2.3. Планирование мероприятий по повышению эффективности бюджетных средств, поступающих в учреждение.
Порядок и условия предоставления из бюджета Министерства обороны Российской Федерации субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания определен Соглашением между Учредителем в лице Министерства обороны РФ и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (по 9 управлению Минобороны России) в лице начальника филиала с указанием срока поступления субсидии и суммы в соответствии с приложенным графиком. (Приложение №3).
В 2017 году на обеспечение выполнения государственного задания была предоставлена субсидия в сумме 1 287 720 886,5 руб.
В соответствии с расчётами экономической службы Учреждения по планированию расходов за счет средств субсидии на выполнение государственного задания на 2017 год, состав затрат по видам государственных услуг (работ) представлен в таблице:
Таблица № 3
| Статья затрат | Объекты военной и социальной инфраструктуры | Объекты военной и социальной инфраструктуры II категории | Особо охраняемые природные территории | «мероприятия выходного дня» | Снос |
| 210 | Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда | ||||
| 211 | Услуги связи | ||||
| 222 | — | — | — | — | транспортные услуги |
| 223 | Коммунальные услуги | ||||
| 224 | 1)аренда помещений, 2)аренда автотранспорта 3)аренда генератора | — | — | 1)аренда складских помещений для хранения инвентаря, оборудования 2)обслуживание площадок | — |
| 225 | 1)вывоз снега 2)техобслуживание и техосмотр 3)химчистка одежды 4)вывоз мусора контейнерами 5)мойка автомашин 6)ремонт электрического оборудования | 1)техобслуживание и техосмотр 2)химчистка одежды 3)вывоз мусора контейнерами 4)мойка автомашин 5)ремонт электрического оборудования
| 1)техобслуживание и техосмотр 2)химчистка одежды 3)вывоз мусора контейнерами 4)мойка автомашин 5)ремонт электрического оборудования | 1)техобслуживание и техосмотр 2)химчистка одежды 3) вывоз и утилизация твердых и жидких бытовых отходов 4)мойка автомашин 5)ремонт электрического оборудования | 1)вывоз мусора контейнерами |
| 226 | 1)производство санитарно-технических работ 2) обучение и аттестация сотрудников 3) прием и обработка мусора 4)периодический медосмотр сотрудников 5) информационные системы, программное обеспечение 6) подписка 7)утилизация снега | 1)производство санитарно-технических работ 2) обучение и аттестация сотрудников 3) прием и обработка мусора 4)периодический медосмотр сотрудников 5) информационные системы, программное обеспечение | 1)производство санитарно-технических работ 2) обучение и аттестация сотрудников 3) прием и обработка мусора 4)периодический медосмотр сотрудников 5) информационные системы, программное обеспечение | 1)производство санитарно-технических работ 2) обучение и аттестация сотрудников 3) прием и обработка мусора 4)периодический медосмотр сотрудников 5) информационные системы, программное обеспечение | |
| 290 | 1) Транспортный налог 2) госпошлины и сборы 3) штрафы | 1) Транспортный налог 2) госпошлины и сборы 3) штрафы | 1) Транспортный налог 2) госпошлины и сборы 3) штрафы | 1) Транспортный налог 2) госпошлины и сборы 3) штрафы | |
Планирование затрат в целом представлено в таблице № 4.
Таблица № 4 (Слайд 3)
| Наименование показателя | КОСГУ | ПФХД | Доля затрат,% |
| Расходы — всего | 200 | 1287720886 | |
| Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда: | 210 | 429652558,3 | 33,37 |
| заработная плата | 211 | 334612626,6 | |
| прочие выплаты | 212 | — | |
| начисления на выплаты по оплате труда | 213 | 95039931,7 | |
| Приобретение работ, услуг: | 220 | 745730120,3 | |
| услуги связи | 221 | 2350610,32 | 0,18 |
| транспортные услуги | 222 | 11099205,65 | 0,86 |
| коммунальные услуги | 223 | 24822242,7 | 1,92 |
| арендная плата за пользование имуществом | 224 | 16192562,8 | 1,26 |
| работы, услуги по содержанию имущества | 225 | 621447654.9 | 48,25 |
| Прочие работы, услуги | 226 | 64471658,81 | 5 |
| прочие расходы | 290 | 5346185,12 | 0,45 |
| Увеличение стоимости основных средств | 310 | 23250127,02 | 1,8 |
| Увеличение стоимости материальных запасов | 340 | 89088080,88 | 6,91 |
В соответствии с Распоряжением начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по 9 управлению МО № 01-41-665 от 25.12.14 » Об утверждении отраслевых рекомендаций по введению новой системы оплаты труда работников ФГБУ в сфере ЖКХ» Учреждение Планом финансово-хозяйственной деятельности самостоятельно определяет в общем планируемом объеме выплат Учреждения долю, приходящуюся на оплату труда работников, в том числе выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а также начисления на выплаты по оплате труда. Рекомендуемая доля затрат на оплату труда работников 50% от общей суммы расходов по Плану ФХД.
Доля затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда в Учреждении составила 33,37%. Планирование расходов на оплату труда ведется на основании структуры (Приложение 4) и штатного расписания. Руководителем Учреждения сформировано и утверждено штатное расписание в количестве 587 человек, в том числе руководство — 6 человек, структурные подразделения аппарата — 67 человек, производственные подразделения — 514 человек. В Учреждении разработано Положение об оплате труда и поощрении работников ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (по 9 управлению Минобороны России), которое является основанием для начисления и выплаты заработной платы и стимулирующих надбавок.
Доля фонда оплаты труда основного персонала устанавливается в объеме не менее фактического уровня за предыдущий финансовый год. Перечень должностей работников Учреждения, относящихся к основному персоналу:
- Инженеры всех наименований в структурных подразделениях по основным видам деятельности;
- Экономисты всех наименований структурных подразделений по основным видам деятельности;
- Специалисты по работе с юридическими и физическими лицами;
- Мастера участка;
- Производители работ (прорабы), включая старших;
- Механики;
- Профессии рабочих по основным направлениям деятельности.
Доля фонда оплаты труда административно-управленческого персонала устанавливается в размере, не превышающим фактический уровень за предыдущий финансовый год. К административно-управленческому персоналу относится руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер, руководители структурных подразделений. Рекомендуемое значение доли расходов на оплату труда административно-управленческого персонала в общем фонде оплаты труда составляет не более 10%. В Учреждении доля расходов на оплату труда административно-управленческого персонала составила 51 558 306,996 руб. или 12%.
(Фонд оплаты труда Учреждения включает в себя фонд оплаты труда по окладам (должностным окладам), компенсационные выплаты, стимулирующую часть и определяется по формуле:
ФОТ= ФОТдо+ФОТкв+ФОТсв, где
— ФОТ — фонд оплаты труда
— ФОТдо — фонд оплаты труда по должностным окладам
— ФОТкв — фонд компенсационных выплат
— ФОТсв — стимулирующая часть фонда оплаты труда учреждения
Размеры базовых должностных окладов, выплаты компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в пределах фонда оплаты труда, предусмотренного Планом ФХД в рамках субсидии на финансовое обеспечение государственного задания. Размеры базовых должностных окладов установлены директором на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации с учётом отнесения должности к профессиональной квалификационной группе и квалификационному уровню. Стимулирующая часть фонда оплаты труда учреждения определяется по формуле:
ФОТсв=ФОТ*ст
где ст — доля стимулирующих выплат в фонде оплаты труда учреждения. (Слайд 5). Рекомендуемый размер доли стимулирующей части фонда оплаты труда — 30%. В Учреждении размер стимулирующей части фонда оплаты труда равен 25%.
К выплатам компенсационного характера относятся выплаты работникам в условиях, отклоняющихся от нормативных, размер выплаты составляет 4%.
На основании Распоряжения начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по 9 управлению МО от 25.02.2017г. № 01-41-95 «Об оплате труда руководителя государственного бюджетного учреждения, осуществляющего деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, подведомственного Министерству обороны Российской Федерации» (оплата труда руководителя Учреждения включает в себя должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты и определяется в кратном размере от средней заработной платы работников Учреждения, относящихся к основному персоналу. Коэффициент кратности устанавливается до трех размеров указанной средней заработной платы основного персонала. Увеличение данного соотношения допускается по решению Министерства обороны Российской Федерации и не может превышать 8. В Учреждении применяется коэффициент кратности 4. Исчисление размера средней заработной платы работников, принимаемое для размера коэффициента кратности, осуществляется по итогам календарного года и определяется по формуле:
ЗПо= ФОТо/Nо
ФОТо — фонд начисленной заработной платы работников, относящихся к основному персоналу
Nо — средняя численность работников, относящихся к основному персоналу
ЗПо= 294 459 111,4 ((334612626,6*12%)-334612626,6) /12(мес.)/514(численность работников) = 47 739,8 руб. (Слайд 6)
Должностной оклад руководителя определяется в зависимости от отнесения возглавляемого им государственного Учреждения к группе по оплате труда руководителя и устанавливается в трудовом договоре с Учредителем. Для отнесения Учреждения к группе по оплате труда руководителя используется интегрированный показатель масштаба деятельности Учреждения (Р), исчисляемый по формуле:
где:
S — показатели, характеризующие масштабы деятельности учреждения;
k — весовые коэффициенты показателей.
Показателем, характеризующим масштаб деятельности Учреждения является площадь территории объектов военной и социальной инфраструктуры — 4 502 686 кв.м и весовой коэффициент 0.3. Таким образом:
Р= 4 502 686 * 0,3 / 1000 = 1350,8
В таблице №5 установлены примерные критерии отнесения к группе по оплате труда руководителя. Размер должностного оклада руководителя, устанавливается Министерством обороны Российской Федерации по каждой группе.
Таблица №5
| Группа по оплате труда | Величина интегрированного показателя масштаба деятельности учреждения |
| I | До 400 |
| II | От 401 до 500 |
| III | От 501 до 600 |
| IV | От 601 до 700 |
| V | Свыше 700 |
Таким образом, Учреждение относится к V группе оплаты труда руководителя. Руководителю установлена стимулирующая надбавка за продолжительность работы в отрасли в размере 15% от базового должностного оклада.(6 слайд).) Должностные оклады заместителей руководителя, главного бухгалтера установлены на 15% ниже должностного оклада руководителя.
Расходы на услуги связи планируются в соответствии с утвержденным списком сотрудников, с указанием номера телефона владельца sim-карты и должности сотрудников за которыми числятся мобильные телефоны. Руководителем утвержден допустимый лимит телефонных разговоров. Кроме того, планируются расходы на пользование интернетом и стационарной телефонной связью.
Для реализации уставной деятельности Учреждению переданы в оперативное управление на основании Распоряжений Министерства обороны Российской Федерации нежилые помещения общей площадью 69 712 кв.м. Эти помещения используются под административные помещения, производственные и для временного проживания производственного персонала. Коммунальные услуги по эксплуатации этих помещений планируются в соответствии с заключенными договорами с соответствующими организациями на предоставление теплоэнергии, электроэнергии, водоснабжения, водоотведения. Договора заключаются на основании фактических норм потребления с учетом роста тарифов.
В учреждении на балансе числится 296 единиц техники (автогрейдеры, автокраны, снегопогрузчики, КАМАЗы универсальные, машины дорожные универсальные и т.д.). Планирование расходов на содержание имущества учреждения производится на основании расчетно-нормативных расходов, с учетом изменений к ним, с учётом инфляции и в соответствии с Федеральным Законом № 44 от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Приобретение услуг, работ и товаров путем конкурсов, аукционов и котировок влечет за собой значительную экономию бюджетных средств. В общем объеме расходов эта статья затрат занимает наибольшую долю (48,25 %).
(Слайд 7) Экономической службой Учреждения на основании сводных отчетов формируются показатели фактического выполнения государственного задания. В 2017 году все запланированные в государственном задании услуги (работы) были выполнены кроме государственных услуг, представленных в таблице № 6.
| Наименование государственной услуги (работы)
| Отклонения фактического исполнения от запланированных значений, куб.м |
| Погрузка и транспортировка снега с объектов военной инфраструктуры I категории
| 353876 |
| Погрузка и транспортировка снега с объектов военной инфраструктуры II категории
| 562510 |
| Погрузка и транспортировка снега с объектов военной инфраструктуры III категории
| 1473808 |
| Погрузка и транспортировка снега с объектов военной инфраструктуры IV категории
| 15735 |
| Погрузка и транспортировка снега с парковок вне зависимости от категории
| 70350 |
| Утилизация снега с объектов военной инфраструктуры на ССП ОАО «Мосводоканал» | 666120 |
Основная проблема наличия отклонений фактического исполнения от запланированных значений объема работ по погрузке и транспортировке, по утилизации снега, связана с тем, что объемный показатель таких работ всецело зависит от неких внешних обстоятельств, которые тяжело спрогнозировать (например, малоснежная зима). Объем вывоза снега (куб.м.) зависит не только от площади территории, но и от высоты снежного покрова в зимний период.
Экономической службой Учреждения в течение зимнего периода в финансовом году производятся расчеты на определение объемного показателя данных видов работ. В результате недовыполнения государственного задания в Учреждении не исполнено плановых назначений в сумме 242 969 677 руб.
В 2017 году Учреждению были предоставлены субсидии на иные цели в сумме 35 496 363,7 в том числе на приобретение оборудования для ярмарок выходного дня — 14 486 359,68 руб., присоединение к электрическим сетям площадок, для проведения ярмарок выходного дня — 5 359 074,74 руб и на приобретение основных средств в сумме -15 650 929,29 руб.
Учреждение осуществляет деятельность, приносящую доход – это заключение договоров на водоснабжение и канализацию, теплоснабжение, на обеспечение военных городков электрической энергией. Доходы от оказания платных услуг планировались в сумме — 7 624 388,58 руб. 50% доходов от платных услуг (3 812 194,29руб.) планировалось на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда рабочих по содержанию и охране стоянки для большегрузных машин. Оставшиеся 50% планировалось направить на статью 226 «прочие работы, услуги».
В целях совершенствования системы финансового планирования и обеспечения рационального и экономного использования полученных субсидий на выполнение государственного задания необходимо:
- Урегулировать вопрос об изменении объема финансирования Учреждению в ситуации недовыполнения государственного задания.
- Оптимизировать штатное расписание. Планировать расходы на оплату труда административно-управленческого аппарата в общем фонде оплаты труда как минимум не более 10%.
- Повысить эффективность работы внутреннего контроля по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности, чтобы использовать результаты проведенных проверок для более эффективного планирования выделенных учреждению бюджетных средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
На основании вышеизложенного следует обратить внимание на то, что расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.
В ходе написания работы было изучено нормативное регулирование деятельности бюджетного учреждения ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по 9 управлению Минобороны России) и порядок его финансового обеспечения.
В работе рассматривался вопрос планирования деятельности Учреждения по оказанию государственных услуг (выполнению работ) в соответствии с видами деятельности, отнесенными уставом Учреждения к основной деятельности и включенными в ведомственный перечень. Особое внимание было уделено планированию финансовых ресурсов. Поскольку очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами государственного бюджетного учреждения целиком и полностью зависит результат его деятельности в целом.
За 2017 год Федеральным государственным бюджетным учреждением ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по 9 управлению Минобороны России) государственное задание по видам государственных работ (услуг) выполнено.
Субсидии, выделенные на обустройство ярмарок выходного дня, как и планировалось, использовались в соответствии с предусмотренными целями.
На современном этапе ФГБУ уже перестали рассматриваться как учреждения, финансируемые только за счет бюджетных средств. В условиях рыночных отношений всем бюджетным учреждениям разрешена предпринимательская деятельность, предусмотренная уставами. Эта деятельность приносит им собственные доходы, которые выступают как внебюджетные средства. Расходуются они внутри данных бюджетных организаций и являются для них дополнительным источником финансирования.
В настоящее время поступления внебюджетных средств в ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по 9 управлению Минобороны России) невелики. На мой взгляд, с учетом технической оснащенности Учреждения существуют резервы по расширению приносящей доход деятельности, что в перспективе будет положительно влиять на финансовые возможности Учреждения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации. / Российская газета, 1993, 25 декабря
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07. 1998 № 145-ФЗ ( в редакции последующих законов).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (в редакции последующих законов).
- Налоговый Кодекс (в редакции последующих законов)
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (с изм. и доп.) » О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
- Федеральный Закон № 83 от 08.05.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
- Письмо Минфина РФ от 17.04.2007 № 0802-02/08 » О нецелевом использовании бюджетных средств».
- Приказ Минфина России от 24.09.2015 N 140н (ред. от 17.12.2015) «О внесении изменений в Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. N 81н».
- Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н (ред. от 17.12.2015) «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» .
- Планирование деятельности на предприятии под ред. С. Н. Кукушкина, В. Я. Позднякова, Е. С. Васильевой — М: ЮРАЙТ, 2013
- Н.В. Колчина Финансы организаций: учебник — Москва, Юнити-Дана, 2011 год.
- А.И. Самылин. Финансовый менеджмент. Учебник. — М: ИНФРА-М, 2013 год.
- А.П. Виткалова , Д.П. Миллер. Бюджетирование и контроль затрат в организации: — практическое пособие. Москва, КноРус, 2011 год.
- Статья «Бюджетные расходы: вопросы эффективности, результативности и разработка системы показателей оценки» автор: Тишутина О.И. Журнал » Проблемы современной экономики №4 2012 год.
- Статья «Проверка полноты и правильности составления ПФХД » Обухова Т. Портал предпринимательство и право. Дата размещения 19.03. 2016.
