Меню Услуги

Финансовое планирование деятельности фирмы


Страницы:   1   2   3   4


Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические аспекты финансового планирования на предприятии
  • 1.1 Содержание, значение и принципы финансового планирования на предприятии
  • 1.2 Методы финансового планирования на предприятии
  • 1.3 Процесс финансового планирования на предприятии
  • Глава II. Анализ финансового планирования на примере компании АО «Спорт»
  • 2.1. Краткая характеристика компании АО «Спорт»
  • 2.2. Анализ финансового состояния АО «Спорт»
  • 2.3. Оценка системы финансового планирования АО «Спорт»
  • Глава III. Совершенствование системы финансового планирования в компании АО «Спорт»
  • 3.1. Предложения по совершенствованию системы финансового планирования в компании АО «Спорт»
  • 3.2. Прогнозная оценка уровня эффективности управления финансами в АО «Спорт»
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что финансовое планирование является одним из важнейших составных элементов управления финансами предприятия в современных условиях.

Практика показывает, фирмы, которые имеют сложную производственную структуру, имеют острую необходимость в своевременной финансовой и денежной информации, которая помогает оптимизировать затраты и финансовые результаты, а также принимать обоснованные управленческие решения. Как не прискорбно, принимаемые руководством решения по развитию и организации производства не обосновываются соответствующими расчетами и обычно носят интуитивный характер. Решение проблем, возникающих перед руководством, вызывает значительные затруднения, а для многих организаций она стала почти неразрешимой проблемой.

Выходом из такого положения в условиях рынка является организации на предприятии эффективной системы финансового планирования. Прежде всего, именно финансовый план дает четкое понимание и возможность анализа различных вариантов достижения поставленных целей, с последующим выбором оптимального по заданным критериям (прибыль, поступления денежных средств, структура баланса). Начав планировать, руководители, как правило, начинают более четко понимать свои цели, корректировать бюджеты. Точность планирования при этом повышается.

Финансовое планирование – это, во-первых, определение будущего предприятия и его структурных подразделений, во-вторых, проектирование желаемых результатов деятельности предприятия и, в-третьих, выбор методов и средств (ресурсов) и определение последовательности действий в достижении желаемых результатов.

Финансовый план представляет собой документ, характеризующий способ достижения финансовых целей компании и увязывающий ее доходы и расходы. Другими словами, бюджет – это выраженный в экономических показателях результат тактического и оперативного планирования. Финансовый план составляется в рамках процесса планирования, который имеет следующие этапы: планирование, учет, контроль исполнения и анализ.

Прогрессивными направления в сфере управления определено, что возведение системы финансового планирования обязано основываться на глубочайшем исследовании рынка, осознании клиентуры и контрагентов компании, вовлечении в процесс финансового планирования и прогнозирования большего количества управленческого персонала, обладающего различным уровнями ответственности.

Финансовое планирование разрешает получить конкурентоспособные плюсы через творение на предприятии эффективной системы управления. Творение на предприятии таковой системы просит интеграции управленческих и информационных технологий, собственно, фактически, и приводит к повышению производительности управления.

Таким образом, финансовое планирование можно рассматривать как универсальный инструмент управления, который направлен на организацию, а также оптимизацию системы бизнеса с целью повышения его конкурентоспособности.

Проблемам повышения эффективности производства, внедрение системы финансового планирования на предприятии посвящены труды как российских, так и зарубежных таких ученых-экономистов, каких как Т.Н. Ба-бич, И.Т. Балабанов, И.А. Бланк, Л.Е. Басовский, П.Н. Брусов, Ю. Бригхем, Л. Гапенски, Н.Я. Высоцкая, Д.В. Логунова, Е.А. Степочкина, В.В. Янков-ская и многих других.

Целью данного исследования является анализ и совершенствование системы финансового планирования на предприятии.

Исходя из поставленной цели в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
1) определить содержание, значение и принципы финансового планирования на предприятии;
2) рассмотреть методы финансового планирования на предприятии;
3) изучить процесс финансового планирования на предприятии;
4) дать краткую характеристику исследуемой организации;
5) проанализировать финансовое состояние организации;
6) дать оценку системы финансового планирования на предприятии;
7) предложить мероприятия по совершенствованию системы финансового на предприятии;
8) дать прогнозную оценку уровня эффективности управления финансами на предприятии.

Объектом исследования является предприятие АО «Спорт».

Предметом исследования является анализ системы финансового планирования на предприятии.

Теоретическую базу исследования составляют фундаментальные концепции, выводы и гипотезы, обоснованные и представленные как в отечественной, так и в зарубежной экономической литературе по финансовому менеджменту, анализу, управлению и планированию финансово-хозяйственной деятельностью предприятий.

Методологическую основу исследования составили положения системного анализа, методы экономического анализа; методы математической статистики, методы принятия управленческих решений в условиях неопределенности.

Практической базой для написания работы послужила бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия АО «Спорт» 2013-2015 гг.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно содержит разработки рекомендаций по совершенствованию системы финансового планирования на предприятии АО «Спорт».

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основной части, включающей в себя 3 главы, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава I. Теоретические аспекты финансового планирования на предприятии

1.1 Содержание, значение и принципы финансового планирования на предприятии

Прогрессивная экономика устанавливает конкретные правила игры, которым нужно следовать, если мы хотим обрести максимальную прибыль от финансово-хозяйственной работы. Данное принципиально для любой фирмы вне зависимости от формы ее принадлежности, размеров производства либо региональной приспособления.

Планирование считается одним из главнейших действий, от которого зависит эффективность работы фирмы.

Финансовое планирование представляет собой функцию, с помощью которой происходит одно из главных направлений в управлении всей фирмой. Суть данного процесса представляется в логичном определении становления компании, постановке целей для хоть-какого направления деятельности и работы любого структурного подразделения, что в наше время особенно актуально [10, с. 42].

При осуществлении на предприятии функции планирования перед руководством компании устанавливаются задачи, в процессе которых происходит определение материальных, трудовых и денежных средств, сроков их выполнения, также очередность их реализации. Помимо всего этого анализируются и выявляются причины, имеющие воздействие на становление работы фирмы, для актуального избегания их на стадии появления в случае их отрицательного воздействия [13, с. 37].

То есть, можно отметить, что финансовое планирование как функция управления значит рвение учесть заранее все наружные и внутренние причины, которые гарантируют подобающие условия для обычного функционирования и становления компании. Оно кроме того описывает исследование всех составляющих, которые устанавливают очередность заслуги определенных целей с учетом способностей более действенного применения ресурсов любым производственным подразделением и всей компанией в целом. Потому проектирование призвано обеспечить связь между отдельными структурными подразделениями компании, которые содержат всю научно-техническую цепочку.

Любая доктрина строится на конкретных принципах, благодаря чему, процесс планирования помимо прочего базируется на некоторых научных основах, которые характеризуют содержание, а также направление планово-экономической работы компании.

К основным принципам планирования можно отнести следующие принципы:

1) принцип единства;
2) принцип непрерывности;
3) принцип гибкости (эластичности);
4) принцип точности [11, с. 53].

Принцип единства предполагает последующее: финансовое планирование должно иметь системный характер. Понятие «система» означает совокупность всех его составляющих (на предприятии под составляющими подразумеваются подразделения компании); взаимосвязь между ними; наличие общего направления развития долей, направленных на единые цели фирмы. Общее направление плановой работы, единость целей всех подразделений представляются возможными только в рамках вертикального единства фирмы.

Координация намерений отдельных структурных подразделений подразумевает следующее: невозможно начинать планировать работу одного отдела фирмы в отсутствии взаимосвязи с иными отделами; все конфигурации в планах одного отдела необходимо непременно отображать в намерениях иных отделов. Из этого следует – связь и одновременность считаются основными чертами координации финансового планирования в компании.

Принцип непрерывности состоит в следующем: процесс планирования обязан исполняться постоянно в масштабах установленного цикла; созданные намерения обязаны безпрерывно наступать при окончании одного и наступлении другого (например, по окончании плана по закупкам должен идти за ним сразу же план по производству, затем – марктинговый план и т.д.). Однако существующая неставильность сегодня во внешней среде и присутствие непредусмотренных конфигураций внутренней обстановки настоятельно просят постоянного исправления и уточнения планов компании.

Принцип гибкости (эластичности) плотно сплетен с предшествующим принципом и содержится в придании намерениям и процессу планирования в общем возможности изменяться связанным с появлением неожиданных событий. Потому финансовые планы обязаны содержать так называемые «резервы безопасности» (производственных мощностей, ресурсов и т.п.).

Принцип точности предполагает, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

В развитие этих общих положений целесообразно выделить именно принципы непосредственно финансового планирования на предприятиях. К ним относят следующие принципы:

Принцип финансового соотношения сроков (или «золотое банковское правило»), заключающее в том, что приобретение и использование денежных средств должно происходить в определенные сроки, которые были установлены заранее; капитальные вложения на длительные сроки окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств предприятия.

Принцип платежеспособности заключается в планировании денежных средств, которое должно обеспечить платежеспособность предприятию в любое время, даже в очень кризисное. В этом случае необходимо, чтобы у фирмы имелось достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечить погашение всех его краткосрочных обязательств.

Принцип рентабельности капитальных вложений – данный принцип представляет собой дешевый способ финансирования (финансовый лизинг и проч). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала, т.е. обеспечивается действие эффекта финансового рычага (левериджа).

Принцип сбалансированности рисков – особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений).

Принцип приспособления к потребностям рынка базируется на следующем: компаниям необходимо учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.

Принцип предельной рентабельности содержит в себе необходимость выбора финансовых вложений, использование которых позволит предприятию иметь наивысшую (максимальную) рентабельность [11, с. 59].

Такое планирование в западных компаниях основано на извлечении применимой выгоды и сбережении собственных позиций на рынке продуктов и услуг. Под прибылью понимается чистая прибыль, сохранившаяся в управлении компании впоследствии налогообложения. Поэтому при разработке финансовых планов руководство фирмы должно учитывать как размеры налогообложения, так и возможность их понижения.

1.2. Методы финансового планирования на предприятии

Планирование финансовых показателей, и в частности затрат предприятия, осуществляется с помощью определенных методик.

Способы планирования представляют из себя определенные методы и приемы расчетов конкретных показателей. При планировании затрат в компании применяются следующие методы:

− нормативный;
− расчетно-аналитический;
− балансовый;
− метод оптимизации плановых решений;
− экономико-математическое моделирование;
− бюджетирование и прочие [18, с. 37].

Рассмотрим каждый из приведенных методов подробнее.

1. Нормативный метод.

Суть нормативного способа планирования денежных характеристик состоит в следующем: на базе заблаговременно установленных общепризнанных мерок и технико-экономических нормативов рассчитывается необходимость хозяйствующего субъекта в денежных ресурсах и в их источниках. Таковыми нормативами считаются ставки налогов, ставки тарифных вкладов и сборов, общепризнанных мерок амортизационных отчислений, нормативы необходимости в обратных средствах и др.

В финансовом планировании применяется система норм и нормативов, которая включает: федеральные нормативы; республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы; местные нормативы; отраслевые нормативы; нормативы хозяйствующего субъекта.

Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идет о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.

Отраслевые нормативы работают в рамках отдельных секторов экономики либо по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (небольшие компании, акционерные сообщества и т.д.). Сюда входят нормы общепризнанных мерок максимальных значений рентабельности компаний-монополистов, предельные общепризнанные нормы мерок отчислений в резервный фонд, нормы общепризнанных мерок льгот по налогообложению, а также амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и другие.

Нормативы субъекта – это нормативы, разрабатываемые конкретно хозяйствующим субъектом и применяемые им для управления производственным процессом и финансовой деятельностью, контролирования за внедрением денежных ресурсов, а также иных целей по эффективной инвестиции своего капитала.
К таким нормативам относятся: нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли, норматив отчислений в ремонтный фонд и др. [16, с. 55].

Плюсами нормативного способа планирования считается его простота. Зная норматив и фактический показатель, просто рассчитать отклонение, на базе которого может быть сделать действия по их устранению. Потому актуальной неувязкой управления средствами фирм говорят изыскание экономически обоснованных норм и нормативов для формирования и внедрения денежных ресурсов, также организация контроля за их соблюдением хоть каким структурным подразделением.
Недочетами нормативного способа считаются неизменная перемена централизованно регулируемых нормативов и надобность исправления внутрифирменных нормативов, связанным с конфигурацией критериев функционирования компании [16, с. 62].

2. Расчетно-аналитический метод.

Суть расчетно-аналитического способа планирования финансовых показателей состоит в следующем: на базе анализа достигнутой величины денежного признака, принимаемого за базу, и индексов его конфигурации в плановом периоде рассчитывается плановая значение данного признака.

Этот способ планирования повсеместно используется в том случае, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а связь между признаками быть может установлена косвенно, на базе анализа их динамики и взаимосвязей.

