Меню Услуги

Анализ финансового состояния и платежеспособности организации, обслуживающей предприятия общественного питания ООО «Галерея-АЛЕКС»

Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ
  • 1.1. Цели, задачи и виды финансового анализа
  • 1.2. Система показателей, характеризующих платежеспособность хозяйствующего субъекта
  • 1.3. Факторы, влияющие на ликвидность и платежеспособность финансового состояния хозяйствующего субъекта бизнеса
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ В ООО «Галерея-АЛЕКС»
  • 2.1. Организационная характеристика предприятия ООО «Галерея-АЛЕКС»
  • 2.2. Анализ финансового состояния и результатов деятельности ООО «Галерея-АЛЕКС»
  • 2.3. Выявление проблем с платежеспособностью ООО «Галерея-АЛЕКС
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЫШЕНИЮ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ
  • 3.1. Разработка рекомендаций по улучшению ликвидности и платежеспособности ООО «Галерея-АЛЕКС»
  • 3.2.1. Методы, инструменты и допущения, принятые для расчета
  • 3.2.2. Прогнозирование финансового состояния и результатов деятельности ООО «Галерея-АЛЕКС» без учета улучшений
  • 3.2.3. Прогнозирование финансового состояния и результатов деятельности предприятия с учетом предложенных мероприятий
  • 3.2.4. Оценка экономического эффекта мероприятий по улучшению управления финансами на ООО «Галерея-АЛЕКС»
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Одним из решающих факторов коммерческого успеха предприятия — эффективно работающая система управления платежеспособностью и ликвидностью. С воздействием экономического кризиса эта проблема в России резко обострилась, и ее решение требует от всех субъектов предпринимательства активного поиска путей и методов построения эффективных систем, управления платежеспособностью адаптированных к текущей экономической ситуации.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность методов управления платежеспособностью организаций, а также актуальность изложенных проблем на современном этапе развития предпринимательства в России предопределили выбор темы, цели, задач и основных направлений исследования.
Степень разработанности проблемы. Изучением и решением проблем эффективности управления платежеспособностью и ликвидностью занимаются многие российские и зарубежные ученые. Внимание этому вопросу уделили такие признанные специалисты данной области как В.Г. Белолипецкий, В.В. Бочарова, JI.A. Дробозина, В.В. Ковалева, Н.В. Колчина, В.Е. Леонтьева, Д.С. Молякова, JI.H. Павлова, Г.Б. Поляк, В.М. Родионова, М.В. Романовский, В.К. Сенчагова, Н.Г. Сычёва и другие ученые.

Вместе с тем анализ степени научной разработанности темы исследования позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на наличие большого числа публикаций в области управления платежеспособностью и ликвидностью, данная тема имеет низкий уровень проработки, что и определило цель и направления исследования выпускной квалификационной работы.

Целью исследования — разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы управления платежеспособностью и ликвидностью предприятий.
Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:

— осветить вопросы сущности финансового анализа и систему показателей характеризующих платежеспособность хозяйствующего субъекта;
— проанализировать факторы, оказывающие влияние на эффективность управления платежеспособностью ;
— проанализировать эффективность системы управления платежеспособностью и ликвидностью объекта исследований;
— разработать методические рекомендации по повышению эффективности системы управления платежеспособностью объекта исследований.

Объектом исследования выступает управляющая компания сети общественного питания ООО «Галерея-АЛЕКС «.

Предметом исследования является система управления платежеспособностью объекта исследований.

Научное исследование состоит в разработке комплекса практических мер по совершенствованию системы управления платежеспособностью и ликвидностью объекта исследований, на основе современных методов финансового менеджмента.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что сформулированные в ней положения и выводы позволят более глубоко осмыслить подходы к управлению платежеспособностью на предприятиях.

Практическая значимость Предложенные в работе рекомендации, могут быть использованы в долгосрочном периоде, менеджментом ООО «Галерея-АЛЕКС «, с целью повышения экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Методология и методы исследования. Методологическую базу исследования составляют фундаментальные разработки отечественных и зарубежных специалистов в области управления финансами организаций, законодательные и нормативные документы государственных органов законодательной и исполнительной власти Российской.

В процессе исследования использовалась совокупность приемов и методов научного познания, статистического анализа, индексный метод, методы сравнительного анализа и экспертных оценок.

К основным результатам, полученным лично автором и составляющим научную новизну, можно отнести следующее:

— исследованы теоретические аспекты управления платежеспособностью и ликвидностью на предприятиях;
— проанализировано финансовое состояние и результаты деятельности объекта исследований;
— для выявления факторов внутренней и внешней среды в рамках существующей проблематики проведен SWOT-анализ системы управления платежеспособностью и ликвидностью объекта исследований;
— произведена оценка экономического эффекта предложенных мероприятий по повышению эффективности управления платежеспособностью и ликвидностью объекта исследований.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены его предмет, объект, цель и задачи, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость выполненного исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты анализа финансового состояния предприятия и его платежеспособности» исследуется сущность финансового анализа, раскрывается система показателей, характеризующих платежеспособность, выявляются факторы, оказывающие влияние на платежеспособность и ликвидность предприятий.

Вторая глава «Исследование анализа финансового состояния в ООО «Галерея-АЛЕКС» посвящена организационно-экономическому анализу объекта исследований, выявляется проблематика предмета исследований и пути ее решения.

В третьей главе «Разработка мероприятий по оптимизации финансового состояния и повышению платежеспособности»» обоснована необходимость совершенствование системы управления платежеспособностью и ликвидностью путем внедрения бюджетного управления и сокращения финансового цикла.

В заключении автором излагаются основные результаты выполненного исследования в виде выводов и рекомендаций.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ

1.1. Цели, задачи и виды финансового анализа

Финансовый анализ — это часть экономического анализа изучение основных показателей, параметров, коэффициентов и мультипликаторов, дающих объективную оценку финансового состояния организаций и стоимости акций компаний с целью принятия решений о размещении капитала [1].

Финансовый анализ представляет собой метод оценки текущего и перспективного финансового состояния предприятия на основе изучения финансовой информации с использованием аналитических инструментов и методов для определения существенных связей, и характеристик, необходимых для принятия управленческих решений [2].

Роль финансового анализа в современных условиях не только усиливается, но и качественно изменяется. Это связано с тем, что [3]:

— финансовый анализ превратился в главный метод оценки любого хозяйствующего субъекта;
— с его помощью можно принять оптимальные управленческие решения в области инвестирования, кредитования, взаимосвязей предприятия с партнерами;
— финансовый анализ является одним из инструментов исследования рынка и конкурентоспособности. Предприятия осуществляют свою деятельность на рынке самостоятельно в условиях конкуренции. Предприятия, неспособные обеспечить высокую конкурентоспособность, становятся банкротами. Чтобы этого не случилось, они должны постоянно следить за хозяйственной ситуацией на рынке;
— финансовый анализ может играть более значительную роль как один из самостоятельных видов услуг аудиторских фирм. Ознакомление с финансовым состоянием клиента имеет важное значение не только в период проведения проверки, но и на стадии заключения договора, когда аудитор выступает в качестве партнера предприятия. Предварительный обзор финансового состояния и использование методов финансового анализа в ходе проведения аудиторской проверки ведет к снижению риска аудиторской фирмы [4].

Таким образом, финансовый анализ, как часть экономического анализа, представляет систему определенных знаний, связанную с исследованием финансового положения предприятия и финансовых результатов, складывающихся под влиянием объективных и субъективных факторов, на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Целью финансового анализа — является получение наиболее информативных, ключевых параметров, дающих объективную и наиболее точную картину финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия.

Цель финансового анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач [5]:
— оценивает структуру имущества и источников их формирования;
— выявляет степень сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов;
— оценивает структуру и потоки собственного и заемного капитала в процессе экономического кругооборота, нацеленного на извлечение максимальной прибыли, повышение финансовой устойчивости, обеспечение платежеспособности и т.п.;
— оценивает правильное использование денежных средств для поддержания эффективной структуры капитала;
— оценивает влияние факторов на финансовые результаты деятельности и эффективность использования активов;
— осуществляет контроль за движением финансовых потоков, соблюдением нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов, целесообразностью осуществления затрат.

Задачи финансового анализа [6]:

— анализ активов (имущества);
— анализ источников финансирования;
— анализ платежеспособности (ликвидности);
— анализ финансовой устойчивости;
— анализ активности (оборачиваемости);
— анализ денежных потоков;
— анализ инвестиций и капитальных вложений;
— анализ рыночной стоимости;
— анализ вероятности банкротства;
— комплексная оценка финансового состояния;
— подготовка прогнозов финансового положения;
— подготовка выводов и рекомендаций.

Финансовый анализ может быть разделен на следующие виды [7]:

a. По пользователям:
— внутренний финансовый анализ — финансовый анализ проводят сотрудники компании;
— внешний финансовый анализ — финансовый анализ проводят лица, не работающие в компании.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

b. По направлению анализа:
— ретроспективный анализ — анализ прошлой финансовой информации;
— перспективный анализ — анализ финансовых планов и прогнозов.

c. По детализации:
— экспресс-анализ — анализ проводится по основным финансовым показателям;
— детализированный финансовый анализ — проводится по всем показателям, дает полную характеристику компании.

d. По характеру проведения:
— анализ финансовой отчетности — анализ по данным бухгалтерской отчетности;
— инвестиционный анализ — анализ инвестиций и капитальных вложений;
— технический анализ — анализ ценового графика ценных бумаг компании;
— специальный анализ — анализ по специальному заданию.

Обычно используют следующие методы в финансовом анализе [8]:

— вертикальный анализ;
— горизонтальный анализ;
— анализ коэффициентов;
— метод сводки и группировки;
— анализ и прогнозирование трендов;
— факторный анализ;
— метод балансовой увязки;
— корреляционный анализ;
— анализ чувствительности.

Финансовый анализ подразделяется на внешний и внутренний. Внешний финансовый анализ основывается на публикуемой отчетности, а внутренний анализ – на всей системе имеющейся информации о деятельности предприятия. С этой точки зрения внешний финансовый анализ является составной частью внутреннего анализа, рамки и возможности которого шире [9].

Субъектами внешнего анализа выступают владельцы предприятий, инвесторы, кредиторы, администрация, правительственные учреждения и т.п.

Субъектами внутреннего финансового анализа являются администрация предприятия, собственники, аудиторы, консультанты.

Основное различие между внутренним и внешним финансовым анализом заключается в разнообразии целей и задач, решаемых различными субъектами анализа. Процесс проведения финансового анализа зависит от поставленной цели. Он может использоваться для предварительной проверки при выборе направления инвестирования, при рассмотрении вариантов слияния предприятий, при оценке деятельности руководства предприятия, при прогнозировании финансовых результатов, при обосновании и выдачи кредитов, при выявлении проблем управления производственной деятельностью и т.п. [10].

Разнообразие целей финансового анализа определяет специфику задач, решаемых важнейшими пользователями информации. Финансовый анализ проводится, прежде всего, администрацией предприятия, которая занимается текущей деятельностью, отвечает за долгосрочные перспективы развития, за эффективность производства, прибыльность деятельности предприятия на кратко- и долгосрочный периоды, эффективность использования капитала, трудовых и других видов ресурсов.

Интерес администрации к финансовому состоянию затрагивает все сферы деятельности предприятия. В ходе проведения анализа администрация использует всю достоверную информацию, все средства и методы для осуществления контроля за деятельностью предприятия. Одним из таких методов является финансовый анализ. Финансовый анализ охватывает изменения в тенденциях основных расчетных показателей и основных зависимостей. Он основан на непрерывном наблюдении за существенными взаимосвязями и своевременном обнаружении недостатков, появляющихся в результате происходящих изменений. При проведении финансового анализа администрация ставит следующие цели [11]:

— разработка стратегии и тактики предприятия;
— рациональная организация финансовой деятельности предприятия;
— повышение эффективности управления ресурсами.

Одним из важнейших субъектов финансового анализа являются кредиторы. Кредиторы предоставляют предприятию денежные средства в различной форме и на различных условиях. Коммерческий кредит осуществляется поставщиками при отгрузке продукции или оказании услуг на время ожидания оплаты, определяемое условиями торговли. Кредитор, как правило, не получает процента за коммерческий кредит и может предоставлять скидку за платеж ранее установленного срока. Вознаграждение кредитора принимает форму количества заключенных сделок и возможной прибыли, полученной от них. Поставщика интересует финансовое состояние партнера и, прежде всего, его платежеспособность, т.е. возможность своевременно расплатиться за поставленную продукцию, оказанные услуги [12].

Предприятия также получают краткосрочные и долгосрочные кредиты банков, на условиях возвратности, срочности и платности. Плата за пользование кредитом выступает в виде процентов. Если предприятие хорошо работает и имеет устойчивое финансовое положение, требования кредитора ограничиваются фиксированной ставкой процента. Если предприятие попадает в неблагоприятные условия, риску невозврата может подвергаться не только вознаграждение за предоставленный кредит, но и сумма основного долга. Это обстоятельство вынуждает кредитора анализировать возможность предоставления кредита. При этом банки ставят перед собой следующие цели [13]:

— определить причины потребности предприятия в дополнительных средствах;
— выяснить, из каких источников предприятие будет получать средства для выплаты процентов и погашения долга;
— выяснить, каким образом администрация удовлетворяла потребности в краткосрочном и долгосрочном финансировании в прошлом, что она планирует на будущее.

Финансовый анализ, используя специфические методы и приемы, позволяет определить параметры, дающие возможность объективно оценивать финансовое состояние предприятия. Результаты анализа позволяют заинтересованным лицам и предприятиям принимать управленческие решения на основе оценки текущего финансового положения, деятельности предприятия за предшествующие годы и проекции финансового состояния на перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового положения [14].

Среди основных методов финансового анализа можно выделить следующие [15]:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— предварительное чтение бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— горизонтальный анализ;
— вертикальный анализ;
— трендовый анализ;
— метод финансовых коэффициентов;
— факторный анализ;
— сравнительный анализ;
— расчет потока денежных средств;
— специфический анализ.

Предварительное ознакомление с отчетностью предприятия позволяет изучить абсолютные величины, сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложения, основных источниках полученной прибыли, применяемых методах учета и изменениях в них, организационной структуре предприятия и т.д. Информация, полученная в ходе предварительного чтения, дает общее представление о финансовом состоянии предприятия, однако для принятия управленческих решений ее недостаточно.

При горизонтальном (временном) анализе абсолютные показатели дополняются относительными, как правило, темпами роста или снижения. На основе горизонтального анализа дается оценка изменений основных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Чаще всего горизонтальный анализ применяется при изучении баланса. Недостатком метода является несопоставимость данных в условиях инфляции. Устранить этот недостаток можно путем пересчета данных [16].

Вертикальный (структурный) анализ дает представление о структуре итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции на результат. Данный метод финансового анализа применяется для изучения структуры баланса путем расчета удельного веса отдельных статей баланса в общем итоге или в разрезе основных групп статей. Важным моментом вертикального анализа является представление структуры показателей в динамике, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и пассивов баланса. Использование относительных показателей сглаживает инфляционные процессы.
Трендовый анализ является разновидностью горизонтального анализа, он используется в тех случаях, когда сравнение показателей производится более чем за три года. При этом долгосрочные сравнения обычно проводятся с использованием индексов. Каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов для определения тренда. Тренд — основная тенденция показателя. Расчет серии индексных чисел требует выбора базисного года для всех показателей. Поскольку базисный год будет выступать основой для всех сравнений, лучше всего выбрать год, который в смысле предпринимательских условий является самым нормальным или типичным. При использовании индексных чисел процентные изменения могут трактоваться только в сравнении с базисным годом. Этот вид анализа носит характер перспективного прогнозного анализа, используется в тех случаях, когда необходимо составить прогноз по отдельным финансовым показателям или по финансовому состоянию предприятия в целом [17].

Метод финансовых коэффициентов основан на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Коэффициенты позволяют определить круг сведений, который важен для пользователей информации о финансовом состоянии предприятия с точки зрения принятия решений. Коэффициенты дают возможность выяснить основные симптомы изменения финансового положения и определить тенденции его изменения. При правильной коэффициентов можно определить области, требующие дальнейшего изучения. Большим преимуществом коэффициентов является то, что они сглаживают негативное влияние инфляции, которая существенно искажает абсолютные показатели финансовой отчетности, тем самым, затрудняет их сопоставление в динамике [18].

Сравнительный анализ применяется для проведения внутрихозяйственных и межхозяйственных сравнений по отдельным финансовым показателям. Его цель заключается в выявлении сходства и различий однородных объектов. С помощью сравнения устанавливаются изменения в уровне экономических показателей, изучаются тенденции и закономерности их развития, измеряется влияние отдельных факторов, осуществляются расчеты для принятия решений, выявляются резервы и перспективы развития [19].

Факторный анализ применяется для изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.

Факторный анализ может быть прямым, когда результативный показатель расчленяется на составные части, и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

Факторный анализ может быть одноступенчатым, когда для анализа используются факторы только одного уровня и многоступенчатым, когда производится детализация факторов на составные элементы для изучения их поведения.

Факторный анализ может быть ретроспективным, когда изучаются причины изменения результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, когда исследуют поведение факторов и их воздействие на результативные показатели в будущем [20].

Факторный анализ может быть статическим, для изучения влияния факторов на результативные показатели на определенную дату, и динамическим, когда причинно-следственные связи изучаются в динамике.

Одним из важных инструментов финансового анализа является расчет потока денежных средств. Представленный в форме годового финансового прогноза, он показывает ожидаемое ежемесячное получение денежных средств и совершение ежемесячных платежей в погашение долга. Такой расчет позволяет оценить пик потребности предприятия в дополнительных средствах и его способность заработать достаточно денежных средств для погашения краткосрочной задолженности в течение операционного цикла. Расчет позволяет определить, является ли потребность в дополнительных средствах долгосрочной или краткосрочной. Это важно для предприятий сезонного характера [21].

К специфическим методам анализа можно отнести [22]:

— анализ текущих инвестиций, который позволяет оценить влияние роста продаж на потребность в финансировании и способность предприятия увеличивать реализацию;
— анализ устойчивого роста, который помогает определить способность предприятия расширять продажи без изменения доли заимствованных средств;
— анализ чувствительности, который использует однотипные сценарии для выявления наиболее уязвимых мест предприятия;
— отраслевой фактор, который учитывает непостоянство потоков наличности предприятия-заемщика в сравнении с движением средств других предприятий данной отрасли.

Эти методы имеют большое значение для углубления финансового анализа и оценки потенциала роста предприятия.

Специфический анализ получил наибольшее распространение в зарубежной учетно-аналитической практике финансового анализа.

Использование всех методов финансового анализа позволяет более точно оценить финансовую ситуацию, сложившуюся на предприятии, спрогнозировать ее на перспективу и принять более обоснованное управленческое решение.


Страницы:   1   2   3   4   5