Меню Услуги

Гражданско-правовое регулирование института усыновления в международном и внутригосударственном праве. Часть 2.

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите Ваш номер WhatsApp:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
WhatsApp
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Напишем вам на whatsapp, без звонков
Перезвоним вам для уточнения деталей

Страницы:   1   2   3   4


В СК РФ не закреплено обязательных правил, касающихся разницы в возрасте, в случае, когда усыновителями являются супруги. По мнению Л.М. Пчелинцевой, данное положение нельзя признавать правильным и отвечающим интересам ребенка. Поэтому суду данное обстоятельство следует учесть при решении вопроса о соответствии усыновления интересам ребенка.

На наш взгляд, суд, исходя из психологических особенностей каждого ребенка, его возраста, а также возраста предполагаемых усыновителей, должен объективно оценить, смогут ли усыновители обеспечить подростку полноценное физическое, духовное и нравственное развитие. Если суд сочтет, что при такой разнице в возрасте ребенок будет развиваться нормально, то решение состоится в пользу усыновителей.

Следующим, по порядку, но не по значению субъектом, являются органы опеки и попечительства. В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об опеке и попечительстве», органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В процессе усыновления органы опеки и попечительства играют важную роль. Именно органы опеки и попечительства «устраивают» детей на воспитание в семью, то есть, передают на усыновление, под опеку (попечительство) или устраивают в приемные или патронатные семьи.

Закреплена обязанность органов опеки и попечительства выявлять, вести учет и устраивать детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание. В соответствии со ст. 122 СК РФ, должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Закон неспроста указал именно данные категории лиц, так как чаще всего, именно они работают с детьми и могут выявить проблему на раннем этапе. При буквальном толковании закона, можно сделать вывод о том, что данные категории должностных лиц не обязаны производить устройство детей в семьи на воспитание, а только лишь обязаны сообщить органам опеки и попечительства о фактах нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних

По утверждению М.В. Антокольской, несмотря на то, что предпринимать никаких самостоятельных действий должностные лица не должны, оставление ими детей в опасности противоречило бы нормам морали. Поэтому следует сделать вывод, что все лица, выявившие детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны незамедлительно принять меры к оказанию помощи и временному помещению их в безопасное место.

В свою очередь, орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Таким образом, на органы опеки и попечительства возложена обязанность по выяснению обстоятельств о наличии (отсутствии) родительского попечения над ребенком.

Также, органы опеки и попечительства, обязаны обеспечивать устройство детей в семью, в течение месяца со дня поступления им сведений, о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью.

В силу ст. 125 СК РФ, органы опеки и попечительства дают заключение об обоснованности усыновления о его соответствии интересам ребенка. Дача данного заключения является необходимым элементом, так как в случае, если по каким-либо причинам должностное лицо посчитает усыновление нецелесообразным и не отвечающим интересам несовершеннолетнего, то суд, принимая во внимание данную позицию, может вынести решение об отказе в удовлетворении заявления об усыновлении.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что роль органов опеки и попечительства несомненно высока. От правильного вывода органов опеки и попечительства о возможности тех или иных лиц быть усыновителями зависит соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетнего ребенка. Именно органы опеки и попечительства проводят основную массу работы по подбору ребенка, подготовке и сбору документов, касающихся усыновляемых, усыновителей, а также иных необходимых сведений. В связи с этим, нельзя недооценивать тот вклад, который вносят данные органы в реализацию института усыновления.

Немаловажным субъектом в процессе усыновления является оператор банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Деятельность операторов банка данных регламентирована ФЗ «О государственном банке данных», а также Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О государственном банке данных», государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей — совокупность государственных информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов РФ (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, государственный банк данных о детях содержит в себе информацию о детях, оставшихся без родительского попечения. Банк данных о детях необходим для осуществления содействия лицам, желающим принять ребенка на воспитание, по подбору ребенка.

Законом выделено 2 уровня банка данных о детях: региональный и федеральный.

Под региональным банком данных о детях понимается часть государственного банка данных о детях, содержащая документированную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории одного из субъектов РФ и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также документированную о гражданах, желающих принять детей на воспитание в семьи.

Функции по ведению регионального банка возложены на регионального оператора банка данных. Региональным оператором является орган исполнительной власти субъекта РФ, определяемый Правительством РФ.

В свою очередь, формирование и ведение федерального банка данных осуществляет федеральный оператор, которым является Министерство образования и науки РФ.

Операторы банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей выполняют очень важную функцию — они обладают сведениями о всех выявленных детях, которых необходимо передать на воспитание в семью, в целях реализации принципа семейного воспитания детей.

