Заявка на расчет
Меню Услуги

Средства физической культуры для формирования у спортсменов функции физического самовоспитания. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


1.3. Средства физической культуры как основа формирования функции физического самовоспитания

Термин «средство» происходит от слова «средний», «серединный». Средство — это то, что создано человеком для достижения определенных целей, удовлетворения определенных потребностей. В данной работе мы опираемся на классификацию средств физической культуры Курамшина Ю.Ф (см. таблицу 1), к средствам физического совершенствования он относит физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы. (Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.).

Таблица 1 — Классификация средств физической культуры (Курамшин Ю.Ф.)

Средства физической культуры
Физические упражнения Естественные силы природы Гигиенические факторы

 

Физическое упражнение — это основное и специфическое средство физического совершенствования, особый вид двигательной деятельности, с помощью которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося. (Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.).

Физические упражнения — двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Многократное выполнение двигательных действий образует двигательную деятельность, двигательную активность. Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. Ю.Ф. Курамшин пишет, что их помощью гораздо эффективней используется основное средство. Тем самым, используя все средства физической культуры, можно создавать условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся. Такой подход обеспечивает успешную организацию и проведения занятий. Основные и вспомогательные средства физического воспитания должны применяться в единстве. (Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.).

На данный момент известно, что при выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и задач формирования физической культуры личности (Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Л.П. Матвеев. – 3-е изд. – СПб.: Лань, 2003. – 160 с.). Требуется многократное повторение упражнения (наличие двигательной деятельности) с тем, чтобы усовершенствовать движение и развить физические качества. Специфика двигательной деятельности в том, что она сопровождается целым рядом происходящих в организме процессов и явлений (биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных и др.).

Выполнение физических упражнений, как говорилось выше, активирует деятельность различных систем и функций организма и, тем самым, оставляет свой «след» (эффект) в организме человека. В процессе многократного повторения действий «Следовые» двигательные эффекты по открытому Ж. Б. Ламарком закону упражнений — «работа строит орган в меру его употребления», накапливаются и способствуют процессу морфологического, функционального, социально-психологического развития личности занимающихся.

Одновременно физические упражнения рассматриваются и как метод обучения и воспитания. Ключевой признак физических упражнений как метода — повторяемость их применения, что позволяет педагогу оказывать необходимое воздействие на занимающихся. При помощи физических упражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние. С другой стороны при применении физических упражнений происходит передача общественно-исторического опыта одного из видов физической деятельности. Таким образом, физические упражнения могут использоваться для социального воздействия на занимающихся.

Неотъемлемой особенностью физических упражнений является то, что они связаны с активной, целенаправленной двигательной деятельностью людей. Физические упражнения представляют собой узко направленные и сознательные действия. Интересен тот факт, что эти действия связаны с целым рядом психических процессов, с представлением о движениях, мыслительной работой, переживаниями и т.п. Они развивают интересы и чувства, волю и характер и являются, таким образом, одним из наиболее доступных средств духовного развития человека. (Решетников, Н.В. Физическая культура [Текст]: Учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 152 с). Физические упражнения можно и необходимо рассматривать как один из показателей связи физической и психической деятельности человека. Они влияют не только на организм, но и на личность занимающихся. Именно поэтому в нашей работе применение физических упражнений рассматривается как основной подход к формированию функции физического самовоспитания.

Действия физических упражнений направлено на природу самого человека и определяется закономерностями процесса физического совершенствования. С помощью физических упражнений и осуществляется направленное воздействие на человека с целью развития его физических и духовных способностей. В сочетании с физическими упражнениями физический труд, проводимый в благоприятных условиях внешней среды (работа в лесу, в поле и т.д.) с определенной дозированной нагрузкой, может выступать как вспомогательное средство физического совершенствования. Но используемый таким образом, он уже подчиняется целям физического воспитания, меняется его существо и направленность. Итак, физические упражнения можно определить как двигательную деятельность, осуществляемую по законам физического совершенствования личности.

Естественные силы природы (воздух, вода, солнечные лучи, высокогорная местность) являются основным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека, которые используются человеком повсеместно. Одна из главных задач физического воспитания — формирование практических навыков применения естественных сил природы, для использования в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, для использования этих знаний в повседневной жизни.

В ходе физического воспитания естественные силы природы применяются в единстве с движениями (занятия спортом на свежем воздухе, занятия спортом и одновременное принятие солнечных ванн, при облучении солнечными лучами в воде и т.п.), а также в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.). Чаще всего естественные силы природы используются в двух направлениях. Они могут быть использованы для создания условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями. В нашей работе мы опираемся на тот факт, что благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнений. Важность влияния естественных сил природы на организм занимающихся проявляется в первую очередь в том, что они:

  • Позволяют применять значительную, вариативную нагрузку
  • Помогают организовать рациональный отдых.

Упражнения в условиях благоприятной окружающей среды вызывают у спортсменов положительные эмоции, бодрость, жизнерадостность. Удовлетворение от занятий физической культурой и спортом является важным фактором для формирования функции физического самовоспитания.

Организация применения естественных сил природы в учебно-тренировочном процессе должна опираться на исследования единства организма и среды, влияния среды на организм занимающихся. В качестве вспомогательного средства физического совершенствования также используются походы, пикники, купание в водоёмах, проводимые в благоприятных и комфортных условиях естественных сил природы.

Немаловажным для гармонического физического воспитания также является учет в процессе учебно-тренировочного процесса факторов гигиены. К ним традиционно относятся обязательные процедуры по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды занимающихся (Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.). В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм и личность занимающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является строго обязательным, так как это повышает эффект полезного воздействия упражнений. Огромное значение в создании необходимых гигиенических условий имеет состояние материально-технической базы, спортивного оборудования, инвентаря и одежды занимающихся. Существенную роль в процессе систематических занятий физическими упражнениями играет также научно обоснованный режим дня и тренировок, сбалансированное питание, ведение дневника самонаблюдения.

Правильное применение физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные способности людей, подготавливая их к деятельности, закладывая основу для формирования функции физического самовоспитания. В связи с этим классификация средств физической культуры Курамшина Ю.Ф. послужила основой для создания авторской анкеты «Оценка тренировочного процесса».

1.4. Самовоспитание в спортивной деятельности

В ходе изучения проблемы физического самовоспитания мы выделили, что физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы являются основными и обязательными средствами направленного воздействие на человека с целью развития его физических и духовных способностей. Так как спортивная деятельность является специфической формой человеческой активности, важно рассмотреть некоторые её особенности, которые могут влиять на успешность формирования функции физического самовоспитания.

Особый интерес в контексте физического воспитания вызывает воля. Воля является одними из важнейших качеств личности человека. Выготский Л.С. относит волю к высшим психическим функциям человека, развитие которых осуществляется как овладение человеком собственным поведением при помощи различных средств. С точки зрения спортивной психологии интересна концепция Пуни А.Ц , где воля определяется как «деятельная сторона разума и моральных чувств, позволяющая человеку управлять самим собой, особенно в условиях преодоления препятствий различной степени трудности» (Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Учебное пособие. — Л., 1977 с. 29). По мнению Пуни А.Ц., препятствия – это необходимое, основопологающее условие актуализации и развития воли. Препятствия возникают в результате несоответствия возможностей человека (его представлений, мыслей, чувств, действий) объективным условиям и особенностям деятельности. Они делятся на внешние и внутренние. Под внешними препятствиями понимались любые объективные условия и особенности среды и деятельности, которые становятся помехой в достижении цели, в решении частных задач; под внутренними препятствиями — возникающие под влиянием внешних условий жизни и деятельности человека объективные изменения и состояния внутренней среды его организма, служащие помехой в достижении целей. Пуни А.Ц считает, что осознание внутренних препятствий как исключительно психических явлений (неблагоприятных эмоциональных и конфликтных психических состояний) не всегда обоснованно, т.к. психические явления — вторичные, производные, субъективная сторона объективных изменений и состояний внутренней среды организма. Внешние и внутренние препятствия взаимодействуют, проявляясь в трудностях различной степени (Пуни А.Ц. Волевая регуляция двигательной деятельности в спорте.//Управление процессом спортивной тренировки. Сборник докладов 2 Всероссийской конференции. — Л., 1974). Эти качества стремится воспитать у детей каждый родитель, тренер, учитель. Именно это делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Непосредственно развитая воля даёт возможность ставить цели и добиваться своего. В связи с этим можно сказать, что становление воли является основополагающей линией развития личности.

С этим согласны практически все классики отечественной психологии. Так, согласно Л.С. Выготскому, личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения, и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения — это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребёнка. Л.И. Божович также подчёркивала, что проблема воли и произвольности является магистральной для психологии личности и её формирования.

Воля имеет саморегулирующую функцию, способствующую осуществлению ведущих идей и принципов личности. Исследование роли занятий спортом показывает, что они совершенствуют у воспитанников цели и мотивы самовоспитания, возникновение новых потребностей, обогащают чувства, развивают эмоциональную сферу, умение адекватно оценивать поступки свои и товарищей. Формирование у воспитанников новых психических качеств обуславливает дальнейшее усложнение, обогащение и повышение эффективности самовоспитания (Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. — 3-е изд. СПб.: Питер, 2006. С. 66-70 ). При этом волевая активность является необходимым компонентом, целью, результатом, главным двигателем всего учебно-тренировочного процесса. Выступая как условие и средство процесса самовоспитания, воля, в свою очередь, закаляется, направляя потенциальные резервы личности на решение задач самовоспитания, на преодоление возникающих препятствий. Только определенный уровень развития воли позволяет личности выполнить необходимый импульс к началу процесса самовоспитания.

Специфической особенностью этого взаимодействия тренера и спортсмена является создание установки на развитие целеустремленности, инициативы и чувства ответственности перед товарищами, коллективом. Их наличие определяет развитие и других волевых свойств личности, содержание волевой направленности, волевую зрелость. При занятиях спортом формируются такие нравственные качества как ответственность за свои поступки и поведение своих товарищей, глубокая заинтересованность в общем успехе, сила воли, стремление к достижению высоких результатов.

В нашей работе мы не оцениваем сформированность воли в целом, а оцениваем конкретные волевые акты, осуществляющиеся в процессе учебно-тренировочной деятельности, чтобы дать конкретные рекомендации по применению их в процессе физического воспитания личности для формирования функции физического самовоспитания. Это обусловлено тем, что большинство имеющихся на сегодняшний день методических рекомендаций ограничиваются лишь советами: воспитывать волю и целенаправленность, учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания, формировать способность преодолевать препятствия и т.д. В данном исследовании мы преследуем цель уточнить, сопровождает ли выполнение конкретного волевого акта успешное формирование функции физического самовоспитания.

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

Таким образом, проведенный анализ научной и методической литературы свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения функции физического самовоспитания и актуальности проблемы её формирования. В современном мире технический рост спортивных результатов достиг своих предельно возможных показателей, и дальнейшее улучшение результатов может происходить за счет реализации спортивного потенциала путём различных психолого-педагогических приёмов. В связи с этим значительно возрастает роль физического самовоспитания, которое может обеспечить дальнейший рост спортивного мастерства.

В ходе изучения научной и научно-методической литературы выделены некоторые особенности самовоспитания, которые составляют основу эмпирического исследования:

  • В ходе выполнения физических упражнений решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Естественные силы природы, факторы гигиены выступают как вспомогательные средства, с их помощью эффективнее используется основное средство. Таким образом создаются условия для влияния физических упражнений на занимающихся, успешной организации и проведения занятий. Основные и вспомогательные средства физического воспитания должны применяться в единстве. (Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.). Правильное применение физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные способности людей, подготавливая их к деятельности, закладывая основу для формирования функции физического самовоспитания.
  • Удовлетворение потребностей в самоутверждении, самореализации, осознание и утверждение социально активной жизненной позиции, достойной человека современного общества, обусловливает выходы на потребности нового уровня – потребности в самовоспитании, саморазвитии. При этом, по мнению В.Г. Маралова, выделение самовоспитания в самостоятельную деятельность возможно лишь при создании определенных условий, которые «давали бы личности возможность самостоятельно строить себя, осуществлять акты самоутверждения и самосовершенствования» (Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М.: Академия, 2002. – , с. 147). Так реализуется единство внешнего плана самовоспитания как организации деятельности и внутреннего как собственно деятельности по самоизменению, что и составляет результат научного поиска. С этой точки зрения спортивная деятельность выступает благоприятной средой для самовоспитания.
  • Выступая как условие и средство процесса самовоспитания, воля, в свою очередь, закаляется, направляя потенциальные резервы личности на решение задач самовоспитания, на преодоление возникающих препятствий. Только определенный уровень развития воли позволяет личности выполнять роль необходимого импульса к началу процесса самовоспитания. Таким образом, воля имеет саморегулирующую функцию, способствующую осуществлению ведущих идей и принципов личности. Исследование роли занятий спортом показывает, что они совершенствуют у воспитанников цели и мотивы самовоспитания, возникновение новых потребностей.

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОВОСПИТАНИЯ

2.1. Материалы исследования функции физического самовоспитания

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в отечественной психологии накоплены теоретические знания и огромный опыт практической работы, которые отчетливо указывают на большие возможности использования ценностей физической культуры в процессах организации индивидуального способа жизнедеятельности человека, стимуляции учебной и социально-профессиональной деятельности, умственной и физической работоспособности. Особый интерес вызывает функция физического самовоспитания. Одним из важных направлений в достижении позитивных результатов, по мнению многих специалистов, является целенаправленное формирование у человека функции физического самовоспитания, которое существенно дополняет, конкретизирует и оптимизирует учебно-воспитательный процесс, помогает реализовывать подлинно субъектные действия человека по отношению к себе и окружающему миру (Шаулин В.Н. Научные основы развития самостоятельности у учащихся 6-17 лет при формировании физической культуры. Авореф… д.п.н. М., 1996.-65 с.)

В литературных источниках, опыте практической работы представлены различные позиции и подходы к решению этой важной психолого-педагогической проблемы. Одних специалистов интересуют вопросы проектирования индивидуальных программ физического самовоспитания для коррекции выявленных недостатков в состоянии здоровья, двигательной и физической подготовленности. Ряд авторов рассматривает физическое самовоспитание как средство профилактики неблагоприятного влияния экологической и социально- профессиональной среды, преодоления кризисов возрастного развития и отклоняющегося от нормы поведения. Несомненный интерес вызывают работы, в которых физическое самовоспитание рассматривается как составляющая индивидуального способа жизнедеятельности, как мощный фактор повышения качества учебной, социальной и профессиональной деятельности человека .

В повседневной жизни спорт является неотъемлемой и очень важной частью жизни человека, и формирование функции физического самовоспитания для соблюдения принципов здорового образа жизни является обязательным. В нашей работе мы рассматриваем физическое самовоспитание спортсменов, так как считаем, что усилия тренеров, направленные на воспитание и перевоспитание будут гораздо эффективней, когда воспитанники будут также собственными усилиями изменять и совершенствовать себя.

Вместе с позитивными результатами, фиксирующими определенное продвижение в решении этой важной проблемы, следует выделить ряд вопросов, которые не нашли пока своего решения. Во-первых, не разработан надежный подход к формированию искомой функции, поэтому ее сформированность в традиционно организуемом образовательном процессе скорее случайный, чем закономерный результат. Во-вторых, не конкретизированы особенности профессиональной деятельности спортсмена, которые влияют на сформированность функции физического самовоспитания.

Изложенное дает основание считать, что разрешение противоречия между необходимостью формирования функции физического самовоспитания и недостаточной разработанностью содержательных характеристик этого процесса является актуальным.

Актуальность и профессиональная значимость рассматриваемой научной задачи, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Средства физической культуры для формирования у спортсменов функции физического самовоспитания (на примере различных видов спорта)».

Целью исследования является изучение состояние сформированности функции физического самовоспитания для повышения результативности тренировочного процесса.

Задачи:

  1. На основе изучения научной и научно-методической литературы выделить психологические особенности формирования функции физического самовоспитания
  2. Выявить особенности применения средств физической культуры в тренировочном процессе и влияние их на функцию физического самовоспитания.
  3. Выявить успешность в избранном виде спорта спортсменов с развитой и не развитой функцией физического самовоспитания.
  4. Разработать рекомендации для успешного формирования функции физического самовоспитания.

Предмет: особенности формирования функции физического самовоспитания у спортсменов различных специализаций.

Объект: процесс развития физического самовоспитания у спортсменов различных специализаций.

Были выдвинуты следующие гипотезы:

  1. Комплексное применение средств физического воспитания влияет на развитие функции самовоспитания спортсменов
  2. Функция физического самовоспитания влияет на спортивные достижения спортсменов.

Научная новизна исследования состоит в том, что определено влияние тренировочного процесса на функцию физического самовоспитания. Разработаны рекомендации для реализации подхода к решению проблемы физического самовоспитания человека в процессе индивидуального развития.

Теоретической базой для написания работы стали труды (кого) и монографии отечественных специалистов и ресурсы сети Интернет.

В работе использованы различные научные методы, в числе которых метод теоретического анализа литературных источников, анкетирования и математической статистики.

Процедура исследования проходила в несколько этапов;

  1. С 10.01. по 15.02 – осуществлялся литературный обзор и изучение проблематики исследования функции физического самовоспитания.
  2. Разработка методологического аппарата исследования. На этом этапе сформированы цели и задачи исследования, подобраны методики для эмпирического исследования.
  3. С 16.02 по 16.03 –создание авторской анкеты «Оценка тренировочной деятельности», подробное описание которой представлено в пункте 2.2.
  4. С 17.03 по 25.03 – проведение анкетирования со студентами-спортсменами в аудитории 317 Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта с 15.45 до 16.00. В начале аудиторного занятия проводилось анкетирование со студентами-спортсменами НГУ им. Лесгафта. Выборка составила 50 человек (из них 30 мужчин, 20 женщин различных спортивных специализаций). Процедура исследования по авторской анкете сопровождалась подробной инструкцией.
  5. С 27.03 по 31.03 –используя возможности социальной сети Вконтакте (vk.com) и платформы Google Формы (google.ru/forms) анкетирование проводилось дистанционно. Дистанционная выборка составила 30 человек (из них столько 10 мужчин и 20 женщин различных спортивных специализаций).
  6. С 1.04 по 1.05 – этап обработки результатов. На данном этапе осуществлялся первичный количественный и качественный анализ полученного эмпирического материала.
  7. С 2.05 по 5.05 – составление выводов по задачам исследования, обоснование рекомендаций по полученным данным для кого?.
  8. С 6.05 по 1.06 – подготовка документации для сдачи выпускной квалификационной работы.

Для описания и анализа эмпирического исследования в данной работе применены методы математической статистики. Для математической обработки данных были использованы: пакет анализа IBM SPSS Statistics 21 и Microsoft office Excel 2003 с использованием статистических критериев χ²-Пирсона и r-Пирсона, таблиц сопряженности.

1.2. Методы исследования функции физического самовоспитания

После подробного изучения научной, научно-методической литературы, трудов, монографий, диссертаций, нами не было найдено способа диагностики функции физического самовоспитания, а тем более влияния средств физической культуры на формирование этой функции. Поэтому, после изучения основ формирования функции физического самовоспитания, для решения целей и задач исследования нами была разработана авторская анкета, которая позволила выявить взаимосвязь применения средств физической культуры и сформированность функции физического самовоспитания у спортсменов.

Основная цель анкеты: изучение влияния применяемых в тренировочном процессе средств на функцию физического самовоспитания.

Кроме этого, с помощью данной анкеты можно выявить следующие показатели, которые могут иметь ценность при исследовании влияния применяемых средств физической культуры на спортсмена;

  1. Уровень оценки спортсменом своей тренировочной деятельности.
  2. Влияние тренировочной деятельности на спортивный результат.
  3. Субъективный уровень (высокий, средний, низкий) применения того или иного средства физической культуры в процессе тренировки.

Анкета состоит из 27 вопросов и имеет следующую структуру;

  1. Введение, в котором указано: кто и для чего проводит анкетирование, как будут использованы данные, гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты.
  2. «Паспортичка» (сведения о демографических данных опрашиваемого, а также курс, группа, вид спота, спортивный разряд/спортивные достижения).
  3. Блоки вопросов
  4. Благодарность за сотрудничество в проведении опроса.

После изучения научной и научно-методической литературы нами было выделено несколько составляющих тренировочного процесса, которые влияют на функцию физического самовоспитания в спортивной деятельности. Исходя из выделенных составляющих, целей и задач исследования, составлены и разделены на 7 блоков основные вопросы. Условные названия каждого блока вопросов выглядят следующим образом;

  1. Развитие волевых качеств.
  2. Факторы гигиены.
  3. Самореализация.
  4. Физические упражнения
  5. Самостоятельность
  6. Естественные силы природы
  7. Самовоспитание

На этапе составления анкеты мы предположили, что не всем респондентам известно значение термина «физическое самовоспитание». Поэтому, для достоверности результатов было предложено разместить в начале анкеты определение термина «физическое самовоспитание». Позже, пересмотрев структуру анкеты, для того чтобы избежать эффекта «социальной желательности» респондентом предлагалось самостоятельно ответить на вопрос «Как вы думаете, что такое физическое самовоспитание?». На основании ответа на этот вопрос происходил отсев респондентов, которые не имели или имели искаженное преставление о функции физического самовоспитания. Такой отсев помог получить более достоверные результаты.

Подробнее рассмотрим каждый из блоков.

В результате изучения научной литературы мы выяснили что воля, выступая как условие и средство процесса самовоспитания, в свою очередь, закаляется, направляя потенциальные резервы личности на решение задач самовоспитания, на преодоление возникающих препятствий. Именно определенный уровень развития воли создаёт необходимый импульс к началу процесса самовоспитания. В связи с этим мы посчитали фундаментальным использование в тренировочном процессе приемов развития волевых качеств и составили следующие вопросы;

  1. Учил ли тренер преодолевать утомление и чувство усталости?
  2. Требовал ли от Вас тренер соблюдения режима тренировок?
  3. Вводил ли тренер дополнительные трудности в тренировочный процесс?
  4. Воспитывал ли тренер чувства коллективизма, ответственного отношения к общему делу?

На каждый из вопросов респондентам предлагается выбрать один вариант ответа; «часто», «редко» или «никогда». Вариант ответа «часто» оценивается в 2 балла, вариант ответа «редко» оценивается в 1 балл, вариант ответа «никогда» оценивается в 0 баллов в соответственно. 6-8 баллов по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых происходило систематическое разнообразное развитие волевых качеств. 4-5 баллов получали респонденты, в процессе тренировки которых происходило развитие волевых качеств на среднем уровне. 0-3 балла получали респонденты, развитие волевых качеств которых в процессе физического воспитания осуществлялось на очень низко уровне.

Удовлетворение потребностей в самоутверждении, самореализации, осознание и утверждение социально активной жизненной позиции, достойной человека современного общества, обусловливает выходы на потребности нового уровня – потребности в самовоспитании, саморазвитии. При этом, по мнению В.Г. Маралова, выделение самовоспитания в самостоятельную деятельность возможно лишь при создании определенных условий, которые «давали бы личности возможность самостоятельно строить себя, осуществлять акты самоутверждения и самосовершенствования». Исходя из этого, нами были составлены следующие вопросы;

  1. Всегда ли Вы достигали целей, которые ставил перед вами тренер?
  2. Была ли в вашем тренировочном процессе система поощрений со стороны тренера?
  3. Часто ли вы выезжали на соревнования?
  4. Хвалил ли вас тренер публично?

На каждый из вопросов респондентам предлагается выбрать один вариант ответа; «часто», «редко» или «никогда». Вариант ответа «часто» оценивается в 2 балла, вариант ответа «редко» оценивается в 1 балл, вариант ответа «никогда» оценивается в 0 баллов в соответственно. 6-8 баллов по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых происходило удовлетворение потребности в самоутверждении и самореализации на высоком уровне. 4-5 баллов по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых происходило удовлетворение потребности на среднем уровне. 0-3 балла получали респонденты, в процессе тренировки которых потребность в самоутверждении и самореализации удовлетворялась на субъективном низком уровне.

Самовоспитание связано с ясно осознанными целями, идеалами, определенным уровнем самосознания, критического мышления, способностью и готовностью к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Физическое воспитание находится в неразрывной связи самовоспитанием, подкрепляя и развивая процесс формирования личности. Исходя из вышесказанного, нами было разработаны следующие вопросы, которые образуют блок «Самостоятельность»;

  1. Учил ли тренер ставить цели и планировать деятельность исходя из них?
  2. Учил ли тренер самостоятельно анализировать ошибки и достижения?
  3. Давал ли Вам тренер возможность самостоятельно оценивать ваши спортивные результаты?
  4. Тренер учил вас приёмам самовнушения? (напр. «я смогу преодолеть «, «выполняю это движение идеально» и др.)

Физические упражнения — двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Многократное выполнение двигательных действий образует двигательную деятельность, двигательную активность. Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. Ю.Ф. Курамшин пишет, что их помощью гораздо эффективней используется основное средство. Тем самым, используя все средства физической культуры, можно создавать условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся. Такой подход обеспечивает успешную организацию и проведения занятий. Основные и вспомогательные средства физического воспитания должны применяться в единстве. (Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.).

На данный момент известно, что при выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и задач формирования физической культуры личности (Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Л.П. Матвеев. – 3-е изд. – СПб.: Лань, 2003. – 160 с.). Требуется многократное повторение упражнения (наличие двигательной деятельности) с тем, чтобы усовершенствовать движение и развить физические качества. Специфика двигательной деятельности в том, что она сопровождается целым рядом происходящих в организме процессов и явлений (биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных и др.). Вопросы данного блока были составлены на основании наиболее распространённых классификаций физических упражнений. Количество полученных баллов отражает субъективный уровень использования заявленного средства физической культуры. Исходя из вышесказанного, нами было разработаны следующие вопросы, которые образуют блок «Физические упражнения»;

  1. Применял ли тренер разнообразные физические упражнения в процессе тренировки?
  2. Применял ли тренер упражнения по преимущественной целевой направленности их использования? (общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др.)
  3. Применял ли тренер упражнения, направленные на преимущественное развитие отдельных мышечных групп? (упражнения для мышц, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и др.)
  4. Применял ли тренер упражнения на развитие отдельных качеств? (упражнения для развития скоростных, силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости и т.д.)

На каждый из вопросов респондентам предлагается выбрать один вариант ответа; «часто», «редко» или «никогда». Вариант ответа «часто» оценивается в 2 балла, вариант ответа «редко» оценивается в 1 балл, вариант ответа «никогда» оценивается в 0 баллов в соответственно. 6-8 баллов по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых средство физической культуры применялось в полной мере. 4-5 баллов по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых средство физической культуры применялось на среднем уровне. 0-3 балла по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых средство применялось на низком уровне.

Естественные силы природы (воздух, вода, солнечные лучи, высокогорная местность) являются основным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека, которые используются человеком повсеместно. Одна из главных задач физического воспитания — формирование практических навыков применения естественных сил природы, для использования в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, для использования этих знаний в повседневной жизни.

В ходе физического воспитания естественные силы природы применяются в единстве с движениями (занятия спортом на свежем воздухе, занятия спортом и одновременное принятие солнечных ванн, при облучении солнечными лучами в воде и т.п.), а также в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.). Чаще всего естественные силы природы используются в двух направлениях. Они могут быть использованы для создания условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями. В нашей работе мы опираемся на тот факт, что благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнений. Важность влияния естественных сил природы на организм занимающихся проявляется в первую очередь в том, что они:

  • Позволяют применять значительную, вариативную нагрузку
  • Помогают организовать рациональный отдых.

Упражнения в условиях благоприятной окружающей среды вызывают у спортсменов положительные эмоции, бодрость, жизнерадостность. Удовлетворение от занятий физической культурой и спортом является важным фактором для формирования функции физического самовоспитания.

Организация применения естественных сил природы в учебно-тренировочном процессе должна опираться на исследования единства организма и среды, влияния среды на организм занимающихся. В качестве вспомогательного средства физического совершенствования также используются походы, пикники, купание в водоёмах, проводимые в благоприятных и комфортных условиях естественных сил природы. Исходя из вышесказанного, нами было разработаны следующие вопросы, которые образуют блок «Естественные силы природы»;

  1. Организовывал ли тренер занятия на свежем воздухе? (стадион, лес, условия города)
  2. Тренер когда-нибудь проводил занятие на свежем воздухе с целью одновременного принятия солнечных ванн и тренировки?
  3. Организовывал ли тренер занятия в бассейне , реке, море и т.д?

На каждый из вопросов респондентам предлагается выбрать один вариант ответа; «часто», «редко» или «никогда». Вариант ответа «часто» оценивается в 2 балла, вариант ответа «редко» оценивается в 1 балл, вариант ответа «никогда» оценивается в 0 баллов в соответственно. 5-6 баллов по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых средство физической культуры применялось в полной мере. 3-4 балла по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых средство физической культуры применялось на субъективном среднем уровне. 0-2 балла по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых средство применялось субъективном низком уровне.

К гигиеническим факторам относятся мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.д. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм и личность занимающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным, это повышает эффект воздействия упражнений.

Исходя из вышесказанного, нами было разработаны следующие вопросы, которые образуют блок «Факторы гигиены»;

  1. Следил ли ваш тренер за тем, чтобы вы всегда были в соответствующей занятию одежде?
  2. Следил ли тренер за вашим режимом дня?
  3. Следил ли тренер за режимом и качеством вашего питания?
  4. Требовал ли от Вас тренер ведения дневника самонаблюдения?
  5. Учил ли тренер ухаживать за спортивными снарядами (напр. убирать мячи, снаряды, маты , зал после тренировки)?

На каждый из вопросов респондентам предлагается выбрать один вариант ответа; «часто», «редко» или «никогда». Вариант ответа «часто» оценивается в 2 балла, вариант ответа «редко» оценивается в 1 балл, вариант ответа «никогда» оценивается в 0 баллов в соответственно. 8-10 баллов по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых средство физической культуры применялось в полной мере. 5-7 баллов по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых средство физической культуры применялось на субъективном среднем уровне. 0-4 балла по данному блоку получали респонденты, в процессе тренировки которых средство применялось на субъективном низком уровне.

Для оценки сформированности функции физического самовоспитания в анкете подготовлен отдельный вопрос. Ответ на этот вопрос даёт понять, как применяемые в тренировочном процессе средства физической культуры повлияли на функцию физического самовоспитания.

Возникает ли у Вас желание заниматься спортом, совершенствовать себя вне тренировочного процесса?

Положительный ответ на этот вопрос даёт субъективное представление о сформированности функции физического самовоспитания. В процессе обработки результатов данный показатель сравнивается с количеством баллов, которые респонденты набрали по всем шкалам теста. Предполагается, что функция физического самовоспитания будет в большей степени сформирована у тех респондентов, которые набрали большее количество баллов. Данное предположение проверено с помощью таблиц сопряженности пакет анализа IBM SPSS Statistics 21.

По итогам прохождения данного теста респондент имеет возможность набрать от 0 до 50-ти баллов. Подробнее рассмотрим, как характеризуется количество набранных баллов;

  1. Результат от 40 до 50-ти баллов попадает в градацию «субъективный высокий результат». Тренировочный процесс этого спортсмена мы характеризуем как гармоничное, всестороннее применение средств физической культуры для развития функции физического самовоспитания через удовлетворение потребности в самоутверждении, самореализации, совокупном применении всех средств физической культуры и научению способам самостоятельного управления своей тренировочной деятельностью. У таких спортсменов высокая заинтересованность в спортивном результате, самостоятельных занятиях физической культурой и спортом.
  2. Результат от 25-ти до 40 баллов попадает в градацию «субъективный средний результат». Средства физической культуры применяются, но в недостаточной степени. Тренировочный процесс таких спортсменов носит не полный характер, одно или несколько средств физической культуры используется недостаточно.
  3. Результат до 25-ти баллов попадает в градацию «субъективный низкий результат». Применение средств физической культуры происходит не комплексно.

Полученный результат сравнивается со сформированностью функции физического самовоспитания. Сравнение результатов теста даст субъективное понятие, как применение средств физической культуры повлияло на функцию физического самовоспитания. В ходе обработки эмпирических данных каждый вопрос авторской анкеты проходит корреляционный анализ на предмет взаимосвязи с функцией физического самовоспитания. Статистическая обработка позволит получить достоверные данные о том, какие конкретно элементы тренировочного процесса, средства физической культуры и другие факторы влияют на успешное формирование функции физического самовоспитания. Чтобы ответить на вопрос, насколько успешны в избранном виде спорта спортсмены с развитой и не развитой функцией физического самовоспитания, корреляционный анализ проводится между спортивным разрядом спортсмена и функцией физического самовоспитания.

Таким образом, для решения поставленных задач нами была использована авторская анкета. Подробная интерпретация эмпирических данных представлена в главе 3.


Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф