Скоро защита?
Меню Услуги

Динамика и оценка доходов федерального бюджета. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


Глава 2. Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета Российской Федерации

 

2.1. Динамика и структура налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2016-2018 г.г.

 

Налоговые поступления являются основными финансовыми ресурсами государства. И поэтому качественное и действенное налоговое администрирование приводит к максимально возможному поступлению налогов и сборов в российский бюджет. Также немаловажным является наличие рационального сочетания методов налогового регулирования, стимулирования, а также планирования и налогового контроля. Для этого используются регламентирующие и законодательно закрепленные методы и формы, что и является главным фактором при эффективном управлении в стране.

Является общеизвестным тот факт, что налоги – это обеспечители фискальных потребностей государства. При этом служат инструментом государственного регулирования социальных и экономических отношений. В этой связи необходимость совершенствования налогообложения доходов неоспорима.

В большинстве стран современной экономики главным источником формирования доходов государственных бюджетов являются налоги. Россия не исключение. В России за счет налоговых поступлений формируется больше чем половина всего бюджета. В первую очередь это объясняется тем, что сумма государственных расходов имеет прямую зависимость с суммой поступления в бюджет. На территории Российской Федерации налоговые поступления в федеральный бюджет прописаны в Налоговом кодексе.

От полученной суммы налоговых поступлений напрямую зависят возможности страны в эффективном выполнении возложенных на нее обязанностей, среди которых основные:

  • социальное обеспечение населения;
  • поддержание обороноспособности страны;
  • внутренний порядок

Исходя из возложенных на федеральный бюджет функций, анализ динамики и структуры налоговых поступлений, выявление слабых мест в их администрировании является нужным, для того чтобы иметь возможность обеспечить непрерывную способность государства выполнять свои функции.

Рассмотрим динамику налоговых доходов Российской Федерации за 2016-2018 гг., данные отразим в таблице 1.

Таблица 1 Анализ динамики налоговых поступлений за 2016-2018 гг., млрд. руб.

Показатель 2016

год

2017

год

Отклонение 2018

год

Отклонение
в млрд.

руб.

в % в млрд.

руб.

в %
Налоговые доходы в консолидированный бюджет РФ 16444,6 16173,6 -271 -1,7 19276, 9 3103,3 19,2
Налоговые доходы в Федеральный бюджет РФ 8590,5 8721,5 131 1,5 9117,0 395,5 4,5

 

 На протяжении рассматриваемого периода (2016-2018 гг.) сумма налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ имеет постоянно выраженную тенденцию к росту. Однако в 2017 году наблюдается снижение налоговых доходов по сравнению с 2016 годом на 1,7%, но в 2018 году динамика налоговых доходов увеличилась по сравнению с 2017 годом на 19,2%.

Аналогичным образом ведет себя сумма налоговых доходом в федеральный бюджет РФ. В 2016 г. она равнялась 8590,5 млрд. руб. По состоянию на конец 2018 г. ее значение достигло 9117,0 млрд. руб. (на 4,5 % выше значения 2017 г.).

Динамика налоговых поступлений в бюджетной системе России на протяжении 2016-2018гг. показана на рисунке 3.

Рис. 3. Динамика налоговых поступлений в консолидированный и федеральный бюджет РФ на протяжении 2016-2018гг., млрд. руб.

Увеличение суммы налоговых доходов в бюджетную систему РФ за 2018 г. объясняется тем, что для совершенствования налоговой системы была внедрена Дорожная карта налогового администрирования налогов и сборов. В данном случае имеется в виду, что на протяжении последних лет был введен институт налогового мониторинга. Главная цель данного образования – повышение уровня прозрачности действующей нормативно-правовой базы налогового администрирования. Такой мониторинг дает возможность осуществлять своевременный прогноз налоговых платежей для налогоплательщиков. При этом используется ряд методических форм анализа, что существенно снижает налоговое администрирование и объемы в границах досудебного урегулирования споров, которые возникают между всеми участниками налоговых отношений.

Динамика налоговых выплат в Федеральный бюджет РФ на протяжении 2016-2018гг. показана на рисунке 4.

Рис. 4. Динамика налоговых выплат в Федеральный бюджет РФ на протяжении 2016-2018гг., млрд. руб.

Из рисунка 4 видно, что на протяжении 2016-2018 гг. сумма налоговых

поступлений в Федеральный бюджет РФ постоянно растет. В 2016 году данный показатель составил 8590,5 млрд. руб. По состоянию на конец 2018 года сумма налоговых доходов в федеральном бюджете РФ составила 9117 млрд. руб., что на 4,5% выше показателя предыдущего года.

Это вызвано следующими факторами:

  • налоги – это способ, с помощью которого государство формирует свои финансовые ресурсы;
  • налоги выполняют ряд важных социальных и экономических целей и задач.

Больше половины доходов бюджетов РФ создается за счет поступлений налоговых сумм. Среди основных доходов, которые формируют российский федеральный бюджет, можно выделить косвенные налоги, среди которых НДС, акциз, пошлины. Косвенные налоги составляют около 62% от общей суммы налоговых поступлений федерального бюджета. На рисунке 5 представлена структура доходов федерального бюджета РФ на протяжении 2016-2018гг.

Рис. 5. Структура доходов федерального бюджета РФ за 2016-2018гг., %

Из рисунка 5 видно, что на протяжении 2016-2018 гг. основную часть в структуре доходов федерального бюджета РФ формируют налоговые доходы. Начиная с 2016 г. отмечена тенденция к увеличению доли налоговых доходов в общей структуре доходов федерального бюджета. В 2016 г. налоговые доходы формировали 57,1 % общей структуры доходов. На конец 2018 г. данный показатель достиг 60,4%. Проанализируем состав и структуру налоговых доходов федерального бюджета за период 2016-2018 годы, таблица 2

Таблица 2 Динамика налоговых поступлений в федеральный бюджет, млрд. руб.

Из представленных в таблице 2 данных видно, что налоговые поступления федерального бюджета РФ имеют ярко выраженную тенденцию к росту. В 2017 году по сравнению с 2016 годом данный показатель увеличился на 1,5%, в 2018 г. по сравнению с 2017 г. данный показатель вырос на 4,5%. Следует также отметить, что за данный временной промежуток, аналогичная тенденция к росту представлена практически по всем статьям налоговых поступлений (кроме государственной пошлины).

Сумма налога на прибыль организации в 2016 г. равнялась 491,3 млрд. руб. На конец 2017 г. значение данной статьи уменьшилось на 0,2%, однако в 2018 году по сравнению с 2017 годом данный показатель вырос на 55,4% и достиг значения 762,4 млрд. руб.

Самая большая статья налоговых поступлений на протяжении всего рассматриваемого периода формируется за счет НДС. В 2016 г. сумма НДС равнялась 4233,1 млрд. руб. Постоянный рост на протяжении рассматриваемого периода привел к тому, что в 2107 г. сумма данного показателя выросла по сравнению с 2017 г. на 12,7 %. В 2017 году по сравнению с 2016 г. НДС увеличился на 7,7%.

Важной составной налоговых поступлений является акцизы. Своего максимального значения сумма акцизов достигает в 2018 г. – 909,6 млрд. руб., что на 31,1% выше значения 2017 г. По состоянию на конец 2018 г., за счет данной статьи было сформировано 2224,2 млрд. руб. налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ.

Государственные пошлины в 2018 г. по сравнению с предыдущим периодом уменьшились, что объясняется снижением уровня деловой активности хозяйствующих субъектов и снижением количества их обращений за совершением разного рода юридически значимых действий.

Таблица 3 Структура аналоговых поступлений в федеральный бюджет, млрд. руб.

Таким образом, из выше сказанного, можно сделать выводы, что основное место в составе налоговых поступлений в федеральный бюджет занимает НДС. Рассматривая тенденции к росту налоговых сумм на протяжении 2016-2018 гг. видно, что больше всего выросла статья «налог на прибыль организации» – больше, чем в 2 раза. Такой рост объясняется изменениями налогового законодательства в 2016 г., согласно которому ставка налога на прибыль организаций с доходов, которые они получили в качестве дивидендов, выросла с 9% до 13%.

 

2.2. Динамика и структура неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2016-2018 г.г.

 

Проанализируем состав и структуру неналоговых доходов федерального бюджета за период 2016-2018 годы, таблица 4.

Таблица 4 Динамика неналоговых поступлений в федеральный бюджет, млрд. руб.

Из представленных в таблице 4 данных видно, что неналоговые поступления федерального бюджета РФ имеют ярко выраженную тенденцию к снижению. В 2017 году по сравнению с 2016 годом данный показатель уменьшился на 28,6%, в 2018 г. по сравнению с 2017 г. данный показатель снизился на 2,6%. Следует также отметить, что за данный временной промежуток, аналогичная тенденция к снижению представлена по двум статьям неналоговых поступлений.

Сумма доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в 2016 г. равнялась 1283,3 млрд. руб. На конец 2017 г. значение данной статьи уменьшилось на 45,8%, и в 2018 году по сравнению с 2017 годом данный показатель снизился на 20,7% и достиг значения 551,7 млрд. руб. Самая большая статья неналоговых поступлений на протяжении всего рассматриваемого периода формируется именно за счет данных доходов.

В 2016 г. платежи при пользовании природными ресурсами равнялись 236,6 млрд. руб. Постоянный рост на протяжении рассматриваемого периода привел к тому, что в 2107 г. сумма данного показателя выросла по сравнению с 2016 г. на 11,5 %. В 2018 году по сравнению с 2017 г. увеличились на 30,5 %.

Важной составной неналоговых поступлений являются доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства. Своего максимального значения сумма данных доходов достигает в 2017 г. – 166,2 млрд. руб., что на 16,7 % выше значения 2016 г.

Таблица 5 Структура неналоговых поступлений в федеральный бюджет, млрд. руб.

Таким образом, из выше сказанного, можно сделать выводы, что основное место в составе неналоговых поступлений в федеральный бюджет занимают доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Рассматривая тенденции к росту неналоговых сумм на протяжении 2016-2018 гг. видно, что больше всего выросла статья «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов» – больше, чем в 2 раза.

 

2.3. Мониторинг проблем формирования федерального бюджета

 

Федеральный бюджет рассматривают с нескольких позиций, главная из которых сводится к тому, что федеральный бюджет – это главный финансовый план государства. В данном документе расписаны все доходы и расходы страны. Утверждается федеральный бюджет уполномоченными органами государственной власти. Данный финансовый план регулирует и закрепляет все юридические права и обязанности между участниками бюджетных отношений. В основе финансового планирования лежит сводный финансовый баланс страны. Он разрабатывается одновременно с прогнозом социально-экономического развития и является его структурной частью.

Деятельность органов государственной власти по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия между доходами и расходами. Возможны два результата деятельности: сбалансированный и несбалансированный бюджет.

Профицит проявляется тогда, когда поступления будут превышать расходы. Такое явления встречается крайне редко, однако, его можно было наблюдать, когда цена за нефть была свыше 100 долларов за баррель. Нефтедоллары быстро пополнили запасы. Чтобы сократить профицит, государство может: уменьшить продажи госимущества, перенаправить деньги на погашение долговых обязательств, увеличить расходные статьи.

Дефицит проявляется тогда, когда расходы превышают поступления. В мире считается нормой, если объем дефицита не превышает 3% от ВВП. Если в бюджет закладывается дефицит, то одновременно прописываются статьи его финансирования, в число которых входят: кредиты банковских учреждений, других государств, международных компаний, госзаймы путем выпуска ценных бумаг, реорганизация налоговой системы, усиление контроля за расходными операциями, уменьшение объема дотаций, сокращение системы социальных льгот.

В состоянии равновесия, уровень доходов равен уровню расходов. Состояние профицита характеризируется превышением уровня доходов над расходами. Бюджетный дефицит – это превышение расходов над доходами бюджета.

Динамика показателей исполнения федерального бюджета в 2016- 2018 гг. представлена в таблице 6.

Таблица 6 Динамика показателей исполнения федерального бюджета в 2016- 2018 гг., млрд. руб.

Из таблицы 6 видно, что доходы федерального бюджета в 2017 году по сравнению с 2016 годом уменьшились на 199,2 млрд. руб. или 1,5%. В 2018 году по сравнению с 2017 годом данные доходы увеличились на 1628,9 млрд. руб. или 12,1%. Расходы федерального бюджета в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличились на 796,1 млрд. руб. или 5,1%. В 2018 году по сравнению с 2017 годом данные расходы увеличились на 3,9 млрд. руб. Дефицит в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 995,4 млрд. руб. или 50,8%. В 2018 году по сравнению с 2017 годом дефицит уменьшился на 1625,0 млрд. руб. или 55,0%. Сбалансированность федерального бюджета РФ на протяжении 2016-2018гг. показана на рисунке 6.

Если рассмотреть динамику дефицита за последние три года, можно сделать вывод, что уровень дефицита бюджета в 2017 году оказался самым высоким за весь рассматриваемый период.

Рис.6. Анализ сбалансированности федерального бюджета РФ за период 2016- 2018гг.,

Одной из причин этого, стало то, что, несмотря на ограниченность ресурсов, были увеличены расходы на текущее потребление.

В Российской Федерации бюджетный дефицит начинает приобретать хронический характер, так на протяжении уже трех лет происходит лишь рост этого показателя.

Прежде всего, это связанно с изменением цен на нефтепродукты, а также с увеличением расходов на социальные нужды, национальную оборону и экономику.

Собственно говоря, чем выше будет стоимость нефтепродуктов — главного источника наполнения бюджета страны, тем меньше будет вероятность развития бюджетного дефицита, а это показатель, в свою очередь зависит еще от нескольких внешних факторов – западных санкций, инфляции, внешних инвестиций.

Структура налоговых поступлений в Федеральный бюджет России на протяжении 2016-2018гг. показана на рисунке 7.

Рис.7. Структура налоговых поступлений в Федеральный бюджет России за период 2016-2018гг., %

Из приведенного рисунка видно, что налог на прибыль в 2017 году по сравнению с 2016 годом снизился на 0,1%, однако в 2018 году по сравнению с 2017 годом вырос на 2,8%. НДС в 2017 году по сравнению с 2016 годом снизился на 2,9 %, однако в 2018 году по сравнению с 2017 годом вырос на 5,1 %. Налоги и сборы за природные ресурсы в 2017 году по сравнению с 2016 годом снизились на 3,9 %, и в 2018 году по сравнению с 2017 годом снизились на 7,6 %. Акцизы в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличились на 1,2 %, и в 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличились на 1,9 %. Государственная пошлина в 2017 году по сравнению с 2016 годом снизилась на 0,1 %, и в 2018 году по сравнению с 2017 годом снизилась на 0,2 %.

Также из рисунка 7 видно, что в структуре налоговых поступлений в федеральный бюджет на протяжении рассматриваемого периода самую большую часть занимает НДС. В 2017 г. отмечена тенденция к увеличению НДС в структуре налогов. На конец 2018 г. за счет НДС сформировано 56,3% налоговых поступлений.

Так как НДС формирует большую часть доходов федерального бюджета,

то с целью покрытия бюджетного дефицита, с 01 января 2019 года, основная ставка НДС выросла с 18% до 20%.

Увеличение основной ставки НДС с 1 января 2019 на 2%, по мнению чиновников, направлено на дополнительное пополнение казны. По предварительным подсчетам, это нововведение принесет в бюджет более 500 млрд рублей за первый год. Эти деньги планируют вкладывать в развитие социальной сферы, образование, культуру и медицину. В правительстве постоянно разрабатываются новые социальные программы для поддержки нетрудоспособного или малоимущего населения, которые оплачиваются из бюджета. НДС дает дополнительные средства для реализации этих программ. Кроме того, ожидается, что принятые налоговые изменения будут стимулировать экономическое развитие.

С другой стороны, поднятая ставка НДС с 1 января 2019 года увеличивает налоговое бремя на организации и индивидуального предпринимателя. Это приведет к подорожанию товаров и услуг примерно на 1-3%, поскольку бизнес не станет работать себе в убыток. В итоге уплата нового налога ляжет на плечи конечного потребителя, то есть на простых граждан. Тем не менее, значительное увеличение стоимости товара снизит его спрос, что не выгодно для предприятий. Поэтому, предположительно, оплата дополнительных двух процентов будет разделена между продавцом (производителем) и покупателем.

Таким образом, налоговые поступления формируют больше половины всей суммы доходов федерального бюджета и играют существенную роль в формировании бюджета страны. Именно поэтому, федеральные налоги и сборы – это важная и неотъемлемая часть бюджета страны.

При отсутствии в федеральном бюджете задолженностей по налогам и сборам, дефицит федерального бюджета мог быть бы ниже в 2016 г. на 32,6%, а в 2017 г. на 93,9%. Данный аргумент еще раз подтверждает то, насколько важную роль в формировании федерального бюджета играют налоговые поступления. Поэтому, важно создание грамотной налоговой политики, выявление узких мест действующего налогового законодательства и своевременное регулирование проблем, которые возникают в данной области.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает несколькими традиционными способами покрытия дефицита бюджета. Основным и постоянным методом покрытия дефицита является усиленное налогообложение, а также покрытие дефицита средствами резервного фонда. Едиными для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации источниками финансирования дефицитов являются внутренние и внешние займы. Третьим способом является денежная эмиссия.

В последующие годы правительство РФ планирует снизить уровень бюджетного дефицита, путем увеличения доходной части бюджета (доход от НДПИ, акцизов). С 01 января 2019 г. года ставка НДС равняется 20%. Финансирование дефицита бюджета планируется проводить также при помощи в основном, внутренних займов. Для успешного функционирования государства в целом, а также поддержания бюджетного дефицита на необходимом уровне, правительству РФ следует увеличивать производство, повышать эффективность использования бюджетных средств, на допустимом уровне финансировать социальную сферу для улучшения благосостояния налогоплательщиков, а также совершенствовать финансовую систему в целом.

Таким образом, исходя из анализа динамики и структуры доходов федерального бюджета Российской Федерации, можно отметить, что сумма налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ имеет постоянно выраженную тенденцию к росту . Налоговые поступления федерального бюджета РФ имеют ярко выраженную тенденцию к росту. В 2017 году по сравнению с 2016 годом данный показатель увеличился на 1,5%, в 2018 г. по сравнению с 2017 г. данный показатель вырос на 4,5%. Следует также отметить, что за данный временной промежуток, аналогичная тенденция к росту представлена практически по всем статьям налоговых поступлений. федерального бюджета РФ имеют ярко выраженную тенденцию к росту . Основное место в составе налоговых поступлений в федеральный бюджет занимает НДС. Рассматривая тенденции к росту налоговых сумм на протяжении 2016-2018 гг. видно, что больше всего выросла статья «налог на прибыль организации» – больше, чем в 2 раза. Основное место в составе неналоговых поступлений в федеральный бюджет занимают доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Рассматривая тенденции к росту неналоговых сумм на протяжении 2016-2018 гг. видно, что больше всего выросла статья «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов» – больше, чем в 2 раза.

 

Глава 3. Пути повышения эффективности формирования и оптимизации доходов федерального бюджета Российской Федерации

 

3.1. Пути укрепления доходной базы федерального бюджета Российской Федерации на современном этапе

 

Налоговые поступления являются основным источником доходной части бюджета и эффективным для страны, инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. Вопрос повышения эффективности налоговых поступлений в бюджет страны выступают основной проблемой формирования доходной части бюджета Российской Федерации.

Таким образом, обозначим проблемы формирования налоговых поступлений в государственный бюджет страны:

Налог на прибыль организаций характеризуется неравномерностью поступлений. Удельный вес налога на прибыль в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета страны из года в год колеблется, так в 2016 году удельный вес налога на прибыль составлял 15,8%, в 2017 году он составил 17,1%, в 2018 году 18,8%.

Также мы наблюдаем, что поступление налога на прибыль в консолидированный бюджет страны увеличивается, прирост за 2018 года составил 10% по сравнению с 2017 годом. Прирост за 2017 год составляет 6% и соответственно поступления в федеральный бюджет РФ уменьшается и составляет 5,6% на 2016 год, в то время как, в 2016 году он составлял 5,7%.

Рост поступлений налога, в целом, обусловлен увеличением выручки за счет положительных курсовых разниц, ростом цен на товары, работы и услуги на внутреннем рынке. Кроме того, возросло поступление налога на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов, в том числе за счет увеличения с 2016 г. ставки налога с 9 % до 13. Проблема недополучения дохода от налога на прибыль – уклонение от налогообложения с помощью использования различных схем. Даже крупные и успешно функционирующие предприятия стараются любыми путями занизить свою прибыль в целях снижения сумм выплат в бюджет.

Со времен своего появления налог на добавленную стоимость создает массу проблем организациям и контрольным органам. Если организации испытывают трудности с зачетом НДС, то у налоговых органов возникают проблемы с администрированием данного налога.

Фискальная важность данного налога неоспорима. Но с точки зрения администрирования, НДС остается самым сложным налогом, что порождает множество причин для споров. И соответственно имеет множество проблем и недостатков.

Проблемы применения НДС представлены на рисунке 8

Рис. 8. Проблемы применения НДС

  • Ежегодное снижением поступлений налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (включая НДПИ), которые ежегодно составляют около 20% (в 2018 г. – 20,5%, в 2017 г. – 18,2%, в 2016 году – 19,2%) всех доходов бюджета страны. Снижение поступлений по данному налогу связано, прежде всего, со значительными колебаниями мировой цены на нефть марки «Юралс» за 2016-2018 гг. и сокращение поступлений от экспортных пошлин с 6,6% ВВП в 2016 г. до 2,7% в 2018 г.. При этом надо учитывать, что порядка 88-89% поступлений экспортных пошлин обеспечиваются пошлинами на экспорт нефти и нефтепродуктов и около 10% – пошлинами на экспорт газа.
  • Увеличение ставок акцизов, ведет к увеличению теневого сектора экономики в сфере производства алкогольной и спиртосодержащей продукции. Обратимся к примеру, цена акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % в 2016 г. составляла 210 руб. за литр, а в 2018 г. стоимость того же самого подакцизного товара за литр составляет 523 руб. Менее чем за десять лет цена увеличилась на 149 %. При этом производство алкогольной продукции сократилось на 22,3%, а около 30 % точек по реализации алкогольной продукции перешли в теневой сектор. Ежегодно доходы от нелегальной продажи алкоголя составляют более 100 млрд. руб., если с этих денег уплатить налог, полагающийся государству, то это было бы ощутимо для казны. Так же одной из проблем, является взимание акциза при импорте алкогольной продукции. В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует определение того, какая алкогольная продукция может считаться натуральной. В связи с этим происходят затруднения при осуществлении таможенного контроля, а также правильности уплаты налога. В настоящее время отсутствуют критерии отнесения вин к категории натуральных, что приводит к возможности недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности заявлять недостоверные сведения о товаре с целью занижения таможенных платежей. В результате большое количество виноградных вин, ввозимых в РФ, декларируются как натуральные и облагаются акцизом по минимальной ставке;

Все перечисленные проблемы формирования налоговых поступлений в государственный бюджет Российской Федерации, требуют незамедлительного комплексного решения.

Ранее были обозначены проблемы формирования налоговых поступлений в государственный бюджет страны. На основании выявленных проблем можно предложить мероприятия по увеличению налоговой составляющей в доходах бюджета Российской Федерации.

Проблема неравномерности поступлений в бюджет налога на прибыль организаций.

Налог на прибыль организаций является основным прямым налогом. Плательщики налога: предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами; филиалы и подразделения; филиалы Сберегательного банка РФ; компании, фирмы которые осуществляют предпринимательскую деятельность. Объектом обложения служит валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли (или убытков) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

В Российской Федерации в 2002 году была осуществлена реформа налога на прибыль предприятий и организаций, предполагающая снижение налогового бремени с целью сокращения масштабов уклонения от уплаты налога. Однако прошедшие 16 лет практической реализации нового механизма взимания налога на прибыль показали, что ожидаемые от реформы результаты пока еще не достигнуты.

Совершенствование механизма взимания налога на прибыль в России на сегодняшний день реализуется, главным образом, посредством разработки основных направлений налоговой политики. В части рассматриваемого налога на прибыль организаций следует внести изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

  • должны быть внесены изменения в НК РФ, направленные на сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков реорганизуемых или приобретаемых компаний. Отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль;
  • необходимо решить вопрос нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время эти правила являются недостаточно эффективными: с одной стороны, они не предотвращают уклонение от налогообложения путем неправомерного отнесения процентов на расходы, с другой стороны, являются трудоемкими и обременительными для добросовестных налогоплательщиков.
  • Проблема администрирования налога на добавленную стоимость.

Существенным недостатком является сложность администрирования налога на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость — это косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров, работ и услуг. НДС в большинстве случаев фактически «перекладывается» на конечного покупателя, поскольку включается в цену приобретаемой им продукции. При исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектами налогообложения, на суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления налогооблагаемых операций. Сложившаяся система учета и контроля не обеспечивает в должной мере полноту поступления НДС в бюджет, поскольку допускает возможность применения налогоплательщиками схем ухода от обложения и необоснованного возмещения из бюджета. В России существует целый ряд трудностей, связанный с налоговыми вычетами и возмещением НДС из бюджета, которые в некоторых случаях препятствуют выходу российских компаний на международный рынок.

Итак, в области действия НДС можно рекомендовать следующее мероприятия:

Установление единой ставки налога. В пределах от 14% до 17%. Данное мероприятие приведет к уменьшению количества бухгалтерских ошибок, которые связаны с определение ставки налога для объекта налогообложения. Также снизит трудоемкость при проведении аудиторской и прочих проверок. Статистика показывает, что от 30% до 40% рабочего времени налоговой проверки тратится на то, чтобы провести анализ правомерности распределения ставок по различным группам товаров. Но в данном предложении существует негативная вероятность получения сокращения доходов бюджета и роста цен на социально значимые товары. Что может негативно сказаться на слабозащищенных слоях населения.

Совершенствование механизма администрирования НДС. Для этого необходимо проводить мероприятия по:

  • сближению бухгалтерского и налогового учета;
  • на особых условиях проводить регистрацию плательщиков НДС;
  • введение специальных «НДС-счетов», которые будут открываться отдельно от расчетного счета компании. Их предназначение определено названием — уплата НДС, либо в бюджет, либо поставщику. Данное мероприятие позволит уменьшить объем возмещения и зачета при проведении операций по налогу;
  • введение системы контроля за вывозом товара и возмещения налога. Его можно назвать — «НДС-платеж».

Пересмотреть методологию налоговой базы НДС, в отношении определении налоговой базы. Предложение заключается в применении метода сложения компонентов добавочной стоимости. Это позволит исключить расчет входного налога и в результате исчезнет необходимость в возмещении.

Важным моментом является предложение об отмене НДС с авансов. Они не имею ничего общего с самим НДС. Для этого необходимо внести изменения в п.1 ст. 167 НК РФ [29, с. 289]: «Момент определения налоговой базы»: п. 1.2 исключить, так как в нем установлено, что «день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав».

Проблема снижения поступлений налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (включая НДПИ).

Среди доходных источников бюджетов в Российской Федерации особое место занимает категория природоресурсных платежей, связанных с возмещением государству расходов на восстановление используемых природных ресурсов и компенсацией определенных потерь природных богатств. Налоги на природные ресурсы играют ощутимую роль в консолидированном бюджете РФ и выполняют фискальную функцию, имея нецелевой характер использования.

Налоговые ставки рентных платежей следует пересматривать регулярно с целью повышения регулирующей функции налоговых платежей за природные ресурсы. Кроме того, для эффективного использования ресурсов нашей страны следует реформировать налог на добычу полезных ископаемых с учетом потенциального ущерба окружающей среде, который могут наносить предприятия — пользователи недр. Такой подход, может увеличить интерес к российскому добывающему производству со стороны иностранных инвесторов. Указанная мера могла бы также способствовать увеличению доли рассматриваемого налога в бюджете и уравновесить экономически — экологическую ситуацию в стране, преодолеть ее кризисное положение с меньшими потерями для бюджета Российской Федерации.

Проблема увеличение ставок акцизов.

Акцизы – весомая часть налоговых поступлений в бюджет страны, в 2017 году поступления от акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации увеличились на 287,5 млрд. руб., темп прироста составил, 26,9%.

То есть на сегодняшний день государство постепенно решает проблемы дефицита государственного бюджета путем систематичного внедрения в налоговое законодательство соответствующих изменений, таких как: повышения ставок акцизов, проведение проверок контролирующими органами предприятий, производящих алкогольную продукцию на предмет занижения налоговой базы, а также на прочие схемы на уклонение от уплаты налога.

В акцизном налогообложении в период 2018-2019 гг. планируется увеличение в два раза ставок акциза с 9 до 18 рублей в отношении вин, и с 5 до 10 рублей в отношении вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения; ставки акциза на сидр, пуаре, медовуху, а также пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно составят 21 рубль за 1 литр; ставки на доставку никотина и никотиносодержащей жидкости будут 40 рублей за 1 штуку и 15 рублей за 1 мл., соответственно. На основании принятого в 2017 году закона о повышении ставки №401-ФЗ, который закрепил в налоговом кодексе повышение акцизов на табачную продукцию, бензин, алкоголь.

Увеличение стоимости акцизов непосредственно ведет к увеличению доходов бюджета, но при этом как таковых, интересов предпринимателей и граждан не учитывает, что ведет к увеличению теневого сектора экономики в сфере производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Среди основных проблем налогообложения акцизами выделяют сложность механизма их расчета и уплаты, что связано с довольно частным внесением нововведений в главу 22 НК РФ «Акцизы» . Изменчивость налоговой системы приводит к сложностям в расчете, определении базы по расчету акцизов, способе исчисления налога, использовании льгот по налогу .

Совершенствование действующего порядка применения акцизов, необходимо проводить по нескольким направлениям:

— гармонизация действующих ставок акцизов в рамках еврозийского экономического союза;

— стимулирование импортозамещения под средством применения дифференцированных акцизных ставок;

— реализация государственной налоговой политики в части акцизного налогообложения на среднесрочную перспективу.

Реализация вышеуказанных мероприятий будут способствовать с одной стороны, возможности пополнения бюджета и, с другой стороны, отсутствие предпосылок для уклонения от уплаты налогов, что будет, в свою очередь, обеспечивать увеличение доходов бюджета и, как следствие – повышение качества жизни в России.

Также можно упомянуть в качестве мер по предотвращению и сокращению задолженности в бюджетную систему по налогам и сборам.

1) предлагается предоставить налогоплательщикам возможность заблаговременного (до момента возникновения задолженности) переноса срока уплаты налога.

2) целях стимулирования быстрой и добровольной уплаты сумм налогов и пеней предлагается предоставить возможность налогоплательщику – физическому лицу до вступления решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в законную силу уплатить налоговую санкцию в уменьшенном в два раза размере назначенного штрафа при условии уплаты в полном объеме недоимки и соответствующих пеней.

3) основными мерами по совершенствованию налогового администрирования в Российской Федерации являются:

  • сокращение сроков уведомления налогоплательщиков об имеющейся задолженности перед бюджетом, а также сроков исполнения требования об уплате налогов;
  • предупреждение и пресечение возможных коррупционных преступлений среди сотрудников налоговых органов путем ужесточения санкций и уголовной ответственности за такого рода правонарушения;
  • создание единой базы государственных и муниципальных органов, что скоординирует работу уполномоченных ведомств по обмену данными с налоговыми органами;
  • увеличение налоговых вычетов, а также освобождение некоторых категорий налогоплательщиков от уплаты налогов и сборов в определенных случаях;
  • применение при расчете налоговых санкций поправочных коэффициентов, устанавливаемых ежегодно в зависимости от уровня инфляции и размеров бизнеса налогоплательщика;
  • введение возможности доначисления налоговых санкций при повторных налоговых проверках вышестоящим налоговым органом нижестоящих;
  • формирование общественной нетерпимости к уклонению от уплаты налогов.

А для того чтобы сохранить объем доходов бюджета на прежнем уровне и их рост в будущем, необходимо создать благоприятные условия для преобладания налоговых, а не таможенных доходов как основного источника доходов бюджета за счет:

  1. Обеспечение активной и масштабной реализации политики импортозамещения.
  2. Усиление контроля над налоговыми агентами, осуществляющими расчеты, удержание налогоплательщика и перечисление налогов в бюджет, штрафные санкции за невыполнение обязательства по уплате налогов и сборов.
  3. Укрепление торгово-экономических и политических отношений со странами Восточной и Южной Азии, например, с Южной Кореей, которая рассматривается Россией как перспективный источник инвестиций, промышленных товаров и оборудования.

Увеличение инновационного потенциала российской экономики также положительно сказывается на увеличении налоговых поступлений федерального бюджета, поскольку предприятия начинают продавать продукцию с высокой добавленной стоимостью, и в связи с этим налоговые поступления в федеральный бюджет увеличиваются. В качестве стимулов для инновационного экономического развития необходимо расширить список организаций, действующих в области науки и образования, гранты которых не подлежат налогообложению.

Одним из механизмов повышения качества сервиса Федеральная налоговая служба рассматривает внедрение и развитие электронных услуг.

Базу электронных услуг составляет возможность общения с налогоплательщиками, сдачи деклараций и проведения сверок в электронном виде.

Первостепенной задачей в развитии электронных услуг Федеральной налоговой службы является обеспечение доступа налогоплательщика к своему лицевому счету. Такая технология уже подготовлена и экспериментально начала внедряться в некоторых субъектах Российской Федерации.

Подобная возможность, значительно облегчающая подачу документов и представление деклараций в налоговый орган, является мотивом для перехода налогоплательщика на электронный документооборот.

Помимо перехода на электронный документооборот, в настоящее время Федеральной налоговой службой утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. Стандарт представляет собой документ, включающий все процедуры, осуществляемые при контактах Службы с налогоплательщиками с указанием сроков и форм исполнения. Данный документ размещен во многих средствах массовой информации и на официальном сайте Федеральной налоговой службы. На данный момент исполнение налоговыми органами требований стандарта контролируется посредством организационных методов.

Основные пути развития налогового администрирования Федеральной налоговой службы в дальнейшем, целесообразно связать со следующими мероприятиями:

  • обеспечение механизмов стабильного, постоянного и своевременного поступления доходов в бюджетную систему;
  • развитие информационно-аналитических механизмов и инструментов налогового контроля;
  • сокращение издержек налогоплательщиков в процессе исчисления и уплаты налогов.
  • сокращение затрат государства на налоговое администрирование.

В процессе реализации и формирования налоговой политики на следующий плановый период, необходимо соблюдать баланс интересов налогоплательщиков и государства.

Для реализации такого подхода необходимо усовершенствовать налоговое законодательство таким образом, чтобы оно обеспечивало защиту прав налогоплательщиков, и при этом служба должна владеть механизмами контроля и правами для обеспечения защиты интересов государства.

Проблема на пути совершенствования деятельности Федеральной налоговой службы состоит в том, что достоверность большого числа документов электронном виде невозможно проверить современными компьютерными средствами.

В частности, любая электронная копия документа, полученная путем сканирования или фотографирования, может подвергаться изменению. В связи с этим, во многих странах отнюдь не все документы, выступающие приложением к налоговой декларации, представляют в электронном виде.

Кроме того, одно из направлений модернизации работы Федеральной налоговой службы должно затрагивать вопросы распределения ответственности за несвоевременное представление информации и ее намеренное искажение. Однако следует продумать процесс отделения фактов намеренного искажения и фактов искажения вследствие сбоев в работе программного обеспечения получения деклараций, в процессе представления документов в электронном виде, например, при хакерских атаках.

Целесообразно было бы более широко использовать систему стимулов и поощрений на государственном уровне для тех налогоплательщиков, которые добровольно перешли на электронные формы налоговых деклараций.

В данном ключе буде полезно провести массовую разъяснительную работу среди населения и руководителей организаций, например, через средства массовой информации, или посредством выпуска буклетов и брошюр по разъяснению порядка подачи декларации в электронном виде.

Со стороны государства целесообразными будут шаги по созданию условий для формирования службы налоговых консультантов, оказывающих бесплатные профессиональные услуги по помощи в составлении декларации.

Улучшение системы налогообложения, как представляется, позволит значительно увеличить доходы бюджета.

Реализация вышеуказанных мероприятий будет способствовать развитию оптимального механизма налогового администрирования, включающего в себя, с одной стороны, возможность пополнения бюджета и, с другой стороны, отсутствие предпосылок для уклонения от уплаты налогов, что будет, в свою очередь, обеспечивать увеличение доходов бюджета и, как следствие – повышение качества жизни в России.


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф