2.2. Анализ финансовой деятельности на предприятии
Финансовый анализ представляет собой метод оценки ретроспективного финансового состояния хозяйствующего субъекта на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой отчетности.
В рыночной экономике роль финансового анализа не только усилилась, но и качественно изменилась. Это связано, прежде всего, с тем, что финансовый анализ из рядового звена экономического анализа превратился в условиях рынка в главный метод оценки экономики.
Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятия применяют методы финансового анализа для принятия решений.
Принимая решение о вложении капитала в то или предприятие, каждый инвестор оценивает риски, которые могут при этом возникнуть. Важную роль при этом играет оценка финансового состояния этого предприятия и эффективности его работы.
Динамика показателей финансово-экономической деятельности ООО «Розтех» отображены в таблице 2.2
Таблица 2.2 — Динамика показателей финансово-экономической деятельности предприятия
Наименование показателя | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Стоимость чистых активов, тыс. руб. | 555314 | 595252 | 646109 | 651299 | 593914 |
Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, % | 58,79 | 60,94 | 56,38 | 85,65 | 102,14 |
Отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам, % | 42,18 | 35,12 | 33,11 | 62,22 | 90,05 |
Покрытие платежей по обслуживанию долгов, % | 6,8 | 19,79 | 21,9 | 3,3 | — |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз | 6,43 | 5,82 | 5,26 | 3,02 | 2,64 |
Величина чистых активов выражает стоимость активов, которые будут являться обеспечением интересов кредиторов в случае ухудшения финансового положения организации.
Значение показателя «Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам», характеризующего степень зависимости предприятия от заемных средств, увеличилось с 58,79% в 2010 г. до 102,1% в 2014 г., или на 43,31%, что свидетельствует о росте зависимости предприятия от заемных средств.
Наибольшее значение показателя «Отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам» за анализируемый период было в 2014 г. — 90,05%, что на 47,87% больше, чем в 2010 г., и на 27,83% больше, чем в 2013 г.
В 2014 г. оборачиваемость дебиторской задолженности составила 2,64 раза, т. е. на 3,75 пункта меньше, чем в 2010 г., и на 0,38 меньше, чем в 2013 г., что свидетельствует об увеличении предоставляемого кредита покупателям продукции предприятия в виде отсрочки платежа.
Основная хозяйственная деятельность предприятия: производство фармацевтической продукции. Доходы от основной деятельности Розтеха, а также доля доходов в общем размере представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 — Доходы от основной деятельности, тыс. руб.
Наименование показателя | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Доходы от основной деятельности, тыс. руб. | 963942 | 1010275 | 1236524 | 1172187 | 1175417 |
Доля доходов от основной деятельности в общем размере доходов, % | 99,78 | 97,63 | 94,93 | 92,29 | 98,30 |
Доходы от основной деятельности в 2014 г. составил 1175417 тыс. руб., что на 211475 тыс. руб. больше, чем в 2010 г. и на 3230 тыс. руб., чем в 2014 г.
Факторы, повлиявшие на изменение выручки от реализации продукции в 2010 г.: увеличение объема производства в натуральном выражении увеличило объем реализации на 93,8%; увеличение цены реализации продукции увеличило объем реализации на 6,2%.
Основным фактором, повлиявшим на изменение выручки от реализации продукции в 2011 г., является увеличение цены реализации продукции. Факторы, повлиявшие на изменение суммы прибыли от продаж: вследствие увеличения объема реализации продукции прибыль от продаж выросла на 26,3%; в результате сдвигов в структуре и ассортименте реализованной продукции прибыль от продаж увеличилась на 7,7%; в результате изменения себестоимости продукции прибыль от продаж увеличилась на 66,0%.
Факторы, повлиявшие на изменение выручки от реализации продукции в 2012 г.: увеличение объема производства в натуральном выражении увеличило объем реализации на 51,4%; изменение ассортимента продукции повлекло увеличение объема реализации на 47,6%; увеличение цены реализации увеличило объем реализации на 1,0%.
Основным фактором, повлиявшим на изменение суммы прибыли от продаж, является увеличение объема реализации продукции.
Фактор, повлиявший на изменение выручки от реализации продукции в 2013 г. — изменение объема реализации готовой продукции.
Факторы, повлиявшие на изменение суммы прибыли от продаж: изменение объема реализации продукции на 1,5%; изменение структуры и ассортимента реализованной продукции на 9,4%; изменение уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции на 89,1%.
Фактор, повлиявший на изменение выручки от реализации продукции в 2014 г. — изменение объема реализации готовой продукции.
Фактор, повлиявший на изменение суммы прибыли от продаж — изменение уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции на 100%.
Отгрузка продукции ООО «Розтех» в 2013 — 2014 гг. по регионам представлена в таблице 2.4.
Таблица 2.4 — Отгрузка продукции ООО «Розтех» в 2013 — 2014 гг. по регионам, тыс. руб.
№ | Округа | 2013 г. | 2014 г. |
1. | Центральный федеральный округ | 828295,77 | 875025,00 |
в т.ч. Москва и Московская область | 816035,43 | 869779,20 | |
2. | Северо-западный федеральный округ | 27778,48 | 43464,00 |
3. | Южный федеральный округ | 16326,04 | 11387,20 |
4. | Приволжский федеральный округ | 83146,68 | 38716,90 |
в т.ч. Республика Мордовия | 16221,94 | 10742,20 | |
5. | Уральский федеральный округ | 33809,74 | 38187,40 |
6. | Сибирский федеральный округ | 33973,17 | 38524,70 |
7. | Дальневосточный федеральный округ | 3640,86 | 3893,80 |
ИТОГО по регионам | 1026970,74 | 1049199,00 |
Из данной таблицы видно, что в 2013 — 2014 г. основным рынком сбыта готовой продукции является Москва и Московская область, на долю которой приходится 90,0% от общего объема реализации.
Анализ ликвидности предприятия представлен в таблице 2.5.
Таблица 2.5 — Ликвидность предприятия
Наименование показателя | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Коэффициент текущей ликвидности | 1,79 | 2,35 | 2,57 | 1,91 | 1,59 |
Коэффициент быстрой ликвидности | 0,65 | 0,84 | 1,06 | 0,96 | 0,96 |
Коэффициент автономии собственных средств | 0,63 | 0,62 | 0,64 | 0,54 | 0,50 |
Величина собственных оборотных средств предприятия в 2014 г. составила 244289 тыс. руб. (наибольшее значение данного показателя за анализируемый период). Коэффициент автономии собственных средств в 2014 г. составляет 0,50. Нормальное минимальное значение этого коэффициента — 0,5-0,6, т. е. коэффициент автономии собственных средств предприятия свидетельствует о его финансовой устойчивости и стабильности.
Индекс постоянного актива в 2014 г. составил 0,59. Рекомендуемое значение показателя индекса постоянного актива <=0,9 (0,59 ‹ 0,9).
Размер и структура капитала и оборотных средств предприятия представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6 — Размер и структура капитала и оборотных средств предприятия, тыс. руб.
Показатели | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Уставный капитал | 98842 | 98842 | 98842 | 98842 | 98842 |
Резервный капитал | 61526 | 61526 | 61526 | 61526 | 61526 |
Добавочный капитал | 200093 | 200093 | 200093 | 200093 | 200093 |
Нераспределенная чистая прибыль | 194779 | 234717 | 285574 | 290764 | 233453 |
Общая сумма капитала | 555240 | 595178 | 646035 | 651225 | 593914 |
Из данной таблицы видно, что общая сумма капитала в 2014 г. на 38674 тыс. руб. больше, чем в 2010 г. Собственный капитал предприятия включает: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенную прибыль. Уставный и резервный капитал в течении последних пяти лет остается неизменным. Нераспределенная прибыль за 2014 год уменьшилась по сравнению с 2013 годом на 57311 тыс. рублей. Увеличение доли собственных средств за счет любого из перечисленных источников способствует усилению финансовой устойчивости предприятия.
Основными направлениями развития общества в отчетном периоде являются:
- повышение эффективности ампульного производства;
- выполнение организационно-технических мероприятий по ликвидации «узких мест», а также приведение в соответствие отдельных участков и производств требованиям GMP;
- увеличение сменности работы оборудования.
Величина оборотных активов предприятия увеличились с 2010 г. по 2014 г. на 432707 тыс. руб., или в 2,03 раза, и составила на конец 2014 г. — 850960 тыс. руб. Увеличение оборотных активов произошло за счет увеличения следующих составляющих:
— запасов
— дебиторской задолженности.
Структура оборотных активов за анализируемый период существенно изменилась: удельный вес запасов снижается и в 2014 г. составляет 39,81%, или на 20,24% меньше, чем в 2010 г.; удельный вес дебиторской задолженности увеличился до 59,22%, или на 23,39% по сравнению с 2010 г. Оборотные средства эмитента финансируются как за счет собственных источников, так и за счет заемных средств (кредиты, займы).
В 2014 г. выработано товарной продукции на 9,2% меньше, чем в 2013 г.
Динамика финансово-экономических показателей ООО «Розтех» за 2010-2014 гг. показаны в таблице 2.7.
Таблица 2.7 — Динамика финансово-экономических показателей ООО «Розтех» за 2010-2014 гг.
№ п/п | показатели | ед. изм. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
1. | Объем товарной продукции в учетных ценах 2014г (в процентах к предыдущему году) | % | 108,7 | 100,2 | 119,2 | 101,8 | 90,8 |
2. | Выручка от продажи товаров и услуг (в % к предыдущему году) | % | 111,3 | 104,8 | 122,4 | 94,8 | 100,3 |
3. | Рентабельность продаж | % | 9,2 | 10,4 | 9,6 | 5,3 | 0,9 |
Из данной таблицы видно, что в 2014 г. происходит уменьшение показателей рентабельности. Объем товарной продукции в 2014 г. уменьшился на 18,1 % по сравнению с 2010 г., выручка от продажи товаров и услуг — на 11 %, а рентабельность продаж — на 8,3 %.
Внеоборотные активы за 2014 год уменьшились на 87155 тыс. рублей (с 436482 до 349327 тыс. руб.), за счет уменьшения незавершенного строительства и отложенных налоговых активов. Доля внеоборотных активов в валюте баланса составляет 29,1 %.
Основная часть внеоборотных активов неизменно приходится на основные средства — 75,3 %.
В течение года введено основных средств на сумму 82343 тыс. рублей, списано с баланса на сумму 50254 тыс. рублей, в том числе пришедших в негодность — 25246 тыс. рублей, реализовано — 22496 тыс. рублей, передано — 2512 тыс. рублей.
Оборотные активы за 2014 год увеличились на 77632 тыс. руб. (с 773328 тыс. рублей до 850960 тыс. рублей) или 10,0 %. Увеличение произошло за счет увеличения дебиторской задолженности.
Запасы на конец отчетного периода составили 338741 тыс. рублей, и уменьшились по сравнению с началом года на 41089 тыс. рублей или 10,8 %. Уменьшение произошло за счет уменьшения готовой продукции на складе на 6,2 % и уменьшения сырья и материалов на 12,8%.
Дебиторская задолженность на конец отчетного периода составила 503917 тыс. рублей, и увеличилась по сравнению с началом года на 116264 тыс. руб. или на 30 %. Кредиторская задолженность на конец отчетного периода составила 298044 тыс. рублей, и увеличилась по сравнению с началом года на 74955 тыс. рублей или 33,6 %. Займы и кредиты на конец отчетного года составили 236799 тыс. рублей и увеличились по сравнению с началом года на 54799 тыс. рублей или на 30,1 %.
В 2014 году наибольшими темпами роста характеризуется кредиторская задолженность (на 33,6 %), займы и кредиты (на 30,1 %), т.е. увеличивается зависимость от поставщиков и подрядчиков, кредитных организаций.
За отчетный период чистые активы составили 594000 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом произошло снижение на 58139 тыс. руб. за счет снижения запасов и увеличения кредиторской задолженности и кредитов банка. Чистые активы превышают сумму уставного и резервного капитала на 433248 тыс. руб.
Таким образом, выручка от продаж товаров, продукции, работ и услуг по всем видам деятельности за 2014 год составила 1175417 тыс. рублей. Выручка от реализации готовой продукции составила 1147809 тыс. рублей, что на 8784 тыс. рублей меньше чем в 2013 году.
Из общего объема реализации в 2014 году произошло увеличение отгрузки на экспорт на 19969,6 тыс. рублей по сравнению с прошлым годом.
Себестоимость реализованной продукции, работ и услуг составила — 1164434 тыс. руб., в том числе себестоимость реализованной готовой продукции составила — 1090639 тыс. руб. В 2014 году наблюдается тенденция увеличения затрат на 1 руб. реализованной продукции с 0,95 коп. за 2013 год до 0,99 коп. за 2014 год. На данный фактор повлияло следующее:
- увеличение цен на потребляемые материальные ценности,
- энергоресурсы, услуги сторонних организаций;
- снижение объемов товарной продукции.
Прибыль от продаж товаров, продукции, работ и услуг составила 10983 тыс. руб. Прибыль от продаж в 2014 году по сравнению с 2013 годом уменьшилась на 51430 тыс. рублей (с 62413 до 10983 тыс. руб. ) Снижение произошло за счет увеличения затрат на 1 рубль реализованной продукции с 0,95 коп. до 0,99 коп. на 51602 тыс. рублей.
Финансовый результат, полученный от прочей деятельности предприятия уменьшил прибыль от продаж на 54406 тыс. рублей. На величину убытка повлияли прочие расходы в сумме 95264 тыс. рублей и прочие доходы в сумме 40858 тыс. рублей.
Убыток до налогообложения в 2014 году составил 43423 тыс. рублей.
На изменение величины чистого убытка оказали влияние отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства, связанные с различным отражением прямых и косвенных расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Отложенные налоговые активы уменьшили убыток до налогообложения на 9144 тыс. рублей, а отложенные налоговые обязательства увеличили убыток до налогообложения на 341 тыс. рублей. Штрафы и пени увеличили чистый убыток на 1475 тыс. рублей
Таким образом, от осуществления всех видов деятельности предприятие получило в 2014 году чистого убытка в сумме 36095 тыс. рублей.
2.3. Исследование бюджетного планирования на предприятии ООО «Розтех»
Бюджетное планирование на предприятии ООО «Розтех» состоит их нескольких этапов.
Первым этапом разработки сводного бюджета является составление предварительного прогноза объема продаж на бюджетный период в стоимостном и физическом выражении в разрезе отдельных видов продукции. В зависимости от прогнозного объема продаж на последующих этапах планируются производственная программа, величина и структура запасов.
Верхний предел физического объема продаж предприятия определяется существующими производственными мощностями и величиной запасов в разрезе видов продукции на начало бюджетного периода. В рамках этого лимита, варьируя различные факторы, можно в достаточно широких рамках изменять физический объем сбыта в зависимости от эластичности спроса по цене, емкости рынка и других макроэкономических факторов. Здесь задачей аналитика является проведение так называемого анализа «издержки — объем — прибыль», с целью нахождения таких значений цены, физического объема реализации, метода платежа, переменных и постоянных расходов, которые бы обеспечивали максимальную величину прибыли от реализации данного вида продукции.
«Выходной» формой данного этапа бюджетного процесса является прогноз бюджета продаж, упрощенный вариант которого показан в таблице 2.8.
Таблица 2.8 — Прогноз бюджета продаж на 2015 г.
Наименование | Количество, тыс.ед. | Средняя цена за единицу, руб. | Итого, тыс. руб. |
Блузы | 57180 | 5,54 | 316696 |
Штаны | 13832 | 13,85 | 191700 |
Юбки | 29150 | 22,90 | 667480 |
Рубашки | 9120 | 17,41 | 158752 |
Носки | 3110 | 8,06 | 25055 |
Колготки | 1315 | 11,23 | 14771 |
Всего | 1374455 |
Из таблицы видно, что бюджет продаж медицинских препаратов на 2015 год составит 1374455 тыс. руб.
ООО «Розтех» является предприятием, работающим на заказ. Сформированный пакет заказов (то есть бюджет продаж) непосредственно определяет производственную программу, которая является расчетным параметром.
Бюджет производства определяет, сколько единиц продукции необходимо произвести для выполнения бюджета реализации и для поддержания запасов готовой продукции на уровне, запланированном руководством. Бюджет производства составляется как в натуральных, так и в денежных единицах.
Соотношение объемов реализации, выпуска и величины товарных остатков (запасов готовой продукции) можно выразить следующим равенством:
Объем производства = объем продаж — товарные остатки на начало периода + товарные остатки на конец периода
Определение целевой величины товарных остатков — достаточно сложная управленческая задача. Она решается на основе принципа оптимизации совокупных «выгод-издержек», зависящих от изменения величины складских запасов готовой продукции. Дело в том, что хранение запасов на складах порождает множество видов издержек, причем одни из них возрастают при увеличении товарных остатков, а другие уменьшаются. В этой связи задачей предприятия является расчет такого целевого уровня товарных остатков, при котором издержки будут наименьшими.
Методология определения целевого уровня в общем аналогична для запасов готовой продукции и запасов материальных оборотных средств (сырья, материалов и др.).
После определения уровня запасов готовой продукции на конец периода можно рассчитать производственную программу предприятия на примере ООО «Розтех» (таблица 2.9).
Таблица 2.9 — Объем и структура выпуска в натуральном выражении на 2015 г.
Показатели | Блузы | Штаны | Юбки | Рубашки | Носки | Колготки |
1.Плановый объем продаж | 57180 | 13832 | 29150 | 9120 | 3110 | 1315 |
2.Планируемые остатки готовой продукции на конец периода | 5880,7 | 2069,8 | 3292,9 | 630 | 275 | 113,1 |
3.Всего необходимо (1+2) | 63060,7 | 15901,8 | 32442,9 | 9750 | 3385 | 1428,1 |
4.Остатки на начало периода | 5078,7 | 3150,8 | 2741,9 | 680 | 252 | 6,1 |
5.Производственная программа (3-4) | 57982 | 12751 | 29701 | 9070 | 3133 | 1422 |
Для составления бюджета прямых затрат необходимо определить потребность в основных и вспомогательных материалах и прямых затрат труда.
Под термином основные материалы понимается часть переменных затрат предприятия, относящаяся на затраты материальных оборотных средств (сырье, материалы, комплектующие и пр.). Основные материалы в зависимости от стадии финансового цикла делятся на:
- относящиеся к стадии производства,
- относящиеся к стадии сбыта.
Заметим при этом, что речь не идет о делении по видам материальных оборотных ресурсов — один и тот же вид сырья может обслуживать как производственные потребности, так и использоваться на стадии отгрузки и сбыта (например, упаковочные материалы). Однако при бюджетном планировании необходимо строго различать плановые величины материальных оборотных средств, определяющихся различными стадиями финансового цикла, и лишь потом структурировать совокупную потребность в разрезе отдельных видов продукции. Бюджет в основных материалах выводится расчетным путем на основе прогнозных объемов продаж и выпуска.
На ООО «Розтех» основным расчетным инструментом определения бюджета основных материалов является метод технологического нормирования.
Технологическое нормирование относится, как правило, к той части бюджета основных материалов, которая расходуется на производственные цели. На предприятии существуют удельные нормы расхода по видам сырья и материалов в расчете на одну единицу отдельного вида продукции.
Вспомогательные материалы, необходимые для производства и реализации продукции, делятся на:
- относящиеся к косвенным (общепроизводственным) расходам;
- относящиеся к постоянным (общехозяйственным и коммерческим) расходам.
Такое определение вызвано различной методологией планирования этих двух групп вспомогательных материалов.
Косвенные (общепроизводственные) расходы являются переменными. Большая часть косвенных расходов может перейти в разряд прямых расходов, так как есть возможность непосредственно учитывать данные издержки по видам продукции, на производство которых они были израсходованы. Расчет потребности прямых вспомогательных материалов ведется также методом технологического нормирования.
К прямым вспомогательным материалам на ООО «Розтех» относят материалы, связанные с упаковкой продукции (флаконы, пробка, ампулы, желатиновые капсулы, пленка ПВХ для изготовления таблетных блистеров).
Вспомогательные материалы в части постоянных расходов планируются иным способом. Постоянные расходы не зависят от изменения объемов выпуска и продаж и рассчитываются на основе сметного планирования по центрам ответственности. Каждое подразделение предприятия (центр ответственности) подает на начало бюджетного периода в планово-экономический отдел проект сметы затрат, относящихся к данному подразделению, в том числе и величину вспомогательных материалов. ПЭО предприятия корректирует сметы подразделений и выводит общую плановую величину потребностей во вспомогательных материалах по подразделениям.
После того как определена потребность в основных и вспомогательных материалах простым суммированием производится расчет совокупной потребности в материалах. Это делается для планирования бюджета закупок.
Аналогично основным материалам, прямые затраты труда считаются отдельно в части производственных и сбытовых расходов. При этом на ООО «Розтех» основным расчетным инструментом так же является метод нормирования.
В отличие от основных материалов, здесь мы можем определить потребность не только в прямых трудо-часах, но и в стоимостном выражении как статью переменных издержек предприятия. Это связанно с тем, что трудовые затраты, в отличие от сырья и материалов, не имеют переходящего остатка на начало бюджетного периода.
Таким образом, если себестоимость списания сырья и материалов в производство может быть рассчитана только после определения полного бюджета закупок, то трудовые затраты в стоимостном выражении могут быть выражены уже на данной стадии бюджетного планирования непосредственно путем применения существующих на предприятии расценок, исходя из существующей на предприятии тарифной сетки. Расчет бюджета прямых затрат труда показан в таблице 2.10.
Таблица 2.10 — Бюджет прямых затрат труда на 2015 г.
Наименование | Количество, тыс.ед. | Расценка на ед. продукции, руб. | Основная зарплата, тыс. руб. |
Блузы | 57180 | 116,72 | 6674 |
Штаны | 13832 | 434,14 | 6005 |
Юбки | 29150 | 1074,79 | 31330 |
Рубашки | 9120 | 1473,90 | 13442 |
Носки | 3110 | 372,35 | 1158 |
Колготки | 1315 | 159,70 | 210 |
Всего | 58819 |
Из данной таблицы видно, что бюджет прямых затрат труда на 2015 г. составит 58819 тыс. руб.
Суммируя бюджеты закупок материалов и прямых затрат труда получаем бюджет прямых затрат.
Бюджет накладных расходов входит в состав операционного бюджета и является планом общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов предприятия на бюджетный период.
В общепроизводственные расходы включаются затраты на содержание, амортизацию и текущий ремонт производственного оборудования и зданий, зарплата ИТР, служащих, вспомогательных рабочих с отчислениями на единый социальный налог, затраты на отопление, освещение, расходы на проведение опытов, исследований по рационализации и изобретательству, затраты на мероприятия по охране труда.
В смету общехозяйственных расходов включаются затраты по управлению предприятием: заработная плата с отчислениями на единый социальный налог персонала заводоуправления, расходы на разъезды и командировки, содержание легкового транспорта; канцелярские, типографские, почтовые, телеграфные и телефонные расходы; затраты на амортизацию, содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского назначения; расходы по охране, технике безопасности и изобретательству.
В составе общехозяйственных выделяется группа административно-управленческих расходов, в том числе на содержание административно-управленческого персонала и зданий, канцелярские нужды, разъезды и командировки.
Для промышленного предприятия все затраты, связанные со сбытом продукции, объединяются под общим названием коммерческие расходы.
Коммерческие расходы — расходы предприятия, связанные с продвижением и сбытом продукции предприятия на рынке. Коммерческие расходы предприятия состоят из оплаты труда службы сбыта, единого социального налога, транспортные и сбытовые услуги, расходы на рекламу и маркетинговые исследования (проведение презентаций, выставок, рассылка буклетов и каталогов), расходы на сертификацию, комиссионные, уплачиваемые торговым агентам и дилерам как процент от выручки, лицензии, прочие разрешительные документы и другие расходы.
На основе смет затрат калькулируется бюджет накладных расходов предприятия (таблица 2.11).
Таблица 2.11 — Бюджет накладных расходов ООО «Розтех» на 2015 год, тыс. руб.
№ п/п | Наименование статьи затрат | Всего | Общепроизводственные расходы | Общехозяйственные расходы | Коммерческие расходы |
1. | Материальные затраты | 33 400 | 24 100 | 9 300 | |
2. | Заработная плата | 125 299 | 62 036 | 60 528 | 2 735 |
3. | Отчисления во внебюджетные фонды | 28 878 | 15 199 | 13 009 | 670 |
4. | Амортизация основных фондов | 22 074 | 17 232 | 4 730 | 112 |
5. | Услуги сторонних организаций в т.ч.: | 94 057 | 59 808 | 7 168 | 27 081 |
5.2. | Услуги по капитальному ремонту | 19 000 | 16 078 | 1 165 | 1 757 |
5.3. | Энергоснабжение, отопление | 20 694 | 15 610 | 5 084 | |
5.4. | Транспортные и сбытовые услуги | 17 374 | 17 374 | ||
5.5. | Расходы на сертификацию, лицензии и прочие разрешительные документы | 7 800 | 7 800 | ||
5.6. | Расходы на рекламу и маркетинговые исследования | 150 | 150 | ||
5.7. | Лизинговые платежи | 23 152 | 22 307 | 845 | |
5.8. | Прочие услуги сторонних организаций | 5 887 | 5 813 | 74 | |
6. | Прочие затраты, в т.ч.: | 26 692 | 25 813 | 879 | |
6.1. | Аренда земли | 10 760 | 10 760 | ||
6.2. | Прочие налоги и сборы | 1 440 | 561 | 879 | |
6.3. | Расходы на ЗАО «ФАРМ-ЦЕНТР» | 14 492 | 14 492 | ||
7. | Прочие расходы | 69 695 | 28 623 | 25 911 | 15 160 |
Итого: | 400 094 | 206 998 | 146 459 | 46 637 |
Из данной таблицы видно, что бюджет накладных расходов ООО » Розтех» на 2015 год составит 400094 тыс. руб. в том числе общепроизводственные расходы — 206 998 тыс. руб., общехозяйственные расходы — 146 459 тыс. руб., коммерческие расходы — 46 637 тыс. руб.
Составив бюджеты прямых затрат и накладных расходов мы имеем все данные для расчета плановой себестоимости реализации по видам продукции и прогноза того дохода, который получен от продаж того или иного продукта.
Сначала производится распределение плановой величины накладных расходов по отдельным видам продукции. Базой распределения является плановая сумма продаж или производства в разрезе отдельных видов продукции. Тем самым рассчитываются полные удельные затраты на единицу продукции по видам продукции, планируемым в бюджетном периоде.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф