Заявка на расчет
Меню Услуги

Формирование этнической толерантности у подростков в условиях общеобразовательной организации. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3  4


2.2. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Перед тем, как описывать и интерпретировать результаты диагностических методик, мы считаем целесообразным остановиться на анализе данных, полученных в ходе наблюдения и беседы.

Выборочное наблюдение за взаимоотношениями подростков проводилось во время уроков и на переменах. В процессе наблюдения за ними во время перемен было замечено, что класс условно разделился на несколько микрогрупп, в которые входят подростки разной этнической принадлежности. Обычно во время перемен они общаются исключительно с представителями, близкими к своему этносу.

Следует заметить, что в обращениях подростков друг к другу наблюдается использование прозвищ, однако они не имеют унизительной окраски и, как правило, являются производными от их фамилий.

Оскорбительных высказываний по отношению к другим расовым и этническим группам нами замечено не было, равно как и рассказывания смешных историй с этническим подтекстом.

В процессе наблюдения не было замечено также случаев насмешек в адрес некоторых этнических групп или предубеждения к представителям иных национальностей. Среди испытуемых не наблюдалось дискриминации, остракизма, преследования или насилия в отношении сверстников, являющихся представителями разных этнических групп.

Вместе с тем выборочное наблюдение позволило нам заметить, что в межличностном общении подростков на переменах, в основе которого лежат личные симпатии и антипатии, в качестве желаемых коммуникативных партнёров предпочтение отдаётся представителям своего или близкого к нему этноса. Применительно к деловым ситуациям, которые связаны с выполнением сложных учебных заданий, контрольных работ или групповых учебных проектов на уроках, нами было установлено, что во взаимодействии подростков эмоционально-личностный критерий смещается на второй план, а его место занимает критерий рациональный. То есть при учебном взаимодействии в качестве партнёров по общению выбираются те одноклассники, которые хорошо разбираются в предметном материале, могут помочь в выполнении трудного задания. В таких случаях национальность предполагаемого партнёра в рамках учебного взаимодействия практически не имеет значения.

Для подтверждения результатов выборочно-фрагментарного наблюдения был проведен контент-анализ ответов подростков, классного руководителя и учителей-предметников на предложенные в ходе беседы вопросы.

Опрос в виде беседы с подростками и школьными педагогами проводился индивидуально.

Подростки во время беседы вели себя достаточно открыто, проявляя интерес к проводимой с ними работе. На основе анализа ответов этой группы респондентов на заданные им вопросы мы условно выделили следующие уровни сформированности у них этнической толерантности (табл. 2.2) и рис. 2.1 (см. Приложения).

Таблица 2.2 Уровни сформированности этнической толерантности у подростков (в %)

Всех участников нашего исследования мы условно разделили на пять групп, каждая из которых была отнесена к определенному уровню сформированности этнической толерантности. Так, нами были выделены высокий, средне-высокий, средний, средне-низкий и низкий уровни. В группе с высоким уровнем этнической толерантности оказалось 45% подростков. Что касается средне-высокого, то, к сожалению, ни один из наших респондентов в эту группу не попал. 15% учащихся имеют средний, а 30% – средне-низкий уровень этнотолерантности. Это дает нам основание для предположения, что отдельных учащихся подросткового возраста существуют определенные проблемы во взаимоотношениях, проявляющиеся в виде нетерпимого отношения к своим одноклассникам, имеющими иную, чем у них самих, национальную принадлежность. Подтверждением тому может служить и 10% показатель выборки с низким уровнем этнической толерантности.

Ниже представляем детальный анализ частоты ответов респондентов на предложенные в процессе опроса (беседы) вопросы. Данные, полученные в ходе опроса, показали, что 57 (95%) респондентов имеют друзей, принадлежащих к иной национальной группе. 27 опрошенных (45%) к традициям другой национальности относятся уважительно, 9 человек (15%) – не испытывают особого интереса, 18 человек (30%) демонстрируют равнодушное отношение, и только 6 (10%) проявляют враждебность.

На вопрос о том, учитывают ли подростки при выборе друзей их национальную принадлежность, 24 респондента (40% от общей выборки) ответили «да», 36 человек (60%) склонились к ответу «нет». Таким образом, мы можем констатировать, что среди исследуемой нами выборки подростков все-таки присутствуют те, кто проявляет этническую интолерантность к представителям других культур. Об этом свидетельствует тот факт, что 40% испытуемых при выборе друзей ориентированы на представителей именно своего, а не какого-нибудь другого этноса. Следует обратить внимание и на 10% тех подростков, кто вообще враждебно настроен к представителям иной национальности (низкий уровень этнической толерантности).

И последнее, что мы попытались выяснить: часто ли подростки являются непосредственными участниками или свидетелями конфликтов, в основании которых лежит признак этнического недопонимания. Многие из них слышали о подобных происшествиях. Оказалось, несмотря на то, что большинство из участников опроса имеют друзей иной национальности и к их традициям относятся уважительно или индифферентно, нередко случается так, что подростки становятся свидетелями межэтнических конфликтов, а некоторые даже были втянуты в них. На вопрос: «Был ли ты когда-нибудь свидетелем межнационального конфликта среди подростков», 36 человек (60%) ответили, что были, а 24 (40%) – нет. Что касается участия в подобных конфликтах, то оказалось, что из 60 опрошенных 9 человек (15%) были участниками межэтнических конфликтов среди подростков. Кроме того, мы решили выяснить, знают ли подростки о подобных конфликтах, произошедших в нашем городе или регионе. Удалось установить, что 36 респондентов (60%) знают о подобных случаях, а 6 человек (10) были свидетелями межнациональных разногласий.

В процедуре опроса также был задействован классный руководитель подростков и отдельные учителя-предметники. Всего удалось опросить 10 педагогов, которые отметили, что среди учащихся школы насчитывается около 20 национальностей. Самыми многочисленными являются русские –(56%), на втором месте украинцы – (13%), затем представители кавказских этносов – (12%), татары – (8%) и иные национальности – (11%).

На вопрос: «Как вы относитесь к тому, что подростки в вашей школе, являющиеся представителями разных национальностей и этнических общностей, общаются между собой», 6 человек (60%) ответили положительно; отрицательно – 1 (10%), и 3 человека (30%) уклонились от ответа.

На вопрос: «Интересуетесь ли вы культурой и традициями других народов», 6 человек (60%) ответили «да», «нет» – 4 педагога (40%).

На вопрос: «Часто ли вы разговариваете с подростками о толерантном отношении к людям другой национальности?», утвердительно ответили 3 педагога (30%), ответ «редко» дали 6 человек (60%), и только 1 учитель (10%) на своих уроках и личных беседах с учащимися никогда не затрагивает тему этнической толерантности.

На вопрос «Считаете ли вы, что существуют конфликты, основанные на межнациональной почве в подростковой среде?» положительно ответили все педагоги.

Таким образом, контент-анализ ответов подростков и школьных педагогов на вопросы беседы подтвердил результаты выборочного наблюдения: проблема межэтнических отношений в подростковой среде действительно существует, что признают как сами подростки, так и учителя. В межличностном взаимодействии, не относящемуся к учебному процессу, подростки предпочитают партнёров своего или близкого к нему этноса.

Как оказалось, в учебном взаимодействии эмоционально-личностный критерий уступает место рациональному, вследствие чего в качестве партнёров для сотрудничества выбираются те одноклассники, которые могут оказать помощь в выполнении сложных учебных заданий. В таких случаях национальная принадлежность одноклассника практически не имеет значения. Данный факт был отмечен не только подростками, но и их педагогами.

Следующим этапом диагностической работы было проведение анкетирования подростков с целью определения типов этнической идентичности и распределению этих типов между девочками и мальчиками. Использовалась методика «Типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова) [Солдатова, Шайгерова, 2008]. Результаты обработки и анализа ответов респондентов представлены в таблице 2.3 и на рис. 2.2, различия по гендерному признаку представлено на рис. 2.3 (Приложение 1).

Таблица 2.3 Типы этнической идентичности подростков (в %)

Как видно из таблицы 2.3 и рисунка 2.2 (см. Приложения), для большинства подростков характерен такой тип идентичности, как этноизоляционизм (он выявлен нами у 24 подростков, что составляет 40% от исследовательской выборки). Эти подростки убеждены в превосходстве своего народа, признают необходимость «очищения» национальной культуры от инородных, «чуждых» для нее элементов, негативно относятся к межэтническим брачным союзам. У них возможно проявление ксенофобии, то есть страха или ненависти к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Кроме того, им может быть свойственно восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного. При этом отмечены некоторые различия между проявлением данного типа этнической идентичности у девочек и мальчиков. В частности, этноизоляционизм в равной степени характерен как для мальчиков, так и для девочек: он был обнаружен у 12 мальчиков (50% мужской выборки) и 12 девочек (33,3% женской выборки).

Преобладающим типом этноидентичности у некоторых подростков является норма (позитивная этническая идентичность) (17 подростков, что составило 28,3% от общего числа респондентов), это означает сочетание позитивного отношения к собственному народу с положительным отношением к другим нациям и этносам. В проявлении этого типа этнической идентичности наблюдаются более значительные расхождения между мальчиками и девочками. Так, если в группе девочек позитивная этническая идентичность присуща 15 респондентам (41,6% от всех девочек), то среди мальчиков нормальное проявление этнической идентичности отмечено всего у 2 респондентов (8,3% от выборки мальчиков).

У некоторых подростков обнаружена тенденция к таким типам этнической идентичности, как этноэгоизм, который может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ». Вместе с тем можно предположить и наличие напряженности и раздражения в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за «чужой» счёт (такого мнения придерживаются 8 подростков, что составило 13,3% от общего числа респондентов). Этнофанатизм как готовность идти на любые действия во имя защиты интересов своего этноса вплоть до проведения этнических «чисток», отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав своего народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своей нации, выявлен нами у 4 испытуемых, что составило 6,7% от общего числа респондентов. В проявлении данных типов этнической идентичности мальчики значительно превосходят девочек. В частности, этноэгоизм отмечен у 6 мальчиков (25%) и всего у 2 девочек (5,6%), этнофанатизм – у 3 мальчиков (16%) и у 1 девочки (2,7%). Такие показатели, на наш взгляд, могут свидетельствовать о том, что мальчики в большей степени, чем девочки, склонны к этнофанатизму и проявлению этноэгоизма, что служит серьёзным основанием для проведения с ними специально организованной просветительской и воспитательной работы в отношении обоих показателей. Подросткам следует задуматься над тем, что другие национальности с их вкусами, пристрастиями, обычаями, традициями заслуживают серьёзного внимания и уважения как источники культурного обогащения.

Наименее выражена у подростков этническая индифферентность (размывание этнической идентичности, проявляющееся в неопределенности этнической принадлежности, её неактуальности). С таким типом этнической идентичности в нашей выборке оказалось 4 подростка, что составило 6,7% от общего числа респондентов. По результатам исследования в нашей выборке оказалась и невысокая доля (3 подростка (5 %) и сторонников этнонигилизма, проявляющегося в отказе от этнических, этнокультурных ценностей, провозглашении свободы от всего. Данные показатели в большей степени характерны для девочек, чем для мальчиков. Так, этнонигилизм как проявление этнической идентичности у мальчиков не отмечен совсем, а в группе девочек – только у 3 человек (8,3%). Этнической индифферентности придерживаются 1 мальчик (4,2%) и 3 девочки (8,3%).

На основе анализа данных методики по определению типа этнической идентичности можно заметить, что уровень этнической идентичности в изучаемой нами группе подростков связан с несколько пристрастным восприятием межэтнической среды. В то же время мы можем отметить способность подростков анализировать необходимую этнокультурную информацию, проявлять коммуникативную гибкость, осознанно принимать собственную этническую принадлежность, проявлять ценностное отношение к другим народам и демонстрировать склонность к ненасильственному межличностному и межкультурному взаимодействию. В зависимости от того, какого типа этнической идентичности придерживается человек, можно с той или иной степенью вероятности прогнозировать его поведение, принимаемые и отвергаемые им культурные ценности и общественные нормы, интересы и принципы, социально-национальные стереотипы и установки.

На основе полученных исследовательских данных можно сделать вывод о том, что у девочек больше выражена склонность к проявлению позитивной этнической идентичности (норма, этнонигилизм и этническая индифферентность). Эти типы характерны для 15 девочек (41,6% относительно женской выборки). Для мальчиков, наоборот, больше характерна предрасположенность к негативной этнической идентичности в форме этноэгоизма, этноизоляционизма иэтнофанатизма, которые обнаружены нами у 21 респондента, что составляет 87,5% от мужской выборки испытуемых.

Поскольку, по мнению авторов методики «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова), тип этнической идентичности связан с уровнем этнической толерантности, то, исходя из цели второго этапа исследования, испытуемым предлагалось ответить на вопросы специального теста-опросника. Цель диагностики заключалась в выявлении уровня их этнической толерантности. Результаты анализа опросных листов подростков представлены в таблице 2.4 и на рисунке 2.4, гендерные различия представлены на рисунке 2.5 (Приложение 1).

Таблица 2.4 Показатели уровня этнической толерантности у подростков (в %)

В ходе второго этапа диагностической работы нам удалось установить, что для большей части подростков (36 человек, что составляет 60% от общего числа респондентов) характерен низкий уровень сформированности этнической толерантности. В большей мере этот уровень присущ мальчикам (87,5%, или 21 человек из 24 респондентов мужского пола). У девочек этот диагностируемый показатель обнаружен меньше, чем у половины респондентов женской выборки (42% или у 15 из 36 девочек).

Как показывают результаты диагностического исследования, большинство респондентов имеют низкий уровень этнической толерантности (индекс толерантности находится в пределах от 22 до 60 баллов). Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности подростков и наличии у них выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям. Для них характерно неприятие или отрицание культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни других этносов.

На эмоциональном уровне – это могут быть отношения, основанные на неприятии, неприязни, ненависти, враждебности по отношению к другим этносам вообще или к конкретной этнической общности и отдельным ее представителям.

На поведенческом уровне – это направленность поведения и действий по отношению к представителям другим этносов в виде неприятия и вражды.

На когнитивном уровне – проявление идей и концепций, оправдывающих негативные отношения и враждебные действия по отношению к представителям других этносов вообще или к отдельно взятой этнической общности.

Признаками проявления этнической интолерантности на уровне индивида как представителя определенной этнической группы могут быть: раздражение, преувеличенная значимость собственной этнической принадлежности, потребность в этнической сопряжённости (связанности), существенное преувеличение статуса своей этнической принадлежности.

Меньшая часть подростков (9 человек, что составляет 15% от общего числа испытуемых) продемонстрировали средний, необходимый для установления позитивных межэтнических отношений, уровень этнической толерантности. Из них 3 мальчика (12,5%) и 6 девочек (16%).

И, наконец, 15 подростков (что составило 25% от общего числа респондентов) показали высокий уровень этнической толерантности. В число этих подростков входят исключительно девочки. Среди мальчиков высокого уровня этнической толерантности не обнаружено вообще.

Проводя анализ гендерных различий по уровню этнической толерантности, следует отметить, что подавляющее большинство мальчиков продемонстрировали низкий уровень ее проявления (87,5%), что свидетельствует о преобладании у них этноизоляционизма, этнофанатизма и этноэгоизма. Среди девочек такой уровень характерен меньше, чем для половины респондентов (42%). Вместе с тем у девочек достаточно выражен показатель высокого уровня этнической толерантности (42%), в то время как у мальчиков высокий уровень не обнаружен ни у одного человека. Показатели среднего уровня сформированности этнической толерантности не имеют существенных гендерных различий – 12,5% мальчиков и 16% девочек. Явные различия по гендерному признаку в проявлениях этнической толерантности подтверждаются тем, что у девочек преобладают позитивные типы (норма, этноизоляционизм, этнонигилизм), а у мальчиков – негативные этнической идентичности. Таким образом, данные наблюдения, контент-анализа ответов респондентов на вопросы беседы и результаты двух диагностических методик косвенно подтверждают сформулированную нами гипотезу.

Для статистической проверки рабочей гипотезы полученные нами исследовательские показатели подвергались корреляционному анализу с использованием Н-критерия Краскела-Уоллиса. Расчеты проводились на основе применения компьютерного пакета программы SPSS (таблица 2.5).

Таблица 2.5 Статистическая проверка результатов диагностического исследования с помощью критерия Краскела-Уоллиса

Статистические критерииa,b
  Уровень толерантности
H Краскела-Уоллиса 57,911
ст.св. 5
Асимптотическая значимость ,001
a. Критерий Краскела-Уоллиса
b. Группирующая переменная: тип идентичности

 

Нами изучалась также связь между типом этнической идентичности и уровнем этнической толерантности. Результаты статистической проверки показали, что между типом этнической идентичности и уровнем этнической толерантности существует обратная (нелинейная) зависимость, т.е. чем сильнее выражена этническая идентичность, тем ниже уровень этнической толерантности. Результат показал асимптоматическую значимость, подтверждаемую на уровне 5%, то есть заявленная нами гипотеза полностью подтвердилась.

Любое проявление типа этнической идентичности в поведении оказывает влияние на уровень этнической толерантности, т.е. между этими показателями наблюдается взаимосвязь, что подтверждается коэффициентом 0,001. Эта связь по отдельным компонентам этнической толерантности в одних случаях выше, в других – ниже.

У большинства респондентов подросткового возраста выявлен низкий уровень этнической толерантности, что связано с преобладающим типом этнической идентичности подростков – этноизоляционизмом.

Полученные результаты подтвердили необходимость проведения специальной работы по формированию этнической толерантности в образовательной среде, в первую очередь в общеобразовательных организациях в процессе организованного обучения.

 

2.3. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Целью данного этапа исследования стала разработка психолого-педагогических рекомендаций по формированию этнической толерантности у подростков в условиях образовательной организации как фактора их успешной интеграции в полиэтничную социокультурную среду.

Формирование этнической толерантности, как и любого другого компонента в структуре личности, является сложным процессом, требующим продолжительной и систематической работы. В рамках общеобразовательной организации такая работа может проводиться как в процессе учебных занятий, так и внеклассной деятельности.

Формирование этнической толерантности в процессе урочных занятий

В процессе преподавания учебных дисциплин практически каждый учитель имеет возможность вводить в содержание предметной подготовки учащихся материал, который позволяет уяснить прописную истину – у научных, культурных, технических и прочих достижений нет национальной принадлежности. Любое открытие служит миру и человечеству, а не представителям отдельных этнических групп. Выдающимся в определенной области может стать человек любой национальности, а его достижения со временем входят в мировой опыт. Причем он может жить в любой стране, являясь гражданином другого государства, и никого не будет интересовать, какой он национальности, потому что важным для развития цивилизации является то, что он сделал.

Например, в процессе преподавания истории и обществознания вполне допустимым может стать обсуждение с учащимися проблемы, касающейся соотношения понятий «россиянин» и «русский». В качестве основы для дискусси по данной проблеме учитель может использовать следующую информацию.

В 1990-е гг. в социогуманитарных науках и общественном дискурсе начал обсуждаться вопрос о содержании и объеме понятия «россияне» – является ли оно указанием на российское гражданство или же подразумевает общенациональную или сверхнациональную культурную идентичность?

Несомненно, что в юридическом отношении термины «россиянин» и «россиянка» означают факт обладания гражданством Российской Федерации. Но для граждан России содержание этих терминов связано и с культурным самоопределением. Нашу страну населяют многие этносы и национальные общности, развивающие свои собственные культурные традиции, литературу, искусство, а поэтому можно и должно говорить о мультикультурализме россиян. Вместе с тем русский язык, являясь в Российской Федерации не только государственным языком, но и средством межэтнического и межнационального общения, служит лингвистическим инструментом развития и функционирования единой культуры страны. В этой связи большую роль играет образование. Например, в общеобразовательных организациях, средних специальных и высших учебных заведениях национальных и этнических территориально-административных автономий допускается преподавание на русском и на родном языке. Научные исследования культур и историко-культурного наследия народов России выполняются на русском языке, что делает общедоступным знание о разных этносах и нациях, составляющих в своей совокупности российскую нацию и выступающих коллективным творцом российской культуры. Культура России является светской: признание свободы совести как культурной ценности гражданского общества, толерантность и установка на межрелигиозный диалог – характерные ее черты, обеспечивающие равноправную коммуникацию этносов, наций, различных социальных групп.

На наш взгляд, становится очевидным, что понятия «россиянин» и «россиянка» подразумевают не только обладание российским гражданством, но и сверхнациональную культурную идентичность, совместимую с иными разновидностями самоидентификации – этнической, национальной, религиозной. Ничто не препятствует кабардинцу, русскому, татарину, эвенку, кубанскому казаку, сибиряку, псковитянину или члену любой другой этнической, национальной или религиозной общности считать себя носителем российской культуры, т.е. россиянином, и сохранять одновременно иные формы культурной идентичности.

Профилактика межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде была выделенав числе основных задач Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 гг. (утв. Указом Президента РФ № 761 от 1 июня 2012 г.). Согласно этому документу, в школах с целью профилактики предлагается внедрять современные программы гражданско-патриотического воспитания, направленные на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия. Другими словами, в школе должны научить детей цивилизованно общаться, а работать над этим предполагается всем миром – органам управления образованием, сторонникам гражданского общества, представителям различных конфессий, средствам массовой информации и членам родительских сообществ.

В нашей стране разработаны и применяются (к сожалению, недостаточно широко) программы обучения навыкам бесконфликтного общения, переговорным навыкам, умению слушать и услышать собеседника, понять его и вербально донести до него свои мысли, пожелания и чувства, не обидев и не оскорбив. Эти навыки помогут избежать недоразумений в жизни – личной, профессиональной, общественной. Такие программы существуют и в других государствах Евразийского экономического союза (особенно активно они развиваются в Казахстане).

Предлагается включить обучение навыкам переговорного процесса и мирного межкультурного взаимодействия в программу ОБЖ в школах; обучить работников ФМС, составить для них памятки для информирования прибывающих работников-мигрантов; обучить руководящий состав работников муниципалитетов навыкам межкультурного взаимодействия; обучить переговорным и межкультурным навыкам сотрудников полиции [Гайдаенко-Шер, 2016].

Исследователи Е.Ф. Сердюкова и З.В. Масаева считают, что толерантность формируется при наличии у субъекта адекватной самооценки, навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях, осознанности мотивации терпимости. Основой толерантности личности являются самоуважение, чувство собственного достоинства, отсутствие комплекса неполноценности [Сердюкова, Масаева, 2011]. Следовательно, формированию этих качеств должно способствовать воспитание учащихся в духе толерантности. А поскольку главная роль в воспитании подростков отводится школе, то и формирование этнической толерантности должно проходить, преимущественно, в процессе учебной и специально организованной воспитательной деятельности.

Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально, поэтому может так никогда и не проявиться. Поэтому она должна быть специально сформирована в ходе образовательно-воспитательного процесса.

Формирование этнической толерантности предусматривает отказ от социальных предубеждений, негативных социальных стереотипов в пользу объективного отношения к любому человека вне зависимости от его национальной принадлежности и индивидуально-психологических особенностей.

Многие авторы отмечают необходимость проведения специальной психолого-педагогической работы в рамках образовательного процесса для формирования этнической толерантности подростков: Т.В. Волкова, 2011; Ж.Ю. Кара, Л.Ю. Крутлева, 2011; А.В. Кречетникова, А.А. Нарыгин, Е.В. Панюшкина, 2010; Н.М. Лебедева, О.В. Лунёва, Т.Г. Стефаненко, 2004; Е.В. Оборина, 2012; В.А. Тишков, 2016; к Фопель, 2006; А.Р. Хансуарова, 2017.

В рамках формирования этнической толерантности у подростков необходимо, на наш взгляд, проводить различные по форме и содержанию виды работы. В числе таковых можно, например, предложить:

– проведение анкетирования подростков с целью выяснения их мнений о проблемах экстремизма, национализма и др.;

– введение в учебный процесс курсов этнопсихологии и народной педагогики (можно на факультативной основе);

– организация вечеров национальной культуры для создания определённой информационной базы в данной сфере;

– организация круглых столов и конференций по наиболее острым проблемам в сфере политики, экономики и др. с целью всестороннего овладения подростками культурой своего народа, выступающей непременным условием их интеграции в иные культуры.

В процессе проведения таких мероприятий будут эффективно решаться следующие задачи:

– обучение подростков соблюдению прав человека и проявлению миролюбия;

– формирование представлений о многообразии культур в России и мире в целом;

– воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;

– формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных этносов и культур;

– воспитание в духе мира, терпимости и гуманного межнационального общения.

При организации урочных занятий учителя-предметники обычно не акцентируют внимание на том, что исследователь в области преподаваемой ими учебной дисциплины является представителем определенной национальности. Например, Н.В. Гоголь является этническим украинцем и в то же время почитается у нас в России как великий русский писатель; Карл Фаберже по происхождению немец с французскими корнями, но помнят его как выдающегося русского ювелира. Мировая литература, история, музыка, театральное искусство и наука в целом насчитывают множество примеров того, как этнически «чужой» признавался «нашим». Отсюда следует первая рекомендация: в рамках тематики урока рассказывать о людях, которые, являясь представителями иного народа, стали почитаемыми не только у нас в стране, но и получили мировое признание. При этом важно подчеркивать, что практически каждый народ может гордиться своими представителями, которые внесли весомый вклад в мировую науку и культуру. Мы считаем, что это будет способствовать формированию у учащейся молодежи позитивного отношения к представителям не только своей, но и другой этнической принадлежности и культуры.

Можно заметить, что подростки при выборе партнера для совместного времяпрепровождения заинтересованы в этнически близком для себя человеке, а для деятельности продуктивного характера часто выбирают человека умного, компетентного в определенной области предметной подготовки, не взирая на то, что он является представителем иной культуры/нации/религии и т.п. Вышеизложенное ведет к рекомендации номер два: организация в школьном пространстве фестиваля народов и культур, целью которого будет знакомство с их бытом и традициями, что также будет способствовать формированию позитивного представления не только об определенном народе, но и содружестве народов, наций, этнических общностей.

В современной школе можно заметить отсутствие у некоторых педагогов такта по отношению к ученикам [Страхов, 1966]. Иногда от некорректного поведения учителя страдают учащиеся, являющиеся представители отличных от него народов. В связи с этим назревает следующая рекомендация: старайтесь относиться ко всем учащимся с одинаковым уважением, не возвышайте одних за счет унижения других. Самой важной проблемой при формировании этнической толерантности может служить проявление национализма в бытовой сфере. Отсюда следует рекомендация четвертая: организуйте встречи с родителями по обсуждению вопросов проявления бытового национализма и ориентируйте их на то, чтобы в домашнем воспитании они формировали у своих детей уважительное отношение к людям других этносов и культур.

Естественно, что этим не ограничивается работа школьных учителей по формированию у своих воспитанников-подростков этнической толерантности.

Как известно, любое большое дело всегда начинается с чего-то, кажущегося на первый взгляд малым и незначительным, но, со временем приносящим замечательные плоды. В условиях общеобразовательной организации не только в процессе урочных занятий, но и в разных видах внеклассной деятельности можно многое сделать для того, чтобы учащиеся не только уважительно относились к представителям других национальностей и культур, но и гордились своим знакомством и дружбой с ними.

Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов, как подчёркивает В.А. Тишков, может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства [Тишков, 2016]. И именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания у подростков.

Условиями успешности формирования этнической толерантности исследователи называют:

– диалог разных культур;

– интерактивные методы общения и обучения;

– внедрение в учебную деятельность проблемных ситуаций;

– прохождение всеми участниками образовательного процесса адаптации в поликультурной среде, участие в социализации друг друга [Кречетникова, Нарыгин, Панюшкина, 2010].

Основными показателями сформированности этнической толерантности у подростков М. Шахбанова считает «сочетаемость компонентов этнической толерантности; активность подростка, обусловленная потребностью в обогащении межэтнической картины мира; степень удовлетворенности подростка собой в процессе межэтнического взаимодействия, характер способов установления позитивных межэтнических отношений» [Шахбанова, 2012, с. 77].

Эффективность педагогического процесса в условиях поликультурного образования обусловлена толерантным отношением друг к другу всех участников психолого-педагогического взаимодействия, вариативностью и культуросообразностью содержания образования [Сердюкова, Масаева, 2011]. Это приводит к выводу, что толерантность, обеспечивая успешную социализацию подрастающего человека, является условием развития его национального самосознания (сознание своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и её положения в системе общественных отношений) и межэтнической интеграции (процесса сближения этнических общностей).

Формирование толерантности – сложный, многоплановый процесс, требующий от школьных педагогов использования особых педагогических технологий и разнообразных методов воспитательного воздействия. Существенную помощь учителям-предметникам и классным руководителям в формировании этнической толерантности у учащихся в рамках общеобразовательной организации может оказать знакомство с опытом работы отдельных педагогов, которые достигли определенных успехов в этом направлении. На наш взгляд, серьезного внимания заслуживает педагогический опыт учителя начальных классов ГБОУ СОШ №117 города Санкт-Петербурга И.В. Хохловой, которая, благодаря многолетним исканиям, изучению педагогической литературы, проверке теоретических положений в практической деятельности, создала эффективную воспитательную систему формирования толерантности у учащихся начальных классов, которую можно использовать и в работе с подростками.

Главным моментом в системе ее работы является саморазвитие человека, развитие инициативы каждого учащегося через воспитательную работу. Педагог создала алгоритм решения конфликтных ситуаций, разработала и проводит такие тематические уроки, как «Дорогою добра», «Ребята, давайте жить дружно» и т.д. Учитель утверждает, что воспитанию доброго отношения к одноклассникам способствует участие в совместных делах класса. По её мнению, во всех мероприятиях должны участвовать как мальчики, так и девочки. Педагог использует методические и игровые приёмы, связанные с организацией деятельности детей в классе, диалоговой рефлексии и использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.

В своей работе И.В. Хохлова использует такие игровые приёмы, как «День рождения», «Утро начинается с улыбки», «Мусорное ведро» и другие. Каждый год в школе проводится праздник «Сказки народов России», где каждый класс представляет свою инсценировку. Параллельно педагог ведёт работу по обучению детей социальной компетентности через цикл таких специальных занятий-бесед, как «Кем я хочу быть?», «Учитесь делать комплименты», «Без чего невозможно прожить?» и др.

Помимо этого, вместе с детьми она ведёт портфолио «Нет войне». Дети самостоятельно делают подборку материалов на военную тему. Школа организует и проводит встречи с ветеранами ВОВ, праздничные концерты, дети изготавливают поздравительные открытки для ветеранов и т.д. [Хохлова, 2015].

С.О. Гаан, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа, занимается воспитанием толерантности своих учеников как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Она считает, что особым воспитательным потенциалом в этом плане обладают гуманитарные предметы. На уроках русского языка и литературы учитель с детьми рассуждает над легендами, использует работу с афоризмами, пословицами и поговорками разных стран. При работе над орфограммами педагог просит распределить по смыслу такие специально подобранные слова, как «любовь», «враг», «терпение», «лесть», «мудрость» и т.п. Совместно с детьми она анализирует художественные тексты, используя проблемные вопросы. Во внеурочной деятельности С.О. Гаан проводит тематические классные часы, организует походы на выставки, разнообразные экскурсии – все это, по ее мнению, помогает учащимся понять, что они все равны, что нужно относиться друг к другу с пониманием, поддерживать в трудной ситуации, принимать одноклассников такими, какие они есть.

В своей работе педагог опирается на доверительные семейные отношения учащихся и активно привлекает родителей к делам класса. В классе С.О. Гаан учатся дети разных национальностей и, по ее словам, в поддержании благоприятной атмосферы ей помогают такие мероприятия, как классные часы, например, «Культура мира. Человек среди людей», «Стремись делать добро», беседа «Знакомство с русской национальной культурой», а также подготовка сообщений в форме познавательной экскурсии в музей на тему «История национального костюма». Более того, у учеников С.О. Гаан ведётся курс «Социальная практика». Изучение этого курса позволяет школьникам уверенно осуществлять свои жизненные планы, не вступая в конфликт с обществом [Гаан 2015; Куликова, Быкова, 2017].

Свой вклад в формирование этнической толерантности у учащихся, в том числе и подросткового возраста, может внести и школьный психолог через организацию и проведение определенных видов деятельности, требующих специальной подготовки и определенного уровня профессиональной компетентности. В частности, это может быть проведение специальных мини-тренингов [Волкова, 2011].

Предлагаем следующий план проведения таких тренинговых занятий.

Вводная часть (разминка). Эта часть представляет собой знакомство участников тренинга и включает следующие упражнения:

1) «Найди свою пару»;

2) «Сигнал»;

3) «Пересядьте те, кто…»;

4) «Стая»;

5) «Круг доверия».

По окончании выполнения каждого упражнения происходит обсуждение и рефлексия.

Основная часть тренинга направлена на формирование этнической толерантности и включает следующие упражнения:

1) «Двадцать «Я»;

2) «Пять добрых слов»;

3) «Мои лучшие качества и достижения»;

4) «Моя индивидуальность»;

5) «Толерантная личность».

Заключительный этап. На этом этапе происходит обсуждение проведённых упражнений и анализ итогов работы группы*.

Таким образом, можно сделать вывод, что образование не только выступает средством трансляции культуры, но и само является пространством для становления личности, в частности, для формирования такого важного компонента в личностной структуре, как этническая толерантность. Реализация сформулированных психологических рекомендаций по формированию у подростков этнической толерантности в условиях образовательной организации, основанных на учёте как индивидуально-психологических, так и этнокультурных особенностей субъектов образовательного процесса, будет способствовать успешной интеграции подростов в полиэтническую социокультурную среду.


1  2  3  4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф