Заявка на расчет
Меню Услуги

Формирование графомоторных навыков у младших школьников с задержкой психического развития. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


2.2. Система коррекционно- педагогической работы по формированию графомоторного навыка у младших школьников с задержкой психического развития

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Цель формирующего эксперимента: разработать и апробировать систему коррекционно- педагогической работы, направленную на формирование и коррекцию графомоторного навыка письма у младших школьников с задержкой психического развития.

Задачи формирующего эксперимента:

1) Формировать функциональный базис графомоторного навыка;

2) Корректировать нарушения графомоторного навыка;

При построении коррекционной работы соблюдались следующие условия:

1) Учет результатов диагностики для определения путей коррекционной работы;

2) целенаправленное и систематическое формирование предпосылок графомоторного навыка;

3) поэтапная работа по формированию навыка;

4) повторяемость заданий, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Коррекционно-педагогическая работа по формированию графомоторного навыка письма у младших школьников осуществлялась в двух направлениях.

1 направление работы, согласно поставленным задачам, реализовывалось в формировании функционального базиса графомоторного навыка. Проводилась работа по развитию мелкой моторики рук, зрительно-пространственного восприятия и зрительно моторной координации.

Для развития мелкой моторики рук использовалась система упражнений предложенных А. Л. Сиротюк, с учетом принципов наглядности, систематичности, последовательности[67]. а также игры для развития мелкой моторики рук, предложенные О. А. Зажигиной. [28].

Развития зрительно- пространственного восприятия осуществлялось в нескольких направлениях:

1) развитие зрительного гнозиса, в том числе и буквенного, использовались упражнения предложенные Е.Д. Буриной, В.В. Коноваленко, И. И. Праведниковой, рисование бордюров и обводка в прописи Т. В. Астаховой.

2) расширение объема зрительной памяти посредством игровых упражнений А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой [25].

3) формирование пространственного восприятия и представления:

а) ориентировка в схеме собственного тела. Использовались упражнения и рекомендации И. Н. Садовниковой, А. Л. Сиротюк;

б) в макропространстве (окружающем пространстве);

в) ориентировка в микропространстве (на листе бумаги, в тетради).

Для развития зрительно-моторной координации использовались пропись И. И. Праведниковой и методические разработки В.В. Коноваленко, письмо букв в воздухе по методу Г.Г.Мисаренко, динамические и настольные игры Н. П. Локаловой[40,120]. Автоматизация графомотрного навыка на уровне буквы и слова осуществлялась с помощью прописи И. Е. Илюхиной.

Второе направление коррекционно-педагогической работы в процессе формирующего эксперимента — автоматизация графомоторного навыка на уровне буквы, слова, путем реализации принципа повторности.

На коррекционно-развивающих занятиях по преодолению нарушений письма учитывались следующие гигиенические правила:

Правильная посадка. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола.

Ноги стоят всей ступней на полу. 2) Положение карандаша. Карандаш держат тремя пальцами: большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец подогнуты к ладони. От стержня пальцы держать на расстоянии 1-1.5см.

3) Положение тетради. Тетрадь нужно положить так, чтобы начало строки на станице приходилось на середину груди.

4) Положение рук при письме. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, и правая рука могла свободно двигаться по строке, а левая рука лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.

При составлении программы коррекционно-развивающей работы по формированию графомотрного навыка у учащихся с задержкой психического развития использовали методические рекомендации Е. Н. Потаповой и Е. В. Мазановой в рамках тематического планирования Л. Н. Ефименковой, Т. П. Бессоновой, А.В. Ястребовой.

Программа коррекционно- развивающей работы по формированию графомоторного навыка письма у младших школьников с задержкой психического развития представлена в таблице 2.9.

Таблица 2.9

Программа коррекционно-развивающей работы по формированию графомоторного навыка учащихся с задержкой психического развития.

1.Дата

занятия

2.Тема

Занятия

3.Приемы и методы
1

08.02.

 

 

 

 

 

Дата

Звук и

буква

Д

 

 

 

 

Тема

1) Упражнения на уточнение ориентировки в схеме собственного тела;

2) выписывание буквы в воздухе, на ладошке по методике Г. Г. Мисаренко.

3) работа на карточках по материалу Е. Д. Буриной;

4) упражнения из комплекса А. Л. Сиротюк «кулак- ребро- ладонь», «колечко».

Приемы и методы

2.

11.02.

Звук и

буква Б

 

1)Упражнение на ориентировку право, лево в схеме собственного тела;

2) вырезание и украшение буквы из картона;

работа по карточкам: обводка буквы б с пособия Е. Д. Буриной;

3)рисование буквы в воздухе, на спине у товарища;

4)игра на ориентировку в пространстве «исполнитель»

5) упражнения из комплекса А. Л. Сиротюк «кулак- ребро –ладонь», «колечко», «лезгинка».

3.

14.02.

Дифферен-

иация

букв Б-Д

1)Игра на ориентировку в пространстве «Исполнитель»;

2) лепка букв б-д;

3) работа в прописях В. А. Илюхиной

4) упражнения из комплекса А. Л. Сиротюк

«колечко», «кулак- ребро-ладонь», «лезгинка», «нос-ухо»;

5)работа на листочках-прописях В. А. Илюхиной.

4.

17.02.

Звук и

буква С

1) Игра на ориентировку в пространстве «Найди предмет»;

2) пропись буквы с на столе, на спине у товарища;

3) раскраска по материалу И.И.Праведниковой

4) игра для развития мелкой моторики «бусы для любимой бабушки»;

5)упражнения из комплекса А.ЛСиротюк: «колечко», «кулак-ребро-ладонь», «нос-ухо», «лезгинка»;

6) работа на листочках-прописях Т.В. Астаховой

Рисование и обводка бордюров.

Дата тема Приемы и методы
5.

19.02.

 

Звук

и буква З

1) Игра на ориентировку в схеме тела напротив стоящего человека «покажи у себя»;

2) пропись буквы на столе,на ладошке;

3) раскраски по материалу И.И. Праведниковой;

4) игра на развитие мелкой моторики рук «сортировка»;

5) упражнения из комплекса А.Л. Сиротюк «колечко», «кулак-ребро-ладонь», «лезгинка».

6.

21.02.

Звуки

и буква З

1) Игра на ориентировку в схеме тела напроти стоящего человека «зеркало»;

2) рисование буквы З в воздухе, на спине у товарища;

3) раскраска на карточках И.И. Праведниковой;

4) игра на развитие зрительно-моторной координации «словесный –мяч»;

5) упражнения из комплекса А. Л. Сиротюк «колечко», «кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «лягушка»;

7.

25.02.

 

 

 

 

 

 

 

Дата

Дифферен-

циация

С-З

 

 

 

 

 

 

Тема

1)игра на развитие зрительной памяти «Что изменилось»

2) работа на карточках В. В. Коноваленко, обводка, штриховка букв з-с;

3) работа в прописях-листочках В. А. Илюхиной;

4) упражнения из комплекса А. Л. Сиротюк «колечко», «кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «лягушка»; «нос-ухо»; 5) упражнение на ориентировку схеме тела «моя рука, «твоя рука».

Приемы и методы

8.

28.02.

Звук

и буква Ш

1)Игра с мячом на развитие зрительно-двигательной координации «попади в цель».

2)рисование буквы ш в воздухе, на столе»;

3) работа в прописях- листочках Т. В. Астаховой;

4) раскраски И. И. Праведниковой;

5) упражнения из комплекса А. Л. Сиротюк «змейка», «кулак-ребро- ладонь», «лезгинка», «нос- ухо», «лягушка».

9.

04.03.

Звук

и буква Ж

Игра на ориентировку в пространстве «исполнитель»;

2) игра на ориентировку в схеме тела напротив стоящего человека «зеркало»;

3)рисование буы ж в воздухе, на ладошках;

4) рисование и обводка в прописях- листочках Т. В. Астаховой;

5) упражнения из комплекса А. Л. Сиротюк

«колечко», «лезгинка», кулак- ребро –ладонь», «лягушка», «змейка», «нос-ухо».

10.

07.03.

Дифферен-

циация

Ж-Ш

1)Игра на уточнение понятий «дальше –

ближе», «за-перед», «над»;

2) работа по карточкам В. В. Коноваленко –обводка, штриховка, узнавание букв;

3) игра на развитие мелкой моторики «кто –больше соберет;

4) упражнения из комплекса А. Л. Сиротюк

«колечко», «кулак- ребро-ладонь», «лезгинка», «нос-ухо», «лягушка», «змейка»;

5)работа в прописях В. А. Илюхиной;

Дата Тема  Приемы м методы
11.

11.03.

 

Звук

И

1)Настольная игра на развитие зрительно-мотор-

ной координации «змейка»;

2)работа по карточкам на развитие зрительного восприятия, буквенного гнозиса по материалу Е. Д. Буриной;

3) упражнения из комплекса А. Л. Сиротюк

«колечко», «кулак- ребро-ладонь», «лезгинка», «нос-ухо», «лягушка», «змейка»; «замок»;

1)    конструирование буквы из подручного материала;

12.

14.03.

Дифферен-

циация

Ш-И

Развитие мелкой моторики и зрительного восприятия путем рисования «толстой шубы и тонкой иглы по методу А. Е. Соболевой, Е. Н.

Емельяновой;
2) работа в прописях прописях-листочках В. А. Илюхиной;

4) упражнения из комплекса А.Л. Сиротюк «колечки», «ухо-нос», «лезгинка», «лягушка»,

«змейка», «лягушка», «лезгинка», «замок», «волна»;

5) игра на развитие зрительно –двигательной координации «попади в цель».

13.

18.03.

Дифферен-

циация Ш

И

1)Игра на развитие зрительно-моторной координации «словесный мяч» из материалов А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой;

2)графический диктант с последующим самостоятельным рисованием узора по методу Н.П. Локоловой;

Дата Тема  Приемы и методы
13.

18.03.

Дифферен-

циация Ш

И

3)упражнения из комплекса А. Л. Сиротюк «кулак-ребро-ладонь», «замок», «лягушка», «волна»;

4) работа в прописях В.А. Илюхиной.

14.

21.03.

Звук и

Буква Ц

 

 

1)Игра на развитие зрительно-моторной координации «словесный мяч»;

2) рисование буквы Ц воздухе, на столе;

3) раскраски И. И Праведниковой;

4) упражнения из комплекса А. Л. Сиротюк «кулак-ребро-ладонь», «лягушка», «замок», «волна»;

5) игра на развитие мелкой моторики рук «веселая башня» из материалов О. А. Зажигиной;

15.

25.03.

Дифферен-

циация

С-Ц

1)Игра на ориентировку в схеме тела напротив стоящего человека «моя рука- твоя рука»;

2) упражнения из комплекса А. Л. Сиротюк «колечко», «змейка», «лезгинка», «замок»;

3) рисование букв ц-с ниткой на бумаге по материалу О. А. Зажигиной;

4) работа в прописях В. А. Илюхиной;

5) игра на развитие зрительно-моторной координации и зрительной памяти «повтори движение».

16.

28.03.

Звук и

буква

ч

1) Игра на развитие зрительной памяти и мелкой моторики «инопланетяне»;

2) рисование буквы ч на столе, на ладошке;

3) рисование и обводка бордюров в прописи Т.В. Астаховой;4) игра «что изменилось»;

5) упражнения из комплекса А.Л Сиротюк «кулак-

Ребро-ладонь», «лезгинка», «волна»;

 

Примеры игр и упражнений представлены в приложении 4.Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы использовались упражнения на развитие зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, а также на автоматизацию графомотрного навыка на уровне буквы, слова. Образцы конспектов занятий представлены в приложении 5.

 

2.3 Анализ результатов коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторного навыка у младших школьников с задержкой психического развития.

 

Цель контрольного этапа эмпирического исследования: выявить динамику развития графомоторного навыка у младших школьников с задержкой психического развития.

Задачи:

Провести контрольную диагностику уровня сформированности графомоторного навыка и обработать полученные результаты.

Выявить динамику развития графомотрного навыка учащихся с задержкой психического развития.

Эмпирическое исследование включало в себя 2этапа:

1 этап – исследование функционального базиса графомоторного навыка.

2 этап – исследование сформированности графомоторного навыка у учащихся с задержкой психического развития.

На первом этапе использовалось тестирование констатирующего исследования, направленное на исследование динамического и кинестетического праксиса, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации.

На втором этапе проводился анализ продуктов деятельности, полученный в ходе проведения письменных работ.

По результатам проведения первого этапа, учащиеся показали результат лучше, чем на этапе констатирующего исследования.

Так, при выполнении проб на динамический и кинстетический праксис кистей рук учащиеся допускали единичные ошибки, темп выполнения увеличился, синкенезии присутствовали лишь у двоих детей. Результаты повторного исследования динамического и кинестетического праксиса представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5.

Результаты повторного исследования динамического и кинестетического праксиса.

Таблица 2.6.Сравнительный анализ сформированности динамического и кинестетического праксиса представлен в таблице 2.6.

Сравнительный анализ сформированности динамического и кинестетического праксиса.

Таким образом, у учащихся улучшилось состояние ручной моторики, а также динамического и кинестетического праксиса.

Результаты анализа сформированности динамического и кинестетического праксиса представлены в виде гистограммы на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1. Анализ сформированности динамического и кинестетического праксиса.

По результатам контрольного этапа исследования у учащихся выявлена положительная динамика сформированности кинестетического и динамического праксиса.

Для выявления уровня сформированности зрительного восприятия и зрительно-моторных мы использовали пробы констатирующего этапа исследования. Это – графическая проба, копирование дома, и рисование стола. Образцы рисунков в приложении 3.

Выполнение проб, направленных на выявление уровня сформированности зрительно-пространственного восприятия и зрительно- моторной координации, у учащихся так же вызвало меньше трудностей. В работах детей реже наблюдалось упрощение рисунка или искажение программы действий. Топологические ошибки остались у двух детей при копировании дома. Рисование стола вызвало большие затруднения лишь у одного ученика. Два ученика справились с заданием значительно лучше, чем в первый раз. Результаты рисования трехмерного рисунка у одного из учеников не изменились (Ярик И.), но результат графической пробы заметно улучшился. Образцы рисунков детей представлены в приложении 3Б.Результаты контрольного исследования зрительного-восприятия и зрительно-моторных координации представлены в таблице 2.7.

Таблица 2.7.

Результаты контрольного исследования зрительного восприятия и зрительно-моторных координаций.

Динамика развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации представлены в таблице 2.8.

Таблица 2.8.

Динамика развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно- моторной координации.

Таким образом, у учащихся на контрольном этапе исследования зрительно-пространственное восприятие и зрительно – моторная координация развиты лучше, чем констатирующем этапе исследования.

Результаты повторного исследования зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации представлены в виде гистограммы на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2. Результаты повторного исследования зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации.

Первый этап контрольного исследования показал, что функциональный базис графомоторных навыков учащихся сформирован лучше, чем на констатирующем этапе исследования.

На втором этапе контрольного исследования мы повторно провели диагностику графических навыков, используя критерии и оценки М.М. Безруких. Анализ письменных работ представлен в таблице 2.9.

Таблица 2.9.

Оценка сформированности графического навыка учащихся.

В письменных работах учащихся стало меньше зрительно –двигательных ошибок. Ярик И. и Ксюша П. перестали дописывать лишние элементы к буквам ь и ш. Гриша С допускает меньше замен оптически сходных букв. Персеверации и обводка букв стали реже в работах Вани М. Динамика развития графического навыка учащихся, представлена в таблице 2.10.

Таблица 2.10.

Динамика развития графического навыка учащихся.

Из таблицы 2.10. следует, что графические навыки учащихся на контрольном этапе исследования, незначительно улучшились. Образцы писменных работ в приложении 1Б.

Второй этап контрольного исследования показал, что графомоторный навык учащихся сформирован лучше, чем на констатирующем этапе исследования.

Таким образом, на контрольном этапа эмпирического исследования выявлена положительная динамика развития графомоторного навыка учащихся с задержкой психического развития.

 

Выводы по второй главе

 

Эмпирическое исследование формирования графомоторного навыка учащихся с задержкой психического развития проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

 

Заключение

 

Графомоторные навыки являются конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Они оказывают влияние на правильность и скорость письма, соответствие письма эстетическим требованиям, влияют не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Формирование графомоторного навыка в онтогенезе происходит вместе с развитием изобразительной деятельности детей.

Процесс овладения графомоторным навыком является особенно сложным для детей с задержкой психического развития. А поскольку, количество учащихся с задержкой психического развития постоянно увеличивается, то проблема формирования у них графомоторных навыков довольно актуальна. Если своевременно не проводить коррекционное воздействие по формированию графомотрного навыка младших школьников с задержкой психического развития, то его нарушения приводят к ошибкам на письме, что в свою очередь ведет к снижению успеваемости. Поэтому, регулярная и систематическая коррекционно-развивающая работа по формированию графомоторных навыков необходима для детей с задержкой психического развития.

Исследование литературы и методических разработок по теме исследования показало, что для формирования графомоторного навыка, необходимо достаточное развитие его предпосылок. К ним относятся зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук.

В процессе эмпирического исследования, мы рассмотрели особенности формирования графомоторного навыка у младших школьников с задержкой психического развития; выявили особенности формирования графомоторного навыка у учащихся с задержкой психического развития. На констатирующем этапе исследования были апробированы методы диагностики динамического и кинестетического праксиса, зрительно – пространственных операций и зрительно –моторных операций. Наибольшие трудности выявились при проведении проб на кинестетический праксис и пальцевый гнозис. Исследование тестовых рисунков и графических проб показало неполноценность ручной моторики и зрительно-пространственного восприятия у данной группы учащихся. Также мы провели диагностику уровня сформированности графического навыка учащихся путем анализа письменных работ. Анализ письменных работ учащихся выявил многочисленные ошибки, вызванные нарушением формирования графомоторного навыка.

Нами была создана и апробирована коррекционно-развивающая программа формирования графомоторного навыка у младших школьников с задержкой психического развития. Эта программа включает в себя комплекс различных практических, игровых, упражнений, направленных на развитие зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, а также упражнения на автоматизацию графомоторного навыка.

В результате проведенной работы по формированию графомоторного навыка у младших школьников с задержкой психического развития, сравнив полученные результаты на контрольном этапе исследования, мы получили результаты, показывающие различие с констатирующим этапом.

Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы:

Для полноценного развития графомоторной деятельности необходимо

совершенствование моторики и координации кистей рук, достаточное развитие зрительно-пространственных операций и зрительно – моторной координации. В предложенной нами коррекционно-развивающей программе были подобраны различного вида упражнения, направленные на развитие моторики, зрительного восприятия и зрительно-моторной координации.

Чтобы данная работа была эффективной, она должна проводиться регулярно с соблюдением следующих условий:

  • учет результатов диагностики для определения путей коррекционной работы;
  • целенаправленное и систематическое формирование предпосылок графомоторного навыка;
  • поэтапная работа по формированию графомоторного навыка;
  • повторяемость заданий, с учетом особенностей детей с задержкой психического развития.

Таким образом, выдвинутая в начале работы гипотеза о том, что использование упражнений на формирование зрительного восприятия, зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук, способствует развитию графомоторных навыков младших школьников с задержкой психического развития.


Список литературы

 

  1. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников. // Начальная школа. — 2009. — №4. — с.15-17.
  2. Аксенова А.К. Методы обучения русскому языку в коррекционной школе. — М.: Владос, 2002. — 106 с.
  3. Алипенко Т. А. Программа направленная на развитие зрительного восприятия и графомоторных функций //http://festival/1september/ru/2006-2007
  4. Астахова Т. В. Коррекция нарушений письма у младши школьников с использованием графических средств/Т. В. Астахова// Дополнительное образование и воспитание. — 2006 — №8. — С. 18-23.
  5. Ахутина Т.В. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7лет/ Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева// Школьный психолог.- 2001.- №15.– С.20-25.
  6. Ахутина Т. В., Иншакова О, Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. -М.: Секачев,2008.- 128с.
  7. Ахутина Т. В., Меликян З. Копирование перспективного рисунка// «Школьный психолог». 2002.- №16
  8. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму: Система Д.Б.Эльконина/ М.М. Безруких. -М.: Просвещение, 2002.– 165 с.
  9. Безруких, М.М. Этапы формирования навыка письма.- М.: Просвещение, 2003. – 105с.
  10. Бурина Е. Д. Такие похожие разные буквы;Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв.- СПб.:КАРО,2006.-96с.
  11. Белякова Л. И. Особенности профилялатеральной организации (ПЛО)учащихся начальных классов массовой школы с зеркальными ошибками письма. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/под общ. ред. О.Б. Иншаковой – Воронеж: МОДЭК,2001- 316с.
  12. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция и коррекция задержки психического развития.- М.1999.-168с.
  13. Ботвинников А. Д./Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников – М.:Просвещение, 2009.-412с14
  14. Буцикина Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед. — 2005. — №3. — С.10-14.
  15. Безруких М.М.Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. – М.: Эксмо, 2009. – 464 с.
  16. Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.:Астрель, 2005.127с.
  17. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. — 47 с.
  18. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / Л.С. Выготский. — Собр, соч.: В 6 т. — М., 1984. — Т.5.
  19. Волоскова Н. Н. Формирование графомоторного компонента письма учащихся начальных классов. Письмо и чтение:трудности обучения и коррекция:Учебное пособие под общ.ред.О. Б. Иншаковой.-М.:Воронеж МОДЭК,200.-222с.
  20. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий: Исследование мышления и советской психологии.- М.,1966.- 236с.
  21. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма / Е.В. Гурьянов. — М.: Издательство АПН, 1959. — 264 с. (не переизд.)
  22. Егорова Т. В. Особенности памяти и внимания младших школьников отстающих в развитии .- М.,1982.- 198с.
  23. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. — 2009. — № 6. — С.25 — 34.
  24. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 96 с.
  25. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда/ Л.Н. Ефименкова. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 410 с.20.
  26. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом СПб: Питер, 2008.-96с.
  27. Запорожец А. В. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников/Под ред. А. В. Запорожец .- М.:Просвещение,1965.-420с.
  28. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений. — М.: Академия, 2002. — 174 с.
  29. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.:ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.-200с.
  30. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. — 2008. — №8. — С.16-1
  31. Каше Г.А., Никашина Н.А., Шуйфер Р.И., Евлахова Э.А. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся / Под ред. Левиной Р.Е. — М.: Учпедгиз, 1960. — 416 с. (не переизд).
  32. Кинаш Е.А. Особенности готовности к письму умственно отсталых детей, воспитывающихся в условиях ДОУ компенсирующего вида // Дефектология. — 2007. — № 6. — с.60-66.
  33. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика,1973.- 144.
  34. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно — методическое пособие/ А.Н. Корнев. — СПб.: ИД «М и М», 1997. — 210 с
  35. Краткий психологический словарь. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Инфра-М, 2005. — 512 с.
  36. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие / И. Ю Кулагина. — М.: РОУ, 1996. — 180 с.
  37. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие / Р- СПб.: «Союз», 2008. — 198 с.
  38. Лебединская К.С. Нарушения психического развития в детском возрасте / К.С. Лебединская. — М.: Академия, 2003. — 410 с.
  39. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи.- М.,1961.-310 с.
  40. Логинова Е. В. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников:уч.пособие.- СПб.: «Детство –пресс», 2004.- 208с.
  41. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику.- М.:Ось-89,2007,-142с.
  42. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. — М., 1950. — 98 с. (не переизд.)
  43. Лурия А.Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования. — М.: Академия, 2002. — 304 с.
  44. Лысюк С. Н., Телкова С. Н. Развитие графомоторных у детей 6-7 лет//Начальная школа. -2004.-№6
  45. Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. — М.: «Гном и Д»,2006.- 88с.
  46. Марковская И. Ф., Екжанова Е. А. Развитие тонкой моторики рук у детей с зпр/Дефектология. №4;, 1988
  47. Марковская И. Ф. Задержка психического развития детей. Клиническая и нейропсихологическая диагностика/ И. Ф. Марковская.- М.,1993.
  48. Манелис Г. Формирование высших психических функций у детей с задержанным вариантом отклоняющегося развития. Нейропсихологический анализ // Школа здоровья. 2001. № 1.
  49. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка.-М.:МПСИ,2004.-512с.
  50. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторного навыка//Логопед №2- 2004. –С. 30
  51. Насонова В.А. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с задержкой психического развития. // Дефектология. — 2007. — № 2. — С.41-46.
  52. Никашина Н. А. Устранение недостатков произношения и письма умладших школьников//Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы/под ред. Левиной Р. Е.- М.: Просвещение,1965.- сс.46-66.
  53. Прихожан А. М.Тревожность у детей и подростков: психологическая природа, возрастная динамика/Академия соц.пед.наук. М.:-2000-304с
  54. Пантина Н.С. Формирование двигательного навыка письма в зависимости от типа ориентировки в задании // Вопросы психологии. -1967.-№4.-С. 20-25.
  55. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфий у детей. — СПб.: Лениздат: Союз, 2001. 240 с.
  56. Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития/М.С. Певзнер//Дефектология.-1972.-№3.
  57. Петров А. В. Игротека «Ловкие ручки» обучает и воспитывает.НовГУ-44с
  58. Переслени Л.И. Особенности познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития/Л.П.Переслени, Т. А. Фотекова// Дефектология, 1993. -№5.
  59. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ Под ред. Иншаковой О.Б. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО » МОДЭК», 2006. — 512 с.
  60. Потапова Е. Н. Радость познания.- М.: Просвещение,1999.-95с.
  61. Пускаева Т. Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития/ Т.Д.Пускаева//Дефектология,1980. -№3.
  62. Рахмакова Г.Н. Некоторые особенности письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития. // Дефектология. — 2004. — № 2. — С.10-14.
  63. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. — М.: Айрис — пресс, 2004. — 230 с.
  64. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. –М.: АН ССР-1958.- 568с.
  65. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие/ И.Н. Садовникова. — М.: ВЛАДОС, 1997. — 282 с.
  66. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. — М.: Сфера — 1996. – 280с.
  67. Скиотис Е.И. Особенности развития связной письменной речи младших школьников с задержкой психического развития. // Дефектология. – 1996. — № 6.
  68. Сиротюк А. Л. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М: ТЦ Сфера, 2001- 128с.
  69. Триггер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте:пособие для учителя./ ООО Издат. «Ассоциация ХХIвекк».Смоленск.-2000-80с.
  70. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. –М.:Медицина- 2006-256с.
  71. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993.
  72. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. — СПб., 2004, — 94 с.

1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф