Заявка на расчет
Меню Услуги

Финансовое обеспечение сферы ЖКХ Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО УК «МОНОЛИТ»

2.1 Характеристика исследуемого предприятия

Основным направлением деятельности ООО УК «Монолит» является управление и техническое обслуживание объединений собственников жилья. Предприятие обеспечивает предоставление самого полного комплекса услуг по содержанию объектов недвижимости, что включает в себя техническое обслуживание инженерных систем зданий, текущий и капитальный ремонт, благоустройство территории. Управляющая компания решает все вопросы содержания домов, а также вопросы оплаты и эксплуатации сетей с поставщиками коммунальных услуг. В своей деятельности компания стремится выстроить систему управления имуществом с позиции собственника и в его интересах, стремясь минимизировать его расходы на содержание домовладения. Компания ООО УК «Монолит» выполняет работы по текущему и капитальному ремонту. Высокое качество выполняемых работ достигается с помощью современных материалов, новых технологий, усовершенствованного оборудования.
Высококвалифицированные специалисты выполняют работы в  самые кратчайшие сроки. Комплексность предоставления услуг, большой опыт, высококвалифицированный коллектив, профессиональное оборудование и инструмент, централизованная диспетчерская круглосуточная работа аварийной службы позволяет нашей компании решать весь спектр инженерных задач, с которыми сталкивается заказчик при эксплуатации недвижимого имущества. ООО УК «Монолит» прошла процедуру добровольной сертификации в системе ЖКХ, по результатам которой сама фирма и ряд руководителей получили персональные сертификаты. Качество оказываемых нами услуг проверено экспертами «Росжилкоммунсертификация», в результате чего более 40 видов работ, выполняемых ООО УК «Монолит» были признаны удовлетворяющими всем стандартам оказания услуг в ЖКХ. Руководствуясь Гражданским Кодексом Российской Федерации (ГК РФ), Жилищным Кодексом Российской Федерации (ЖК РФ) и иными правовыми актами Российской Федерации и постановлениями Ростовской области, ООО УК «Монолит» обязуется качественно соответствовать в своей деятельности требованиям действующего законодательства Российской Федерации, что является необходимым условием для успешной эксплуатации жилого фонда.Целью управляющей компании является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан в жилом доме, обеспечение сохранности, надлежащего управления и содержания, ремонта его общего имущества, инженерных систем и оборудования мест общего пользования и придомовой территории, решение вопросов пользования указанным имуществом собственниками помещений, избравшими форму управления через управляющую организацию ООО УК «Монолит».
ООО УК «Монолит» зарегистрирована 6 июня 2012 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 26 по Ростовской области. Руководитель организации: директор Бадюл Александр Владимирович.
Основным видом деятельности является «Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе», зарегистрировано 19 дополнительных видов деятельности. Организации ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «МОНОЛИТ» присвоены ИНН 6150070015, ОГРН 1126183003451, ОКПО 38422353.
ООО  Управляющая компания «Монолит» создана в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Основными видами (предметом) деятельности управляющей компании являются следующие:
1. Осуществление деятельности по обслуживанию, содержанию, ремонту, развитию объектов жилищно-коммунального хозяйства, а также предоставление услуг потребителям:
-организация обеспечения текущего содержания, санитарной очистки и ремонта жилищного фонда, нежилых строений, их инженерного оборудования, внутриквартальных и внутридворовых территорий, объектов внешнего благоустройства и озеленения, уборки и ремонта внутриквартальных проездов и тротуаров;
-создание необходимых условий для проживания граждан и функционирования, расположенных в нежилых помещениях организаций;
-обеспечение арендаторов, нанимателей, владельцев и собственников помещений и строений в соответствии с условиями соглашений и договоров коммунальными и прочими услугами;
-организация технического обслуживания, ремонта, а также сохранности и надлежащего использования объектов жилищной сферы;
-организация надлежащего содержания территорий;
-организация предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилых помещениях;
-взимание платы за жилые помещения и коммунальные услуги;
-учет и регулирование потребления энергетических и иных ресурсов;
-сбор и анализ информации о состоянии объектов жилищной сферы и территорий;
2. Разработка проектно-сметной документации и обоснование расходов по техническому обслуживанию и ремонта жилищного фонда;
3. Отбор подрядчиков и заключение с ними договоров на техническое обслуживание и ремонт объектов жилищного фонда;
4. Организация работ по обеспечению объектов жилищного фонда с целью определения технической возможности перепланировки жилых помещений, пригодности их для постоянного проживания, необходимости проведения текущего и капитального ремонта, реконструкции;
5. Технический надзор за строительно-монтажными работами на объектах жилищного фонда и их приемка по завершении указанных работ;
6. Подготовка объектов жилищного фонда к сезонной эксплуатации путем проведения плановых проверок, а также внеплановых обследований по обращениям заинтересованных лиц;
7. Организация оперативного диспетчерского контроля за состоянием жилищного фонда, ликвидации аварий и проведения ремонтно-восстановительных работ на объектах жилищного фонда;
8. Рассмотрение обращений и жалоб организаций и граждан по вопросам, входящим в компетенцию управляющей компании;
9. Взимание платежей за пользование объектами жилищного фонда и предоставленные коммунальные услуги, в том числе взыскание неустоек (штрафов, пеней);
10. Управляющая компания вправе осуществлять также и любые другие виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству. Отдельными видами деятельности, перечень которых  определяется законом, управляющая  компания может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В компании ООО УК «Монолит» применена линейная структура управления. Линейная структура управления является простейшей. Сущность ее состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом — руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность. Другими словами все функции управления и подчинения сосредотачиваются у руководителя, создается вертикальная линия управления и прямой путь воздействия на подчиненных.Преимуществом линейной структуры является простота применения. Все обязанности и полномочия четко распределены, в связи с чем создаются все необходимые условия для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе. Кроме этого, повышение ответственности руководителя за результаты деятельности возглавляемого им подразделения, получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченными ресурсами и личная ответственность за конечные результаты деятельности своего подразделения. Среди недостатков отмечается жесткость, негибкость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия. Линейная структура ориентирована на большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому, ограничение инициативы у работников низших уровней управления.
Структура предъявляет очень  высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными работниками, что ограничивает масштаб возглавляемого подразделения  и возможности руководителя более  эффективно им управлять.

2.2 Ценообразование в жилищном хозяйстве

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения – результат договоренности сторон договора управления многоквартирным домом. Управляющая организация не может в одностороннем порядке (без согласования с собственниками помещений, выражающегося в принятии решения их общим собранием) устанавливать и (или) изменять размер платы (Постановление ФАС СЗО от 17.12.2009 по делу №А66-5611/2009). Однако, прежде чем предложить жильцам ту или иную цену, следует определить ее для себя.
При установлении цены содержания и ремонта жилого помещения первичен перечень работ и услуг. Расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения без определения соответствующего ей перечня работ и услуг не имеет смысла. Между тем на практике многие управляющие организации не утруждаются планированием конкретных видов и объемов работ, объявляя лишь общий размер платежа. В этой ситуации получается, что собственники помещений не дают управляющей организации конкретного задания, следовательно, не могут проконтролировать его выполнение. Становится нереализуемой норма о соразмерном уменьшении платы за содержание и ремонт при не установлении периодичности выполнения определенных работ (для которых периодичность не определена нормативными актами). Также управляющая организация принимает на себя ответственность за надлежащее состояние общего имущества в целом (это дает жилинспекции возможность штрафовать ее за любое нарушение), но на деле не несет перед собственниками помещений ответственности за выполнение каких-либо конкретных работ.
Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня являются существенными условиями договора управления (п. 3 ст. 162 ЖК РФ). Указанный перечень подлежит утверждению на общем собрании собственников помещений (п. 17 Правил содержания и ремонта общего имущества). Все минимально необходимые работы по обслуживанию многоквартирных домов перечислены в Правилах эксплуатации жилфонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170. Также в качестве основы при разработке перечня работ и услуг для конкретного дома можно воспользоваться Приложением 2 к Правилам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 №75. Действующее жилищное законодательство предполагает, что перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества устанавливается для каждого конкретного многоквартирного дома с учетом его характеристик. Соответственно, и размер платы будет индивидуальным для каждого дома.
Существует мнение, что стороны договора управления многоквартирным домом объективно не могут определить конкретный перечень работ, поскольку неизвестно, какие именно работы потребуется выполнить в доме в течение срока действия договора. Такой вывод прозвучал в Постановлении ФАС ЗСО от 23.12.2009 по делу №А45-22500/2009 применительно к вопросу привлечения управляющей организации к административной ответственности за нарушение Правил содержания общего имущества. Арбитры продолжили: данный договор нельзя отнести к договору возмездного оказания услуг, а соответственно, нельзя и принять во внимание, что ответственность управляющей организации ограничивается обязательствами по соответствующему договору. Однако такой подход представляется весьма спорным.
Предлагаемый собственникам помещений размер платы должен быть обоснованным и должен обеспечивать управляющей организации рентабельность. В связи с этим особую важность приобретает планирование на предприятии. Если организация только выходит на рынок управления жилфондом, ей нужно спланировать себестоимость работ, что фактически означает составление сметы. При планировании себестоимости работ можно воспользоваться следующими нормативными документами:
Методическими рекомендациями по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда, утвержденными Приказом Госстроя России от 28.12.2000 №303;
Рекомендациями по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда, утвержденными Приказом Госстроя России от 09.12.1999 №139;
Рекомендациями по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда, утвержденными Приказом Госстроя России от 22.08.2000 №191.
Также в помощь хозяйствующим субъектам предлагаются различные методические рекомендации, иные пособия, не имеющие статуса нормативного документа, и программные продукты, предназначенные для определения стоимости работ по содержанию и ремонту конкретного дома. Кроме того, на рынке представлены консалтинговые компании, специализирующиеся на услугах по обоснованию тарифов.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не подлежит государственному регулированию, порядок ее формирования законом не закреплен. Правило о тождестве цен приобретения и реализации распространяется только на предоставление коммунальных услуг управляющей организацией (п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг). Компания вовсе не обязана исчислять плату за содержание и ремонт жилого помещения для жильцов многоквартирного дома, исходя только из своих фактических расходов на оплату соответствующих работ и услуг, выполненных привлеченными организациями. Ничто не мешает управляющей компании применить наценку к стоимости подрядных работ. Аналогичным образом не регламентируется размер рентабельности при выполнении каких-либо работ силами штатных работников.
Чтобы соблюсти право потребителей на изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества, стоимость каждой услуги и работы должна быть определена отдельно. Причем такая детализация целесообразна в договоре управления (и, соответственно, в отчете управляющего перед собственниками помещений), в то время как в платежном документе, как правило, не требуется разделять плату за содержание и ремонт жилого помещения на составляющие.
Нередко в платежных документах можно встретить наряду со строками Содержание и ремонт жилого помещения, Капитальный ремонт общего имущества такие строки, как Вывоз ТБО, Обслуживание лифтов. Несмотря на то что, форма платежного документа не утверждена на законодательном уровне, квитанции с указанием всех перечисленных выше услуг одновременно не только выглядят нелогично, но и не соответствуют Правилам содержания общего имущества. Так, вывоз ТБО и обслуживание лифтов являются составными частями услуги по содержанию общего имущества наряду с уборкой помещений общего пользования, обеспечением мер пожарной безопасности, а также осмотрами общего имущества. Выделение отдельных составляющих содержания общего имущества может дать повод считать, что вывоз ТБО и обслуживание лифтов не относятся к содержанию, что, хоть и вызывает много споров среди обывателей, с точки зрения действующего законодательства неверно.
Хотелось бы отметить, что уже более двух с половиной лет в НК РФ существует льгота по НДС для компаний, осуществляющих управление многоквартирными домами, а именно, в соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ, но практика применения этой льготы имеет множество нюансов.
При согласовании в договоре размера платы за содержание и ремонт жилого помещения управляющей организации, являющейся плательщиком НДС, целесообразно отдельно указать на включение в цену суммы налога. В дальнейшем это позволит избежать разногласий с налоговиками и потребителями.
Напомним, что в силу п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации работ, услуг налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых работ, услуг обязан предъявить покупателю сумму налога (исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены и в расчетных документах выделяется отдельной строкой). Однако из этого правила есть исключение: согласно п. 6 ст. 168 НК РФ при реализации работ, услуг населению по розничным ценам (тарифам) сумма НДС включается в эти цены (тарифы) и в чеках и других документах, выдаваемых покупателю, не выделяется. Иначе говоря, налогоплательщик обязан указать в договоре цену с учетом налога (Письмо Минфина России от 06.02.2008 №03-07-14/04). Следовательно, управляющая организация – плательщик НДС не вправе устанавливать цену так: «Размер платы за содержание и ремонт составляет 14 руб. в расчете на 1 кв. м площади помещения без учета НДС». Чтобы при выставлении расчетных документов правомерно увеличивать цену на сумму налога, значение цены с учетом НДС следует прописать в договоре.
Если организация является плательщиком НДС и реализует работы, услуги населению по розничным ценам, по умолчанию считается, что цены включают в себя НДС. Поэтому при отсутствии в тексте соглашения специальных оговорок относительно НДС (например, «размер платы за содержание и ремонт жилого помещения составляет 14 руб. в расчете на 1 кв. м») управляющая организация не вправе увеличивать цену на сумму налога.
Подчеркнем, что не выделение суммы НДС при реализации работ, услуг населению не влечет освобождение продавца от исполнения обязанностей налогоплательщика (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2009 №15613/08). В ситуации, когда налогоплательщик обязан уплачивать НДС, но цена установлена без учета налога (и об этом специально сообщалось потребителям), возникает вопрос о порядке расчета налога: начислять его сверху на установленную цену либо считать, что тариф всегда включает сумму НДС, и вычленять налог из тарифа по расчетной ставке 18/118. Арбитражная практика свидетельствует о том, что инспекторы предпочитают второй вариант, более выгодный для управляющей организации (Постановления ФАС ПО от 17.11.2009 по делу №А55-19772/2008, от 30.10.2009 по делу №А55-16880/2008). Получается, что НДС в любом случае не может увеличивать розничную цену, и для организации, являющейся налогоплательщиком, считается, что цена всегда содержит налог.
