Меню Услуги

Бюджетирование в системе финансового планирования на предприятии ООО «Розтех»

Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические и методологические аспекты бюджетирования в системе планирования предприятии
  • 1.1. Сущность бюджетирования в системе планирования предприятия
  • 1.2. Система бюджетов на предприятии
  • 1.3. Классификация бюджетов и методы их составления
  • Глава 2. Организация бюджетного планирования в ООО «Розтех»
  • 2.1. Оценка организации бюджетного планирования в ООО «Розтех»
  • 2.2. Анализ финансовой деятельности на предприятии
  • 2.3. Исследование бюджетного планирования на предприятии ООО «Розтех»
  • Глава 3. Основные направления совершенствования бюджетного планирования в ООО «Розтех»
  • 3.1. Пути повышения качества бюджетного планирования на предприятии
  • 3.2. Внедрение информационных технологий как способ повышения качества составления бюджетов
  • Заключение
  • Список используемых источников

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В современных условиях особенно острой есть проблема финансового управления деятельностью субъектов хозяйствования, которое осуществляется на основе составления оперативных финансовых планов с использованием системы бюджетирования. Последняя представляет собой особый инструмент финансового управления, сущность которого можно вообразить как интегрированную систему составления бюджетов, текущего контроля за выполнением принятых бюджетов, учета отклонений. При этом бюджет предприятия является средством балансирования доходов и затрат, поступлений и выплаты денежных средств. В основу концепции бюджетирование положено обеспечение успешного функционирования предприятия путем согласования стратегических планов с текущими и оперативными, создание системы качественного информационного обеспечения менеджеров разных уровней управления в оптимальные сроки и системы контроля за выполнением финансовых планов.

Теоретические и методологические проблемы организации процесса бюджетирования достаточно широко рассмотренные в работах западных специалистов, таких как К. Друрі, Д. Хан, Б. Райан, Р. Манн, В. Майєр, М. Мескан, Ч.Т. Хорнгрен, Дж. Фостер, М. Шим и других, что объясняется ростом роли бюджетирования в деятельности иностранных компаний.

В Украине непосредственное использование на предприятиях разработок западных экономистов из бюджетирования невозможно без адаптации к отечественным условиям финансового планирования, особенностей его управления, системы учета и отчетности.

В отечественной и русской экономической литературе вопроса методики планирования отдельных финансовых показателей, формирование прямых затрат, а также теория анализа отклонений фактических показателей от плановых разработана на довольно высоком теоретическом и практическом уровне. Но в последнее время широко обсуждается проблема разработки и использование в практике планирования, учета и анализа новых подходов к управлению финансами предприятия на основе составления их бюджетов. Этой проблематике посвященные работы Т.К. Бень, В.В. Бочарова, Н.Г. Данилочкиной, С. Б. Молот, В.Б. Ивашкевича, С.Н. Зайцева, П.Д. Алексеевой, А.М. Поддергина, Д.В. Полозенко, В.П. Савчука, О.С. Стояновой, А.М. Карпинского, Т.П. Карпової, О.Э. Николаевой, В.М. Федосова, Т.В. Шишковой, В.С. Руцкого, А.Д. Шеремета, К.В. Щиборщ, В.Э. Хруцкого и других. Однако целый ряд теоретических, методических и практических проблем бюджетирования еще не разработано, в частности это касается и отраслевых особенностей финансового планирования.

Целью дипломной работы является разработка методических подходов и практических рекомендаций по совершенствованию бюджетирования в системе планирования предприятия.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • раскрыть сущность бюджетирования;
  • рассмотреть оценку организации бюджетного планирования, произвести анализ финансовой деятельности, исследовать бюджетное планирование на ООО «Розтех;
  • исследовать пути повышения качества бюджетного планирования на предприятии, рассмотреть внедрение информационных технологий как способ повышения качества составления бюджетов, а также экономическое обоснование рекомендаций по совершенствованию бюджетного планирования в ООО «Розтех».

Объектом исследования в дипломной работе является бюджетирование в системе планирования в ООО «Розтех».

Предметом исследования является совершенствование программных методов для решения проблем бюджетирования в системе планирования предприятия.

Методологической основой послужили научные труды отечественных авторов, нормативно-законодательная база Российской Федерации, материалы периодической печати, документация предприятия, ресурсы сети Интернет.

В ходе дипломной работы были использованы конкретно-исторический, программно-целевой, аналитический методы, а также метод сравнительного анализа, экспертных оценок.

 

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты бюджетирования в системе планирования предприятии

1.1. Сущность бюджетирования в системе планирования предприятия

На каждом предприятии может быть своя специфика бюджетирования в зависимости как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования, необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой инструментарий.

Бюджеты могут быть составлены как для предприятия в целом, так и для его подразделений.

Общий (основной) бюджет – это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.

В основном бюджете в количественном выражении рассматриваются будущая прибыль, денежные потоки и поддерживающие планы. Основной бюджет представляет итог многочисленных обсуждений и решений о будущем предприятия, обеспечивает как оперативное, так и финансовое управление.

Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на реализацию принятых решений, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, средства инвестора и т. п.).

Кроме того, функции бюджета изменяются в зависимости от того, в какой фазе формирования и реализации он находится. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план продаж, расходов и других финансовых операций в наступающем периоде. В конце он играет роль измерителя, позволяющего сравнивать полученные результаты с плановыми показателями и корректировать дальнейшую деятельность.

Для полного осмысления бюджетирования необходимо перечислить функции, которые оно выполняет:

1) аналитическую:

  • переосмысление бизнес-идеи;
  • коррекция стратегии;
  • постановка дополнительных целей;
  • анализ операционных альтернатив;

2) финансового планирования: вынуждает планировать и тем самым обдумывать будущее;

3) финансового учета: вынуждает учитывать и обдумывать совершенные действия в прошлом и тем самым помогает принимать правильные решения в будущем;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

4) финансового контроля:

  • позволяет сравнивать поставленные задачи и полученные результаты;
  • выявляет слабые и сильные стороны;

5) мотивационную:

  • осмысленное принятие плана;
  • ясность постановки целей;
  • наказание за срыв;
  • поощрение за выполнение и перевыполнение;

6) координационную: координация функциональных блоков оперативного планирования;

7) коммуникационную:

  • согласование планов подразделений компании;
  • нахождение компромиссов;
  • закрепление ответственности исполнителей.

В общем случае можно выделить пять этапов постановки системы бюджетирования в организации.

Цель первого этапа (формирования финансовой структуры) – разработать модель структуры, позволяющей установить ответственность за исполнение бюджетов и контролировать источники возникновения доходов и расходов.

На втором этапе (создание структуры бюджетов) определяется общая схема формирования сводного бюджета предприятия.

В результате проведения третьего этапа формируется учетно-финансовая политика организации, то есть правила ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и контроле (мониторинге) выполнения бюджетов.

Четвертый этап направлен на разработку регламента планирования, определяющего процедуры планирования, мониторинга и анализа причин невыполнения бюджетов, а также текущей корректировки бюджетов.

Пятый этап (внедрение системы бюджетирования) включает работы по составлению операционного и финансового бюджетов на планируемый период, проведению сценарного анализа, корректировке системы бюджетирования по результатам анализа ее соответствия потребностям.

Выделяют три основных подхода к процессу бюджетирования:

  • «сверху вниз»;
  • «снизу вверх»;
  • «снизу вверх/сверху вниз».

Подход «сверху вниз» означает, что высшее руководство осуществляет процесс бюджетирования с минимальным привлечением менеджеров подразделений и отделов нижнего уровня. Такой подход дает возможность полностью учитывать стратегические цели компании, уменьшить затраты времени и избежать проблем, связанных с согласованием и агрегированием отдельных бюджетов. Вместе с тем недостаток данного подхода – слабая мотивация менеджеров нижнего и среднего звена относительно достижения целей.

Подход «снизу вверх» применяется на больших предприятиях, где руководители отделов составляют бюджеты участков, отделов, которые потом обобщаются в бюджеты цеха, производства и завода соответственно. Средним и высшим руководителям в этом случае предстоит согласование и координация различных бюджетных показателей. Один из недостатков этого подхода заключается в том, что плановые показатели по расходам завышаются, а по доходам занижаются, чтобы при выполнении получить незаслуженное вознаграждение.

Подход «снизу вверх/сверху вниз» является самым сбалансированным и позволяет избежать негативных последствий двух своих предшественников. При таком подходе высшее руководство дает общие директивы относительно целей компании, а руководители нижнего и среднего звена подготавливают бюджет, направленный на достижение целей компании.

Как и любое явление, бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Достоинства бюджетирования:

  • оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;
  • позволяет координировать работу предприятия в целом;
  • анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
  • позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
  • позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
  • способствует процессам коммуникаций;
  • помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации;
  • служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

Недостатки бюджетирования:

  • различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того, не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);
  • сложность и дороговизна системы бюджетирования;
  • если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;
  • бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а следовательно, снижает эффективность работы;
  • противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если слишком сложно – стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.

Организация бюджетирования на предприятии

Бюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является важным фактором эффективности бюджетного планирования предприятия.

Внутри бюджетного периода каждый из бюджетов имеет разбивку на подпериоды. Бюджетирование – процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности предприятия. Бюджетный процесс не ограничивается лишь стадией составления сводного бюджета. Вообще процесс представляет собой замкнутый контур финансового управления, включающий три последовательных этапа: этап разработки и проекта сводного бюджета; утверждение проекта бюджета и включение его в структуру научно обоснованного бизнес-плана организации; анализ исполнения бюджета по итогам текущего года.

Бюджетный цикл включает период времени от начала первого этапа до завершения третьего. Бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего года. Таким образом, анализ исполнения бюджета – это одновременно и отправная, и завершающая стадия бюджетного цикла.

Рассмотрим подробнее содержание этапов.

Первый этап (стадия разработки проекта сводного бюджета) заключается в составлении предварительного проекта бюджета на очередной плановый год. Особое внимание при этом уделяется оценке выполнения планов прибыли и рентабельности. Такая оценка основывается на тщательной разработке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции. На этом этапе оценивается производственная программа (ее качественные и количественные параметры, изменения ценовой и кредитной политики) и определяется новый производственный потенциал коммерческой организации на основе анализа рациональности использования активов, освоения новых технологий и видов продукции. Составленный предварительный проект бюджета корректируется в связи с изменением внешних и внутренних условий.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

На этом этапе требуется работа большого числа задействованного рядового персонала планово-экономических служб и структурных подразделений, которым утверждаются бюджетные задания: цехи основного производства, коммерческая дирекция (отдел сбыта), отдел материально-технического снабжения и пр.

Второй этап (стадия утверждения) сводится к составлению окончательного проекта бюджета и включения его в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия.

На малых предприятиях сводный бюджет, как правило, разрабатывается бухгалтерией и утверждается президентом организации.

На средних и крупных предприятиях решение об утверждении сводного бюджета могут принимать:

  • правление организации, в состав которого входит высшее руководство;
  • президент организации (в этом случае правление организации представляет собой консультативный орган при президенте)
  • совет директоров организации;
  • общее собрание акционеров (совет директоров подает проект сводного бюджета на утверждение общему собранию акционеров).

Утвержденный бюджет рассматривается как руководство к действию.

Третий этап – анализ исполнения бюджета по итогам истекшего года. На этом этапе делается анализ финансового состояния предприятия, на основе которого вносятся необходимые коррективы в тактику и стратегию экономического развития организации. Для того чтобы система бюджетирования была эффективной, необходим ряд обязательных условий, без которых эта система попросту не сможет работать.

Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике.

Во-вторых, для того чтобы разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение, нужна соответствующая количественная информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета на предприятии составляет основу учетного блока (компонента) бюджетного процесса.

В-третьих, бюджетный процесс не происходит в «безвоздушном пространстве» – он всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, существующие на предприятии.

Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета предприятия; совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, то есть теми центрами ответственности, которыми назначается бюджетный план и которые ответственны за его исполнение.

С другой стороны, структурные подразделения должны своевременно получать из аппарата управления бюджетное задание и коррективы, вносимые в него в течение бюджетного периода. Следовательно, важнейшей составляющей регламента бюджетного процесса является внутренний документооборот – совокупность регулярных, закрепленных в соответствующих внутренних актах и инструкциях информационных потоков подразделений предприятия в процессе разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета.

В-четвертых, процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предполагает регистрацию и обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. В бюджетном процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании программно-технических средств. Программно-технические средства, используемые структурами предприятия, задействованными в бюджетном процессе, составляют программно-технический блок системы бюджетирования.

В бюджетном процессе можно выделить:

1) аналитический блок, который включает:

  • методологию составления, контроля и анализа сводного бюджета;
  • методики по отдельным подбюджетам;

2) учебный блок, который включает:

  • бухгалтерский учет;
  • оперативный учет;
  • сбор информации о состоянии рынка;

3) организационный блок, который включает:

  • функции подразделений;
  • регламент взаимодействия;
  • систему взаимодействия;

4) программно-технический блок, который включает:

  • технические средства;
  • программное обеспечение.

Все четыре компонента бюджетного процесса тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру системы бюджетирования на предприятии.

Так, например, внутренний документооборот находится на стыке учетного и организационного блоков, так как, с одной стороны, он охватывает совокупность информационных потоков, напрямую определяемых действующей системой управленческого учета, с другой же – он жестко закреплен внутренним регламентом в виде ряда внутренних нормативных актов, а это уже является частью системы управления.

Важным фактором, определяющим эффективность реализации процесса бюджетирования, является точное следование иерархии целей, целевых показателей, мероприятий и бюджетов, затрагивающих несколько уровней управления. Основным элементом в данном случае является иерархия целей.

Цели нижнего уровня управления должны соответствовать целям верхнего уровня управления. Только так на предприятии может быть выстроена эффективная стратегия развития. Целевые показатели, являющиеся количественными измерителями целей, также должны быть связаны между собой четкой иерархической зависимостью. Однако это не означает, что показатели на всех уровнях управления должны быть одними и теми же. Связь между показателями должна строиться в соответствии со связью между экономическими явлениями, которые эти показатели отражают.

Что касается мероприятий, то здесь иерархическая связь может быть двух видов. Первый вид мероприятий проводится централизовано на верхнем уровне управления и затрагивает ряд подразделений, в которых разрабатываются свои мероприятия, но в русле проводимого «наверху». Второй же вид реализуется только на нижнем уровне и связан с верхним уровнем управления через бюджеты.

1.2. Система бюджетов на предприятии

Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Бюджетное устройство предприятия представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетная система предприятия — совокупность бюджетов, основанная на производственных, экономических отношениях и структурном устройстве предприятия, регулируемая его внутренними нормативными документами.

Консолидированный (общий) бюджет — свод всех бюджетов, используемых в бюджетной системе предприятия. Он включает бюджет предприятия в целом и бюджеты отдельных субъектов управления в его составе.

Традиционная структура системы бюджетов на предприятии представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 — Традиционная структура системы бюджетов

 

Этот рисунок также отражает взаимосвязи между отдельными бюджетами и логику разработки общего (консолидированного) бюджета предприятия.

Представленная на рисунке 1.2 система может быть дополнена следующими аспектами классификации бюджетных документов:

по функциональному назначению:

а) бюджет имущества,

б) бюджет доходов и затрат,

в) бюджет движения денежных средств,

г) бюджет операционной деятельности,

по отношению к уровню интеграции управленческой информации:

а) бюджет центра первичного учета,

б)консолидированный бюджет,

в зависимости от временного интервала:

а) стратегический бюджет,

б) оперативный бюджет,

в зависимости от этапа бюджетного процесса:

а) плановый бюджет,

б) фактический (исполненный) бюджет.

Обычно на уровне предприятия в качестве основных бюджетных документов рассматриваются:

  • Бухгалтерский баланс (бюджет имущества) — форма 1 бухгалтерской отчетности предприятия;
  • Отчет о прибылях и убытках (бюджет доходов и расходов) — форма 2 бухгалтерской отчетности предприятия;
  • Отчет о движении денежных средств (бюджет движения денежных средств) — форма 4 бухгалтерской отчетности предприятия.

Бюджет производственно-хозяйственной (операционной) деятельности предприятия — документ, отражающий производство и реализацию продукции, иные производственные результаты (в состав официальной отчетности не входит, разрабатывается в произвольной форме).


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4   5