Заявка на расчет
Меню Услуги

Государственно-частное партнерство как инструмент повышения инвестиционной активности региона. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Общая характеристика инвестиционной деятельности в Мурманской области

Административно-территориальное устройство Мурманской области включает: 12 городских округов; 5 муниципальных районов; 23 поселения (13 городских и 10 сельских).
Крупными городами области являются: Мурманск; Апатиты; Североморск; Мончегорск.
Рассмотрим демографическую ситуацию Мурманской области (таблица 4).
Таблица 4 — Демографические показатели Мурманской области за 2016-2020 годы

Таблица 4 свидетельствует о том, что демографическая ситуация области характеризуется в целом постепенным сокращением численности населения.
На сокращение численности населения значительное влияние оказали миграционные процессы, а также естественная убыль.
На общем фоне численности населения рождаемость низкая (начиная с 2018 года) и имеет тенденцию к снижению, что можно связать с затянувшимся экономическим кризисом, а вследствие этого наличие достаточного уровня безработицы, где в общей численности зарегистрированных безработных большую долю занимают женщины, а именно 56,8%. Все это приводит к снижению уровня жизни населения и снижению рождаемости.
Смертность населения имеет неравномерный характер, однако находится на достаточно высоком уровне, по сравнению с рождаемостью. Высокую смертность можно связать с увеличение числа населения старше трудоспособного возраста. Рассмотрим население Мурманской области по возрастным категориям (таблица 5).
Таблица 5 — Динамика населения Мурманской области по возрастным категориям за 2016-2020 годы, в процентах от общей численности населения

Показатели рождаемости и смертности складываются в показатель естественного прироста (убыли). Так как в Мурманской области наблюдается превышение смертности над рождаемостью, то отмечается убыль. Из-за низких показателей рождаемости, которые к 2020 году сократились почти на 20%, отмечается рост убыли почти в 6 раз.
Миграционный отток имеет неравномерный характер. К 2020 году отток сократился на 12%, но его наличие говорит о том, что население уезжает из области из-за проблем безработицы, а также из- за недостаточной развитости района для населения моложе трудоспособного возраста.
Анализ демографической ситуации позволяет сделать вывод, что в области будут продолжаться процессы естественной убыли и миграционный отток населения. Возможные позитивные сдвиги во многом будут зависеть от складывающихся социально-экономических условий, показателей уровня и качества жизни. Необходимо проводить мероприятия по снижению смертности и вводить программы по увеличению рождаемости для поднятия демографии в области. Наряду с мероприятиями по снижению смертности и повышению рождаемости необходимы меры, способствующие закреплению в районе молодежи и росту его привлекательности в целях привлечения трудоспособного населения из других районов и регионов.
Промышленное производство Мурманской области представлено по большей части горнодобывающей промышленностью и металлургией, а также рыбным промыслом.

Рисунок 3 – Крупнейшие предприятия Мурманской области
Проведем анализ экономических показателей Мурманской области за 2016-2020 годы (таблица 6).

Таблица 6 – Анализ экономических показателей Мурманской области за 2016-2020 годы

По таблице 6 мы видим в целом неудовлетворительную динамику основных показателей.
Сокращение общего числа организаций к 2020 году можно связать тяжелой экономической ситуацией как в стране в целом, так и в области. Затянувшаяся кризисная ситуация России повлияла на многие организации и предприятия, что сказалось на данном показателе.
Число малых предприятий отличается стабильностью, незначительный рост к 2020 году говорит об эффективных мерах, проводимых в области, по поддержке среднего и малого предпринимательства.
Удельный вес убыточных организаций имел тенденцию к росту до 2019 года, однако к 2020 году произошло значительное увеличение, и в среднем убыточные организации составляют около 45%. Данный факт имеет негативный характер, что сказывается на общем экономическом положении Мурманской области.
Достаточно высокий уровень степени износа основных фондов также оказывает негативное влияние на общее положение дел в области, также стоит отметить рост данного показателя к концу анализируемого периода. Это говорит о недостаточной обеспеченности основными фондами и малом их обновлении, следовательно, необходимо оказывать поддержку для обновления и ввода новых основных средств.
Среднегодовая численность занятых в экономике имеет тенденцию к снижению, что также сказывается на уровне безработицы в Мурманской области. Неудовлетворительное значение данного показателя можно связать с сокращением количества организаций, а, следовательно, и рабочих мест.
Влияние на экономическую сферу оказывает и сельское хозяйство, поэтому в таблице 6 также проанализированы показатели данного направления.
Начиная с 2018 года значение продукции с/х имеет достаточно хорошую динамику. Рост показателя можно связать со значительной поддержкой органов власти Мурманской области сельскому хозяйству.
Однако производство основных видов продукции животноводства имеет негативный характер. При сравнении 2020 года и 2016 мы видим, что все виды продукции имеют значительное сокращение, но с 2018 до 2020 года отмечается рост, следовательно, поддержка государства оказывает влияние, однако необходимо развивать данное направление.
Так как почти вся Мурманская область покрыта тундрами и лесотундрами, в области имеется достаточное количество древесины. Поэтому показатель лесоматериалов имеет хорошую динамику за весь анализируемый период.
Посевная площадь во всех категориях хозяйств за анализируемый период имеет скачкообразный характер, но в целом имеет незначительный рост к 2020 году. Это может говорить о том, что большая часть полей не используется под посев сельскохозяйственных культур, а также существует нехватка работников в данной сфере. Также незначительные изменения по данному показателю можно связать с неудовлетворительным климатом для выращивания сельхоз культур.
Недостаточный валовый сбор сельскохозяйственных культур можно также связать с климатическими условиями Мурманской области.
Таким образом, мы видим, что экономическая деятельность Мурманской области имеет свои преимущества и недостатки, но главным является потребность предприятий и сельского хозяйства в поддержке и развитии.
Жизнедеятельность населения любого субъекта РФ обеспечивается развитием социальной инфраструктуры. Устойчивое развитие социальной сферы любого субъекта РФ напрямую зависит от достижения важнейших социальных показателей в области демографии, образовании, здравоохранении, культуры, спорта, семейной и молодежной политики. Рассмотрим показатели, характеризующих социальную сферу Мурманской области (таблица 7).

Таблица 7 — Социальные показатели Мурманской области за 2016-2020 годы

За анализируемый период размер номинальной заработной платы увеличился на 33,8%. Одним из факторов увеличения номинальной заработной платы является повышение производительности труда.
Соотношение среднемесячной заработной платы к прожиточному минимуму за анализируемый период имеет как снижение (к 2017 году), так и значительное увеличение (к 2020 году). В целом рост соотношения среднемесячной заработной платы к прожиточному минимуму говорит о росте среднемесячной номинальной заработной платы. Также постепенное изменение уровня прожиточного минимума свидетельствует о том, что власти своевременно реагируют на текущий уровень инфляции и стремятся объективно оценивать стоимость минимального набора товаров и услуг.
Уровень безработицы имеет неравномерный характер, однако уровень данного показателя оказывает негативное влияние и говорит о неудовлетворительном положении в сфере труда в Мурманской области. Достаточно высокое значение безработицы связано с сокращением числа предприятий области.
Значение ввода в действие жилых домов имеет тенденцию к увеличению и к 2020 году показатель увеличился почти в 3,6 раз. Данное увеличение можно связать с формированием и реализацией программ по поддержке строительства в области, а также привлечение подрядчиков различных районов.
Оборот розничной торговли также имеет тенденцию увеличения. Рост на 12% к концу анализируемого периода говорит о развитой розничной сети, а также появление новых розничных объектов малого и среднего предпринимательства.
Число зарегистрированных преступлений снижается к 2020 году, однако остается на высоком уровне. Большую часть зарегистрированных преступлений составляют преступления, совершенные молодежью в возрасте от 18 до 29 лет и лицами без постоянного источника дохода. Одной из причин повышения уровня преступности можно назвать нехватку рабочих мест.
Согласно утвержденной инвестиционной стратегии Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года основные инвестиции направлены в основной капитал. Согласно Федеральному закону от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» капитальные вложения (инвестиции в основной капитал) подразумевают по собой затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-За анализируемый период размер номинальной заработной платы увеличился на 33,8%. Одним из факторов увеличения номинальной заработной платы является повышение производительности труда.
Соотношение среднемесячной заработной платы к прожиточному минимуму за анализируемый период имеет как снижение (к 2017 году), так и значительное увеличение (к 2020 году). В целом рост соотношения среднемесячной заработной платы к прожиточному минимуму говорит о росте среднемесячной номинальной заработной платы. Также постепенное изменение уровня прожиточного минимума свидетельствует о том, что власти своевременно реагируют на текущий уровень инфляции и стремятся объективно оценивать стоимость минимального набора товаров и услуг.
Уровень безработицы имеет неравномерный характер, однако уровень данного показателя оказывает негативное влияние и говорит о неудовлетворительном положении в сфере труда в Мурманской области. Достаточно высокое значение безработицы связано с сокращением числа предприятий области.
Значение ввода в действие жилых домов имеет тенденцию к увеличению и к 2020 году показатель увеличился почти в 3,6 раз. Данное увеличение можно связать с формированием и реализацией программ по поддержке строительства в области, а также привлечение подрядчиков различных районов.
Оборот розничной торговли также имеет тенденцию увеличения. Рост на 12% к концу анализируемого периода говорит о развитой розничной сети, а также появление новых розничных объектов малого и среднего предпринимательства.
Число зарегистрированных преступлений снижается к 2020 году, однако остается на высоком уровне. Большую часть зарегистрированных преступлений составляют преступления, совершенные молодежью в возрасте от 18 до 29 лет и лицами без постоянного источника дохода. Одной из причин повышения уровня преступности можно назвать нехватку рабочих мест.
Согласно утвержденной инвестиционной стратегии Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года основные инвестиции направлены в основной капитал. Согласно Федеральному закону от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвизыскательские работы и другие затраты.
Динамика инвестиций в основной капитал Мурманской области за период с 2015 по 2020 годы представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Инвестиции в основной капитал Мурманской области, млн. руб.
Исходя из гистограммы, можно сделать вывод о том, что показатель инвестиционных вложений в основной капитал имел преимущественно положительную динамику. К основным факторам, влияющим на объемы инвестиций в Мурманской области, относят в основном те, которые зависят от формы собственности объектов инвестирования, принятия решений на федеральном уровне и уровне крупных нефтегазовых компаний, инвестиционных стратегий горной промышленности, размещения заказов на судостроительных предприятиях и т.д.
За период с 2016 по 2020 годы инвестиции в основной капитал имеют положительную динамику в основном за счет их роста в объекты частной собственности (+21,8%), в то время как в объекты государственных предприятий и организаций, муниципальной, смешанной, иностранной и совместной российской и иностранной форм собственности наблюдается сокращения.
Так, динамика и структура инвестиций в основной капитал предприятий Мурманской области по формам собственности за период с 2016 года по 2020 год представлена на рисунке 5. Очевидно, что структура инвестиций в основной капитал организаций по источникам финансирования за период с 2016 по 2020 годы практически не изменилась. В основном вложения фирм происходят в оборудование, транспортные средства, инвентарь, данная тенденция является положительной.

Рисунок 5 – Динамика и структура инвестиций в основной капитал по формам собственности
Динамика и структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования представлена на рисунке 6. Интересен факт изменения структуры инвестирования по источникам. Так, 2019 года большую часть в структуре инвестиций стали занимать привлеченные средства (53,5%), в то время как в 2017-2018 гг. на их долю приходилось не более 47%.

