Меню Услуги

Формирование культуры межнационального общения

Страницы:   1   2   3


Оглавление

 

Введение

Глава 1.Формирование культуры межнационального общения в теории и практике современной школы

1.1.Формирование культуры межнационального общения как психолого-педагогическая проблема

1.2. Психолого-педагогические особенности формирования культуры межнационального общения у младших школьников.

1.3 Анализ современного состояния практики формирования культуры межнационального общения учащихся младших классов в современной школе

Глава 2.Реализация путей и средств формирования культуры межнационального общения у младших школьников в процессе урочной и внеурчоной деятельности

2.1. Исходный уровень культуры межнационального общения у младших школьников

2.2 Реализация путей и средств формирования культуры межнационального общения учащихся младших классов

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

В Российской Федерации целевые и организационно-содержательные основы формирования национальных и этнических духовных ценностей определены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [2].

Проблемой культуры межнационального общения занимались такие ученые и исследователи, как Абдулатипов Р.В., Богомолова М.И.,

Жуковская Р.И., Суслова Э.К., Кондратова В.В., Радина Е.И., Шлегина Е.И., Ениколопов С.Н. и многие другие [1; 3]. Эти и другие исследования легли в основу проблемы формирования культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной среды.

Для понимания сущности феномена личности ребенка в поликультурной среде большое значение имеют этнологические теории и концепции Арутюняна С.М.,. Баграмова Э.А., Бромлея Ю.В., Гумилева Л.Н. [5].

Весьма ценным является обоснование содержательных и функциональных оснований поликультурного образования, представленное в трудах М.Н. Кузьмина, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой [6; 7], а также проблем народной педагогики в научных изысканиях

К.Ш. Ахиярова, Г.И. Батуриной, Г.Н. Волкова, О.С. Газмана, Т.Ф. Кузиной, М.Г. Тайчинова, Е.Л. Христовой и др [8; 9].

В исследованиях отмечается, что у современного младшего школьника стала чаще проявляться агрессивность, что приводит к серьёзным изменениям личностного развития и межличностным конфликтам, нетерпимости к сверстникам, представителям других национальностей. В то же время обучающиеся начальных классов отличаются исключительной доверчивостью к тем нормам и правилам, у них не развита оценочная деятельность, поэтому мнение педагога для них авторитетно, нормы поведения у него переходят во внутреннее требование к себе.

Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным для усвоения норм и правил культуры межнационального общения.

Все эти исследования обуславливают актуальность, рассматриваемой нами проблемы формирования у детей младшего школьного возраста культуры межнационального общения в процессе урочной и внеурочной деятельности.

Однако, возникает противоречие между большим количеством различных исследований, посвященных изучению вопроса формирования культуры межнационального общения у младших школьников, и отсутствием для учителей методических рекомендаций по формированию культуры межнационального общения у младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности.

Данное противоречие определило тему нашего исследования: «Формирование культуры межнационального общения младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности».

Проблема исследования: Каковы пути и средства формирования культуры межнационального общения у младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности?

Решение данной проблемы и составляет цель исследования.

Объект исследования – процесс формирования культуры межнационального общения у младших школьников.

Предмет исследования – пути и средства формирования культуры межнационального общения у младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности.

Гипотеза: процесс формирования культуры межнационального общения будет протекать успешно, если будут определены пути и адекватные им способы формирования культуры межнационального общения у младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности.

В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

1)раскрыть сущностную характеристику культуры межнационального общения;

2)определить психолого-педагогические особенности развития культуры межнационального общения у младших школьников;

3)выявить и экспериментально проверить эффективность путей и средств формирования культуры межнационального общения младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности;

4)Разработать методические рекомендации по формированию культуры межнационального общения в процессе урочной и внеурочной деятельности;

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, учебно-методической литературы и педагогического опыта по проблеме исследования, проведение опытно-экспериментальной работы.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

Глава 1.Формирование культуры межнационального общения как социально-педагогическая проблема

1.1. Формирование культуры межнационального общения как психолого-педагогическая проблема

 

Изменившаяся социально-психологическая ситуация в обществе потребует усиления внимания к содержанию гуманистического воспитания, важнейшим компонентом которого является формирование высокой культуры отношения к своему и другим народам.

Россия всегда была многонациональным и многоконфессиональным государством. Эти черты закреплены и в основном документе нашей страны – Конституции Российской Федерации.

ООН и другие Международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспитание людей в духе мира и дружбы между народами как важнейшую цель системы воспитания и образования. В статье 26 Всеобщей декларации прав человека обосновано, что образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами.

На нашей планете существует больше чем две тысячи этнических общностей. Благодаря современной глобализации усиливаются межэтнические взаимодействия, и, к сожалению, достаточно часто происходят конфликты на национальной почве.

Сложной социальной проблемой современности является проблема, которая обостряется на почве взаимоотношения между людьми, представляющими разные национальности. Представители этнических групп стремятся к межэтнической интеграции, хотят установить единое культурное, экономическое и информационное пространство и из-за этих стремлений нередко появляются открытые противостояния.[3]

Огромное значение для воспитания имеет такое определение в правовых документах государств, так как представляет собой соблюдение прав и свобод личности без разделения людей на нации, расы и религии.[5]

При этом важна организация межнационального взаимодействия и общения.

Общение является главным фактором в формировании личности и средством воспитания. Оно способствует регуляции поведения человека, его отношения к другим людям, создает условия к целенаправленному регулированию чувств, оценок, поведения.

Понятие «толерантности» является одним из главных понятий, которое характеризует понятие культуры. Если перевести слово «толерантность» на русский язык, то мы видим, что оно означает терпение. Хотя такой перевод не полностью будет отражать понимание данного понятия в современном мире. Сегодня общество рассматривает толерантность одним из оснований для конструктивного общения людей в различных сферах жизни общества, так же выступает нормой в гражданском обществе. Так же толерантность можно рассмотреть целостным проявлением личности, которое выражается в положительном взаимодействии между членами общества, при условии сохранения индивидуальности любого человека, а так же взаимного уважения и равноправия сторон. [6]

Формирование у школьников национального сознания и культуры межнационального общения являются одной из главных задач нашего государства, в условиях натиска и переоценки традиционных моральных ценностей. Если данная задача будет решена, то государство сможет воспитать в гражданах патриотизм, и тем самым получится обеспечить светлое будущее. Наличие доброжелательного отношения к своей Родине, к окружающим людям, имеющим также свои традиции, язык, культуру, любовь к родной природе, краю — именно эти показатели являются главной ценностью у любого народа и нации.

Наряду с термином «межнациональное общение» в литературе можно встретить такие понятия, как «межэтнические отношения», «межкультурный диалог», «поликультурное образование»[9].

В контексте данной работы считаем необходимым раскрыть данные понятия.

Что касается поликультурного образования, то в словарях по общественным наукам оно рассматривается как процесс, заключающийся в создании условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам.

Поликультурное образование призвано воспитывать в человеке идеи равенства возможностей и права на приобретение самоидентичности. Оно служит «искусству общения», основанному на толерантности, уважении человеческого достоинства, на учете своеобразия каждого человека и обучении видеть это разнообразие [50, с. 183].

В условиях глобализации современного мира все чаще звучит термин «межкультурный диалог». Он рассматривается исследователями как социокультурный фактор регуляции взаимоотношений между странами, способствующий установлению контактов, осознанию общечеловеческого «мы» и стремлению понять друг друга.

Для нашего же исследования важно раскрытие такого понятия, как межнациональное общение.

Однако следует отметить, что межнациональное общение как социально-психологическое явление имеет и свою, присущую ему специфику. В процессе межнационального общения, как отмечает Кадиева Р. И., человек приобщается к иной культуре, традициям, сближается с людьми других национальностей. В процессе такого общения у него рождается сознание сходства с представителями иной национальности. Это способствует преодолению негативных явлений в национальном самосознании [18, с.99].

Обратимся к понятию самого межнационального общения.

Нашему исследованию в большей степени отвечает определение З.Т.Гасанова. Автор рассматривает межнациональное общение как определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди различных этносов обмениваются опытом, ценностями, мыслями, чувствами, переживаниями. В процессе межнационального общения проявляются не только личностные качества, но и особенности психологии, традиций, культуры народов, представителями которых являются общающиеся [10, с. 259].

Межнациональное общение, как отмечают исследователи, является разновидностью социального общения, в процессе которого люди преследуют по отношению друг к другу определенные цели. Для достижения этих целей, являющихся следствием определенных мотивов, люди различных этнических групп используют разнообразные способы поведения, которые у каждого человека формируются по мере развития у него качеств объекта и субъекта общения [6].

Такой содержательный анализ межнационального общения показывает, что оно является деятельностью, и его суть заключается во взаимодействии, взаимопонимании, взаимоотношении и взаимообогащении людей разных национальностей.

Иными словами, приведенные результаты исследований различных авторов доказывают необходимость воспитания культуры межнационального общения, т. к. межнациональное общение дает человеку больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию межнационального понимания и формированию коммуникативных навыков [40].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Как показывает историко-научный анализ, понятие «культура межнационального общения» вошло в научный оборот в нашей стране сравнительно недавно, со второй половины 80-х годов XX века. За эти годы в философской, педагогической и психологической литературе сформировался целый ряд определений данного понятия.

Например, один из специалистов в области педагогики культуры межнационального общения В. П. Комаров кратко сформулировал смысл культуры межнационального общения как «…многогранные социально-психологические свойства личности, представляющие интегративную характеристику со специфическим содержанием и разноуровневой степенью воспитанности» [21].

По определению другого автора, Н. А. Асиповой, культура межнационального общения представляет собой не что иное, как систему характерных для личности идей и представлений, способов, форм и видов специфической культурной деятельности, осуществляемой для углубления процесса взаимодействия и взаимовлияния людей разных национальностей . [7].

С культурологических позиций культура межнационального общения является именно культурой, т. е. степенью общественного, умственного и нравственного развития, присущая кому-либо [36].

Остановимся на определении культуры межнационального общения, которое, на наш взгляд, наиболее полно отвечает задачам нашего исследования, что культура межнационального общения — это уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, истории, национальному достоинству. Культура межнационального общения предполагает выполнение людьми правовых и морально-этнических норм в многонациональной среде» [10].

Из данного определения следует, что любой человек является культурным лишь в том случае, если он понимает и принимает иные культурные позиции и ценности, умеет пойти на компромисс, понимает ценность не только своей независимости, но и чужой.

В реальной же жизни существует не мало примеров, когда представитель какого-либо народа обладает поистине энциклопедическими знаниями о своих национальных корнях, но совершенно нетерпимо относится к чужим национальностям. У такого человека культура межнационального общения практически отсутствует.

Таким образом, чем больше взаимопроникновение национального патриотизма и межнациональной терпимости, тем выше уровень культуры межнационального общения.

Итак, мы в исследовании будем определять культуру межнационального общения как часть духовной культуры, включающей в себя знание истории, культуры, особенностей своего и других народов; позитивное отношение к национально-культурным ценностям различных этнических групп, проявляющееся в положительных поведенческих установках и поступках.

На современном этапе развития общества межнациональные отношения являются сложной проблемой общественной жизни. Конфликты, напряженность в межнациональных отношениях между народами и регионами, несостоятельность методов работы, направленных на развитие культуры межнационального общения, обусловливают необходимость разработки и внедрения творческих методов и технологий.

К принципам воспитания культуры межнационального общения относятся в Российской Федерации:

— равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

— запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

— сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

— уважение желания нации к сохранению независимости в условиях деформации межнациональных отношений;

— сохранение в ряде стран интересов национальных меньшинств;

— противодействий розни, ненависти либо вражды;

— защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, обеспечение помощи соотечественникам, проживающих в зарубежных странах.

Принципы воспитания культуры межнационального общения составляют тесную связь и единую систему, руководствуясь которой можно создавать условия для выполнения целей и решения задач воспитания. Положительный результат будет получен, если курс воспитания не будет направлен в сторону пропаганды расизма, национализма и религиозной розни. Важно отметить, что принцип обучения должен опираться только на гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, строиться на их историческом наследии, культуре, традиции.

Позитивная направленность межэтнических отношений должна быть основана на принципах гуманизма. Следовательно, под «культурой межнационального общения» следует понимать совокупность межкультурных связей, которые должны быть построены на межэтническом взаимоуважении, взаимопринятии и взаимодополнении представителей разных культур. Важными детерминантами поведения являются ценности культуры, в ко- торую включены субъекты межнационального общения, они представляют собой результат действия различных механизмов социализации, под воздействием которых человек оказывается с рождения. В процессе социализации происходит усвоение ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в обществе[36, с. 163].

Организованный процесс формирования культуры межнационального общения требует основного, важного правила – толерантности по отношению к людям различных вероисповеданий и этнической принадлежности, основываясь не на «насильственную терпимость», а на гармонизацию межкультурного взаимодействия.

В настоящее время воспитание культуры межнационального общения стало одним из актуальных вопросов в педагогике.

Многие исследователи подчеркивают, что пора поставить вопрос о целях воспитания и его ценностях, так как он является производным от более широкого вопроса о том, куда мы идем, какова наша российская идея.

С содержательной точки зрения формирование культуры межнационального общения, как отмечают ученые, осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины; формирование бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа; воспитания любви к малой родине, к своим родным местам; воспитания готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства, установлению братских, дружеских отношений с представителями других стран и народов, изучению обычаев и культуры различных этносов [11,18,38]

В Законе об образовании в РФ (2012 г.) проблема воспитания культуры межнационального общения представлена следующим образом: среди принципов государственной политики в области образования выделяются такие, как: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине. Единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства [31].

Многое в этом плане делается в учебных заведениях: молодежь стремятся воспитывать в духе веротерпимости и уважения людей разных рас и наций. Представляет интерес американский опыт укрепления единства многорасового общества, сочетания общеамериканского и этнически особенного в патриотизме граждан, преодолении расовых предрассудков в сознании и поведении людей в поликультурном образовании [10,с. 56].

По мнению педагогов-исследователей, для современного общества одной из целей является сохранение социального мира путем неукоснительного соблюдения прав человека и гражданина, а также, по возможности, демократических процедур. Именно решению этих задач призвано способствовать воспитание этнотолерантности.

Для обеспечения достижения положительных результатов по формированию культуры межнационального общения в условиях школы необходимо своевременно проводить мониторинг культуры межнационального общения младших школьников. Показателями культуры межнационального общения выступают когнитивный, эмоционально-оценочный , мотивационно-потребностный компонент и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент дает представление о межнациональных отношениях; о культуре межнационального общения как сложной системе; об истории и культуре своего народа, об особенностях других национальных культур (истории, языка, традиций, обычаев, психологии и т.д.) и проблемах их развития; об общепринятых нормах и правилах поведения при взаимодействии людей разных национальностей; о способности и умении общаться в разнонациональных коллективах (учебных, трудовых и т.д.).

Эмоционально-оценочный компонент — это эмоционально-нравственные характеристики личности, проявляющиеся в чувствах, убеждениях, оценочных суждениях и т.д. по отношению к своему и другим этносам (отрицательные — замкнутость, обидчивость, подозрительность, неуважительность, высокомерие, презрительность, грубость, ненависть, жестокость и др.; положительные — любовь, доброжелательность, чуткость, вежливость, сочувствие, интерес, терпимость, уступчивость и др.).

Мотивационно-потребностный компонент включает мотивации и потребности людей в освоении родной культуры и культуры народов- соседей, а также культуры межнациональных отношений.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Наконец, поведенческий компонент учитывает действия и поступки по отношению к людям другой национальности, характеризующиеся, например, доброжелательством, тактичностью, формализмом, безучастием или пренебрежительностью.

В соответствии с такой структурой культуры межнационального общения ее формирование предполагает следующие этапы:

Освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных ценностей.

Формирование на этой основе чувства гордости за принадлежность к родному народу, а также уважения к культуре других народов.

Формирование потребности людей в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.

Перевод нравственных знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при организации педагогом совместной социально значимой деятельности, направленной на воспитание культуры межнационального общения.

Таким образом, культура межнационального общения является органической составной частью духовной жизни общества, а также общечеловеческой культуры.

В качестве показателей культуры межнационального общения Р.И. Кусарбаев предлагает выделить признаки, сгруппированные по характеру их проявления. Так, автор выделяет две группы признаков: «внешние признаки» и внутренние.

Внешние признаки: интерес к культуре, истории, литературе, науке другого народа; потребность в освоении языка, истории, литературы, культуры, науки другого народа; развитие отношений с людьми другой национальности.

К внутренним признакам Р.С. Кусарбаев относит:

  1. Признаки потребностно-отношенческого характера: уважение к многонациональному народу России и любовь к Отечеству; ориентация на общечеловеческие ценности, на лучшие достижения человеческой цивилизации; обращение к национальному достоинству и чувствам людей, воспитание в себе интернационального и гражданского сознания и чувств.
  2. Признаки этического характера: проявление тактичности, чуткости к человеку; готовность сопереживать, понимать состояния, желания людей, их намерения; формирование умения преодолевать конфликтные ситуации, мелкие неурядицы.
  3. Признаки деятельностно-поведенческого характера: реакция на совместную деятельность, межнациональные браки; умение оценить успехи людей другой национальности; развитие благородного чувства национальной гордости.
  4. Признаки мировоззренческого характера: понимание совместной жизнедеятельности разных национальностей; непримиримое отношение к проявлению шовинизма, национализма и расизма; ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности, на лучшие достижения человеческой цивилизации, осознание принадлежности к мировому сообществу; глубокое уважение ко всем народам Земли, их этнонациональным особенностям; дух толерантности к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения возникающих межконфессиональных конфликтов.
  5. Признаки интеллектульно-эмоционального характера: отношение к людям другой национальности на работе, в процессе учёбы, в быту; отношение и реакция на взгляд, убеждения, идеалы людей другой национальности; реакция на оценочные суждения и сложившиеся стереотипы о людях другой национальности [9].

На наш взгляд, предложенные автором критерии культуры межнационального общения вполне подходят для изучения в разные периоды развития личности, в том числе и в младшем школьном возрасте.

Именно поэтому, в данной работе, выдвинутые Р.С. Кусарбаевым показатели были взяты за основу разработанных критериев культуры межнационального общения.

Среди них нами были сформулированы следующие:

  1. Знание сущности и содержания межнациональных отношений в различных их проявлениях: наличие знаний о культуре межнационального общения как сложной системе, знаний об истории и культуре своего этноса и других национальностей, психолого-педагогических знаний об общепринятых нормах и правилах при взаимодействии с представителями других национальностей, этнопедагогических знаний.
  2. Эмоционально-нравственные характеристики личности, убеждения и оценочные суждения по отношению к другим национальностям, осознание своей принадлежности к определённой этнической общности;
  3. Действия, поступки, по отношению к людям других национальностей, мотивация в освоении родной культуры и культуры других этносов.

При формировании культуры межнационального общения, следует учитывать психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.

 

1.2. Психолого-педагогические особенности формирования культуры межнационального общения младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности.

 

Младший школьный возраст – это период, когда уже необходимо проводить социально-педагогическую деятельность, направленную на понимание содействия, терпимости и дружбы между представителей всех народов. Младший школьный возраст значимый период социализации личности, усвоения норм, правил взаимодействия, период, когда закладывается почва для формирования установок, стереотипов, представлений о самом себе и других людях [3]. В младшем школьном возрасте большую часть информации дети воспринимают на веру, обращаются со своими размышлениями и выводами к близким взрослым: родителям и учителям.

Как отмечает О.В. Мусатова [8] в своей работе: младший школьный возраст — один из самых важных периодов в развитии личности. Как известно, в этом возрасте формируются важные личностные новообразования, такие как становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим, усвоение социальных норм, и, конечно, нравственное развитие.

Во многом решающими составляющими социализации, нравственного развития ребенка, являются опыт и знания, полученные в дошкольном возрасте. Современное поликультурное воспитание в детском саду занимает очень важную роль среди всех обучающих программ, поскольку позволяет сформировать в детях правильное отношение к этнокультурной действительности, делает детей компетентными во всех сопряженных с этим вопросах.

Проводится большая работа по формированию любви к Родине, уважению к традициям и обычаям своего народа, а также к народному искусству. Оно закладывает в них самые азы, основы понимания разницы между различными традициями и культурами народов, позволяя понять, что каждая из них является уникальной и достойной уважения. Другая сторона работы с школьниками заключается в знакомстве с традициями и привычками с особенностями быта русского народа. Развитие чувства гордости и уважения к великому, радушному народу, развитие чувства благодарности и уважения к стране, которая предоставила условия для жизни и развития представителям других государств, испытывающих трудности[25, с. 53].

Велика роль родителей в воспитании культуры общения в целом и культуры межнационального общения в частности. Не всегда родители осознают значимость этого аспекта воспитания и одна из задач дошкольных учреждений состоит не только в воспитании культуры межнационального общения школьников, но и подключение к решению этой важной задачи родителей ребенка, актуализации значимости данного вопроса в сознании всех членов семьи.

Учет учителем национально-психологических ценностей, по мнению ряда исследователей [8,34, 37, 52, 54], предполагает особое построение воспитательной работы в многонациональном классе, особую конструкцию собственно воспитательных дел, которые могут способствовать или, наоборот, препятствовать адаптации ученика той или иной нации к требованиям со стороны педагога. Исследователи выделяют три этапа процесса адаптации.

На начальном этапе национально-психологические особенности или способствуют, или препятствуют воспитательному воздействию педагога. Если они вступают в противодействие с целями воспитания, то учителю придется предпринять конструктивные шаги по пересмотру содержания и качества педагогических мероприятий, поиску путей привлечения внимания объекта воспитания. Как правило, это требует довольно длительного времени, необходимого для тщательного изучения ситуации в классе, уточнения специфики национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических групп, выработки стратегии их функционирования.

На следующем этапе происходит стабилизация воспитательных воздействий. Несмотря на трудности первого периода, учителю, как правило, удается найти контакт с детьми, достигнуть определенного взаимопонимания. На этой стадии воспитательной работы наблюдается консолидация активности ее субъекта и объекта в интересах установления прочной связи учителя с каждым конкретным учеником или группой учеников одной национальности, закладывается база для плодотворного взаимодействия в рамках многонационального классного коллектива.

На последнем этапе максимально раскрываются потенциальные возможности представителей всех взаимодействующих национальных микрогрупп. Теперь национально-психологические особенности младших школьников уже стимулируют активность педагога, обуславливают значительно большую интенсивность межнациональных дружеских отношений. Все воспитательные мероприятия становятся гораздо более результативными, прямо способствуют развитию гуманных взаимоотношений между учащимися многонационального класса [35, с.35-36].

Степанов П.В. [52], указывает, что в настоящее время весьма распространено мнение о том, что для развития у школьников культуры межнационального общения необходимо их ознакомление с разнообразными культурами, их изучение. Однако он отмечает, что всего разнообразия культур не познать, поэтому нет смысла погружаться в культуру, с целью получить представление об ее инаковости, самоценности и равных с другими правах на существование и уважение.

Организовать встречи школьников с иными культурами, по мнению Степанова П.В., можно и заочно, опосредовав их соответствующими текстами, содержащими информацию о других культурах, отражающими ценностные приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей.

Очень важно, чтобы ребенок осознал проблематичность своего понимания других культур, так как это является предпосылкой следующего шага педагога — организации групповой коммуникации по поводу иной культуры. Чрезвычайно важным представляется замечание о том, чтобы сосредоточить детей на поиске сходств разнообразных культур, а не их отличий; чтобы выявлялись их положительные аспекты, а не отрицательные, чтобы понимание и оправдание превалировало над оценкой и осуждением.

Наконец, учитель организует осмысление школьниками своих действий в процессе межкультурного диалога, своих ощущений, своей позиции, помогает выразить их в словесной форме, в ответах на вопросы анкет, в сочинениях-размышлениях [52].

В младшем школьном возрасте формируется мировоззрение ребенка, составным элементом которого являются этнокультурные знания. Введение этнокультурных основ целесообразно уже с начальной ступени обучения, так как младший школьный возраст является сензитивным для формирования знаний об этнических группах, которые в дальнейшем будут подвергаться расширению и углублению на более поздних этапах обучения. В связи с этим для осуществления формирования культуры межнационального общения учащихся начальных классов было выделено условие: отбор соответствующего и дидактически-целесообразного содержания, направленного на воспитание культуры межнационального общения школьников.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3