Меню Услуги

Средства физической культуры для формирования у спортсменов функции физического самовоспитания. Часть 3.

Страницы:   1   2   3

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1. Анализ результатов изучения функции физического самовоспитания

При анализе материалов исследования были получены данные заявленные в задачах исследования. Сводные таблицы эмпирических данных приведены в Приложении 1.Рассмотрим полученные результаты.

Исследование проводилось в соответствии с поставленной целью: изучить особенности формирования функции физического самовоспитания, а также влияние функции самовоспитания на успешность спортсменов.

Были выдвинуты следующие гипотезы:

  1. Комплексное применение средств физического воспитания влияет на развитие функции самовоспитания спортсменов
  2. Функция физического самовоспитания влияет на спортивные достижения спортсменов.

Выборку исследования составили 80 спортсменов различных специализаций, 40 мужчин и 40 женщин, с различными спортивными разрядами. Исследование проводилось методом анкетирования. Респондентам была предложена анкета «Оценка тренировочного процесса».

Для математической обработки данных были использованы: пакет анализа IBM SPSS Statistics 21 и Microsoft office Excel 2003 с использованием статистических критериев χ²-Пирсона и r-Пирсона, таблиц сопряженности. Для исследования была применена анкета «Оценка тренировочного процесса». Респонденты отвечали «да» или «нет» на вопросы анкеты. В анкете было выделено несколько блоков.

В исследовании приняли участие 80 спортсменов, 40 мужчин и 40 женщин, с различными спортивными разрядами. Наибольший процент выборки (см. рис. 3) составили респонденты без спортивного разряда – 35%, мастера спорта составили 19%, кандидаты в мастера спорта – 19%. Меньше всего респондентов имеют 2 взрослый разряд – 2%.

Рисунок 3 — Распределение спортивных разрядов

 

Далее по итогам анкетирования респонденты был разделены на две группы – со сформированной 69% и не сформированной 31% функцией физического самовоспитания (см. рис. 4).

Рисунок 4 — Распределение по сформированности функции самовоспитания.

 

Далее в ходе статистического анализа были изучены различия между спортсменами из двух групп, а также выявлены предпосылки формирования функции самовоспитания.

Для изучения предпосылок формирования функции физического самовоспитания нами были изучены взаимосвязи между самовоспитанием и особенностями тренировочного процесса. Для обработки был использован статистический критерий r-Пирсона для бинарных переменных и таблицы сопряженности, так как вопросы методики предполагали только утвердительные или отрицательные ответы, а также испытуемые были разделены на две группы: со сформированной и не сформированной функцией физического самовоспитания.

Сначала нами было изучена взаимосвязь блока «Развитие волевых качеств» и функции самовоспитания (см. табл. 2). Было выявлено, что обучение тренером преодолевать чувство усталости статистически значимо коррелирует с развитием функции самовоспитания r = 0,643, p<0,05. Также на развитие функции самовоспитания положительно влияют соблюдение режима тренировок r = 0,742, p<0,05, дополнительные трудности r = 0,436, p<0,05.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Таблица 2 — Корреляция показателей самовоспитания и волевых качеств.

Оценка тренировочного процесса Коэффициент корреляции r-Пирсона p-уровень значимости
1.Учил ли тренер преодолевать чувство усталости? 0,643 p<0,05
2.Требовал ли от Вас тренер соблюдения режима тренировок? 0,742 p<0,05
3.Вводил ли тренер дополнительные трудности в тренировочный процесс? 0,436 p<0,05
4.Воспитывал ли тренер чувства коллективизма, ответственного отношения к общему делу? -0,108 0,108

 

Также было выявлено, что на функцию самовоспитания положительно влияют выезды на соревнования r = 0,585, p<0,05 и публичная похвала тренера r = 0,472, p<0,05.

Таблица 3 — Корреляция показателей самовоспитания и самореализации.

Оценка тренировочного процесса Коэффициент корреляции r-Пирсона p-уровень значимости
5.Всегда ли Вы достигали целей, которые ставил перед вами тренер? 0,128 0,252
6.Была ли в вашем тренировочном процессе система поощрений со стороны тренера? 0,151 0,177
7.Часто ли вы выезжали на соревнования? 0,585 p<0,05
8.Хвалил ли вас тренер публично? 0,472 p<0,05

 

Достаточно значимым для формирования функции самовоспитания является блок «Факторы гигиены», на самовоспитание влияет соблюдение режима дня r = 0,405, p<0,05, качества питания r = 0,355, p<0,05 особенно сильно влияет ведение дневника самонаблюдения r = 0,709, p<0,05.

Табл.4. Корреляция показателей самовоспитания и гигиены.

Оценка тренировочного процесса Коэффициент корреляции r-Пирсона p-уровень значимости
9.Следил ли ваш тренер за тем, чтобы вы всегда были в соответствующей занятию одежде? 0,125 0,004
10.Следил ли тренер за вашим режимом дня? 0,405 p<0,05
11.Следил ли тренер за режимом и качеством вашего питания? 0,355 0,002
12.Требовал ли от Вас тренер ведения дневника самонаблюдения? 0,709 p<0,05
13.Учил ли тренер ухаживать за спортивными снарядами? 0,101 0,365

 

Проведение тренировок на природе также повышает возможности самовоспитания спортсменов: занятия на свежем воздухе влияют положительно r = 0,505, p<0,05, а также занятия в бассейне, реке, море r = 0,536, p<0,05.

Табл.5. Корреляция показателей самовоспитания и естественных сил природы

Оценка тренировочного процесса Коэффициент корреляции r-Пирсона p-уровень значимости
14.Организовывал ли тренер занятия на свежем воздухе ? 0,505 p<0,05
15.Тренер когда-нибудь проводил занятие на свежем воздухе с целью одновременного принятия солнечных ванн и тренировки? 0,165 0,14
16.Организовывал ли тренер занятия в бассейне, реке, море ? 0,536 p<0,05

 

Формирование тренером самостоятельности спортсмена в целеполагании r = 0,398, p<0,05, анализе ошибок r = 0,405, p<0,05, оценке r = 0,431, p<0,05, самовнушении r = 0,541, p<0,05 и эмпатии r = 0,355, p<0,05 статистически значимо влияет на формирование функции самовоспитания.

Табл.6. Корреляция показателей самовоспитания и самостоятельности

Оценка тренировочного процесса Коэффициент корреляции r-Пирсона p-уровень значимости
17.Учил ли тренер ставить цели и планировать деятельность исходя из них? 0,398 p<0,05
18.Учил ли тренер самостоятельно анализировать ошибки? 0,405 p<0,05
19.Давал ли Вам тренер возможность самостоятельно оценивать ваши спортивные результаты? 0,431 p<0,05
20.Тренер учил вас приёмам самовнушения ? 0,541 p<0,05
21.Воспитывал ли в вас тренер чувство эмпатии? 0,355 0,001

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Из блока «Физические упражнения» на функцию самовоспитания оказывают положительное влияние упражнения, направленные на преимущественное развитие отдельных мышечных групп, r = 0,569, p<0,05.

Табл.7. Корреляция показателей самовоспитания и самостоятельности

Оценка тренировочного процесса Коэффициент корреляции r-Пирсона p-уровень значимости
22.Применял ли тренер разнообразные физические упражнения в процессе тренировки? 0,101 0,365
23.Применял ли тренер упражнения по преимущественной целевой направленности их использования? -0,076 0,497
24.Применял ли тренер упражнения, направленные на преимущественное развитие отдельных мышечных групп? 0,569 p<0,05
25.Применял ли тренер упражнения на развитие отдельных качеств? 0,151 0,177

 

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась: комплексное применение средств физического воспитания влияет на развитие функции самовоспитания спортсменов. Наиболее сильное влияние оказывают:

  • соблюдение режима тренировок r = 0,742,
  • ведение дневника самонаблюдения r = 0,709
  • обучение тренером преодолевать чувство усталости r = 0,643
  • выезд на соревнования r = 0,585
  • похвала тренера r = 0,472.

Далее нами было проведено сравнение по критерию итоговых баллов по анкете у двух групп испытуемых: со сформированной и несформированной функцией самовоспитания. Для сравнения был использован критерий U-Манна-Уитни. По итогам анализа было выявлено, что у спортсменов со сформированной функцией самовоспитания балл статистически значимо выше U(55;25)= 1323, p<0,05. Таким образом, гармоничное, всестороннее применение средств физической культуры влияет не развитие функции физического самовоспитания.

Табл.8. Сравнение итоговых показателей у двух групп по критерию U-Манна-Уитни

Групповые статистики U-Манна-Уитни p-уровень
Самовоспитание N Среднее Стд. отклонение Стд. ошибка среднего
Сумма сформирована 55 36,782 7,7739 1,0482 1323 p<0,05
не сформирована 25 21,320 4,3178 ,8636

 

Рис.5. Сравнение итоговых показателей у двух групп

 

Далее нами было изучено влияние функции самовоспитания на успешность спортсменов. Показателем успешности является наличие разряда у спортсмена. Для сравнения распределения разрядов у двух групп нами была составлена таблица сопряженности и посчитан критерий χ² Пирсона. В таблице показано, что среди спортсменов со сформированной функцией самовоспитания имеют 1 взрослый разряд 23,6%, КМС -27,3%, МС – 27,3% , тогда как у спортсменов с несформированной взрослый разряд у 12%, КМС – 0% и МС – 0%. Выдвинутая гипотеза подтверждена: функция самовоспитания статистически значимо влияет на успешность спортсменов χ²(5)= 38,742, p <0,05.

Табл.9. Таблица сопряженности

Таблица сопряженности Самовоспитание * Разряд
  Разряд Итого
1 взр 2 взр 3 взр КМС МС Нет
Самовоспитание не сформирована Частота 3 0 4 0 0 18 25
% в Самовоспитание 12,0% 0,0% 16,0% 0,0% 0,0% 72,0% 100,0%
сформирована Частота 13 2 0 15 15 10 55
% в Самовоспитание 23,6% 3,6% 0,0% 27,3% 27,3% 18,2% 100,0%
Итого Частота 16 2 4 15 15 28 80
% в Самовоспитание 20,0% 2,5% 5,0% 18,8% 18,8% 35,0% 100,0%

 

Табл.10. Критерий хи-квадрат Пирсона

Критерии хи-квадрат
  Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.)
Хи-квадрат Пирсона 38,732a 5 ,000
Отношение правдоподобия 47,433 5 ,000
Кол-во валидных наблюдений 80    
a. В 6 (50,0%) ячейках ожидаемая частота меньше 5. Минимальная ожидаемая частота равна ,63.

 

Рис. 6. Распределение разрядов у групп спортсменов.

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Также было изучено влияние пола спортсмена на самовоспитание, было выявлено, что пол не влияет на функцию самовоспитания χ²(1)=0,524 , p >0,05, коэффициент корреляции незначим r =- 0,81 . Функция может быть сформирована или не сформирована в равной степени у мужчин и у женщин. Таким образом, наиболее значимыми для формирования функции самовоспитания являются условия тренировки.

Табл.11.Таблица сопряженности.

Таблица сопряженности Самовоспитание * Пол
  Пол Итого
,0 1,0
Самовоспитание не сформирована Частота 11 14 25
% в Самовоспитание 44,0% 56,0% 100,0%
сформирована Частота 29 26 55
% в Самовоспитание 52,7% 47,3% 100,0%
Итого Частота 40 40 80
% в Самовоспитание 50,0% 50,0% 100,0%

 

Табл.12. Критерий хи-квадрат.

Критерии хи-квадрат
  Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) Точная значимость (2-стор.) Точная значимость (1-стор.)
Хи-квадрат Пирсона ,524a 1 ,469    
Поправка на непрерывностьb ,233 1 ,630    
Отношение правдоподобия ,525 1 ,469    
Точный критерий Фишера       ,630 ,315
Линейно-линейная связь ,517 1 ,472    
Кол-во валидных наблюдений 80        
a. В 0 (0,0%) ячейках ожидаемая частота меньше 5. Минимальная ожидаемая частота равна 12,50.
b. Вычисляется только для таблицы 2×2.

 

Табл.13. Корреляция показателей пола и самовоспитания

Симметричные меры
  Значение Прибл. значимость
Номинальная по номинальной Фи -,081 ,469
V Крамера ,081 ,469
Кол-во валидных наблюдений 80  

 

ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ

Исследование психологических особенностей формирования функции физического самовоспитания было успешно проведено. В ходе работы выдвинутая гипотеза подтвердилась: комплексное применение средств физического воспитания влияет на развитие функции самовоспитания спортсменов. Также самовоспитание спортсменов оказывает влияние на их достижения. Были сделаны следующие выводы:

  • Наиболее сильное влияние на формирование функции самовоспитания оказывают соблюдение режима тренировок r = 0,742, ведение дневника самонаблюдения r = 0,709, обучение тренером преодолевать чувство усталости r = 0,643, а также выезд на соревнования r = 0,585 и похвала тренера r = 0,472.
  • У спортсменов со сформированной функцией самовоспитания статистически значимо выше показатель гармоничного физического воспитания U(55;25)= 1323, p<0,05. Таким образом, работа тренера в совокупном применении всех средств физической культуры и научению способам самостоятельного управления своей тренировочной деятельностью оказывает влияние на самовоспитание спортсменов.
  • Функция самовоспитания статистически значимо влияет на успешность спортсменов χ²(5)= 38,742, p <0,05. Среди спортсменов со сформированной функцией самовоспитания имеют 1 взрослый разряд 23,6%, КМС -27,3%, МС – 27,3% , тогда как у спортсменов с несформированной взрослый разряд у 12%, КМС – 0% и МС – 0%.
  • Пол не влияет на функцию самовоспитания χ²(1)=0,524 , p >0,05, Функция может быть сформирована или не сформирована в равной степени у мужчин и у женщин.

Наиболее важными аспектами в формировании самовоспитания спортсмена являются формирование самостоятельности, соблюдение режима тренировок и выезд на соревнования.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

На основании результатов исследования составлены практические рекомендации для более успешного формирования функции физического самовоспитания и повышения эффективности тренировочного процесса.

  1. Научать спортсменов преодолевать чувство усталости в процессе тренировки. Это даёт спортсменам возможность овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, сохранять самообладание и работоспособность, сохранять и соблюдать установленный режим дня и режим тренировок.
  2. Введение в тренировочный процесс спортсмена дополнительных трудностей и их преодоление помогает формировать волевые качества, что положительно сказывается на успешности формирования функции физического самовоспитания.
  3. Осуществлять соревновательную деятельность для демонстрации и оценки возможностей спортсменов различных специализаций. В процессе соревновательной деятельности создаются условия, которые дают личности возможность осуществлять акты самоутверждения, формируя потребности нового уровня – потребности в самовоспитании, саморазвитии.
  4. Систематическое ведения дневника самонаблюдения имеет большое воспитательное значение. Осуществляя такое наблюдение, спортсмен сам может анализировать методику тренировки, свои состояния, сильные и слабые стороны, спортивные достижения.
  5. Организация тренировок с применением вспомогательного средства физической культуры «естественные силы природы» (занятия на свежем воздухе, в бассейне, реке, море) оказывают благоприятное воздействие на формирование функции физического самовоспитания. Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнений, позволяют применять значительную нагрузку, организовать рациональный отдых. Такие занятия вызывают у занимающихся положительные эмоции, бодрость и жизнерадостность, что положительно сказывается на формировании функции физического самовоспитания.
  6. Важным фактором формирования функции физического самовоспитания является умение спортсмена ставить цели и планировать деятельность исходя из них, самостоятельно анализировать ошибки, самостоятельно оценивать спортивные результаты. Осознание своих достоинств и недостатков в результате самооценки и определяет цель самовоспитания.
  7. Научение методу «самовнушения» также успешно коррелирует со сформированной функцией физического самовоспитания. Еще П. К. Анохин научно обосновал необходимость воспитывать и тренировать эмоции как мышцы, подчеркивая ведущую роль таких методов, как самовнушение, интеллектуальная и эмоциональная саморегуляция, психорегулирующая тренировка. Результаты многочисленных экспериментов свидетельствуют о том, что систематическое использование метода самовнушения для работы над собой способствует повышению волевой и трудовой активности, коррекции некоторых форм поведения, мобилизации интеллектуальных ресурсов.
  8. Формирование чувства эмпатии не менее важный фактор самовоспитания. Эмпатия отражается в том, что в учебно-тренировочном процессе спортсмен вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого спортсмена (соперника), сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию.
  9. Развитие в процессе тренировки отдельных мышечных групп также успешно коррелирует с успешным формированием функции физического самовоспитания. В нашей работе мы связываем это с эмоциональной и эстетической удовлетворенностью, которая сопровождает процесс изменения собственного тела. Поэтому, формирование спортивного, здорового тела является серьезным толчком к самостоятельным занятиям физической культурой.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 468 с.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975
  3. Шаулин В.Н. Научные основы развития самостоятельности у учащихся 6-17 лет при формировании физической культуры. Авореф… д.п.н. М., 1998.-65 с.
  4. «Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М.: Педагогика, 1988. – 126 с.
  5. «115. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Педагогика и психология. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 432 с.»
  6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994. – 230 с.
  7. Рувинский Л.И. Как воспитать волю и характер. – М., 1986. – 158 с.»
  8. Русаков Б.А. Как воспитать самого себя. – Новосибирск: ЗападноСибирское кн. изд-во, 1975. – 126 с
  9. Коломинский Я.Л. Познай самого себя. – Минск: Народная асвета, 1981. – 178 с.»
  10. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
  11. «Шершаков В.П. Воспитай себя. – М.: Знание, 1979. – 146 с.»
  12. Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. – М.: Просв., 1982. – 246»
  13. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М.: Академия, 2002. – 256 с.»
  14. Симонов П.Н. Междисциплинарная концепция человека: потребностно информационный подход // Человек в системе наук. – М., 1989. – С. 13–17
  15. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Л.П. Матвеев. – 3-е изд. – СПб.: Лань, 2003. – 160 с.
  16. Решетников, Н.В. Физическая культура [Текст]: Учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 152 с
  17. Пуни А.Ц. Волевая регуляция двигательной деятельности в спорте.//Управление процессом спортивной тренировки. Сборник докладов 2 Всероссийской конференции. — Л., 1974).
  18. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Учебное пособие. — Л., 1977
  19. (Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. — 3-е изд. СПб.: Питер, 2006. С. 66-70
  20. Ольшанский Д.В. Новая педагогическая психология. – М.: Академический проект, 2002. – 528 с.
  21. Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). – М.: ФОН, 2004. – С. 8.
  22. Варфоломеева З.С., Швецова В.Г. Самостоятельная деятельность младших школьников как фактор формирования физической культуры личности // Теоретическое и технологическое обеспечение образования по физической культуре и спорту в учебно-педагогическом комплексе: Материалы Всерос. науч. практ. конф. – Тольятти, 2007. – 340 с.
  23. Закон о физической культуре и спорте Российской Федерации. – М., 2008.
  24. Воронов А.М. Система формирования физической культуры личности // Совершенствование системы физического воспитания и оздоровления детей, учащейся молодежи в условиях Северо-Запада / Под общ. ред. В.П. Умнова. – Петрозаводск, 2006. – 260 с.
  25. Николаев Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 9. – С. 2.
  26. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 1. – С. 22–26.)
  27. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. – М.: ГЦОЛИФК, 1992. – 44 с.
  28. (Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. – 324 с.).
  29. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. – М.: Наука, 2008. – 456 с.
  30. Опыт работы в субъектах Российской Федерации по осуществлению мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодежи: Сб. науч. тр. – М., 2012. – 144 с
  31. Миронов, В.В. Философия : учебник / В. В. Миронов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, философ. фак. – М. : Проспект, 2009. – 239 с.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Страницы:   1   2   3