В процессе усыновления важную роль также играет суд. Суд выступая главным «арбитром» решает — удовлетворить ли заявление об усыновлении или же отказать в удовлетворении. Суд оценивает все необходимые документы, всесторонне исследует имеющиеся доказательства, выясняет, не имеется ли препятствий, которые могут помешать принятию положительного решения.

Судебная форма разрешения вопроса об усыновлении показывает, что государство призвано обеспечить права и законные интересы несовершеннолетних детей, а также не допустить ошибки при принятии решения об усыновлении ребенка.

Участие прокурора в судебном заседании является обязательным в силу закона. Роль прокурора нельзя недооценивать, ведь его участие в процессе является важной гарантией того, что права ребенка будут соблюдены в полном объеме без каких-либо исключений. В случаях, когда был нарушен принцип обязательности участия в процессе прокурора, решение вынесенное судом подлежит отмене.

Органы записи актов гражданского состояния «вступают» в процесс усыновления непосредственно после вынесения решения судом об удовлетворении заявления об усыновлении. Согласно ст. 274 ГПК РФ, суд, в течение 3 дней со дня вступления решения суда в законную силу, направляет в орган ЗАГС копию такого решения, для государственной регистрации усыновления ребенка.

В соответствии со ст. 40 ФЗ «Об актах гражданского состояния», государственная регистрация усыновления производится органом ЗАГС по месту вынесения решения суда об установлении усыновления.

Именно органы ЗАГС выдают усыновителям свидетельство об усыновлении, в установленном законом порядке. Таким образом, органы записи актов гражданского состояния завершают процедуру усыновления и являются последним этапом данного процесса.

В случаях, когда речь идет об усыновлении российских детей иностранными гражданами, в процессе усыновления участвуют также органы и организации иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ. Правовой статус таких органов и организаций раскрывается в Главе 2.

Таким образом, проанализировав отличительные признаки усыновления от иных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, можно сделать вывод, что закрепляя на федеральном уровне данный институт, государство реализует важнейшее право детей — жить и воспитываться в семье, понимая важность и необходимость данной формы воспитания. Воспитание в семье всегда является наиболее благоприятным для несовершеннолетнего, так как именно воспитание в семье представляет для развития ребенка наивысшую ценность. Воспитываясь в семье, ребенок учится взаимодействовать с окружающими его людьми, получает необходимый уровень культуры. Понимая важность семейного воспитания, законодатель предусмотрел формы устройства детей, помогающие, при необходимости, реализовать принцип приоритета семейного воспитания.

В законе не сформулировано определение «усыновления». В связи с этим, ученые подходят к изучению данного термина с различных позиций. Усыновление можно рассматривать как юридический акт, как форму воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, как правоотношение, как юридический факт. Однако при таком разнообразии подходов необходимо помнить, что усыновление является многоаспектным институтом, и не может быть рассмотрен лишь с одной позиции.

Необходимо закрепить в СК РФ определение усыновления. Для этого следует дополнить п. 1 ст. 124 «Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)», изложив его в следующей редакции:

«1. Усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Под усыновлением следует понимать юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и усыновленными детьми возникают права и обязанности равные правам и обязанностям кровных родителей и детей».

Нужно сказать, что в РФ создан мощный механизм усыновления, который от начала и до конца подробно регламентирован законом. Наличие описанных субъектов позволяет выявить обоснованность усыновления, соответствие усыновления интересам несовершеннолетнего ребенка, а также позволяет всесторонне обеспечить права и законные интересы детей, оставшихся без попечения родителей.

Законом установлен чётко определенный круг субъектов, участвующих в процессе усыновления. Каждый субъект, выполняя отведенную ему роль, способствует принятию судом верного решения об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявления об усыновлении, с целью обеспечения и защиты прав и законных интересов ребёнка.

1.2. Процедура усыновления (удочерения) по российскому законодательству

Процедура усыновления (удочерения) детей регламентирована в СК РФ, Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства». Также, разъяснения некоторых положений отражены в Постановлении Пленума ВС от 20.04.2006 г. № 8.

Весь процесс усыновления условно можно разделить на 4 этапа:

1) сбор и подача документов, для выдачи заключения о возможности заявителей быть усыновителями;

2) подбор ребенка, которого усыновители готовы взять на воспитание;

3) судебное разбирательство, в ходе которого принимается решение о возможности или невозможности усыновления;

4) действия заявителя, а также иных органов и организаций, по исполнению решения суда, вступившего в законную силу.

Процедура усыновления начинается с подачи заявления гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных, установленных семейным законодательством формах. Указанное заявление подается в органы опеки и попечительства по месту жительства заявителей. К заявлению необходимо приложить: краткую автобиографию; справку с места работы, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев; копию финансового лицевого счета и выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства; справку органов внутренних дел, подтверждающих отсутствие судимости за совершение преступлений против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности; медицинское заключение медицинской организации о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка; копию свидетельства о браке (если лицо состоит в браке); копия свидетельства о прохождении подготовки лица, желающего усыновить ребенка; копию пенсионного удостоверения, справку из территориального органа ПФ РФ.

Кандидаты в усыновители вправе подать заявление как непосредственно при личном приеме, так и с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В течение 7 дней со дня получения всех необходимых документов, органы опеки и попечительства обязаны провести обследование жилищно-бытовых условий кандидатов. Обследование проводится с целью определения отсутствия препятствий к усыновлению ребенка. По результатам проведенного обследования органы опеки и попечительства обязаны сделать вывод о возможности кандидата быть усыновителем. Данные выводы отражаются в акте обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка. Акт обследования составляется в 2 экземплярах в течение 3 дней с момента фактического проведения обследования. В случае несогласия заявителей с решением органа опеки и попечительства о возможности быть усыновителем, они вправе обжаловать данный акт в судебном порядке.

Необходимость обследования жилого помещения кандидатов в усыновители обусловлена невозможностью допущения создания для ребенка неблагоприятных условий для проживания. В случае, если органами опеки будет выявлено, что, например, жилое помещение не соответствует санитарным нормам, то в заключении будет указано о невозможности усыновления ребенка заявителями. В течение 10 дней со дня получения органом опеки и попечительства документов, описанных выше, составляется заключение о возможности граждан быть усыновителями и о постановке их на учет, желающих усыновить ребенка либо решение о невозможности граждан быть усыновителями. В течение 3 дней со дня подписания указанного заключения, оно передается заявителю вместе со всеми приложенными к нему документами. Документы возвращаются как в случае постановки на учет, так и в случае отказа от постановки на учет.

Постановка на учет в качестве кандидатов в усыновители осуществляется непосредственно органом опеки и попечительства на основании заявления, а также заключения о возможности быть опекуном. В ходе личной встречи с ребенком, кандидаты в усыновители должны познакомиться с ребенком, наладить с ним контакт. Это необходимо для того, чтобы адаптация ребенка в новых условиях прошла как можно спокойнее для ребенка. Кандидаты в усыновители также вправе ознакомиться с документами, касающимися ребенка, а также с медицинским заключением о состоянии его здоровья.

В случае, если предполагаемые усыновители не смогли подобрать ребенка по месту своего жительства, они вправе обратиться в любой орган опеки и попечительства по своему выбору.

В случае, если кандидатам в усыновители удалось подобрать ребенка, которого они готовы взять на воспитание в свою семью, они подают в суд заявление об усыновлении, которое рассматривается в порядке особого производства.

Заявление об усыновлении ребенка подается гражданами РФ в районный суд по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.

К заявлению закон предъявляет общие требования ст. 131 ГПК РФ, а также специальные — предусмотренные ст. 270 ГПК РФ.

Среди специальных требований, закон выделяет такие, как: Ф.И.О. усыновителей, их место жительства; Ф.И.О. ребенка, дата его рождения, местонахождение, сведения о родителях ребенка, о наличии у него братьев и сестер; просьба об изменении фамилии, имени, отчества ребенка, места его рождении, даты рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до 1 года), а также о записи усыновителей в качестве родителей ребенка.

В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, физические лица, при подаче заявления об усыновлении, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

При подаче в суд заявления об усыновлении (удочерении) ребенка, заявитель обязан представить документы, предусмотренные ст. 271 ГПК РФ. Указанные в данной статье документы можно разделить на следующие группы:

1) документы, представляемые независимо от состояния в браке;

2) документы, представляемые лицами, не состоящими в браке;

3) документы, представляемые лицами, состоящими в браке.

К первой группе относятся: медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителя (усыновителей); справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате; документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение; документ о постановке на учет в качестве кандидата в усыновители, а также документ о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. В роли последнего выступает свидетельство, которое не представляется, в случае, если усыновителями являются отчим, мачеха, близкие родственники, опекуны (попечители). Указанные документы представляются для того, чтобы установить, смогут ли усыновители обеспечить ребенка всем необходимым для его развития (жилье, питание, одежда, игровые и учебные материалы).

Лица, не состоящие в браке дополнительно должны представить в суд свидетельство о рождении.

Лица, состоящие в браке дополнительно представляют в суд копию свидетельства о браке, а также при усыновлении ребенка одним из супругов – согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. Если приобщить такой документ невозможно, в заявлении должно быть указано, какими доказательствами подтверждается данный факт.

В отношения оформления согласия второго супруга на усыновление дано разъяснение в Постановление Пленума ВС РФ от 20.04.2006 г. № 8. П. 11 данного постановления указывает, что согласие другого супруга на усыновление должно быть выражено в письменной форме и приложено к заявлению об усыновлении. Подпись супруга, давшего согласие на усыновление, может быть удостоверена нотариусом, заверена руководителем организации, в которой находится ребенок, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства этого супруга. Однако допускается отступление от этого правила в случае, если этот супруг лично присутствовал в судебном заседании и подтвердил свое согласие на усыновление ребенка.

В ст. 272 ГПК указано, что при подготовке дела к судебному разбирательству судья обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка. К заключению должны быть приложены: акт обследования условий жизни усыновителей; свидетельство о рождении усыновляемого ребенка; медицинское заключение о состоянии здоровья, о физическом и об умственном развитии усыновляемого ребенка. При этом заключение о состоянии здоровья ребенка должно быть выдано не медицинским учреждением или врачом, а экспертной медицинской комиссией органа управления здравоохранением субъекта РФ; согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление, а также возможные изменения его Ф.И.О. и запись усыновителей в качестве родителей; согласие родителей ребенка на усыновление; согласие на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителя учреждения, в котором находится ребенок.

Если усыновляемый ребенок проживал в семье усыновителя, и считает его своим родителем, суд, в порядке исключения, может не выяснять мнения ребенка.

Согласие родителей ребенка требуется в силу того, что за родителями сохраняются права законных представителей до вынесения решения судом о возможности усыновлении. После вступления такого решения в законную силу, права и обязанности биологических родителей переходят к усыновителям.

В силу ст. 129 СК РФ, при усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, необходимо также согласие их законных представителей (органа опеки и попечительства — при их отсутствии). Данное правило взаимосвязано с положениями ст. 62 СК РФ, в соответствии с которой, несовершеннолетние родители вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста 16 лет. До достижения 16 лет ребенку назначается опекун, который осуществляет его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями.

Согласие родителей должно быть выявлено органом опеки и попечительства, а также может быть выражено непосредственно в судебном заседании. Не требуется повторного согласия матери ребенка, в случае, если она отказалась от него после рождения и выразила согласие на его усыновление, о чем имеется письменное заявление, удостоверенное в установленном порядке. Однако, необходимо провести проверку, не отозвано ли согласие матери на усыновление ребенка на момент рассмотрения дела в суде. При этом, для суда не имеет значения мотивация такого решения. В случае дачи согласия на усыновление в ходе судебного заседания, оно заносится в протокол, а также отражается в решении суда.

Ст. 130 СК РФ установлены случаи, когда согласие родителей на усыновление не требуется. Это такие случаи, когда родители:

а) не известны или признаны судом безвестно отсутствующими;

б) признаны судом недееспособными;

в) лишены судом родительских прав;

г) по причинам, признанным судом неуважительными, более 6 месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

При отсутствии в материалах дела сведений о согласии родителей ребенка на усыновление, суд не вправе удовлетворить заявление об усыновлении.

Так, при рассмотрении Судом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры заявления граждан Бельгии об удочерении малолетнего ребенка органом опеки и попечительства было представлено заключение об обоснованности удочерения и о его соответствии интересам ребенка. При этом из личного дела ребенка усматривалось, что родственников у малолетней нет. Судом было установлено, что у девочки имеется мать, находящаяся в местах лишения свободы, которая родительских прав в отношении дочери не лишена и в установленном законом порядке от ребенка не отказывалась. Учитывая это, решением Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в удовлетворении заявления об удочерении ребенка было отказано.

В случае, если ребенок находится под опекой (попечительством), в приемной семье, лечебном учреждении или учреждении социальной защиты населения, то требуется, соответственно, согласие опекуна (попечителя), приемных родителей, руководителя лечебного учреждения или руководителя учреждения социальной защиты. При несогласии опекуна (попечителя) на усыновление, суд выясняет мотивы такого несогласия, а также выясняет у органов опеки и попечительства мнение относительно возможности усыновления конкретного ребенка.

В случае, когда согласие родителей ребенка на усыновление не было получено в установленном законом порядке, суд не вправе принимать решение об удовлетворении заявления об усыновлении. В случае, если решение уже принято — оно подлежит отмене, т.к. согласия родителей является юридически значимым для дела обстоятельством.

Так, определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда было отменено решение об усыновлении, из-за отсутствия в материалах дела согласия родителей усыновляемого ребенка на усыновление. «Г. обратилась в суд с заявлением об усыновлении несовершеннолетнего Ч., находящегося под опекой заявителя.

Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга заявление Г. удовлетворено. В кассационной жалобе мать мальчика — Т. просила об отмене судебного постановления, обосновывая свою просьбу тем, что не согласна на усыновление сына, желает воспитывать и содержать его сама, о чем намерена была заявить в суде первой инстанции, но в судебном заседании не участвовала, т.к. была введена в заблуждение относительного его характера.

Судебная коллегия отменила решение суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права, а также неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.

Согласно императивным предписаниям ст. 129 СК РФ для усыновления ребенка по общему правилу требуется согласие его родителей, которое должно быть выражено в письменной форме.

В нарушение указанного требования материалы гражданского дела не содержат отвечающего закону документа, подтверждающего согласие матери мальчика — Т. на его усыновление.

Таким образом, волеизъявление Т., являющееся значимым для принятия решения по делу обстоятельством, судом не выяснено.

Вместе с тем вопрос о возможности усыновления мальчика без согласия его матери по названным в ст. 130 СК РФ правовым основаниям судом также не рассматривался.

С учетом изложенного, принимая во внимание невозможность исправления выявленных нарушений в рамках кассационного судопроизводства, судебная коллегия направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции».

Суд рассматривает заявление об усыновлении в закрытом судебном заседании. Решение объявляется также в закрытом заседании. Данная мера направлена на сохранение тайны усыновления, о которой речь пойдет в следующем параграфе.

В судебном заседании обязательными участниками являются:

1) усыновители (усыновитель);

2) представитель органа опеки и попечительства;

3) прокурор;

4) ребенок, достигший возраста 14 лет.

Что касается усыновителей, то их присутствие обязательно в силу того, что суду необходимо объективно оценить возможность усыновления ребенка конкретными лицами, удостовериться в их способности обеспечить права и законные интересы несовершеннолетнего ребенка. Наличие у усыновителей представителя также не освобождает их от явки в судебное заседание (п. 3 Постановление Пленума ВС РФ от 20.04.2006 г. № 8). До разъяснения данного положения, судьи применяли общее правило, в соответствии с которым имелась возможность рассмотрения дела при участии лишь представителя.

Необходимость участия прокурора и органов опеки и попечительства обусловлена особой спецификой дела — защитой прав и интересов несовершеннолетнего ребенка. Они привлекаются в процесс для дачи заключения по делу с целью охраны прав и субъективных интересов ребенка в соответствии со ст. 45, 47 ГПК.

Ребенок, достигший 14-летнего возраста, участвует в судебном заседании с целью дачи согласия на свое усыновление. В случае, если ребенок по состоянию здоровья не может принять личного участия в судебном заседании, суд с учетом интересов ребенка может выяснить его мнение по месту его нахождения (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 20.04.2006 г. № 8).

Ст. 273 ГПК РФ устанавливает, помимо обязательных участников, лиц, которые привлекаются к участию в деле лишь в необходимых случаях. Среди таких участников закон выделяет родителей несовершеннолетнего ребенка, иных заинтересованных лиц, а также ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.

Родители ребенка приглашаются для участия в процессе с целью выяснения их мнения относительно усыновления, в случае, когда у суда не имеется документов, подтверждающих, что родители согласны на усыновление.

Под другими заинтересованными лицами, следует понимать опекунов (попечителей), приемных родителей (если не они подают заявление об усыновлении), руководителей детских учреждений, в которых находятся дети, супруга усыновителя, если он не участвует в усыновлении. В качестве заинтересованных лиц суд может привлечь близких родственников — бабушек, дедушек.

По результатам судебного рассмотрения заявления об усыновлении суд выносит решение: об удовлетворении заявления либо об отказе в удовлетворении (ст. 274 ГПК РФ).

При положительном разрешении вопроса, суд признает ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) и указывает в решении суда все данные об усыновленном и усыновителях (усыновителе), которые необходимы для государственной регистрации усыновления в органах ЗАГС.

Удовлетворив заявление в части установления усыновления, суд вправе отказать заявителю в записи его в качестве родителя ребенка, а также об изменении места и даты рождения ребенка.

Решение суда, согласно ст. 198 ГПК РФ, состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Учитывая специфику данной категории дел, суду необходимо особое внимание уделять мотивировочной части решения. Суд должен подробно изложить мотивы, по которым принято решение об удовлетворении (об отказе в удовлетворении) заявления об усыновлении, обозначить обоснованность усыновления, его необходимость и соответствие интересам ребенка.

В случае удовлетворения заявления права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают только с момента вступления решения в законную силу.

До принятия ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым были внесены изменения в ст. 274 ГПК РФ, действовало общее правило вступления решений в законную силу. Решение суда об усыновлении вступало в законную силу по истечении срока на обжалование. В случае если решение было обжаловано — со дня принятия постановления (определения) суда кассационной инстанции.

В настоящее время решение суда об удовлетворении заявления об усыновлении вступает в законную силу по истечении срока на обжалование решения. П. 2.1 ст. 274 ГПК РФ устанавливает специальный срок для обжалования решения — 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. Таким образом, после внесенных изменений, срок для вступления решения суда в законную силу уменьшился.

В течение 3-х дней со дня вступления решения в законную силу, суд направляет копию решения в орган ЗАГС по месту принятия решения суда для государственной регистрации усыновления. Государственная регистрация усыновления производится на основании главы V ФЗ «Об актах гражданского состояния».

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что процедура усыновления (удочерения) включает в себя множество последовательных действий, направленных на верное принятие судом решения, об обоснованности и необходимости усыновления, основываясь на приоритете обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

Отсутствие какого-либо необходимого действия со стороны усыновителей, а также органов опеки и попечительства и иных субъектов, может привести к отказу суда в удовлетворении заявления об усыновлении.

1.3. Правовые последствия усыновления (удочерения)

Установление над несовершеннолетним усыновления, в первую очередь, призвано обеспечить ребенку семейное воспитание. Помимо того, что ребенок обретает семью, у него, как и у его усыновителей (усыновителя) возникают взаимные права и обязанности.

Первым, и наиболее важным правовым последствием является то, что усыновленный ребенок и усыновители (а также его родственники) приравниваются по своему положению к родственникам по происхождению (кровным родственникам).

При этом, несмотря на то, что у усыновителей возникают родственные отношения с ребенком, это не означает, что родственные отношения возникают между усыновителем и родственниками ребенка. После вступления в законную силу решения суда об удовлетворении заявления об усыновлении ребенок утрачивает правовую связь со своими родителями и родственниками, и приобретает эту связь с усыновителями (усыновителем).

Таким образом, со дня вступления решения суда в законную силу, у усыновителей возникают права и обязанности, предусмотренные главой 12 СК РФ.

Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам). Так, например, в соответствии со ст. 87 СК РФ, дети, в отношении которых родители лишены родительских прав, освобождаются от уплаты алиментов родителям.

Также, в ГК РФ закреплены положения, в которых указано, что усыновленные дети являются наследниками первой очереди, т.к. отношения по усыновлению приравниваются к отношениям родителей и детей.

Все это направлено на то, чтобы максимально приблизить отношения между усыновителем и усыновляемым ребенком к семейный, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в новой среде и не испытывал трудностей в дальнейшей социализации.

В силу п. 3 ст. 137 СК РФ, при усыновлении ребенка одним лицом личные неимущественные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель — мужчина, или по желанию отца, если усыновитель — женщина.

Данная ситуация имеет место, когда речь идет об усыновлении ребенка отчимом или мачехой. При таком усыновлении, мать или отец не утрачивают никаких прав и обязанностей по отношению к своему несовершеннолетнему ребенку. В свою очередь у отчима (мачехи) возникают такие же права и обязанности, как и у родного родителя ребенка.

О сохранении отношений усыновляемого ребенка одним из родителей или с родственниками умершего родителя указывается в решении суда об усыновлении ребенка.

Тайна усыновления несовершеннолетних детей охраняется законом. Положения о тайне усыновления предусмотрены в СК РФ, ГПК РФ, Уголовным кодексом РФ.

Понятие «тайны усыновления» в законе не раскрыто, однако можно предположить, что под такой тайной понимаются сведения, касающиеся всего процесса усыновления. Это могут быть сведения относительно усыновляемого ребенка, усыновителей, а также о самом акте усыновления.

Сохранению тайны усыновления способствуют нормы, закрепляющие возможность записи усыновителей в качестве родителей ребенка, а также изменения фамилии, имени и отчества усыновляемого ребенка.

Спорным является вопрос о том, с какого же момента подлежит охране тайна усыновления: с момента вынесения судом решения или со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ГПК РФ, права и обязанности у лиц, как усыновителей возникают лишь после вступления решения суда в законную силу. Таким образом, охрана тайны усыновления начинается с момента вступления решения суда об усыновлении в законную силу.

Вопрос об охране тайны усыновления с момента вынесения судом решения об удовлетворении заявления об усыновлении является наиболее целесообразным, так как вступление решения в законную силу является некой формальностью, с которой закон связывает возникновение прав и обязанностей между ребенком и усыновителем.

Несомненно, в 10-дневный срок решение может быть обжаловано. Однако, даже в случае обжалования решения суда, лица, принимавшие участие в процессе усыновления, являются обладателями и носителями сведений, которые стали им известны в силу исполнения служебных обязанностей, или по иным причинам. Поэтому, даже если усыновление отменено, указанные лица не вправе разглашать сведения, касаемо каждого конкретного случая усыновления.

Тайна усыновления реализуется, главным образом, путем указания в законе, что дела об усыновлении рассматриваются в закрытом судебном заседании. В силу абз. 2 п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 20.04.2006 г. № 8, судья принимает решение о слушании дела в закрытом судебном заседании уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству и указывает об этом в определении о назначении дела к судебному разбирательству. Также, ссылка на рассмотрение дела в закрытом заседании делается в протоколе судебного заседания, а также в решении суда.

Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

Помимо того, что законом предусмотрена невозможность нахождения в зале судебного заседания посторонних лиц, закон обязывает судью предупредить лиц, участвующих в деле об уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления.

В соответствии со ст. 155 УК РФ, уголовно-наказуемым является разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя совершенное лицом, обязанных хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений.

По мнению А.И. Чучаева, под разглашением тайны усыновления понимается раскрытие кому-либо (усыновленному, настоящим родителям, соседям, знакомым) конфиденциальной информации об усыновлении (удочерении) независимо от формы сообщения (как устно, так и письменно).

Способ раскрытия тайны усыновления законом не оговаривается, ведь способ виновным лицом может быть выбран совершенно любой. Тайна усыновления может быть раскрыта путем придания огласке, оповещения, рассказа, демонстрации документов. В каждом конкретном случае суд должен установить, направлено ли действие лица на разглашение тайны усыновления или имеет какое-либо иное значение.

Преступление, предусмотренное ст. 155 УК РФ, считается оконченным с момента передачи информации об усыновлении кому бы то ни было. Не имеет значения, кому такая информация может быть передана: усыновленному ребенку или же посторонним лицам. Законодатель прямо указывает на то, что данное преступление должно быть совершено из корыстных, низменных или иных низменных побуждений. Принимать решение о сообщении усыновленному ребенку, а также иным лицам об усыновлении является делом субъективным. Тайну усыновления по степени ее защиты можно приравнять к личной, семейной тайне, а потому, она не может быть раскрыта кому-либо без согласия усыновителей.

В обеспечение прав, как усыновляемых детей, так и их родителей, законом предусмотрена возможность отмены усыновления.

Отмена усыновления является единственным способом прекращения отношений по усыновлению между ребенком и усыновителем.

В силу п. 1 ст. 140 СК РФ, отмена усыновления ребенка производится в судебном порядке, по правилам искового производства. СК РФ не закрепляет исчерпывающего перечня оснований, по которым допускается отмена усыновления. Среди таких оснований:

1) уклонение усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей;

2) злоупотребление родительскими правами;

3) жестокое обращение с усыновленным ребенком;

4) хронические заболевания алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией.

При этом суд вправе отменить усыновление и по другим основаниям исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения.

Так, в 2008 г. Нижегородский областной суд оставил без изменения решение Арзамасского городского суда Нижегородской области об отказе в отмене усыновления. Обстоятельства дела были следующими.

Истец обратился в суд с иском к ответчице об отмене усыновления, указывая, что в 1994 г. вступил в брак с Ш.Н.А.. В 1998 г. истец согласился усыновить сына ответчицы В., с присвоением ему фамилии и отчества истца. В 2002 г. стороны брак расторгли и Ш.Н.А. с сыном В. проживает отдельно, каких-либо отношений они не поддерживают.

Решением суда от 28.01.2008 г. Ш.М.И. было отказано в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе Ш.М.И. поставлен вопрос об отмене решения, поскольку судом были допущены существенные нарушения норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Судебная коллегия не может согласиться с доводами, изложенными в кассационной жалобе Ш.М.И. и кассационном представлении прокурора по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 141 СК РФ усыновление ребенка может быть отменено в случаях, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией.

Суд вправе отменить усыновление ребенка и по другим основаниям исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. Из дела следует, что Ш.М.И. и Ш.Н.А. состояли в зарегистрированном браке, который 15 августа 2002 г. расторгнут. 21 октября 1998 г. Ш.М.И. был усыновлен сын Ш.Н.А. от первого брака — В., 1991 года рождения, которому было присвоено отчество и фамилия усыновителя.

Из заключения, данного представителем органа опеки и попечительства в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, следует, что отмена усыновления противоречит интересам В., который возражает против исковых требований Ш.М.И.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что, отказывая в удовлетворении заявленных Ш.М.И. требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для отмены усыновления в данном случае не имеется, поскольку действующим законом в части усыновления не предусмотрено такое основание отмены усыновления как прекращение брака и личных взаимоотношений между бывшими супругами и детьми, место жительство которых при расторжении брака родителей, изменилось.

Судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательным образом были исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.

Доводы кассаторов подлежат отклонению в силу вышеизложенного, как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

Таким образом, даже при отмене усыновления суд действует исключительно в интересах ребенка, исходя из того, не будут ли нарушены права ребенка и его законные интересы, в случае, если за усыновителями сохранятся права и обязанности, установленные решением суда.

В судебном заседании по иску об отмене усыновления, в силу п. 2 ст. 140 СК РФ, обязаны присутствовать органы опеки и попечительства, а также прокурор. Эти субъекты дают свою оценку сложившейся ситуации, анализируют, насколько отмена усыновления целесообразна и не затронет права и законные интересы ребенка.

Усыновление прекращается, по общему правилу, со дня вступления решения суда в законную силу. Согласно ГПК, решение суда вступает в законную силу по истечении срока на обжалование (30 дней).

В 3-дневный срок после вступления решения суда в законную силу, суд обязан направить в орган ЗАГС выписку из решения суда об отмене усыновления по месту государственной регистрации усыновления.

Правом требовать отмены усыновления обладают: родители ребенка; усыновители; усыновленный ребенок, достигший возраста 14 лет; органы опеки и попечительства; прокурор.

Ситуация когда родители ребенка могут заявить об отмене усыновления возможна в случае, когда родители не были поставлены в известность об усыновлении, а также в случае, когда родители не давали своего согласия на усыновление и желают сами воспитывать своего ребенка.

Однако не стоит забывать, что нередки ситуации, когда мать отказывается забрать своего ребенка из медицинского учреждения, письменно уведомляя об этом руководство данного учреждения. В таком случае, суд должен наиболее тщательно выяснить мотивы, побудившие впоследствии мать ребенка требовать отмены усыновления, поставить вопрос о соответствии отмены усыновления интересам ребенка, а также готовность и способность матери самостоятельно осуществлять воспитание несовершеннолетнего ребенка.

Что касается случаев, когда инициаторами отмены усыновления являются усыновители, то, по мнению А.М. Нечаевой, законодатель предвидел, что отношения между усыновителем и усыновленным могут не сложиться по самым разным причинам. Такое право предоставляется усыновителю с учетом его собственных интересов, поскольку цель усыновления в данном случае достигнута не будет. Поэтому, в целях недопущения прав и законных интересов ребенка, усыновители могут поставить вопрос об отмене усыновления.

Так, решением Заводского районного суда города Новокузнецка в 2002 г. было удовлетворено требование гражданки США об отмене удочерения отмене несовершеннолетней П., 1996 г.р. — воспитанницы детского дома. Основанием к отмене удочерения послужило отсутствие положительного психологического контакта между усыновительницей и ребенком, ребенок не воспринимал усыновительницу как мать, вел себя неадекватно по отношению к ней. Усыновительница, в данном случае, правильно пришла к выводу об отмене усыновления, так как при отсутствии между «родителем» и ребенком психологического контакта, а также отсутствие взаимопонимания не может способствовать достижению цели, на которую ориентировано усыновление.

Ребенок, достигший возраста 14 лет, также может стать инициатором отмены усыновления. Самостоятельно обратиться в суд ребенок не может, однако он может уведомить органы опеки и попечительства, прокурора, родственников о желании отменить усыновление. Речь о такой инициации может идти, когда ребенок знает о том, что он усыновлен. В таком случае, решение о необходимости подачи искового заявления принимает прокурор или орган опеки и попечительства.

Таким образом, закон допускает, что в случае, когда усыновление противоречит интересам ребенка, создает препятствия для соблюдения его прав и законных интересов, усыновление может быть отменено.

Отмена усыновления влечет за собой, в первую очередь, утрату взаимных прав и обязанностей между усыновленным и усыновителем. При этом, восстанавливаются отношения с кровными родителями и родственниками ребенка, если это отвечает интересам ребенка. Но восстановление таких отношений происходит только в случае, если того требуют интересы ребенка, о чем должно быть прямо указано в решении суда об отмене усыновления.

В случае, когда суд удовлетворяет иск об отмене усыновления, ребенок передается на воспитание родителям, или на попечение органа опеки и попечительства. Законом также установлено ограничение отмены усыновления: не допускается отмена усыновления в случае, если к моменту предъявления требования ребенок достиг возраста 18 лет. Это связано с тем, что по достижении совершеннолетия у лица возникает полная дееспособность, и соответственно, ребенок становится самостоятельным субъектом права. Также, в силу п. 2 ст. 61 СК РФ, родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия). Таким образом, ребенок больше не нуждается в родительской опеке, следовательно, и отмена усыновления является нецелесообразной и не несет в себе необходимости.

Подводя итог, нужно сказать, что роль института усыновления в РФ значительно выше, чем кажется на первый взгляд. Реализуя принцип семейного воспитания, государство старается обеспечить детей необходимой заботой, добротой и, главное, семьей.

Тайна усыновления охраняется государством. Так, нормы о недопущении разглашения тайны усыновления предусмотрены семейным и уголовным законодательством. Однако законом четко не определено, с какого именно момента, сведения, относящиеся к тайне усыновления (удочерения) детей подлежат правовой охране. Таким моментом целесообразно считать момент вынесения судом решения, а не момент вступления решения в законную силу.


Страницы:   1   2   3   4


 

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите Ваш номер WhatsApp:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
WhatsApp
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Напишем вам на whatsapp, без звонков
Перезвоним вам для уточнения деталей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *