Меню Услуги

Договор розничной купли-продажи как форма торгового обслуживания населения

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ- ПРОДАЖИ
  • 1.1.Понятие и становление договора розничной купли-продажи в России
  • 1.2. Виды договора розничной купли-продажи
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
  • 2.1. Стороны договора розничной купли-продажи
  • 2.2.Содержание договора розничной купли-продажи
  • 2.3. Форма договора розничной купли-продажи, особенности его заключения
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Договор розничной купли-продажи является одним из наиболее встречающихся видов купли-продажи. Он занимает первое место в сфере удовлетворения потребностей граждан. Каждый человек ежедневно выступает одной из сторон этого договора. Можно привести данные статистических исследований, согласно которым, оборот розничной торговли в Российской Федерации (далее в РФ) в 2013 г. составил 23685,9 млрд. руб., а в 2014 г. 26118,9 млрд. руб., что показывает нам весьма существенную роль розничной торговли в функционирование потребительского рынка.

Особое значение этого института в современном праве обусловлено большой гибкостью, широтой сферы его применения, ведь по существу купля-продажа – наиболее универсальная форма товарно-денежного обращения.

Определение розничной купли-продажи, сформулированное в статье 492 ГК РФ, содержит ряд критериев, которые позволяют выявить особенности этого договора, отличающие его от основных разновидностей купли-продажи.

Состояние разработки проблемы. В настоящий момент по данной теме существуют как дискуссионные вопросы, так и некоторые проблемы, которые делают ее актуальной по сей день.

Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: О. С. Чурочкина, Г. Ф. Шершеневич, Б. Л. Хаскельберг, В. В. Ровный, С. В. Тычинин, Д. И. Романенко, А. А. Пахаруков, Д. И. Мейр и др.

Правовую основу составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, судебная практика, Высшего Арбитражного Суда и Федерального Арбитражного суда.

Объект исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся между непосредственными участниками, вступающими в договорные отношения розничной купли-продажи.

Предметом исследования в данной работе выступают правовые нормы, которые регулируют данные отношения и практика их применения,

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа нормативно-правовых актов, которые регламентируют осуществление полного научного анализа законодательного регулирования договорных отношений розничной купли-продажи.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:

— рассмотреть становление договора розничной купли-продажи;

— отразить виды договора розничной купли-продажи;

— разобрать стороны договора розничной купли-продажи;

— раскрыть особенности содержания договора розничной купли-продажи;

— исследовать формы договора розничной купли-продажи, а также особенности его заключения;

-обозначить гражданско-правовые проблемы, возникающие в процессе регулирования договора розничной купли-продажи

-предложить пути решения возникающих гражданско-правовых проблем.

Методологическую основу исследования составляет диалектический метод. В соответствии с ним использовались такие частно-научные методы, как сравнительно- правовой, формально-логический, технико-юридический, структурно- правовой, метод историко-правового анализа, межотраслевой метод юридических исследований и некоторые другие.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введния, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников.

В первой главе рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся понятия, становления и видов договора розничной купли-продажи.

Во второй главе раскрыты особенности заключения договора розничной купли-продажи, подробно раскрыты стороны, содержание и форма договора; а также выявлены основные проблемы, возникающие при заключении договора и пути решения данных проблем.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ- ПРОДАЖИ

1.1. Понятие и становление договора розничной купли-продажи в России

 

Договор купли-продажи — договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму.

Договор — двусторонний, возмездный, консенсуальный. Форма договора в общих положениях не предусмотрена, поэтому применяются общие правила о сделках.

Договор розничной купли-продажи — это договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену).

Торговля Российской Федерации перед началом реформ представляла собой многозвенную структуру и характеризовалась наличием государственной и кооперативной торговли, абсолютной монополией государства на рынке товаров и услуг. Налицо был ярко выраженный административно-распорядительный характер торгово-экономических отношений, руководящие указания сверху предопределяли производство и распределение всех видов товаров. Устойчивый дефицит товаров сосуществовал с ростом денежного дохода населения, что постепенно привело к товарному кризису. Поэтому проводимые с начало 1990-х годов рыночные преобразования в России привели к коренным изменениям в деятельности торговли всеми видами товаров. В разряд товаров вошли не только осязаемые, но и неосязаемые блага.

Первым этапом становления подлинного рынка в торговле было проведение коммерциализации и либерализации торговой деятельности и цен, соответственно развитие свободной уличной торговли, которая является необходимой стадией в становлении рыночных отношений. Это доказывает опыт Польши и Китая. Однако экономические преобразования в торговле Российской Федерации проводились без тщательно продуманного плана. Закон “О свободе торговли”разрешил торговать везде и всеми товарами. Граждане, кроме того, могли свободно осуществлять торговую и посредническую деятельность. Быстро выросла доля уличной торговли, а либерализация цен привела к потере контроля за экономическими процессами. В связи с кризисом неплатежей и недостатком наличности летом 1992 г. появились “коробейники нового типа” ‑ работники предприятий, производящие товары народного потребления и вынужденные сами их реализовать. Свободная торговля ошеломила всех участников процесса и стала выполнять функцию социальной самозащиты населения.

Стоит отметить, что до принятия ГК РФ в общих нормах гражданского законодательства РСФСР не было упоминание о «товаре» как о конкретном экономическом благе, по поводу которого должно было возникнуть договорное обязательство в сфере купли-продажи. Впервые понятие «товар», как экономическое благо, появилось в Основах гражданского законодательства СССР и республик 1991 г. Но там товар именовался как составная часть понятия имущества параллельно с вещами. Сегодня реальная ситуация на потребительском рынке такова, что законодательные тенденции имеют под собой основание.

Довольно интересно, что в §1 главы 30 ГК РФ законодатель никак не использует понятие «имущество как объект отношений», прямо вытекающих из обязательства купли-продажи. Законодатель говорит о применении норм данного параграфа к продаже тех объектов гражданского права, которые рассматриваются как имущество, но по своим признакам их нельзя отнести к телесным вещам.

Речь в первую очередь идет, конечно, о продаже особых вещей и имущественных прав. Специфика товара по договору розничной купли-продажи заключается в том, что приобретенные товары всегда предназначены лишь для личного, семейного, домашнего и другого использования, не связанного с ведением предпринимательской деятельности.

Наряду с принадлежностями, в состав товара надо включать так называемые сопутствующие вещи. В отличие от принадлежностей, главную вещь можно использовать по назначению в той степени, на которую вправе был рассчитывать покупатель без сопутствующих вещей, но отмечу так же, что сопутствующие вещи привержены общей юридической судьбе главной вещи и ее принадлежности. При продаже продавец прекращает свое субъективное право и на сопутствующую вещь. К сопутствующим вещам можно отнести упаковку, обертку, тару и др. имущество, которое прилагается к главной вещи и состоит в понятии комплектности товара.

Список сопутствующих вещей определяется производителем или продавцом в соответствии с законом, правилами продажи или собственной волей. Об этом он сообщает покупателю в оферте, устанавливая в договоре условия о товаре. Основная обязанность розничного продавца по договору розничной купли-продажи состоит в передаче покупателю приобретаемых им товаров соответствующего качества, комплектности, а в особых случаях – в надлежащей таре и упаковке со всеми документами и принадлежностями, свободными от прав третьих лиц, а также в предоставлении покупателю необходимой и достоверной информации о товаре. Качество товара определяется, конечно же, договором. Так, если отсутствует условие о качестве, то продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода, как правило, используется. Если законом предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то розничный продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий данным требованиям (п. 4 ст. 469 ГК РФ).

В содержание товара входят не только вещи, но и относящиеся к ним документы. Все эти документы нужно разделить на три вида. К первому отнесем документы, при отсутствии которых вещи теряют способность к торговому обороту, это документы-принадлежности. Документы-принадлежности в соответствии с требованиями закона являются обязательными для вещей конкретного вида и должны следовать их юридическо-правовой судьбе. Следующими идут технические и другие информационные бумаги (разные инструкции и др.), обеспечивающие возможность правильно и грамотно использовать свойства главной вещи. К последнему виду документов, входящих в состав «товара», относятся различные юридические формы, удостоверяющие факт совершения сделки и доказывающие, что стороны находились в юридических отношениях определенного рода.

В зависимости от вида товара, правового положения сторон, правового режима оборота вещи и др. обстоятельств перечень всех изложенных составляющих понятия «товар» может быть всегда разным. Учет указанных моментов, безусловно, позволит повысить юридическую устойчивость в правоприменении.

Таким образом, в содержание понятия «товар» необходимо включать вещи (главную вещь, ее принадлежность и сопутствующие вещи) и сопровождающие документы (документы-принадлежности, техническая и другая полезная документация), что должно найти свое отражение в ст. 455 ГК РФ.

На мой взгляд, определение содержания понятия «товар» является неоднородным. Итак, это особая вещь, обладающая потребительскими свойствами (стоимостью), которую лицо хочет присвоить для удовлетворения собственного или чужого интереса. Данная вещь характеризуется как главная и выступает объектом интереса как продавца, так и покупателя. Современные тенденции определения блага, по поводу отчуждения которого возникают отношения в сфере купли-продажи, в мировой цивилистике тоже весьма хаотичны. Так, в некоторых системах национального законодательства устанавливается, что таким объектом выступает имущество, в общем и широком смысле, а в других законодатель ассоциирует его с товаром, так же, как и российский законодатель ассоциирует с товаром вещи. В отдельных национальных правовых системах в состав имущества включается и товар, и вещь. Встречаются примеры противопоставления понятий «товар» и «имущество».

В нормах гражданского законодательства большой части государств континентального права термин «имущество» как объект договора купли вообще не используется. Предметом этого договора является вещь или право.

По соображению профессора Б.И. Пугинского товаром не является недвижимое имущество, ценные бумаги. При этом Государственный стандарт под товарным обращением понимает процесс обращения объектов собственности при помощи возмездных договоров.

К объектам собственности указанный Госстандарт причисляет также продукты труда, ценные бумаги, валютные ценности, деньги, другое движимое и недвижимое имущество. Подобная позиция является спорной, так как сделки по купле-продаже недвижимости требуют надлежащей государственной регистрации согласно Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 г.

Как видно, появление термина «товар» в системах континентального права можно назвать характерной чертой для законодателей некоторых государств бывшего СССР, включая Российскую Федерацию. Можно предположить, что в российское законодательство термин «товар» как экономическое благо, по поводу которого возникают отношения продажи, был своевременно взят из Единообразного торгового кодекса Соединенных Штатов Америки. Товарами надо называть все вещи (также включая специально изготовленные товары), которые являются движимыми к моменту их индивидуализации для данного договора купли-продажи, конечно, за исключением денег, в которых должна быть уплачена покупная цена, ценных бумаг и прав требования. Так, термин «товары» включает еще не рожденный приплод скота, урожай и другие индивидуализированные вещи, связанные с недвижимостью в соответствии со статьей о товарах, подлежащих отделению от недвижимости.

Анализ норм данного Закона прямо показывает, что он посвящен регулированию имущественных отношений в сфере торгового права, а также при совершении сделок участниками торговых отношений. Таким образом, можно уверенно утверждать, что в отечественном законодательстве под определением «товар» понимается такое имущество, которое предназначено для оборота на товарном рынке лицами, осуществляющими предпринимательскую или другую хозяйственную деятельность. Следовательно, целесообразно дополнить п. 1 ст. 454 ГК РФ частью 2, изложив ее в следующей редакции: «Товаром по договору купли-продажи является всякое движимое имущество, предназначенное для предложения на товарном рынке лицами, осуществляющими предпринимательскую или другую хозяйственную деятельности».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

 

1.2. Виды договора розничной купли-продажи

 

Понятие договора розничной купли продажи дано в п.1 ст. 492 ГК РФ. В соответствии с данной правовой нормой, по договору розничной купли–продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Особенностью продавца в соответствии со ст. 492 ГК РФ является то, что он осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу. При этом под товаром следует понимать «продукт труда, изготовленный для обмена, продажи», а под розницей — «товар, продаваемый поштучно или небольшими количествами».

Федеральный закон «О защите прав потребителей», развивающий и конкретизирующий положения ГК РФ, определяет продавца как организацию независимо от её организационно–правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, реализующего товары потребителям по договору купли–продажи. Основное требование, предъявляемое к продавцу — наличие у него права осуществлять предпринимательскую деятельность, которое возникает после регистрации продавца в порядке, установленном федеральным законодательством.

Деление договора розничной купли-продажи на виды в законодательстве осуществляется по различным основаниям.

В ГК выделены следующие его виды:

— продажа товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок;

— продажа товаров по образцам (описаниям, каталогам);

— продажа товаров с использованием автоматов;

— продажа товара с условием о его доставке покупателю;

— договор найма-продажи.

Единый критерий выделения данных видов договора розничной купли-продажи отсутствует. Так, при продаже товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок, продаже товара с условием о его доставке покупателю и продаже товаров по образцам (описаниям, каталогам) основанием для их выделения следует считать момент исполнения продавцом обязанности по передаче товара покупателю. В отличие от этого при продаже товаров с использованием автоматов основанием для выделения в отдельный вид розничной купли-продажи является момент заключения договора, а в договоре найма-продажи — момент перехода права собственности на товар к покупателю.

Однако вопрос о том, кто может выступать продавцом по договору розничной купли–продажи, не так прост, как кажется на первый взгляд. Проблема заключается в установлении соответствия ст. 492 и ст. 426 ГК РФ. Пункт 2 ст. 492 ГК РФ называет вышеназванный договор публичным, которым в соответствии с ч.1 п.1 ст.426 ГК РФ признаётся договор, заключённый коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ и др. В приведенной норме нет указания на возможность участия в нем индивидуального предпринимателя. Рассмотрим данную норму с позиции ограничения круга лиц, которые имеют право исполнять роль продавца по договору розничной купли–продажи.

Для начала необходимо обратиться к п. 3 ст. 23 ГК РФ, в соответствии с которой к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Но п. 1 ст. 426 по существу не регламентирует собственно деятельность, она лишь даёт понятие договора. Юридического определения термина «предприниматель» не существует, а в экономической деятельности под ним, как правило, понимается «лицо (организация или индивидуальный предприниматель), осуществляющее предпринимательскую деятельность». Итак, напрашивается вывод о необходимости внесения изменений в действующее законодательство.

В силу того, что не включение индивидуальных предпринимателей в состав субъектов, которые могут являться продавцам по договору розничной купли–продажи, оставило бы неурегулированным значительный пласт общественных отношений, представляется целесообразным, не касаясь п.2 ст. 492 ГК РФ, изменить редакцию ч.1 п.1 ст. 426 ГК РФ. И изложить ч.1 п. 426 ГК РФ следующим образом: «Публичным договором признаётся договор, заключённый коммерческой организацией или иным лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и устанавливающий их обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такие субъекты по характеру своей деятельности должны осуществлять в отношении каждого, кто к ним обратиться (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.)».

Понятие покупателя в ГК РФ не раскрывается. Оно не предусмотрено и ФЗ «О защите прав потребителей». Однако в указанном ФЗ даётся определение «потребителя». Это — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Рассмотрим конструкцию «намерения заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги). Признак намерения отодвигает стадию правового регулирования взаимоотношений между потребителем и его контрагентом на более ранний преддоговорной этап. Легального определения намерению нет, однако в доктрине под ним чаще всего понимаются возникшие в сознании покупателя представления, связанные с приобретением той или иной продукции или услуги. Намерение прочно связанно с сознанием и волей. Так, в нем проявляется интеллектуальная составляющая как понимания необходимости приобретения товара, работы, услуги, так и волевая составляющая, то есть желание её приобрести. Причём внешние формы выражения намерения различны, например, разговор с продавцом, осмотр товара на стенде, изучение технической документации и т. д.

Данная конструкция имеет важное практическое значение, она порождает ряд прав потребителя ещё до вступления в относительное правоотношение с продавцом: право на информацию о товаре, работе, услуге, изготовителе (исполнителе, продавце), право на информацию о режиме работы продавца. Само же вступление в правоотношение, порождающее большинство субъективных потребительских прав, определяется заказом, приобретением, использованием потребителем товара (работы, услуги). Причём использование товара может осуществляться не только непосредственным покупателем, но и другими лицами, например, членами его семьи.

Пленум Верховного Суда также подчеркнул важность данной нормы в п. 1 Постановления от 28 июня 2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Представляется обоснованным включение в дефиницию данного признака, так как товар может приобретаться, например, в целях дарения, отсюда необходима защита прав «конечного» потребителя.

Следующий сущностный признак дефиниции носит целевой характер, а именно потребитель приобретает товар (работу, услугу) «исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Законодатель, используя ограничительную конструкцию, перечисляет в виде открытого перечня возможные цели приобретения: личные, семейные, домашние. Необходимо заметить, что необходимость казуистичного перечисления целей была вызвана практикой, так как предыдущая формулировка «для личных бытовых нужд» была узка по содержанию. Легальное определение личных, семейных, домашних нужд отсутствует, в отличии, например, от государственных или муниципальных нужд. Представляется, что нужды есть ни что иное как потребности личности, семьи, домохозяйства соответственно.

Следовательно, законодатель защитил интересы особых хозяйственных единиц экономических отношений – домохозяйств. Отсюда можно сделать вывод о том, что защита прав потребителя выступает и в качестве опосредованной защиты интересов семьи и домохозяйства.

При анализе названных норм закономерно возникают следующий вопрос: может ли выступать в роли субъекта договора розничной купли– продажи только гражданин, либо также юридические лица и индивидуальные предприниматели, на которых при этом не распространяется ФЗ «О защите прав потребителей»? Учёные–цивилисты решают эту проблему следующим образом: О.Н. Садиков не ограничивает круг лиц, выступающих по договору розничной купли–продажи только гражданами: «покупателем по данному договору может быть любой субъект гражданского права, однако чаще всего ими являются граждане».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

По его мнению, ст. 492 ГК РФ не определяет специальных требований к покупателю. Поэтому по договору розничной купли-продажи товары могут приобретаться гражданами и юридическими лицами, в том числе коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями. Т.Е Абова также не исключает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из числа покупателей по договору розничной купли–продажи, считая основным признаком, квалифицирующим данный договор, его субъектный состав, а точнее, предъявляемые к продавцу требования. Высказывания А.А. Батяева по этому вопросу весьма противоречивы. С одной стороны, он утверждает, что «покупателем является гражданин (физическое лицо)». С другой стороны, заявляет, что «иное использование», предусмотренное ст. 492 ГК РФ, может означать использование товара юридическим лицом. Однозначно причисляет к розничным покупателям юридических лиц О.А. Чаусская». С учеными согласны государственные органы, разъясняющие в ведомственных нормативно–правовых актах, что правовой статус покупателя не имеет определяющего значения для признания сделки договором розничной купли–продажи.

На практике суды по–разному решают вопрос о признании договора заключённого между юридическими лицами договором розничной купли– продажи: Часто совершенную организациями сделку относят к данному виду договора, если отсутствует дальнейшая перепродажа приобретенного товара, и имущество используемся для деятельности юридического лица вне зависимости от характера и объема реализованных вещей. Если же вещи приобретаются штучно, это однозначно свидетельствует о заключении договора розничной купли–продажи, а не поставки. При этом для признания сделки розничной куплей–продажей не имеет значение наименование договора. Кроме того, в настоящее время к данному виду сделок относят реализацию товаров государственным и муниципальным учреждениям, в том числе учреждениям социальной защиты и здравоохранения, использующим товары для ведения уставной деятельности, не относящейся к предпринимательской.

В роли покупателей могут выступать не только граждане, но любые субъекты гражданских правоотношений, обладающие необходимой право – и дееспособностью, правовое положение которых определяется подразделом вторым ГК РФ «Лица». С учётом всего вышесказанного, в целях исключения неоднозначного толкования и применения ст. 492 ГК РФ, необходимо добавить ч.2 п.1 ст.492 ГК РФ: «Покупателями по договору розничной купли–продажи могут выступать физические лица, юридические лица, Российская федерация, субъекты Российской федерации и муниципальные образования».

Согласно ст. 496 ГК РФ договор розничной купли-продажи может заключаться с условием о принятии покупателем товара в определенный договором срок, в течение которого этот товар не может быть продан другому покупателю. Следовательно, на продавца возлагается дополнительная обязанность по выведению определенного товара из торгового оборота на обусловленное договором время.

В связи с этим дополнительные расходы продавца по обеспечению передачи товара покупателю в определенный договором срок должны включаться в цену товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором. Кроме того, неявка покупателя или несовершение им иных необходимых действий для принятия товара в определенный договором срок могут рассматриваться продавцом в качестве отказа покупателя от исполнения договора, если, конечно, иное не предусмотрено договором.

В соответствии со ст. 499 ГК РФ при продаже товара с условием о его доставке покупателю продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не было указано, то в место жительства гражданина (место нахождения юридического лица), являющегося покупателем. Если в договоре не было определено время доставки товара для вручения его покупателю, товар должен быть доставлен в разумный срок после получения требования покупателя.

Согласно ст. 497 ГК РФ при продаже товаров по образцам (описаниям, каталогам) договор заключается на основании ознакомления покупателя с образцом товара (его описанием, каталогом товаров и т.п.), предложенным продавцом. Покупатель, приобретая соответствующий товар, может оценить его качество и иные потребительские свойства исключительно по предоставляемой продавцом информации, поэтому до передачи товара он вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке, но при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по выполнению им договора.

При продаже товаров по образцам (описаниям, каталогам) договор считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в договоре, а если место передачи товара договором не определено — с момента доставки товара покупателю по месту жительства гражданина (месту нахождения юридического лица), являющегося покупателем, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором. Особенности продажи товаров по образцам (описаниям, каталогам) гражданам-потребителям определяются Правилами продажи товаров по образцам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918.

В соответствии со ст. 498 ГК РФ при продаже товаров с использованием автоматов договор считается заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара, т.е. конклюдентных действий.

Кроме того, на продавца закон возлагает дополнительные обязанности по предоставлению покупателю информации о самом продавце товаров, а также о действиях, которые необходимо совершить покупателю для получения товара. Эта информация должна доводиться до сведения покупателей путем помещения на автомате или предоставления им иным способом сведений о наименовании (фирменном наименовании) продавца, месте его нахождения, режиме работы, порядке выполнения действий, необходимых для совершения покупки.

Согласно ст. 501 ГК РФ специфика договора найма-продажи состоит в том, что до перехода права собственности на товар к покупателю он является нанимателем (арендатором) переданного ему товара. При найме-продаже покупатель становится собственником товара с момента его оплаты, следовательно, покупатель всегда приобретает товар в кредит или с рассрочкой платежа. На покупателя-несобственника распространяются положения ст. 491 ГК РФ.

Покупатель не вправе до перехода к нему права собственности отчуждать товар или распоряжаться им иным образом, если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из назначения и свойств товара. Если в срок, установленный договором, переданный товар не будет оплачен или не наступят иные обстоятельства, при которых право собственности переходит к покупателю, продавец вправе потребовать от покупателя возвратить ему товар, если иное не предусмотрено договором.

Необходимо отметить, что покупатель до перехода к нему права собственности на товар пользуется в отношении него некоторыми правами арендатора, в частности правом на получение плодов, продукции, доходов. Вместе с тем в отношении передачи товара покупателю, последствий обнаружения в нем недостатков, прав третьих лиц на переданный товар, прав покупателя по пользованию товаром до полной оплаты его стоимости и т.д. на продавца и покупателя распространяется действие норм § 1, 3 гл. 30, а не § 1 гл. 34 ГК РФ.

Иные виды розничной купли-продажи закрепляет законодательство о защите прав потребителей. В соответствии со ст. 26 Закона о защите прав потребителей Правительству РФ предоставлено право утверждать правила отдельных видов договоров купли-продажи, а также правила продажи отдельных видов товаров.

Таким образом, подведем итог рассмотренной главы.

Целью заключения договора розничной купли-продажи является обеспечение сторон договора правовой защитой. В соответствии с договором розничной купли-продажи продавец обязан осуществить передачу товара покупателю в личное пользование.

Характеристика договора купли продажи складывается из следующих компонентов:

— консенсуальность (обоюдное согласие сторон на заключение договора);

— возмездность (одна из сторон договора должна получить плату или другое возмещение за услугу или товар);

— взаимность (каждая из сторон наделена правами и обязанностями);

— публичность (публичный договор заключается коммерческой организацией и устанавливает обязанности данной организации относительно продажи товаров).

При заключении договора розничной купли-продажи факт заключения данного договора должен быть подтвержден при помощи выдачи кассового чека или товарного чека. Когда покупатель получает от продавца чек, договор получает статус заключенного. При этом сам чек нельзя рассматривать как разновидность письменной формы договора. Важен тот факт, что покупатель может ссылаться на показания свидетелей, если у него возникают претензии к купленному товару, а чек отсутствует.

Заключение договора розничной купли-продажи ведет за собой наделение покупателя и продавца правами и обязанностями.


Страницы:   1   2   3