ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Анализ результатов изучения функции физического самовоспитания
При анализе материалов исследования были получены данные заявленные в задачах исследования. Сводные таблицы эмпирических данных приведены в Приложении 1.Рассмотрим полученные результаты.
Исследование проводилось в соответствии с поставленной целью: изучить особенности формирования функции физического самовоспитания, а также влияние функции самовоспитания на успешность спортсменов.
Были выдвинуты следующие гипотезы:
- Комплексное применение средств физического воспитания влияет на развитие функции самовоспитания спортсменов
- Функция физического самовоспитания влияет на спортивные достижения спортсменов.
Выборку исследования составили 80 спортсменов различных специализаций, 40 мужчин и 40 женщин, с различными спортивными разрядами. Исследование проводилось методом анкетирования. Респондентам была предложена анкета «Оценка тренировочного процесса».
Для математической обработки данных были использованы: пакет анализа IBM SPSS Statistics 21 и Microsoft office Excel 2003 с использованием статистических критериев χ²-Пирсона и r-Пирсона, таблиц сопряженности. Для исследования была применена анкета «Оценка тренировочного процесса». Респонденты отвечали «да» или «нет» на вопросы анкеты. В анкете было выделено несколько блоков.
В исследовании приняли участие 80 спортсменов, 40 мужчин и 40 женщин, с различными спортивными разрядами. Наибольший процент выборки (см. рис. 3) составили респонденты без спортивного разряда – 35%, мастера спорта составили 19%, кандидаты в мастера спорта – 19%. Меньше всего респондентов имеют 2 взрослый разряд – 2%.

Далее по итогам анкетирования респонденты был разделены на две группы – со сформированной 69% и не сформированной 31% функцией физического самовоспитания (см. рис. 4).

Далее в ходе статистического анализа были изучены различия между спортсменами из двух групп, а также выявлены предпосылки формирования функции самовоспитания.
Для изучения предпосылок формирования функции физического самовоспитания нами были изучены взаимосвязи между самовоспитанием и особенностями тренировочного процесса. Для обработки был использован статистический критерий r-Пирсона для бинарных переменных и таблицы сопряженности, так как вопросы методики предполагали только утвердительные или отрицательные ответы, а также испытуемые были разделены на две группы: со сформированной и не сформированной функцией физического самовоспитания.
Сначала нами было изучена взаимосвязь блока «Развитие волевых качеств» и функции самовоспитания (см. табл. 2). Было выявлено, что обучение тренером преодолевать чувство усталости статистически значимо коррелирует с развитием функции самовоспитания r = 0,643, p<0,05. Также на развитие функции самовоспитания положительно влияют соблюдение режима тренировок r = 0,742, p<0,05, дополнительные трудности r = 0,436, p<0,05.
Таблица 2 — Корреляция показателей самовоспитания и волевых качеств.
| Оценка тренировочного процесса | Коэффициент корреляции r-Пирсона | p-уровень значимости |
| 1.Учил ли тренер преодолевать чувство усталости? | 0,643 | p<0,05 |
| 2.Требовал ли от Вас тренер соблюдения режима тренировок? | 0,742 | p<0,05 |
| 3.Вводил ли тренер дополнительные трудности в тренировочный процесс? | 0,436 | p<0,05 |
| 4.Воспитывал ли тренер чувства коллективизма, ответственного отношения к общему делу? | -0,108 | 0,108 |
Также было выявлено, что на функцию самовоспитания положительно влияют выезды на соревнования r = 0,585, p<0,05 и публичная похвала тренера r = 0,472, p<0,05.
Таблица 3 — Корреляция показателей самовоспитания и самореализации.
| Оценка тренировочного процесса | Коэффициент корреляции r-Пирсона | p-уровень значимости |
| 5.Всегда ли Вы достигали целей, которые ставил перед вами тренер? | 0,128 | 0,252 |
| 6.Была ли в вашем тренировочном процессе система поощрений со стороны тренера? | 0,151 | 0,177 |
| 7.Часто ли вы выезжали на соревнования? | 0,585 | p<0,05 |
| 8.Хвалил ли вас тренер публично? | 0,472 | p<0,05 |
Достаточно значимым для формирования функции самовоспитания является блок «Факторы гигиены», на самовоспитание влияет соблюдение режима дня r = 0,405, p<0,05, качества питания r = 0,355, p<0,05 особенно сильно влияет ведение дневника самонаблюдения r = 0,709, p<0,05.
