Заявка на расчет
Меню Услуги

Государственные закупки в сфере обеспечения медицинских учреждений. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


2.2 Электронные торговые площадки как форма осуществления государственных закупок

 

Электронные торговые площадки представляют собой наиболее приоритетные в пределах развития экономики, современные средства использования коммуникации. Упрочения взаимодействия между субъектами института государственных закупок при помощи электронных торговых площадок имеет ряд достоинств.

Так, для совершенствования государственного регулирования такие преимущества выражаются: в противодействии коррупции; увеличении количества поставщиков; интеграции и осуществлении взаимодействия между органами власти; профессиональном мониторинге закупок; уменьшении числа затрат и суммы бюджетных расходов; сокращение персонала.

Для поставщиков предпочтениями в организации данной деятельности являются:

— обеспечение справедливости и увеличение конкуренции;

-упорядочение доступа к государственным заказам;

-реализация гласности государственных заказов для новых поставщиков;

-создание эффективных стимулов для участия субъектов малого предпринимательства;

— увеличение в обороте потока финансовых средств;

-снижение затратности в вопросах заключения сделок;

-подотчетность распорядителей бюджетных средств со стороны государства.

Потребители социальных благ и налогоплательщики, в процессе закупочной деятельности, имеют, в результате деятельности электронных торговых площадок, следующие выгоды:

-доступность информации относительно размещения заказов;

-получение возможности оценивать деятельность государственных органов власти и произведенные ими расходы.

Институт государственных закупок, сформированный в настоящее время в Российской Федерации, в качестве задачи своей деятельности, в том числе с использованием электронных торговых площадок, декларирует принцип экономии финансовых средств.

Одновременно, в литературе не имеется единого взгляда по поводу того, каким образом, необходимо учитывать сэкономленные средства. Наиболее часто встречающийся вариант объяснения режима указанных финансовых ресурсов заказчика, это тот, в который не входят затраты, понесенные государственным заказчиком в процессе закупочной деятельности.

Тем самым, экономический стимул, приобретаемый государственными заказчиками в ходе государственных закупок,- это сумма экономии денежных средств.

Исследования, проведенные Е.А. Ковалевой, показали, что независимо от того, каким инструментом пользуется государство для осуществления государственного заказа, степень конкурентности в сфере государственных закупок продолжает оставаться неизменной, на минимально приемлемом уровне.

По наблюдениям данного автора, средний показатель числа заявок, отклоненных в электронных аукционах, составляет 9,5 %, что превышает , среднестатистическое значение по России соответствующего параметра для простых аукционов.

Однако, несмотря на данное обстоятельство, качество специальной подготовки субъектов торгов на электронных торговых площадках выше, чем по иным инструментам категории государственных закупок. Это обусловлено и тем фактом, что для участников торгов на электронных торговых площадках упрощается сама процедура подачи заявок для участия в электронных аукционах.

На первоначальных стадиях аккредитации участник непосредственно и безотлагательно передает все документы, установленные законом, и далее на протяжении трех лет для него нет необходимости готовить их отдельно. Ранее, в период существования прежнего Федерального закона о закупочной деятельности, 14 % заявок отклонялось именно ввиду непредставления соответствующей документации.

Автор отмечает, что в целом институт государственных закупок является малопривлекательным с позиции субъектов хозяйствования, что обусловливает применение дополнительных мотивирующих инструментов для обеспечения законных интересов участников.

Е.А. Ковалева делает выводы о том, что на сегодняшний день, торговля на электронных торговых площадках приводит к ощутимому экономическомуэффекту, однако, предполагаемые результаты пока не обеспечены. Партнеры государства на рынке государственных закупок пока еще не уделяют должного внимания заключению государственных контрактов[4].

Электронные торговые площадки упрощают механизм документооборота, однако, это влечет за собой иные издержки участников данного процесса.

Рациональным методом привлечения к участию субъектов бизнеса в государственных и муниципальных закупках должны стать такие средства, как применение налоговых льгот и преференций, льготы по материально-техническому снабжению и других.

Рассмотрим некоторые примеры из судебной практики.

ООО «ФортунаСтройСервис» (Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Государственному областному бюджетному образовательному учреждению «Оленегорская специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VIII вида» (Учреждение) о понуждении к заключению гражданско- правового договора по замене электропроводки по адресу: г.Оленегорск, ул.Бардина, № 56.

Истец мотивировал свои требования тем, что ответчик не выполняет возникшую у него обязанность по заключению договора, приводя в качестве довода отсутствие бюджетного финансирования. По утверждению представителя ответчика, имеет возможность исполнить обязательство надлежащим образом в срок, установленный аукционной комиссией.

Из материалов гражданского дела следует, что Комитет государственных закупок Мурманской области разместил на сайте Интернет- заказов по закупкам, а также на сайте электронной площадки извещение о проведении электронного аукциона на право заключения договора по выполнению работ, связанных с заменой электрической проводки в учебном и жилом корпусах ГОБОУОленегорская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VIII вида», с начальной (максимальной) ценой договора в размере 725.000 руб.

Заявка ООО «ФортунаСтройСервис» на участие в электронном аукционе являлась единственной и соответствовала всем требованиям Федерального закона.

Далее, истец представил в письменной форме свое согласие на заключение гражданско- правового договора с единственным подрядчиком, приложив необходимый пакет документов.

Однако, с соответствии с протоколом, ответчик отказал в заключении договора, что, по мнению истца, явилось незаконным и необоснованным решением.

Исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению. Так, ч.1 ст. 421 ГК РФ устанавливает свободу в заключении договора для граждан и юридических лиц.

Одновременно заключение соответствующего контракта является обязательным, при размещении государственным или муниципальным заказчиком соответствующего заказа в порядке, установленном законом.

Согласно ч.4 ст. 445 ГК РФ, если для стороны заключение договора обязательно, и она уклоняется от этого, другая сторона получает право обращения в суд с соответствующим требованием понудить к заключению договора.

Основания, в соответствии с которыми возможен отказ в заключении контракты с победителем аукциона перечислены в ч.9 ст. 31 Федерального закона; их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Тем более, недопустимо оперировать теми основаниями, которые не предусмотрены настоящим законом, например, недостаточность бюджетного финансирования.

На основании изложенного, исковые требования удовлетворены судом в полном объеме.

Заказчик- Управление Федеральной налоговой службы (ФНС) России совершил действия по определению поставщика при помощи открытого аукциона в электронной форме, предоставляющего право на заключение государственного контракта на поставку офисной бумаги для налоговых органов Красноярского края. В качестве победителя аукциона признан ООО «Ресурс-Строй».

Протокол, составленный по результатам электронного аукциона, подписан аукционной комиссией, после чего указанный документ размещен в единой информационной системе.

Однако, в последующем заказчиком размещен протокол отказа в заключении контракта, согласно которому ООО «Ресурс-Строй» допустил факт уклонения от заключения контракта. Жалоба данного юридического лица на действия заказчика в адрес Управления ФАС по Красноярскому краю признана необоснованной, в связи с чем, указанный спор нашел свое окончательное разрешение в суде.

Арбитражный суд Красноярского края, рассмотрев настоящее дело, пришел к следующим выводам.

В соответствии с п.13 ст. 70 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, предусмотрены специальные сроки при совершении участниками закупки действий, которые направлены на заключение контракта. При исчислении процессуальных сроков, Арбитражный суд Красноярского края применил требования ст.ст. 190-191 ГК РФ[6], установив, что начало течения срока приходится на следующий день после размещения в единой информационной системе протокола подведения результатов электронного аукциона, то есть, с 07 марта 2014 года.

ООО «Ресурс-Строй» представил протокол разногласий по проекты контракта первоначально 14 марта, а затем 19 марта 2014 года, при этом установленный тридцатидневный срок нарушен не был.

Арбитражный суд Красноярского края удовлетворил требования ООО «Ресурс-Строй» полностью, признав соответствующее решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю недействительным[7].

Приведенные примеры из судебной практики убеждают в том, что причинами возникновения споров по данной категории дел являются, в том числе, неправильное применение сторонами требований Федерального закона, а контролирующими органами- положений гражданского законодательства об исчислении сроков.

Таким образом, электронные торговые площадки представляют собой наиболее приоритетные в пределах развития экономики, современные средства использования коммуникации. Институт государственных закупок, сформированный в настоящее время в Российской Федерации, в качестве задачи своей деятельности, в том числе с использованием электронных торговых площадок, декларирует принцип экономии финансовых средств.торговля на электронных торговых площадках приводит к ощутимому экономическому эффекту, однако, предполагаемые результаты пока не обеспечены. Партнеры государства на рынке государственных закупок пока еще не уделяют должного внимания заключению государственных контрактов.

 

3.Механизм правового обеспечения эффективности функционирования государственных закупок в электронном формате

 

Несмотря на позитивные изменения, которым способствует Федеральный закон 44-ФЗ, существенными пробелами в правовом регулировании продолжают оставаться проблемы, связанные с назначением качественной экономической экспертизы для установления первоначальной цены контракта, наиболее приближенной к реальной действительности.

Заслуживает внимание также и вопрос об упорядочении нижнего ценового предела, который имеет существенное значение в данных правовых отношениях.

Федеральный закон ни в чем не изменил ситуацию, которая касается организации контроля за надлежащей квалификацией сотрудников, осуществляющих закупочную деятельность.

Кроме того, имеются иные проблемы правового значения, поскольку закон о контрактной системе не соответствует некоторым международным стандартам по обеспечению процесса публичных закупок, в том числе и в части применения терминологии. Так, в международном гражданском праве фигурирует термин «публичные закупки», который не нашел своего применения в Российской Федерации.

В настоящее время актуальные для разрешения являются нетолько вопросы по созданию препятствий в деятельности государственного заказчика, но и но и те аспекты, которые способствуют существованию коррупционных схем в государственных заказах, преодоление которых оказывает влияние на безопасность государства.

Важной проблемой служит обеспечение качества приобретаемых товаров, работ, услуг. В этом проявляется общественная и социальная роли государственных закупок. Товары, закупаемые по госзаказу, предназначены для удовлетворения потребностей общества, например, в охране здоровья, гарантиях качества жизни и безопасности населения.

Оттого, факта в какой степени приобретенный товар является качественным, зависит благосостояние населения. Недостатки законодательного регулирования имеханизма управления закупками способствуют привлечению в данную сферу юридических лиц, действующих неправомерно.

Данная проблема разрешается посредством принятия типовых технических заданий для различных наименований товаров, которые ориентируют организацию-заказчика и упорядочивают процесс подбора для реализации различных товаров.

Другим вариантом решения проблемы служит избранная централизация закупок, при которой приобретение товаров определенной категории осуществляют ответственные лица в области государственных закупок.

В частности, закупку медицинского оборудования для нужд медицинских учреждений субъекта Российской Федерации должны производить представители наиболее значимого медицинского учреждения региона на основании и запросов иных медицинских учреждений данного региона. В настоящее время Министерство экономического развития Российской Федерации разрабатывает типовые технические задания и наиболее характерные виды контрактов в данной сфере.

Состояние качества товаров зависит также от ошибок, которые допускаются во время приемки товаров, за которые несет всю полноту ответственности заказчик; отсюда, следует ужесточить требования к осуществлению процедуры этой деятельности и производству экспертизы товаров.

Полагаем, что одной из основных является задача организации взаимодействия между заказчиками, поставщиками и контролирующими органами, что обеспечивается принятием следующих мер:

-должное регулирование процесса обоснования технических заданий;

-введение приоритетности не минимальной цены, а надлежащего качества товаров, что должно отвечать установленным требованиям;

-обоснование критериев оценки товаров со стороны экспертов.

Подготовительная стадия реализации государственного заказа выявляет такие аспекты, как:

-ненадлежащий учет оценки потребностей и непродуманное планирование бюджета закупки;

-наличие дублирования функций государственных служащих в данной области инепосредственное вмешательство в закупочную деятельность руководителей высшего звена;

-недостатки в разработках технических условий закупки;

-не вполне объективные критерии выбора победителя;

-неудобный для выбора регламент закупок;

-неправильное определение сроков организации торгов.

В процессе осуществления торгов участникам закупок нередко приходится сталкиваться со следующими проблемами:

-отсутствие надлежащего доступа кинформации озакупке;

-низкий уровень конкуренции либо формирование сговора группы лиц по причине введения неправомерных цен;

-существование конфликта интересов;

-ограниченный доступ к информации по волеизъявлению победителя.

Проблемами на заключительном этапе закупок могут быть:

-отсутствие должного контроля за исполнением заключенного контракта;

-отсутствие прозрачности выбора, его нелогичность либо непредставление отчетаорганизаций-субподрядчиков;

-ненадлежащая организация инспектирования либо наличие двойного толкования обязанностей ответственных работников;

-упущения на стадии контроля за системой оплаты государственного заказа.

Достаточно острой в настоящее время является подбора кадров для осуществления закупочной деятельности. Существуют законодательные требования к наличию профессиональной подготовки и степени квалификации контрактного управляющего, а также сотрудников контрактной службы.

В частности, контрактный управляющий и лица, входящие в состав закупочных комиссий, должны пройти профессиональную переподготовку либо учебу по повышению квалификации в области закупочной деятельности.

Одновременно, единственным условием для учебного центра, который обеспечивает данное обучение, является наличие лицензии на право предоставлять образовательные услуги. Конкретные же требования к организации обучающего процесса и квалификации преподавательского состава не сформулированы.

В частности, не имеется профессиональных стандартов в отношении специалистов, которые должны выполнять обязанности по закупкам. Между тем, вполне очевидно, что улучшения качества деятельности контрактной системы в Российской Федерации, необходимо значительное число специалистов, прошедших обучение.

По мнению ученых, важным фактором решения кадровой проблемы должно явиться повышение имиджа должностей контрактных управляющих.

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что контрактными управляющими становятся представители из числа сотрудников организации-заказчика, причем, нередко вопреки их желанию. Тем самым, у данных субъектов не созданы моральные и тем более, материальные стимулы качественного исполнения обязанностей.

Данные лицам выполняют свои функции с привлечением минимальных рисков, не анализируя качество приобретаемого товара, так как данный признак во многом обусловлен техническим заданием, при грамотном составлении которого возможно удалить от участия в торгах тех предпринимателей, которые поставляют товары ненадлежащего качества.

В правовом регулировании государственных закупок необходимо, на постоянной основе укреплять требования законности, что связано с предотвращением возможной коррупции в данных отношениях и государственным предупреждением неправомерного преобразования публичного капитала в частный капитал.

Является не менее важным диспозитивный аспект правового регулирования государственных закупок и связанных с этим государственных расходов, что позволяет государственным заказчикам, а также распорядителям средств бюджета и исполнителям контрактов обеспечивать принятие самостоятельных экономических решений, сохраняя тем самым достаточный уровень регулирования экономики и развития экономического потенциала этих решений.

Основными задачами законодателя являются: должное сочетание диспозитивных и императивных правовых норм, полное регламентирование отрицательных финансовых процессов, на которые неспособен повлиять рынок. Данный подход обеспечивает должную свободу участникам данных правоотношений, является начальным этапом конкуренции и инновационного развития.

Особенность правового регулирования сферы закупок заключается в том, что разрешение необходимых вопросов регулирования контрактной системы и расходов на оплату государственных контрактов, регламентированы только в письмах и решениях Федеральной антимонопольной службы России.

Вполне очевидно, что данные документы не являются нормативными правовыми актами, а отражают мнение государства по развитию тенденций правоприменительной практики в области государственных закупок.

Законодательство в сфере государственных закупок является неупорядоченным, оно подвержено непрерывному реформированию, однако данные преобразования должны иметь место на базе совершенного теоретического изучения правовых проблем и вести к принятию устойчивого комплекса нормативных правовых актов.

Между тем, в настоящее время имеется множество правовых норм и нормативных требований, недостаточно взаимодействующих друг с другом и даже включающих между собой некоторые противоречия.

Механизм осуществления государственных закупок во всей мировой практике направлен на обеспечение качества расхода государственных средств финансовых средств, так как результативные государственные закупки служат основным фактором, который обеспечивает финансовую прозрачность деятельности органов государственной власти и субъектов с государственным участием.

Одновременно обеспечивается подотчетность государственных служащих, а также должностных лиц организаций с государственным участием.

Необходимость правового регулирования области государственных закупок обусловлена также возрастанием доли закупки товаров, работ, услуг при помощи проведения процедур закупки в рамках всеобщего финансового рынка. Система государственных закупок является основным показателем инновационного развития экономики.

В современный период государственные закупки еще не стали существенным инструментом обеспечения инновационных инициатив, тогда как в мировой практике закупки с целью удовлетворения государственных нужд являются важным ресурсом для формирования спроса на инновации.

В Российской Федерации в настоящее время в данной сфере пока не создана эффективная система правовых средств, образующих механизм реализации гражданских прав и выполнения обязанностей.

Отмеченные проблемы государственных закупок в значительной степени, вызваны отсутствием в данной сфере возможностей концептуального подхода.

Основная особенность государственных закупок, которые складываются в пределах правовой системы государства, заключается в том, что разрешение ряда проблем передано на усмотрение заказчиков, то есть, не нашло своего законодательного регулирования.

В частности, правовое регламентирование содержания государственных контрактов производится лишь в отношении некоторых разновидностей гражданско-правовых обязательств; том числе, поставок медицинских изделий, вводе их в эксплуатацию.

Главным событием процесса перехода к контрактной системе в Российской Федерации стало планомерное применение вновь принятых правовых норм Федерального закона № 44-ФЗ вместо прежнего Федерального закона № 94-ФЗ.

Одновременно, получили импульс для развития закупочные процедуры, организация системы общественного и публичного контроля, увеличилось участие субъектов малого предпринимательства и организаций, выполняющих социальные функции, в деятельности по государственным закупкам.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день имеется необходимость формирования новой модели государственных закупок. В связи с этим требуется, разработка теоретических и практических аспектов данной модели, на предмет повышения эффективности закупочных мероприятий.

Данная задача может быть выполнена благодаря применению новых, научно обоснованных подходов, средств и методов и как результат, на основе повышения эффективности удовлетворения потребностей государства и общества. Вместе с тем, переход к новой концептуальной модели государственных закупок, безусловно, предполагает существенный пересмотр целей деятельности, понятийного аппарата, юридических механизмов и норм.

Необходимо указать, что в иностранных государствах не применяется традиционное для российских условий понятие «закупки для государственных и муниципальных нужд». В этой связи, необходимо обратить внимание на термины, которые встречаются в мировой практике для регулирования закупочной деятельности.

Наивысший объем публичных закупок имеет место на предприятиях государственного сектора экономики. В современный период, в связи с принятием стратегии преобразования российской экономики на долгосрочную перспективу, отсутствует единство мнений среди ученых о пределах и эффективности государственного сектора экономики.

Осуществляя исследования, авторы основывались на научной концепции о том, что снижение государственного влияния в экономике необходимо производить поэтапно, в зависимости от создания совокупности рыночных компетенций и обеспечения общего культурного уровня населения.

Государственные предприятия, размещая заказы на создание инновационной продукции и подписывая контракты на предоставление товаров, работ, услуг, могут явиться эффективным средством промышленной политики, гарантируя создание новых отраслей, разработку передовых технологий и методов хозяйствования. Данный вывод подтверждается опытом развития других государств.

Одновременно, понятие государственного сектора и проблемы отбора критериев его оценки остаются неоднозначными. Так, не имеется единого количественного критерия, который позволил бы точно и объективно изучить размер государственного сектора.

И.И. Смотрицкаяи С.С. Шувалов предлагают следующую систему мер, которые направлены на реформирование государственных закупок в Российской Федерации:

-законодательное регулирование единых принципов закупок для всех участников данной системы, в том числе, принципы открытости, прозрачности, конкуренции, эффективности, инновационности, профессионализма, контроля и ответственности;

-обоснование основных целей и функций каждого направления закупок на основании решения задач по обеспечению государственных и общественных нужд;

-создание федерального закона об осуществлении закупок естественными монополиями;

-усовершенствование ценообразования при публичных закупках;

-повышение профессионального уровня заказчиков, предоставление некоторой свободы действий участникам, одновременное повышение их персональной ответственности;

-создание стимулов для социально обусловленных инноваций;

-заключение долгосрочных контрактов с поставщиками, зарекомендовавшими себя с положительной стороны.

В заключение работы рассмотри пример из судебной практики.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступила жалоба ГП ККТПП «Фармация» на действия аукционной комиссии муниципального заказчика Муниципального учреждения здравоохранения «Абаканская городская больница» (МУЗ АГБ), которойотказано в допуске к участию в открытом аукционе, в связи с несоответствием представленной заявки установленным требованиям.

Основными претензиями аукционной комиссии явились отсутствие русского перевода английского наименования оборудования; отсутствие средств измерения данного оборудования.

В своей жалобе ГП ККТПП «Фармация» акцентировала внимание на том, что английская терминология, применяемая в названии оборудования, является международной и не имеет аналога на русском языке. В то же время представлено руководство по эксплуатации оборудования, текст которого исполнен на русском языке и доступен для прочтения. Одновременно, не имеется нормативных актов, предписывающих обязательное применение при оценке оборудования средств измерения.

Рассмотрев указанную жалобу, Управление ФАС по Республике Хакасия указало на то обстоятельство, что в разделе №4 аукционной документации под названием «Техническая часть аукционной документации» четко сформулировано требование о том, что товар, подлежащий поставке, должен именоваться как на русском, так и на английском языке, это требование не выполнено.

Кроме того, предоставление руководства по эксплуатации только на русском языке может вызвать дополнительные трудности, поскольку может возникнуть необходимость его переводы на английский язык, что связано с затратами времени.

Помимо этого, в том же разделе «Техническая часть аукционной документации» содержится требование об обязательном описании не менее двадцати параметров поставляемого медицинского оборудования, что также не исполнено ГП ККТПП «Фармация».

На основании изложенного, в удовлетворении жалобы Управлением ФАС по Республике Хакасия было отказано. Тем самым, возникновение данного спора не было вызвано объективными причинами, а объясняется исключительно невнимательностью ГП КК ТПП «Формация», которая не изучила в полном объеме аукционную документацию и представила товар, не отвечающий требованиям аукциона.

Таким образом, существенными пробелами в правовом регулировании продолжают оставаться проблемы, связанные с назначением качественной экономической экспертизы для установления первоначальной цены контракта, наиболее приближенной к реальной действительности. Важной проблемой служит обеспечение качества приобретаемых товаров, работ, услуг. В этом проявляется общественная и социальная роли государственных закупок.

Таким образом, достаточно острой в настоящее время является проблема подборакадров для осуществления закупочной деятельности. В частности, не имеется профессиональных стандартов в отношении специалистов, которые должны выполнять обязанности по закупкам. Недостатки законодательного регулирования и механизма управления закупками разрешаются посредством принятия типовых технических заданий для различных наименований товаров, которые ориентируют организацию-заказчика и упорядочивают процесс подбора для реализации различных товаров.

Таким образом, особенность правового регулирования сферы закупок заключается в том, что разрешение необходимых вопросов регулирования контрактной системы и расходов на оплату государственных контрактов, регламентированы тольков письмах и решениях Федеральной антимонопольной службы России. Данные документы не являются нормативными правовыми актами, а отражают мнение государства по развитию тенденций правоприменительной практики в области государственных закупок.

Таким образом, на сегодняшний день имеется необходимость формирования новой модели государственных закупок. В связи с этим требуется, разработка теоретических и практических аспектов данной модели, на предмет повышения эффективности закупочных мероприятий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящей магистерской диссертации рассмотрены проблемы осуществления государственных закупок для медицинских организаций, в том числе следующие вопросы: становление и развитие института государственных закупок в России; экономический и юридический аспекты государственных закупок; электронные аукционы как перспективное направление развития госзакупок; общая характеристика медицинского учреждения; анализ работы учреждения на электронных торговых площадках; разработка предложений по повышению эффективности функционирования государственных закупок в электронном формате.

Цель и задачи работы, намеченные перед началом исследования, реализованы полностью, по результатам необходимо сформулировать следующие выводы.

Одним из первых нормативных правовых актов в области государственных закупок явился Указ царя Алексея Михайловича (Романова), изданного 07 июля 1654 года, которым установлена подрядная цена на поставку продуктов питания в Смоленск. Следующим наиболее известным документом, в котором были сформулированы и основные идеи и принципы производства закупок для государственных нужд, является Указ Петра I «О вызове подрядчиков для делания пороха» 1714 года. Значительную роль в становлении указанных отношений сыграли следующие нормативные правовые акты: Сенатский указ о борьбе с завышением цен и коррумпированностью (1721); Регламент Адмиралтейства и верфи (1722); Регул провиантского правления (1758); Учреждение о губерниях (1775-1776); Устав о провианте для продовольствия и войск (1802); Указ «Об отдаче по всем местам, торги производящим, подрядов в разные руки по частям» (1815).

В дальнейшем институт государственного заказа регламентировался «Положением о казенных подрядах и поставках», которое действовало в период с 1900 по 1917 годы, а затем было упразднено; Декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) о заготовке продовольственных продуктов (1919); Постановлением СНК от 07 октября 1929 года «О контрактации продуктов сельского хозяйства». В период становления социалистического государства и вплоть до окончания перестройки, государственный заказ представлял собой исключительное явление и реализовывался на практике посредством деятельности Госснаба СССР.

Современный этап развития названного законодательства был связан с принятием следующих нормативных правовых актов: Закон РСФСР от 28 мая 1992 года «О поставках продукции и товаров для государственных нужд»; Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»; Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Государственная закупка лекарственных препаратов и медицинских изделий является институтом бюджетного права. Гражданско- правовой договор, в этом случае, играет посредническую роль при реализации бюджетных расходов, что является главным показателем его отграничения от иных договоров, которые заключаются субъектами частного права. Контрактная система представляет собой совокупность участников в сфере закупок и осуществляемых ими действий, в том числе, с использованием единой информационной системы, что направлено на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Основой представления о контрактной системе является понятие государственного заказа, которое не нашло официального определения в нормативных правовых актах. Данный заказ не является административно- правовым актом, а выступает в качестве элемента рыночного планирования и инструмента государственного регулирования этой деятельности. В практике различаются такие модели управления закупками, как централизованная; децентрализованная; смешанная. В процесс управления закупками входят такие структурные элементы, как планирование, размещение, исполнение, контроль, а также единая правовая основа.

Электронным является аукцион, проведение которого должно быть обеспечено оператором электронной площадки. Обязанность проведения электронного аукциона возлагается на заказчика, если: производятся закупки товаров, работ или услуг, которые включены в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации; данные закупки предусмотрены дополнительным перечнем, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации для обеспечения нужд данного субъекта.

Доступ для участия в электронном аукционе обеспечивается оператором электронной площадки, который производит аккредитацию участников; на оператора возлагается обязанность рассмотреть поступившие документы и информацию от участника в течение пяти дней, после чего аккредитовать его или отказать в этом, о чем участнику направляется уведомление.

Оператор электронной площадки обязан вести реестр аккредитованных участников; размещать сведения о поступивших документах в реестре с указанием доты и времени их поступления. Извещения о проведении электронного аукциона должно быть представлено заказчиком в единой информационной системе. Извещение может размещаться в любых средствах массовой информации, в том числе, электронных.

Электронный аукцион проводится на электронной площадке в день, который указывался в извещении. Время начала данного мероприятия определяет оператор площадки; аукцион осуществляется посредством снижения начальной (максимальной) цены контракта, которая указывалась в извещении.В ходе электронного аукциона, его участвующие лица выдвигают предложения о цене контракта, исходя из величины в пределах шага аукциона.

В обязанности оператора площадки входит обеспечение конфиденциальности информации о его участниках, отклонение всех предложений о цене контракта, которые не соответствуют установленным требованиям закона.

Протокол электронного аукциона должен быть размещен на электронной площадке оператором в срок тридцать минут после завершения аукциона. В течение одного часа после размещения протокола на электронной площадке оператор обязан направить его заказчику, а также вторые части заявок, поданных его участниками, предложения о цене контракта, которые получили первые десять порядковых номеров. После того, как протокол электронного аукциона был размещен как на электронной площадке, так и в единой информационной системе, каждый из участников может направить оператору запрос о разъяснении результатов аукциона.

Механизм государственных закупок лекарственных препаратов выступает в качестве важного компонента обеспечения лекарствами и поддержания здоровья граждан, который реализуется в законодательном порядке путем закрепления доступности и эффективности медицинской помощи.

Закупочная деятельность в медицинских организациях выполняется для создания достаточного запаса лекарственных средств, что позволяет непрерывно и с достойным качеством проводить фармакологическую терапию при оптимальном взаимодействии цены и качества товара.

Лекарственные препараты необоснованно объединяются в крупные лоты, выставляемые на торги, что увеличивает возможность участия в торгах в основном крупных дистрибьюторов. Это противоречит принципу справедливости в части обеспечения равных возможностей для всех потенциальных участников конкурса, встречаются и другие нарушения закона в данной сфере.

Электронные торговые площадки представляют собой наиболее приоритетные в пределах развития экономики, современные средства использования коммуникации. Институт государственных закупок, сформированный в настоящее время в Российской Федерации, в качестве задачи своей деятельности, в том числе с использованием электронных торговых площадок, декларирует принцип экономии финансовых средств.торговля на электронных торговых площадках приводит к ощутимому экономическому эффекту, однако, предполагаемые результаты пока не обеспечены. Партнеры государства на рынке государственных закупок пока еще не уделяют должного внимания заключению государственных контрактов.

Существенными пробелами в правовом регулировании продолжают оставаться проблемы, связанные с назначением качественной экономической экспертизы для установления первоначальной цены контракта, наиболее приближенной к реальной действительности. Важной проблемой служит обеспечение качества приобретаемых товаров, работ, услуг. В этом проявляется общественная и социальная роли государственных закупок.

Особенность правового регулирования сферы закупок заключается в том, что разрешение необходимых вопросов регулирования контрактной системы и расходов на оплату государственных контрактов, регламентированы только в письмах и решениях Федеральной антимонопольной службы России. Данные документы не являются нормативными правовыми актами, а отражают мнение государства по развитию тенденций правоприменительной практики в области государственных закупок.

В настоящее время имеется необходимость формирования новой модели государственных закупок. В связи с этим требуется, разработка теоретических и практических аспектов данной модели, на предмет повышения эффективности закупочных мероприятий.

С учетом изложенного, необходимо внести следующие предложения.

В пункте 1 ст. 3 Федерального закона от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» уточнить понятие контрактной системы, включить в него описание сущности данной системы и ее структурных признаков.

В ч. 2 ст. 31 Федерального закона определить критерии достижения целей мониторинга закупок.

Часть .9 ст. 67 Федерального закона дополнить следующим указанием: «в случае технического сбоя программного обеспечения или сети, данный срок один час, продляется до момента устранения неисправности».

Часть 13 ст. 68 Федерального закона следует видоизменить, изложив ее в следующей редакции:

«Оператор электронной площадки при проведении электронного аукциона обязан обеспечивать конфиденциальность информации о его участниках, которая имеет значение и учитывается при проведении данного электронного аукциона».

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Нормативные правовые акты Российской Федерации

  1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и 7-ФКЗ, от 05 фев. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Рос.газ.- 2009.- 21 янв.; Рос. газ.- 2014.- 07 февр.; 23 июля.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 05 июня 1996 г.: в ред. Федер. Закона от 23 апр. 2018 г. № 111-ФЗ, с изм. от 25 апр. 2018 г. // Собр. Законодательства Рос. Федерации.-1996.- № 25.-Ст. 2954; 2018.- № 18.- Ст. 2581.
  3. Арбитражный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 14 июня 2002 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 10 июля 2002 г. в ред. Федер. Закона от 29 дек. 2017 г. № 421- ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации.- 2002.- № 30.- Ст. 3012; 2018.- № 1.- Ст. 5.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 окт. 1994 г. в ред. Федер. Закона от 23 мач 2018 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 03 июня 2018 г. //Собр. Законодательства Рос. Федерации.-1994.- №32.- Ст. 3301; 2018.- №22,- Ст. 3044.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 дек. 1995 г. в ред. Федер. Закона от 23 мая 2018 г. № 116-ФЗ //Собр. Законодательства Рос. Федерации.-1996.-№ 5.- Ст. 410; 2018.- № 22.-Ст. 3040.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 дек. 2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2001 г.: в ред. Федер. Закона от 23 апр. 2018 г. № 103-ФЗ с изм.и доп., вступ . в силу с 14 мая 2018 г.// Собр. Законодательства Рос. Федерации.-2002.- №1.- Ст. 1; 2018.- №18.- Ст. 2567.
  7. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 марта 2013 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 27 марта 2013 г. (в ред. от 23 апр. 2018 г. № 108-ФЗ) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01 июля 2018 г.) // Собр. Законодательства Рос. Федерации.- 2013.- № 14.- Ст. 1652; 2018.- № 18.- Ст. 2578.
  8. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июля 2006 № 135-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 08 июля 2006 г.:одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14июля 2006 г.: в ред. Федер. Закона от 04 июня 2018 г. № 135- ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации.-2006.- №31. — Ст. 3434; 2018.- № 28.- Ст. 3402.
  9. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. 94-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 08 июля 2005 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 13 июля 2005 г.: в ред. Федер. Закона от 02 июля 2013 г. № 171-ФЗ // Рос.газ.- 2005.-218 июля; 2013.- 10 июля. — утратил силу.
  10. О поставках продукции и товаров для государственных нужд: Закон Российской Федерацииот 28 мая 1992 г. № 2859-1 // Рос.газ.- 1992.- 30 июня. — утратил силу.
  11. О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд (вместе с «Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд»): Указ Президента РФ от 08 апр. 1997 г. № 305 // Рос.газ.- 1997.- 15 апр. — утратил силу.
  12. О методических рекомендациях по вопросам, связанным с организацией закупки товаров (работ, услуг) для государственных нужд: Распоряжение Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 1047-р // Собр. Законодательства Рос. Федерации.-1997.- № 32.- Ст. 3814.

Научная и специальная литература

  1. Абрамова, Н.А. Специфика и проблемы электронных аукционов, проводимых на право заключить контракт // Государственные и муниципальные закупки – 2015. Сборник докладов Х Всероссийской практической конференции- семинара. – М.: ИД «Юриспруденция», 2016.- С. 307-314.
  2. Акулич, Е.И. Актуальные проблемы совершенствования нормативной правовой основы регулирования государственных закупок /Е.А. Акулич // Российское предпринимательство. -2015. — № 4 (274). — С. 623-634.
  3. Анощенко Е.Н. Из истории проведения подрядных торгов: учебное пособие / Е.Н. Анощенко.- К.: Пирамида.- 1994. – 112 с.
  4. Бартанова, И.А. Проблемы государственных закупок в сфере здравоохранения / И.А. Бартанова, Б.С. Шапхаев // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: Сборник статей по материалам XXXI международной студенческой научно- технической конференции № 20 (31) [Электронный ресурс] URL: https:// sibas. Info/ active/meghdis/ 20(31) pdf (Дата обращения: 28.04. 2018).
  5. Беляева, О.А. Закупка у единственного поставщика в контексте толкования законодательства / О.А. Беляева // Юрист.- 2013.- № 14.- С.9-14.
  6. Беспалова, Е.С. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) / Е.С. Беспалова, А.А. Вострикова, В.Р. Исхакова/ под общ, ред. В.Ю. Панченко. — М.: Проспект, 2012.- 160 с.
  7. Бондарева, Е.А. Становление и развитие института государственных закупок в России / Е.А. Бондарева // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института.- 2016.- № 3.- С. 30-38.
  8. Борисов, А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / А.Н. Борисов, Т.Н. Трефилова.- М.: Деловой двор, 2015. – 764 с.
  9. Бочкова, Ю.А. Сговоры на торгах при осуществлении государственных закупок / Ю.А. Бочкова // Проблемы современной экономики .- 2014.- № 2.- С. 117-120.
  10. Веденеев, Г.М. Конкурсные торги в России: исторический опыт / Г.М. Веденеев, Е.Ю. Гончаров, Г.Н. Кобзев. – М.:МЭИ, 2005. — 250 с.
  11. Гасаналиева, А.Ш. Проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд / А .Ш. Гасаналиева // Молодой ученый.-2016.-№ 2.- С. 671-673.
  12. Гриненко, С.В. Рынок государственного заказа в здравоохранении / С.В. Гриненко, Д.Н. Морозова // Экономические науки. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.- 2016.- № 4.- С. 1147-1152.
  13. Золотарева, А.Б. Финансово- правовое регулирование бюджетных закупок: автореф. дисс…канд. юрид. наук / А.Б. Золотарева.- М., 2004.- 31 с.
  14. Игонина, Н.А. Актуальные вопросы противодействия преступности в сфере публичных закупок / Н.А. Игонина // Госзакупки. — 2013. -№ 2. — С. 35-44.
  15. Ильюшин Д.М. Новый подход к организации мониторинга закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / Д.М. Ильюшин // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. — 2014.- № 36.- С. 12-13.
  16. Киселева, А.М. Организация и управление государственными закупками в системе здравоохранения Омской области / А.М. Киселева, Ю.Б. Лавров // Вестник Омского университета. Серия Экономика.- 2017.- № 12.- С. 188-196.
  17. Кичик, К.В. Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения: монография. / К.В. Кичик. — М.: Юстицинформ, 2012.- 260 с.
  18. Ковалева, А.Ю. Мониторинг государственных и муниципальных закупок / А.Ю. Ковалева // ArsAdministrandi.- 2014.- № 3.- С. 26-32.
  19. Ковалева, Е.А. Анализ эффективности государственных закупок на электронных торговых площадках / Е.А. Ковалева // Вестник Челябинского государственного университета.- 2012.- № 10 (264).- Экономика.- Выпуск 38.- С. 53-60.
  20. Кожухова, Е.В. Проблемы государственных закупок в сфере здравоохранения / Е.В. Кожухова // Наука через призму времени.-2018.-№ 5 (14).
  21. Козырев, И.В. Особенности проведения государственных закупок медицинских продуктов / И.В. Козырев// Образование, наука и производство.- 2013.- № 3.- С. 40-44.
  22. Косарев, К.В. Некоторые проблемы Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд /К.В. Косарев //Право и экономика.- 2013.- № 7.-С. 21-26.
  23. Малыхина, Е.А. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: особенности финансово- правового регулирования: дисс. канд. юрид. наук: 12.00.04 / Е. А. Малыхина. — Саратов, 2015.- 30 с.
  24. Матевосян, С.С. Принцип эффективности при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд / С.С. Матевосян // Финансовое право.- 2013.- № 8.- С. 8-11.
  25. Матягина, Т.В. Актуальные проблемы государственных закупок в сфере здравоохранения / Т.В. Матягина, А.Ф. Латыпов, М.А. Сергеева //Достижения современной науки: сборник материалов XXXIII Международной научно- практической конференции.- 2016.- С. 513-517.
  26. Мерзлякова, С. Д. Организация и управление государственными закупками в системе здравоохранения / С.Д. Мерзлякова // Факторы успеха. – 2016. – № 1 (6). – С. 39–43.
  27. Мокренко, А.В. Система управления государственными закупками на современном этапе: механизм и инструменты / А.В. Мокренко, В.М. Ованесян // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС.- 2017.- № 2.- С. 43-49.
  28. Павелин, А. Обзор законодательства о контрактной системе / А. Павелин // Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение.- 2015.- № 12.- С. 6-16.
  29. Рыжова, О.А. Оценка экономической эффективности государственных закупок лекарственных средств / О.А. Рыжова, Т.Л. Мороз // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской техники. — 2012.- № 5.- С. 53-55.
  30. Смотрицкая, И.И. Развитие института закупок (к формированию новой модели контрактной системы закупок) / И.И. Смотрицкая, С.С. Шувалов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.- 2017.- Т.10.- № 5.- С. 99-114.
  31. Чеботарев, В.С. Актуальные проблемы процесса государственных закупок / В.С. Чеботарев, А.В. Тимченко // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России.- 2014.- № 2.- С. 155-158.
  32. Фамиева, К.И. Административная деятельность органов государственной власти по переходу к контрактной системе в сфере закупок для государственных нужд / К.И. Фамиева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. — 2013. — Т. 13. — № 4. — С. 104-107.
  33. Феклистова, Д.П. История зарождения института государственных закупок в России /Д.П. Феклистова // Молодой ученый.- 2017.- № 7.- С. 371-373.
  34. Финансирование государственных закупок: научная мысль /Е.А. Звонова.- М: Изд-во Инфра-М, 2009. – 121 с.
  35. Храмкин, А.А. Перспективы развития контрактной системы закупок / А.А. Храмкин // Учет в бюджетных учреждениях.- 2011.- № 12.- С. 14-18.
  36. Чорновол Е.П. Понятие контрактной системы России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / Е.П. Чорновол // Право и экономика.- 2015.- № 4.- С. 42-46.
  37. Шмелева, М.В. Разработка новой концептуальной модели государственных закупок / М.В. Шмелева // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2017. — № 5 (118).- С. 124-132.
  38. Шмелева, М.В. Гражданско-правовое регулирование контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации: автореф. дисс… канд. юрид. наук / М.В. Шмелева.- Саратов, 2013.- 23 с.
  39. Шацкий, Д.Е. Совершенствование государственной контрактной системы: причины возникновения проблем и пути их решения / Д.Е. Шацкий //Вестник университета.- 2018.- № 2.- С. 120-125.
  40. Юзефович, Ж.Ю. Финансовый контроль государственных (муниципальных) закупок на этапе планирования / Ж.Ю. Юзефович, А.А. Жемчужников // Вестник экономической безопасности.- 2016.- № 3.- С. 168-172.

Материалы судебной и иной юридической практики

  1. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06 марта 2015 г. № Ф04-16822/2015 по делу № А46-7856/2014 [Электронный ресурс] URL: https:// consultant.ru (Дата обращения: 24.06. 2018).
  2. Решение Арбитражного суда Мурманской области от 18 марта 2015 г. по делу № А42-8181/2014 [Электронный ресурс] URL: // http://zakupki inform. ru/ (Дата обращения: 24.06. 2018).
  3. Решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 августа 2014 г. по делу № А33-10104/2014 [Электронный ресурс] URL: // http:https://rospravosudie.com/court-as-krasnoyarskogo-kraya-s/judge-beskrovnoj-n-s-s/act-318425609// (Дата обращения: 26.06. 2018).
  4. Решение Арбитражного суда Московской области от 15.05.2014 № А41-18249/14 [Электронный ресурс] URL: // http: //sudact. ru/(Дата обращения: 28.06. 2018).
  5. Решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 июля 2014 г. по делу А33-7712/2014 [Электронный ресурс] URL: // http: //sudact.ru/ (Дата обращения: 28.06. 2018).
  6. Решение от 02 ноября 2010 г. по жалобе № 135 Государственного предприятия Красноярского края торгово-производственное предприятие «Фармация» на действия аукционной комиссии муниципального заказчика- Муниципального учреждения здравоохранения «Абаканская городская больница» //[Электронный ресурс] URL: // http:hakasia.fas. gov. ru (Дата обращения: 29.06. 2018).

Справочная и учебная литература

  1. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы. Закупки и поставки продукции для государственных нужд: учебное пособие/ А.М. Бабич, Л.Н. Павлова.- М.: ИНФА, 2009. — 149 с.
  2. Багиев, Г.Л. Организация предпринимательской деятельности: Планирование и организация государственных закупок: учебное пособие / Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул.- М.: Инфа – 2008. — 125 с.
  3. Балацкий, Е.В. Протекционистская политика на рынке государственных закупок в России и за рубежом: учебное пособие / Е.В. Балацкий, А.Б.Гусев, Н.А. Екимова. — Москва: Языки славянской культуры, 2007. – 198 с.
  4. Галанов, В.А.Логистика государственных закупок: Учебно-методическое пособие/ В.А.Галанов, О.А.Гришина, С.Р.Шибаев.- М.: Инфра-М., 2010. — 150 с.
  5. Горбунов-Посадов, М.М. Электронные государственные закупки в России: учебное пособие / М.М. Горбунов-Посадов. — М.: 2003. — № 1-2. — 144 с.
  6. Нестерович, Н.В. Становление рыночной системы государственных закупок в России: учебное пособие / В.И.Смирнов, Н.В. Нестерович, Е.Ю.Гончаров и др. — Казань: НПО «БизнесИнфоСервис», 2000. — 320 с.
  7. Строганов, А.А.Госзаказ и контроль за его размещением: учебное пособие / А.А. Строганов. – М.: Юриспруденция, 2010.- 183 с.


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф