3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий
Прежде чем осуществить предложенные мероприятия, необходимо знать, будут ли их осуществление экономически выгодным для предприятия. Для этого нужно рассчитать экономическая эффективность всех мероприятий.
Для начала рассчитаем экономическую эффективность мероприятий, направленных на совершенствование коммуникационной деятельности ООО «Вкусные консервы».
Коммуникативная эффективность, определяет коммуникативное воздействие рекламного сообщение на целевую аудиторию:
Выручка ООО «Вкусные консервы» с учетом внедрения мероприятия по совершенствованию коммуникационной деятельности увеличится на 3% и составит 10557,5 тыс.руб.
Планируемый индекс выручки составит:
Iвыр = 10557,5 / 10250 = 1,03
Планируемые постоянные затраты=1845 тыс.руб.
Переменные затраты на 1 рубль выручки до проведения мероприятия составят:
Зпл.пер. = 1845 / 10250 = 0,18 руб.
Планируемые переменные затраты равны:
Зпл.пер. = 0,18 / 10557,5 = 1900,35 тыс.руб.
Затраты на мероприятие = 74,492 тыс.руб.
Себестоимость после внедрения мероприятия = 4752 тыс.руб.
В таблице 14 наглядно можно увидеть экономические показатели ООО «Вкусные консервы» до и после проведения мероприятий.
Таблица 14. Экономические показатели ООО «Вкусные консервы» до и после внедрения мероприятия по совершенствованию коммуникационной деятельности
| Наименование показателя | Ед. изм. | До проведения мероприятия | После внедрения мероприятия | Изменение | |
| тыс.руб. | % | ||||
| Выручка | тыс.руб | 10250 | 10557,5 | 307,5 | 3 |
| Себестоимость | тыс.руб | 4678 | 4752 | 74 | 1 |
| Среднегодовая стоимость основных средств | тыс.руб | 1435 | 1435 | 0 | 0 |
| Численность работников | чел. | 14 | 14 | 0 | 0 |
| Фонд оплаты труда | тыс.руб | 227,704 | 227,704 | 0 | 0 |
| Прибыль от реализации | тыс.руб | 3069 | 3302,5 | 233,5 | 11 |
| Рентабельность производства | % | 12 | 13 | 1 | 9 |
| Рентабельность продаж | % | 54 | 55 | 1 | 10 |
| Производительность труда | тыс.руб/чел. | 732 | 754 | 22 | 3 |
| Фондоотдача | тыс.руб | 7,1 | 7,4 | 0,3 | 4 |
Вывод по таблице 14 в результате увеличения выручки на 3% (307,5 тыс.руб.) и себестоимости на 96,9 тыс.руб. увеличился ряд других показателей (прибыль на 210,6 тыс.руб., рентабельность производства на 2%, рентабельность продаж на 2%, производительность труда на 22 тыс.руб./чел., фондоотдача на 4%).
Неизменными показателями остались стоимость основных фондов 1435 тыс.руб., численность работников 14 чел., ФОТ 227,704 тыс.руб.
Все данные изменения являются положительной тенденцией для предприятия ООО «Вкусные консервы» и можно говорить о том, что мероприятие «Совершенствование коммуникационной деятельности ООО «Вкусные консервы» и повышение ее эффективности» будет экономически эффективным.
Следующим мероприятием, у которого будет рассмотрена экономическая эффективность, станет мероприятие, направленное на совершенствование сбытовой политики.
Затраты на данное мероприятие были рассчитаны в предыдущей главе.
Выручка ООО «Вкусные консервы» с учетом внедрения данного мероприятия увеличится на 5% и составит 10762,5 тыс.руб.
Планируемый индекс выручки составит:
Iвыр = 10762,5 / 10250 = 1,05
Планируемые постоянные затраты = 1845 тыс.руб.
Переменные затраты на 1 рубль выручки до проведения мероприятия составят:
Зпер = 658 / 10250 = 0,06 руб.
Планируемые переменные затраты равны:
Зпл.пер = 0,06 х 10762,5 тыс.руб.
Затраты на мероприятие = 2,75 тыс.руб.
Себестоимость после внедрения мероприятия = 4681 тыс.руб.
В таблице 15 наглядно можно увидеть экономические показатели ООО «Вкусные консервы» до и после проведения мероприятий.
Таблица 15. Экономические показатели ООО «Вкусные консервы» до и после внедрения мероприятия по совершенствованию сбытовой политики
| Наименование показателя | Ед. изм. | До проведения мероприятия | После внедрения мероприятия | Изменение | |
| тыс.руб. | % | ||||
| Выручка | тыс.руб | 10250 | 10762,5 | 512,5 | 5 |
| Себестоимость | тыс.руб | 4678 | 4681 | 3 | 1 |
| Среднегодовая стоимость основных средств | тыс.руб | 1435 | 1435 | — | — |
| Численность работников | чел. | 14 | 14 | — | — |
| Фонд оплаты труда | тыс.руб | 227,704 | 227,704 | — | — |
| Прибыль от реализации | тыс.руб | 1427 | 1835 | 408 | 29 |
| Рентабельность производства | % | 16 | 21 | 5 | — |
| Рентабельность продаж | % | 14 | 17 | 1 | — |
| Производительность труда | тыс.руб/чел. | 732 | 769 | 37 | 5 |
| Фондоотдача | тыс.руб | 7,1 | 7,5 | 0,4 | 6 |
Вывод по таблице 15 в результате увеличения выручки на 3% (512,5 тыс.руб.) и себестоимости на 104,5 тыс.руб. увеличился ряд других показателей (прибыль на 408 тыс.руб., рентабельность производства на 5%, рентабельность продаж на 1%, производительность труда на 37 тыс.руб./чел., фондоотдача на 6%).
Неизменными показателями остались стоимость основных фондов 1435 тыс.руб., численность работников 14 чел., ФОТ 227,704 тыс.руб. Все данные изменения являются положительной тенденцией для предприятия ООО «Вкусные консервы» и можно говорить о том, что мероприятие «Совершенствование сбытовой политики предприятия ООО «Вкусные консервы»» будет экономически эффективным.
Далее рассмотрим экономическую эффективность мероприятия, которое предусматривает повышение квалификации торговых работников. В таблице 16 представлены показатели экономической эффективности данного мероприятия.
Таблица 16. Экономические показатели ООО «Вкусные консервы» до и после внедрения мероприятия по повышению квалификации торговых работников
| Показатели | Ед.изм. | Величина показателя | |
| до повышения квалификации | после повышения квалификации | ||
| Потеря рабочего времени (ПВ) | мин. | 60 | 30 |
| Продолжительность рабочего дня | мин. | 480 | 480 |
| Эффективный фонд рабочего времени (ЭФ) | Дни | 247 | 247 |
| Средняя трудоемкость операции (Тр) | Час | 0,85 | 0,85 |
| Средняя цена за единицу операции (Ц) | руб. | 250 | 250 |
| Численность работников, отправленных на повышение квалификации (Ч) | чел. | 0 | 1 |
| Средний процент выполнения норм выработки (НВ) | % | 110 | 110 |
| Прибыль на единицу продукции (Пед) | руб. | 160 | 160 |
| Затраты на проведение мероприятия (З) | тыс.руб. | 8 | — |
Рассчитаем экономическую эффективность, используя показатели таблицы 16.
Годовая экономия рабочего времени:
Эвр = ((ПВ1 – ПВ2) х ЭФ х Ч х НВ) / 60 (41)
Эвр = ((60 — 30) х 247 х 1 х 1,1) / 60 = 135,85
Прирост объема работ:
О = Эвр / Тр2 (42)
О = 135,85 / 0,85 = 159,8
Дополнительный объем выручки:
V = (О х Ц) / 1000 (43)
V = (159,8 х 250) / 1000 = 39,9 тыс.руб.
Прирост прибыли:
П = (О х Пед) (44)
П = 159,8 х 160 / 1000 = 25,6 тыс. руб.
Экономическая эффективность:
Э = П – З (45)
Э = 25,6 – 8 = 17,6 тыс.руб.
Экономическая эффективность мероприятия «Повышение квалификации торговых работников» составляет 17,6 тыс.руб., значит данное мероприятие является экономически выгодным.
Рассчитаем экономическую эффективность мероприятия по улучшению условий труда работников ООО «Вкусные консервы».
В таблице 17 представлены показатели экономической эффективности мероприятия «Улучшение условий труда работников ООО «Вкусные консервы».
Таблица 17. Экономические показатели ООО «Вкусные консервы» до и после внедрения мероприятия, направленного на улучшение условий труда работников
| Показатели | Ед.изм. | Величина показателя | |
| До проведения мероприятия | После проведения мероприятия | ||
| Затраты времени на выполнение работы | мин. | 79 | 28 |
| Эффективный фонд рабочего времени (одного человека) в год | дн. | 247 | 247 |
| Численность работников (Ч) | чел. | 8 | 8 |
| Средний % выполнения норм выработки | % | 115 | 115 |
| Средняя трудоемкость одной работы | час | 0,85 | 0,85 |
| Прибыль на единицу одной работы | руб. | 219 | 219 |
| Средняя цена работы | руб. | 670 | 670 |
| Затраты на вытяжной зонт | тыс.руб. | — | 89 |
Годовая экономия рабочего времени персонала предприятия ООО «Вкусные консервы»:
Эвр= ((79-28) х 247 х 8 х 1,15) / 60 = 1931,54 час
Прирост объема работ:
О=1931,54 / 0,85=2272,4
Прирост выручки от продаж:
V=(2272,4 х 670)/1000=1522,5
Прирост прибыли от реализации:
П = (2272,4 х 219) / 1000 = 497,65
Экономическая эффективность:
Э = 497,65 — 89 = 497,56
Экономическая эффективность мероприятия «Улучшение условий труда работников ООО «Вкусные консервы»» составляет 497,56 тыс.руб., значит данное мероприятие также является экономически выгодным.
Рассчитаем экономическую эффективность мероприятия «Создание маркетинговой службы в ООО «Вкусные консервы»».
Ээф = Эк – З, где (46)
Эк — Экономический результат от проведения мероприятия (Чистая прибыль);
З — Затраты на проведение мероприятия.
Чистая прибыль за 2015 год составила 4046,7 тыс.руб. Предполагается, что после проведения мероприятия «Создание маркетинговой службы в ООО «Вкусные консервы»» чистая прибыль увеличиться на 30 % и составит 5260,7 тыс.руб. Затраты на проведение мероприятия составят 530 тыс.руб.
Ээф=(5260,7 — 4046,7) – 530= 684 тыс.руб.
Окупаемость вложений составит: = З / Эк х 12 (47)
Эк — Экономический результат от проведения мероприятия (Чистая прибыль);
З — Затраты на проведение мероприятия.
Ток = 530 / 684 х 12 = 9,3 мес.
Экономическая эффективность мероприятия «Создание маркетинговой службы в ООО «Вкусные консервы»» составит 684 тыс.руб. Срок окупаемости 9,3 месяца. Данное мероприятие экономически выгодно для предприятия, а это значит, что его можно реализовать в ООО «Вкусные консервы».
Таким образом, все предложенные мероприятия являются экономически выгодными.
Реализация же предложенных мероприятий приведет к увеличению выручки, чистой прибыли, рентабельности продаж и производства ООО «Вкусные консервы». Все эти факторы свидетельствуют о целесообразности финансирования предложенных мероприятий.
Заключение
Данная выпускная квалификационная работа посвящена актуальной теме «Анализ финансового состояния предприятия и разработка мероприятий по совершенствованию управления финансово-хозяйственной деятельности (на примере ООО «Вкусные консервы»)».
Основной целью выпускной квалификационной работы стало исследование финансовое состояние ООО «Вкусные консервы», выявить основные проблемы в области финансовой деятельности и разработать мероприятия по его совершенствованию.
Проведенный анализ показывает, что у предприятия ООО «Вкусные Консервы» в основном результаты деятельности за период с в период с 2013 – 2015 г.г. Стоимость основных средств за исследуемый период возросла на 156,40 млн. руб. и составила 4101,94 млн. руб.
Стоимость запасов за исследуемый период увеличилась на 129,49 млн. руб. и составила 278,98 млн. руб. Значительный рост стоимости запасов произошел в период 2014-2015 гг.
Сумма свободных денежных средств на предприятии за период 2013 – 2015 гг. снизилась на 929,58 млн. руб. и составила 837 млн. руб. Поскольку денежные средства являются самым высоколиквидным, но, тем не менее, не приносящим доход активом, в 2014 году ООО «Вкусные консервы» была пересмотрена инвестиционная политика.
Таким образом, инвестиционная деятельность компании в части реализации товаров находится в соответствии с установленными принципами диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. Удельный вес дебиторской задолженности в общем объеме активов по сравнению с 2013 остался почти неизменным (увеличился с 27,51% до 33,87%). Рост дебиторской задолженности на 2850,27 млн. руб. произошел в результате роста активов баланса. Предельным значением для данного показателя является 40% от общего объема средств компании, следовательно, риск потери стоимости находится в допустимых пределах
Вертикальный анализ пассивов показал, что в 2015 году на долю собственного капитала предприятия пришлось 37,97% пассивов.
На долю заемного капитала 62,03%. По сравнению с 2013 году собственный капитал компании увеличился на 3446,54 млн. руб. и составил 9876,84 млн. руб.
Источником роста собственного капитала является уставной капитал, который по сравнению с 2013 годом увеличился на 3000 тыс. руб.
Нераспределенная прибыль по сравнению с 2014 годом увеличилась на 82,90 млн. руб. Рост прибыли произошел как в результате роста количества реализованной продукции, так и благодаря грамотной инвестиционной политике компании ООО «Вкусные консервы».
Общая сумма оценочных обязательств – привлеченного капитала – по сравнению с 2013 годом увеличилась на 901,60 млн. руб. и составила в 2015 году 16133,77 млн. руб.
Доля оценочные обязательств в виде резервов снизилась на 11,24% и достигла 47,52% от общего объема источников.
Торговая компания располагала 143,13% наиболее ликвидных активов в 2014 году. Этот показатель увеличился до 162,7%, за счет проведения руководством компании «Вкусные консервы» грамотной инвестиционной политики.
В ходе проведенного анализа были выявлены и проведены анализы ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости ООО «Вкусные консервы» за 2013-2015 г.г. Все показатели с 2014г по 2015г были не устойчивые показатели и наблюдался спад. Это было связанно с не эффективным использованием ресурсов и политики компании. К 2015 г. Данная компания внедрила мероприятия, которые способствовали увеличению показателей ликвидности платежеспособности и финансовой устойчивости
Годовой прирост премии от продаж ООО «Вкусные консервы» составил 6,64%. Сравнение этих показателей свидетельствует об улучшении финансовых показателей компании ООО «Вкусные консервы».
Таким образом, по итогам анализа деятельности ООО «Вкусные консервы» можно сделать вывод о том, что в краткосрочной перспективе компания с высокой долей вероятности обеспечит выполнение всех своих финансовых обязательств в полном объеме, а в среднесрочной перспективе исполнение обязательств по договорам будет гарантировано в условиях сохранения макроэкономических показателей и рыночных показателей рынка продаж
В результате проведенного анализа, были предложены некоторые направления по улучшению финансового состояния предприятия ООО «Вкусные консервы»:
- Совершенствование коммуникационной деятельности ООО «Вкусные консервы» и повышение ее эффективности;
- Совершенствование сбытовой политики на предприятии ООО «Вкусные консервы»;
- Совершенствование стимулирования персонала ООО «Вкусные консервы»;
- Создание маркетинговой службы в ООО «Вкусные консервы»;
- Снижение дебиторской задолженности.
Также в данной выпускной квалификационной работе представлена экономическая эффективность от предложенных мероприятий. Реализация предложенных мероприятий приведет к увеличению выручки, чистой прибыли, рентабельности продаж и производства ООО «Вкусные консервы». Общая экономическая эффективность от мероприятий составит 19410.91 тыс.руб.
Список использованной литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина от 06 июля 1999 № 43н.;
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. 24 марта 2000 г.);
- Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями от 2008 г.);
- Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- Алексеев К.С. Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия/ К. С. Алексеев // Справочник экономиста. — 2012. — № 1. — С.14-25;
- Алтухова, М. В. Финансовая диагностика и поддержка управленческих решений/ М. В. Алтухова // Справочник экономиста. — 2012. — № 2. — С.39-49;
- Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Под редакцией П.П. Табурчака, В.М. Гумина, М.С. Сапрыкина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 352 с;
- Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие/ Под ред. В.И. Бариленко. – М.: Омега-Л, 2011. – 414 с.;
- Артеменко В.Г. Финансовый анализ / В.Г.Артеменко, М.В. Беллендир. – М.: Дело и Сервис, 2011. – 160 с.;
- Бадмаева, Д. Г. Комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятий: методы и используемые показатели/ Д. Г. Бадмаева // Аудиторские ведомости. — 2012. — N 8. — С.80-86.;
- Баканов М.И. Теория экономического анализа: Учебник/ И.М.Баканов, А.Д.Шеремет. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 288 с.;
- Баканов М.И. Анализ эффективности использования оборотных средств// Бухгалтерский учет. – 2011 — №10 – с.64-65;
- Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2011 – 80 с.;
- Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учебное пособие. – М.: Издательство ПРИОР, Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2012. – 453 с.;
- Банк В. Р. Финансовый анализ: учеб. пособие / В.Р. Банк, С. В. Банк. – М.: TK Велби, Изд-во Проспект, 2011, – 344 с.;
- Бочаров В. В. Комплексный финансовый анализ. СПб.: Питер, 211, с. 62-63.;
- Виноградская, Н.А. Диагностика и оптимизация финансово-экономического состояния предприятия: финансовый анализ: Практикум / Н.А. Виноградская. — М.: МИСиС, 2011. — 118 c.;
- Воронченко, Т. В. Методика финансового анализа с применением зарубежного опыта/ Т. В. Воронченко, В. П. Леошко //Бухучет в строительных организациях. — 2012. — № 7. — С.26-29;
- Гермалович Н.А. Анализ хозяйственной деятельности предприятия /Н.А. Гермалович. – М: Финансы и статистика, 2011. – 346 с;
- Горелик, О.М. Финансовый анализ с использованием ЭВМ: Учебное пособие / О.М. Горелик, О.А. Филиппова. — М.: КноРус, 2011. — 270 c;
- Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: Учебник для магистров / Т.И. Григорьева. — М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. – 462 с.;
- Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: Практикум/ Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – M.: Издательство «Дело и Сервис», 2011. – 144 с.;
- Ефимова, О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений : Учебник / О.В. Ефимова. — М.: Омега-Л, 2013. — 349 c.;
- Жилкина, А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: Учебник / А.Н. Жилкина. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. — 332 c.;
- Канке Л. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие/ Л. А. Канке, И. П. Кошевая. – M.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011 – 288 с. – (Профессиональное образование);
- Киреева, Н.В. Экономический и финансовый анализ: Учебное пособие / Н.В. Киреева. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 293 c.;
- Ковалева А.И. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА – М, 2011 – 493 с.;
- Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА – М, 2012 – 393 с.;
- Ковалев В.В., О.Н. Волкова. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2011 – 424 с.;
- Комплексный экономический анализ предприятия: [учебник/ проф. А.П. Калинина и др.]; под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер : Лидер, 2011 — 569 c.;
- Мельник М.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие /М.В. Мельник, Е.Б. Герасимова. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2012 – 192 с.;
- Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятия: учебник /С.М. Пястолов. – М.: Академический Проект, 2012 – 576 с.;
- Райзберг Б. А. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011 – 367 с.;
- Романова, Т.Г., Романова Т.В., Белоусова А.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. — Ростов на/Д, 2012 — 368 с.;
- Русак М.А. Анализ хозяйственной деятельности в промыщленности / Русак М.А., Стражева В.И., О.Ф. Мигун / под ред. В.И.Стражева. – Минск: Высш.шк., 2011 – 398 с.;
- Буздалина, О. Б. Финансово-хозяйственная деятельность организации в посткризисный период / О. Б. Буздалина; рец. И. В. Ишиной // Аудит и финансовый анализ. — 2011 — N 1. — С.93-96;
- Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л.Т. Гиляровская и др. – М.: ТК Велби, Проспект, 2011. – 360 с;
- Черкасова И.О. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / И.О. Черкасова. – СПб.: Нева, 2011 – 192 с.;
- Любушин Н.П. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия: учебное пособие/ Н.П. Любушин, В.Б.Лещева, В.Г.Дьякова; под ред.проф. Н.П.Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 – 471 с.;
- Тренев И.Н. Управление финансами: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2011 – 496 с.;
- Финансовый менеджмент: учебник для вузов/ под ред.проф. Г.Б.Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012 – 518 с.;
- Толпегина О.А. Показатели прибыли: экономическая сущность и их содержание // Экономический анализ: теория и практика, 2014, N 20;
- Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа.- М.: ИНФРА-М, 2009. — 512 с.;
- Бабаев Ю. А. Бухгалтерский учет – М.: Проспект, 2011. – 384 с.
- Бадмаева Д.Г. Бухгалтерский учет и анализ [Текст] / Д.Г. Бадмаева, С.М. Бычкова — СПб.: Питер, 2015. – 512 с.
- Беликова Т. Н. Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности [Текст] / Т.Н. Беликова – СПб.: Питер, 2011. – 272 с.
- Богатая И.Н. Бухгалтерский учет [Текст] / И.Н. Богатая, Н.П. Хахонова — Рстов н/Д: Феникс, 2011. – 608 с.
- Киселева О.В. Бухгалтерский учет и анализ [Текст] / О.В. Киселева С.Г. Чеглакова , О.В. Скрипкина – М.: Дело и Сервис, 2015. — 448 с.
- Саполгина Л.А. Бухгалтерский учет и анализ [Текст] / Л.А. Саполгина — М.: Кнорус, 2015. – 152 с.
- Сацук Т.П. Бухгалтерский финансовый учет и отчетность [Текст] / Т.П. Сацук, И.А. Полякова, О.С. Ростовцева — М.: Кнорус, 2014. – 280 с.
- Суйц В.П., Шеремет А. Д. Аудит — М.: ИНФРА-М, 2009- 448 с.