Табл.4. Корреляция показателей самовоспитания и гигиены.
| Оценка тренировочного процесса | Коэффициент корреляции r-Пирсона | p-уровень значимости |
| 9.Следил ли ваш тренер за тем, чтобы вы всегда были в соответствующей занятию одежде? | 0,125 | 0,004 |
| 10.Следил ли тренер за вашим режимом дня? | 0,405 | p<0,05 |
| 11.Следил ли тренер за режимом и качеством вашего питания? | 0,355 | 0,002 |
| 12.Требовал ли от Вас тренер ведения дневника самонаблюдения? | 0,709 | p<0,05 |
| 13.Учил ли тренер ухаживать за спортивными снарядами? | 0,101 | 0,365 |
Проведение тренировок на природе также повышает возможности самовоспитания спортсменов: занятия на свежем воздухе влияют положительно r = 0,505, p<0,05, а также занятия в бассейне, реке, море r = 0,536, p<0,05.
Табл.5. Корреляция показателей самовоспитания и естественных сил природы
| Оценка тренировочного процесса | Коэффициент корреляции r-Пирсона | p-уровень значимости |
| 14.Организовывал ли тренер занятия на свежем воздухе ? | 0,505 | p<0,05 |
| 15.Тренер когда-нибудь проводил занятие на свежем воздухе с целью одновременного принятия солнечных ванн и тренировки? | 0,165 | 0,14 |
| 16.Организовывал ли тренер занятия в бассейне, реке, море ? | 0,536 | p<0,05 |
Формирование тренером самостоятельности спортсмена в целеполагании r = 0,398, p<0,05, анализе ошибок r = 0,405, p<0,05, оценке r = 0,431, p<0,05, самовнушении r = 0,541, p<0,05 и эмпатии r = 0,355, p<0,05 статистически значимо влияет на формирование функции самовоспитания.
Табл.6. Корреляция показателей самовоспитания и самостоятельности
| Оценка тренировочного процесса | Коэффициент корреляции r-Пирсона | p-уровень значимости |
| 17.Учил ли тренер ставить цели и планировать деятельность исходя из них? | 0,398 | p<0,05 |
| 18.Учил ли тренер самостоятельно анализировать ошибки? | 0,405 | p<0,05 |
| 19.Давал ли Вам тренер возможность самостоятельно оценивать ваши спортивные результаты? | 0,431 | p<0,05 |
| 20.Тренер учил вас приёмам самовнушения ? | 0,541 | p<0,05 |
| 21.Воспитывал ли в вас тренер чувство эмпатии? | 0,355 | 0,001 |
Из блока «Физические упражнения» на функцию самовоспитания оказывают положительное влияние упражнения, направленные на преимущественное развитие отдельных мышечных групп, r = 0,569, p<0,05.
Табл.7. Корреляция показателей самовоспитания и самостоятельности
| Оценка тренировочного процесса | Коэффициент корреляции r-Пирсона | p-уровень значимости |
| 22.Применял ли тренер разнообразные физические упражнения в процессе тренировки? | 0,101 | 0,365 |
| 23.Применял ли тренер упражнения по преимущественной целевой направленности их использования? | -0,076 | 0,497 |
| 24.Применял ли тренер упражнения, направленные на преимущественное развитие отдельных мышечных групп? | 0,569 | p<0,05 |
| 25.Применял ли тренер упражнения на развитие отдельных качеств? | 0,151 | 0,177 |
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась: комплексное применение средств физического воспитания влияет на развитие функции самовоспитания спортсменов. Наиболее сильное влияние оказывают:
- соблюдение режима тренировок r = 0,742,
- ведение дневника самонаблюдения r = 0,709
- обучение тренером преодолевать чувство усталости r = 0,643
- выезд на соревнования r = 0,585
- похвала тренера r = 0,472.
Далее нами было проведено сравнение по критерию итоговых баллов по анкете у двух групп испытуемых: со сформированной и несформированной функцией самовоспитания. Для сравнения был использован критерий U-Манна-Уитни. По итогам анализа было выявлено, что у спортсменов со сформированной функцией самовоспитания балл статистически значимо выше U(55;25)= 1323, p<0,05. Таким образом, гармоничное, всестороннее применение средств физической культуры влияет не развитие функции физического самовоспитания.
Табл.8. Сравнение итоговых показателей у двух групп по критерию U-Манна-Уитни
| Групповые статистики | U-Манна-Уитни | p-уровень | |||||
| Самовоспитание | N | Среднее | Стд. отклонение | Стд. ошибка среднего | |||
| Сумма | сформирована | 55 | 36,782 | 7,7739 | 1,0482 | 1323 | p<0,05 |
| не сформирована | 25 | 21,320 | 4,3178 | ,8636 | |||

Далее нами было изучено влияние функции самовоспитания на успешность спортсменов. Показателем успешности является наличие разряда у спортсмена. Для сравнения распределения разрядов у двух групп нами была составлена таблица сопряженности и посчитан критерий χ² Пирсона. В таблице показано, что среди спортсменов со сформированной функцией самовоспитания имеют 1 взрослый разряд 23,6%, КМС -27,3%, МС – 27,3% , тогда как у спортсменов с несформированной взрослый разряд у 12%, КМС – 0% и МС – 0%. Выдвинутая гипотеза подтверждена: функция самовоспитания статистически значимо влияет на успешность спортсменов χ²(5)= 38,742, p <0,05.
Табл.9. Таблица сопряженности
| Таблица сопряженности Самовоспитание * Разряд | |||||||||
| Разряд | Итого | ||||||||
| 1 взр | 2 взр | 3 взр | КМС | МС | Нет | ||||
| Самовоспитание | не сформирована | Частота | 3 | 0 | 4 | 0 | 0 | 18 | 25 |
| % в Самовоспитание | 12,0% | 0,0% | 16,0% | 0,0% | 0,0% | 72,0% | 100,0% | ||
| сформирована | Частота | 13 | 2 | 0 | 15 | 15 | 10 | 55 | |
| % в Самовоспитание | 23,6% | 3,6% | 0,0% | 27,3% | 27,3% | 18,2% | 100,0% | ||
| Итого | Частота | 16 | 2 | 4 | 15 | 15 | 28 | 80 | |
| % в Самовоспитание | 20,0% | 2,5% | 5,0% | 18,8% | 18,8% | 35,0% | 100,0% | ||
Табл.10. Критерий хи-квадрат Пирсона
| Критерии хи-квадрат | |||
| Значение | ст.св. | Асимпт. значимость (2-стор.) | |
| Хи-квадрат Пирсона | 38,732a | 5 | ,000 |
| Отношение правдоподобия | 47,433 | 5 | ,000 |
| Кол-во валидных наблюдений | 80 | ||
| a. В 6 (50,0%) ячейках ожидаемая частота меньше 5. Минимальная ожидаемая частота равна ,63. | |||

Также было изучено влияние пола спортсмена на самовоспитание, было выявлено, что пол не влияет на функцию самовоспитания χ²(1)=0,524 , p >0,05, коэффициент корреляции незначим r =- 0,81 . Функция может быть сформирована или не сформирована в равной степени у мужчин и у женщин. Таким образом, наиболее значимыми для формирования функции самовоспитания являются условия тренировки.
Табл.11.Таблица сопряженности.
| Таблица сопряженности Самовоспитание * Пол | |||||
| Пол | Итого | ||||
| ,0 | 1,0 | ||||
| Самовоспитание | не сформирована | Частота | 11 | 14 | 25 |
| % в Самовоспитание | 44,0% | 56,0% | 100,0% | ||
| сформирована | Частота | 29 | 26 | 55 | |
| % в Самовоспитание | 52,7% | 47,3% | 100,0% | ||
| Итого | Частота | 40 | 40 | 80 | |
| % в Самовоспитание | 50,0% | 50,0% | 100,0% | ||
Табл.12. Критерий хи-квадрат.
| Критерии хи-квадрат | |||||
| Значение | ст.св. | Асимпт. значимость (2-стор.) | Точная значимость (2-стор.) | Точная значимость (1-стор.) | |
| Хи-квадрат Пирсона | ,524a | 1 | ,469 | ||
| Поправка на непрерывностьb | ,233 | 1 | ,630 | ||
| Отношение правдоподобия | ,525 | 1 | ,469 | ||
| Точный критерий Фишера | ,630 | ,315 | |||
| Линейно-линейная связь | ,517 | 1 | ,472 | ||
| Кол-во валидных наблюдений | 80 | ||||
| a. В 0 (0,0%) ячейках ожидаемая частота меньше 5. Минимальная ожидаемая частота равна 12,50. | |||||
| b. Вычисляется только для таблицы 2×2. | |||||
Табл.13. Корреляция показателей пола и самовоспитания
| Симметричные меры | |||
| Значение | Прибл. значимость | ||
| Номинальная по номинальной | Фи | -,081 | ,469 |
| V Крамера | ,081 | ,469 | |
| Кол-во валидных наблюдений | 80 | ||
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ
Исследование психологических особенностей формирования функции физического самовоспитания было успешно проведено. В ходе работы выдвинутая гипотеза подтвердилась: комплексное применение средств физического воспитания влияет на развитие функции самовоспитания спортсменов. Также самовоспитание спортсменов оказывает влияние на их достижения. Были сделаны следующие выводы:
- Наиболее сильное влияние на формирование функции самовоспитания оказывают соблюдение режима тренировок r = 0,742, ведение дневника самонаблюдения r = 0,709, обучение тренером преодолевать чувство усталости r = 0,643, а также выезд на соревнования r = 0,585 и похвала тренера r = 0,472.
- У спортсменов со сформированной функцией самовоспитания статистически значимо выше показатель гармоничного физического воспитания U(55;25)= 1323, p<0,05. Таким образом, работа тренера в совокупном применении всех средств физической культуры и научению способам самостоятельного управления своей тренировочной деятельностью оказывает влияние на самовоспитание спортсменов.
- Функция самовоспитания статистически значимо влияет на успешность спортсменов χ²(5)= 38,742, p <0,05. Среди спортсменов со сформированной функцией самовоспитания имеют 1 взрослый разряд 23,6%, КМС -27,3%, МС – 27,3% , тогда как у спортсменов с несформированной взрослый разряд у 12%, КМС – 0% и МС – 0%.
- Пол не влияет на функцию самовоспитания χ²(1)=0,524 , p >0,05, Функция может быть сформирована или не сформирована в равной степени у мужчин и у женщин.
Наиболее важными аспектами в формировании самовоспитания спортсмена являются формирование самостоятельности, соблюдение режима тренировок и выезд на соревнования.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
На основании результатов исследования составлены практические рекомендации для более успешного формирования функции физического самовоспитания и повышения эффективности тренировочного процесса.
- Научать спортсменов преодолевать чувство усталости в процессе тренировки. Это даёт спортсменам возможность овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, сохранять самообладание и работоспособность, сохранять и соблюдать установленный режим дня и режим тренировок.
- Введение в тренировочный процесс спортсмена дополнительных трудностей и их преодоление помогает формировать волевые качества, что положительно сказывается на успешности формирования функции физического самовоспитания.
- Осуществлять соревновательную деятельность для демонстрации и оценки возможностей спортсменов различных специализаций. В процессе соревновательной деятельности создаются условия, которые дают личности возможность осуществлять акты самоутверждения, формируя потребности нового уровня – потребности в самовоспитании, саморазвитии.
- Систематическое ведения дневника самонаблюдения имеет большое воспитательное значение. Осуществляя такое наблюдение, спортсмен сам может анализировать методику тренировки, свои состояния, сильные и слабые стороны, спортивные достижения.
- Организация тренировок с применением вспомогательного средства физической культуры «естественные силы природы» (занятия на свежем воздухе, в бассейне, реке, море) оказывают благоприятное воздействие на формирование функции физического самовоспитания. Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнений, позволяют применять значительную нагрузку, организовать рациональный отдых. Такие занятия вызывают у занимающихся положительные эмоции, бодрость и жизнерадостность, что положительно сказывается на формировании функции физического самовоспитания.
- Важным фактором формирования функции физического самовоспитания является умение спортсмена ставить цели и планировать деятельность исходя из них, самостоятельно анализировать ошибки, самостоятельно оценивать спортивные результаты. Осознание своих достоинств и недостатков в результате самооценки и определяет цель самовоспитания.
- Научение методу «самовнушения» также успешно коррелирует со сформированной функцией физического самовоспитания. Еще П. К. Анохин научно обосновал необходимость воспитывать и тренировать эмоции как мышцы, подчеркивая ведущую роль таких методов, как самовнушение, интеллектуальная и эмоциональная саморегуляция, психорегулирующая тренировка. Результаты многочисленных экспериментов свидетельствуют о том, что систематическое использование метода самовнушения для работы над собой способствует повышению волевой и трудовой активности, коррекции некоторых форм поведения, мобилизации интеллектуальных ресурсов.
- Формирование чувства эмпатии не менее важный фактор самовоспитания. Эмпатия отражается в том, что в учебно-тренировочном процессе спортсмен вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого спортсмена (соперника), сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию.
- Развитие в процессе тренировки отдельных мышечных групп также успешно коррелирует с успешным формированием функции физического самовоспитания. В нашей работе мы связываем это с эмоциональной и эстетической удовлетворенностью, которая сопровождает процесс изменения собственного тела. Поэтому, формирование спортивного, здорового тела является серьезным толчком к самостоятельным занятиям физической культурой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 468 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975
- Шаулин В.Н. Научные основы развития самостоятельности у учащихся 6-17 лет при формировании физической культуры. Авореф… д.п.н. М., 1998.-65 с.
- «Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М.: Педагогика, 1988. – 126 с.
- «115. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Педагогика и психология. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 432 с.»
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994. – 230 с.
- Рувинский Л.И. Как воспитать волю и характер. – М., 1986. – 158 с.»
- Русаков Б.А. Как воспитать самого себя. – Новосибирск: ЗападноСибирское кн. изд-во, 1975. – 126 с
- Коломинский Я.Л. Познай самого себя. – Минск: Народная асвета, 1981. – 178 с.»
- Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
- «Шершаков В.П. Воспитай себя. – М.: Знание, 1979. – 146 с.»
- Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. – М.: Просв., 1982. – 246»
- Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М.: Академия, 2002. – 256 с.»
- Симонов П.Н. Междисциплинарная концепция человека: потребностно информационный подход // Человек в системе наук. – М., 1989. – С. 13–17
- Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Л.П. Матвеев. – 3-е изд. – СПб.: Лань, 2003. – 160 с.
- Решетников, Н.В. Физическая культура [Текст]: Учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 152 с
- Пуни А.Ц. Волевая регуляция двигательной деятельности в спорте.//Управление процессом спортивной тренировки. Сборник докладов 2 Всероссийской конференции. — Л., 1974).
- Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Учебное пособие. — Л., 1977
- (Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. — 3-е изд. СПб.: Питер, 2006. С. 66-70
- Ольшанский Д.В. Новая педагогическая психология. – М.: Академический проект, 2002. – 528 с.
- Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). – М.: ФОН, 2004. – С. 8.
- Варфоломеева З.С., Швецова В.Г. Самостоятельная деятельность младших школьников как фактор формирования физической культуры личности // Теоретическое и технологическое обеспечение образования по физической культуре и спорту в учебно-педагогическом комплексе: Материалы Всерос. науч. практ. конф. – Тольятти, 2007. – 340 с.
- Закон о физической культуре и спорте Российской Федерации. – М., 2008.
- Воронов А.М. Система формирования физической культуры личности // Совершенствование системы физического воспитания и оздоровления детей, учащейся молодежи в условиях Северо-Запада / Под общ. ред. В.П. Умнова. – Петрозаводск, 2006. – 260 с.
- Николаев Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 9. – С. 2.
- Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 1. – С. 22–26.)
- Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. – М.: ГЦОЛИФК, 1992. – 44 с.
- (Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. – 324 с.).
- Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. – М.: Наука, 2008. – 456 с.
- Опыт работы в субъектах Российской Федерации по осуществлению мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодежи: Сб. науч. тр. – М., 2012. – 144 с
- Миронов, В.В. Философия : учебник / В. В. Миронов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, философ. фак. – М. : Проспект, 2009. – 239 с.
