Заявка на расчет
Меню Услуги

Изменения в процессе государственных закупок. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3 4

Глава 2 Анализ изменений в процессе государственных закупок из-за изменений в Федеральном законе № 44-ФЗ

2.1 Динамика развития системы государственных закупок

Особый интерес в попытках поиска решения по минимизации рисков в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд вызывают труды А.П. Андерсена, О.Н. Горбенко, С.В. Маслова, Т.М. Мотаева, У.Д. Кандратьевой, М.Ю. Соколова, А.С. Чефранова и д. р. Тем не менее, комплексные междисциплинарные исследования, анализирующие в совокупности экономические и юридические риски практически отсутствуют. В этой связи, возрастает актуальность междисциплинарных, комплексных исследований проблем управления рисками при осуществлении государственных закупок как с научной, так и с правоприменительной точек зрения [1]. Обобщение многообразия разрозненных исследовательских позиция и проведение системного анализа правовых отношений возникающих в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, позволило выделить ряд серьезных проблем контрактной системы и обозначить ключевые юридические и экономические риски.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

В качестве первой проблемы необходимо обозначить нарушение принципа конкуренции при заключении государственных контрактов. Согласно социологическим данным Аналитического центра при Правительстве РФ [2] 48% закупок в 2015г совершено неконкурентным способом. В целом по стране менее двух участников приходится на одну закупку. Анализируя статистические данные можно сделать вывод о том, что в федеральных центрах высокий уровень конкуренции. Так, в среднем по количеству участников на одну закупку в Санкт-Петербурге приходится 3,79, в Москве –3,67, в Московской области- 2,93, в Пермском крае-2,83, в Ханты-Мансийском автономном округе- 2,67. Однако, в отличие от федеральных центров в субъектах Российской Федерации каждая вторая закупка происходит у единственного поставщика. Так, последнее место в рейтинге заняла Республика Калмыкия среднее количество участников на одну закупку 1,54, а среднее количество участников на 1 закупку (среди допущенных) 1,35. К аутсайдерам по среднему количеству заявок на 1 закупку (лот) 1,4 относится и республика Дагестан [2].

Тем не менее, с юридической точки зрения руководствуясь лишь одним критерием (например «принцип конкуренции» закреплен в статье 8 Федерального закона в от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), очень сложно доказать причинно-следственную связи в обосновании латентных факторов злоупотребления властью, поскольку есть ряд объективных экономических факторов, в силу которых многие регионы России не могут увеличить объем поставщиков. В этой связи, необходим тщательный государственный и общественный контроль за деятельностью отечественной контрактной системы.

Вторая проблема злоупотребления властью в сфере заключения контрактов связана лоббизмом и организацией закупок предметов роскоши. По данным Аналитического центра при Правительстве РФ в 2015г более 60% закупок имеют нулевую или отрицательную экономию. Проведенный данным аналитическим центром рейтинг, экономности за 2015г показал в динамике процесс изменения относительного объема снижения стоимости контрактов от начальной (максимальной) стоимости каждой закупки, который строится на основании критерия экономности. Критерии экономности для каждого субъекта РФ определяется как взвешенное значение показателя «критерия экономности», полученное при ранжированности субъектов РФ. (Например, по каждому из показателей 85 баллов за 1 место и 1 балл за последнее.)

Так на первом месте оказалась Республика Крым набравшая 85 баллов, что составило 20,95% средней экономии в расчете на каждую закупку совершенную конкурентным способом. На втором месте Санкт-Петербург 84,00 (20,87% средней экономии в расчете на 1 закупку совершенную конкурентным способом), и на третьем месте Калужская область 83,00 баллов (19,22 % средней экономии в расчете на 1 закупку). В десятку лучших регионов, где сложилась положительная динамика вошли Севастополь, Алтайский край, Республика Хакасия, Липецкая, Ярославская, Тамбовская, Волгоградская области. Самые низкие показатели ( с 9,68% до 2,85%) приходятся на четыре субъекта РФ: Чукотский Автономный округ, Республику Калмыкия, Республику Дагестан и Чеченскую Республику [1]. Необходимо отметить, что рейтинг экономности 2015г отражает относительный объем снижения стоимости контрактов от начальной (максимальной) стоимости каждой закупки и строится на основании критерия экономности.

Обобщая экономические показатели и результаты проведенного в синхронной параллели сравнительного анализа судебной практики можно сделать вывод о том управленческие риски ( промаркированные показателями уровня экономичности) чаще всего материализуются в лоббистской деятельности и злоупотреблении властью в форме латентной организации закупок дорогостоящих услуг и предметов роскоши, нецелесообразному расходованию бюджетных средств.

Таким образом, в качестве условий в конкурсной документации закрепляются заниженные сроки выполнения работ (выполнить которые могут лишь заранее подготовленные субъекты), установление расширенных требований предъявляемых к товарам или услугам (например, аренда автомобилей для государственных нужд определенной марки и уровня комфортности; закупка квартир для судей с расширенным перечнем критериев предъявляемых к отделке, планировке, микрорайону). В этой связи, становится очевидно, что в вопросе борьбы с злоупотреблением властью и расширением практики исполнительного лоббизма, необходимо законодательное закрепления мер юридической ответственности на каждой стадии осуществления государственных закупок.

Третья проблема связанна с кадровым «голодом», недостаточным уровнем профессионализма и отсутствием необходимых знаний, умений и навыков для выполнения предусмотренных функций специалистами контрактных структур управления. Недостаточная компетентность управленческого персонала на практике повышает риски нарушения при размещении заказов и заключении контрактов. Как показывает практика, по этой причине многие виды способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предусмотренные статьей 24 Федеральным законом N 44-ФЗ [3] в силу своей сложности остаются невостребованными или применяются очень редко. Современная контрактная система нуждается в грамотных, профессиональных кадровых ресурсах, которые выступают своеобразным аккумулятором и интеллектуальным механизмом реализации модернизации контрактной системы, от которых зависит ее исход.

Еще Отто Бисмарк подчеркивал, что с плохими законами и хорошими чиновниками можно вполне править страной. Но если чиновники плохи, то не помогут и самые лучшие законы. Таким образом, актуальная во все времена кадровая проблема особенно остро проявляется при переходе государственного управления к инновационным формам и методам управления. В этой связи красной нитью проходит сквозь всю систему государственного управления проблема эффективности и результативности служебной деятельности. Проводимая в России административная реформа направлена на повышение уровня профессиональной подготовки персонала, расширяя массив необходимых знаний, умений и навыков представителей административного аппарата управления. В сфере приоритетных по-прежнему лидируют междисциплинарные комплексные юридические, экономические и управленческие знания, умения и навыки. Особое значение играет информационная и компьютерная грамотность и компетентность, выступающая залогом успеха обеспечения контрактной системы.

Однако сервисный подход к организации государственного управления требует и формирования сервисной правовой культуры государственного и муниципального бюрократического аппарата, основанной на изменении правовой психологии и идеологии служащих. Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствуют системные проекты по комплексной подготовке, кадров для работы с ГЧП проектами и контрактами, а имеющиеся программы повышения квалификации и переподготовки кадров в настоящее время неспособны в необходимых объемах ликвидировать кадровый голод. Очевидно, что обеспечить приток профессионалов в контрактную систему (для обеспечения нужд как публичного, так и частного партнера) способны финансовые методы стимулирования, которые для регионального и муниципального уровня остаются серьезной проблемой. Например, в среднем по России заработная плата специалиста в сфере государственных закупок обслуживающего потребности публичного субъекта контрактных отношений составляет тридцать тысяч рублей, в то время как минимальные штрафы обусловлены суммой от пятидесяти тысяч рублей.

Четвертая проблема предопределена несовершенством нормативно-правовой базы контрактной системы. Несовершенство нормативно-правовой базы стимулирует рост коррупционных рисков и угроз злоупотребления властью. Согласно статье девятой Конвенции ООН «О противодействии коррупции» для снижения коррупционных рисков должна быть развита правовая среда, но при сохранении простоты правового регулирования. Безусловно, средства правовой защиты для всех участников контрактных отношений должны носить прозрачный, эффективный и недискриминационный характер, давая возможность заинтересованным частным субъектам отечественного прокьюремента оспорить нарушения, возникающие во время закупочного процесса, к которому они проявляют интерес. Примечателен тот факт, что отечественный административно-юридический механизм регулирования отношений в сфере государственных закупок преимущественно регламентируется подзаконными актами органов исполнительной власти.

В этой связи, подзаконные акты органов исполнительной власти с позиции юридической техники должны, но не всегда обеспечивают простое, понятное и методически обеспеченное соблюдение национального законодательства по развитию и повышению эффективности государственных закупок. Так, в докладе Министерства финансов РФ «Об основных направлениях повышения эффективности бюджетных расходов в субъектах РФ за 2015г» отражена правоприменительная практика, обобщая которую можно заключить, что 27 субъектов РФ отметили в качестве серьезных рисков и угроз новой контрактной системы выделили проблему несовершенство законодательства. По мнению экспертов, современная система подзаконных актов несовершенна по ряду причин выражающихся в: формальном контроле за ходом реализации государственных программ; отсутствии единой методики оценки эффективности; общеинформативном характере мониторинга; недостаточной проработке методологии проведения экспертной оценки; несоответствия сроков обработки и предоставления статистических данных, на основе которых рассчитываются показатели государственных программ, срокам проведения оценки эффективности реализации государственных программ и формированию проекта закона о бюджете.

Пятая проблема вытекает из предыдущей, и связана с недостатками системы контроля и надзора за исполнением контрактов. Между органами государственной власти (Министерство финансов, Министерство экономического развития, Федеральная антимонопольная служба) осуществляющих контроль и надзор в отечественной системе прокьюремента возникают серьезные разногласия заинтересованных в определении правовой, практической и контрольной сферы деятельности ведомств государственной контрактной системы. Подобные разногласия дестабилизируют механизм государственного управления в сфере государственных закупок и снижают его эффективность. В этой связи, считаю необходимым сконцентрировать весь объем полномочий по контролю и надзору за контрактной системой в рамках деятельности одного государственного органа. Комплексный и регулярный контроль за всем циклом закупок, позволит не только устранить технические сбои работы системы, но и своевременно выявлять факты злоупотребления властью.

Рассмотрим зарубежный опыт.

Исполнительным комитетом Организации экономического сотрудничества и развития к очередному заседанию глав государств «Большой двадцатки» подготовлен обзор лучших мировых практик в сфере государственных закупок. Он включает анализ стран, являющихся членами «Большой двадцатки».

Данные материалы представляют большую ценность для российской стороны, т. к. анализ передового опыта в этой области крайне необходим для дальнейшего совершенствования сферы государственных и муниципальных закупок, в т. ч. на территории Таможенного союза и Евразийского экономического пространства. Обзор сфокусирован на двух направлениях: повышении прозрачности; обеспечении целостности системы государственных закупок.

На сегодняшний день в большинстве стран «Большой двадцатки» прозрачность закупок обеспечивается за счет их перевода в электронную форму. Использование информационно-телекоммуникационных технологий при осуществлении государственных закупок позволяет снизить финансовые, административные и временные издержки. Применение электронных форм закупок дает возможность сэкономить до 20% совокупного годового объема закупок.

К примеру, по данным Министерства планирования, бюджета и управления Бразилии, в 2012 г. экономия бюджетных средств за счет использования электронных форм закупок составила 19% совокупной стоимости контрактов (около 2,4 млрд евро).

Австралия.

Важным аспектом обеспечения прозрачности государственных закупок является обязательность публикации в сети Интернет всей информации о закупке (план закупок, извещение о закупке, документация о закупке, сведения об исполнении контракта).

В данном контексте наиболее интересным представляется опыт Австралии. В соответствии с правилами государственных закупок Австралии все заказчики обязаны публиковать извещение и документацию о закупке стоимостью свыше 10,0 тыс. австралийских долл. (приблизительно 400 тыс. руб.) в государственной системе закупок AusTender (www.tenders.gov.au). Данный портал содержит не только стандартные документы о закупках (извещение, документация), но и большой объем статистической информации о государственных закупках, в т. ч. по следующим направлениям: участие индивидуальных предпринимателей, а также малого и среднего предпринимательства в госзакупках; контракты, заключенные с иностранными поставщиками; соотношение поставленных товаров и оказанных услуг; двадцатка лучших категорий товаров и услуг (включая анализ стоимости контрактов);десятка лучших поставщиков.

Мексика.

Обязанность публикации заказчиками информации о закупке в сети Интернет существует и в Мексике. Соответствующие сведения размещаются в информационной системе по государственным закупкам Мексики — Compranet (www.compranet.gob.mx), использование которой стало с 2009 г. обязательным для федеральных органов государственной власти. Помимо функции ознакомления с информацией о закупке в Compranet реализована возможность регистрации официальной жалобы на процедуру закупки, а также ознакомление с результатами рассмотрения жалоб.

Бразилия.

Несколько иной подход к обеспечению прозрачности закупок реализован в Бразилии. Так, в 2004 г. был создан «Портал прозрачности» — Transparency Portal (www.portaldatransparencia.gov.br), который обеспечивает доступ в режиме реального времени к информации об исполнении бюджета, в т. ч. о расходах на осуществление госзакупок. Для доступа на Transparency Portal не требуется прохождение регистрации или получение пароля. Наполнение портала осуществляется в автоматическом режиме (путем извлечения необходимой информации и данных из информационных систем органов государственной власти), что избавляет от необходимости выполнения специальных операций для публикации необходимых сведений.

С мая 2010 г. данные о доходах и расходах Transparency Portal обновляются ежедневно. Количество посещений портала увеличилось с 700 тыс. на начальном этапе его существования до 2,3 млн посещений в месяц (ежемесячный прирост количества посещений составляет от 10 до 230 тыс.). Transparency Portal получил широкую известность на международном уровне. Так, в 2008 г. на  2-й Конференции членов Конвенции ООН против коррупции данный информационный ресурс был назван одним из лучших способов обеспечения прозрачности и борьбы с коррупцией.

США.

Говоря о лучших практиках информационного обеспечения контрактной системы, нельзя не отметить опыт США. Так, с 1979 г. Федеральная система государственных закупок (Federal Procurement Data System) являлась основной базой данных о заключении контрактов органами государственной власти США. В 2003 г. она была модернизирована и получила новое наименование — Федеральная система государственных закупок «Следующее поколение» (Federal Procurement Data System «Next Generation», FPDS-NG). FPDS-NG обеспечивает информационное сопровождение закупок 65 органов федерального правительства США и содержит информацию о закупках стоимостью 450 млрд долл. США (в годовом выражении), а также о 160 тыс. поставщиках. Федеральная система FPDS-NG является основной для базы данных о правительственных расходах www.usaspending.gov, которая в т. ч. содержит информацию о государственных контрактах, грантах, ссудах и соглашениях о сотрудничестве.

Также с помощью FPDS-NG можно в т. ч. получить информацию о тенденциях закупок правительственных учреждений, о влиянии государственных закупок на достижение социально-экономических целей, развитие отдельных регионов и рынков. С 2010 г. на www.usaspending.gov реализована функция поиска информации о субконтрактах (субдоговорах, субгрантах). В некоторых странах прозрачность закупок обеспечивается не только посредством Интернета. Почти во всех странах «Большой двадцатки» публикуется решение об определении поставщика и о заключении контракта с победителем закупки.

В то же время в таких странах как США, Канада, Великобритания является обязательным проведение заказчиками опроса участников закупки на предмет ясности и понятности правил закупки, а также справедливости принятого решения.

Южная Корея.

Безусловным лидером в сфере информационного обеспечения закупок на сегодняшний день является Южная Корея. В 2002 г. Служба по государственным закупкам, центральное ведомство по закупкам Кореи, презентовала полностью интегрированную, сквозную систему электронных закупок KONEPS (www.pps.go.kr).

Она охватывает весь цикл электронных закупок (начиная с регистрации и заканчивая контролем и оплатой контракта) и обеспечивает электронный обмен документами, связанными с закупками. KONEPS взаимодействует со 140 внешними системами для обмена необходимой информацией и обеспечивает полную автоматизацию процесса закупки, включая сбор данных о квалификации поставщика, формирование отчета о доставке, выставление счета-фактуры, электронная оплата контракта. В 2012 г. более чем 62,7% государственных закупок (106 млрд долл. США) в Южной Корее осуществлено с использованием системы KONEPS.

На сегодняшний день в данной системе зарегистрировано 45 тыс. заказчиков и 244 тыс. поставщиков. В целях снижения уровня злоупотреблений в сфере государственных закупок в Южной Корее стали использоваться электронные сертификаты. В 2010 г. был разработан и представлен электронный сертификат с распознаванием отпечатков пальцев (Fingerprint Recognition e-Bidding).

В данной системе пользователь может совершить закупку для одной организации только с применением биометрического ключа доступа. При этом отсутствует единое хранилище биометрических данных пользователей, т. к. информация с отпечатками пальцев хранится только в электронном файле поставщика. Начиная с 2010 г. использование данной системы обязательно для всех организаций, осуществляющих закупки с применением KONEPS. В 2011 г. Служба по государственным закупкам Южной Кореи запустила новый сервис, позволяющий осуществлять закупки с использованием смартфонов с помощью мобильного приложения.

Великобритания.

В Великобритании опрос участников проводится в течение 15 дней после заключения контракта в форме личной беседы (по телефону) или видеоконференции. Возглавляет процедуру руководитель закупки. Тема обсуждения зависит, главным образом, от характера закупки. Вместе с тем обсуждение ведется по заранее определенному сценарию. На первом этапе, после вступительного слова, участнику закупки разъясняется процедура рассмотрения и оценки заявок.

На втором этапе обсуждаются достоинства и недостатки предложения участника закупки. После этого поставщика просят высказать мнение о процессе закупки, а также сообщить, имеются ли какие-либо проблемы или вопросы в отношении результатов закупки. Важным аспектом данной дискуссии является то, что на всех ее этапах запрещено раскрывать информацию о предложениях других поставщиков. Результаты обсуждения фиксируются и сохраняются в документах о закупке. Материалы с такими обсуждениями снижают вероятность юридических проблем, а также повышают уровень доверия поставщиков к процедурам закупки.

Помимо мероприятий по повышению прозрачности системы государственных закупок ( в т. ч. за счет более широкого применения информационно-телекоммуникационных технологий) в мировой практике имеются примеры, когда для повышения эффективности закупок внимание органов государственной власти сосредотачивается на обеспечении единства и целостности закупочной системы.

Турция.

Одним из наиболее ярких примеров в формировании единой системы государственных закупок является опыт Турции. В 2002 г. в этой стране прошла серьезная реформа сферы государственных закупок, которая раньше отличалась следующими недостатками: отсутствие единого законодательного акта, который распространял бы свое действие на всех участников системы государственных закупок;отсутствие необходимости публикации извещения для всех способов определения поставщиков (в том случае, когда публикация извещения требовалась, устанавливались слишком сжатые сроки подачи заявок, что серьезно снижало уровень конкуренции);отсутствие единых критериев оценки заявок потенциальных поставщиков; отсутствие необходимости публикации информации о победителе процедуры закупки.

Таким образом, система государственных закупок Турции до реформы отличалась своей закрытостью и низким уровнем законодательного регулирования. С принятием в 2002 г. единого закона о государственных закупках в Турции было создано финансово и административно независимое агентство по государственным закупкам. Главными функциями данного агентства стали регулирование и мониторинг системы закупок. В настоящее время руководство данного агентства формируется Советом министров Турции сроком на 4 года. Для претендентов на пост в агентстве является обязательным требование об отсутствии членства ( в т. ч. в прошлом) в  какой-либо политической партии.

Назначенный руководитель агентства обязан дать клятву о том, что он будет честно и беспристрастно выполнять свои обязанности, а также что не будет нарушать (и не будет позволять другим нарушать) требования закона о государственных закупках. К руководству агентства выдвигаются также и другие требования, в т. ч. невозможность работы в другой государственной или частной организации ( в т. ч. являться владельцем акций в коммерческих организациях), обязанность ежегодно предоставлять сведения о доходах, запрет на участие митингах и выборах, в которых участвуют «кровные родственники до третьего колена» или «родственники по браку до второго колена».

Канада.

В ряде стран в целях обеспечения единства системы государственных закупок утверждаются кодексы этического поведения. Например, в Канаде существует Кодекс этического поведения государственного закупщика (The Code of Conduct for Procurement). Он  в т. ч. устанавливает, что представитель заказчика в своей деятельности руководствуется нормами законодательства о государственных закупках, что он должен незамедлительно сообщить в письменной форме о фактах подкупа или нарушений законодательства, что закупщики должны избегать конфликта интересов.

Также данный кодекс предусматривает, что представитель заказчика не должен принимать подарки, должен отсутствовать конфликт интересов в связи с семейным положением. Кодексом также установлены требования к поведению поставщиков: последние не должны привлекать заказчиков к нарушению закона, а также не должны нанимать сотрудников контрактной службы (в течение установленного времени).

3 вида нормативных правовых актов, устанавливающих этические нормы поведения участников системы госзакупок в странах G20:

  1. Законы и подзаконные нормативные правовые акты (Австралия, Австрия, Бельгия, Чехия, Корея, Люксембург, США, Великобритания, Испания).
  2. Отдельный кодекс (свод) правил этического поведения в сфере государственных закупок (Бразилия, Канада, Франция, Турция, Мексика, Голландия).
  3. Рекомендации (Ирландия, Дания, Германия). Таким образом, в мировой практике широко применяются нормы, устанавливающие правила этического поведения участников системы закупок. Германия Другой пример обеспечения целостности системы государственных закупок реализован в Германии.

Так, Федеральное агентство по закупкам Германии (Federal Procurement Agency) является правительственным учреждением, осуществляющим закупки для 26 различных федеральных органов государственной власти, фондов и  научно-исследовательских институтов. Данное агентство является вторым по величине «закупочным» государственным органом после Федеральной службы оборонных технологий и закупок (Federal Office for Defence Technology and Procurement).

В агентстве сформирован ряд механизмов, обеспечивающих профессионализм и высокую квалификацию сотрудников: служба поддержки, совет по предотвращению коррупции, служба организации семинаров и тренингов по предотвращению коррупции. С 2001 г. для новых сотрудников является обязательным участие в тренингах по предотвращению коррупции. От представителей окружных судов они узнают о последствиях взяточничества и о возможных моделях поведения взяткодателей. В ходе обучения также демонстрируется, как необходимо себя вести в таких случаях. Особое внимание в ходе семинаров уделяется тем должностям, которые в большей степени подвержены коррупционным рискам.

В агентстве используется другой механизм противодействия коррупции — регулярная (каждые 5–8 лет) ротация персонала. Данный механизм, с одной стороны, позволяет избежать установления длительных контактов сотрудников агентства с поставщиками, а с другой, позволяет «разнообразить» деятельность сотрудников.

Вместе с тем многие специалисты отмечают ограниченность частых кадровых перестановок, поскольку из-за высокого уровня специализации большинство сотрудников не могут изменить направление деятельности, а их знания являются крайне востребованными для закупочной деятельности.

Бразилия.

Большое распространение в мире получило развитие институтов внешнего контроля в области государственных закупок.

Так, в 2008 г. в Бразилии в целях непрерывного наблюдения и предотвращения злоупотреблений и коррупции в сфере государственных расходов была создана «Обсерватория государственных расходов» (Observatório da Despesa Pública). Основной целью данной организации является изучение имеющихся информации и данных о государственных расходах и идентификация нетипичных ситуаций, которые требуют дальнейшего расследования, даже если налицо отсутствует нарушение законодательства. Во многих случаях последующая обработка и анализ данных проводится совместно со специалистами органов внутреннего контроля и аудита государственных учреждений.

К примерам нетипичных ситуаций относят возможный конфликт интересов, необоснованное предоставление льгот, отказ от исполнения или внесение существенных изменений в условия контракта. В 2013 г. было выявлено 60 тыс. ситуаций «возможного нарушения» процедур закупки, среди которых: наличие деловых отношений между поставщиками, участвующими в закупке, наличие личных отношений между должностными лицами заказчиков и поставщиков, несоблюдение поставщиками сроков подачи документов, получение заявок до публикации извещения о закупке, подача заявок в нерабочие дни, участие недавно зарегистрированных поставщиков (так называемых фирм-однодневок) в закупках, несоблюдение правил обоснования цены контракта (завышение стоимости), изменение условий контракта через месяц после его заключения.

Мексика.

Другим примером внешнего контроля государственных закупок является институт общественных контролеров. Так, в Мексике с 2009 г. установлена обязанность осуществления общественного контроля для закупок стоимостью свыше 336 млн мексиканских песо (около 25 млн долл. США). Общественный контроль может осуществляться неправительственными организациями и специалистами, отобранными по результатам открытых процедур Министерством государственного управления Мексики.

Для этих целей ведется реестр специалистов, наделенных соответствующими полномочиями, а также осуществляется регулярная оценка эффективности их деятельности (непродуктивная деятельность влечет исключение из реестра общественных контролеров). В случае если для осуществления закупки требуется участие общественного контролера, соответствующий специалист отбирается из указанного реестра. На сегодняшний день реестр общественных контролеров включает 5 общественных организаций и 34 специалиста в данной области.

Проведенный анализ мировых практик в сфере государственных закупок позволяет сделать вывод, что формируемая в настоящее время в Российской Федерации контрактная система в сфере закупок соответствует мировым практикам. Более того, в определенных направлениях российская система закупок не только опередила мировые тренды, но и выступает «законодателем мод» для многих, в т. ч. развитых стран мира. Речь идет прежде всего о создании официального сайта Российской Федерации www.zakupki.gov.ru. В ходе международных конференций часто отмечается, что не во всех развитых странах организован единый портал, на котором размещается вся информация о закупках.

Вопрос о необходимости создания такого портала активно обсуждается в ходе заседаний Исполнительного комитета Соглашения по правительственным закупкам ВТО. С другой стороны, можно отметить практики, которые должны приниматься во внимание архитекторами российской контрактной системы. Так, статистические данные о соотношении товаров, работ и услуг, о лучших категориях товаров, формируемые в австралийской AUSTender, могут, например, генерироваться информационной системой по ведению каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Создание каталога товаров, работ, услуг предусмотрено ст. 23 Закона о контрактной системе. Сфера общественного контроля закупок, которая сегодня эксплуатируется отдельными «медийными персонажами» и общественными организациями, требует дальнейшей институционализации и профессионализации.

В этом смысле весьма востребованным является мексиканский опыт. Вне всякого сомнения должны быть продолжены мероприятия по развитию информационного обеспечения государственных закупок. Так, при создании единой информационной системы в сфере закупок должна учитываться реализованная в Мексике возможность электронной подачи жалобы на действия заказчиков. При этом должен приниматься во внимание передовой опыт США и Южной Кореи (аналитические инструменты, демонстрирующие влияние государственных закупок отдельных регионов, осуществление закупок с помощью мобильных устройств и устройств биометрии).

Представляется, что формирование кодекса этического поведения государственного закупщика будет способствовать большей профессионализации данной деятельности и снижению коррупционных проявлений в этой сфере. За основу такого кодекса может быть взят Канадский кодекс. Реализация указанных практик в сфере государственных закупок может быть осуществлена не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации.

2.2. Анализ изменений нормативно-правовой базы системы государственных закупок

Российская нормативная правовая база по вопросам бюджетных закупок претерпела радикальные изменения в 2005 г. Принятие нового базового закона, распространяющего свое действие как на федеральный, так и на региональный и местный уровни бюджетной системы, привело к началу перестройки сформировавшейся за предшествующие годы системы организации и осуществления закупок. Потенциал новых форм и правил использован еще далеко не полностью, что требует инициативы и ответственности от региональных и местных органов власти в их политике бюджетных закупок.

Правила и ограничения, установленные федеральным законодательством и регулирующие сферу закупок, закреплены в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и специальных федеральных законов.

К настоящему моменту на региональный уровень распространяются следующие федеральные нормативные акты, регламентирующие процессы бюджетных закупок:

  • I часть Гражданского кодекса Российской Федерации, которая содержит в себе ряд статей (статьи 447-449), регламентирующих порядок проведения конкурса. Однако содержание статьи 447 (пункты 2, 4, 6) фактически ограничивает сферу проводимых торгов конкурсами на реализацию активов, а также конкурсами, проводимыми в порядке исполнения решений суда.
  • II часть Гражданского кодекса Российской Федерации содержит ряд статей, непосредственно регламентирующих проведение конкурсов на закупку продукции для государственных нужд (статьи 527, 528, 766), но они вводят в действие лишь отдельные законодательные нормы, в целом не регламентирующие систему размещения государственного заказа.

Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит лишь ряд отдельных норм, затрагивающих сферу конкурсных закупок, преимущественно в сфере организации финансирования и учета.

Положение к Указу Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305 впервые подробно регламентировало порядок проведения конкурсных закупок для государственных (муниципальных) нужд и распространялось на федеральный уровень. Положение к Указу рекомендовалось использовать при организации размещения государственного и муниципального заказов в регионах.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», вступивший в действие с 1 января 2006 г., является главным законодательным актом в комплексе правового регулирования закупок. Данный Федеральный закон отличается от предыдущих тем, что регулирует все виды размещения заказа — конкурсные и внеконкурсные. Действовавший до вступления в силу нового закона Федеральный закон № 97-ФЗ, регулировавший сферу закупок на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации, регламентировал только конкурсные процедуры размещения заказа, что не способствовало эффективному расходованию средств соответствующих бюджетов.

Федеральный закон содержит все базовые определения, что позволяет точно и подробно описать процедуры размещения заказов. В частности, в Законе закреплены определения государственных (муниципальных) нужд, государственного (муниципального контракта) и описания всех главных участников системы закупок и размещения заказа. Указан состав сведений, которые должны содержаться в реестрах государственных (муниципальных) контрактов. Описаны правила информационного обеспечения процедур размещения заказа и проведения закупок.

В статье 3 Федерального закона даны определения государственных и муниципальных нужд как удовлетворяемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в товарах, работах, услугах, обеспечивающих выполнение функций государства (органов местного самоуправления), предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Участниками размещения заказов в Законе названы лица, претендующие на заключение договоров. Это может быть как юридическое лицо любой организационно-правовой формы, так и физические лица. Ограничения могут быть указаны только в данном либо другом федеральном законе.

Указаны участники процессов закупок: заказчики; уполномоченный орган (создаваемый для осуществления функций по координации и размещению заказов); специализированная организация (нанимаемая заказчиком или уполномоченным органом для осуществления функций по проведению торгов); комиссия по размещению заказов (конкурсная, аукционная, котировочная).

Определено, что государственный (муниципальный) контракт — это договор, заключенный заказчиком соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципалитета.

В том случае, когда создан специальный орган исполнительной власти (местного самоуправления), уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков, он осуществляют все функции заказчика, за исключением подписания контрактов на поставки для государственных (муниципальных) нужд. При этом сами государственные и муниципальные контракты подписываются заказчиками.

Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании уполномоченного органа.

Закон устанавливает общие, но достаточно детальные правила информационного обеспечения размещения заказов: предусмотрено обязательное размещение извещения о проводящихся закупках на сайте муниципалитета или субъекта Федерации (причем, если у муниципалитета нет своего сайта, необходимо размещать информацию на сайте того субъекта Федерации, на территории которого находится муниципальное образование). Правила размещения информации в средствах массовой информации остаются практически неизменными.

Указано, что реестры государственных (муниципальных) контрактов должен вести орган, уполномоченный на ведение таких реестров контрактов. Соответствующим уполномоченным органам дана свобода в организационном построении систем ведения реестров контрактов. Точно определен состав фиксируемых о контрактах сведений, предусмотрено размещение информации реестра на соответствующем сайте муниципального образования (субъекта Федерации). Указано, что контракты, связанные с государственной тайной, учитываются в отдельном реестре, сведения о котором доступны не всем желающим.

Закон устанавливает: ведение реестров недобросовестных поставщиков («черных списков поставщиков») осуществляется органом федеральной власти, «уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказа». Указан состав сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков.

Одним из принципиальных положений Закона № 94-ФЗ является регламентация применения конкурсной документации. Приведено содержание конкурсной документации, и это дает возможность унификации форм конкурсной документации. Вместе с тем законодательно не закреплено обязательное ее использование.

Существенным положением закона является детальное описание процедур проведения всех видов размещения заказов, включая стадию заключения контрактов.

При этом не все проблемы в сфере бюджетных закупок решены с принятием Закона или будут решены после разработки и принятия дополняющих его нормативных правовых актов.

К числу основных вопросов, которые не урегулированы в вопросе или урегулированы отличным от принятого в международной практике способом, можно отнести следующие:

  • отсутствует разграничение методов и процедур закупок товаров, услуг и работ;
  • отсутствуют механизмы планирования и контроля за исполнением бюджетных закупок, которые бы увязывали закупочный процесс с бюджетным процессом;
  • в условиях существующих инфраструктурных и технологических ограничений системы бюджетных закупок предполагаемое в Законе широкое использование аукциона как метода проведения закупок может привести к негативным последствиям понижения качества закупаемых товаров, услуг и работ;
  • Закон налагает жесткие по международным меркам ограничения на процесс проведения закупок, не создавая одновременно условий для повышения качества и достоверности планирования закупок и не ориентируясь при этом на реальные технологические возможности проведения закупок в соответствии с этими условиями, что приводит в ряде случаев не к росту, а снижению качества и эффективности бюджетных закупок.

Государственные закупки — этот термин вошел в обиход граждан Российской Федерации достаточно недавно [1, с. 16]. А именно, в соответствии с № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013г. начался процесс функционирования системы размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд [1, с. 17]. Стоит отметить, что в различных СМИ и выступлениях руководителей контролирующих и фискальных органов все чаще внимание уделяется нарушениям, которые возникают в ходе осуществления закупок, которые представляют собой нарушения в процедуре документов или сокрытия информации о торгах и т.д.

Счетная Палата РФ по поручению Президента Российской Федерации обязана осуществлять проверки законности и достоверности осуществления данных мероприятий [2, с. 535]. По сведениям газеты АиФ Счетная палата выявила по итогам 2015 года нарушений более чем на 34 млрд. рублей при этом объём госзакупок в 2015 году составил 25 трлн. рублей [3, с. 112].

Так же по сведениям издания «Газета» руководитель Счетной палаты Татьяна Голикова на встрече с президентом России Владимиром Путиным сообщила, что ведомство выявило более 3,8 тыс. нарушений законодательства в 2016 году, из них почти 900 — в сфере госзакупок [3, с. 113].

Именно, поэтому очень важно донести до граждан Российской Федерации важность контроля и проверок законности и достоверности мероприятий по госзакупок [3, с. 114].

Основными типами правонарушений стали:

  • Отсутствие нормативно-правового регулирования или принятие нелегитимных правовых актов в сфере госзакупок.
  • Неисполнение требований законодательства, в том числе коррупция и ограничение конкуренции.
  • Неверный регламент по ведению и формированию реестра закупок, а также размещению в Интернете планов-графиков закупок.
  • Неправомочное определение способов размещения заказов.
  • Заключение государственных контрактов без проведения положенных конкурсов.
  • Нерегламентированные решения членов комиссии об определении победителей торгов, о допуске или отказе в нем для участия в торгах.
  • Включение в аукционную и конкурсную документацию незаконных условий или отсутствие необходимых.
  • Чрезмерное нелегитимное сокращение сроков подачи заявки.
  • Отказ от обязанности производить муниципальные закупки у социальных некоммерческих организаций и представителей малого предпринимательства.
  • Отсутствие в контрактах пункта, устанавливающего ответственность поставщика за невыполнение или некачественное исполнение обязательств.
  • Сговор и личная заинтересованность членов тендерных комиссий.
  • Неправомочные изменения условий уже заключенных контрактов при помощи дополнительных соглашений.
  • Исполнение контрактов в ненадлежащей форме.
  • Отказ заказчиков расторгнуть контракт или наложить штрафные санкции в случаях, предусмотренных законом.
  • Отсутствие необходимого контроля над закупками со стороны уполномоченных на это федеральных, муниципальных и региональных органов власти.
  • Уголовные преступления, такие как мошенничество, подкуп и растраты.
  • Заключение договоров без банковского обеспечения.
  • Предоставление фиктивных банковских гарантий.

Стоит отметить, что осуществление государственных закупок связано с эффективностью использования бюджетных средств, которые оцениваются в ходе проведения аудита эффективности [4, с. 917]. В данном случае стоит отметить, что нарушения в проведении государственных закупок, приводят к хищению бюджетных средств путем сговора между заказчиком и подрядчиком-исполнителем. Закупка материальных запасов и иных видов нематериальных активов, а так же заказ работ и услуг по завышенным ценам по сравнению с другими предложениями участников тендера является противоправным действием и приводит к неэффективному расходованию денежных средств, которые могли бы быть использованы более рациональны [5, с. 3].

Так широко известны освещенные в печати факты приобретения несколькими медицинскими учреждениями объектов относящихся к высокотехнологической медицине по ценам в несколько раз превышающим их среднюю стоимость, предлагаемую другими участниками проводимых тендеров, а так же приобретение лекарственных препаратов по завышенным ценам постоянно у одного и того же поставщика, без рассмотрения предложений других участников конкурса [6, с. 59].

Итак, рассмотрим порядок осуществления контрольного мероприятия «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг в рамках исполнения требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ» на примере отчета о проведении данного вида проверок контрольно-счетной палаты г. Норильск по итогам 2014 года.

Данная проверка была осуществлена в отношении следующих бюджетных учреждений:

  • МБОУ ДОД «Норильская детская художественная школа»;
  • МБУ «Музей истории освоения и развития НПР»;
  • МУ «Управление по делам культуры и искусства Администрации города Норильска»;
  • МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений по делам культуры и искусства»;
  • МУ «Управление муниципального заказа Администрации города Норильска».

Государственные закупки осуществлялись в разрезе выполнения ряда работ, а именно работ по огнезащитной обработке полов лестничных клеток зданий и т.д.

В ходе осуществления контрольного мероприятия «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг в рамках исполнения требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ» аудиторами соответствующего контролирующего органа были проведены проверки по следующим этапам:

Организация закупочной деятельности

В данном случае, специалисты должны были удостовериться в том что, для осуществления участия в проведении государственной закупки контрактный управляющий, причем контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд [7, с. 151].

Проверка подтвердила, что назначенные контрактные управляющие прошли повышение квалификации по соответствующей программе.

Планирование закупок

Государственные (муниципальные) контракты должны заключаться в соответствии с планом- графиком, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и должны оплачиваться в пределах лимитов бюджетных обязательств [8, с. 113].

Также составляется обязательный документ, а именно план-график.

При анализе планов-графиков проверяемых бюджетных учреждений были выявлены следующие нарушения:
  • несоблюдение единиц измерения, предусмотренных формой [9, с. 246];
  • не заполнена итоговая информация о годовых объемах закупок у единственного поставщика и закупок, осуществляемых у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций [10, с. 119];
  • совокупный годовой объем закупок, завышен на сумму контрактов, заключаемых на очередной финансовый 2015 год.

Это свидетельствует о несоответствии запланированных закупок предоставленному учреждению объему финансового обеспечения, о не соблюдении установленных законом ограничений по предельному объему закупок, осуществляемых у единственного поставщика и запросом котировок [11, с. 17].

Документация о закупках

Проверяется был ли обеспечен свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации должны быть обеспечены путем ее размещения в единой информационной системе [12, с. 237]. Информация, размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

По итогам проведенной проверки нарушений не было выявлено.

Исполнение контрактов, возврат обеспечения исполнения контракта

Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки:

  • путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а именно приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом;
  • оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

Выборочной проверкой договоров установлены мелкие нарушения при исполнении контрактов, возврата обеспечения исполнения контракта.

Среди них, такие как:
  • в частности при исполнении договора МБОУ ДОД «Норильская детская художественная школа» с соответствующим заказчиком был нарушен порядок принятия результатов работ подрядчика по огнезащитной обработке полов лестничных клеток здания, а именно отсутствовало проведение экспертизы результатов работ;
  • не был размещен Отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта размещается заказчиком в единой информационной системе в течение 7 рабочих дней со дня расторжения контракта
  • не был размещен отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта не размещен в единой информационной системе.
  • были выявлены не результативного использования бюджетных средств по некоторым договорам, заключенным бюджетными учреждениями на осуществление различного вида работ в рамках обеспечения противопожарных мероприятий.

Итак, из всего выше описанного можно сделать вывод, что осуществление аудита государственных закупок является важным контрольным мероприятием, которое требует от специалистов, которые должны осуществлять процедуры проверки большого объема знаний и умений, а так же навыков в области:

  • Бюджетного процесса;
  • бюджетного учета;
  • нормативного регулирования деятельности бюджетополучателей и бюджетораспорядителей;
  • нормативного регулирования проведения мероприятий в разрезе государственных закупок;
  • нормативного регулирования процесса аудита эффективности;
  • нормативного регулирования в области определения и выявления финансовых нарушений и экономических преступлений и т.д.

Стоит отметить, что аудит государственных закупок динамично развивающийся вид контрольных мероприятий, который подвергается постоянному усовершенствованию в соответствии с изменениями в нормативной базе регулирования данных процедур и изменения нужд бюджетных учреждений, а также от возникновения новых различных проектов и программ, осуществляемых Правительством Российской Федерации ( например программа вакцинации населения, программа оказания высокотехнологичной помощи населению, программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья и т.д.).

2.3  Проблемы реализации изменений системы государственных закупок

Государственные и муниципальные нужды связаны с необходимостью решать определенные вопросы на уровне страны и ее субъектов. Это могут быть самые разные товары и услуги, начиная с канцелярских принадлежностей и заканчивая транспортом и строительными работами. Часто под госзакупками понимают только те ресурсы, которые впоследствии используются именно органами власти. Однако, государственные заказы – это неотъемлемая часть реализации многочисленных госпрограмм в сферах здравоохранения, социальной защиты населения, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.

Роль государственных закупок возрастает с ежегодным увеличением ассигнований, выделяемых на нужды страны. К примеру, в 2015 году на госзаказы из бюджетов всех уровней было потрачено свыше 6,5 триллионов рублей. Система госзакупок – постоянно активное звено экономических процессов, тем более во времена кризиса, так как государство всегда остается одним из самых платежеспособных заказчиков. Именно поэтому госзаказ представляет большой интерес для любого предприятия, особенно для субъектов малого и среднего бизнеса. Как для опытных, так и для начинающих предпринимателей возможность работать по государственным контрактам – это шаг к развитию собственного дела, гарантирующий стабильность и своевременную плату.

В свою очередь, сектор малого и среднего предпринимательства имеет огромное значение для экономики отдельных регионов. С появлением новых игроков на рынке создаются дополнительные рабочие места, увеличиваются объемы налоговых поступлений в бюджеты, расширяется перечень товаров и услуг, предлагаемых потребителю. Такая динамика в экономическом пространстве и обеспечивает поддержание национальной экономики.

Сегодня в России 5 операторов, предоставляющих площадки для проведения торгов. Самих же платформ, на которых заказчики осуществляют закупки, более 150. Министерство экономического развития страны выступило с инициативой объединить все площадки в одну, что, по мнению чиновников, сделает процесс торгов еще более удобным и прозрачным. Пока, согласно законодательству, заказчик имеет право выставить свой заказ на одной из существующих электронных платформ.

Вне зависимости от возможной ценности заявленного заказа, процедура его размещения и выбор исполнителя должны соответствовать нескольким критериям. В первую очередь, борьба за получение госзаказа должна проходить в условиях реальной конкуренции. Для этого необходимо поставить потенциальных исполнителей в равные условия, а также обеспечить одинаковой информацией. Кроме того, все сведения по госзакупке и действия, связанные с ней, должны отражаться в отчетности, то есть, фиксироваться документально. Немаловажно и то, что аналогичные данные должны быть доступны всем желающим.

Государственный заказчик обязан публиковать информацию на сайте госзакупок и предоставлять ее средствам массовой информации для обнародования. Помимо этого, на этапе передачи госзаказа участнику торгов представители государственной организации должны указать в документах, почему отдали предпочтение тому или иному исполнителю. Согласно требованиям, предъявляемым к процессу проведения госзакупок, среди всех претендентов выбирается тот участник, чьи условия контракта наиболее выгодны, а цены на товары или услуги минимальны в сравнении с остальными. Это обязательное условие, необходимое для оптимизации бюджета, из которого выделяются деньги.

Согласно законодательству, есть две основные формы размещения государственного заказа:

  1. путем проведения торгов (возможные формы: конкурс, аукцион, а также торги на электронной площадке);
  2. без проведения торгов (запрос котировок у единственного поставщика).

Наиболее распространенный способ – открытый конкурс. Заказчик размещает извещение о его проведении за 30 дней до момента вскрытия конвертов с заявками на участие. Дата определяется конкурсной документацией. Срок рассмотрения предложений претендентов не может превышать 20 дней. На основании всех данных каждой заявке присваивается порядковый номер по мере убывания выгодности предлагаемых условий. Победителем становится тот, чья заявка получает первый номер.

Конкурс также может быть закрытым. В этом случае заказчик сам выбирает претендентов и направляет им предложение в письменной форме.

Среди тендеров часто встречается и аукционы, в которых победителем становится участник, чья цена на выполнение госзаказа самая низкая. Информация о проведении торгов должна появиться не позднее, чем за 20 дней до окончания подачи заявок на участие. Все претенденты обязаны предварительно зарегистрироваться и получить пронумерованные карточки, которые они будут поднимать в ходе борьбы за право получения госзаказа. Аукцион проводится путем снижения начальной стоимости контракта в размере «шага аукциона» — 5% от общей суммы. Торги также могут быть  закрытыми. В этом случае участники не имеют доступа к заявкам конкурентов.

Сегодня аукционы нередко проводятся и в электронной форме. Претенденты проходят аккредитацию у оператора для выхода на площадку в Интернете, после чего подается заявка. Аукцион в сети проходит по аналогии с реальными торгами, только между возможными снижениями цены контракта устанавливается временной интервал, чтобы участники успели оценить ситуацию и сбросить цену. Контракт заключается с претендентом, предложившим наименьшую цену. Оператор направляет победителю документацию, подписанную усиленной электронной подписью.

Благодаря своей легкости и мобильности, форма электронных аукционов все чаще становится выбором заказчика. К примеру, служба записи актов гражданского состояния Астраханской области большую часть заказов размещает именно таким образом. Это обеспечивает быстроту заключения контракта и существенную экономию. Так, в 2016 году служба ЗАГС разместила заказ на услуги предоставления доступа в сеть Интернет во всех филиалах региона. Начальная цена контракта составила 495 205, 34 руб. В процессе торгов удалось снизить ее до 388, 736, 05 руб., сэкономив таким образом свыше 100 тысяч руб.

Еще один способ осуществления госзакупок – запрос котировок. Он наиболее прозрачный и быстрый по срокам (не более недели), поэтому часто используется государственными учреждениями. Путем запроса котировок обычно выбирают поставщика периодической серийной продукции. Заказчик сравнивает предложения, после чего определяет более выгодное. Сумма контракта при данном способе закупки не должна превышать 500 тысяч рублей.

Иногда для государственных нужд может потребоваться товар или услуга, выгодно предложенные или представленные в единственном роде только у одной компании. В этих случаях заказчик работает напрямую с ней. Эта форма называется размещение заказа у единственного поставщика.

При учете всех критериев все же очень важно не допустить «механического» выбора исполнителя. Наряду с ценой контракта и сроками выполнения работ необходимо изучить деловую историю участников, оценить квалификацию и опыт претендентов. Иначе исполнение договора впоследствии может оказаться под угрозой срыва. Так получилось в 2015 году в Астраханской области: региональное министерство строительства и дорожного хозяйства было вынуждено расторгнуть 5 госконтрактов с двумя строительными компаниями. Подрядчики не смогли выдержать обещанный темп работы, поэтому стройки 8 домов специализированного жилищного фонда для детей-сирот остались замороженными, что свидетельствует о прямом влиянии процесса государственных закупок на социальную обстановку в стране и ее субъектах.

Траты на государственные закупки составляют существенную часть расходов бюджетов всех уровней. Нередко контракты заключаются на весьма крупные суммы. Поэтому сегодня эффективность работы системы торгов и поддержка национальных интересов, без сомнения, первоочередные задачи. Для их продвижения делается многое: меняются регламенты, ужесточаются требования. Но, несмотря на многочисленные требования к заключению госконтрактов, эта сфера остается обширным полем для коррупционной деятельности.

В основном все нарушения связаны с тем, что представители государственных организаций лоббируют интересы конкретных претендентов на исполнение госзаказа с целью извлечения личной выгоды. Один из последних тому примеров –  судебные тяжбы в Тюменской области. Бывший глава Дирекции строительства этого региона обвиняется в получении взятки в размере более 200 миллионов. По версии следствия, он получил ее от представителей немецкой компании, производящей и продающей медицинское оборудование, а также заключил контракт по заведомо завышенной стоимости. Производитель должен был поставить компьютерные томографы в онкологический центр.

Еще одна проблема в сфере государственных закупок – это неоправданные расходы. Когда возможно обойтись меньшими средствами, чиновники тратят необоснованно крупные суммы. Так на официальном портале zakupki.gov.ru. Московский департамент развития новых территорий разместил заказ на аренду девяти автомобилей премиум-класса стоимостью почти 50 миллионов рублей. «Один из них – это Mercedes S63 AMG 4matic с отделкой салона кожей Nappa и деталями из темного глянцевого эвкалипта». Соответственно, оплата аренды подразумевается за счет бюджетных средств.

Получается, практика проведения торгов по-прежнему часто не соответствует стратегии, заложенной в законодательстве. Нередко сфера государственных закупок становится жертвой настоящих мошеннических схем, где бюджет теряет средства даже не единоразово, а регулярно. Систематические нарушения в этой сфере являются серьезным сдерживающим фактором для развития экономики, что в данном случае приравнивается к угрозе экономической безопасности страны.

Если говорить о разновидностях возможного урона, пренебрежение правилами ведения госзакупок может представлять собой два вида угроз: прямую и косвенную. В первой группе это – изъятие денежных средств из бюджета (реальное или возможное) или низкая эффективность использования этих средств, невыполнение национального проекта, коррупционное взаимодействие между участниками процесса госзакупок, ослабление реальной конкуренции. Угрозы также могут быть косвенными, следующими из ущерба, нанесенного напрямую. К ним относятся деформация управленческой системы, развитие теневых экономических связей и отношений, сдерживание развития звена малого и среднего бизнеса, дискриминация производителей, общая криминализация общества, вынужденное регулярное обращение к аппарату законодательной власти, снижение авторитета государства в глазах общества.

Очевидно, что система обеспечения безопасности в сфере гозакупок нуждается в реформах. Необходимо совершенствовать уровень государственного контроля за расходованием денежных средств в данной области, перекрыть все пути коррупции и другим злоупотреблениям со стороны должностных лиц. Для этого необходимы преобразования в аудиторских методах, а также формирование и использование так называемой независимой экспертизы.

Единая информационная система в сфере закупок сегодня представляет собой совокупность информации содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в сети «Интернет». [5]

На сегодняшний день одним из главных факторов эффективности закупок является информационная открытость на всех стадиях закупочной деятельности. Особенно для сферы госзакупок. В основу концепции Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» положен принцип эффективности закупок: оказание гражданам государственных и муниципальных услуг в полном объеме, но, прежде всего, с направленностью на экономию бюджетных средств. Данное обстоятельство признается как главный показатель эффективности процедуры. Помимо информации непосредственно о закупках, система содержит реестр контрактов, список недобросовестных поставщиков, библиотеку типовых контрактов, реестры жалоб и банковских гарантий. [2]

Во всем мире, актуальные вопросы регулирования государственных закупок, являются объектом наибольшей заинтересованности законодательных органов, так как покупатель в лице государства напрямую заинтересован в максимальной эффективности процесса закупок. В России меры по совершенствованию системы государственных закупок в России в большей степени направлены именно на борьбу со злоупотреблениями и коррупцией в сфере размещения заказов.

Без информационной открытости госзакупок невозможно добиться выявления нецелевых закупок ещё до их объявления. Могут быть проанализированы заявленные начальные цены и иные условия будущего госконтракта, можно отследить соблюдение закона при выборе поставщика, а также получить данные о надлежащем исполнении государственного или муниципального контракта. Доступные данные о закупочной деятельности госзаказчиков позволяют контролирующим органам проводить анализ и делать выводы в отношении как отдельных закупок, так и в отношении закупочной деятельности в целом. [1]

На сегодняшний день автор выявил ряд проблем, связанных с налоговой системой Российской Федерации, приведу несколько из них:

  1. Сейчас, главный Сайт zakupki.gov.ru пока справляется с многократным увеличением трафика, несмотря на то, что при его разработке такие объемы не предполагались, однако многие пользователи сталкиваются с проблемами при пользовании сайта, не загружается информация, не работают некоторые ключевые функции, пользователи жалуются на постоянные технические сбои, трудности с регистрацией и размещением информации о закупках.
  2. Недостаточное развитие информационных технологий в целом в стране, не высокий уровень качества имеющейся правовой базы, такие проблемы как недостаточный контроль процесса исполнения контракта, откаты в системе логистики государственных закупок, не установлены строгие правила и требования к квалификации участников закупочного процесса.
  3. Наличие посредников в процессе логистической деятельности, увеличивающих конечную стоимость выполнения госзаказа.

Решением проблем, как считаю я, послужит:

  1. Совершенствование системы, анализ ошибок, допущенных как на стадии проектировки так и в процессе работы, учет пожеланий пользователей. Одна из основных проблем, так как невозможность разместить госзаказ ведет к остановке закупочного процесса, что может повлиять на работоспособность заказчиков. Посредством сайта закупаются, в частности, медицинские препараты, оборудование, а также продукты питания для больниц.
  2. Должна проводиться работа по совершенствованию системы государственных и муниципальных закупок. Для расширения конкуренции при осуществлении закупок и повышения эффективности расходования бюджетных средств. Организация консультационно-разъяснительных работ среди предпринимательского сообщества и заказчиков по вопросам осуществления закупок в соответствии с федеральным законодательством.
  3. Активное внедрение новых технологии в организации всей системы логистики государственных закупок, в том числе при проведении процедур обработки и выбора поданных заявок. Реализация в практической деятельности оптимальных логистических цепей поставок. Создание логистической системы, имеющую специализированную организационную структуру управления государственными закупками.

Также одной из мер совершенствования системы государственных закупок является ужесточение ответственности для чиновников и иных ответственных лиц, в том числе и уголовной, за нарушения, выявленные при расходовании бюджетных средств в процессе выполнения госзакупок.

Таким образом, в данном пункте были рассмотрены проблемы информационной системы государственных закупок и приведены возможныe пути их решения. Эти вопросы остаются актуальными в данное время.

Страницы: 1 2 3 4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф