Житейская, научная, религиозно-мифологическая и художественно-образная формы психологических знаний; фундаментальная и практическая психология; психология как профессия, профессиограмма психолога; специфика учебно-профессиональной подготовки психологов; профессионализм и дилетантизм в психологии, факторы и критерии успешности деятельности психолога; психологи как профессиональная общность; личность профессионала; профессиональная этика и профессиональное самосознание психолога.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену
- Особенности психологического знания и определяемые ими требования к психологу-профессионалу
- Понятие профессии и классификация профессий (по содержанию труда и по характеру требований к психике человека). Специальность и специализация
- Модель специалиста и характеристика ее компонентов (профессиограмма, профессионально-должностные требования, квалификационный профиль)
- Психограмма и квалификационные требования к психологу
- Структура современной психологии
- Основные сферы, формы и направления деятельности психолога (исследователь, преподаватель, практик) и их характеристика
- Факторы и компоненты успешной профессиональной деятельности психолога
- Критерии оценки профессиональной деятельности психолога
- Проблемное поле и классификация психологической науки
- Этический кодекс и система норм поведения психолога при проведении обследования
- Различные формы существования психологического знания и их характеристика
- Основные задачи и проблемы, решаемые психологом в системе народного образования
- Основные задачи и проблемы, решаемые психологом в системе силовых ведомств
- Основные задачи и проблемы, решаемые психологом в системе здравоохранения
- Основные задачи и проблемы, решаемые психологом в производственной сфере
- Основные задачи и проблемы, решаемые психологом в системе государственной службы
Рекомендуемая литература
- Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию психолог (5-е изд.) соавт., редактор,- М., МАПСН, 2007
- Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию. М., 2000
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения, Ростов-на-Дону, 1996
- Маркова А.К. Психология профессионализма, М., 1996
- Павлова Т.А. Введение в профессию психолог. М. Изд. Аспект пресс, 2007
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства, М.,
Общая психология (все разделы)
Содержание дисциплины
Общая характеристика психологии как науки; основные этапы развития представлений о предмете психологии; понятие предмета и объекта науки; душа как предмет исследования; переход к изучению сознания; психология как наука о поведении; современные представления о предмете психологии; культурно-историческая парадигма в психологии; высшие психические функции; деятельностный подход в психологии; строение деятельности; механизмы регуляции действий и операций; эволюционное введение в психологию; понятие отражения и психики; классификация психических явлений и процессов; возникновение и развитие психики в филогенезе; возникновение и развитие сознания.
Общее представление о восприятии; ощущения и образы; основные свойства перцептивных образов; теории восприятия; научение в восприятии, проблема врождённого и приобретённого в восприятии; восприятие и деятельность; психофизика ощущений; восприятие пространства и движения; константность и предметность восприятия.
Общее представление о памяти; основные факты и закономерности психологии памяти; виды памяти и процессы памяти; аномалии памяти; память и научение; принципы организации памяти; исследование памяти в когнитивной психологии; память и деятельность; развитие и тренировка памяти; память как высшая психическая функция. Общее представление о внимании; виды и свойства внимания; внимание и сознание; теории внимания; исследование внимания в когнитивной психологии; экспериментальные исследования внимания; внимание и деятельность; развитие внимания.
Основные направления развития представлений об эмоциях; назначение и виды эмоциональных процессов; эмоциональные состояния; экспериментальное исследование эмоций. Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение.
Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Личность как предмет психологического исследования. Психические процессы, состояния и свойства. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Свойства, структура и типология личности. Номотетическое и идеографическое описание личности.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену
- Природа психического, его специфические характеристики и функции.
- Психическое отражение как процесс. Формы и уровни психического отражения, их характеристика.
- Системный подход в психологии и его характеристика.
- Роль и значение общей психологии для развития психологической науки. Психологические теории: структура, требования, классификация.
- Проблема закона в психологии: трудности и варианты решения, классификация и примеры психологических законов..
- Методы психологического исследования: классификация и их характеристика.
- Ощущения, их виды. Понятия чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений.
- Восприятие: свойства, виды и основные закономерности. Теории восприятия.
- Мышление, его виды, основные мыслительные операции.
- Память, ее основные виды и их характеристика.
- Теории и феномены памяти.
- Внимание: основные характеристики и классификации видов внимания.
- Теории внимания и методы исследования внимания.
- Эмоции, их функции и свойства. Теории эмоций.
- Проблема воли в психологии: понятие, структура и подходы к ее изучению и пониманию.
- Структура индивидных и личностных свойств человека и их общая характеристика.
- Темперамент: характеристика и место в структуре психики, основные теории и современные подходы к изучению.
- Гуморальные теории темперамента: их характеристика, достоинства и недостатки.
- Конституциональные теории темперамента: их характеристика, достоинства и недостатки.
- Факторные теории темперамента: их характеристика, достоинства и недостатки.
- Психофизиологические теории темперамента: их характеристика, достоинства и ограничения.
- Функциональные асимметрии человека (моторная, сенсорная и психическая) и их изучение в психологии.
- Сущность и место характера в структуре целостной индивидуальности. Принципы научного характерологического исследования. Факторы формирования характера и его структура.
- Проблема способностей в современной психологии: понятие, основные теории и подходы к типологии.
- Основные проблемы и направления в исследовании мотивации. Основные зарубежные (К.Левин, З. Фрейд и др.) и отечественные (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас) теории мотивации.
- Сознание как психический феномен: его структура, функции и характеристики.
- Деятельностный подход в психологии. Строение деятельности и ее виды.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы:
|
Скриншоты работы: |
|
|---|---|
|
|
|