Рисунок 6 – Динамика и структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования
По отраслям производства инвестиции в 2020 году распределились следующим образом. На отрасль транспортировки и хранения пришлось 26,4%; на обрабатывающие производства- 25,6%; добыча полезных ископаемых заняла 22,3% инвестиций; производство прочих транспортных средств и оборудования -18,4%; инвестиции в отрасль обеспечения электроэнергией, газом, паром, концидиционирования воздуха заняли 7,5%; в отрасль государственного управления, обеспечения военной безопасности и социального обеспечения поступило 5% инвестиционных средств; на сельское, лесное хозяйства — 4,4%. В другие отрасли экономики Мурманской области поступило порядка 10% от всех инвестированных средств.
Таким образом, в ходе оценки инвестиционной среды можно сделать вывод, что в Мурманской области наиболее важную роль в экономическом развитии занимает промышленность. Основными преимуществами данной области являются: значительная доля лиц трудоспособного возраста; наличие природных ресурсов, крупных месторождений полезных ископаемых; развитая розничная торговля; выгодное географическое положение дает возможность наращивания внешней торговли и роста экспорта.
Основными проблемами, которые могут негативно влиять на инвестиционную среду Мурманской области, являются:
— значительный миграционный отток населения, превышение смертности над рождаемостью;
— большое количество зарегистрированных преступлений;
— недостаточное развитие агропромышленного сектора;
— высокая степень износа основных производственных фондов предприятий;
— высокий износ ЖКХ;
— дефицит квалифицированных кадров, особенно в сельской местности.
Таким образом, в ходе анализа инвестиционной среды Мурманской области были выявлены проблемы, сдерживающие ее развитие. Необходимо проведение ряда мероприятий, направленных на улучшение качества инвестиционной среды.

2.2 Анализ реализации государственно-частного партнерства в Мурманской области

Одним из преимуществ Мурманской области является наличие специализированной структуры, реализующий функции по сопровождению проектов государственно-частного партнерства – Департамент государственно-частного партнерства, который начал свою работу в июне 2019 года на базе специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами АО «Корпорация развития Мурманской области». Департамент ведет активную работу по проработке как публичных, так и частных ГЧП-инициатив в различных отраслях и секторах региональной экономики.
В компетенцию Департамента ГЧП входит:
1. Поиск потенциальных инвесторов.
2. Помощь в организации взаимодействия публичного и частного партнеров.
3. Оказание консультационных услуг при структурировании проекта.
4. Сопровождение проекта на этапах запуска конкурсных процедур и реализации.
5. Экспертная оценка документации проекта (финансово-экономическая, юридическая).
Оценка инвестиционного климата региона невозможна без рассмотрения инвестиционных проектов Мурманской области. Инвестиционным проектом является документ, содержащий экономическое обоснование целесообразности инвестирования капитала, определяет его сроки и объемы капитальных вложений, а также предполагает составление проектно-сметной документации и бизнес-плана по реализации проекта. Данная процедура необходима для создания, покупки, модернизации, а также пререпродажи некого блага с целью получения коммерческой выгоды или социального эффекта.
В Мурманской области существует ряд проектов, которые успешно реализованы, либо реализуются в настоящее время (табл. 8).
Таблица 8 — Проекты Мурманской области

Очевидно, что объемы инвестирования значительно вырос с 6 млрд. руб. до 176 млрд. руб., что свидетельствует об эффективной инвестиционной политики региона и его высокой инвестиционной привлекательности.
Также в области существует 37 планируемых для внедрения проектов, в основном на направленных на реконструкцию твердотопливных, электрических, мазутных котельных и систем теплоснабжения. Их реализация планируется в форме государственно-частного партнерства.
Также для комфортного взаимодействия бизнеса в Мурманской области созданы кластеры. Кластеры концентрируют на определенной территории группы взаимосвязанных организаций, которые взаимодополняют друг друга и усиливают конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом (эффект Синергии).
В кластерах существует взаимная конкуренции участников, а также кооперация участников, формирование уникальных компетенций региона. Главным ориентиром кластеров является процветание территории, на которой он функционирует, посредством привлечения инвестиций, активизации инновационных процессов, а также решением социальных задач субъекта.
На данный момент в Мурманской области существует три кластера:
— туристско-рекреационный кластер, основное назначение которого заключается в повышении эффективности использования туристско- рекреационного потенциала региона;
— кластер северного дизайна, целью которого является комплексное развитие индустрии дизайна в Мурманской области;
— производственно-пищевой кластер, деятельность которого направлена на производство и реализацию продукции с целью удовлетворения потребностей потребителей и повышения своей конкурентоспособности.
С 28 августа 2020 года вступил в силу пакет федеральных законов о государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ). Благодаря принятию пакета законов российская Арктика становится крупнейшей в России и мире экономической зоной с единым набором налоговых и административных преференций. Поскольку Мурманская область полностью входит в Арктическую зону Российской Федерации, то на нее распространяются преференции для резидентов Арктической зоны РФ, а именно:
— субсидирование 75% страховых взносов. Ставка: 7,5% для лиц, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства и 3,75% для субъектов МСП для вновь созданных рабочих мест. Не распространяется на проекты в области добычи твердых полезных ископаемых;
— налог на имущество. Ставка: 0% первые 5 лет, 1,1% последующие 5 лет вместо 2,2%;
— налог на прибыль. Ставка: 5% первые 5 лет, 10% последующие 5 лет, вместо основного налога в 20% (с момента получения первой прибыли). Не распространяется на проекты в области добычи твердых полезных ископаемых;
— налог на землю, ставка 0% на 3 года;
— налог на добычу полезных ископаемых. Ставка 0,5 от существующей ставки, действует до 31 декабря 2032 года. Применяется в отношении твердых полезных ископаемых, только для новых месторождений. Объем льготы не может превышать объем частных инвестиций в инфраструктуру, обогащение или переработку;
— упрощенная система налогообложения. По системе «Доходы» 1% первые 3 года, 3% последующие 3 года. По системе «Доходы-Расходы» 5% первые 3 года, 10% последующие 3 года;
— возможность применения процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ) на обустроенных и оборудованных участках резидентов Арктической зоны;
— предоставление резидентам Арктической зоны земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без торгов;
— возможность проведения проверок в отношении резидентов Арктической зоны только по согласованию Минвостокразвития России и в сокращенные сроки.
Резидентами Арктической зоны могут быть являющиеся коммерческими организациями юридические лица (за некоторыми исключениями) и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке в Арктической зоне.
Статус резидента Арктической зоны получают только те лица, которые соответствуют определенным критериям отбора.
Одним из критериев, в частности, является минимальный объем капитальных вложений, которые должны быть осуществлены резидентом Арктической зоны в течение установленного срока (не менее 500 тыс. руб. в течение первых 3 лет).
На данный момент резидентами являются 26 организаций. В основном проекты резидентов направлены на развитие туризма, транспорта и логистики, производства пищевой продукции.

2.3 Оценка эффективности государственно-частного партнерства как инструмента повышения инвестиционной активности Мурманской области

Рейтинг российских регионов по уровню развития государственно-частного партнерства – ежегодная оценка, используемая для определения эффективности деятельности региона в сфере государственно-частного партнерства, а также являющаяся составной частью национального рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ, формируемого Агентством стратегических инициатив.
В 2020 году Мурманская область поднялась в рейтинге на 15 позиций. Среди 85 регионов России Мурманская область заняла 23 место, а по оценке нормативно-институциональной среды в субъектах Российской Федерации – 9 место.

Рисунок 7 – Рейтинг уровня развития ГЧП Мурманской области

Департамента ГЧП Мурманской области является нормативное закрепление концептуальных основ развития ГЧП на региональном уровне. Нами были проанализированы региональные нормативно-правовые документы и сделан вывод о том, что концептуальные аспекты развития сферы ГЧП в Мурманской области прописаны фрагментарно; недостаточно освещены важные аспекты развития сферы ГЧП, что затрудняет реализацию и увеличивает стоимость отдельных проектов (табл. 10).
В региональной Инвестиционной стратегии до 2020 г. ГЧП фигурирует как механизм реализации инфраструктурных проектов либо как механизм образования дополнительных конкурентных преимуществ региону. В Инвестиционной стратегии обозначены мероприятия и некоторые целевые показатели в таких направлениях, как строительство объектов социальной инфраструктуры, реконструкция объектов коммунальной инфраструктуры, развитие объектов транспортной инфраструктуры за счёт использования механизма ГЧП.
Целесообразно разработать и утвердить отдельный нормативно-правовой документ, в котором были бы установлены концепты ГЧП, а именно: направления развития приоритетных форм ГЧП и/или форм квазиГЧП, источники финансирования; меры государственной поддержки проектов строительства и реконструкции инфраструктуры; методики и механизмы качественной и количественной оценки эффективности реализации тех или иных проектов ГЧП и др.
Одним из институтов развития ГЧП условно можно назвать инвестиционный портал Мурманской области. Однако на портале отсутствуют какие-либо сведения, имеющие отношение к развитию нормативно-правовой базы в сфере ГЧП, отсутствуют отсылки на утвержденные нормативные документы в сфере ГЧП, отсутствуют примеры успешных практик и т.д.
Таким образом, важно уделить должное внимание информационной составляющей контента данного портала, который является публичной информационной площадкой для частных инвесторов, планирующих участие в реализации проектов ГЧП.
Сопоставляя региональную нормативно-правовую базу в сфере ГЧП с федеральным законом о ГЧП, нельзя с уверенностью говорить о полном соответствии региональных норм нормам национального законодательства и рекомендациям Центра развития ГЧП.
Проанализировав на предмет соответствия региональную и национальную базы, можно сделать следующий вывод: в региональном законе имеется несколько упущений, которые следует учесть и заполнить пробелы. Это позволит расширить возможности частного партнёра в части получения таких преференций, как налоговые кредиты, мораторий на налоги и/или штрафы, инвестиции из государственного бюджета, субсидии, погашение затрат на разработку проектной и рабочей документации за счёт софинансирования и т. д. Также важно предусмотреть утвержденный открытый перечень критериев конкурса, что упростит взаимодействие представителей предпринимательства и органов исполнительной власти.
Анализ институциональной среды сферы ГЧП Мурманской области показал, что в регионе созданы все предпосылки для формирования эффективной системы взаимодействия частного и государственного капитала в части реализации инфраструктурных проектов. Несмотря на это, дальнейшее развитие сферы ГЧП невозможно без постоянного совершенствования институциональной среды. Это особенно актуально при отрицательном индексе предпринимательской уверенности в строительстве за последнее десятилетие.
Рассмотрим подробнее каждую основную проблему реализации проектов ГЧП при модернизации жилищно-коммунального хозяйства в Мурманской области.
1. Низкая инвестиционная мотивация у частных инвесторов, которые ограничены при финансировании реализации проектов ГЧП.
Формирование данной проблемы, в свою очередь, обусловлено следующими факторами, как:
— несовершенное тарифное регулирование государством;
— низкий уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением;
— отсутствие гарантий и залоговых средств и активов со стороны государства;
— низкая инвестиционная доходность финансовых вложений в реализацию подобных проектов;
— длительные сроки реализации подобных проектов;
— не определены объекты жилищно-коммунального хозяйства, которые могут быть переданы под управление частным лицам в рамках ГЧП.
2. Проблемы формирования непрогнозируемых политических рисков.
Причиной их возникновения служит, например, диспропорция между длиной проектов в государственно-частном партнерстве (она составляет от 10 до 25 лет) и политическими циклами (4-5 лет).
Другая проблема — непонимание органами публичной власти, что они хотят от проектов ГЧП. Идет разрыв между пониманием своих целей и задач и механизмом их исполнения.
Данную категорию проблем реализации проектов государственно-частного партнерства при модернизации жилищно-коммунального комплекса Мурманской области способны решить только органы государственной власти, а никак не кредиторы и инвесторы.
3. Низкий уровень мотивации банков в участии реализации проектов ГЧП при модернизации ЖКХ в роли кредиторов.
Барьерами роста мотивации банков в участии реализации проектов государственно-частного партнерства выступает влияние следующих проблем, как:
— отсутствие наличия необходимого финансового капитала для реализации проекта ГЧП при модернизации ЖКХ;
— отсутствие опыта работы инвесторов в крупных проектах жилищно-коммунального хозяйства России;
— отсутствие возможности взять на себя максимальный объем рисков по участию не только в самом проекте, но и получению прав на него через конкурсную процедуру.
4. Трудности в управлении объектами жилищно-коммунального комплекса.
Данные проблемы, в первую очередь, характеризуются тем, что после заключения договоров на управление и ведение хозяйственной деятельности операторы сталкиваются с новыми препятствиями при управлении жилищно-коммунальными объектами, как:
— ежегодная индексация тарифов ЖКХ-услуг;
— отсутствие порядка принудительной установки общедомовых приборов учета;
— отсутствие возможности включения затрат на услуги по установке приборов учета в тариф и большая рассрочка по оплате.
Таким образом, можно заключить, что основными проблемами реализации проектов государственно-частного партнерства при решении задач модернизации жилищно-коммунального комплекса Мурманской области выступают низкая инвестиционная мотивация, политические риски, слабая мотивация банков и трудности в управлении объектами жилищно-коммунального комплекса.
Учёт региональными органами исполнительной и законодательной власти пробелов в институциональной среде ГЧП и их заполнение рекомендациями позволят не только укрепить инвестиционный климат Мурманской области и привлечь новых участников ГЧП, но и улучшить позиции среди других регионов в аспекте развития сферы ГЧП.
Оценивая отношение респондентов к ГЧП как к виду деятельности, следует отметить, что большинство участников не привлекает ГЧП, потому что считают, что это является деятельностью государства (55,3%) (рис.8).

Рисунок 8 — Количество опрошенных к участию в ГЧП
Рассмотрев направления проектов, которые респонденты могли бы проинвестировать (рис.9) видно, что почти все категории не остались без внимания людей, но из всех направлений больше остальных респонденты выбирали: благоустройство (34%), по 23,4 % ответов респондентов направлены на развитие социальных проектов и транспорт, и коммунальная сфера (19,1 %).

Рисунок 9 — Основные направления применения ГЧП
Говоря о заинтересованных в ГЧП опрошенных участников, следует отметить, что преобладающее количество (40,4%) (рис.10) желают принимать участие в проекте и избирать оборудование, свет, оснащенность и т.д. В меньше степени, но все же тоже с 38,3% желают регулярно отслеживать ход проводимых работ.

Рисунок 10 — Полномочия участников проекта
Как видно из рисунка 11, большинство пользователей полагают, что ГЧП в России не является популярным (72,3 %) и о нем мало знают (23,4 %).

Рисунок 11 — Ответы респондентов относительно популярности ГЧП

Главными причинами для того, чтобы не участвовать в ГЧП, как спонсора для какого-либо проекта, большинство респондентов выделили – информационную неосвещенность данного вопроса (70,2%) (рис.12), и наличие высокого профиля риска (53,2%). При этом меньшая часть людей указала отсутствие ключевых проектов как причину не финансировать чей-либо проект.

Рисунок 12 — Причины непопулярности ГЧП
Исходя из проведенной оценки можно выделить сильные стороны Мурманской области, к которым относятся:
— разнообразие природно-ресурсной базы;
— приморское и приграничное положение;
— наличие незамерзающего морского порта и развитой прилегающей транспортной системы;
— высокий уровень индустриального развития;
— энергоизбыточность;
— уникальный туристско-рекреационный потенциал;
— развитость работы с инвесторами.
Наряду с сильными сторонами у Мурманской области есть возможности для роста, среди них такие как:
— развитие Мурманского транспортного узла;
— переориентация региональной экономики на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона;
— развитие приграничного сотрудничества;
— привлечение квалифицированных мигрантов, инвестиций, технологий в экономику и социальную сферу региона;
— превращение сектора социальных услуг в новый драйвер устойчивого роста региональной экономики;
— развитие природоохранных проектов на принципах ГЧП.
Основными проблемами, которые могут негативно влиять на инвестиционную среду Мурманской области, являются:
— значительный миграционный отток населения, превышение смертности над рождаемостью;
— большое количество зарегистрированных преступлений;
— недостаточное развитие агропромышленного сектора;
— высокая степень износа основных производственных фондов предприятий;
— высокий износ ЖКХ;
— дефицит квалифицированных кадров, особенно в сельской местности.
Успешная реализация инвестиционных проектов будет способствовать социально-экономическому развитию Мурманской области, повысит уровень жизни населения, обеспечит положительную динамику развития региона в долгосрочной перспективе и переход экономики области к инновационному развитию.


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф