Меню Услуги

Учет и анализ движения товаров в организациях торговли


Страница:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • 1.1 Экономическая сущность движения товаров
  • 1.2 Документальное оформление движения товаров
  • 1.3 Бухгалтерский учет движения товаров
  • 2.1 Документальное оформление движения товаров в ООО «ХХ»
  • 2.2 Бухгалтерский учет движения товаров в ООО «ХХ»
  • 2.3 Проведение инвентаризации товаров в ООО «ХХ»
  • 3.1 Анализ товарооборота ООО «ХХ»
  • 3.2 Анализ финансовых результатов ООО «ХХ»
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Торговля — огромная отрасль народного хозяйства. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Под торговлей понимается хозяйственная деятельность по обороту, купле и продаже товаров. Причем в качестве и продавцов, и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации в качестве предпринимателей. Учет движения товара происходит в несколько этапов. Этап учета поступления товаров и этап учета продажи товаров. Этап продажи товаров зависит от правильности и своевременности учета этапа поступления товаров.

В настоящее время торговля — самый распространенный вид деятельности современного делового мира. Считается наиболее простым и быстрым способом получения прибыли по сравнению, например, с производством. Именно поэтому данная тема никогда не теряет своей актуальности. Актуальность учета движения товаров состоит в том, что от полноты и своевременности, правильности учета движения товаров, должного оформления их зависят финансовые результаты предприятия. В учете движения товаров заключается весь смысл деятельности организации. В целях достоверности отражения операций по реализации товаров и формированию финансовых результатов для предприятий торговли особенно важна организация четкого учета движения товаров, которая в свою очередь непосредственно связана с правильным оформлением необходимых приходных и расходных документов. Передача товара из собственности одного лица в собственность другого лица является сложным и многоступенчатым процессом, связанным с переходом рисков и возникновением ответственности за нарушение условий договора. Учет продажи товаров в торговых организациях имеет особенности. Основное отличие заключается в том, что производственный процесс на таком предприятии состоит из продажи продукции, которую изготовили другие организации. Все затраты в торговой деятельности делятся на две составляющие: стоимость приобретаемых товаров и издержи обращения, обусловленные приобретением и продажи закупленных товаров.

Предметом работы является учет и анализ движения товаров на предприятии ООО «ХХ».

Цель работы – исследовать теоретический материал по учету движения товаров и изучить приемы ведения и организации бухгалтерского учета, анализа движения товаров на предприятии ООО «ХХ» .

Задачи работы: исследовать и обобщить понятия учета движения товаров, какие унифицированные формы документов применяются при их учете; изучить методику ведения учета движения товаров; исследовать порядок ведения бухгалтерского учета товаров в организации, проанализировать движение товаров в ООО «ХХ».

Объект исследования общество с ограниченной ответственностью «ХХ». ООО «ХХ» работает на рынке электро-технических товаров с 1997 года и за этот срок смогли прочно встать на ноги и занять одно из ведущих мест среди комплексных поставщиков продукции электротехнического назначения в уральском регионе. Одной из главных задач, стоящих перед специалистами ООО «ХХ» всегда является тщательное изучение потребностей его заказчиков и удовлетворение их с учетом современного уровня развития техники и производства. ООО «ХХ» состоит из отдела поставок, отдела продаж, бухгалтерии, склада и руководства. Отдел поставок возглавляет старший менеджер отдела поставок. Отдел продаж возглавляет старший менеджер отдела продаж. Бухгалтерия предприятия состоит из бухгалтера по расчетам с поставщиками, бухгалтера по расчетам с покупателями, бухгалтера по учету материалов и основных средств, бухгалтера по зарплате, бухгалтера-кассира и главного бухгалтера. Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер. Склад возглавляет заведующая складом. Руководство состоит из директора и коммерческого директора. Численность персонала организации составляет 54 человека. ООО «ХХ» арендует помещение офиса и помещение склада площадью 240 квадратных метров. Выручка от продажи товаров за прошлый год составила 164 654 000 рублей. Прибыль от продажи составила за прошлый год 6 683 000 рублей. ООО «ХХ» имеет в лизинге несколько автомобилей на сумму 5011 000 рублей.

Информационной базой исследования работы послужили документы ООО«ХХ». Методической и методологической базой послужили нормативно правовые акты и законодательство России по учету операций покупки и продажи товаров.

1.1 Экономическая сущность движения товаров

Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н, товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц, и предназначенных для продажи.

Согласно ГОСТУ «Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-99″(утвержден постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст) товар-это любая вещь, неограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

Согласно Налоговому кодексу России части первой товаром признается любое имущество реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным Кодексом России.

Торговля подразделяется на оптовую и розничную. В нормативных актах большей частью уделяется внимание определению розничной торговли, которой признается:

  • деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет) на основе договоров розничной купли-продажи (статья 346.27 «Основные понятия, используемые в главе 26.3«Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса России);
  • деятельность по продаже товаров в розницу для личного, семейного и иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (статья 492 «Договор розничной купли-продажи» Гражданского кодекса России).

Для оптовой торговли нет четкого определения в гражданском и налоговом законодательстве. Можно обратить внимание на договор поставки, по условиям которого продавец обязуется передать покупателю в условленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (статья 506 «Договор поставки» Гражданского кодекса России). Под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ). Однако в случае, если данные товары приобретаются указанным покупателем у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже, так говорится в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда России от 22.10.1997 N 18.

В такой ситуации рекомендуется в целях применения главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса России считать розничной торговлей предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары. При этом определяющим признаком договора розничной купли-продажи является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего использования или для использования этих товаров в предпринимательской деятельности (Письмо Минфина России от 22.02.2008 N 03-11-05/41, от 12.02.2008 N 03-11-05/29, от 29.01.2008 N 03-11-04/3/30). Таким образом, продавец самостоятельно устанавливает цели, для которых он реализует товары, а будет ли следовать этим целям покупатель — не в компетенции продавца. Поэтому торговлю товарами, как за наличный, так и за безналичный расчет на основании заключенных договоров розничной купли-продажи в целях налогообложения можно считать розничной торговлей. Оптовая торговля — это перепродажа товаров, приобретенных исключительно для этой цели.

Возможно различные варианты поступления товара в организацию. Поступление товаров на предприятие от поставщиков происходит, как правило, на основании заключенного договора поставки с поставщиком. Порядок приемки товаров регламентируется договором, стандартами и правилами. К ним относятся:

  • глава 30 параграф 3 части 2 Гражданского кодекса России
  • Инструкция Госарбитража СССР от 15 октября 1990 г. «О порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов»;
  • Инструкция Госарбитража при Совете Министров СССР «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (Постановление от 15 июня 1965 г. N П-6);
  • Инструкция Госарбитража при Совете Министров СССР «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (Постановление от 25 апреля 1966 г. N П-7).

Две последние Инструкции применяются в части, не противоречащей последующим нормативным документам. Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ, Инструкции применяются только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки (пункт 14 Постановления от 22октября 1997 г. N18).

Указанные Инструкции четко регламентируют порядок приемки товаров, что позволяет избежать в дальнейшем споров и неясностей между поставщиком и покупателем. Поэтому в договоры поставки целесообразно включить пункт о том, что приемка товаров осуществляется в соответствии с Постановлениями NП-6 и N П-7.

В некоторых случаях для целей экономии времени стороны договариваются устно о сделки. Покупатель формирует заказ и отправляет поставщику. Поставщик выставляет счет на оплату, по согласованной номенклатуре. Такой вид правоотношений между поставщиком и покупателем называется офертой. Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение, согласно статье 435 «Оферта» главы 28 части первой Гражданского кодекса России [4]

Виды поступления товаров на предприятие:

  • от поставщика;
  • возврат товара от покупателей;
  • принятие к учету (оприходование) излишков товаров, выявленных при инвентаризации.

Приемка товаров от поставщика может производиться:

  • на территории (складе, базе) поставщика — при вывозе товаров покупателем. В этом случае представитель покупателя получает товар и доставляет товар на своем транспорте.
  • на территории (складе) самой торговой организации — покупателя — при доставке товаров поставщиком или транспортно-экспедиционной компанией;
  • на территории транспортно-экспедиционной компании, когда доставку товара от поставщика осуществляет транспортно-экспедиционная компания. Для приемки товаров предприятия выделяют материально-ответственных лиц — кладовщиков, экспедиторов;
  • в месте разгрузки опломбированных транспортных средств и контейнеров на станции железной дороги, пристани, в аэропорту при доставке и выдаче товара предприятием железнодорожного, водного, воздушного транспорта. Для приемки товаров предприятия выделяют материально-ответственных лиц — кладовщиков, экспедиторов.
  • в почтовом отделении представителем предприятия.

Товар принимается материально-ответственными лицами предприятия по количеству и качеству в разумные сроки, оговоренные сторонами, по документам поставщика, которые сопровождают товар в процессе всего пути – сопроводительным. По окончании приемки делается отметка на втором экземпляре сопроводительного документа, который направляется поставщику. Довольно часто встречаются случаи, когда товар поступает в организацию без товаросопроводительных документов поставщика или с их частичным отсутствием. Это называется неотфактурованной поставкой. Такие поставки могут возникать, когда в сопроводительных документах, которые получатель товара принимает от транспортной организации, указаны только номенклатура товаров и их количество, а цен нет, так как для транспортной организации цена товара не имеет существенного значения, перевозчик отвечает только за сохранность и доставку товаров по номенклатуре и количеству.

Возможны случаи, когда покупатель отказывается от переданного поставщиком товара (при поступлении товаров без согласия покупателя, не предусмотренных в договоре, с нарушением условий договора, при отсутствии договорных отношений, а также при поступлении недоброкачественных товаров). Согласно статье 514 «Ответственное хранение товара, не принятого покупателем» Гражданского кодекса России покупатель обязан обеспечить сохранность этого товара и незамедлительно уведомить об этом поставщика. Поставщик обязан вывезти товар, принятый покупателем на ответственное хранение, или распорядиться им в разумный срок. Если поставщик в этот срок не распорядится товаром, покупатель вправе реализовать товар или возвратить его поставщику. Расходы, понесенные покупателем в связи с принятием товара на ответственное хранение, подлежат возмещению поставщиком.

Возврат товара в оптовой торговле регулируется частью второй параграфом первым Гражданского кодекса России. В розничной торговле возврат товара также осуществляется на основании закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1.

Поступление товара в результате возврата товара от покупателя может происходить по различным причинам.

Если продавец передал в нарушение договора купли-продажи покупателю меньшее количество товара, чем определено договором, покупатель вправе, если иное не предусмотрено договором, либо потребовать передать недостающее количество товара, либо отказаться от переданного товара и от его оплаты, а если товар оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

При передаче продавцом предусмотренных договором купли-продажи товаров в ассортименте, не соответствующем договору, покупатель вправе отказаться от их принятия и оплаты, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

В случае, когда покупатель, получивший товар, не исполняет обязанность по его оплате в установленный договором купли-продажи срок, продавец вправе потребовать оплаты переданного товара или возврата неоплаченных товаров.

Когда покупатель не производит в установленный договором срок очередной платеж за проданный в рассрочку и переданный ему товар, продавец вправе, если иное не предусмотрено договором, отказаться от исполнения договора и потребовать возврата проданного товара, за исключением случаев, когда сумма платежей, полученных от покупателя, превышает половину цены товара.

В случаях, когда в срок, предусмотренный договором, переданный товар не будет оплачен или не наступят иные обстоятельства, при которых право собственности переходит к покупателю, продавец вправе потребовать от покупателя возвратить ему товар, если иное не предусмотрено договором.

При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.

Выявленные излишки товаров по результатам инвентаризации подлежат

оприходованию. Согласно Положению по бухгалтерскому учету и отчетности (Приказ Минфина России N 34н от 29.07.1998 «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации») излишек имущества, выявленные при инвентаризации, принимаются на баланс организации на дату проведения инвентаризации по рыночным ценам.

Выбытие товаров из организации происходит в результате:

  • продажи товара покупателю;
  • возврата товара поставщику;
  • расхода товаров на хозяйственные нужды самой организации.
  • порчи, недостачи, пересортицы, выявленные при инвентаризации.

По способу передачи товара покупателя отгрузка подразделяется на:

  • передачу на складе самой торговой организации (продавца), в случае самовывоза товара транспортом покупателя. Товар передается представителю покупателя;
  • передачу товара транспортно-экспедиционной компании для доставки покупателю;
  • передачу товара на складе покупателя, в случае доставки товара продавцом. Товар передается экспедитору или водителю под отчет для доставки до склада покупателя;
  • передачу товара транзитом. Схема продажи товаров транзитом заключается в том, что продаваемые товары отгружаются в пользу покупателя непосредственно со складов их изготовителей (продавцов), минуя склады предприятия оптовой торговли. При этом договоры поставки товаров с изготовителем (продавцом) и покупателем заключаются предприятиями оптовой торговли.

Возврат товара поставщику возможен в случае поступления от него некачественного товара, качественного товара (в случаях, предусмотренных договором поставки).

Расход на хозяйственные нужды происходит в случае, когда товар, хранящийся на складах, необходим для собственных нужд организации.

Выбытие товара в результате порчи, недостач, естественной убыли товара возникают достаточно часто. Это обусловлено как объективными причинами — необходимость перевозки и длительного хранения больших объемов товаров, форс-мажорные обстоятельства (пожары, затопления), так и субъективными, к числу которых относится недостаточная квалификация персонала организаций торговли, поведение покупателей (особенно — в магазинах самообслуживания), а также прямой умысел материально-ответственных работников организации и сторонних лиц. Недостачи и порчи товаров могут возникать при их поступлении от поставщиков, а также в процессе их хранения и перепродажи. Естественная убыль — это потеря товаров, которая является следствием естественного изменения их биологических и (или) физико-химических свойств. К естественной убыли не относят:

  • потери от брака;
  • потери товаров при хранении и транспортировке, вызванные: нарушением требований стандартов, технических и технологических условий;;
  • потери при внутрискладских операциях;
  • при авариях и других чрезвычайных обстоятельствах.

Инвентаризация — это способ проверки соответствия фактического наличия средств в наличии данным бухгалтерского учета. Инвентаризацию необходимо проводить с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности собственности организации.

Инвентаризация имущества и обязательств организации — это проверка и документальное подтверждение их наличия, состояния и оценки. Инвентаризация обеспечивает достоверность бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер разрабатывает, а руководитель утверждает план проведения инвентаризаций в торговой организации. В плане определяют порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций.

Инвентаризации товаров подлежат все товары. При этом не важно, где они находятся — на складе организации, в пути, на ответственном хранении у другой организации.

Инвентаризация товара проводится по месту его нахождения и по каждому материально-ответственному лицу.

В результате проведенной инвентаризации организация получает возможность:

  • выявить фактическое наличие товаров;
  • сопоставить фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета;
  • проверить полноту отражения в учете обязательств.

Для проведения инвентаризации в организации необходимо создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию. Ее состав утверждается в приказе по учетной политике организации.

Для обобщения результатов всех инвентаризаций, проведенных в отчетном году, составляется Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, унифицированной формы N ИНВ-26. В этой ведомости отражаются результаты инвентаризаций в разрезе балансовых счетов.

Результаты инвентаризации отражают в Журнале учета унифицированной формы N ИНВ-23.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Эти проверки проводят с участием членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственных лиц. Контрольная проверка проводится только до открытия склада, где проводилась инвентаризация. Результаты контрольной проверки оформляют Актом о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей унифицированной формы N ИНВ-24. Этот акт регистрируется в специальном Журнале учета контрольных проверок унифицированной формы N ИНВ-25.

Определение понятие товара помогает раскрыть и понять его сущность.

Движение товаров в организациях торговли начинается с поступления товаров в организацию. Поступление производится на основании соответствующих нормативно-правовых актов. Поступление делится на виды и происходит в результате свершения различных хозяйственных операций. Поступление товара подразделяется на приход от поставщика, возврат от покупателя, оприходование излишков товара, выявленного при инвентаризации. В целях за контролем и проверкой наличия товаров проводят инвентаризацию в соответствии с установленными в организации сроками. Выбытие товара происходит по нескольким причинам и подразделяется на продажу покупателям, возврат поставщику, расход на хозяйственные нужды, выбытие в результате порчи, недостачи.

1.2 Документальное оформление движения товаров

Поступление товаров на предприятие происходит, как правило, на основании заключенного договора поставки с поставщиком. Организации торговли покупают товары для их дальнейшей перепродажи. Договором поставки признается такой договор купли-продажи, по которому продавец (поставщик), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (статья 506 «Договор поставки» Гражданского кодекса России). Все правовые вопросы, касающиеся договора поставки регулируется частью 2 главой 30 параграфом 3 Гражданского Кодекса России.[3]

Организации розничной торговли также приобретают товар по договорам для продажи населению либо у оптовых предприятий, либо у производителей продукции.

Правила документального оформления приемки, хранения и отпуска товаров установлены Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными Письмом Комитета России по торговле от 10 июля 1996 г. N 1-794/32-5.

Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 утверждены унифицированные формы по учету торговых операций (общие).

Поступивший товар оформляется с применением унифицированных форм первичных документов (формы N N ТОРГ-1 — ТОРГ-14), утвержденных вышеуказанным Постановлением.

Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят от:

  • места приемки;
  • характера приемки (по количеству, качеству, комплектности);
  • наличия или отсутствия сопроводительных документов поставщика и соответствия их договору.

Если товары принимают на территории поставщика, то представитель покупателя получает их по доверенности. Вместе с этим документов он предъявляет поставщику свой паспорт. Доверенность подтверждает право на получение товара от имени покупателя. Доверенность оформляется по унифицированным формам № М-2 и № М-2а, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а. Порядок работы с доверенностями установлен Инструкцией Минфина СССР от 14 января 1967 г. N 17 «О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности». В доверенности указываются следующие сведения:

  • номер и дата выдачи;
  • срок ее действия;
  • должность и фамилия лица, которому выдана доверенность, его паспортные данные;
  • номер и дата документа, на основании которого отпускается товар;
  • наименование, адрес, банковские реквизиты покупателя;
  • наименование товаров, подлежащих получению материально ответственным лицом, единицы их измерения и количество.

Доверенность оформляется в одном экземпляре и выдается ее получателю товаров под расписку. Доверенность подписывают материально ответственное лицо, руководитель и главный бухгалтер организации-покупателя.

Если доверенности выписывают по форме N М-2, то их учет ведется по корешкам, которые хранятся в бухгалтерии торговой организации. На корешке ставится отметка о выдаче доверенности работнику предприятия и о том, что по этой доверенности получены материальные ценности (с указанием номера и даты товаросопроводительного документа).

Если доверенности выписываются по форме N М-2а, то они регистрируются в книге доверенностей. Листы в книге доверенностей должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью главного бухгалтера и печатью организации. В этой книге проставляются:

  • дата выдачи доверенности и ее порядковый номер;
  • фамилию, имя, отчество лица, получившего доверенность;
  • срок действия доверенности;
  • наименование поставщика, у которого работник организации должен получить товар;
  • подпись работника организации за получение доверенности.

Доставив на предприятие ценности, материально ответственное лицо предъявляет в бухгалтерию товаросопроводительные документы. Записываются реквизиты этих бумаг на соответствующем корешке или в книге доверенностей. Отмечается в книге доверенностей, что по данной доверенности товар получен по документу с указанием его даты и номера. Эта процедура называется «закрытие доверенности».

Если работник не получил материальные ценности и вернул доверенность в бухгалтерию, то в графе «Отметки о выполнении поручения по выданной доверенности» журнала делают запись: «Не использована».

Доверенность обычно выписывается на 10 — 15 дней. Если материальные ценности систематически получают у данного поставщика, то доверенность можно оформлять на месяц или год. Максимальный срок действия, который можно указывать в доверенности, — три года (статья 186 «Срок доверенности» Гражданского кодекса России). Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года. Доверенности хранят пять лет.

При отгрузке со склада поставщика основным товаросопроводительным документом является товарная накладная по форме № ТОРГ-12, которая используется для оформления продажи товаров сторонней организации. К товарной накладной поставщик обязан приложить счет-фактуру, если он является плательщиком налога на добавленную стоимость. Товарная накладная унифицированной формы №ТОРГ-12 применяется для оформления продажи товарно-материальных ценностей сторонней организации. Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания с подотчета материально-ответственного лица. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для принятия товаров на учет. Второй экземпляр с печатью покупателя возвращается покупателем после приемки товара на своем складе. Товарную накладную подписывают материально-ответственные лица, сдавшие и принявшие товар. Она заверяется печатью организации-поставщика и печатью покупателя.

Поступление товара в случае возврата его покупателем оформляется товарной накладной унифицированной формы №ТОРГ-12, к товарной накладной прилагается счет-фактура.

Если товар доставляется покупателю на его склад транспортом транспортно-экспедиционной компании, то помимо товарной накладной №ТОРГ-12 и счета-фактуры к ней, оформляют товарно-транспортную накладную. Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Как указано в пункте 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 №119н, при доставке товара автомобильным транспортом выписывается товарно-транспортная накладная. На это указывают и Методические рекомендации по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные письмом Роскомторга от 10 июля 1996г. №1-794/32-5.

В настоящий момент применяется унифицированная форма товарно-транспортной накладной №1-Т, утвержденная постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте. Требование о выставлении данного документа компанией-перевозчиком зафиксировано и в статье758«Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ» Гражданского кодекса. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов — товарного и транспортного. Товарный раздел заполняет грузоотправитель. Этот раздел служит основанием для списания товаров у грузоотправителя и принятия их на учет у грузополучателя.

Транспортный раздел заполняют грузоотправитель — заказчик автотранспорта и грузоперевозчик — владелец автотранспорта. В транспортном разделе учитывается транспортная работа. По данным транспортного раздела производятся расчеты между грузоотправителем, автотранспортной организацией и грузополучателем. Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах:

  • первый — остается у грузоотправителя (поставщика) и предназначается для списания товаров;
  • второй — сдается водителем грузополучателю и является основанием для принятия к учету товаров у получателя груза (покупателя);
  • третий и четвертый — сдаются организации — владельцу автотранспортного средства.

Перед отправкой груза организация-грузоотправитель передает водителю

второй, третий и четвертый экземпляры товарно-транспортной накладной. Эти экземпляры заверяются подписями и печатями (штампами) грузоотправителя. Водитель, получивший груз, расписывается во всех четырех экземплярах товарно-транспортной накладной. Доставив груз получателю, водитель передает ему второй экземпляр товарно-транспортной накладной. Кроме того, грузополучатель заверяет своими подписями и печатями (штампами) третий и четвертый экземпляры товарно-транспортной накладной и передает их водителю.

Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, автотранспортная организация прилагает к счету за перевозку и высылает поставщику-заказчику автотранспорта. Четвертый же прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Получение товаров в месте разгрузки опломбированных транспортных средств и контейнеров на станции железной дороги оформляется железнодорожной накладной. К товару поставщик прикладывает товарную накладную по форме ТОРГ-12 в двух экземплярах и счет-фактуру. При доставке товаров железнодорожным транспортом оформляется железнодорожная накладная. К ней могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной. Форма транспортной железнодорожной накладной утверждена Приказом Министерства путей сообщения РФ от 18 июня 2003 г. № 39 «Об утверждении правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом». Транспортная железнодорожная накладная заполняется на 4-х листах:

  • первый лист — оригинал накладной (передается грузополучателю);
  • второй лист — дорожная ведомость (предназначена для перевозчика и других участников перевозочного процесса);
  • третий лист — корешок дорожной ведомости (остается у перевозчика);
  • четвертый лист — квитанция о приеме груза (передается грузоотправителю).

Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то оформляется «Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере».

Прием товара на складе покупателя осуществляется следующим образом:

Если количество и качество поступивших товаров совпадают с данными, указанными в товаросопроводительных документах поставщика, составляется акт о приемке товаров по унифицированной форме № ТОРГ-1. В противном случае составляются акт о приемке товаров по унифицированной форме № ТОРГ-1 и акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по форме № ТОРГ-2.

Акт о приемке товаров по форме № ТОРГ-1 составляется отдельно по каждому поставщику, на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу. Один экземпляр остается у покупателя, а другой — передается поставщику. Эта форма применяется для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора. Акт составляется членами приемной комиссии. Состав приемной комиссии утверждается в приказе руководителя организации.

По общим правилам проверке подлежат объективные характеристики товара: количество товаров, ассортимент товаров, качество товаров, комплектность товаров, упаковка товаров и тара. Условиями договора могут быть предусмотрены дополнительные требования к характеристикам товаров. При приемке товаров следует проверить выполнение этих условий.

Все товары, поступающие в торговую организацию, должны быть сертифицированы, а в числе сопроводительных документов должен быть сертификат, то есть документ, удостоверяющий качество товара в соответствии с принятыми стандартами. При заполнении строки «Сертификат» необходимо указать его номер, наименование органа, выдавшего этот документ, и срок его действия.

По строке «Способ доставки» надо указать вид транспортного средства, доставившего товар (вагон, состав, автофургон).

Комиссия производит приемку товара по фактическому наличию. Если обнаруживаются отклонения по количеству, качеству или массе, то покупатель должен произвести такие действия, приостановить приемку товара, обеспечить сохранность товара, принять меры к предотвращению его смешения с другим однородным товаром (продукцией), вызвать представителя поставщика (грузоотправителя) для составления двустороннего акта. Если поставщик отказался высылать своего представителя и разрешил проводить приемку товара без него, то приемку можно продолжать.

Если по каким-то уважительным причинам работа по приемке товара прерывалась, то в акте необходимо указать: время перерыва, причины перерыва, условия хранения товара во время перерыва.

Количество составляемых актов и комплектность документов определяется фактической ситуацией.

Акт о приемке товаров по форме ТОРГ-1 составляется в случаях, если:

  • расхождений с документами поставщика нет, но составление комиссионного акта предусмотрено графиком документооборота организации при каждом поступлении товара либо при поступлении партий товара определенного объема;
  • обнаружены расхождения с документами поставщика, но товар поступил без предварительной оплаты или с частичной предоплатой, которая не превышает стоимости фактически поступившего товара;
  • товар был предварительно оплачен, а при приемке товара обнаружены расхождения с документами поставщика.

Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по форме ТОРГ-2 применяется для принятия на учет товара, имеющего количественные и (или) качественные расхождения по сравнению с данными, указанными в сопроводительных документах поставщика.

Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей, составленный по форме ТОРГ-2, является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику или грузоотправителю.

Принимая товар по количеству, сравнивают фактическое наличие товара с данными, которые указал поставщик или грузоотправитель в сопроводительных документах.

Приемка товара по качеству и комплектности означает проверку соответствия фактического состояния товара требованиям к качеству, предусмотренным договором (контрактом).

Акт составляют и подписывают лица, производившие приемку, представители организации поставщика или грузоотправителя, эксперт организации, на которую возложено проведение экспертизы. Вместо эксперта можно пригласить компетентного представителя незаинтересованной организации.

Акт составляется отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу.

Те товары, по которым не установлены расхождения по количеству и качеству, в актах не перечисляются. Достаточно сделать в конце акта отметку следующего содержания: «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет».

После составления акта его необходимо утвердить у руководителя и передать в бухгалтерию организации под расписку. Вместе с актом в бухгалтерию передаются все сопроводительные документы (товарная накладная, железнодорожная накладная). Делается расчет суммы претензии, а юрист торговой организации составляет и направляет претензионное письмо поставщику, грузоотправителю или транспортной организации, перевозившей груз.

При расхождениях по качеству:

  • товар, не соответствующий по качеству условиям поставки, но годный для дальнейшей реализации по пониженным ценам (например, в результате незначительных внешних дефектов, более низкой сортности товара, более низких потребительских свойств), приходуется по ценам поставщика, а затем производится его уценка. Сумма уценки предъявляется поставщику в претензионном порядке;
  • некачественный товар подлежит возврату поставщику.

После составления акта и претензионных документов организация-покупатель оформляет накладную на возврат товара, отгружает товар поставщику и снимает его с забалансового учета.

Акт составляется в четырех экземплярах. В сопроводительных документах на поступивший товар делается отметка об обнаруженных расхождениях и составлении акта. При этом указывается номер и дату составления акта.

После приемки любых товаров акты о приемке с приложением документов передаются в бухгалтерию под расписку. При расхождениях их данных с товаросопроводительными документами эти акты используются для направления претензионного письма или коммерческого акта в адрес поставщика или транспортной организации (в зависимости от того, по чьей вине произошла порча или недостача).

Возврат товара от покупателя документально оформляется товарной накладной по форме ТОРГ-12, счет-фактурой и претензионным письмом от покупателя. Письмо оформляется в свободной форме.

В розничной торговле возврат оформляется иным образом. Покупатель может вернуть товар как в день покупки, так и позже. В зависимости от этого возврат товара оформляется продавцом по-разному. Если покупатель возвращает приобретенный товар в день покупки (то есть до окончания смены), то продавцу нужно совершить следующие действия: выписать накладную на возвращаемый товар, составить акт, вернуть деньги.

Накладную следует оформить в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, а другой вручается покупателю и является основанием для получения им денежной суммы за возвращенный товар. Накладную на прием товара от покупателя можно составить по форме N ТОРГ-13.

Акт составляется по форме № КМ-3 «Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам» (утвержден постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132) в одном экземпляре и подписывается руководителем организации, заведующим отделом (секцией), старшим кассиром и кассиром-операционистом.

При возврате купленного товара покупатель обязан предъявить продавцу кассовый чек, выданный при покупке. Директор или его заместитель должен расписаться на полученном чеке. После этого покупателю возвращаются деньги. Возврат денежной суммы производится из операционной кассы организации по чеку, выданному в данной кассе.

После того как деньги покупателю будут возвращены, полученный от покупателя чек продавец должен приклеить на отдельный лист бумаги и сдать его вместе с актом о возврате денежных сумм в свою бухгалтерию. Суммы, выплаченные по возвращенным покупателям и неиспользованным кассовым чекам, записываются в графу 15 Журнала кассира-операциониста, и на итоговую сумму уменьшается сумма выручки за данный день согласно «Типовым правилам эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденным Письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104.

Порядок действий при возврате покупателем товара позже дня продажи определен Письмом Центрального банка России от 4 октября 1993 г. N 18 «Об утверждении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» и Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные. письмом Комитета России по торговле от 10.07.1996 N 1-794/32-5.

В данном случае порядок действий следующий:

  • продавец составляет накладную на возврат товара;
  • покупатель оформляет заявление на возврат денег;
  • продавец выдает покупателю деньги и составляет расходный кассовый ордер;
  • продавец вносит исправления в бухгалтерский учет.

Накладная на возврат товара в магазин оформляется так же, как и в случае возврата товара в день покупки. То есть составляются два экземпляра накладной, один из которых выдается покупателю, а второй — продавцу.

Заявление на возврат денег составляется покупателем в произвольной форме. На основании такого заявления продавец возвращает деньги покупателю. Возврат денег осуществляется только из главной кассы организации-продавца при предъявлении покупателем документа, удостоверяющего личность (паспорта или документа, его заменяющего). Возвращая деньги, продавец составляет расходно-кассовый ордер (форма N КО-2), в котором указываются фамилия, имя, отчество покупателя и его паспортные данные (порядок составления и оформления расходно-кассового ордера утвержден Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»).

Довольно часто встречаются случаи, когда товар поступает в организацию без товаросопроводительных документов поставщика или с их частичным отсутствием. Это называется неотфактурованной поставкой. Такие поставки могут возникать, когда в сопроводительных документах, которые получатель товара принимает от транспортной организации, указаны только номенклатура товаров и их количество, а цен нет, так как для транспортной организации цена товара не имеет существенного значения, перевозчик отвечает только за сохранность и доставку товаров по номенклатуре и количеству.

Несмотря на это, товар все равно должен быть оценен и оприходован. В случае неотфактурованной партии товаров для оформления приемки и оприходования фактически полученных товаров используется Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика по форме № ТОРГ-4. Эту форму можно применять для оформления любого поступления в организацию по фактическому наличию. Он составляется в двух экземплярах членами комиссии при участии материально-ответственного лица. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается у материально-ответственного лица.

В момент получения неотфактурованной поставки покупателю известна только учетная (плановая) цена, указанная в договоре или в приложении к нему. Именно по учетной (плановой) цене товары принимаются к бухгалтерскому учету с последующим уточнением фактической себестоимости (пункт 26 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01). При поступлении товаров без расчетных документов поставщика они приходуются условно по цене, предусмотренной в договоре поставки. Эта цена указывается в акте.

Для хранения отфактурованной партии упакованных товаров оформляется спецификация по форме № ТОРГ-10, которая выписывается в двух экземплярах материально-ответственным лицом склада. Один экземпляр при продаже направляется покупателю, второй — передается в бухгалтерию.

В спецификации перечисляется каждое отдельное место с товаром и проставляется его масса. Тара, отпущенная с товаром по этой спецификации, указывается на оборотной стороне бланка. Упакованный товар передается водителю-экспедитору по количеству мест или массе брутто и под расписку на бланке спецификации.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Для учета товаров в местах хранения товара широко применяется товарный ярлык по форме № ТОРГ-11. Товарный ярлык заполняется в одном экземпляре на каждое наименование (порядковый номер) и хранится вместе с товаром.

Внутреннее перемещение товаров между структурными подразделениями организации, где работают разные материально-ответственные лица, а также перемещение товаров из одного структурного подразделения в другое проводятся на основании накладной на внутреннее перемещение, передачу товара и тары по форме № ТОРГ-13, которая составляется в двух экземплярах материально-ответственным лицом структурного подразделения, сдающего товар. Первый экземпляр служит сдающему подразделению основанием для списания товара, а второй экземпляр — принимающему подразделению — для оприходования товара. Заполненный документ подписывают материально-ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения товарно-материальных ценностей.

Унифицированные формы для организации проведения инвентаризации и для учета ее результатов утверждены Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.

Приказ на инвентаризацию регистрируют в специальном журнале унифицированной формы № ИНВ-23 «Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризаций». Результаты инвентаризации отражают в Журнале учета унифицированной формы № ИНВ-23. При инвентаризации товаров составляется инвентаризационная опись унифицированной формы № ИНВ-3. Если инвентаризация проводится в течение двух и более дней, то на пересчитанные товары по месту их хранения заполняется инвентаризационный ярлык унифицированной формы № ИНВ-2.

Принятие на учет товаров, выявленных по результатам инвентаризации, осуществляется на основании сличительной ведомости унифицированной формы № ИНВ-19. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Эти проверки проводят с участием членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственных лиц. Контрольная проверка проводится только до открытия склада (кладовой, секции), где проводилась инвентаризация. Результаты контрольной проверки оформляют Актом о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей унифицированной формы N ИНВ-24. Этот акт регистрируется в специальном Журнале учета контрольных проверок унифицированной формы № ИНВ-25.

Продажа товара документально оформляется в зависимости от способа передачи товара покупателю.

Если товар передается покупателю на складе продавца, то представитель покупателя забирает товар на своем транспорте. Товар отпускается представителю покупателя только на основании доверенности, выписано покупателем, на получение товара. Доверенность должна быть оформлена по унифицированным формам № М-2 и № М-2а, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а. Порядок работы с доверенностями описан выше. Продажа оформляется товарной накладной. Выписывается товарная накладная по унифицированной форме ТОРГ-12 в двух экземплярах. Товарная накладная с подписью и печатью и счет-фактура с подписью продавца отдаются покупателю. Покупатель должен вернуть поставщику второй экземпляр товарной накладной с печатью и подписью после получения товара на свой склад. Поставщик выписывает также счет-фактуру по унифицированной форме в двух экземплярах, если он является плательщиком налога на добавленную стоимость. Унифицированная форма счета-фактуры утверждена Постановлением Правительства России от 02.12.2000 № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость». Оба экземпляра с печатью и подписями продавца отдаются покупателю. Второй экземпляр счета-фактуры подписанный с печатью должен вернуть покупатель после получения товара.

Если по заказу покупателя товар забирает и доставляет транспортно-экспедиционная компания, то необходима доверенность на представителя транспортно-экспедиционной компании. Товар отпускается по доверенности. Формы доверенности и порядок работы с ними описаны выше. Доставка товара транспортно-экспедиционной компанией оформляется товарно-транспортной накладной. Порядок работы с товарно-транспортной накладной описан выше. Продажа оформляется выпиской товарной накладной по форме ТОРГ-12 в двух экземплярах и выпиской по унифицированной форме счета-фактуры в двух экземплярах. Второй экземпляр товарной накладной с подписью и печатью и счет-фактуру с подписью покупатель должен вернуть продавцу после получения товара на свой склад.

При доставке товара до покупателя продавцом выписываются товарная накладная по форме ТОРГ-12 и счет-фактура в двух экземплярах. Все экземпляры этих документов отдаются водителю или экспедитору. Водитель возвращает от покупателя второй экземпляр накладной и счета-фактуры, оформленные должным образом. На товарной накладной должны быть печать и подпись покупателя, на счете-фактуре–подпись покупателя.

В розничной торговле продажа товаров населению оформляется выдачей чека контрольно-кассовой машины и отражением выручки за день в книге кассира-операциониста. по унифицированной форме КМ-4. Перечень форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 «Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно — кассовых машин».

Недостачи товара, выявленные при инвентаризации, списываются с учета на основании сличительной ведомости унифицированной формы № ИНВ-19.

Выбытие товара в результате возврата его поставщику оформляется выпиской товарной накладной по форме ТОРГ-12 в двух экземплярах и счета-фактуры в двух экземплярах, претензионным письмом произвольной формы.

Выбытие товара на собственные нужды оформляется приказом руководителя на расход товара на собственные нужды, внутренней расходной накладной склада.

Поставщики, отгружая ценности, обязаны оформить документы – товарную накладную, счет-фактуру, если поставщик является плательщиком налога на добавленную стоимость. Товарно-транспортная накладная выписывается при доставке товаров транспортно-экспедиционной компанией автомобильным транспортом. При доставке товаров от иногородних поставщиков по железной дороге или водным путем транспортная организация выписывает железнодорожную или водную накладную. Данные документы следуют вместе с товаром от станции (пристани) отправления до станции (пристани) назначения, где их выдают получателю. Порядок приема товаров и его документальное оформление зависят от места приема (на складе поставщика, от транспортной организации, на складе покупателя); характера приема (по количеству, качеству и комплектности); степени соответствия условиям договора и сопроводительным документам; наличия или отсутствия сопроводительных документов.

1.3 Бухгалтерский учет движения товаров

В бухгалтерском учете товаров как одного из видов материально-производственных запасов необходимо придерживаться правил, установленных Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н для учета материально-производственных запасов.[5] Товары как часть материально-производственных запасов принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

В оптовой торговле товары продаются для последующей перепродажи. В оптовой торговле товары учитываются по фактической себестоимости без налога на добавленную стоимость. Цена продаж товара на счете 41 «Товары» не отражается, следовательно, учет товара ведется в покупных ценах. Поступление товара отражается в бухгалтерском учете в зависимости от вида поступления в организацию.

Приобретены товары от поставщика. Приняты к учету товары на основании товарной накладной по стоимости приобретения без налога на добавленную стоимость:

Дебет счета 41.1 «Товары»

Кредит счета 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Отражен в учете налог на добавленную стоимость на основании счетf-фактуры поставщика, уплаченный поставщику по фактически полученным товарам:

Дебет счета 19 «Налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Кредит счета 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Организации розничной торговли, осуществляющие учет товаров по продажной стоимости, могут дополнительно отражать торговую наценку. В розничной торговле, если учет ведется по продажным ценам, делается дополнительная проводка:

Отражена сумма торговой наценки по приобретенным товарам без налога на добавленную стоимость:

Дебет счета 41 «Товары»

Кредит счета 42 «Торговая наценка»

Возврат от покупателя отражается в учете в зависимости от того принял покупатель на учет товар или нет. Если покупатель не принял к учету товар, то операция возврата отражается в учет следующим образом:

На основании товарной накладной на возврат сумма выручки сторнируется на сумму возвращенных товаров по ценам продажи:

Дебет счета 62.2 «Расчеты с покупателя и заказчиками»

Кредит счета 90.1 «Выручка от продаж»

Отражается сторно на сумму себестоимости возврата товара:

Дебет счета 90.2 «Себестоимость проданного товара»

Кредит счета 41.1 «Товары»

Отражается сторно на сумму налога на добавленную стоимость возвращенного товара:

Дебет счета 90.3 «Налог на добавленную стоимость»

Кредит счета 68.2 «Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную

стоимость»

Если покупатель принял товар на учет, а затем возвращает.На основании товарной накладной в учете отражается сумма возвращенного товара:

Дебет счета 41.1 «Товары»

Кредит счета 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Отражается на основании счета-фактуры покупателя в учете сумма налога на добавленную стоимость по возращенному товару:

Дебет счета 19 «Налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Кредит счета 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Принятие к учету по рыночным ценам суммы излишков товара на основании инвентаризационной описи отражается следующим образом:

Дебет счета 41.1 «Товары»

Кредит счета 91.1 «Прочие доходы»

Отражение возврата в розничной торговле зависит от того в день продажи или нет возвращен товар покупателем. В учете отражается сумма возврата товара в день продажи на основании накладной и акта о возврате денежных сумм покупателя формы КМ-3.

Записывается сторно суммы возвращенного товара :

Дебет счета 50 «Касса»

Кредит счета 90.1.2 «Выручка от продаж»

Записывается сторно суммы себестоимости проданного товара:

Дебет счета 90.2.2 «Себестоимость проданных товаров»

Кредит счета 41.2 «Товары»

При неотфактурованной поставке бухгалтер производит в учете записи об оприходовании товаров на основании акта по форме ТОРГ-4. При этом к счету 41 следует открыть специальный субсчет «Неотфактурованные поставки».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

На сумму поступившего товара по ценам, указанным в договоре, или по рыночным ценам (если в договоре цена не указана):

Дебет счета 41.5 «Неотфактурованные поставки»»

Кредит 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Когда в организацию поступят расчетные документы поставщика, сторнируется ранее сделанные проводки и отражаются поступление товара в обычном порядке, установленном учетной политикой организации.

Продажа товара в оптовой торговле оформляется следующими записями в учете:

Произведена отгрузка покупателю на основании товарной накладной:

Дебет счета 62.1 «Расчеты с покупателями заказчиками» —

Кредит счета 90.1 «Выручка от продаж»

Отражена себестоимость проданного товара:

Дебет счета 90.2 «Себестоимость проданного товара»

Кредит счета 41.1 «Товары»

Отражен налог на добавленную стоимость по отгруженным товарам на основании счета-фактуры продавца:

Дебет счета 90.3 «НДС»

Кредит счета 68.2 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»

В розничной торговле продажа оформляется следующими проводками:

Отражена стоимость проданного товара:

Дебет счета 50.1 «Касса»

Кредит счета 90.1.1 «Выручка от продаж»

Отражена себестоимость проданного товара:

Дебет счета 90.2 «Себестоимость продаж»

Кредит счета 41.2 «Товары»

Сторно суммы торговой наценки по проданному товару:

Дебет счета 90.2 «Себестоимость продаж»

Кредит счета 42 «Торговая наценка»

Выбытие товара происходит по причине возврата его поставщику. Возврат поставщику отражается в учете на сумму закупа товара у поставщика. Возврат поставщику бракованного товара осуществляется на основании претензионного письма свободной форме.

Учет операций по возврату поставщику зависит от того, принят товар на учет или нет.

Отражен возврат бракованного товара поставщику, не принятого на учет у покупателя, по цене закупа:

Дебет счета 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счета 76.2 «Расчеты по претензиям»

Если товар уже принят на учет, а затем возвращается поставщику, то оформляется товарная накладная, выписывается счет-фактура и записывается сторно на сумму закупа товара.

Отражен сторно выручки на сумму закупа:

Дебет счета 62.1 «Расчеты с покупателями»

Кредит счета 90.1 «Выручка от продажи»

Записано сторно суммы налога на добавленную стоимость:

Дебет счета 90.3 «Налог на добавленную стоимость»

Кредит счета 68.2 «Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.

Выбытие товаров также происходит по причине использования товара на собственные нужды. Расход товара на собственные нужды отражается на основании приказа руководителя и внутренней накладной склада.

Отражен расход товара на собственные нужды:

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счета 41 «Товары»

Отражен расход товар на собственные нужды в качеств расходов на продажу:

Дебет счета 44.1 «Расходы на продажу»

Кредит счета 10 «Материалы»

Следующий вид выбытия товара осуществляется по причине недостачи,

обнаруженной при инвентаризации. Недостачу отражают на основании инвен-

таризационной ведомости.

Отражена недостача товара по результатам инвентаризации:

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит счета 41.1 «Товары»

Недостача товара отнесена на материально-ответственное лицо:

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит счета 73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Определение понятие товара помогает раскрыть и понять его сущность. Движение товаров в организациях торговли начинается с поступления товаров в организацию. Поступление производится на основании соответствующих нормативно-правовых актов. Поступление делится на виды и происходит в результате свершения различных хозяйственных операций. Поступление товара подразделяется на приход от поставщика, возврат от покупателя, оприходование излишков товара, выявленного при инвентаризации. В целях за контролем и проверкой наличия товаров проводят инвентаризацию в соответствии с установленными в организации сроками. Выбытие товара происходит по нескольким причинам и подразделяется на продажу покупателям, возврат поставщику, расход на хозяйственные нужды, выбытие в результате порчи, недостачи.


Страница:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!