Меню Услуги

Средства физической культуры для формирования у спортсменов функции физического самовоспитания

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОВОСПИТАНИЯ
  • 1.1. Научные представления о механизме самовоспитания
  • 1.2. Физическая культура как сфера воспитания личности
  • 1.3. Средства физической культуры как основа формирования функции физического самовоспитания
  • 1.4. Самовоспитание в спортивной деятельности
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОВОСПИТАНИЯ
  • 2.1. Материалы исследования функции физического самовоспитания
  • 2.2. Методы исследования функции физического самовоспитания
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
  • 3.1. Анализ результатов изучения функции физического самовоспитания
  • ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в отечественной психологии накоплены ценные теоретические знания и большой опыт практической работы, которые отчетливо указывают на большой потенциал использования ценностей физической культуры в процессах организации индивидуального способа жизнедеятельности человека. Физическая культура может быть использована для стимуляции учебной и социально-профессиональной деятельности, повышения умственной и физической работоспособности.

Одним из важных условий в достижении позитивных результатов, по мнению многих специалистов, является формирование у человека функции физического самовоспитания. Это объясняется тем, что самовоспитание существенно дополняет, конкретизирует и оптимизирует учебно-воспитательный процесс, помогает реализовывать подлинно субъектные действия человека по отношению к себе и окружающему миру ( Шаулин В.Н. Научные основы развития самостоятельности у учащихся 6-17 лет при формировании физической культуры. Авореф… д.п.н. М., 1996.-65 с.).

В научной литературе, опыте практической работы существуют различные позиции и подходы к решению этой важной психолого-педагогической проблемы. Некоторые социалисты занимаются вопросами проектирования индивидуальных программ физического самовоспитания для коррекции выявленных недостатков в состоянии здоровья, двигательной и физической подготовленности. Другие авторы рассматривают физическое самовоспитание как средство профилактики неблагоприятного влияния экологической и социально — профессиональной среды, преодоления кризисов возрастного развития и отклоняющегося от нормы поведения. Большой интерес вызывают работы, в которых физическое самовоспитание рассматривается как составляющая индивидуального способа жизнедеятельности, как мощный фактор повышения качества учебной, социальной и профессиональной деятельности человека.

Вместе с позитивными результатами, фиксирующими определенное продвижение в решении этой важной проблемы, следует выделить ряд вопросов, которые не нашли пока своего решения. Во-первых, не разработан надежный подход к формированию искомой функции, поэтому ее сформированность в традиционно организуемом образовательном процессе скорее случайный, чем закономерный результат. Во-вторых, не конкретизированы особенности профессиональной деятельности спортсмена, которые влияют на сформированность функции физического самовоспитания.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Изложенное дает основание считать, что разрешение противоречия между необходимостью формирования функции физического самовоспитания для оптимизации индивидуального способа жизнедеятельности и недостаточной разработанностью содержательных характеристик этого процесса является актуальным.

Актуальность и профессиональная значимость рассмотрения функции физического самовоспитания, недостаточная теоретическая и практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Средства физической культуры для формирования у спортсменов функции физического самовоспитания (на примере различных видов спорта)».

Цель: изучить состояние сформированности функции физического самовоспитания для повышения результативности тренировочного процесса.

Задачи:

  1. На основе изучения научной и научно-методической литературы выделить психологические особенности формирования функции физического самовоспитания
  2. Выявить особенности применения средств физической культуры в тренировочном процессе и влияние их на функцию физического самовоспитания.
  3. Выявить успешность в избранном виде спорта спортсменов с развитой и не развитой функцией физического самовоспитания.
  4. Разработать рекомендации для успешного формирования функции физического самовоспитания.

Были выдвинуты следующие гипотезы:

  1. Комплексное применение средств физического воспитания влияет на развитие функции самовоспитания спортсменов
  2. Функция физического самовоспитания влияет на спортивные достижения спортсменов.

Предмет: особенности формирования функции физического самовоспитания у спортсменов различных специализаций.

Объект: процесс развития физического самовоспитания у спортсменов различных специализаций.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Научная новизна исследования состоит в том, что определено влияние тренировочного процесса на функцию физического самовоспитания. Разработаны рекомендации для реализации подхода к решению проблемы физического самовоспитания человека в процессе тренировок.

Теоретической базой для написания работы стали труды и монографии известных специалистов, таких как Л.С. Выготский, Л.И. Рувинский, В.Г. Маралов, А.Н. Леонтьев, А. Адлер, Р. Бернс, К. Роджерс, Э. Эриксон, Ю.Ф. Курамшин и др., а также ресурсы сети интернет. В работе использованы различные научные методы, в числе которых метод теоретического анализа литературных источников, анкетирования и математической статистики.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОВОСПИТАНИЯ

1.1. Научные представления о механизме самовоспитания

В современных условиях обучения подрастающих поколений физическое воспитание несет в себе неотъемлемую часть общей культуры человека, оно является областью удовлетворения жизненно важной потребности в двигательной активности, в нем сосредоточены специфические методы и средства достижения стратегической задачи общества в обеспечении гармонического физического развития человека.

Согласно мнению современных наук о человеке, самовоспитание тесно и органически связано со всеми процессами и явлениями, происходящими в психике человека. Некоторые ученые сопоставляют самовоспитание с реализацией в жизнедеятельности человека всех элементов самости: самопознания, самопонимания, самореализации, самоутверждения, являющихся проявлением потребности в саморазвитии (А. Адлер ,Р. Бернс, З. Фрейд, А. Маслоу и др.). Самовоспитание как волевое саморегулирование психического состояния, способствующее формированию определенных черт характера рассматривают отечественные психологи (Л.И. Рувинский). Самовоспитание как воздействие на себя, направленное на развитие и совершенствование собственного поведения в своих работах рассматривает Р.С. Немов. Как условие нравственного самосовершенствование Е.П. Ильин. Большой вклад в изучении сущности самовоспитания внесли теоретические разработки представителей гуманистического направления в зарубежной психологии (А. Адлер, Р. Бернс, К. Роджерс, Э. Эриксон и др). Неоспорима значимость исследований отечественных психологов (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя и др.). Эти исследования опираются на учет индивидуальных способностей и интересов человека и признающих принцип субъектности, свободы выбора, самоактуализации и партнерства педагога и воспитанника. В этом смысле интересна концепция креативного Я – главный элемент теории личности А. Адлера. Согласно идее креативного Я- человек сам творит свою личность, а наследственность и субъективный жизненный опыт являются лишь материалом для самостроительства (Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Педагогика и психология. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 432 с.). А. Маслоу считает, что самовоспитание это средство удовлетворения потребности в самореализации и самоактуализации, которые являются высшими в построенной им иерархической пирамиде потребностей человека. Современная отечественная психологическая наука также уделила большое внимание феномену самовоспитания как внутриличностному процессу. Особый интерес представляет позиция в понимании сущности самовоспитания Л.И. Рувинского. Он рассматривает его как волевое саморегулирование психического состояния, способствующее формированию определенных черт характера (Рувинский Л.И. Как воспитать волю и характер. – М., 1986. – 158 с.). Он пишет: «Любой человек всю жизнь изменяется. Задача заключается в том, чтобы сознательно направлять процесс собственного развития, понимая свои слабые и сильные стороны, ближайшие и высшие цели, хотя нет ничего сложнее, чем справляться с самим собой. Но, если человек явно видит свой идеал и четко осознает свой недостаток, он будет целенаправленно бороться с собой за самого себя» (Рувинский Л.И. Как воспитать волю и характер. – М., 1986. – 1 , с. 56). Р.С. Немов отождествляет понятия «личностное самовоспитание» и «самосовершенствование» человека с понятием «самоактуализации» как стремлением к максимальному развитию своих способностей и использованию возможностей на благо людей (Немов Р.С. Практическая психология. – М., 1999. – 321 с.). Я.Л. Коломинский, Л.А. Карбель, О.П. Саутина и др. механизм самовоспитания рассматривают как непосредственно волевое действие. Это волевое действие направленно на преодоление внешних и внутренних препятствий и трудностей, выходящее на борьбу мотивов, которая и определит цель самоизменения (Коломинский Я.Л. Познай самого себя. – Минск: Народная асвета, 1981. – 178 с.). Интересна точка зрения на данную проблему В.П. Шершакова. Он не отрицает значения уровня развития воли и волевых усилий для успешного формирования функции самовоспитания, но отмечает ее иррациональность, что дает основание не рассматривать волю как обязательно положительное качество в данном контексте. Занимаясь изучением основ формирования самовоспитании, он выделяет понимание направленности личности и стремление к самоутверждению как один из рычагов психического развития человека, без которого «не было бы и самовоспитания» (Шершаков В.П. Воспитай себя. – М.: Знание, 1979. – 146 с.). Движущей силой процесса самовоспитания В.П. Шершаков называет потребности человека, которые выражаются в интересах, влечениях, переживаниях, стремлениях, идеалах. Всё это наряду с направленностью играет важную роль в психическом развитии (Шершаков В.П. Воспитай себя. – М.: Знание, 1979. – 146 с.). Заслуживает внимания и теория саморегулирования психического состояния, разработанная Л.И. Рувинским. Согласно этой теории, каждый человек может испытать оптимальный уровень эмоционального напряжения, который способствует максимальной эффективности его деятельности, а отклонения от него в сторону повышения или понижения приводят к резкому снижению продуктивности деятельности (Рувинский Л.И. Как воспитать волю и характер. – М., 1986. – 158 с.). Л.И. Рувинский утверждает, что, изменяя степень своего эмоционального напряжения и измеряя продуктивность работы, можно определить свой оптимальный уровень эмоционального напряжения. Он пишет, что у человека при сформированности умений регулировать свои психические состояния «появляется возможность осознано влиять на уровень эмоционального напряжения, испытывая нужное психическое состояние. При этом, если очень часто испытывается какое-либо психическое состояние, то это состояние, постоянно повторяясь, закрепляется и постепенно превращается в черту характера» (Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. – М.: Просв., 1982. – с. 54). Признавая правомерность всех подходов к пониманию механизма самовоспитания, а также удовлетворение потребностей в самоутверждении, самореализации, осознание и утверждение социально активной жизненной позиции, достойной человека современного общества, обусловливает выходы на потребности нового уровня – потребности в самовоспитании, саморазвитии. При этом, по мнению В.Г. Маралова, выделение самовоспитания в самостоятельную деятельность возможно лишь при создании определенных условий, которые «давали бы личности возможность самостоятельно строить себя, осуществлять акты самоутверждения и самосовершенствования» (Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М.: Академия, 2002. – , с. 147). Так реализуется единство внешнего плана самовоспитания как организации деятельности и внутреннего как собственно деятельности по самоизменению, что и составляет результат научного поиска. С этой точки зрения спортивная деятельность выступает благоприятной средой для самовоспитания. Таким образом, в настоящем исследовании мы можем определить схему формирования и реализации потребности в самовоспитании следующим образом (см. рисунок 1).

Рисунок 1 — Схема формирования и реализации потребности в самовоспитании

 

Именно данные выходы на появление потребности в самовоспитании уточняет и конкретизирует Л.И. Рувинский (Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. – М.: Просв., 1982. – 246). Также подтверждает теория П.Н. Симонова о закономерностях изменения сферы потребностей развивающейся личности. Эта теория показывает, что удовлетворение социогенных потребностей вызывает специфический вид деятельности, приводящий к возвышению, одухотворению сформировавшихся ранее потребностей (Симонов П.Н. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход // Человек в системе наук. – М., 1989. – С. 13–17).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Таким образом, с помощью удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации, формируется потребность в самовоспитании. Неоспоримым подтверждением правомерности указанной схемы является концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым. Концепция обосновывает появление мотивов деятельности человека его потребностями (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975). В частности положение данной теории о том, что в основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельностей, которое, в свою очередь, подчиняется объективным социальным законам. Причем данное развитие влияет на приобретение человеком новых потребностей, мотивов и целей. Это позволяет рассматривать психологическую концепцию деятельности А.Н. Леонтьева в качестве теоретической основы в изучении феномена самовоспитания. Указанные выше концептуальные положения считаем возможным дополнить теоретическими положениями социальной педагогики и психологии саморазвития о мотивах личности, обусловливающих деятельность по самовоспитанию, с указанием на их возрастную доминантность. К таким мотивам относятся:

  • в большей степени соответствовать ожиданиям и требованиям социума, как позитивным, так и негативным;
  • противостоять в той или иной мере требованиям социума, эффективнее решать возникающие в жизни проблемы, встающие возрастные задачи;
  • в большей или меньшей степени приблизить свой образ «реального Я» к образу «желаемого Я», что подтверждается теорией К. Роджерса об основном мотиве поведения человека
  • стремлении к самоактуализации (Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994. – 230 с.)
  • удовлетворить мотивы, возникающие на основе потребности в самоутверждении, самосовершенствовании и самоактуализации (Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М.: Академия, 2002. – 256 с).

Очень важным аспектом рассматриваемой проблемы является структура самовоспитания. Этот вопрос детально представлен в работах Е.П. Ильина, В.С. Селиванова, Л.И. Рувинского, А.И. Кочетова, А.И. Кравченко и др. Основываясь на разработках данных авторов, структуру процесса самовоспитания в общем виде можно представить следующим образом:

  • 1-й этап – выявление своих достоинств и недостатков в результате самооценки и определение цели самовоспитания. Элементы этапа: самопознание – познание своего душевного мира, своих способностей, своих резервов ума и сердца , и самооценка – оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств (Русаков Б.А. Как воспитать самого себя. – Новосибирск: Западно-Сибирское кн. изд-во, 1975. – 126 с.).
  • 2-й этап – разработка и выполнение программы самовоспитания. Элементы этапа: самообязательство – собственно план работы над собой, и методы самовоспитания – способы воздействия на себя (Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 468 с.).
Рисунок 2 — Классификация методов самовоспитания (по Л.Н. Куликовой)

 

  • 3-й этап – самоконтроль результатов самовоспитания и коррекция дальнейшей программы самовоспитания. Элементы этапа: самоконтроль – контроль и управление своими психическими процессами, состоянием и поведением, и самоанализ – анализ собственных поступков, активных анализ собственных поступков, активных действий в соотнесении с их замыслами (Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М.: Педагогика, 1988. – 126 с.).

Среди средств самовоспитания Д.В. Ольшанский выделены три основных, наиболее доступных ребенку в своём развитии. Этими средствами является игра, книга и труд (Ольшанский Д.В. Новая педагогическая психология. – М.: Академический проект, 2002. – 528 с.). Им поднимается вопрос об осознанности взрослыми значения этих средств, умении помогать детям правильно применить и овладеть ими. В связи с этим важным становится рассмотрение психолого-педагогического аспекта самовоспитания, а также сферы физической культуры как наиболее благоприятной среды для формирования самовоспитания человека.

1.2. Физическая культура как сфера воспитания личности

В настоящее время биологическое, телесное здоровье как основополагающий элемент любой деятельности имеет очень важное значение. Справедливо высказывание И.М. Быховской о том, что «формирование и развитие телесной (физической) культуры может стать значимым элементом образа жизни людей, занять полноправное место в их повседневности. Может стать действительной частью общей культуры только там и тогда, где и когда человеческое тело осознается и признается обществом, группой, индивидом как одна из базовых ценностей бытия, как объект социально и индивидуально значимого интереса, как элемент культуросообразной политики» (Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). – М.: ФОН, 2004. – С. 8). Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный, специфический вид человеческой деятельности, вклад которой в развитии общества весьма многообразен (Варфоломеева З.С., Швецова В.Г. Самостоятельная деятельность младших школьников как фактор формирования физической культуры личности // Теоретическое и технологическое обеспечение образования по физической культуре и спорту в учебно-педагогическом комплексе: Материалы Всерос. науч. практ. конф. – Тольятти, 2003. – 340 с.). В Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2008) физическая культура рассматривается как неотъемлимый раздел гуманитарной части образования, способствующий гармонизации духовных и физических сил, формированию таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство (Закон о физической культуре и спорте Российской Федерации. – М., 2008.). Как следствие, предполагается насущная актуальность решения целевой проблемы физического воспитания – проблемы формирования физической культуры личности. Понятие «физическая культура личности» на современном этапе научного знания трактуется в узком и широком смыслах. В узком смысле она понимается как определенный уровень физического развития и развития физических способностей, проявляющихся в физическом состоянии человека. При этом личная физическая культура ассоциируется только с телесностью человека (Воронов А.М. Система формирования физической культуры личности // Совершенствование системы физического воспитания и оздоровления детей, учащейся молодежи в условиях Северо-Запада / Под общ. ред. В.П. Умнова. – Петрозаводск, 2006. – 260 с.). Такое понимание физической культуры как показателя развития физического самого по себе, взятого в отдельности от духовного, широко распространено в современном обществе. В широком смысле физическая культура определяется как совокупность телесного и духовного, когнитивного и конативного, как интеграция знаний, умений, навыков и потребностно-мотивационной сферы личности (Николаев Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 9. – С. 2.). Современная научная теория в качестве отправной точки понимания природной и социальной детерминации физической культуры личности принимает общепедагогические и психологические подходы и связанные с ними вопросы социализации личности, движущие силы ее развития, творчества и деятельности (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, Е.П. Ильин, Ю.Ф. Курамшин, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, В.И. Столяров и др.). Среди этих подходов, на наш взгляд, в качестве основных могут быть выделены следующие:

  • во-первых, понимание физической культуры (в культурологическом смысле) в прямом соответствии с гуманистической парадигмой образования. Она определена как «деятельность индивида по позитивному самопреобразованию, в ходе которой решаются задачи телесного, психологического, интеллектуального и нравственного плана, достигаются результаты этой деятельности в виде системы образуемых ею ценностей» (Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 1. – С. 22–26.)
  • во-вторых, положения концепции физкультурного воспитания, в которой среди подходов построения технологий освоения интеллектуальных ценностей физической культуры и интеллектуализации сферы физического воспитания выделяется подход к ее освоению на основе физического самовоспитания, саморазвития, самореализации сообразно задаткам к определенному виду деятельности (Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. – М.: ГЦОЛИФК, 1992. – 44 с.).

Представленные подходы не нашли достаточной реализации в практике современной отечественной системы физического воспитания, которой, по мнению А.С. Запесоцкого, «не удалось обеспечить реализацию целей физического воспитания в единстве интеллектуального, нравственного и телесно-физического развития человека». Он указывает, что «на данный момент в системе физического образования и воспитания сложилось противоречие между накопленным научно-технологическим и теоретическим потенциалом физической культуры и уровнем его освоения в рамках образовательного и воспитательного процесса» (Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. – М.: Наука, 2008. – 456 с.). А.С. Запесоцкий связывает такую ситуацию с узостью учебной проблематики и отсутствием в учебном процессе по физической культуре условий для освоения ее духовного, ценностного и интеллектуального богатства. Данную точку зрения разделяют Ю.Ф. Курамшин и В.И. Попов, указывая на широкое распространение в практике отечественного физического воспитания нормативно-механистического подхода формирования физической культуры человека (Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. – 324 с.). Этот подход характеризуется чисто внешней «подгонкой» личности под усредненные нормы и требования к физическому развитию и подготовленности, предусмотренные государственными программами по физической культуре для образовательных учреждений различного уровня. Более того, он не позволяет в полной мере использовать в практической деятельности все воспитательные возможности физической культуры как учебного предмета, определяя основными задачами физического воспитания только формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств. Нормативно-механистический подход формирования физической культуры человека долгое время являясь единственным в нашей стране. Он обусловил современную противоречивую ситуацию в сфере физического воспитания. Ослабив воспитательную ценность физической культуры, отведя воспитательным задачам второстепенное, сопутствующее значение, этот подход перестал с достаточной эффективностью решать и образовательные, и оздоровительные задачи физического воспитания личности. Доказательства этому исследования состояния физического здоровья и физического развития детей, подростков и юношей, которые были проведены за последние годы в ряде областей Российской Федерации в рамках Всероссийского мониторинга физического здоровья населения (Опыт работы в субъектах Российской Федерации по осуществлению мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодежи: Сб. науч. тр. – М., 2012. – 144 с.). Результаты мониторинга физического состояния и физической подготовленности детей и подростков в Москве, Иркутской области, в Республике Татарстан, Смоленске, Ярославле и ряде других городов и регионов страны показали резкое увеличение числа школьников, не справившихся с контрольными заданиями и отнесенных к группе риска. Более того, ряд специалистов указывают на то, что в нашей стране до настоящего времени не создано соответствующее «духу российских социально-экономических реформ и преобразований пространство физического воспитания». Также не найдено естественных, полезно работающих рычагов стимуляции инновационных процессов в физическом воспитании. Специалисты считают, что общественность и государственные структуры не удалось сориентировать на приоритетность этой сферы, ее огромную и ничем не заменимую роль в нравственном, духовном и физическом оздоровлении россиян, и, прежде всего, детей и молодежи (Т.В. Дьяконова, Р.Н. Когтев, В.А. Щеголев и др.). Современные научно-теоретические разработки проблемы физического воспитания подрастающего поколения достаточно аргументированно ориентируют на личностно-гуманистический подход в процессе формирования физической культуры человека, подразумевающий усиление воспитательного потенциала физической культуры, особенно в сфере ее базового звена – школьного физического воспитания (В.С. Быков, М.Я. Виленский, В.С. Кузнецов, Ю.Ф. Курамшин, Л.И. Лубышева, В.И. Олияр, В.И. Попов и др.). Данный подход проявляется в приобщении школьников к духовным и материальным ценностям физической культуры и позволяет в полной мере ее средствами содействовать социально-психологическому, интеллектуальному и телесно-двигательному воспитанию. Среди всех известных средств воспитания физической культуре необходимо отвести особое место в связи с действенным характером учебно-воспитательных процессов, широкими возможностями для взаимодействия ее субъектов. Характер физкультурно-спортивной деятельности, разнообразие ее мотивации, опора на чувства, существенные возможности формирования самооценки занимающихся, стимуляция самопознания, физическое, духовное самосовершенствование, максимальная реализация творческих возможностей, удовлетворяет возрастные потребности личности. Это дает основание использовать физическую культуру как важное средство воспитания. Принятие физической культуры как гармоничного единства телесного и духовного, как сферы удовлетворения эмоционально-нравственных интересов человека, сферы воспитания личности, сферы саморазвития человека, выступает в нашей работе одним из условий, обеспечивающим объективизацию процесса самовоспитания. Необходимо учитывать значимость возможностей физической культуры, как в учебной, так и в профессиональной, тренировочной деятельности.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3