Заявка на расчет
Меню Услуги

Бухгалтерский учет и анализ эффективности использования основных средств. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3

Глава 2 Бухгалтерский учет и анализ основных средств  в организации

2.1 Общая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Транзит» является юридическим лицом со дня его регистрации.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Создано на неопределенный срок, имеет самостоятельный баланс, счета в банковских и иных кредитных учреждениях, печать, штампы и бланки со своим наименованием.

Руководство текущей деятельностью ООО «Транзит» осуществляется директором. Директор без доверенности действует от имени ООО «Транзит», в том числе представляет его интересы и совершает сделки; издает приказы о назначении на должности работников общества, об их увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания и осуществляет иные полномочия, установленные действующим законодательством решения.

Основным видом деятельности ООО «Транзит» является оказание различных услуг, основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Транзит» представлены в таблице 2.

Согласно данным таблицы, эффективность финансово-хозяйственной ООО «Транзит» за три последние годы сократилась. В частности, было отмечено снижение выручки, наиболее существенным падение было в 2013 году. В 2014 году темп прироста выручки составил 1,07%, а темпы роста себестоимости превысили 22%. В результате предприятие был получен убыток от продаж в размере 12148 тыс.руб., компенсировать который не смогли доходы от прочей деятельности. В результате по итогам 2014 года чистый убыток ООО «Транзит» составил 12024 тыс.руб., в то время как предшествующие отчетные периоды были закончены с чистой прибылью в размере 7738 тыс.руб. в 2012 году и 2617 тыс.руб. в 2013 году.

Подобная динамика финансовых результатов соответствующим образом сказалась на показателях рентабельности, а также затратоотдачи, которые лишь в 2012 году имели положительные значения.

В целом за три года численность персонала выросла на 2 человека, при этом эффективность использования трудовых ресурсов снизилась: об этом свидетельствует отрицательная динамика производительности труда и рентабельности персонала. В течение всех трех лет на предприятии происходит незначительный рост среднемесячной заработной платы, с учетом снижения производительности труда можно сделать вывод о том, что средства на оплату труда использовались недостаточно эффективно.

Общая сумма активов ООО «Транзит» за три года сократилась почти на треть, в результате их оборачиваемость несколько выросла.

В связи с сокращением суммы дебиторской задолженности на балансе предприятия, ее оборачиваемость выросла, а длительность одного оборота сократилась. Аналогичная динамика была отмечена в целом за три года и в отношении кредиторской задолженности. Что касается оборачиваемости запасов, то она напротив снизилась по причине существенно увеличения их уровня.

Длительность операционного и финансового циклов в 2013 году увеличились, а в 2014 году сократились, в целом за три года было отмечено ускорение оборачиваемости основных видов ресурсов.

Бухгалтерский учет в ООО «Транзит» возложен на бухгалтерию, возглавляемую главным бухгалтером. Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением ООО «Транзит» на правах отдела.

Основные технико-экономические показатели. Таблица 2

 

Показатели Год Отклонение

2013/2012

Отклонение

2014/2013

2012 2013 2014
+/- % +/- %
Выручка, тыс. руб. 48803 46527 47027 -2276 -4,66 500 1,07
Себестоимость, тыс.руб. 46527 48327 59177 1800 3,87 10850 22,45
Прибыль от продаж, тыс.руб. 2276 -2718 -12148 -4994 -219,42 -9430 346,95
Чистая прибыль, тыс.руб. 7738 2617 -12024 -5121 -66,18 -14641 -559,46
Рентабельность продаж, % 4,66 -5,84 -25,83 -10,51 -225,26 -19,99 342,19
Чистая рентабельность, % 15,86 5,62 -25,57 -10,23 -64,53 -31,19 -554,57
Затратоотдача, % 4,89 -5,62 -20,53 -10,52 -214,97 -14,90 265,00
Среднесписочная численность персонала, чел. 132 131 134 -1 -0,76 3 2,29
Производительность труда, тыс.руб./чел. 369,72 355,17 350,95 -14,55 -3,94 -4,22 -1,19
Рентабельность персонала, тыс.руб./чел. 58,62 19,98 -89,73 -38,64 -65,92 -109,71 -549,17
Среднемесячная заработная плата, тыс.руб. 10,67 11,02 11,92 0,35 3,28 0,90 8,17
Стоимость активов, тыс.руб. 165138 178347 126044 13209 8,00 -52303 -29,33
Запасы, тыс.руб. 27491 34325 35541 6834 24,86 1216 3,54
Дебиторская задолженность, тыс.руб. 17219 10193 5069 -7026 -40,80 -5124 -50,27
Кредиторская задолженность, тыс.руб. 11618 12019 11944 401 3,45 -75 -0,62
Оборачиваемость активов, кол-во оборотов 0,30 0,26 0,37 -0,03 -11,72 0,11 43,02
Оборачиваемость запасов, кол-во оборотов 1,78 1,36 1,32 -0,42 -23,64 -0,03 -2,38
Длительность оборота запасов, в днях 205,61 269,28 275,85 63,67 30,97 6,57 2,44
Оборачиваемость дебиторской задолженности, кол-во оборотов 2,83 4,56 9,28 1,73 61,05 4,71 103,25
Длительность оборота дебиторской задолженности, в днях 128,78 79,96 39,34 -48,82 -37,91 -40,62 -50,80
Оборачиваемость кредиторской задолженности, кол-во оборотов 4,20 3,87 3,94 -0,33 -7,84 0,07 1,71
Длительность оборота кредиторской задолженности, в днях 86,89 94,29 92,70 7,40 8,51 -1,58 -1,68
Длительность производственного цикла, в днях 334,39 349,24 315,19 14,85 4,44 -34,05 -9,75
Длительность операционного цикла, в днях 247,50 254,95 222,49 7,45 3,01 -32,46 -12,73

 

Бухгалтерия ООО «Транзит» выполняет следующие задачи:

  1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении.
  2. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователем бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
  3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

При ведении бухгалтерского учета ООО «Транзит» руководствуется следующими законодательными и нормативными документами:

  • Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 г. №34н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 06.10.2008 г. № 106;
  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденные Приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 г. №94н.

Ведение бухгалтерского учета в ООО «Транзит» осуществляется при неукоснительном выполнении следующих требований:

  1. полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;
  2. своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности;
  3. большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

Для документирования хозяйственных операций бухгалтерией ООО «Транзит» применяются формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Схемы документооборота и сроки представления отчетности утверждаются в виде отдельных внутренних регламентов документооборота  директором организации.

Бухгалтерский учет в организации  осуществляется посредством автоматизированной формы бухгалтерского учета, основанной на методе двойной записи по синтетическим и аналитическим счетам в соответствии с рабочим Планом счетов бухгалтерского учета с использованием программы «1:С «Предприятие 8.0».

Бухгалтерская отчетность ООО «Транзит» формируется в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности составляется главным бухгалтером организации.

Учетная политика предприятия формируется главным бухгалтером и утверждается директором , который отвечает за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при совершении хозяйственных операций.

2.2 Особенности бухгалтерского учета движения основных средств

Бухгалтерский учет основных средств в ООО «Транзит» должен обеспечивать выполнение следующих задач:

  1. правильное оформление документов и своевременное отражение в учете поступления основных средств, их внутреннего перемещения, выбытия;
  2. достоверное определение результатов от реализации и прочего выбытия основных средств;
  3. полное определение затрат, связанных с поддержанием основных фондов в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта);
  4. контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;
  5. правильное и своевременное исчисление износа.

При ведении учета основных средств помимо положений учетной политики бухгалтерия ООО «Транзит» руководствуется ПБУ 6/01 «Учет основных средств», введенным в действие, начиная с бухгалтерской отчетности 2001 г. Оно является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, устанавливающим методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах.

В постановке правильного учета и для получения достоверной информации об объекте основных средств в ООО «Транзит» согласно общероссийскому классификатору основных фондов подразделяются на следующие группы:

  • здания,
  • сооружения и передаточные устройства,
  • машины и оборудования,
  • транспортные средства,
  • производственный и хозяйственный инвентарь,
  • рабочий скот,
  • продуктивный скот,
  • многолетние насаждения,
  • земельные участки и объекты природопользования,
  • другие виды основных средств.

По классификационным группам ведется учет и составляется ежемесячная и ежегодная отчетность о наличии и движении основных средств.

В соответствии с учетной политикой ООО «Транзит» амортизация объектов основных средств начисляется линейным способом, при этом при определении срока полезного использования объекта основных средств сотрудники бухгалтерии руководствуются классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002 г.

Проведение добровольной переоценки объектов основных средств ООО «Транзит» учетной политикой не предусмотрено.

Спецодежда, отвечающая критериям ПБУ 6/01, отражается в бухгалтерском учете в качестве основных средств на счете 01. В остальных случаях спецодежда учитывается на счете 10 «Материалы», при этом сотрудники бухгалтерии используют в работе положения Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина от 26.12.2002 г. № 135н.

Создание резервов на ремонт основных средств в учетной политике предприятия не предусмотрено.

Учетной политикой предприятия предусмотрено проведение ежегодной инвентаризации основных средств. Основными целями инвентаризации являются выявление фактического наличия имущества и сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.

Проведение инвентаризации в организации проводится  в соответствии с действующим законодательством обязательно:

  • при смене материально-ответственных лиц;
  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  •  при ликвидации (реорганизации) организации.

При каждой инвентаризации формируется инвентаризационная комиссия, отвечающая за полноту и достоверность результатов инвентаризации имущества и обязательств в количестве пяти человек. Состав комиссии утверждается директором предприятия.

По неучтенным основным средствам выписываются новые инвентарные карточки; по недостающим основным средствам, списанным с баланса, карточки помещают в раздел картотеки «Архив».

Все бухгалтерские записи оформляются на основании рабочего плана счетов бухгалтерского учета ООО «Транзит», в котором для ведения операций по учету основных средств предусмотрены счета 01, 07, 08, 02.

В соответствии с положением по ведению бухгалтерского учета все хозяйственные операции, выполняемые в организации оформляются оправдательными документами, на основании которых и ведется бухгалтерский учет.

Ежемесячно в бухгалтерию сдаются документы, подтверждающие факт поступления или выбытия основного средства.

Бухгалтер проверяет достоверность и правильность представленных документов:

  1. сверяет соответствие сумм и количества в счетах-фактурах и накладных, наличие всех подписей,
  2. при внутреннем перемещении из цеха в цех должно быть наличие подписи вышестоящего руководителя о разрешении передачи, а также подписей принимающей и отдающей стороны,
  3. в актах на списание должно быть наличие всех подписей и подложены технические заключения о необходимости списание объекта.

Основные средства в организации принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, включающей в себя сумму фактических затрат на их приобретение, сооружение и изготовление.

В ООО «Транзит» при организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объекту основных средств (инвентарному объекту) независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается при принятии их к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер. Присвоенный инвентарному объекту номер обозначается путем прикрепления металлического жетона, нанесен краской или иным способом.

В тех случаях, когда инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер. Если по объекту, состоящему из нескольких частей, установлен общий для объекта срок полезного использования, указанный объект числится за одним инвентарным номером.

Присвоенный инвентарному объекту номер обозначается путем прикрепления металлического жетона, нанесен краской или иным способом. В тех случаях, когда инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер. Если по объекту, состоящему из нескольких частей, установлен общий для объекта срок полезного использования, указанный объект числится за одним инвентарным номером.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в ООО «Транзит». Инвентарные номера списанных с бухгалтерского учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение пяти лет по окончании года списания.

Для оформления документации на поступление основных средств приказом (распоряжением) руководителя ООО «Транзит» создается приемочная комиссия в составе соответствующих должностных лиц, в том числе главного бухгалтера, и лиц, на которых предусматривается возложение ответственности за сохранность поступающих основных средств.

Поступление (приемка) основных средств в организацию оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств по форме № ОС-1 на каждый отдельный объект. Акт составляется комиссией в одном экземпляре. В этом документе дается подробная характеристика объекта, источник его приобретения, год выпуска, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытаний, соответствие объекта техническим условиям. Указывается также, кто сдал и кто принял объект. Акт составляется на каждый объект основных средств, к нему прилагается техническая документация.

Составление общего акта, оформляющего приемку нескольких объектов основных средств, в анализируемой нами организации допускается лишь при учете производственного и хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования и т.п., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце.

Акт (накладная) после его оформления с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию, подписывается главным бухгалтером и утверждается директором или лицом, на это уполномоченным.

Согласно учетной политике ООО «Транзит» при принятии объекта к бухгалтерскому учету главным бухгалтером также определяется срок полезного использования основных средств.

Затраты по приобретению основных средств сначала учитываются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств» (без налога на добавленную стоимость).

Если организация приобретает за плату (например, по договору поставки или купли-продажи) сложное оборудование, требующее монтажа, бухгалтерия организации учитывает его по стоимости, которая представляет собой сумму всех затрат, связанных с этой покупкой. После того как оборудование сдано в монтаж, его стоимость, учтенная на счете 07 «Оборудование к установке», списывается в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», а затем, после ввода оборудования в эксплуатацию, оно зачисляется в состав основных средств и учитывается на счете 01 «Основные средства».

Объект основных средств, поступивший в организацию в соответствии с договором аренды, учитывается арендатором по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.

Инвентарные карточки группируются в картотеке применительно к Общероссийскому классификатору основных фондов, а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов — по месту эксплуатации. Так как организация имеет относительно небольшое количество объектов основных средств, пообъектный учет осуществляется в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об основных средствах по их видам и местам нахождения. Заполнение инвентарных карточек (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств. В инвентарных карточках (инвентарной книге) приведены основные данные по объекту основных средств: срок полезного использования; способ начисления амортизации; освобождение от начисления амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта. Инвентарные карточки, как правило, составляются в одном экземпляре и находятся в бухгалтерии.

На основные средства, принятые в аренду, для осуществления забалансового учета указанных объектов в бухгалтерии организации открываются инвентарные карточки. Инвентарные карточки суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств.

На основе соответствующих данных бухгалтерского и оперативного учета, а также технической документации в организации ООО «Илион» осуществляется оперативный контроль за использованием основных средств. К числу показателей, характеризующих использование объектов основных средств, относятся, в частности: данные о наличии основных средств с подразделением их на собственные или арендованные; установленные и не установленные, действующие и неиспользуемые; данные о рабочем времени и простоях оборудования, машин и транспортных средств; данные о выпуске продукции и др.

Перемещение основных средств из одного структурного подразделения организации в другие оформляется актом (накладной) по форме № ОС-2. При оформлении внутреннего перемещения основных средств акт (накладная) выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения организации-сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй — структурному подразделению организации-сдатчика.

Номера актов (накладных) записываются в инвентарные карточки по форме № ОС-6, которые помещаются в картотеку по новому местонахождению.

Для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации (восстановление основных средств) применяется «Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов» по форме № ОС-3. Акт, подписанный работником структурного подразделения организации, уполномоченным на приемку основных средств, и представителем организации, производившей ремонт, реконструкцию и модернизацию, сдают в бухгалтерию.

Акт подписывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств вносятся необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с капитальным ремонтом, реконструкцией и модернизацией. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в анализируемой нами организации, второй экземпляр передают организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

Аналитический и синтетический учет основных средств организуется на основе регистров бухгалтерского учета, рекомендуемых Министерством финансов РФ.

Для объектов недвижимости или транспортных средств в установленных законодательством случаях помимо актов (накладных) приемки-передачи основных средств применяются и иные документы, в частности, подтверждающие их государственную регистрацию.

Согласно учетной политике предприятия стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, порядок начисления которой определяется в соответствии с разделом 3 ПБУ 6/01.

Амортизация по каждому объекту основных средств начисляется ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем, когда объект основных средств был введен в эксплуатацию, и только в пределах его стоимости, учтенной на счете 01 «Основные средства».

Начисление амортизации в учете в ООО «Транзит» отражается по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» и дебету соответствующего счета затрат (расходов):

Дебет 20(23,25,26,29…) Кредит 02.1

  • — начислена амортизация основных средств.

В учетной политике предприятия отражено, что ООО «Транзит» использует преимущественно линейный способ амортизации, который предполагает равномерное начисление амортизации в течение срока полезного использования объекта основных средств. Амортизация начисляется, исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и срока полезного использования этого объекта.

Информация по начисленной амортизации ежемесячно отражается в оборотно-сальдовой ведомости по счету 02 «Амортизация основных средств», которая считается автоматически. Сумму амортизации, начисленной за определенный временной интервал, можно также оценить с помощью отчета о суммах начисленной амортизации.

Объекты основных средств стоимостью не более 40000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. списываются на затраты на производство (расходы на продажу) по мере их отпуска в эксплуатацию. Ответственность за их сохранность возлагается на материально-ответственных лиц.

Затраты на модернизацию и реконструкцию основных средств в себестоимость услуг не включаются, а относятся бухгалтерией на увеличение их первоначальной стоимости.

Создание резервов на ремонт основных средств учетной политикой предприятия не предусмотрено.

Инвентаризация основных средств в ООО «Транзит» определяется приказом директора и проходит раз в 3 года методом фактического подсчета имеющегося в цехах оборудования, а также сличения инвентарных номеров с учетными данными. Фактические данные заносятся в инвентарные описи и подписываются членами инвентаризационной комиссии. После окончания инвентаризации описи сдаются в бухгалтерию для отражения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета.

Инвентаризация, проведенная в 2014 году, показала, что неучтенных основных средств на предприятии нет, недостач также выявлено не было. Это свидетельствует о том, что фактические данные по основным средствам соответствуют учетным, а контроль за сохранностью объектов ведется на предприятии надлежащим образом.

Выбытие основных средств в ООО «Транзит» происходит по причине полного истечения срока эксплуатации, что делает дальнейшее использование объекта основных средств неэффективным.

Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации (если наличие основных средств является существенным) приказом руководителя создается постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.

В подобных случаях в компетенцию комиссии входит:

  • -осмотр объекта, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;
  • -установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции (работ, услуг) либо для управленческих нужд;
  • -выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;
  • -возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и оценка исходя из цен возможного использования, контроль за изъятием из списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;
  • -осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;
  • -составление акта на списание основных средств (форма № ОС-4), акта на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4а) (с приложением актов об авариях, причин, вызвавших аварию, если они имели место).

Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств (форма № ОС-4) или актом на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4а) с указанием данных, характеризующих объект (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета, проведенные ремонты, причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт утверждается директором.

На основании оформленных актов на списание основных средств или на списание автотранспортных средств, переданных в бухгалтерию, в инвентарной карточке (инвентарной книге) производится отметка о выбытии объекта. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся в документе, открываемом по месту его нахождения. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, определяемого директором организации.

Учет выбытия основных средств в бухгалтерии ООО «Транзит» ведется на счете 01 субсчет «Выбытие основных средств», а для определения финансового результата от выбытия предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».

При списании с баланса объекта основных средств бухгалтер делает следующие проводки:

Дебет 01.2 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01.1 субсчет «Основные средства в организации»

  • -списана первоначальная стоимость ликвидируемого объекта основных средств;

Дебет 02.1 Кредит 01.2

  • -списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91-2 субсчет «Прочие расходы» Кредит 01.2

  • -списана остаточная стоимость ликвидируемого объекта основных средств;

Дебет 10 Кредит 91-1 субсчет «Прочие доходы»

  • -оприходованы материалы, лом, утиль, полученные при ликвидации объекта основных средств.

В конце месяца определяется финансовый результат от ликвидации объекта основных средств (как правило, убыток):

Дебет 99.1 субсчет «Прибыли и убытки» Кредит 91-9 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»

  • отражен убыток от ликвидации объекта основных средств.

2.3 Оценка эффективности использования основных средств

Наличие и состав основных средств организации отражены в таблице 3, в тыс. руб.

Таблица 3

Наличие и состав основных средств

Группа

основных фондов

На конец года Отклонение

2013/2012

Отклонение

2014/2013

2012 2013 2014
+/- +/- % %
Здания 54285 54285 22398 0 0,00 -31887 -58,74
Машины и оборудование 50092 65841 51427 15749 31,44 -14414 -21,89
Транспортные средства 5548 9923 13510 4375 78,86 3587 36,15
Другие виды основных средств 209 313 365 104 49,76 52 16,61
Итого 110134 130362 87700 202228 4,29 -34222 -26,82

Из данных таблицы 3 видно, что стоимость основных средств в сравнении с предыдущим годом увеличилась на 18,05% в 2013 году и сократилась на 26,82% в 2014 году. В абсолютном выражении изменение составило 21925 тыс. руб. и -38449 тыс. руб. соответственно.

Подобная динамика была в первую очередь вызвана ростом стоимости основных фондов по группе «Машины и оборудование», стоимость которых увеличилась на 15749 тыс. руб. в 2013 году и снизилась на 14414 тыс. руб. в 2014 году.

Структура основных средств представлена в таблице 4, в процентном отношении.

Таблица 4

Структура основных средств

Группа

основных фондов

На конец года Отклонение

2013/2012

Отклонение

2014/2013

2012 2013 2014
Здания 44,69 37,86 21,34 -6,83 -16,52
Машины и оборудование 41,24 45,92 49,01 4,68 3,09
Транспортные средства 4,57 6,92 12,87 2,35 5,95
Другие виды основных средств 0,17 0,22 0,35 0,05 0,13
Итого 100,00 100,00 100,00 0,00 0,00

Согласно данным таблицы, по итогам 2012 году наиболее значительной по удельному весу группой основных средств были здания. В 2013-2014гг. ситуация изменилась и наибольший удельный вес заняли машины и оборудование. Также отмечается значительный рост доли транспортных средств в общем объеме основных средств ООО «Транзит».

Данные, характеризующие наличие, движение и динамику основных средств  представлены в таблице 5, в тыс. руб.

Таблица 5

Наличие и движение основных средств

Годы Наличие

на начало года

Поступило Выбыло Наличие на конец года Изменение Среднегодовая стоимость
2012 83619 40154 2313 121460 37841 102540
2013 121460 24101 2176 143385 21925 132423
2014 143385 27329 65778 104936 -38449 124161

Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что основной прирост стоимости основных фондов пришелся на 2012 год, когда сумма поступления составила 40154 тыс.руб. В 2013 и 2014 гг. объем поступивших основных фондов был значительно ниже. Наиболее интенсивное выбытие основных фондов произошло в 2014 году, когда сумма выбытия составила 65778 тыс.руб. Расчет и анализ коэффициентов движения основных фондов представлен в таблице 6.

Таблица 6

Анализ движения основных средств

Коэффициенты Расчет и уровень коэффициентов Отклонение

2013/2012

Отклонение

2014/2013

2012 2013 2014
Коэффициент поступления ввода (КВВ) 0,39 0,18 0,22 -0,21 0,04
Коэффициент выбытия ОС (Квыб) 0,02 0,02 0,53 -0,01 0,51
Коэффициент прироста (Кпр) 0,37 0,17 -0,31 -0,20 -0,48

Как видно из данных таблицы 6, коэффициент обновления в 2012-2013 гг. превышал коэффициент выбытия, а в 2014 году ситуация изменилась и коэффициент выбытия оказался выше коэффициента поступления, в результате чего коэффициент прироста имел отрицательное значение.

В целом можно сделать вывод о том, что движение основных средств в ООО «Транзит» носит достаточно интенсивный характер. Коэффициенты износа и годности представлены в таблице 7.

Таблица 7

Анализ технического состояния основных средств

Показатели На конец года Отклонение 2013/2012 Отклонение 2014/2013
2012 2013 2014
Стоимость ОПФ, тыс. руб. 121460 143385 104936 21925 -38449
Износ ОПФ за время их

эксплуатации,

тыс. руб.

19113 29476 26575 10363 -2901
Степень изношенности ОПФ 0,16 0,21 0,25 0,05 0,05
Степень годности ОПФ 0,84 0,79 0,75 -0,05 -0,05

Данные таблицы 7 свидетельствуют о том, что в ООО «Транзит» наблюдается увеличение степени износа основных фондов, которая по итогам 2014 года достигла 25%. Однако в целом техническое состояние основных средств предприятия достаточно хорошее.

В таблице 8 представим расчет показателей, характеризующих обеспеченность персонала основными средствами.

Таблица 8

Анализ обеспеченности персонала основными средствам

Коэффициенты Значение Отклонение 2013/2012 Отклонение 2014/2013
2012 2013 2014
Среднесписочная численность персонала, чел. 132 131 134 -1 3
Стоимость основных фондов, руб. 121460 143385 104936 21925 -38449
Фондовооруженность

тыс.руб./чел.

920,15 1094,54 783,10 174,39 -311,44

Из данных таблицы видно, что обеспеченность персонала предприятия основными производственными фондами в 2013 году выросла на 174,39 тыс.руб. на человека, а в 2014 году сократилась на 311,44 тыс.руб. на человека. Таким образом, в целом за три года фондовооруженность в ООО «Транзит» снизилась, что было связано как с увеличением среднесписочной численности персонала, так и с уменьшением стоимости основных фондов.

В таблице 9 представлен расчет и анализ показателей эффективности использования основных средств.

Таблица 9

Анализ эффективности использования основных средств

Показатели Год Отклонение

2013/2012

Отклонение

2014/2013

2012 2013 2014
Выручка от реализации, тыс. руб. 48803 45609 47029 -3194 1420
Балансовая прибыль, тыс.руб. 7910 2840 -11930 -5070 -14770
Среднегодовая стоимость ОФ, тыс. руб. 102540 132423 124161 29883 -8262
Фондоотдача, руб./руб. 0,48 0,34 0,38 -0,13 0,03
Фондоемкость, руб./руб. 2,10 2,90 2,64 0,80 -0,26
Фондорентабельность, руб./руб. 0,08 0,02 -0,10 -0,06 -0,12

Из данных таблицы 9 видно, что деятельность ООО «Транзит» требует значительных объемов используемых основных фондов, поскольку значения фондоемкости весьма высоки, а уровень фондоотдачи – низкий. В сравнении с предыдущим годом эффективность использования основных фондов в 2013 году снизилась, а в 2014 году возросла.

Что касается фондорентабельности, то она имела положительное значение в 2012-2013 году, а в 2014 году ее значение стало отрицательным, так как этот год был закончен предприятием с убытком в размере 11930 тыс.руб.

Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф