Меню Услуги

Формирование здорового образа жизни детей как направление образовательной политики (МБОУ «Центр образования села Амгуэмы»). Часть 4.

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

3.3. Предложения по совершенствованию деятельности МБОУ «Центр образования села Амгуэмы» в формировании здорового образа жизни детей

Поскольку здоровье населения нашей страны – высшая национальная ценность, то и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.

Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

Образовательные услуги нельзя считать качественными, если в погоне за знаниями забывают о здоровье детей, не осуществляют постоянный мониторинг показателей их физического развития и физической подготовленности. Для ребенка быть здоровым значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность школы в целом и педагогов-предметников, классных руководителей в частности по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

В условиях тревожной статистики здоровья населения, демографического спада и реализации приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье» , возникает острая необходимость в использовании методики осуществления комплексного педагогического мониторинга. Такая методика должна значительно поднять утраченный престиж труда учителя физической культуры, всей системы массового физического воспитания как главного профилактического средства укрепления здоровья обучающихся. Кроме того, она поможет узнать, на какой ступени образования (дошкольник, школьник, студент) начинается ухудшение показателей здоровья и какими темпами оно происходит. Только комплексный мониторинг учащихся позволит в каждом конкретном случае проанализировать ситуацию.

Мониторинг здоровья учащихся — это целенаправленная целостная, организованная программа отслеживания, измерения отдельных (комплексных) показателей на уровне системы деятельности школы по организации здоровьесберегающего пространства, по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Мониторинг рассматривается как средство управления здоровьем. С помощью мониторинга мы можем указать недостатки работы, а также сформулировать основные направления нашей деятельности. Он позволяет на основе сравнительных характеристик установить причинно- следственные связи различных педагогических действий и динамики состояния здоровья учащихся. Разработка и внедрение мониторинговых технологий – одно из обязательных условий создания благоприятной для развития учащихся среды со здоровьесберегающими функциями.

Перед службой мониторинга, поставлены следующие задачи:

  • Получить статистические срезы показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья для оценки общей картины здоровья учащихся школы, с целью планирования оздоровительной деятельности.
  • Оценить эффективность лечебно-профилактической работы.
  • Выявить факторы риска, влияющие на коллективное здоровье детей.
  • Определить потребность в специфических мероприятиях.

Оценка состояния здоровья школьников осуществляется посредством наблюдения, анализа медицинских карт, результатов медицинских осмотров, статистической медицинской отчетности, анализа распространения хронических заболеваний для выявления негативных внешних и внутренних факторов влияния на него.

Мониторинг проводится по следующим направлениям:

  • соматическое здоровье (заложенные генетические признаки, заболеваемость до школы)
  • физическое здоровье-
  • психологическое
  • социальное

Информация о физическом состоянии ребенка собирается по определенным параметрам, необходимым школе для анализа динамики развития учащихся и влияния качества образовательного пространства на состояние их здоровья:

  • группы здоровья – определяется специалистами в соответствии с общепринятыми параметрами и критериями оценки;
  • физкультурные группы – их выделение сопровождается рекомендациями педагогам и родителям по дозировке и режиму двигательной активности;
  •  наличие хронических заболеваний – определяется по медицинским картам учащихся, результатам диспансеризаций. По итогам мониторинга заполняется последняя страничка классных журналов, информация передается классным руководителям, школьному врачу, медицинской сестре.

По результатам такой работы выявляются заболевания:

  • Опорно-двигательного аппарата
  • Органов зрения
  • Органов дыхания
  • Органов пищеварения
  • Мочевой системы
  • Нервной системы
  • Сердечно-сосудистой системы

Для того, чтобы грамотно выстраивать отношения с учеником, необходимо иметь представление о социальном здоровье, а именно, хорошо знать его семью, его окружение, друзей.

Для составления целостной картины состояния здоровья учащихся в образовательном учреждении – имеет значение социальный паспорт учащегося, класса и школы. В социальный паспорт учащегося собраны сведения об учащемся и его семье (модель семьи, тип семейного воспитания, стиль семейного общения, круг общения, характеристика бытовых и материальных условий). На основании этой информации составляется паспорт класса, школы. Это позволяет проанализировать и оценить негативные и положительные стороны социальной среды, в которой формируется и развивается ребенок. Потенциал данного ресурса неоценим для формирования компетенций, определяющих социальную адаптацию учащихся вне стен образовательного учреждения.

Здровьесбережение является системообразующим фактором всех компонентов развивающей среды, а именно:

  • непосредственно процесса обучения,
  • процесса воспитания;
  • студий дополнительного образования;

и только при детальном, серьёзном изучении здоровья, возможно, выстроить план формирования личности.

Такой полный анализ различных сторон здоровья учащегося позволяет выстраивать индивидуальную траекторию дальнейшей работы с конкретными учащимися, осуществлять индивидуальный подход, продумывать методы воспитательной работы и работы по сохранению здоровья ребенка с учетом всех его возможностей и склонностей

Многие школы говорят о здоровьесберегающих технологиях, но часто не имеют никаких статистических объективных данных об изменениях здоровья учащихся. Необходимо ежегодно проводить оценку индекса физического здоровья учащихся. Индекс физического здоровья (ИФЗ) является обобщенным показателем физического развития и здоровья человека. Он интегрирует в себе оценку важнейших физиологических систем и физических качеств. Для оценки используется строго определенный комплекс измерений и тестовых процедур. Тестирование проводится независимой лабораторией, в школу присылают распечатки по каждому учащемуся, которые вклеиваются в его медкарту.

При определении ИФЗ проводят следующие измерения:

Таблица 10. Индекс физического развития

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
Весо-ростовой коэффициент Зрительно-двигательная реакция
Избыток(недостаток) веса Гибкость позвоночника
Пульс (ЧСС) в покое Координация движений
Способность к релаксации Мышцы плечевого пояса
Систолическое давление Мышцы брюшного пояса
Диастолическое давление Общая работоспособность
Систолический выброс (в покое) Потребление кислорода
Спирография Систолический выброс (в нагрузке)
Устойчивость к гипоксии Минутный объем кровообращения
Адаптивность ССС Восстановление пульса

 

Шкала оценки от 0,1 до 6 баллов:

6: Идеальное физическое состояние организма и высокий уровень резервов здоровья.

5: Хорошее физическое состояние организма. Высокий уровень резервов здоровья и работоспособности.

4: Нормофункциональное состояние организма соответствует статистическим стандартам. При утомительной работе и отсутствии эффективной оздоровительно-тренирующей программы уровень резервов здоровья может в перспективе понизиться.

3: Плохое состояние организма, отсутствие выраженных резервов здоровья, выносливости и работоспособности. При пассивном жизненном стиле есть большая вероятность дальнейшего снижения психофизического потенциала организма и приближение к зоне предпатологии в ближайшие годы.

2: Очень плохое состояние организма, много факторов риска для дальнейшего ухудшения психофизического потенциала. Сниженный уровень работоспособности, подверженность переутомлению, плохая защищенность от негативных воздействий окружающей среды.

1: Критическое состояние организма, отсутствие адаптационных резервов, высокая угроза срыва регуляторных функций при стрессовых нагрузках и воздействиях окружающей среды (магнитные бури, перепады атмосферного давления, вирусные атаки)

В первый класс школы приходит, по разным оценкам, 5070% здоровых детей, однако среди выпускников таковых остаётся всего 10%. На примере одного класса в 25 человек получается, что из 13 первоклашек к окончанию школы здоровы трое. А 22 выпускника этого класса имеют до 5 заболеваний и функциональных нарушений.

За 10 лет обучения в школе острота зрения снижается в среднем на 15%, каждый 3-й выпускник имеет близорукость, нарушение осанки, каждый 4-й —патологию сердечно-сосудистой системы, число детей с заболеваниями нервной системы возрастает в 2 раза (с 20% до 40% от общего числа детей).

Уже на школьном старте российские дети не отличаются богатырским здоровьем: ученики 12-х классов имеют в среднем по 2 диагноза, а к окончанию начальной школы к ним добавляется третий.

В связи с сложившейся ситуацией, возникает необходимость использования авторских проектов о здоровьесбережении в начальных классах, используя как в урочное время, так и во внеурочное. Один из таких проектов описан ниже.

Педагогический инновационный проект

«Здоровьесбережение в начальной школе»

Проблема, на решение которой направлен проект:

Проблема сохранения и укрепления соматического, психического здоровья обучающихся, овладения ими образовательными компетенциями при постоянном повышении сложности образовательных программ и образовательных стандартов.

Целевая группа: учащиеся 1-4 классов

Автор проекта: Шарапова О.В

Тип проекта: практико-ориентированный

Цель проекта: создание педагогических условий для сохранения и развития здоровья учеников на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.

Задачи проекта:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  • Создать систему приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов
  • Планировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями.
  • Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности учащихся в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде.
  • Повышать качество знаний за счёт увеличения потенциала работоспособности.
  • Прививать учащимся стремление соблюдать правила личной и общественной гигиены.
  • Воспитывать у школьников сознание целостности здоровья, культуры здорового образа жизни.
  • Пропагандировать физическую активность.
  • Разрабатывать систему приёмов здоровьесбережения на уроках в начальной школе.
  • Тиражировать положительный опыт (публикации, методические рекомендации, видеоматериалы)

Сроки реализации проекта: 4 года

Этапы реализации проекта:

1 этап: Информационно-подготовительный (теоретическая и практическая подготовка)

2 этап: Организационно-деятельностный: обеспечение системы организационной работы, направленной на реализацию проекта.

3 этап: Аналитико обобщающий: систематизация полученных результатов.

Миссия проекта:

  • Применять здоровьесберегающие технологии с целью сбережения и укрепления здоровья учащихся, формировать у них ценность здоровья, здорового образа жизни;
  • Построить систему обучения, устраняющую перегрузки и сохраняющую здоровье школьников;
  • Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Предпосылки проекта:

  • На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. «Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования. И в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предлагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Основные ресурсы: Основой для реализации проекта являются информационные, кадровые и материальные ресурсы кабинета начальных классов, школьного психолога, медсестры, учителей физкультуры.

Ожидаемые результаты

  • Сохранение и укрепления здоровья детей.
  • Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.
  • Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни.
  • Приобретение учащимися устойчивых навыков обеспечения безопасной жизнедеятельности.
  • Рост мотивации к обучению, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой.
  • Повышение профессиональной компетенции учителя в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья школьников.
  • Создание методической копилки по здоровьесберегающим технологиям.
  • Приведение режима учебного труда и активного отдыха детей к оптимальному.

Сводный список исполнителей:

  • учитель начальных классов – автор проекта;
  • школьный психолог- участник проекта;
  • учителя уроков физкультуры- участники проекта;
  • медицинская сестра школы — участник проекта;
  • учащиеся 1-4 классов — участники проекта;
  • родители учащихся 1-4 классов — участники проекта.

Критерии оценивания результатов

  • Значимость и актуальность темы.
  • Авторская работа над проектом.
  • Глубина и оригинальность раскрытия темы.
  • Раскрытие содержания проекта во время презентации.
  • Ответы на вопросы во время защиты проекта.
  • Качество выполнения продукта проектной деятельности.
  • Уровень социальной и психологической адаптации обучающихся.

Механизм реализации проекта:

  • Планирование и подбор необходимых источников информации.
  • Накопление материальной и технической базы.
  • Выбор направления работы.
  • Обработка и систематизация собранной информации.
  • Оформление результатов исследования.
  • Апробация практических материалов на уроках в начальной школе

Анализ ситуации.

  • Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников

Актуальность проблемы заключается в том, что:

  • в настоящее время здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с САНПиН; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Обоснование проекта

  • На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. «Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования. И в этих целях мы предлагаем проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

В том числе за счет:

*Реальных разгрузок содержания общего образования;

*Использования эффективных методов обучения;

*Повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
*Улучшения организации питания учащихся;

*Рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи

*Организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

Факторы школьной жизни, оказывающие разрушающее воздействие на здоровье детей:

  • Недостаток двигательной активности;
  • Длительная работа в закрытых помещениях (угнетение эмоций, снижение иммунитета);
  • Вербальный принцип построения учебного процесса. Учитель — передающее программирующее устройство, ученик — принимающее;
  • Перегруженные учебные программы,
  • Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
  • Неправильное (нерациональное) питание учащихся.

Получение продукта:

  • Методическая разработка упражнений для проведения динамических пауз, физминуток.
  • Памятки: для родителей по ЗОЖ, для детей «Правила личной гигиены», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Уход за зубами» и др.
  • Уголок здоровья.
  • Игровая зона.
  • Офтальмотренажёр, тренажёры для разминки.
  • Использование полученного продукта на уроках в начальной школе и во внеклассной работе.

Работа по формированию здорового образа жизни должна проводиться на всех ступенях обучения, поэтому всем педагогам Центра образования необходимо:

  1. Продолжить работу по созданию здоровьесберегающего пространства в школе: контроль условий среды учебных помещений школы (классы, рекреации, спортивные залы и др.); контроль и профилактика заболеваемости учащихся, формирование навыков здорового образа жизни; контроль по состоянию обеспечения школьников горячим питанием; контроль соответствия учебной нагрузки психологическому и физиологическому состоянию учащихся; внедрение современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в урочной и внеурочной деятельности.
  2. Обратить особое внимание на проведение мероприятий, направленных на профилактику заболеваний органов зрения и костно-мышечной системы: выявление учащихся с предмиопией и спазмом аккомодации; контроль за правильностью посадки учащегося; регулярное проведение во время уроков гимнастики для глаз; регламентацию непрерывной продолжительности чтения и использования ИКТ в урочной и внеурочной деятельности; контроля соответствия школьной мебели, требования СанПина, рассадки учащихся за учебными столами (партами), в соответствии с уровнем их физического развития, проведение физкультминуток и динамических перемен.
  3. Классным руководителям уделить особое внимание созданию условий, способствующих укреплению и сохранению здоровья, усилить профилактическую работу с учащимися.

Таким образом, предложенный проект позволит оптимизировать систему реализации здоровьесберегающих технологий в «Центре образования села Амгуэмы», что позволит качестве поднять уровень формирования здорового образа жизни детей в данном муниципальном образовании.

 

Заключение

В современной России задача формирования здорового образа жизни является очень сложной и трудноразрешимой проблемой. В условиях всеобщего кризиса духовности и нравственных ориентиров многие люди не уверены, нужно ли им здоровье: жизнь представляется им без будущего, бессмысленной и бесперспективной. Большинство из них даже не задумывается, что здоровый человек нужен везде — в семье, в трудовом коллективе, а самое главное, перед ним открыты все возможные карьеры. И совсем забывают простую истину, что здоровье человека зависит на пятьдесят процентов от образа его жизни и только на двадцать — от состояния медицинского обслуживания.

На школу возлагается необходимость воспитания личности, способной адаптироваться к современным быстро изменяющимся условиям социальной среды создание оптимальных, адекватных условий, препятствующих возникновению заболеваний детей, их дезадаптации, способствующих формированию социального иммунитета и гармоническому развитию личности как главному фактору укрепления и сохранения здоровья

Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества: органов здравоохранения, различных министерств и ведомств, периодической печати и телевидения, общественных организаций и трудовых коллективов. Но в первую очередь – это забота семьи и школы. Следует в ходе своей работе помнить о том, что здоровье молодого поколения – это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства.

Исследования ВОЗ в этом направлении привели к выявлению следующих статистических цифр. Здоровье человека на 50-55% зависит от образа жизни, на 20-23% — от наследственных факторов, на 20-25% — от факторов экологии и только на 8-10% — от медицины и здравоохранения.

Конечно, для рационального использования путей формирования здорового образа жизни, требуется задействовать все возможные методы. Формирование ЗОЖ является не только задачей здравоохранения, как уже было сказано выше, но и задачей образования, а также семейного воспитания и личного примера, а также задачей социальной защиты.

В настоящее время в Чукотском автономном округе функционирует 81 организация, осуществляющая образовательную деятельность, из них 77 образовательных организаций и 4 организации, осуществляющих обучение.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования села Амгуэмы» создано на основании постановления Администрации Иультинского муниципального района от 14 апреля 2008 года № 22 «О реорганизации в форме слияния образовательных учреждений села Амгуэмы», постановления Администрации Иультинского муниципального района от 16 ноября 2011 года № 53-па «О создании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования села Амгуэмы».

Приоритетным направлением в 2016-2017 учебном году, как и в 2015-2016 учебном году — формирование  здорового образа жизни детей.

Большое значение придаётся сохранению здоровья педагогов и сотрудников школы. Ежегодно педагоги нашей школы проходят медосмотр и диспансеризацию. Участвуют в Днях здоровья совместно с учащимися и их родителями.

В первый класс исследуемой школы приходит, по разным оценкам, 5070% здоровых детей, однако среди выпускников таковых остаётся всего 10%. На примере одного класса в 25 человек получается, что из 13 первоклашек к окончанию школы здоровы трое. А 22 выпускника этого класса имеют до 5 заболеваний и функциональных нарушений.

За 10 лет обучения в школе острота зрения снижается в среднем на 15%, каждый 3-й выпускник имеет близорукость, нарушение осанки, каждый 4-й —патологию сердечно-сосудистой системы, число детей с заболеваниями нервной системы возрастает в 2 раза (с 20% до 40% от общего числа детей).

Уже на школьном старте российские дети не отличаются богатырским здоровьем: ученики 1–2-х классов имеют в среднем по 2 диагноза, а к окончанию начальной школы к ним добавляется третий.В связи с сложившейся ситуацией, возникает необходимость использования авторских проектов о здоровьесбережении в начальных классах, используя как в урочное время, так и во внеурочное. Один из таких проектов описан ниже. Мы предлагаем Педагогический инновационный проект «Здоровьесбережение в начальной школе».

Предложенный проект позволит оптимизировать систему реализации здоровьесберегающих технологий в «Центре образования села Амгуэмы», что позволит качестве поднять уровень формирования здорового образа жизни детей в данном муниципальном образовании.

 

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // СПС «Консультант Плюс».
  2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. // СПС «Консультант Плюс».
  4. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. // СПС «Консультант Плюс».
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2013.
  6. Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования. / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2013.
  7. Постановление Правительства Чукотского автономного округа об утверждении государственной программы «Развитие образования, культуры , спорта, туризма и молодёжной политики Чукотского автономного округа на 2016-2020 годы» (с изменениями на: 13.01.2017 г.) Режим доступа: http://docs.cntd.ru
  8. Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 19 апреля 2017 года №153 «О распределении субсидии бюджетам муниципальных образований Чукотского автономного округа на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом в 2017году» http://docs.cntd.ru
  9. Муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в городском округе Эгвекинот на 2016-2018 годы» от 20 ноября 2015 г. № 127-па. Режим доступа: http://эгвекинот.рф/normotvorchestvo/
  10. ГОСТ Р 52024-2003 Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги физкультурно –оздоровительные и спотривные. // СПС «Консультант Плюс».
  11. Абоскалова Н.П. Системный подход к формированию здорового образа жизни субъектов образовательного процесса: Монография [Текст] / — Новосибирск, 2001г.
  12. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания [Текст] / Н.А. Агаджанян. – М.: Изд-во РУДН, 2013. – 27 с.
  13. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. [Текст] / Н.М. Амосов. — М.: Молодая гвардия, 2014. — 191 с.
  14. Арсентьева М.В., Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни, [Текст] – 2014.
  15. Асмолов, А.Г. Социальные эффекты образовательной политики [Текст] / А.Г. Асмолов // Лидеры образования. — 2016. — № 6. — С. 4 – 10.
  16. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя» [Текст] / А.Г. Асмолов // М.: Просвещение — 2014. — 159 с.
  17. Бальсевич, В.К., Лубышева, Л.И. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты[Текст] // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 3. — С.19 — 22.
  18. Безруких М.М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. Начальная школа [Текст] / М.М.Безруких, Т.А. Филиппова. — М.: Просвещение, — 2013. -127 с.
  19. Бобрицька, Новая социально-педагогическая концепция формирования ЗОЖ у учащихся, [Текст] – 2006.
  20. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // М. – 2012.
  21. Борисова Г.Д. Родительское собрание – форма содружества семьи и школы [Текст] // Начальная школа. -2012. -No 6. -С. 14-17.
  22. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе [Текст] // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2015. — No10. — С.84-92.
  23. Боровская Л. А. Формирование у младших школьников основ здорового образа жизни, как требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. [Текст] — 2013.
  24. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье. [Текст] – М., 2014
  25. Бычкова Т.И. Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здорового образа жизни: автореф. дис. канд. пед. наук [Текст] / Бычкова Т.И.; Камс.гос.политезн.ин-т. — Чебоксары, 2015. -18 с.
  26. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования [Текст] // Валеология.-2014.- No1.-С.21-26.
  27. Варламова С.И. Здоровье наших учеников [Текст] / С.И. Варламова // Начальная школа. — 2013. — № 2.-С.65-66.
  28. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 [Текст] /Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 2012. – 382 с.
  29. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, — 2016.
  30. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. [Текст] – М. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, — 2016.
  31. Даниленко Г.Н., Корецкая Е.В. и др. Региональные особенности формирования вредных привычек среди подростков в общеобразовательных учреждениям [Текст] // Ученые записки РГСУ. — 2011. — №6. -234-241 с.
  32. Добротворская С.Г. Проектирование и реализация системы педагогической ориентации студентов на ЗОЖ. Диссертация, [Текст] -2003, — С.39
  33. Дубогай А.Д. Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни школьников младших классов: Дис…д-ра пед.наук: 13.00.01/КГПИ им. А.М.Горького. [Текст] – 1991.-374л.
  34. Зайцев А.Г. Формирование здорового образа жизни молодого поколения [Текст] // Гигиена и санитария. -2004. -№1. С.54-56.
  35. Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга [Текст] /Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. – СПб.:Акцидент, 2015. – 78 с.
  36. Здоровый образ жизни. [Текст] — М.: Изд. центр Академия, 2013. 144 с.
  37. Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения [Текст] / Л.Ф. Игнатова // Школа здоровья. – 2013. — Т. 4, №3. — С. 74 – 79.
  38. Калюжный С.В.,Михайлова С.В., Напреев С.Г., Ниретин Н.И., Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие. [Текст] – Арзамас: АГПИ, 2015 – 284 с.
  39. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии [Текст] // Вако. — 2014.
  40. Константинов В.Б., Копейкин Н.Ф. Здоровье – индикатор развития человека и общества [Текст] // Здравоохранение Российской Федерации.-2001.- № 3.- С. 56-57.
  41. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. [Текст] – М.: Просвещение, 2015.
  42. Кочеткова А.В., Филлипов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью. [Текст] – СПб.: Питер, 2006. – 240с.
  43. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения / сост. И.Н. Решетень [Текст] / П.Ф. Лесгафт. — М.: Педагогика, 2012. — 400 с.
  44. Лесгафт П.Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания: избранные психологические труды [Текст] / П.Ф. Лесгафт. — Воронеж: МОДЭК, 2013. – 410 с.
  45. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. [Текст] – М.: Знание, 1982. – 40 с.
  46. Лисицын Ю.П. Санология – наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни [Текст] / Ю.П. Лисицын. – М: 2011. –231 с.
  47. Малафеева С. Н., Вершинина Н. А. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников. [Текст] -2014.
  48. Междун. науч.- пр. конференции, Барнаул, 5-10 июля 2013 г. [Текст] / В.Р. Кучма, С.Б. Соколова.- Барнаул: АлтГПА, 2013. — С. 24-25.
  49. Мокроусова Г. В. Формирование у младших школьников представлений о здоровом образе жизни, Сибирский педагогический журнал. [Текст] 2014.
  50. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы [Текст] // Педагогика.-2015.-No6.-С.37-44.
  51. Нефедова Л.А. Работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни [Текст] // Начальная школа. 2011. No 1. С. 30-32.
  52. Никифоров Г.С. Здоровье как системное понятие. [Текст] – СПб.: Питер, 2000 – 316 с
  53. Никифоров, Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. [Текст] — Спб.: речь, 2002.
  54. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / под ред. Е.С.Полат. М.: Academia, 2012.
  55. Омельченко С.О. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса: диссертация: доктора педагогических наук. [Текст] — Луганск: Альма-матер, 2007, 321с.
  56. Орехова Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования. Монография. [Текст] — 2016г.
  57. Петров К. Здоровьесберегающая деятельность в школе. [Текст] // Воспитание школьников. 2015.
  58. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст] / К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2015.
  59. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнови др. – М.: Просвещение, 2016.
  60. Салов В.Ю. Теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни учащейся молодёжи средствами физической культуры.: [Текст] — Санкт-Петербург. Гос.акад.физ.культуры им П.Ф.Лескафта.
  61. Севрук А.И. урок / А.И. Севрук, Е.А. Юнина [Текст] // Школьные технологии.-2014.- No2.- С.200-207.
  62. Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения [Текст] // Образование и наука. – 2012. – No 1. — С.3–16.
  63. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н.К.Смирнов. — М. АРКТИ, 2013. — 270 с.
  64. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. [Текст] – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2012. – 224 с.
  65. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5 / Сост. С.Ф. Егоров. [Текст] — М.: Педагогика, 2013. — 528 с.
  66. Храмцов П.И., Баканов И.М. Гигиеническая оценка организации двигатель активности учащихся начальных классов школ полного дня [Текст] / П.И. Храмцов, И.М. Баканов // Гигиена и санитария, 2012.- N 2. — С. 66-70.
  67. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] / О. В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90-92.
  68. Чумаков Б. Н. Валеология. [Текст] — М.: Российское педагогическое агенство,1997.- 245 с.
  69. Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни. [Текст] – М.: Педагогическое общество России, 2005. – С. 27.
  70. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс] // Режим доступа URL www.kremlin.ru/ (Дата обращения: 18.01.2017).
  71. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: government.ru/ (Дата обращения: 18.01.2017).
  72. Министерство образования и науки РФ/ [Электронный ресурс]. //Режим доступа: http://минобрнауки.рф/(Дата обращения: 16.01.2017).
  73. Официальный сайт Рособрнадзора/ [Электронный ресурс]. //Режим доступа: http://obrnadzor.gov.ru/ (Дата обращения: 16.12.2016).
  74. Официальный сайт Чукотского автономного округа/ [Электронный ресурс]. //Режим доступа: http://чукотка.рф/ (Дата обращения: 15.12.2016).
  75. Департамент образования, культуры и молодёжной политики ЧАО/Режим доступа: http://www.edu87.ru/ (Дата обращения: 14.12.2016).
  76. Национальный проект «Здоровье». – Режим доступа: [Электронный ресурс]. http://zdorovie.perm.ru (Дата обращения: 15.12.2016).
  77. Десять привычек здорового образа жизни. – [Электронный ресурс]. //Режим доступа: http: //www.click.began.ru (Дата обращения: 15.12.2016).
  78. Образовательный портал Чукотского АО [Электронный ресурс]. //Режим доступа: edu87.ru (Дата обращения: 13.12.2016).
  79. Кузин В.Г., Паршаков А.Т., Виноградов П.А., Паршикова Н.В., Моченов В.П. Концепция информационно – образовательной кампании по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи. – [Электронный ресурс]. //Режим доступа: http://www.lib.sportedu.ru (Дата обращения: 12.12.2016).
  80. Овчинникова Л.В. Двигательная активность – неотъемлемый компонент развития личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Л.В. Овчинникова // Режим доступа: http://www.conf.muh.ru/ 071025/ thesis_32. htm. – (Дата обращения: 16.12.2016).
  81. Санитарно-эпидимиологические нормы. [Электронный ресурс]. //Режим доступа: http://rg.ru (Дата обращения: 11.12.2016).
  82. Стратегия ВОЗ «Здоровье для всех в 21 веке». – [Электронный ресурс]. //Режим доступа: http://www.gov.cap.ru/ (Дата обращения: 6.12.2016).
  83. Трещева О.Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания. Диссетрация: Омск, 2003г., 466с. [Электронный ресурс]. //Режим доступа: dissercat.com (Дата обращения: 6.12.2016).
  84. Чимаров В.М. Здоровый образ жизни. [Электронный ресурс]. //Режим доступа: http://www.region.utmn.ru (Дата обращения: 15.12.2016).
  85. Формирование здорового образа жизни: история, опыт, практика [Электронный ресурс]. //Режим доступа: http://www.krasgma.ru / ar228-page9.html (Дата обращения: 16.12.2016).

Страницы:   1   2   3   4