Расчетно-аналитический способ повсеместно используется при планировании суммы прибыли, определении величины отчислений в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам применения денежных ресурсов, при установлении плановой необходимости в обратных активах, величины амортизационных отчислений и так далее.

В качестве основы этого способа лежит экспертная оценка. Как следует, недочетом расчетно-аналитического способа считается потребность исследования нескольких разновидностей финансового плана по вопросу мало верифицируемой информационной базой [29, с. 89].

3. Балансовый метод.

Суть балансового способа планирования денежных характеристик состоит в том, собственно методом возведения балансов достигается увязка наличествующих в наличии денежных ресурсов и практической необходимости в их. Балансовый способ используется, сначала, при планировании, рассредотачивания выгоды и прочих денежных ресурсов, и планировании необходимости поступлений средств в денежные фонды – фонд скопления, фонд употребления и других.

Например, балансовая увязка по финансовым фондам имеет следующий вид [33, с. 124]:

Он + П = Р + Ок , (1.1)

где Он – остаток средств фонда на начало планового периода, руб.;
П – поступление средств в финансовый фонд, руб.;
Р – расходование средств финансового фонда, руб.;
Ок – остаток средств фонда на конец планового периода, руб.

Плюсами данного способа считаются его обоснованность и реалистичность, потому что верно идентифицируются составляющие заработков и затрат и проводится обособленный их учет.

К недочетам – что при расчетах не предусматривается динамика рыночных оценок капитала, конъюнктуры, стагнации экономики и так далее [33, с. 127].

4. Метод оптимизации плановых решений.

Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный.

При этом могут применяться разные критерии выбора: минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата; минимум текущих затрат; минимум времени на оборот капитала, то есть ускорение оборачиваемости средств; максимум дохода на рубль вложенного капитала; максимум прибыли на рубль вложенного капитала; максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска).

Сущностью данного метода при составлении смет является многовариантность. Из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат и максимума получаемого эффекта (результата).

Метод оптимизации плановых решений основан на отсутствии достоверных исходных предпосылок для разработки финансовых планов, что приводит к высокой вероятности отклонений фактических показателей от запланированных.

Данный метод является комбинацией достоинств нормативного, расчетно-аналитического и балансового методов [16, с. 87].

5. Экономико-статистический метод.

Сущность этого метода состоит в исследовании закономерностей динамики конкретного показателя (определении линии его тренда) и распространении темпов этой динамики на прогнозируемый период. Несмотря на относительную простоту данного метода, его использование дает наименьшую точность прогноза, так как не позволяет учесть новые тенденции и факторы, влияющие на динамику рассматриваемого показателя.

Этот метод может применяться в прогнозных расчетах лишь при неизменности условий формирования того или иного финансового показателя, что в современных экономических условиях весьма проблематично [29, с. 107].

6. Бюджетный метод (бюджетирование).

Для организации системы анализа и планирования валютных потоков на предприятии, адекватной притязаниям рыночных критерий, рекомендовано создание прогрессивной системы управления финансами, которая основана на исследовании и контроле выполнения иерархической системы бюджетов компании.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Система бюджетов позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.

Достоинства бюджетирования заключаются в выполняемых им функциях:

− проектирование операций, которые обеспечивают достижение целей организации – формирование бюджета разрешает уточнить и детализировать стратегические намерения;
− коммуникация и координация различных подразделений пред-приятия и видов деятельности, подразумевающие согласование интересов отдельных работников и групп по предприятию в целом;
− ориентация руководителей всех рангов на достижение задач, поставленных перед центрами ответственности;
− контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины;
− повышение профессионализма менеджеров [33, с. 136].
Основная проблема состоит в том, что для российских предприятий бюджетирование пока не стало инструментом оперативного управления, каковым оно является для зарубежных фирм.

7. Сетевой метод.

Чаще всего применяется в крупных организациях. Он позволяет на основе сетевых графиков и моделей сделать следующее: представить организационную и технологическую последовательность выполнения операций и взаимосвязи между ними; акцентировать внимание на отдельных важных хозяйственных операциях; обеспечить их координацию; увязать объем финансовых ресурсов с источниками их образования.

Достоинство данного метода заключается в том, что сетевой график отражает процесс выполнения комплекса операций с возможностью их корректировки на каждой из стадий процесса. Однако данный метод является сложным и не может обеспечить гибкость системы планирования [33, с. 139].

8. Программно-целевой метод.

Этот способ содержит в себе составление и оптимизацию производственной инвестиционной программ и считается, по своей сути, всеохватывающим управлением финансово-хозяйственной работой фирмы по главным фронтам его становления. Он подразумевает внедрение всех своих методов и способов управления, планирования и регулировки работы компании.

Достоинством метода является обоснование объема ресурсов, необходимых для достижения главной цели и задач.

Вышеперечисленные методы не могут быть использованы для разработки баланса доходов и расходов и других финансовых планов. Поэтому для разработки прогнозного баланса применяются методы финансовой «пробки» и «процента от объема продаж» [16, с. 163].

9. Наиболее простым и распространенным методом обеспечения сводимости баланса является «метод пробки».

Сущность этого метода состоит в выявлении дисбаланса (то есть отклонения пассивов и активов баланса), называемого «пробкой», и определении путей ликвидации этой «пробки». Например, при отрицательной разности пассивов и активов баланса, свидетельствующей о недостаточности средств для финансирования деятельности предприятия с намеченными расходами на сырье, материалы, приобретение оборудования и т.п., следует рассмотреть варианты привлечения дополнительного финансирования, например за счет кредитов. Корректировка пассива на сумму планируемого кредита приведет к образованию новой «пробки», так как привлечение кредита увеличит расходы на сумму процентов за кредит и, соответственно, уменьшит прибыль.

Таким образом, использование этого метода сводится к итерационным расчетам. Каждая итерация состоит в определении «пробки» и обосновании финансовых решений, позволяющих ее ликвидировать.

Второй метод разработки прогнозного баланса доходов и расходов, а также собственно прогнозного баланса предприятия получил название метода пропорциональной зависимости показателей от объема реализации, или метода процента от продаж. Процедура этого метода основана на следующих предположениях:

− основные средства организации задействованы на полную мощность, и увеличение объема реализации потребует дополнительных инвестиций;
− предприятие работает стабильно, и на начало планируемого периода значения большинства статей баланса оптимальны (в том числе запасы, остаток денежных средств соответствуют достигнутому объему реализации);
− изменение большинства статей актива и некоторых статей пассива пропорционально изменению объема реализации [13, с. 152].

При использовании метода процента от объема продаж определяются:

1) во-первых, потребность во внешнем финансировании (ΔКЗК):

ΔКЗК = ΔАКТ − ΔКТО − ΔПНР, (1.2)

где ΔАКТ – требуемое увеличение активов;
ΔКТО – увеличение текущих обязательств;
ΔПНР – возможное увеличение нераспределенной прибыли;

2) во-вторых, источники финансирования [33, с. 267].

Для примера представим алгоритм расчетов методом процента от продаж:

1) Выявляются те статьи баланса, которые меняются пропорционально размеру продаж. Обычно к ним относят издержки, включаемые в себестоимость реализованной продукции, управленческие, платные затраты, дебиторскую, кредиторскую задолженность. Эти статьи переносят в прогнозную форму баланса с учетом роста объема продаж (умножив на индекс роста объема реализации).
2) Ряд статей баланса, которые не изменяются спонтанно при росте объема продаж, определяются, например, финансовыми решениями, переносятся в прогнозную форму без изменений. К таким статьям можно отнести дивиденды, векселя к оплате.
3) Определяется нераспределенная прибыль прогнозного года: к нераспределенной прибыли отчетного года прибавляется прогнозируемая прибыль за вычетом дивидендных выплат (норма выплаты дивидендов на этой итерации расчетов принимается на уровне отчетного года).
4) Выявляется потребность в дополнительном финансировании, и определяются источники финансирования с учетом возможных ограничений по структуре капитала, стоимости различных источников и т.д.
5) Формируется вариант второго приближения с учетом эффекта обратной финансовой связи (привлечение кредитов и займов не только увеличивает источники финансирования, но и приводит к росту издержек, связанных с выплатой процентов).

В случае если вторая итерация не позволяет свести баланс, следует провести еще несколько итераций, на каждой из которых будут приниматься в расчет те или иные финансовые решения [30, с. 148].

При переходе к рыночным условиям хозяйствования экономическое проектирование обязано рассматриваться как главной отран управления предприятием. В повсевременно усугубляющихся критериях ведения бизнеса существенно растут притязании к системе денежного планирования, но даже это должно достигаться способом совершенствования самих методов с учетом их недостатков и полезных сторон.


Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!