По моему мнению, это допустимо только в рамках реализации работ, услуг населению по розничным ценам. При реализации в обычном порядке организация не вправе самостоятельно вычленять НДС из стоимости товаров, работ, услуг, выставленной покупателям. Ведь в общем случае согласно п. 1 ст. 168 НК РФ налог предъявляется к уплате покупателем дополнительно к цене (Постановление ФАС ПО от 07.05.2009 по делу №А12-11703/2008). Суммы НДС, начисленные, но не предъявленные потребителям при реализации работ, услуг, Минфин не разрешает включать в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль налогоплательщика, поскольку этот случай не предусмотрен в ст. 170 НК РФ (Письмо от 07.06.2008 №03-07-11/222).
Несомненно, разработка перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и установление цен для каждой такой услуги и работы – трудоемкий процесс, требующий некоторых знаний и навыков. На практике многие управляющие организации предпочитают сэкономить на работе инженеров и экономистов и не только не расшифровывают перечень услуг и работ, но и не разрабатывают собственные значения размеров платы за содержание и ремонт. Самый простой и дешевый выход – включить в договор управления домом условие о применении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленного органом местного самоуправления. Тем более что собственники помещений зачастую считают его справедливым и достаточным.
В соответствии с п. 3 ст. 156 ЖК РФ органы местного самоуправления устанавливают:
-для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда – размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения; -для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, – размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Наличие размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленного специально для нанимателей помещений муниципального и государственного жилфонда, само по себе не означает, что таким образом определена стоимость услуг и работ управляющей организации. Как правило, размер платежей собственников помещений устанавливается на их общем собрании и включается в договор управления домом. Законодательством предусмотрен лишь особый порядок расчетов с нанимателями, однако управляющая организация имеет право на получение платы за содержание и ремонт жилого помещения в полном объеме согласно договору управления (п. 4 ст. 155 ЖК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (в данном случае – управляющей организацией и собственником помещений – наймодателем). В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. В рассматриваемой нами ситуации применение ставок, утвержденных органом местного самоуправления, базируется на соглашении сторон, поскольку размер платы за содержание и ремонт не подлежит государственному регулированию. Поэтому только при согласовании управляющей организацией и собственниками помещений условия о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения, соответствующем утвержденному органом местной власти для нанимателей, цена работ и услуг исполнителя будет равна платежам, установленным органом местного самоуправления. Ссылку в договоре на цены, утверждаемые для нанимателей казенного жилфонда, следует рассматривать как порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, который в силу п. 3 ст. 162 ЖК РФ является существенным условием договора управления многоквартирным домом.
Удобство установления размера платы данным способом в подавляющем большинстве ситуаций нивелируется недостатками использования такого размера платы в работе. Дело в том, что установленный органами власти размер платы не позволяет провести в конкретном многоквартирном доме все необходимые работы. В Письме от 06.03.2009 №6177-АД/14 Минрегион отметил: с учетом существенных отличий в техническом состоянии многоквартирных домов, перечней заказываемых и выполняемых услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах управляющим организациям целесообразно отказаться от практики предложения собственникам помещений в многоквартирном доме размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, равного размеру платы, установленному органом местного самоуправления для нанимателей.
Но и это еще не все неблагоприятные обстоятельства, возникающие при фактической передаче полномочий по определению размера платежей жильцов за работы и услуги управляющей организации. Давая в договоре управления многоквартирным домом ссылку на размеры платы, утвержденные органами власти, следует помнить о налоговых рисках. В этой ситуации налогоплательщик полностью зависит от воли чиновников, которые на свое усмотрение устанавливают плату с учетом НДС или без включения налога, что подчеркивают в соответствующих нормативных актах.
Если в нормативном документе будет написано, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей помещений муниципального и государственного жилфонда составляет 14 руб. с учетом НДС, трудности могут возникнуть у организаций, не уплачивающих налог по той или иной причине. Так, например, организация, применяющая УСНО и выставляющая населению счета из расчета 14 руб. на 1 кв. м площади, столкнется с необходимостью уплатить НДС в бюджет. Согласно пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, если лицо, не являющееся налогоплательщиком, выставило покупателям счета-фактуры с выделением суммы НДС, оно обязано уплатить такую сумму налога в бюджет. Несмотря на то что управляющая организация не выставляет населению счета-фактуры с выделением суммы НДС, в «жировках» НДС также не указывается, основания для уплаты налога в бюджет все же есть.
Так, в Постановлении от 27.08.2009 по делу №А19-3686/09 арбитры ФАС ВСО подтвердили правомерность претензий налоговой инспекции к управляющей организации, собиравшей плату с собственников помещений, исходя из размера, утвержденного органом местного самоуправления с учетом НДС. Рассуждения суда сводились к тому, что стоимость услуг (установленный размер платы) содержала НДС, следовательно, полученные от населения суммы также включали в себя НДС, в то же время выставление счетов-фактур населению Налоговым кодексом не предусмотрено (п. 7 ст. 168). Таким образом, ситуация полностью регулируется пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, и управляющая организация должна уплатить НДС в бюджет. Заметим, что в этом конкретном случае налоговый орган рассчитал недоимку, исходя только из фактически полученных от населения денежных средств. Между тем в п. 5 ст. 173 НК РФ речь идет о сумме, выставленной в счете-фактуре, независимо от размера поступивших денежных средств. Однако, учитывая кассовый метод признания доходов при применении УСНО, у инспекторов, возможно, даже не будет необходимой информации для взыскания НДС с начисленной населению платы.
Несмотря на то, что инспекторы на практике начисляют «упрощенцам» пени и штрафы за неуплату НДС, суды признают это неправомерным. Причина в том, что неблагоприятные последствия в виде уплаты пени и штрафа могут возникать только у лиц, имеющих статус плательщика НДС (см. ст. ст. 75, 119, 122 НК РФ). Организация, применяющая УСНО, не является налогоплательщиком на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ. Эта позиция преобладает в судебной практике (Постановления ФАС ВСО от 27.10.2009 по делу №А78-1910/2009, ФАС МО от 30.11.2009 №КА-А40/12713-09, ФАС УО от 30.11.2009 №Ф09-9330/09-С2).
В рассматриваемой ситуации также следует принять во внимание, что суммы НДС не увеличивают доходы участника УСН. Такой вывод, основанный на определении дохода (ст. 41 НК РФ), изложен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 №17472/08: суммы, неосновательно исчисленные и полученные в качестве налога на добавленную стоимость плательщиком налога по упрощенной системе налогообложения, не являются его доходом для целей исчисления уплачиваемого им налога. Поэтому управляющей организации, уплатившей НДС в бюджет после предъявления налоговой инспекцией претензий, также можно скорректировать доходы, признаваемые при расчете единого налога. Поскольку допущенная ошибка привела к излишней уплате единого налога, налогоплательщик вправе не представлять уточненную декларацию за прошедшие периоды, а провести перерасчет налоговой базы текущего периода (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ).
Пример. ООО УК «Монолит», применяющее УСНО, заключило договоры управления с собственниками помещений в многоквартирных домах, согласно которым размер платы за содержание и ремонт жилого помещения принимается равным размеру платы, установленному органом местного самоуправления для нанимателей. Постановлением главы муниципального образования утверждены цены с учетом НДС. От информационно-расчетного центра, привлеченного для расчета и сбора платежей населения, в 2019 г. поступило 8 650 230 руб. (вознаграждение агенту выплачивается отдельно и не удерживается им из перечисляемых обществу сумм). Эту сумму ООО УК«Монолит» указало в книге доходов и расходов и в декларации за 2019 г. В июне 2020 г. по результатам выездной налоговой проверки вынесено решение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предложено уплатить недоимку по НДС в размере 1 319 527 руб. Организация признала претензии инспекторов. ООО УК «Монолит» является субъектом малого предпринимательства и воспользовалось правом вести бухгалтерский учет кассовым методом.
В бухгалтерском учете общества будут составлены проводки:
Таблица 1. «Проводки бухгалтерского учёта»
Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
В 2019 г.
Отражены доходы от реализации услуг и работ по договорам управления многоквартирными домами 51 90.1 8 650 230
В 2020 г.
Недоимка по НДС перечислена в бюджет 68 51 1 319 527
Внесены исправления, относящиеся к 2019 г. (из состава доходов исключена сумма НДС) (8 650 230 руб. * 18/118) 91.2 68 1 319 527

Если в местном нормативном акте размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей помещений государственного и муниципального жилфонда установлен без НДС, особое внимание следует обратить на это управляющим компаниям, являющимся плательщиками НДС. Отсутствие в утвержденной цене налога не снимает с налогоплательщика обязанности исчислять НДС и уплачивать его в бюджет. Повторим, что в случае оказания услуг населению по розничным ценам НДС нужно рассчитывать путем «извлечения» его из утвержденного тарифа (Постановления ФАС ПО от 17.11.2009 по делу №А55-19772/2008, от 30.10.2009 по делу №А55-16880/2008). Причем, поскольку организация является плательщиком НДС, в случае неуплаты спорного налога она будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа по ст. 122 НК РФ, кроме того, ей начислят пени за несвоевременное перечисление налога.
Даже если размер платы установлен органом местного самоуправления без НДС, налогоплательщик обязан исчислить налог и уплатить его в бюджет.
В приведенных судебных разбирательствах налогоплательщики были освобождены от уплаты штрафа, поскольку арбитры признали отсутствие их вины в неуплате НДС (пп. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ). Так, размеры платы устанавливались органом местного самоуправления без учета НДС, а предприятие не было наделено полномочиями по самостоятельному включению в утвержденные в установленном порядке тарифы на оказание услуг по содержанию и ремонту жилого фонда НДС и предъявлению его к уплате населению. Однако на такой исход рассчитывать, по нашему мнению, не стоит. Дело в том, что для управляющей организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме, размеры платежей, утвержденные властями, не являются обязательными для применения. Поэтому вместо ссылки на местный нормативный акт компания могла указать конкретный размер платы и сделать оговорку об НДС. Управляющей организации следует определять налоговую базу, исходя из платы, согласно договору управления, а размер платы, утвержденный нормативным актом, использовать только для формирования задолженности нанимателей.
Вместе с тем если управляющая организация создана в форме муниципального предприятия или учреждения, то орган местного самоуправления имеет право устанавливать тарифы на предоставляемые ею услуги (пп. 4 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК РФ). В этой ситуации выводы о невиновности налогоплательщика справедливы.
Добавим, что в соответствии с п. 3 ст. 156 ЖК РФ орган местного самоуправления утверждает размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не только для нанимателей, но и для собственников помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления домом. Как разъяснил Минрегион в Письме от 12.10.2006 №9555-РМ/07, такое право реализуется только в случае установления платы за содержание и ремонт жилого помещения для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации (см. также п. 34 Правил содержания общего имущества). В иных ситуациях диктовать собственникам помещений условия договора управления недопустимо. Однако нередко на практике собственники помещений выбирают какую-либо управляющую организацию, а вот размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на общем собрании не устанавливают. Руководствуясь п. 4 ст. 158 ЖК РФ (если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления), управляющая организация не предпринимает никаких мер, полагая, что по умолчанию применяется размер платы, утвержденный местными властями. Однако согласно позиции Минрегиона (Письмо от 05.03.2009 №6093-АД/14), опирающегося на п. 36 Правил содержания общего имущества, п. 4 ст. 158 ЖК РФ применяется только собственниками помещений, выбравшими непосредственное управление многоквартирным домом. Вместе с тем в спорах о взыскании управляющей организацией задолженности с собственников помещений (если в договоре управления размер платежей не определен) арбитры ориентируются именно на п. 4 ст. 158 ЖК РФ (Постановления ФАС УО от 27.08.2009 №Ф09-5275/09-С5, ФАС ЦО от 25.12.2008 №Ф10-5705/08). В любом случае последствия для управляющей организации одинаковы: независимо от наличия или отсутствия в цене НДС она должна исполнять свои налоговые обязательства, но увеличивать установленную цену не вправе.
Управляющие организации, которые планируют применять или уже применяют льготу, предусмотренную пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, должны очень внимательно подойти к определению цен на услуги и работы по содержанию и ремонту жилого помещения.
Этот вопрос приобретает особое значение с учетом позиции Минфина, изложенной в Письме от 23.12.2009 №03-07-15/169. Напомним, что согласно названной норме освобождается от обложения НДС реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, ТСЖ, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). Эта формулировка указывает на освобождение от налогообложения реализации именно тех работ и услуг, которые были приобретены управляющей организацией у третьих лиц.
Финансисты в названном выше разъяснении сделали акцент также на стоимости этих работ и услуг: от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). Иначе говоря, претендовать на применение налоговой льготы управляющая организация может, только если она не создает добавленной стоимости (по аналогии с предоставлением коммунальных услуг). Учитывая цель введения налоговых льгот (устранение излишних операций по начислению налога и применению налогового вычета в том же размере), сказанное чиновниками весьма справедливо. Более того, поскольку сами услуги и работы по содержанию и ремонту, выполняемые организациями и индивидуальными предпринимателями собственными силами, облагаются НДС в общем порядке, то и освобождение от налогообложения наценки управляющей организации выглядит нелогично.
Минфин установил новые налоговые льготы по НДС применяются, если только управляющая организация реализует собственникам помещений услуги и работы по ценам их приобретения у поставщиков и подрядчиков.
Таким образом, для применения налоговой льготы управляющая организация должна обеспечить раздельный учет операций по реализации работ и услуг, выполненных подрядным и хозяйственным способами. Причем по подрядным работам и услугам, заказанным третьим лицам, учетные данные о перечне, объемах и стоимости приобретенных работ и услуг должны совпадать с аналогичными показателями, касающимися реализации этих работ и услуг собственникам помещений.
Сделанные финансистами выводы имеют существенное влияние на деятельность управляющей организации. Так, она предоставляет коммунальные услуги потребителям по тем же ценам, по которым она приобретает коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих предприятий, в силу Правил предоставления коммунальных услуг. Аналогичное требование выдвинул Минфин в Письме от 23.12.2009 №03-07-15/169 для правомерного применения налоговой льготы, предусмотренной пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ в отношении коммунальных услуг. Точно так же не начислять НДС при реализации жилищных услуг на основании пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ возможно только при механическом перевыставлении стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, выполненных третьими лицами, собственникам помещений. Поэтому, если управляющая организация не содержит собственного штата производственных рабочих, все работы поручены подрядчикам, перед ней встает выбор: работать себе в убыток или применять новые налоговые льготы по НДС. Существует мнение, что управляющая организация оказывает услуги управления, которые имеют свою цену и выносятся в отдельную строку платежного документа. Если принять этот подход, получается, что управляющая организация осуществляет операции по реализации, как не подлежащие налогообложению (коммунальные услуги, содержание и ремонт общего имущества), так и облагаемые (так называемые услуги управления). Следовательно, избежать ведения раздельного учета НДС не удастся.
Однако эта позиция представляется необоснованной, поскольку плата «за управление» фактически предназначена для финансирования общехозяйственных расходов управляющей организации и не является платой за какую-либо услугу (например, собственники помещений не имеют возможности отказаться от таких «услуг», как расчет платы за жилищно-коммунальные услуги и выставление платежных документов). Поэтому управляющей организации, чтобы обеспечить себе как минимум безубыточность (покрыть собственные административные расходы), необходимо устанавливать размер платы за содержание и ремонт общего имущества превышающим ее расходы на приобретение работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества. А это означает невозможность применения пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Самостоятельная разработка размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в каждом доме, хоть и затратна, позволит управляющей организации не только обеспечить рентабельность, но и минимизировать налоговые риски. Так, при слепом применении размеров платы, определенных органом местного самоуправления для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилфонда, налоговые обязательства и финансовый результат деятельности зависят от воли властей, включивших или не включивших в тариф сумму НДС. Так, уплатить налог в бюджет придется даже «упрощенцу», если установленная плата содержала НДС. В свою очередь управляющая организация, являющаяся плательщиком НДС, обязана начислять налог независимо от указания на его наличие в утвержденной плате. Стремление применять освобождение от обложения НДС услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества также подразумевает взвешенный подход к ценообразованию.

2.3Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации ЖКХ

Сфера ЖКХ представляет собой совокупность предприятий по обеспечению населения в муниципальных образованиях коммунальными услугами. В данной сфере основу составляют инфраструктурные, технологические и локальные монополии. Стоимость услуг таких предприятий определяется на основе тарифов, формирование которых регулируется государством. В связи с этим к предприятиям данной отрасли применяются повышенные требования по организации бухгалтерского учета и формированию отчетных показателей, а также контролю ценообразования. Одним из важных субъектов на рынке жилищно-коммунальных услуг выступают управляющие организации, виды которых представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 –« Виды управляющих организаций»

Товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом . Жилищным и жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом . Такие управляющие организации как товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы являются некоммерческими.
Управляющая компания — юридическое лицо, созданное для управления и/или эксплуатации, технического и санитарного содержания многоквартирных домов. Управляющие компании относятся к категории коммерческих организаций и ведут учет и отчетность по общеустановленным стандартам и требованиям. Управление многоквартирным домом управляющей организацией – это упорядочивающая система действий, связанных с осуществлением правомочий и исполнением обязанностей собственника этого имущества, направленная на обеспечение сохранности и эффективного функционирования последнего (с возможным извлечением прибыли), установленная по усмотрению и в интересах собственника и (или) иных лиц в пределах, определенных законом и (или) самим собственником. Далее, в работе будет рассмотрен подробнее такой вид управляющей организации, как управляющая компания. Изучение данного субъекта сферы ЖКХ обусловлено наличием ряда проблем, среди которых наиболее актуальная — рост дебиторской и кредиторской задолженности таких организаций, приводящий к банкротству, при регулярном росте стоимости оплаты за услуги (тарифов). Государство с помощью нормативно-законодательных актов РФ регулирует деятельность и тарифообразование управляющих компаний. Ниже перечислены краткие характеристики каждого нормативного документа:
— Бюджетный кодекс Российской Федерации регулирует финансирование сферы жилищно-коммунального хозяйства средствами, исходящими из бюджета страны ;
— Жилищный кодекс РФ обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда ;
— Налоговый кодекс РФ регламентирует порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении, устанавливает состав затрат по производству и реализации услуг ;
— Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет деятельность органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов страны в формировании тарифов за услуги ЖКХ ;
— Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» нормативно-правовым актом, основывающим регулирование тарифов ресурсоснабжющих организаций коммунального комплекса ;
— Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентирует регулирование тарифов на товары и услуги ресурсоснабжающих организаций коммунального комплекса ;
— Постановление Госстроя РФ «Об утверждении Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно — коммунального хозяйства» является одним из ключевых документов разработанный для единства состава затрат, методов их учета и исчисления себестоимости .
Помимо федеральной законодательной базы каждый регион вправе разрабатывать действующие на его территории нормативные документы, не противоречащие основным правовым актам. Их целью является регулирование отношений, с одной стороны, между органами муниципальной власти и 12 управляющими компаниями, с другой стороны, между предприятиями ЖКХ и их контрагентами, включая юридических и физических лиц, получающих услуги. В большинстве случаев, они касаются особенностей тарифного регулирования, вытекающих из экономической, природно-климатической специфики региона, а также существующих дополнительных источников финансирования. Жилищный кодекс РФ регламентирует для органов публичной власти порядок проведения мероприятий, направленных на выявление нарушений в деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, а также оказывающих услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Органы, уполномоченные проводить данные мероприятия, осуществляют
государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и
общественный жилищный контроль (рисунок 2).

Рисунок 2-« Виды контроля над деятельностью управляющих компаний»

Из представленных на рисунке 2 видов контроля наиболее эффективным
являются 1 и 2 вид. Контроль осуществляется путем проведения различных
видов проверок на предприятиях, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами. Несмотря на проводимые проверки,
деятельность органов публичной власти в большинстве случаев осуществляется по фактам нарушения прав граждан. Чтобы избежать нарушений, необходим внутренний контроль над деятельностью таких организаций. В Российской Федерации такой внутренний контроль был установлен путем ведения правил о лицензировании деятельности. Были внесены изменения в Жилищный кодекс РФ. В 10 часть введен раздел: «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами».
Лицензированием является особый административно-правовой режим,
который осуществляется ограниченными или обязывающими правовыми
нормами и удостоверяющий право хозяйствующего субъекта на ведение
определенной деятельности с соблюдением установленных законом правил.
В России лицензионный контроль осуществляется по следующим
законодательным актам:
— Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля» ;
— Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов
деятельности» ;
— Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по
управлению многоквартирными домами ;
— были разработаны методические указания о порядке формирования и
деятельности лицензионной комиссии для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации.
С 2015 г. управляющие организации должны иметь лицензии на
управление многоквартирными домами. Лицензия не требуется для
товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных
специализированных потребительских кооперативов.
Как правило, лицензия предоставляется без ограничения срока еѐ
действия, однако действует в том субъекте страны, в котором она выдана.
Организация, желающая получить лицензию на управление многоквартирными домами должна подать заявку в орган государственного
жилищного надзора и выполнить требования, которые должны быть в
соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ.
Основной источник финансирования деятельности УК ЖКХ – оплата за услуги жилищно-коммунальной сферы собственниками помещений в МКД. Согласно п. 2 ст. 154 ЖК РФ в плату, вносимую собственником помещений в МКД, входят: оплата, необходимая для содержания и ремонта жилого помещения и общедомового имущества, в нее также входит оплата за услуги и работы, связанные с управлением МКД; взносы на капитальный ремонт; оплата за потребленные коммунальные услуги.
Результат финансовой деятельности управляющей компании отображается в смете доходов и расходов управляющей компании. Возможны случаи, когда средств, поступающих от собственников, слишком мало для выполнения производственного плана. В такой ситуации управляющая компания может прибегнуть к иным источникам финансирования.
Управляющая компания имеет следующую структуру финансовых потоков:
-основные потоки (поступают от собственников и нанимателей помещений и через управляющую компанию распределяются к поставщикам жилищных услуг и коммунальных ресурсов);
-финансирование ремонта жилья (осуществляется через резервный фонд); дополнительные источники финансирования (средства, поступающие от местных органов самоуправления и кредитных организаций);
-возврат займов кредитным организациям, выплаты процентов по ссудам. Использование средств бюджета на капремонт МКД (например, при реализации региональных программ с использованием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ) предусмотрено ст. 15 Федерального закона № 185-ФЗ от 21.07.2007. Кроме этого, управляющая компания может привлекать заемные средства на возвратной основе, чтобы осуществить нужные мероприятия.
Проведем анализ жилищного фонда ООО УК «Монолит» в таблице 2.

Таблица 2 – «Характеристика жилищного фонда ООО УК «Монолит»»
Наименование показателя На 1.01.2019 г На1.01.2020 г Изменения
Абс.
1.Общая жилищная площадь ООО УК «МОНОЛИТ», тыс.кв.м в т.ч. жилой фонд нежилой фонд (арендаторы) 313,5299,
4 14,1 241,8 234,6 7,2 -71,7
-64,8 -6,9
2.Жилая площадь, тыс.кв.м 2.1.количество жилых домов, ед. 2.2.Количество жилых квартир, ед. 2.3.Количество проживающих, чел. 188,9 206 6480 15650 146,3 162 5136 11644 -42,6 -44
-1344
-14006

Количество обслуживаемых домов и квартир ООО УК «Монолит» составляет 162 и 5136 соответственно. Ремонт и надлежащую эксплуатацию жилого фонда осуществляет ООО УК «Монолит» где имеются производственные помещения и механический участок с расположенным оборудованием.
Как видно из таблицы 2 общая жилая площадь ООО УК «Монолит» на конец 2019 г. уменьшилась в связи с тем, что часть жилого фонда была передана другому предприятию и соответственно уменьшились расходы по содержанию жилищного фонда ООО УК «Монолит».
ООО УК «Монолит» обязано предоставить потребителю услуги, соответствующие качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.
Потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать установленным нормам:
-по теплоснабжению — температуре воздуха в жилых помещениях при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений согласно действующим нормам и правилам;
-по электроснабжению — параметрам электрической энергии по действующему стандарту;
-по холодному водоснабжению — гигиеническим требованиям по свойствам и составу подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора;
-по горячему водоснабжению — гигиеническим требованиям по свойствам, составу и температуре нагрева подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора;
-по канализации — отведению сточных вод.
Состав услуг, предоставляемых потребителю, определяется степенью благоустройства жилого дома или квартиры.
Основными задачами анализа объемов оказываемых услуг организацией являются:
-правильная оценка итогов выполнения производственной программы;
-выявление положительного опыта в работе, недостатков и упущений, а также их влияние на выполнение производственной программы;
-изыскание резервов для улучшения технико-экономических показателей, повышения уровня обслуживания потребителей, снижения себестоимости, повышения рентабельности.
Основным показателем, характеризующим производственную деятельность организации, осуществляющей регулируемую деятельность, является общий объем доходов от реализации по каждому виду услуг основной деятельности предприятия.
Анализ динамики и выполнения плана оказания услуг начинается с изучения динамики реализации услуг.
Уровень оснащенности жилищного фонда ООО УК «Монолит» видами благоустройства находится на хорошем уровне (90-95%). Однако, с каждым годом увеличиваются затраты на эксплуатацию жилья, построенного более полувека назад. Кроме того, имеется серьезная проблема в связи с тем, что в этих домах имеются деревянные перекрытия, срок службы которых согласно СНиП составляет 25-30 лет (28,4%). Проживание становится небезопасным, т.к. в некоторых квартирах обваливаются потолки. ООО УК «Монолит» необходимо отселять из них жителей и ставить эти дома на капитальный ремонт, однако недостаток средств не позволяет пока решить эту проблему.
С точки зрения энергосбережения жилой фонд является неэффективным, т.к. дома, построенные в 70-80 г. из панелей, недостаточно удерживают тепло, что ведет для ООО УК «Монолит» к дополнительным затратам на отопление, не случайно в настоящее время СНиП на строительство домов предусматривает, что толщина стен из кирпича должна быть 1,3 м. Важным в этом плане ООО УК «Монолит» является внедрение новых более «теплых» материалов для строительства жилья, например таких, как пенозолобетон. Кроме того, далеко не все дома не оборудованы средствами регулирования и учета расхода тепловой энергии, горячей и холодной воды, природного газа, в результате чего у части населения нет стимулов к экономии теплоэнергоресурсов.
Имеются реальные предпосылки для внедрения приборов учета и регулирования расходов теплоэнергоресурсов в целях повышения эффективности эксплуатации жилого фонда.
Для всесторонней оценки эффективности торговой деятельности используются различные показатели: товарооборот, прибыль, рентабельность, издержки обращения и др.
По данным балансов предприятия за 2018-2020 годы можно проанализировать основные показатели деятельности предприятия за три отчетных года (таблица 3, Приложение 1).
Экономические показатели деятельности предприятия за 2018-2020 гг. приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – «Экономические показатели деятельности предприятия ООО УК «Монолит» за 2018 — 2020 гг., тыс.руб.»
Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. Отклонение 2018 г./ 2020 г.
Себестоимость проданных товаров 151516 242560 349301 197785
Выручка (нетто) от реализации услуг 203929 333565 486205 282276
Прибыль до налогообложения 20670 38030 42101 21431
Прибыль от продаж 17082 42012 62481 45399
Прибыль от обычной деятельности 14747 25058 20704 5957
Валовая прибыль 52413 91005 136904 84491

Как показывают данные таблицы 3.1, валовая прибыли за исследуемый период увеличилась практически втрое, что в целом отражает общую картину темпов роста всех показателей предприятия за исследуемый период, что говорит о хорошем управлении прибылью. Экономические показатели отражают хороший темп роста предприятия, даже при том, что себестоимость продукции тоже растет.
По анализу отчета о прибылях и убытках видно, что выучка (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) в 2018 г. составила 203929 тыс. руб. и к 2020 году увеличилась до 486205 тыс. руб., что является положительным моментом и обусловлено ростом объемов продаж продукции. Себестоимость проданных товаров в 2018 году составила 151316 тыс. руб. и к 2020 году увеличилась до 349301 тыс. руб. Рост себестоимости является отрицательным фактором, но так как темп роста выручки превышает темп роста себестоимости (2,384 > 2,308), то является оправданным.
Валовая прибыль имеет тенденцию к увеличению, это положительный момент работы предприятия.
Чистая прибыль в 2018 г. составила 13885 тыс. руб. и возросла к 2020 г. до 20704 тыс. руб.
Аналитический баланс ООО УК «Монолит» (Пассив) так же представлен в Приложении 1 таблице 3.2.
Отсюда можно сделать вывод — предприятие работает эффективно, так как получает прибыль, и в дальнейшем выполняет свои функции.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Оценка рентабельности хозяйственной деятельности предприятия представлена в таблице 4 Приложения 2.
Общая рентабельность, как показано в таблице 2.1, в 2020 г. составила 8,7% или один рубль выручки от продаж генерирует 0,087 руб. прибыли до налогообложения. В динамике показатель снизился на 1,5%.
Рентабельность издержек в 2020 г. составила 39,2%. По сравнению с 2018 г. коэффициент увеличился на 4,6%, или рубль себестоимости генерирует предприятию в 2020 г. больше валовой прибыли на 0,046 руб.. Положительная тенденция.
В 2020 г. рентабельность продаж составила 12,9%. В динамике произошло увеличение показателя на 4,5%, или выручка от реализации приносит на 0,045 руб. больше прибыли от продаж. Положительная тенденция.
Оценку рентабельности использования капитала (активов) предприятия проведем в таблице 4.1 Приложения 2.
Экономическая рентабельность, как показано в таблице 4.1, в 2020 г. составила 6,2%. По сравнению с 2018 г. финансовый капитал приносит прибыли до налогообложения больше на 0,021 руб., то есть, в динамике наблюдается стабильность эффективности работы предприятия.
Коэффициент самоокупаемости предприятия показывает, сколько 1 рубль себестоимости генерирует выручки от продаж. В 2020 г. он равен 1,392, увеличился на 0,046.
Основной капитал в 2020 г. сформировал прибыли до налогообложения в размере 0,096 рубля. По сравнению с 2018 г. фондорентабельность увеличилась на 0,041 руб. или на 4,1%. Основные средства работают эффективно.
Отчёт о прибылях и убытках так же указан в Приложении 2 таблице 4.2.
Проведем анализ по таблицам аналитического баланса, представленного в Приложении 1.
Валюта баланса растет в течение всего исследуемого периода. В 2018 году она составила 501076 тыс. руб. и увеличилась в 2020 году до 681390 тыс. руб.
Это является положительным моментом, так как валюта баланса, характеризующая денежный и производительный капитал, должна иметь повышательную тенденцию, что обеспечивает рост имущественного потенциала предприятия и увеличения финансовых результатов.
Соотношение внеоборотных активов и оборотных активов имеет следующий вид: в 2018 году — 75,5% / 24,5%, 2019 — 68,8% / 31,2%, 2020 — 64,6% / 35,4%.
Таким образом, на исследуемом предприятии решающей частью имущества являются внеоборотные активы, что является положительным моментом, так как темпы роста текущих активов не успевают за темпами роста оборотных активов, что не позволяет наращивать физические объемы производства.
В составе внеоборотных активов большую долю занимают основные средства. Их доля имеет тенденцию к снижению. В 2018 — 51,4%, 2019 — 47,4%, 2020 — 47,4%.
Оборотные активы на исследуемом предприятии составляют почти половину валюты баланса. В 2018 — 24,5%, 2019 — 31,2%, 2020 — 35,4%, но наблюдается тенденция к стабильности.
А также краткосрочная дебиторская задолженность имеет тенденцию к снижению. Долгосрочная дебиторская задолженность практически отсутствует.
Таким образом, на исследуемом предприятии наблюдается преобладание собственного капитала, что является положительным моментом, так как темпы роста собственного капитала должны обгонять темпы роста заемного капитала.
Общую картину состояния и тенденции развития трудовых ресурсов предприятия дает анализ изменения среднесписочной численности работников, проведенный по категориям персонала, что позволяет оценить также состав и структуру трудовых ресурсов.
В качестве, источников информации, для анализа привлекается планово-учетная документация.
Основные показатели, характеризующие трудовой потенциал по организации ООО УК «Монолит» по структуре и динамике в 2019-2020 гг прдставлены в Таблице 5 Приложения 3.
Обеспеченность и качество рабочей силой по производственному отделу ООО УК «Монолит» (далее ПО) в 2019-2020 гг. характеризуется данными таблице 6.
Таблица 6– «Состав ООО УК «Монолит» по категориям работающих в 2019-2020 гг.»
Категория персонала 2019 г. 2020 г. Изменения к 2019 г.
человек % к итогу человек % к итогу человек
Основные рабочие 30 53,6 31 57,4 +1
Вспомогательные рабочие 12 21,4 9 16,6 -3
Итого: рабочие 42 75 40 74 -2
Руководители, специалисты и служащие 14 25 14 26 0
Весь персонал 56 100,0 54 100,0 -2

Из данных таблицы 6 видно, что промышленно-производственный персонал в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом 2019 года снизился на двух человек, или на 3,6 процента (2/56×100).
Общая численность работников производственного отдела на 01.01.2020 г. составляет 54 человека.
Необходимость анализа численности персонала по категориям обуславливается тем, что каждая категория имеет неодинаковое отношение к производственному процессу. Численность руководителей, специалистов и служащих не должна быть выше предусмотренной планом. По производственному отделу ООО УК «Монолит» за отчетный и предшествующий период их численность оставалась постоянной (14 человек) и совпадала с плановым значением. Это положительный фактор, так как повышение этого контингента работающих против плана отрицательно сказывается на повышении объема выпуска продукции, снижает производительность труда и ухудшает другие экономические показатели работы организации при прочих равных производственных условиях.
Из данных таблицы 4 видно, что количество основных рабочих в производственом отделе по сравнению с 2019 годом увеличилось на одного человека, или 3,3 процента (1/30×100). Численность же вспомогательных рабочих снизилась на три человека, или на 25 процентов (3/12×100). Снижение численности вспомогательных рабочих оказывает влияние на ритмичность работы ООО УК «Монолит», величину внеплановых простоев оборудования, а также на постановку ремонтного дела.
На предприятии произошли структурные сдвиги в образовательном уровне работников: сократилась абсолютная численность рабочих, имеющих неполное среднее образование, увеличилось число рабочих, имеющих общее среднее и среднее техническое образование. Среди руководителей, специалистов и служащих остался один работник с незаконченным высшим образованием, в возрастной структуре также произошли изменения: в группе работников в возрасте 37 лет и старше темп уменьшения численности за истекший период составил 11,1 процента, при этом возрастная группа от 26 до 36 лет (как наиболее продуктивная) увеличилась на 15,4 процентов.
Данные таблицы 7 позволяют проанализировать данные о движении кадров в динамике по сравнению с 2019 годом.
Таблица 7 – «Движение рабочих кадров ООО УК «Монолит» за 2019 — 2020 гг.»
Показатели 2019 г. 2020 г. Темп роста 2020 г. в % к 2019 г.
Среднесписочное число рабочих 56 54 96,4
Принято — всего 4 3 75
Выбыло — всего 7 5 71,4
В том числе в связи с:
переходом на учебу, призывом на военную службу, уходом на пенсию и другим причинам, предусмотренными законом 3 1 0,33
по собственному желанию 4 4 100
по сокращению штатов
Коэффициент оборота по приему 7,1 5,6 78,9
Коэффициент оборота по выбытию 12,5 9,3 74,4
Коэффициент текучести 7,1 7,4 104,2

Из данных таблицы 7 видно, что оборот по приему рабочей силы в организации уменьшился по сравнению с 2019 годом на 21,1 процент, по выбытию — на 25,6 процента. Понижение уровня выбытия рабочих по сравнению с прошлым годом в основном обусловлено по уважительным причинам на два человека. Коэффициенты оборота рабочей силы по приему в отчетном периоде свидетельствуют о том, что в 2020 году из каждых 100 рабочих 5 вновь приняты организациям, тогда как в 2019 году из 100 рабочих вновь приняты организациям 7 человек.
Данные таблицы 6 показывают, что в отчетном периоде коэффициент текучести кадров увеличился на 4,2%.
Влияние численности рабочих на объем выпуска продукции определим, используя данные таблицы 8.
Таблица 8 –«Влияние численности рабочих на объем услуг на 2020 г.»
Показатели План Факт Абсолютное отклонение
Объём услуг по ремонту, тыс.руб. 23830 20115 -3726
Среднесписочное число работающих — всего. В том числе рабочих 58 45 54 40 -4
-5
Общее число человеко-дней, проработанных всеми рабочими в течение отчетного периода 9360 8240 -1120
Общее число человеко-часов, проработанных всеми рабочими в течение отчетного периода 74692,8 65508 -9184,8
Число дней, проработанных одним рабочим 208 206 -2
Продолжительность рабочего дня, ч. 7,98 7,95 -0,03
Среднегодовая выработка на одного работающего, руб. 410,9 372,3 -38,6
Среднегодовая выработка на одного рабочего, руб. 529,6 502,6 -27
Среднедневная выработка на одного рабочего, руб. 2,55 2,4 -0,15
Среднечасовая выработка на одного рабочего, руб. 0,32 0,3 -0,02

Из данных таблицы 8 видно, что на анализируемом предприятии фактическая численность рабочих меньше, чем предусмотрено планом, на 4 человека. Среднегодовая плановая выработка на одного рабочего предусмотрена в размере 529,6 тыс. руб.
Чтобы установить влияние изменения численности рабочих против плана на объем выпуска продукции (услуг), нужно среднегодовую плановую выработку одного рабочего умножить на отклонение численности от плана. Так произведем расчет влияния уменьшения численности против плана на объем производимых ремонтов (услуг):
(45 — 40) × 529,6 = 2648.
То есть меньшая против плана численность рабочих дает недовыполнение плана на 2648 тыс. руб.
Снижение против плана числа рабочих на ООО УК «Монолит» сказывается отрицательно на объемах ремонта. Рассматривая данные таблицы 6, можно сделать выводы, что ни один из запланированных показателей не довыполнен, что привело к значительному разрыву между плановым и фактическим показателем объёма услуг в денежном выражении.
Анализ динамики и выполнения плана по уровню трудоемкости ремонтов (услуг) ООО УК «Монолит» рассмотрен в таблице 9.
Таблица 9- «Анализ динамики и выполнения плана ООО УК «Монолит» по уровню трудоемкости ремонтов за 2019 — 2020 гг.»
Показатели 2019г. 2020 г. Рост уровня показателя, %
план факт план к 2019 г. факт к 2019г. факт к плану
Товарная продукция (Объём услуг по ремонту), тыс. руб. 22140 23830 20114 107,6 90,8 84,4
Отработано всеми рабочими человеко-часов 70718 74692,8 65508 105,6 92,6 87,7
Удельная трудоемкость на 1 тыс. руб. 3,19 3,13 3,26 98,1 102,0 104,0
Среднечасовая выработка, руб. 313,1 319,0 306,9 101,9 98,0 96,2

Из таблице 9 видно, что плановое задание по снижению трудоемкости ремонтов (услуг) по ПО ООО УК «Монолит» значительно не довыполнено. Плановое задание по снижению трудоемкости ремонта к прошлому году: 3,13 : 3,19 × 100 = 98 процентов; 98 — 100 = -2 процента, то есть планировалось снизить трудоемкость по сравнению с прошлым годом на 2 процента. Фактически же произошло увеличение трудоёмкости к уровню прошлого года: 3,26 : 3,19 × 100 = 102 процента; 102 — 100 = 2 процента, что является негативным моментом.
Плановый прирост производительности труда (часовой выработки) за счет снижения трудоемкости ремонтов (услуг), по формуле:
Изменение СВ = Изменение ТЕ%×100/100-изменение ТЕ%, (1)
где ТЕ — трудоёмкость;
СВ — среднечасовая выработка.
2 × 100 / 100 — 2 = 2 процента.
Фактическое снижение производительности труда (часовой выработки) за счет повышения трудоемкости ремонтов (услуг) к уровню прошлого года:
2 × 100 / 100 + 2 = 1,96 процента
План по снижению трудоемкости не выполнен, в результате чего среднечасовая выработка по производимым ремонтам (услугам) уменьшилась на 0,04 процента (2 — 1,96).
Зная, как изменилась среднечасовая выработка, можно определить изменение трудоемкости ремонтов (услуг) по формуле:
Изменение ТЕ% = изменение СВ%×100/100 + изменение СВ% (2)
То есть:
плановое изменение трудоемкости = 2 × 100 / 2 + 100 = 1,96 %;
— фактическое изменение трудоемкости = 1,96 × 100 / 1,96 + 100 = 1,92 %;
Таким образом, между трудоемкостью продукции и уровнем производительности труда существует обратно пропорциональная связь.
По данным таблицы 8 оценивается выполнение годового плана по производительности труда: по темпам роста производительности труда и по уровню выработки на одного работающего.

Таблица 10 – «Расчет показателей выполнения годового плана по производительности труда за 2019 — 2020 гг.»
Показатели План 2020 г. Фактически Темп роста по сравнению с предыдущим годом, % Выполнение плана, %
2019 г. 2020 г. план факт
Объём услуг по ремонту, тыс. руб. 23830 22140 20114 07,63 0,80 84,4
Среднесписочная численность промышленно производственного персонала, человек 58 56 54 103,57 96,43 93,10
Выработка товарной продукции на одного работника промышленно-производственного персонала, тыс. руб. 410,86 395,36 372,30 104 94,2 90,6

Из данных таблицы 10 видно, что в 2020 году было запланировано повысить уровень выработки товарной продукции (услуг) на одного работающего по сравнению с 2019 годом на 4 процента. Однако, уровень выработки не только не достиг планового (-9, 4 процента), но даже не превысил значения прошлого года (-5,8 процента). Это привело к невыполнению плана по выпуску товарной продукции соответственно на 15,6 процента и 1,2 процента.
Причина: потери рабочего времени.
Объем услуг по сравнению с 2019 годом снизился, но так как себестоимость услуг тоже снизилась, то доходы от предоставления услуг возросли.
Потери рабочего времени вызываются технической неисправностью оборудования, организационными неполадками, отсутствием необходимых инструментов, потерями рабочего времени по вине рабочего.
Вывод: Обеспеченность организации трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического количества работников с плановой потребностью, поэтому можно сделать вывод, что состав персонала организации ООО УК «Монолит» полностью укомплектован, но это происходит не из-за того, что в организации все благополучно в области управления персоналом, а тому есть несколько причин:
В организации большая текучесть кадров, но в связи с сокращением штатов этот факт является положительным моментом в работе организации — не приходиться специально сокращать кадры, хотя организация лишается возможности пополнения хорошими специалистами;
С организации уходит персонал рабочих специальностей, что для данного типа организации очень плохо, так как технологические процессы, осуществляемые организациям, так или иначе, связаны с работой слесарей-сантехников;
Снижение против плана числа рабочих на ООО УК «Монолит» сказывается отрицательно на объемах ремонта;
— На предприятии существует проблема потерь рабочего времени. Потери рабочего времени вызываются технической неисправностью оборудования, организационными неполадками, отсутствием необходимых инструментов, потерями рабочего времени по вине рабочего.
Организационное воздействие на структуру управления предприятием осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования.
В сущности, вся система пронизана организационно-распорядительной деятельностью. Организационно-административное воздействие включает в себя следующие компоненты: виды и типы воздействия, адресат, постановка задания и определение критерия его выполнения, установление ответственности, инструктаж подчиненных и т.д.
На основе проведенного анализа можно выделить отрицательные и положительные моменты в организации управления персоналом в условиях кризиса (таблица 11 Приложение 4).
Но все же есть проблемы в деятельности предприятия жилищно-коммунального хозяйства, связанные с высокими рисками в работе таких предприятия в условиях рыночной российской экономики.
С бухгалтерской отчётностью ООО УК «Монолит» можно ознакомиться в Приложении 5.
Для ООО УК «Монолит» можно выделить ряд проблем жилищно-коммунального хозяйства:
− неэффективность организации и низкое качество предоставляемых услуг;
− высокий уровень износа основных средств и, как следствие, постоянно возникающие аварийные ситуации;
− низкая эффективность расходования ресурсов, недостаточное использование ресурсосберегающих технологий.
Основная причина этих и других проблем — низкая инвестиционная привлекательность отрасли. В этой неразрывной связи, для ООО УК «Монолит» стратегия глобальной экономики выражается во внедрении энерго-ресурсо-сберегающих технологий и других мероприятий:
− оснащение муниципального жилого фонда и организаций бюджетной сферы приборами учета и регулирования энергоресурсов и воды. В связи с чем — активная пропаганда и разъяснение населению аспектов реализации мероприятий энерго-ресурсосбережения;
− организация грамотного управления дебиторской задолженностью возникающей в следствии возникающих неплатежей жителей г.Новочеркасск;
− обновление основных фондов;
− внедрение новых технологий в процесс управления предприятием ЖКХ.
Изменить дотационный, высокозатратный характер отрасли ЖКХ в сложившихся условиях позволяет реализация стратегии глобальной экономии и изменение способов хозяйствования с использованием новых технологий в работе персонала и повышение требований к квалификации персонала предприятия.


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф