Меню Услуги

Формирование здорового образа жизни детей как направление образовательной политики (МБОУ «Центр образования села Амгуэмы»)

Страницы:   1   2   3   4


Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы государственной образовательной политики по формированию здорового образа жизни
  • 1.1. Здоровый образ жизни детей: сущность, возможности формирования в учреждениях образования, необходимость совершенствования подходов
  • 1.2. Нормативно-правовая база и институциональная основа государственной образовательной политики по формированию здорового образа жизни в РФ
  • 1.3. Зарубежный опыт государственной образовательной политики по формированию здорового образа жизни
  • Глава 2. Анализ основных направлений государственной образовательной политики по формированию здорового образа жизни (на примере деятельности МБОУ «Центр образования села Амгуэмы»)
  • 2.1. Сфера образования детей Чукотского автономного округа России: нормативно-правовая база, состояние, проблемы
  • 2.2. Правовой статус и основные направления деятельности МБОУ «Центр образования села Амгуэмы»
  • 2.3. Анализ механизмов формирования здорового образа жизни детей в МБОУ «Центр образования села Амгуэмы»
  • Глава 3. Перспективы государственной образовательной политики по формированию здорового образа жизни в РФ
  • 3.1. Совершенствование государственной образовательной политики по формированию здорового образа жизни на федеральном уровне
  • 3.2. Совершенствование государственной образовательной политики по формированию здорового образа жизни в Чукотском АО РФ
  • 3.3. Предложения по совершенствованию деятельности МБОУ «Центр образования села Амгуэмы» в формировании здорового образа жизни детей
  • Заключение
  • Список использованных источников

 

Введение

Актуальность темы. Проблема здорового образа жизни детей – одна из «вечно» актуальных для любого общества. И это исторически закономерно: вместе с развитием и расширением социальной деятельности людей постоянно растут требования к человеку, а значит, и к условиям и факторам формирования и развития подрастающих поколений. И, как показывает современная жизнь (что подтверждается различными исследованиями), общество всегда «запаздывало» в части своевременного реагирования на изменения, происходящие в характере становления детства как образа жизни.

В этой связи важно отметить, что здоровый образ жизни детей является как бы частью образа жизни общества в целом. Последнее характеризует определенный тип жизнедеятельности человека и охватывает типичное поведение индивида или социальной группы в труде, быту и общественной жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) включает в себя рациональное питание, личную гигиену, закаливание, оптимальный двигательный режим, здоровый нравственно-психологический климат, отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью, способности к самоконтролю за своим двигательным поведением, понимание ценностей здорового образа жизни и т.д. Соответственно, под здоровым образом жизни, в нашем случае школьника, в основе своей, подразумеваем определенный комплекс психолого-педагогических, интеллектуальных, физиологических (бытовых), методических и духовно-нравственных условий и мероприятий, позволяющий ребенку сохранять и развивать работоспособность и активность в освоении программ обучения и воспитания.

В современной России проблема здорового образа жизни школьника приобретает обостренный социальный характер. Это происходитв такой степени, что в обществе все чаще говорят о нарастании угроз в жизнедеятельности детей, оказавшихся наиболее незащищенной частью населения под натиском ускоряющихся общественных изменений. На повестку дня здесь выходит вопрос обеспечения безопасности детства и необходимости его защиты. Это в особой мере относится к начальной школе, где ребенок вступает собственно в этап взрослой социализации – этап, связанный со становлением его «первичной» ответственности перед обществом за результаты своего труда – учебы. Именно в период детства в человеке «закладывается» основное, определяющее в личностном фундаменте, то есть, все то, что для последующей жизни является базой, на которой выстраивается жизненное пространство человека. Со вступлением в жизнь школы ребенок вынужден адаптироваться и выстраивать отношения с учителями и сверстниками.

Объектом исследования является  государственная образовательная политика по формированию здорового образа жизни детей.

Предметом исследования является  основные направления государственной образовательной политики по формированию здорового образа жизни (на примере деятельности МБОУ «Центр образования села Амгуэмы»).

Цель исследования — изучить основные направления государственной образовательной политики по формированию здорового образа жизни (на примере деятельности МБОУ «Центр образования села Амгуэмы»).

Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

  • исследовать сущность, возможности формирования в учреждениях образования, необходимость совершенствования подходов к здоровому образу жизни детей;
  • ознакомиться с нормативно-правовой базой и институциональной основой государственной образовательной политики по формированию здорового образа жизни в РФ;
  • исследовать зарубежный опыт государственной образовательной политики по формированию здорового образа жизни;
  • рассмотреть сферу образования детей городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа России;
  • представить правовой статус и основные направления деятельности МБОУ «Центр образования села Амгуэмы»;
  • проанализировать механизмы формирования здорового образа жизни детей в МБОУ «Центр образования села Амгуэмы»;
  • выявить перспективы государственной политики государственной образовательной политики по формированию здорового образа жизни в РФ;
  • разработать предложения по совершенствованию деятельности МБОУ «Центр образования села Амгуэмы» в формировании здорового образа жизни детей.

Информационную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, Федеральный закон «Об образовании в РФ», Постановления Правительства и другие нормативные документы, учебники, учебные пособия, статьи, периодические статьи, статистические данные, а также монографические работы ведущих российский ученых.

Методы исследования: анализ, сравнительно-правовой метод, формально-юридический и историко-правовой, статистический, анализ документов.

Структура ВКР: введение, три главы, заключение и список использованных источников.

 

Глава 1. Теоретические основы государственной образовательной политики по формированию здорового образа жизни

1.1. Здоровый образ жизни детей: сущность, возможности формирования в учреждениях образования, необходимость совершенствования подходов

В связи с обострением социально-экономических проблем жизни общества и ухудшением состояния здоровья как детского, так и взрослого населения возрастает роль образования в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни обучающихся разных возрастных групп начиная с дошкольной ступени образования.

Об актуальности проблемы свидетельствуют те государственные документы, которые приняты в сфере образования в последнее десятилетие, особенно в последние годы.

Решению проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья детей, подростков и молодёжи способствует педагогическая наука, на протяжении более чем двух десятилетий разрабатывающая теоретико-методологические основы и психолого-педагогические механизмы данного процесса. Наряду с разработкой специальных теорий в области здоровьесбережения дошкольников, школьников и студентов вузов (над этим работают Л. Н. Волошина,Н. А. Заруба, В. Н. Ирхин, И. Ю. Кокаева, О. Р. Кокорина, Г. А. Мысина, Г. С. Сериков и др.), в последнее десятилетие созданы теории в области здоровьеформирующего образования, ориентированные на решение проблем воспитания или формирования культуры здоровья (В. П. Горащук, С. Н. Горбушина, А. Г. Маджуга, Н. Н. Малярчук, Н. А. Рыбанчук, О. Л. Трещева), готовности к оптимизации жизнедеятельности (Ю. В. Науменко), ценностного отношения к здоровью (О. А. Бутакова). Особое место в педагогической науке занимают специальные теории по проблеме формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) детей, подростков и молодёжи на базе разных общеобразовательных учреждений, нацеленных на изменение поведенческих стереотипов в области здоровья, на совершенствование образа жизни обучающихся, главного фактора здоровья.

Каждая из теорий вносит определённый вклад в развитие образования в сфере здоровья подрастающего поколения и молодёжи и может служить теоретическим базисом построения педагогической практики в сфере здоровья и определения перспектив развития теоретического знания в этой области.

Анализ предметного поля, методолого-теоретических основ и основных положений предлагаемых концепций по формированию ЗОЖ обучающихся разных возрастных групп позволил сделать следующие выводы. Авторы исходят из разных методолого-теоретических подходов и предпосылок, сформировавшихся как в философской, социологической, так и в специальной (медицине, физиологии, гигиене, валеологии и др.) и психолого-педагогической науке, что обусловлено неодинаковым уровнем развития этих наук в определённое время и замыслом учёных. Общим для всех теорий является использование системного, личностно ориентированного и деятельностного методологических подходов.

Большинство теоретиков при научном обосновании положений своей концепции исходят из целостного понимания сущности феномена человека, сущности и многоаспектности, целостности его здоровья (физическое, психическое, социальное, духовное) и ЗОЖ. Из факторов здоровья многие учёные учитывают наследственно обусловленные психофизиологические особенности обучающихся, некоторые (например, Н. В. Седых, Н. А. Абаскалова) – состояние природной и социальной среды. Авторы концепций сходятся в том, что образ жизни человека – ведущий фактор здоровья, который можно корректировать или которым можно управлять.

Из основных принципов обеспечения здоровья обучающихся в данных теориях сделан акцент не только на принципах сохранения, укрепления, но и на формировании («созидании», «творении») здоровья через приобщение человека к ЗОЖ. Однако сущность самого феномена «здоровый образ жизни», слагаемые образа жизни, содействующего здоровью, и, исходя из этого, сам процесс формирования ЗОЖ у обучающихся в разных теориях трактуются по-разному. Неоднозначно решается вопрос и о причинах нездоровья обучающихся, факторах макро- и мезо-среды, личностных факторах, влияющих на образ жизни и здоровье учащихся, и различно определяются механизмы его формирования через приобщение к ЗОЖ на макроуровне (на уровне региона или целостной педагогической системы) или на личностном уровне. В целом в предлагаемых теоретических исследованиях используются разнообразные научные подходы к разработке теории формирования ЗОЖ, что во многом обусловлено возрастными особенностями обучающихся, в отношении которых проводятся исследования, системой их биологических, социальных и духовных потребностей.

Психолого-педагогические основы формирования ЗОЖ школьников младших классов разработаны в теоретическом исследовании А. Д. Дубогай в начале 90-х годов. Автор теории вносит существенный вклад в разработку вопроса активного участия учащихся в охране собственного здоровья, педагогических принципов управления процессом формирования ЗОЖ школьников начиная с обучения в младших классах в системе «семья-школа». В работе подчёркивается, что в условиях гуманизации образования особое значение приобретает определение роли интеллектуальной и социальной активности ребёнка, формирование его психики и личности во взаимосвязи с физическим развитием, уровнем здоровья [30, с. 3]. Ключевая идея концепции – формирование у детей стремления к физическому самосовершенствованию средствами физическойкультуры как основе ЗОЖ.

Сущность системы управления формированием ЗОЖ заключается в том, что на основе установленных психофизиологических особенностей развития детей с разным уровнем физического состояния и мотивов самосовершенствования, «общей готовности младших школьников к самостоятельному освоению поискового содержания в применении физических упражнений соответственно функциональным и двигательным особенностям организма» выстраивается комплекс занятий с использованием средств физической культуры. Он включает «биологически целесообразные и социально приемлемые величины нагрузок, ориентированные на индивидуальные особенности организма и направленности мотивации школьников к физкультурной деятельности» [ 30, с. 8–9]. Система уровней, видов и этапов управления формированием ЗОЖ школьников средствами физической культуры определялась не только психофизиологическими предпосылками, но и условиями онтогенеза, в которых ребёнок овладевает выработанными средствами организованных действий .

Решение поставленной в исследовании А. Д. Дубогай проблемы осуществлялось с позиции системного подхода к здоровью школьника и к созданию психолого-педагогических условий. Здоровье определяется как оптимальное состояние организма, при котором обеспечивается максимальная адаптивность [30, с. 5].Чем выше адаптивные возможности организма, тем выше уровень здоровья. Как видно, автор концепции принял за основу адаптационную модель здоровья. Теоретическими предпосылками исследования явились достижения медицинской и физиологической науки, а именно выявленная прямая связь между заболеваемостью и физическим развитием детей, установление роли двигательной активности для физического развития детей, особенностей развития ребёнка разных возрастных групп и структуры двигательных возможностей, роли физического воспитания в укреплении здоровья, во всестороннем развитии личности школьника [30, с. 2]. В исследовании учитывалось учение о развитии личности как диалектического единства природных предпосылок и условий онтогенеза, концепция сензитивных периодов развития способностей. В целом созданная теория объединяет учения о здоровье школьника и учение о развитии личности младшего школьника.

Физическое воспитание рассматривается как основа ЗОЖ обучающихся в специальных педагогических концепциях Г. К. Зайцева, О. Л. Трещевой, С. О. Омельченко, В. Ю. Салова и Н. В. Седых, в первых трех концепциях – применительно к общеобразовательной школе, в четвёртой – к высшей школе, в последней – к дошкольному образованию. Каждая из предлагаемых теорий строится на особых методологических подходах и теоретических основаниях, учитывает определённые факторы образа жизни обучающихся.

Новый валеологический подход в образовании и в формировании ЗОЖ учащихся общеобразовательных школ в конце 90-х гг. обосновывает в своей теории педагог-валеолог Г. К. Зайцев. Новизной исследования явилась разработка педагогических принципов формирования здоровья учащихся. Особое значение придаётся принципу формирования здоровья через коррекцию (совершенствование)собственного образа жизни. Автор теории отмечает: «…здоровье человека в значительной степени зависит от него самого: его образа жизни, морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, а также от умения адаптироваться в социальной среде» [36, с. 33]; «… в структуре обеспечения здоровья системообразующим выступает педагогический аспект, сущность которого состоит в формировании у человека с самого раннего возраста индивидуального способа ЗОЖ» [36, с. 37].

Строя своё исследование в русле личностно ориентированного развивающего обучения, автор концепции поясняет: «Валеологически обоснованная система образования должна быть построена с учётом базовых потребностей занимающихся. В этом случае, во-первых, создаются условия для их индивидуально-гармонического развития, во-вторых, обеспечивается общий комфорт и доминирование у учащихся позитивных настроений, наконец, в-третьих, формируется устойчивое положительное отношение к образовательной деятельности и общепринятым правилам поведения», включая здоровый стиль жизни [36, с. 27]. Процесс дошкольно-школьного образования, включая образование в сфере здоровья, заключается в следующем: от валеологически обоснованного саморазвития и непроизвольного овладения навыками образовательной деятельности, в том числе навыками здорового поведения (дошкольное воспитание и начальная школа) через самопознание и смыслотворчество (5–8-е классы основной школы) к самосовершенствованию, самоопределению и выработке валеологически обоснованного способа образовательной деятельности и в целом жизнедеятельности (9–11-е классы школы). Одним из направлений такого образования является решение задачи «создания у занимающихся мотивации в здоровье, формирования у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного поведения» [36, с.27]. Автор теории предлагает процесс валеологического образования строить поэтапно: на первом этапе (дошкольники и учащиеся 1–4 классов) – валеологически обоснованное психическое и физическое саморазвитие, то есть формирование здоровья, и воспитание мотивационных оснований гигиенического, полового и нравственного поведения, а также безопасности жизнедеятельности как важных слагаемых здорового образа жизни.

На втором этапе (5–8-е классы) – создание рефлексивной среды, то есть организация самопознания своих психофизиологических особенностей, организация валеологического самоанализа собственного образа жизни и внесение целесообразных коррекций в способ жизнедеятельности. В старших классах педагогическая задача состоит в выработке индивидуального способа здорового образа жизни с учётом будущей семейной жизни. Важным средством формирования ЗОЖ учащихся школы является физическое воспитание, построенное на потребностно-мотивационной основе: удовлетворение биологической потребности в физическом саморазвитии у дошкольников и младших школьников, социальной потребности в физическом самосовершенствовании у учащихся основной и старшей школы [36, с. 212–217]. Как видно, процесс формирования ЗОЖ школьников строится с учётом закономерностей саморазвития личности.

На основе современных теорий физической культуры личности и оздоровительной физической культуры, на идеях гуманистической теории образования, потребностно-мотивационного и активно-деятельностного подходов в воспитании построено исследование О. Л. Трещевой. В разработанной теоретической модели культуры здоровья личности наряду с важными компонентами (жизненными позициями человека – наличием позитивных целей и ценностей, грамотным и осмысленным отношением к своему здоровью, природе и обществу) определён такой компонент, как организация ЗОЖ. Он позволяет активно регулировать состояние человека с учётом индивидуальных особенностей организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития, приводящие к гармоничному единству всех компонентов здоровья и целостному развитию личности [77, с. 14]. Физическая культура при этом является системообразующим фактором ЗОЖ.

Методология обучения основам ЗОЖ базируется в данном случае на деятельностном подходе с дифференциацией средств и методов обучения и принципов формирования мотивации в зависимости от ведущего типа деятельности на различных этапах непрерывного образования. Важным фактором формирования ЗОЖ признаётся содержание образования, построенное на интегративной основе – синтезе знаний различных учебных дисциплин: физической культуры, валеологии, биологии, технологии и других традиционных учебных предметов [77, с. 11].

Важным компонентом ЗОЖ учащихся, наряду с общепринятыми, в теории О. Л. Трещевой является оздоровительная активность личности, которая обеспечивается внедрением в образовательную систему физического воспитания оздоровительных педагогических технологий, а именно средств туризма, русского фольклора, оздоровительных физических упражнений и др. Это способствует улучшению индивидуального здоровья обучающихся, формированию духовно-нравственных ценностей и качеств личности, позитивным изменениям мотивации и образа жизни детей и взрослых, что свидетельствуето формировании культуры здоровья.

Совершенно иной научный подход к формированию ЗОЖ студенческой молодёжи в системе физического воспитания предложен в 2001 году в теории В. Ю. Салова: определение теоретической модели ЗОЖ → покомпонентный анализ образа жизни молодёжи, информированности и мотивации к здоровью → определение путей эффективного формирования ЗОЖ. В своём исследовании учёный исходит из интегративной модели ЗОЖ человека, его социальной сущности, а именно значения ЗОЖ для увеличения продолжительности жизни населения. В положениях, выносимых на защиту, отмечено, что ЗОЖ является интегральной категорией, которая отражает уровень, качество и стиль жизни учащейся молодёжи и зависит как от социально-экономического развития государства, так и от уровня сформированности физической культуры личности [69, 2001].

Подчеркивается, что ЗОЖ молодёжи, который рассматривается в исследовании как комплекс мероприятий, направленный на сохранение и укрепление здоровья и включающий ряд компонентов (двигательную активность; гармонизацию межличностных отношений и достижение душевной, психической гармонии в жизни; рациональное питание; исключение вредных привычек, прежде всего табакокурения, алкоголя, наркомании; соблюдение правил личной гигиены и закаливание организма), представляет социальную ценность для государства, так как содействует решению проблемы отказа от вредных привычек и тем самым решению социальных проблем. Особое значение в концепции придаётся роли сознания, информированности молодёжи по вопросу организации ЗОЖ, уровня развития потребностно-мотивационной сферы. Выявлены факторы, обусловливающие уровень знаний современной молодёжи из разных регионов России о понятии «здоровый образ жизни». К таковым, по мнению автора теории, следует отнести природно-социальные факторы и особенности индивидуальной сущности человека. Как и в вышеприведённых концепциях, занятия физическими упражнениями признаются основой формирования ЗОЖ, в том числе отказа от вредных привычек.

Направленное формирование интереса и мотивации к занятиям физическими упражнениями является значимым фактором формирования потребности в регулярных занятиях.

Социально-педагогическая и психологическая концепция формирования ЗОЖ обучающихся, направленная на решение социально-значимой проблемы здоровья школьников, проблемы их социальной адаптации к сложным социально-экономическим условиям жизни в современном обществе, разработана в специальном теоретическом исследовании Н. П. Абаскаловой. В работе принята за основу адаптационная концепция здоровья: здоровье рассматривается как состояние социальной и психической адаптации при взаимодействии с окружающей средой и нормальным функционированием систем организма. С точки зрения специалиста «областью практического применения системы здорового образа жизни являются все области жизнедеятельности человека. При этом система ЗОЖ ставит задачу поэтапного формирования, обучения, социальной и психологической адаптации субъекта в окружающем мире и творчеству достижения им интеграции и объединения элементов жизни в качественно новые состояния системных отношений» [9, с. 12].

«Здоровый образ жизни – это многоуровневая система многосторонних причинных связей субъекта и окружающего мира, поэтапно формируемая на основе универсальных закономерностей как наиболее эффективной направленности эволюционного развития <…> Моделирование системы ЗОЖ и обучение её основам позволит не только сохранить здоровье нации, снять социальную напряжённость, но и сформировать высшие ценностные ориентиры» – так обосновывает свой замысел Н. П. Абаскалова [ 9, с. 13].

Системный подход в формировании ЗОЖ обучающихся в системе «школа – вуз» реализуется, как показал анализ теории, на двух уровнях: на макроуровне – на уровне образовательного учреждения, то есть на уровне целостного педагогического процесса и на уровне процесса обучения ЗОЖ (определение системы целей, содержания, методик и средств обучения). Процесс формирования ЗОЖ на каждом уровне охватывает два направления деятельности – здоровьесберегающее (устранение влияния факторов, негативно влияющих на здоровье обучающихся, включая факторы внутришкольной и социальной среды) и здоровьеформирующее (поддержание факторов, благоприятных для здоровья). Определены валеологические и психолого-педагогические условия формирования ЗОЖ.

В своей теории автор исходит из более широкого понимания сущности здорового образа жизни обучающихся – не только с точки зрения медико-биологического подхода, но и с позиции необходимости учитывать социальный и социально-психологический аспекты ЗОЖ. Так, в состав ЗОЖ, помимо общепринятых аспектов жизнедеятельности человека (соблюдения принципов рационального питания, личной гигиены, двигательной активности, отказа от вредных привычек), которые широко представлены в теоретических и прикладных исследованиях, входят социальные компоненты здорового образа жизни: культура учебного труда, его научная организация; рациональный режим питания, сна и отдыха; организация индивидуально целесообразного режима двигательной активности; культура межличностных отношений [9, с. 77]. В этой авторской теории впервые применён технологический подход к моделированию процесса обучения ЗОЖ.

Новая социально-педагогическая концепция формирования ЗОЖ учащихся школы в системе физического воспитания, построенная на основе культурологического и этнопедагогического подходов, сформулирована в исследовании С. О. Омельченко. Использование в теории новых научных подходов обогатило складывающуюся целостную теорию формирования ЗОЖ обучающихся. Ключевая идея теории – решающая роль системы взаимосвязи социальных институтов общества, включая учреждения культуры, спорта и дополнительного образования, в формировании ЗОЖ школьников [62, 2008].

Антропологический подход в научном обосновании и построении теоретических основ формирования ЗОЖ субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования – один из ведущих методологических подходов в теории Т. Ф. Ореховой. Данный методологический подход был определён в системе валеологического образования Л. Г. Татарниковой и получил развитие в исследованиях в области эколого-валеологического образования (З. И. Тюмасева, Л. И. Пономарёва, И. Л. Орехова). В своём исследовании Т. Ф. Орехова исходит из следующей концепции человека: «Человек – это природно-социально-духовное существо, развивающееся и реализующее себя в процессе активного взаимодействия с окружающим миром во всём многообразии его проявлений (миром природы, миром людей, миром культуры), а также и миром своего «Я»[63, с. 63]. Далее автор теории выводит три важных положения: «Во-первых, тело человека имеет в определённых границах свою собственную, не зависящую от сознания и воли человека жизнь, поэтому для того, чтобы быть здоровым, человеку необходимо понимать жизнь своего тела, <…>и учитывать эту жизнь в своём сознательном, то есть целенаправленно управляемом поведении. Во-вторых, человек как личность может управлять становлением своего здоровья <…> в пределах осознаваемой им культурной (то есть сугубо человеческой) деятельности. В-третьих, здоровье человека как целостное состояние организма, формирующееся в социокультурной среде, допустимо исследовать как нравственно-духовный феномен»[63, с. 64]. Поэтому подходить к рассмотрению человека и его здоровья следует с учетом трёх принципов: 1) природосообразности, 2) культуросообразности и 3) дополнительности (взаимозависимости разных аспектов здоровья). Человек – активный творец своего здоровья. Эти идеи переносятся в теории на целостный педагогический процесс, каждому компоненту которого «присваиваются» здоровьетворящие функции. «Здоровьетворящее образование – это качественная характеристика целесообразно организованного педагогического процесса, ориентированного на формирование у его субъектов готовности к здоровьетворению, которая является качеством личности, отражающим культуросообразные аспекты здоровья человека и обусловливающим ЗОЖ» [63, с. 117]. Здоровый образ жизни в исследовании понимается как качественная характеристика жизни, направленной на здоровье.

Ключевая идея теории состоит в возможности и необходимости такой организации целостного педагогического процесса современных школьников, при которой обеспечивались бы условия формирования ЗОЖ учащихся и учителей как взаимодействующих субъектов. Решающим фактором ЗОЖ и результатом образования является готовность личности к здоровьетворению; сущностной характеристикой этой личности является такое ее качество, как наличие потребности в здоровьетворении, способности творить своё здоровье и устремлённости к такому творению.

Проблема формирования готовности к ЗОЖ при проектировании системы педагогической ориентации студентов на образ жизни, содействующий здоровью, решалась в теоретическом исследовании С. Г. Добротворской. В качестве основных факторов, обусловливающих феномен ориентации личности на ЗОЖ, автором признаны ценности и потребности общества, а также личностные мотивы, ценности и потребности. По мнению учёного, здоровье как ценность и потребность в соблюдении ЗОЖ должны «находиться на первых местах в общей структуре ценностных ориентаций личности» [32, с. 11]. Как видно, теория С. Г. Добротворской строится на аксиологическом подходе, что является особенно актуальным в образовании в условиях падения духовности и отсутствия ценностных ориентиров.

Автор концепции, как и авторы других теорий, придерживается мнения, что здоровье в большей степени зависит от образа жизни, поэтому педагогические условия должны быть направлены на его совершенствование. «ЗОЖ студента – это система материальной и духовной жизнедеятельности, характерная для студентов, стремящихся к сохранению и укреплению здоровья» [32, с. 39].«Готовность студентов вести ЗОЖ – это состояние студента, предполагающее наличие у него высокой валеологической культуры, а также практику соблюдения ЗОЖ» [32, с. 23]. Такое понимание готовности шире, чем в исследовании Т. Ф. Ореховой, и означает деловую и функциональную готовность личности студента. Готовность в теории Т. Ф. Ореховой связана с направленностью личности и со способностями, то есть с психологической готовностью личности.

В основе проектирования и реализации системы педагогической ориентации студентов на ЗОЖ в теории С. Г. Добротворской лежат принципы системности, теория управления социально-педагогическими процессами, а также личностно-деятельностный подход. Под педагогической системой при этом автор концепции понимает совокупность взаимосвязанных элементов организации процесса обучения и воспитания, объединённых выполнением организационных, воспитательных, образовательных и научно-исследовательских функций, направленных на повышение готовности студентов к ЗОЖ, на обеспечение личностного саморазвития студента.

Идея самопознания и самосовершенствования будущего педагога на этапе профессиональной подготовки, основанная на гуманистических принципах, в частности на принципе антропоцентризма, – ведущая идея в разработанной В. И. Бобрицкой теории формирования ЗОЖ у будущих учителей в процессе изучения естественнонаучных дисциплин. Согласно этому принципу личность, познавая основы наук, в частности естественного цикла, изучает себя, а вместе с тем и развивается, самореализуется, профессионально растёт. Концепция учёного строится на основе аксиологического, компетентностного и личностно-деятельного подходов. В процессе изучения естественных наук будущие учителя приобретают знания, умения и навыки усовершенствования своей жизнедеятельности с учетом принципов ЗОЖ. При этом обеспечивается совпадение индивидуальных программ самовоспитания и самореализации студентов в объективно заданной программе профессионального и личностного развития [17, 2006].

Формирование ЗОЖ у будущих учителей в процессе изучения наук естественного цикла предусматривает реализацию каждым студентом профессионально мотивированной, осознанной, продолжительной во времени деятельности в направлении улучшения унаследованных резервов здоровья, коррекцию индивидуальных форм жизнедеятельности и стиля жизни. Результатом и главной целью педагогического процесса является создание у студентов ценностно-ориентированной установки на здоровье и ЗОЖ, частью которой является готовность к овладению знаниями, умениями и навыками организации здоровой жизнедеятельности – своей и других. Как видно, в данной теории особое значение в формировании ЗОЖ учащихся придаётся содержанию образования, построенного в русле деятельностного или компетентностного подхода.

Идеи системного, личностно ориентированного и деятельностного подходов в образовании, идеи оздоровительной физической культуры получили развитие в разработанной и изложенной Н. В. Седых в 2006 году теории формирования ЗОЖ детей дошкольного возраста. Особое место среди основных методологических подходов в исследовании отводится, как и в теории С. Г. Добротворской, аксиологическому подходу: «Здоровый образ жизни – это не только способ организации всех сторон жизнедеятельности, направленных на укрепление здоровья и выполнения общепринятых норм и правил здорового образа жизни. Данная категория предусматривает выработку у человека ценностей, приоритетной среди которых является здоровье, формирование осознанного отношения к собственному здоровью, и на этой основе – выбор личностью своего поведения в различных сферах деятельности, позволяющих обеспечить физические, психические и социальные компоненты здоровья» [72, с. 36].

Этим автором разработана концепция педагогической системы формирования основ ЗОЖ у дошкольников, имеющая следующие характеристики: двухуровневая структура (дидактическая задача и технология её решения); сочетание деятельностного и личностно ориентированного подходов, предусматривающее вовлечение детей в качестве субъектов педагогического процесса в физкультурно-оздоровительную деятельность; обоснованный ценностно-ориентированный характер направленности физкультурно-оздоровительной деятельности с целью формирования мотивации к укреплениюи сохранению своего здоровья). Уделяется внимание педагогической технологии реализации системы формирования основ ЗОЖ дошкольников по двум направлениям – здоровьеформирующему и здоровьесберегающему [72, с. 8–9].

По мнению учёного, «системообразующим фактором педагогической системы формирования основ ЗОЖ является рациональное применение в процессе физического воспитания технологий построения функционального профиля и адаптивного биоуправления»[72, с. 9]. При этом ведется обучение основным двигательным навыкам, навыкам правильного дыхания, навыкам закаливания, основным гигиеническим навыкам, основам самомассажа [72, с. 38]. Можно отметить, что в авторской технологии предусматривается обучение навыкам управления здоровьем через коррекцию элементов образа жизни, включение в образ жизни оздоровительных техник. Установлено, что результативность педагогической системы зависит от состояния окружающей среды в городе – загрязнённости атмосферного воздуха.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Таким образом, в педагогической науке накоплен богатый опыт теоретических исследований по проблеме формирования здорового образа жизни обучающихся на разных ступенях образования, построенных на разнообразных научных подходах. В существующих теориях, на наш взгляд, можно выделить два основных подхода к процессу формирования ЗОЖ учащихся: организация здоровой жизнедеятельности отдельных социальных групп (школьников и студентов) педагогическими средствами и организация здорового поведения, формирование гигиенических привычек (у детей младшего школьного возраста и дошкольников). К старшему возрасту большую интенсивность приобретает процесс формирования социальных аспектов здорового образа жизни обучающихся. Значительное место среди теорий занимают теории, нацеленные на построение целостных педагогических систем, проектирование новых образовательных моделей,что существенно обогащает теорию проектирования и управления педагогическими системами.

1.2. Нормативно-правовая база и институциональная основа государственной образовательной политики по формированию здорового образа жизни в РФ

В Российской Федерации за последнее десятилетие создана определенная нормативно-правовая база в виде федеральных и региональных законов об охране здоровья населения, в числе которых прежде всего следует выделить Конституцию РФ и Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.

В ст. 1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, охрана здоровья населения трактуется как «совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья» [9]. В число основных принципов охраны здоровья (ст.2) входят: соблюдение прав человека и гражданина и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность медико-социальной помощи; социальная защита граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и должностных лиц за обеспечение прав граждан; а также приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.[9]

В связи с демографическими проблемами в России вопросы формирования здорового образа жизни молодежи с каждым годом становятся все более актуальными. Это подчеркивается и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. В нем, в частности сказано, что «чтобы Россия была суверенной и сильной, нас должно быть больше, и мы должны быть лучше в нравственности, в компетенциях, в работе, в творчестве. Мы вместе обязаны преодолеть безответственное отношение общества в вопросах здорового образа жизни». Несмотря на это, в российском законодательстве не раскрывается понятие «здоровый образ жизни». Это создает трудности в его понимании и правовом обеспечении. Нормативные акты, затрагивающие данный вопрос, ориентированы лишь на развитие физкультуры и спорта в стране. Пункт 3 ст. 30 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляет, что «формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом».[9]

Ведение здорового образа жизни не сводится лишь к занятиям физкультурой и спортом и отсутствию вредных привычек. Сюда относится и «сбалансированное питание, забота о своем здоровье, профилактика стрессов, оптимальное сочетание режимов труда и отдыха, отказ от вредных привычек, контроль нездорового поведения (агрессии, насилия и др.)». Все это имеет профилактическую направленность в деле сохранения и укрепления здоровья человека.[86]

В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «здоровый» толкуется как «полезный для здоровья». А «образ жизни» — это «характеристика условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе». Следовательно, «здоровый образ жизни» — это полезные для здоровья условия и особенности жизнедеятельности людей. Он включает в себя две составляющие: субъективную — деятельность самого субъекта, направленную на сохранение и укрепление своего здоровья, и объективную — благоприятные для здоровья условия жизнедеятельности. Последнее в первую очередь связано с политикой государства в данном вопросе. Обе эти составляющие неразрывно связаны между собой. Понятно, что при отсутствии достаточных средств к существованию человеку трудно обеспечить себе сбалансированное питание или можно отказаться от вредных привычек и регулярно заниматься спортом, но если человек проживает в неблагоприятной экологической обстановке это неминуемо скажется на его здоровье.

Согласно статье 21 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», федеральные органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта, здравоохранения, образования, а также различные физкультурно-спортивные объединения и средства массовой информации «определяют формы и методы пропаганды физической культуры и спорта с учетом возрастных, профессиональных и социальных особенностей различных групп населения, обеспечивают раскрытие социальной значимости физического воспитания, его роль в оздоровлении нации, борьбе с негативными явлениями — курением, употреблением алкоголя, наркотиков, детской преступностью» [2].

Кроме того, СМИ «организуют вещание и публикацию системных материалов образовательно-просветительного характера, формируют у граждан потребность в занятиях физическими упражнениями, повышают интерес граждан к знаниям в области гигиены, медицины, режима питания, организации труда и отдыха, популяризируют комплексы физических упражнений, привлекают внимание государства и широкой общественности к указанным проблемам, освещают опыт трудовых коллективов, физкультурно-спортивных организаций» [11] и т.д.

Анализ нормативно-правовых актов РФ показал, что многие из них содержат положения, направленные на профилактику заболеваний. Прежде всего, ст. 41Конституции РФ закрепляет, что «в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию». [86] Обеспечение последнего служит одним из основных условий реализации конституционного права граждан на охрану здоровья. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»- в это понятие вкладывает состояние здоровья населения и среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. [70]Это применимо и к определению понятия «здоровый образ жизни».

Наряду с этим необходимо отметить и ряд других статей Конституции РФ [1], содержащих нормы, регулирующие отдельные аспекты данного вопроса. Это право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и право на отдых (ст. 37), охрана прав материнства и детства (ст. 38), право на социальное обеспечение (ст. 39) и др.[1]

Кроме этого, так или иначе, правовое регулирование в сфере обеспечения здорового образа жизни, осуществляют следующие федеральные законы: от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», от18 июня 2001 г. «О предупреждении распространения туберкулеза в РоссийскойФедерации», от 30 марта 1995 г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», от 12 апреля 2010 г. «Об обращении лекарственных средств»[70],от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».[2]

Таким образом, объективная составляющая здорового образа жизни в достаточной мере законодательно урегулирована в отличие от субъективной, поскольку последняя в первую очередь связана с желаниями, убеждениями, поведением самого человека. Здесь следует согласиться с В.С. Хижняк, что законодательно урегулировать все общественные отношения, связанные с нынешней демографической ситуацией, невозможно. Законодательные меры не способны поднять мораль общества. Поэтому формирование здорового образа жизни должно иметь не только медицинскую профилактическую направленность, но и воспитательную. Проблему демографии следует рассматривать не только с количественной стороны, но и качественной. Нельзя не согласиться с мнением В. Гальченко, который считает, что наше общество переживает кризис морали и нравственности, а «нравственно больное общество» не сможет воспроизвести здоровое потомство. Н. Римашевская справедливо отмечает, что «проблема не только в том, что стремительно сокращается численность населения, но и в том, что мы интенсивно теряем его качественный потенциал. Происходит не только депопуляция, но и деградация генофонда. А это более опасное явление».

В связи с этим в последние годы в России разрабатывается ряд программ, направленных на формирование и воспитание навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения. К примеру, гл. 13 Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года включает в себя административные, экономические, информационно-консультативные меры по формированию здорового образа жизни.

Во многих субъектах РФ принимаются законодательные и нормативные правовые акты, региональные программы, направленные на формирование у населения здорового образа жизни и профилактику заболеваний. Однако этого недостаточно, поскольку решение данного вопроса требует консолидации политических, экономических, правовых и духовных сил страны, направленных на формирование системы ценностных ориентаций молодого поколения. Кроме того, по справедливому замечанию И.Е. Фарбера, «идеи, принципы или нормы поведения, чтобы стать личным убеждением, требуют собственных усилий личности, требуют самовоспитания».[86]

Формирование здорового образа жизни должно стать национальной идеей нашего государства и воплощаться в действительность посредством семьи, школы, средств массовой информации. Для более успешного воплощения этой идеи также необходимо в первую очередь определиться с содержанием самого понятием «здоровый образ жизни» в российском законодательстве и исходя из этого определить основные направления деятельности через специальные федеральные и региональные программы.[86]

Таким образом, для обеспечения надлежащего здоровья граждан нашей страны и формирования у них установок на здоровый образ жизни требуется осуществление межсекторальных действий и комплексного, системного подхода к решению вопросов ЗОЖ [2]. Задачами обеспечения этого подхода должны заниматься все ветви и этажи государственной власти, и это является единственно возможным путём для преодоления нынешней ситуации.


Страницы:   1   2   3   4