [12]

Получается, что договорными отношениями с организацией связаны, как поставщики и подрядчики, так и покупатели и заказчики.

К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие товарно-материальные ценности, выполняющие работы, оказывающие различные виды услуг. Обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками возникают между организациями по сделкам, оформленным договорами купли-продажи, поставки.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению. Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.

Для учета расчетов за поступившие товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По дебету этого счета отражаются суммы исполнения обязательств перед поставщиками и подрядчиками за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, выданные авансы, по кредиту – образование задолженности перед другими юридическими лицами.

Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчетные документы (счета, счета-фактуры) и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты, акты о выполнении работ и услуг и др.). [16]

Основными реквизитами счета-фактуры являются:

  • номер документа и дата его составления;
  • сведения о поставщике (наименование поставщика товаров, его юридический адрес, соответствующий учредительным документам, идентификационный номер и др.);
  • сведения о грузоотправителе с указанием полного почтового адреса, если поставщик и грузоотправитель не являются одним и тем же юридическим лицом;
  • сведения о покупателе товаров (наименование покупателя, его юридический адрес, идентификационный номер и др.);
  • сведения об условиях поставки, включая сведения о транспортировке груза;
  • формы расчетов за поставку (в безналичном порядке, расчеты наличными через кассу, расчеты векселями, в порядке обменных операций, предварительной оплаты и др.);
  • сведения о проданных товарах, выполненных работах и оказанных услугах (наименование товаров, их технические параметры, типы, размеры, номера моделей);
  • единицы измерения, количество, цена товара по договору за единицу измерения без НДС и с НДС;
  • стоимость товара, включая НДС и без НДС,

Выданные авансы представляют собой предварительные платежи по сделкам, совершаемые по условиям расчетов между участниками договоров. Суммы выданных авансов перечисляются платежным поручением с расчетных и других счетов в банках и учитываются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», пока не будут полностью исполнены и документально оформлены поставки товарно-материальных ценностей, выполненные работы, оказанные услуги.

При невыполнении договоров поставки неиспользованные суммы авансов возвращаются поставщиком покупателю. В расчетных документах должно быть указано основание возврата (реквизиты договора и платежного поручения, по которому зафиксировано получение аванса). [17]

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Сумма НДС включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60. Затраты на оплату процентов по кредитам поставщиков и подрядчиков за приобретенные ценности, выполненные работы и оказанные услуги отражаются по дебету счетов учета приобретенного имущества или затрат на производство (поскольку они включаются в себестоимость продукции) и кредиту счета 60.

Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (50,51, 52, 55) или кредитов банка (66, 67). Порядок бухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками зависит от применяемых форм расчетов. [4]

Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется в разрезе кредиторской и дебиторской задолженности в ведомости учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Аналитическая информация о задолженности поставщикам формируется в зависимости от используемых форм расчетов, сроков погашения (документы, срок оплаты которых не наступил или не оплаченные в срок).

Бухгалтерские записи по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками представлены в табл.2.

Таблица 2. Корреспонденция счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками

№ п/п Содержание факта хозяйственной деятельности Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 Приняты к оплате счета поставщиков за приобретенные внеоборотные активы, материально-производственные запасы  

07, 08,

10, 15

 

 

60

2 Отражаются суммы НДС по поступившим активам 19 60
3 Приняты к оплате счета подрядчиков за выполненные работы, оказанные услуги 20, 23, 25, 26, 44  

 

60

4 Отражаются суммы НДС по принятым работам, услугам производственного характера  

19

 

60

5 Отражается задолженность другим организациям за услуги по исправлению брака, транспортировке бракованной продукции и др.  

 

28

 

 

60

6 Возвращены поставщикам и подрядчикам суммы по расчетным документам и суммы выданных авансов в случае недопоставки продукции  

50, 51,

52, 55

 

 

60

7 Предъявлены претензии поставщикам, подрядчикам, транспортным организациям, возникшие из-за несоответствия качества материальных ценностей, установленного стандартами или условиями договоров  

 

 

76

 

 

 

60

8 Отражается списание задолженности поставщика по авансу в связи с признанием ее нереальной для взыскания  

91

 

60

9 Отражаются суммы установленных недостач от потери и порчи материальных ценностей в пределах установленных договором величин  

 

94

 

 

60

10 Оплачены приобретенные внеоборотные активы, материально-производственные запасы, выполненные работы, оказанные услуги  

 

60

 

50, 51,

52, 55

11 Списываются на уменьшение задолженности перед бюджетом сумма НДС  

68

 

19

12 В соответствии с условиями договоров выданы авансы поставщикам и подрядчикам  

60

50, 51,

52, 55

13 Отражается уменьшение задолженности перед поставщиками и подрядчиками за счет ранее перечисленных авансов  

 

60

 

 

60

14 Отражается списание кредиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности  

60

 

91

 

Аналитическая информация о выданных авансах формируется по каждому дебитору с учетом суммы перечисленного аванса, а также сумм в уменьшение задолженности по расчетным документам поставщика.

Суммовые разницы по приобретенному имуществу после его оприходования или выполненным работам (услугам) учитывают на счетах 60 и 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве операционных доходов и расходов в зависимости от значения суммовых разниц.

Курсовые разницы по приобретенному имуществу (работам, услугам) также отражают на счетах 60 и 91 в качестве операционных доходов и расходов в зависимости от значения курсовых разниц.

Прекращение обязательств (помимо надлежащего исполнения) может осуществляться по следующим основаниям: при зачете взаимных требований, новации, прощении долга, ликвидации юридического лица (ст. 410, 414, 415, 419 ГК РФ).

Прекращение обязательств при зачете взаимных требований отражают по дебету счета 60 и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Прощение долга, по существу, является одним из видов дарения. Прощенная сумма долга является внереализационным доходом и отражается по дебету счета 60 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

При прекращении обязательств новацией происходит замена одного обязательства другим. Эта замена на синтетических счетах не отражается; осуществляются отметки в аналитическом учете.

Прекращение обязательств вследствие ликвидации юридического лица и при списании кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывают по дебету счета 60 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Списание кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, осуществляют по результатам проведенной инвентаризации, письменному обоснованию и приказу руководителя организации. [18]

Для учета расчетов с покупателями и заказчиками предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На данном счете формируется информация о задолженности покупателей и заказчиков за проданную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, другие активы, право собственности на которые перешло к покупателям, заказчикам согласно договорам купли-продажи или договорам поставки. На этом счете отражаются также суммы полученных авансов и предварительной оплаты от контрагентов.

При отгрузке продукции покупателям и предъявлении им расчетных документов (счетов-фактур, транспортных накладных и др.) на дебете счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражается дебиторская задолженность покупателей за продукцию, работы, услуги по продажным ценам, включая НДС, причитающийся к получению от покупателей. В составе дебиторской задолженности также отражаются расходы по транспортировке готовой продукции, выполненные сторонними организациями и лицами, включая уплаченные суммы НДС. [3]

Данные по кредиту счета 62 «Расчеты  с покупателями и заказчиками» характеризуют поступление платежей, а также авансы, полученные организациями-поставщиками от покупателей и заказчиков в соответствии с условиями расчетов. По нормам действующего налогового законодательства кредиторская задолженность, отражаемая на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», является объектом налогообложения при расчете НДС.

При продаже амортизируемого имущества, т.е. основных средств и нематериальных активов, а также другого имущества, стоимость имущества по ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы». Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету счетов по учету денежных средств (50, 51, 52, 55) и кредиту счета 62.

На счете 62 отражают суммы полученных авансов и предварительной оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги), а также возникающие суммовые и курсовые разницы.

Суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают на счете 62 обособленно.

Положительные суммовые разницы, возникающие по обычным видам деятельности, отражают по дебету счета 62 и кредиту счета 90 «Продажи». Отрицательные суммовые разницы оформляют по этим счетам сторнировочной записью. Положительные курсовые разницы учитывают по дебету счета 62 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», а отрицательные – по дебету счета 91 и кредиту счета 62.

Невостребованная в срок задолженность покупателей и заказчиков списывается с кредита счета 62 в дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» или счета 91 «Прочие доходы и расходы». [19]

Бухгалтерские записи по учету расчетов с покупателями и заказчиками представлены в табл.3.

Таблица 3. Корреспонденция счетов  по учету расчетов с покупателями и заказчиками

№ п/п Содержание факта хозяйственной деятельности Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 Отражается возврат ранее полученных авансов от покупателей, заказчиков и др. 62 50, 51, 52, 55
2 Дебиторская задолженность списана за счет полученного от покупателя (заказчика) аванса.  

62

 

62

3 Отражаются расходы по транспортировке продукции, прочих активов сторонними организациями, подлежащие возмещению покупателями (в том числе НДС).  

 

62

 

 

71, 76

4 Отражается задолженность покупателей за продукцию, работы, услуги.  

62

 

90

5 Отражается задолженность покупателей за прочие активы. 62 91
6 Отражается поступление денежных средств (в том числе авансов) от покупателей в оплату продукции, работ, услуг, прочих активов  

50, 51, 55

 

 

62

7 Списана дебиторская задолженность покупателей. 91 62
8 Списаны невостребованные авансы. 62 91

 

Регистром бухгалтерского учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» служит ведомость, совмещающая синтетический и аналитический учет, в которой в разрезе корреспондирующих счетов в хронологической последовательности должна быть систематизирована и накоплена информация о хозяйственных операциях. Выходные данные ведомости об оборотах и остатках счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» используются для контроля за дебиторской задолженностью, расчетами по полученным авансам, для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В зависимости от возможностей истребования организацией-кредитором дебиторская задолженность подразделяется на истребованную и неистребованную. Истребованной считается дебиторская задолженность, относительно которой организация-кредитор предпринимает определенные действия с целью выполнения организацией-должником обязательств по расчетам. Обязательным условием истребования дебиторской задолженности является предъявление иска в арбитражный суд с приложением документов, подтверждающих уплату государственной пошлины: копии искового заявления и приложенных к нему документов. [20]

Истребованная дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности по приказу руководителя организации включается в состав прочих расходов организации или списывается за счет резерва сомнительных долгов.

Общий срок исковой давности составляет три года. В течение этого срока законодательством предусматривается защита права по иску лица, право которого нарушено. Срок исковой давности определяется с момента окончания срока исполнения обязательств. Если по обязательствам не установлена дата их исполнения, то срок исковой давности наступает с того момента, когда у  кредитора возникает право предъявить требования об исполнении обязательств.

Законодательством предусмотрено, что сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон.

Если у организации-кредитора есть документы, подтверждающие нереальность взыскания дебиторской задолженности, то такая задолженность относится на прочие расходы до истечения срока исковой давности. Это возможно в связи с ликвидацией юридического лица (организации-должника). В соответствии со ст. 419 ГК РФ в этом случае обязательства по расчетам прекращены, а документом, на основании которого устанавливается нереальность получения долга, будет запись о ликвидации юридического лица в Едином государственном реестре, что оформляется справкой налоговой инспекции, на учете в которой состоит организация-дебитор. [2]

Учет резервов по сомнительным долгам

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) организации могут создавать резервы по сомнительным долгам по расчетам с другими предприятиями и гражданами за продукцию, товары, работы, услуги с отнесением сумм резервов на прочие расходы организации.

Резерв по сомнительным долгам создается по результатам инвентаризации дебиторской задолженности организации.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Резерв может формироваться ежеквартально, конкретный порядок и сроки предусматриваются в распорядительном документе организации по учетной политике. Создание резерва отражается бухгалтерской записью:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» – Кредит счета 63 «Резервы по сомнительным долгам».

За счет суммы созданного резерва списываются дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, и другие долги, нереальные для взыскания:

Дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» – Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Сумма неиспользованного резерва включается в состав прочих доходов следующего отчетного периода:

Дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» – Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

Аналитический учет по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» ведется в ведомости по каждому созданному резерву. [22]

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

Операции, связанные с расчетами по имущественному и личному страхованию, с расчетами по претензиям, суммам, удержанным из оплаты труда работников организации, и другими, отражаются на активно-пассивном счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». К этому счету могут быть открыты субсчета: 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», 76-2 «Расчеты по претензиям», другие субсчета.

Согласно Гражданского кодекса РФ страхование может быть добровольным и обязательным. Добровольное страхование оформляется договором между организацией (страхователем) и страховщиком. В договоре определяются все условия страхования. Перечень договоров страхования, расходы по которым включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), ограничен и не может быть расширен. К таким договорам относятся: договоры страхования средств транспорта, имущества; договоры страхования гражданской ответственности организаций-перевозчиков; договоры страхования гражданской ответственности организаций-источников повышенной опасности; договоры на добровольное медицинское страхование; договоры страхования от несчастных случаев и болезней, заключенные организацией в пользу своих работников. [23]

Синтетический и аналитический учет по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» ведется в ведомости, обеспечивающей формирование информации по отдельным страховщикам и договорам, с указанием даты возникновения обязательств по ним и даты их погашения, а также по суммам страховых возмещений, полученных организацией при наступлении страховых случаев.

В процессе совершения сделок возможно неисполнение договорных обязательств одним из контрагентов. В этом случае одна из сторон предъявляет претензии другой стороне, нарушившей условия договора.

Претензия должна быть составлена в письменной форме в двух экземплярах, один из которых остается у организации, предъявившей претензию, другой передается контрагенту, ответственному за нарушение условий договора. В претензии конкретизируется факт нарушения договорных обязательств и в связи с этим соответствующие требования по возмещению потерь и расходов организации согласно документам, подтверждающим размер потерь и расходов.

Такими документами являются копии квитанций, счетов-фактур, платежных документов, актов и др. После признания претензии другим участником сделки или судом ее сумма отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям».

Субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям» кредитуется на суммы поступивших платежей в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Суммы, которые взысканию не подлежат, относятся на те счета, с которых были приняты на учет по дебету субсчета 76-2 «Расчеты по претензиям».

Синтетический и аналитический учет по субсчету 76-2 «Расчеты по претензиям» ведется в ведомости, обеспечивающей формирование информации по каждой претензии (даты ее предъявления, принятия на учет и погашения дебиторской задолженности), а также по суммам задолженности по каждому дебитору. [24]

Бухгалтерские записи, касающиеся расчетов по претензиям, представлены в табл.4.

Таблица 4. Корреспонденция счетов по учету расчетов по претензиям

№ п/п Содержание факта хозяйственной деятельности Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 Отражается сумма претензий к поставщикам и подрядчикам, транспортным организациям в результате выявленных арифметических ошибок, несоответствия цен и тарифов в расчетных документах величинам, предусмотренным договорами, после отражения полученных активов на счетах  

 

 

 

 

76

 

 

 

07, 08, 10, 20 и др.

2 Отражаются претензии в связи с использованием материалов ненадлежащего качества в производстве, в результате чего зафиксирован брак и простои  

 

76

20, 23, 25, 26, 28
3 Предъявлены претензии кредитным организациям по ошибочно списанным суммам  

76

51, 52, 66, 67
4 Отражается сумма претензий, предъявленных поставщикам и транспортным организациям по выявленным при проверке их счетов несоответствия цен, тарифов, арифметическим ошибкам, за недостачу груза в пути сверх предусмотренных договором величин  

 

 

 

76

 

 

 

 

60

5 Не подлежащие взысканию суммы по ранее предъявленным претензиям отнесены на счета, на которых они ранее были отражены (при оприходовании) 07, 08, 10

 

76
6 Суммы невозмещенных претензий включены в расходы по заготовлению и приобретению материальных ценностей  

15

 

76

7 Суммы неудовлетворенных претензий отнесены на себестоимость продукции, работ, услуг  

20, 23

 

76

8 Суммы неудовлетворенных претензий отнесены на общепроизводственные и общехозяйственные расходы  

25, 26

 

76

9 Суммы неудовлетворенных претензий списаны на расходы по продаже  

44

 

76

10 Возмещены наличными деньгами суммы ранее предъявленных претензий  

50

 

76

11 Возмещены суммы ранее предъявленных претензий, в том числе по ошибочно списанным суммам 51, 52, 55  

76


Страницы:   1   2   3