2.3. Ответственность сторон по договору возмездного оказания медицинских услуг
В настоящее время в российском законодательстве предусмотрено несколько разновидностей юридической ответственности за правонарушения в сфере охраны здоровья граждан, среди которых особое место отводится гражданско-правовой ответственности, суть которой заключается в том, что лицо принуждается к несению отрицательных имущественных последствий, а ее основным признаком является полное возмещение вреда. Следует заметить, что гражданско-правовая ответственность носит имущественный и компенсационный характер, поскольку целью такой ответственности является восстановление имущества потерпевшего. Гражданское правонарушение, при этом, представляет собой нарушение правовых норм в сфере имущественных отношений, а также связанных с ними личных неимущественных отношений, ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств или их неисполнение .
Правовым основанием гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, в том числе за вред, причиненный за ненадлежащее оказание медицинской помощи, являются нормы главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. В ст. 1064 Кодекса законодатель подчёркивает, что вред, который был причинен личности, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Таким образом, законодатель в рамках названной гражданско-правовой нормы устанавливает принцип генерального деликта .
Под формами ответственности по договору оказания медицинских услуг подразумевается, гражданско-правовая ответственность в виде санкций связанная с дополнительными обременениями для правонарушителя, т.е вызывают для нарушителя отрицательные последствия в виде лишения субъективных гражданских прав либо возложения новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей.
М.И. Брагинский пришел к выводу, что любая санкция до нарушения договора носит характер стимула к надлежащему исполнению обязательств. В то же время как О.С. Иоффе и Н.Д. Егоров считают, что к мерам ответственности за нарушение обязательства относятся не только возмещение убытков и уплата неустойки, но и потеря задатка и различные санкции, применяемые в обязательствах отдельных видов .
Б.И. Пугинский полагает, что меры ответственности подразделяются на:
1) возмещение убытков;
2) неустойку (штраф, пеню);
3) меры конфискационного характера (конфискация, обращение в доход государства полученного или причитавшегося по сделке, совершенной с целью, заведомо противной интересам государства и общества, безвозмездное изъятие бесхозяйственно содержащегося имущества);
4) отдельные нетипичные меры ответственности (например, проценты за пользование чужими денежными средствами) .
Для рассмотрения гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный ненадлежащим оказанием медицинской помощи, необходимо также обратиться к положениям ст. 1068 ГК РФ, в которой обозначена обязанность юридического лица либо гражданина возместить вред, который был причинен его работником при исполнении трудовых обязанностей (так называемый специальный деликт). Под действие данной нормы подпадают и работники медицинских организаций. Однако стоит заметить, что в деятельности медицинских учреждений довольно часто используются вещества (например, анестезия, лекарственные вещества и т.д.), предметы (лазерные установки, аппараты рентгена и т.д.), препараты (сильнодействующие лекарственные препараты), которые представляют собой источники повышенной опасности. Если применяемые работником медицинского учреждения методы и средства будут признаны судом источником повышенной опасности, то в данном случае ответственность будет нести само учреждение, как владелец источника повышенной опасности в соответствии с положениями ст. 1079 ГК РФ .
Под общими основаниями гражданско-правовой ответственности в целом понимается система условий, в своей совокупности образующих состав гражданского правонарушения. ГК РФ в качестве единственного основания наступления гражданско-правовой ответственности выделяет вину причинителя вреда. Однако из доктринального определения оснований гражданско-правовой ответственности видно, что под основаниями понимается система условий, необходимых и достаточных для привлечения нарушителя к ответственности.
Как подчёркивает А. М. Абуталипова, основаниями (условиями) ответственности являются три объективных условия: наличие вреда у потерпевшего, противоправность действий причинителя вреда (бездействия), причинная связь, а также субъективное условие – вина причинителя вреда .
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Потребитель вправе потребовать возмещение убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги исполнителем не устранены, потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков.
Требования о возмещении таких убытков, возникших в связи с некачественными медицинскими услугами, как: расходы на усиленное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторнокурортное лечение, включая стоимость проезда (при необходимости не только пострадавшего, но и сопровождающего лица), приобретение специальных транспортных средств, расходы на обслуживание потерпевшего в быту (стирка, уборка жилья и т.п.).
Потерпевшему, нуждающемуся в нескольких видах помощи, возмещаются расходы на все виды помощи. А так же, возмещения вреда здоровью причиненного жизни и (или) здоровью граждан при оказании медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в полном объеме.
Исполнитель может быть освобожден от возмещения вреда в случае, если докажет, что вред причинен не по его вине. Компенсацию морального вреда имеет потребитель, которому оказаны некачественные медицинские услуги, а в случае его смерти – родственники.
Определение Верховного суда РФ от 25 февраля 2019 г. N 69- КГ18-22 – в случае причинения потребителю морального вреда (нравственных и физических страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, в числе которых право гражданина на охрану здоровья, право на семейную жизнь, потребитель вправе потребовать денежной компенсации указанного вред.
Ответственность имущественного характер в случае некачественного оказания услуг медицинского характера со стороны непосредственно исполнителя может быть в следующих видах:
— устранение на безвозмездной основе все некачественных показателей в части оказанной пациенту услуги;
— секвестрование суммы договора за услуги;
— повторное оказание медицинской услуги;
— возмещение пациенту всех затрат финансового характера.
С точки зрения законодательства в части определения гражданско-правовой ответственности, которая наступила в связи с причинением вреда здоровью пациента, то данная нормативно правовая регламентация закреплена в главе 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. С точки зрения же фактического определения ответственности – вред, который фактически и был причинён пациенту, обратившемуся за помощью в клинику. Вред, однако, является не единственным основанием возникновения гражданско-правовой ответственности. Помимо этого, условиями деликтной ответственности медицинской организации являются также:
— противоправность поведения непосредственного причинителя вреда в форме неисполнения или ненадлежащего исполнения работником медицинского учреждения возлагаемых на него обязанностей;
— наличие обоснованной связанности вреда и противоправности;
— вина;
— правовая связь в форме трудовых отношений медицинского работника, причинившего вред, с медицинским учреждением.
Вред, причиненный пациенту в сфере медицинской деятельности, обладает рядом специфических особенностей:
— существует специфика субъектного состава;
— объект правонарушения – жизнь и здоровье, физическая неприкосновенность и индивидуальность;
— как правило, он причиняется правомерным поведением медицинского персонала.
В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, которые были утверждены Постановлением Правительства РФ от 04 октября 2012 г. № 1006 . Несмотря на то, что в названных Правилах перечислен широкий спектр предоставляемых услуг, многие эксперты сходятся во мнении, что данный список весьма ограничен, а что касается гражданско-правовой ответственности медицинских работников, то стоит заметить, что в рамках названного Постановления положения об этом виде юридической ответственности носят далеко неконкретный характер. При определении вреда, причиненного здоровью пациента, необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека» .
В названном нормативном правовом акте данный вред трактуется законодателем как нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды.
Сам факт возникновения противоправности в рамках поведения того, кто причиняет вред – презюмируется. В таком случае, причинение вреда выступает как противоправное деяние, в случае, если иные нормы не предусмотрены законодательной базой. Противоправность действий исполнителем в данном случае представляет собой правонарушение в области действующих норм права, регулирующих деятельность медицинских учреждений, кроме того – нарушение субъективного права пациента .
Алгоритм действий врача при осуществлении лечения различных видов заболеваний закреплен в различных нормативных стандартах для реализации медицинских услуг, которые разрабатываются с привлечением докторов и ассоциаций медицинских работников. Минздрав России на данный момент ведет активную работу в части модернизации всех нормативных стандартов, для устранения своего рода коллизий. Стоит подчеркнуть, несмотря ни на что, данные стандарты не могут полностью обеспечить содержательную часть организации лечебной и диагностической помощи пациенту, но они могут послужить важным вспомогательным материалом – шаблоном для ее оказания. Такие справочные материалы в любом случае содержат в себе основополагающие положения в медицинском процессе и регулируют данную сферу.
Необходимо проанализировать и возникновение связи причинного характера, которая возникает между поведением противоправного действия и вредом. Объективно проведенные результаты экспертизы судебно-медицинской направленности, а также определение причин данной связи – ключевые моменты.
Деликтная ответственность в рамках выше обозначенного вмешательства может возникнуть в случаях формирования причинной связи: противоправность в деяниях и приводит к развитию вреда. К тому же, причиной, в результате которой и наступает возникновение вреда здоровью пациента – противоправное деяние.
Согласно действующему нормативному обеспечению, под виной понимается непосредственно психическое отношение субъекта к своему действию или же бездействию.
Кроме того, предусмотрены случаи, при которых ответственность может наступить и без вины. Таким примером будет являться причинение вреда здоровью источником повышенной опасности – оборудование, которое используется для проведения диагностических или профилактических медицинских услуг потребителю данных услуг.
В сфере осуществления медицинских услуг к источникам повышенной опасности могут быть отнесены также рентгеновские установки, лазерные аппараты, ядовитые, наркотические, сильнодействующие лекарственные средства. Субъективными препятствиями со стороны больных, ведущими порой к неблагоприятному исходу, являются допускаемая ими грубая неосторожность (нарушение режима, изменение доз препаратов, самолечение).
Согласно п. 2 ст. 1083 ГК РФ, если грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда, размер возмещения должен быть уменьшен. Необходимо отметить, что в гражданском законодательстве отсутствует понятие грубой неосторожности потерпевшего.
В соответствии с п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 26 января 2010 г. «вопрос о том, является ли допущенная потерпевшим неосторожность грубой, в каждом случае должен решаться с учетом фактических обстоятельств дела (характера деятельности, обстановки причинения вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего, его состояния и др.)» .
Так, например, из мотивировочной части Апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 25 апреля 2013 г. по делу № 33-2370/2013 г. усматривается, что судебная коллегия не может согласиться с доводами ответчика об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований, так как в его действиях имеется грубая неосторожность. Судебная коллегия приходит к выводу, что назначение и прием заявленных лекарственных препаратов какого-либо негативного влияния на исход заболевания у Л. Не оказали, в связи с чем его бездействие после обращения за медицинской помощью и проведенного лечения не может быть расценено судебной коллегией как грубая неосторожность.
В сфере медицинской деятельности возможно говорить о грубой неосторожности пациента лишь в том случае, когда он, будучи осведомленным о том, чего не следует делать (или, наоборот, необходимо сделать), пренебрегает полученной информацией или поступает вопреки данным ему рекомендациям. Примерно такое же мнение о сути грубой неосторожности высказывается судами общей юрисдикции при разрешении гражданских дел. Так, в решении Октябрьского районного суда г. Владимира от 27 июня 2017 г. по делу № 2-378/2017 отмечается, что «…грубая неосторожность предполагает предвидение потерпевшим большой вероятности наступления вредоносных последствий своего поведения и наличие легкомысленного расчета, что они не наступят» .
Представляется необходимым в целях недопущения возможных судебных ошибок разработать понятие грубой неосторожности пациента и закрепить ее на уровне федерального законодательства в рамках соответствующей статьи Гражданского кодекса РФ.
Вред, причиненный жизни или здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий. Формат организации восстановительных процедур в части нарушенного права может быть проведен по следующей процедуре: письменная претензия от заказчика к исполнителю с обоснованием недостатков выполненной услуги медицинского характера. Если между сторонами возникает спор на данную тематику и не представляется возможным найти выход из ситуации без привлечения независимых лиц, то потребитель на полном основании имеет право на обращение к организации экспертного характера, которая способна провести независимую экспертную оценку качества предоставляемой потребителю услуг до обращения сторон в судебные инстанции. В таком случае потребитель должен в обязательном порядке оповестить медицинское учреждение об экспертизе.
Кроме того, у потребителя есть право на ходатайство в процессе судопроизводства о назначении к проведению данной независимой экспертизы. Потребитель может написать свои требования в исковом заявлении и обратиться в судебную инстанцию.
В рамках вышеизложенного, стоит отметить, что оказание профильными учреждениями услуг в сфере медицинского обеспечения человека, в части нормативно правового регулирования требует дополнительных разработок в целях точечного законодательного регулирования, так как область медицины является достаточно специфической со своими особенностями, так как непосредственно увязана на вмешательстве в здоровье человека в части его медицинского обследования или лечения.
Необходим законопроект регулирующий возмездное оказание медицинских отношений врача и пациента.
Итак, представляется необходимым понимать под грубой неосторожностью пациентов их поведение, характеризующееся явным пренебрежением и игнорированием доведенных в установленном порядке необходимых требований внимательности, осмотрительности и безопасности, обусловившее причинение вреда их жизни или здоровью при проведении медицинского вмешательства.
Таким образом, содержание договора возмездного оказания медицинских услуг образует перечень прав и обязанностей его участников. Предметом в договоре по оказанию медицинской услуги является определенное благо для получателя медицинской услуги или ее конечный результат, а сам процесс предоставления услуги (действия исполнителя). Цена медицинской услуги, как правило, устанавливается исполнителем в одностороннем порядке, исходя из ее характера, объема и учитывая рыночные цены на аналогичные услуги. Одним из существенных условий договора о предоставлении медицинских услуг является надлежащее качество услуг. Качество медицинской услуги зависит от многих факторов, среди которых можно выделить: профиль медицинского учреждения, профессиональная компетенция врача и его добросовестное отношение к своим обязанностям, правильность выбранных им методов лечения, оснащенность медицинского учреждения современной техникой и тому подобное.
Глава 3. Актуальные вопросы защиты прав граждан при оказании возмездного оказания медицинских услуг и перспективы развития отечественного законодательства
3.1. Практика и проблемы защиты прав граждан при оказания возмездного оказания медицинских услуг
Проблемы качества медицинской помощи в РФ, в том числе качества медицинских услуг, относятся к числу «пронзительных», несмотря на создание для их решения вполне надежной законодательной основы. Прежде всего, фундамент для этого заложен в ст. 7 и 41 Конституции РФ, в которой не просто провозглашено, но и гарантируется право на охрану здоровья как естественное неотчуждаемое право человека, принадлежащее ему с рождения и относящееся к числу основных социально-экономических прав.
Представляется, что во многом именно данные нормы Конституции послужили импульсом для масштабной работы над проблемой качества медицинской помощи. Принятие 28 июня 1991 г. (с важными изменениями, внесенными в 1993 г.) Закона РФ «О медицинском страховании граждан» № 1499-1, который, в частности, установил, что обязательное медицинское страхование является составной частью социального страхования, а также принятие 22 июля 1993 г. первого в РФ законодательного акта – «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 было началом серьезной работы по обеспечению качества медицинской помощи. Что касается действующего законодательства, то, во-первых, качество медицинской помощи является одним из основополагающих принципов здравоохранения, закрепленных в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ.
В данном Законе имеется целый ряд более конкретных норм, прямо направленных на обеспечения оказания на территории РФ качественной медицинской помощи, в том числе медицинских услуг. Достаточно сказать, что в соответствии со ст. 64 данного Закона в системе здравоохранения и обязательного медицинского страхования предусмотрена экспертиза качества медицинской помощи, которая проводится с целью нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе при оценке своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации степени достижения запланированного результата.
Так, закрепление на федеральном уровне в законодательных нормах определенных критериев оценки предоставления медицинских услуг в качественном формате, которые и разграничили на отдельные группировки заболевания, на основании имеющегося порядка и утвержденных составов. А также не стоит забывать про рекомендации и протоколы клинического формата при организации лечения. Соблюдение таких рекомендаций и выступает своего рода в качестве гаранта качества.
Уместно обратить внимание на то, что указанные документы разрабатываются и утверждаются с широким участием профессиональных ассоциаций врачей и фармацевтических работников, что само по себе исключает непрофессионализм и формальный подход к выработке критериев оценки качества медицинской помощи, а следовательно, дает надежду на его улучшение хотя бы в перспективе. Если прибавить к сказанному, что в рамках обязательного медицинского страхования также на уровне закона предусмотрена экспертиза качества медицинской помощи (ст. 41 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ), то можно прийти к выводу о том, что в настоящее время в РФ в принципе сложилась довольно четкая система управления качеством медицинской помощи.
Не лишне отметить, что значение относительной самостоятельности двух систем управления качеством медицинской помощи – в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования – ни в коей мере не следует преувеличивать, поскольку в обеих названных сферах хотя и с учетом специфики их деятельности, но решается одна задача: обеспечение населения доступной, своевременной и качественной медицинской помощью. Представляется вполне оправданным вывод о наличии по существу двух подсистем единой системы управления качеством медицинской помощи. Правомерной является постановка вопроса: насколько распространяется данная система на сферу оказания медицинских услуг? Ответ мы находим путем сопоставления понятий «медицинская помощь» и «медицинская услуга». До недавнего времени, а именно до принятия действующего закона об основах охраны здоровья, данный вопрос был достаточно дискуссионным.
В настоящее время эти понятия достаточно четко разграничены. Статья 2 ФЗ РФ от 21.11. 2011 № 323-ФЗ определяет медицинскую помощь как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) на восстановление здоровья, и включает в себя предоставление медицинских услуг. Медицинская услуга определяется как медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний (состояний), медицинскую реабилитацию, и имеет самостоятельное законченное значение.
Как мы видим, эти понятия в настоящее время уточнены и соотносятся друг с другом с позиций формальной логики как родовое («медицинская помощь») и видовое («медицинская услуга»). Вполне закономерен также вопрос: не являются ли идентичными понятия «медицинские услуги» и «услуги в сфере охраны здоровья»? Ответ на данный вопрос содержится в ст. 84 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ, регламентирующей на законодательном уровне отношения по оказанию платных услуг в сфере охраны здоровья. В ч. 1 данной статьи предусматривается оказание платных как медицинских, так и иных услуг, не являющихся медицинскими (транспортных, сервисных и т. П.). Сразу следует оговориться, что проблемы ответственности за качество предоставления немедицинских услуг не входят в предмет исследования в данной работе.
Наконец, большое значение для установления параметров настоящего исследования имеет вопрос о разграничении понятий «медицинские услуги» и «платные медицинские услуги». Дело в том, что не только в обыденном правосознании простого потребителя, но и в профессиональном правосознании опытного юриста довольно прочно укоренилось мнение о том, что само понятие «услуга» предполагает возмездность, которая многими авторами включалась в систему признаков услуги в целом и медицинской услуги в частности. В принципе такое понимание услуги как объекта гражданских прав основывалось на законе (глава 39 ГК РФ).
Включение возмездности в число обязательных признаков услуги основывалось также на определении понятия «потребитель», сформулированного в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» № 2300-1. Потребителем признается физическое лицо, приобретающее (заказывающее) или намеренное приобрести (заказать) товар, работу или услугу для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных потребностей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Лишь с недавнего времени, когда в российском обществе рыночные начала стали, образно говоря, «зашкаливать», когда недоверие населения к бизнесу и к власти стало едва ли не массовым, назрела необходимость внедрения в гражданское право социальных начал, сближения частно-правовых и публично-правовых элементов гражданско-правового регулирования общественных отношений, понятие «услуга» существенно расширилось.
«Первой ласточкой» в этом отношении явился Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Правда, к чести российской цивилистической доктрины следует сказать, что речь не только о возмездном, но и о безвозмездном оказании услуг велась еще до появления в свет указанного Закона.
В настоящее время на основании систематического толкования законов «О защите прав потребителей» и «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснил, что существующие интересы и права граждан, которые имеют право на социальную помощь от государства и которые ее используют в рамках обеспечения себя товаром или услугами, подлежат защите в установленном законом порядке (защита потребителе).
Само требование предъявляется или исполнителю услуг, или изготовителю товара. Кроме того, данное Постановление содержит нормы, которые разъясняют применение законодательных норм о защите потребительских прав в отношении медицинского обеспечения человека, оказываемые на безвозмездном или платном началах, а также в рамках договорных отношений, заключаемых непосредственно с потребителями. Такие договоры в настоящее время заключаются на основании ст. 84 ФЗ РФ от 21.11.2011 № 323- ФЗ и Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 года № 1006 10. В Правилах подчеркивается, что они разработаны в соответствии со ст. 84 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и ст. 39.1 Закона РФ «О защите прав потребителей». Чтобы завершить явно затянувшуюся вступительную (или подготовительную) часть нашего исследования, остается обсудить последний вопрос: о понятии качества медицинских услуг.
Однако в первую очередь необходимо рассмотреть более важный вопрос: о понятии качества медицинской помощи как базовое, на котором, как представляется, должно строиться понятие качества медицинских услуг в более конкретном их значении. В лексиконе как медиков, так и юристов понятие «качество медицинских услуг» привычно употреблять при нарушении условий договора об их предоставлении, когда ответственность за их некачественное оказание не выходит за рамки договорной.
Когда же возникает вопрос об ответственности за вред, причиненный жизни и (или) здоровью пациента, принято говорить о качестве медицинской помощи. Ни один из названных выше законов не содержит легального определения качества медицинской помощи, что представляется вполне понятным и оправданным, так как вряд ли можно дать точное, емкое и в то же время достаточно лаконичное определение данного понятия, пригодное для законодательного закрепления, судя по тому, как определяются критерии его оценки в ст. 64 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В то же время опасность неточного, а тем более неполного законодательного определения представляется гораздо серьезнее, чем его отсутствия в законе, так как любые неточности в данном вопросе повлекут разноречивое его понимание в практике, что чревато социальной напряженностью. Тем не менее, как отмечалось выше, в ст. 64 ФЗ об охране здоровья все же имеются достаточно конкретные критерии оценки качества медицинской помощи. На их основе в принципе можно выработать пригодное для научных целей и практического применения определение ее качества. Для решения проблемы выработки необходимых и достаточных критериев оценки качества медицинской помощи неоценимое значение имеет опыт работы по обеспечению качества медицинской помощи, в том числе проведения экспертизы качества медицинской помощи, обобщенный в специальном монографическом исследовании, хотя и проведенном задолго до принятия действующего законодательства об охране здоровья и об обязательном медицинском страховании, но, как представляется, до сих пор не утратившем своей научной и практической значимости.
В данной книге предлагается 4 критерия оценки деятельности медицинской организации при проверке качества медицинской помощи данной организацией в целом, которые могут учитываться при решении вопроса о заключении с ней договора об оказании и оплате медицинской помощи (ст. 39 ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
Такими критериями являются: квалификация и компетентность медицинского персонала; использование медицинских и иных материальных ресурсов; контроль степени риска; удовлетворенность пациентов медицинским обслуживанием. Таким образом, индикаторами качества оказания медицинской помощи в данной конкретной медицинской организации являются: рациональность, экономическая эффективность (речь идет об использовании ресурсов), безопасность, результативность, доступность, своевременность (данные индикаторы касаются непосредственно медицинской помощи). Таким образом, качество медицинской помощи определяется как свойство процесса взаимодействия врача и пациента, определяемое состоянием его существенных признаков: выполнением медицинских технологий, риском прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и (или) возникновения нового патологического процесса, оптимальностью использования ресурсов здравоохранения, удовлетворенностью потребителей медицинской помощи.
При обращении за получением медицинских услуг потребитель еще более уязвим, чем при предоставлении иных услуг, поскольку в данном случае речь идет о его здоровье или здоровье членов его семьи. При этом Закон РФ «О защите прав потребителей» при всех его положительных сторонах не различает разновидности услуг (бытовые, образовательные и др.), действует одинаково для всего их многообразия, представленных на российском рынке. Поэтому зачастую возникают проблемные ситуации при применении данного нормативного правового акта в различных видах деятельности, в частности, в сфере предоставления медицинских услуг.
В частности, у коммерческой медицины появляется вопрос, который можно обозначить следующим образом – каким образом в правовом поле урегулировать отношения с пациентом, чтобы строго соблюдать право каждого гражданина на качественную медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), и одновременно защитить свои интересы как коммерческой медицинской организации, в том числе, целью которой является именно извлечение прибыли .
Рассматривая данный вопрос, можно уверено сказать, что в Российской Федерации имеет место лишь один нормативный документ, регламентирующий предоставление возмездных услуг потребителям – это Закон РФ «О защите прав потребителей». Однако существенной проблемой выступает единообразие применения данного документа для любого вида услуг. Так регламентация услуг по пошиву одежды ничем не отличается от оказания стоматологических услуг. В связи с указанным, возникают случаи, когда Закон РФ «О защите прав потребителей» невозможно применить к ряду правоотношений .
Рассмотрим на примере ст. 27 указанного нормативного правового акта. Согласно указанной норме, исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен. Теперь необходимо обратиться к Постановлению Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» . Данный документ не содержит конкретных сроков предоставления медицинских услуг. Только в пп. «д» п. 17 указано, что договор оказания платных медицинских услуг должен содержать информация о сроках их предоставления.
Таким образом, в медицине нет четких и однозначных сроков предоставления услуг, которые можно было определить какой-либо датой или временным отрезком. Однако ч. 2 ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей» указывает на необходимость соблюдения данного момента. Для оказания медицинских услуг это объективно невозможно в связи со следующим:
— срок оказания таких услуг зависит от времени обращения потребителя (пациента) в медицинское учреждение (начало срока зависит исключительно от воли потребителя и не может быть зафиксировано);
— специфика объекта оказания услуг – человеческий организм, который индивидуально реагирует на различные манипуляция (срок окончания предоставления медицинской услуги также очень сложно спрогнозировать и установить).
При этом ч. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает право потребителя взыскать неустойку за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена – общей цены заказа. Тут может возникнуть абсурдная ситуация .
Например, для проведения реабилитационных мероприятий после тяжелого течения болезни, связанной с коронавирусной инфекции, ориентировочно необходимо 3-4 месяца. Но бывают случаи, когда требуется период больше полугода. То есть, учитывая положения нормативного акта, потребитель может потребовать неустойку в размере до 90% от стоимости предоставленной услуги .
В данном случае принцип разумности и справедливости просто не действует. Полное «перетягивание одеяла» осуществляет потребитель, который получает качественную услугу в сроки, которые позволяет его организм, и бонусом еще неустойку (дополнительное материальное вознаграждение). Найти выход из данной ситуации с возможностью злоупотребления со стороны потребителя можно.
В договоре на оказание медицинских услуг требуется указывать начало срока предоставления услуги – дату обращения пациента в соответствующее медицинское учреждение. Данное включение в договор защитит исполнителей медицинских услуг от претензий Роспоребнадзора. Все последующие сроки фиксировать ориентировочно, обязательно информировать потребителя о них и при возникновении необходимости об их продлении. Используя такой подход можно соблюсти сразу и ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
2. Рассмотрим теперь ст. 30 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. Данное положение закона относится к комплексным договорам на медицинскую помощь, которые включают выполнение работ и оказание услуг одновременно (например, стоматологические услуги) . Неясность состоит в том, что нормативный акт говорит нам о назначении срока для устранения недостатков именно потребителем, а не о договорные сроках, согласованных сторонами. Несмотря на то, что договор на оказание медицинских услуг является публичным по смыслу ст. 426 ГК РФ, к нему применяются общие принципы договорного регулирования, такие как равноправие сторон договора, свобода договора .
В связи с указанным использование термина «назначение» противоречит основным гражданско-правовым основам. Также сложность в понимании вызывает момент о том, что потребитель является лицом, которое не обладает специальными познаниями в медицинской сфере, следовательно, не сможет установить разумный и адекватный срок для устранения недостатков оказанной медицинской услуги (работы).
3. Рассмотрим понятие качества услуги на примере ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей». Данная норма предусматривает обязанность исполнителя оказать потребителю услугу такого качества, которая установлена договором между ними. При этом, если в договоре отсутствует указанное условие, то услуга должна быть предоставлена согласно обычно предъявляемым требованиям.
Следует понимать, что медицинская услуга имеет сложную природу, определить категории ее качества, установление гарантийного срока, практически невозможно. Конечно, у потребителя может возникать вопрос о том, за что он вносит денежные средства, каков будет результат и его долговечность. Попытаемся разобраться в специфике медицинской услуги. Статья 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» содержит фразу о применении к такой услуге требований, которые обычно предъявляются . Статья 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ предусматривает определение медицинской помощи – комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Иными словами, качество медицинской помощи состоит в ее оперативности, анализа методов лечения, выбора единственно верного и получения положительного результата, на который был ориентир при начале ее оказания.
Спорный момент возникает при проведении знака равно между качеством медицинской помощи, медицинских услуг и их результатом. Имеется позиция Конституционного суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 № 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью «Агентство корпоративной безопасности» и гражданина В.В. Макеева»), согласно которой результат оказания услуги даже в одинаковых группах услуг всегда различен, предсказать его бывает сложно или запланированный результат бывает недостижим.
Более того, такая ситуация возможна не только по субъективным, но и по объективным причинам. Данную позицию легко спроектировать на медицинские услуги, поскольку их результат часто нельзя потрогать, подвергнуть независимой оценке. Окончательный эффект зависит от профессиональности действий не только исполнителя, но внимательности и осторожности потребителя (пациента). Например, после операции, которая прошла очень успешно, если пациент сразу встанет, начнет вести привычный образ жизни без оглядки на установленные ограничения, то эффективность действий врачей будет сведена к минимуму.
Таким образом, качество медицинской услуги нужно определять не столько степенью достижения результата, а исполнением всех требований и стандартов для конкретной услуги. При этом есть случаи, когда медицинская услуга может иметь гарантийный срок. Например, если действия имеют материализованный результат, такой как установка протеза. Как и любая вещь, товар имеет срок службы при правильной установке и эксплуатации. 4. Рассмотрим понятие непреодолимой силы на примере потребительских отношений.
Так ч. 4 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что исполнитель отвечает за недостатки услуги или работы, на которые установлен гарантийный срок, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы. При этом понятие непреодолимой силы в институте по защите прав потребителей отсутствует .
Следовательно, применяем аналогию закона и ч. 3 ст. 401 ГК РФ, согласно которой это чрезвычайные и непредотвратимые при конкретных условиях обстоятельства, делающие невозможным надлежащее исполнение обязательства, то есть данные события не зависят от воли сторон потребительских отношений . Данный момент хорошо проиллюстрировать на примере стоматологических услуг, которые являются довольно специфичными. На качество стоматологической услуги оказывают влияние многие факторы: квалифицированность врача, качество используемых материалов, уровень технологичности используемого оборудования, особенности организма пациента и многое другое, поэтому даже при одинаковых условия условиях качество оказываемой услуги может существенно отличаться.
Может возникнуть следующая ситуация. Пациент прошел необходимое лечение, его зубы в порядке, услуга получена в полном объеме, оплата также совершена. Стороны взаимных претензий не имеют. Однако по истечении определенного периода времени (6 месяцев или год) у потребителя происходят физиологические изменения в организме, в частности проявляется хроническое заболевание, которое негативно влияет на результат качественно оказанной услуги. Данный гражданин обращается к исполнителю для устранения появившихся недостатков по гарантии, то есть безвозмездно. Встает вопрос правомерности его действий и соответствия принципу разумности. Важно отметить, что потребитель в указанной ситуации совершенно не преследует цель получения выгоды и не злоупотребляет правом, довольно часто он просто не знает о возникшем заболевании.
Таким образом, возникает ситуация, которая не зависит и даже противоречит воле как исполнителя, так и потребителя. Следовательно, можно смело говорить о форс-мажоре при оказании медицинских услуг.
5. Обратимся к ч. 3 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой законодатель устанавливает запрет на приобретение одних работ (услуг) в целях получения других работ (услуг) . Все убытки, понесенные потребителем в случае нарушения его права на свободу выбора, должен будет возместить продавец (исполнитель). Особенность медицинских услуг состоит в том, что указанную норму к ним довольно сложно применить. Связано это с необходимостью практически перед каждым лечением выполнить диагностические мероприятия, а именно проанализировать анамнез, жалобы пациента, провести лабораторные исследования, исследовать ранее поставленные диагнозы, наличие хронических заболеваний и многое другое.
3.2. Основные направления совершенствования правового регулирования отношений возмездного оказания медицинских услуг
На основании исследования проблем защиты прав граждан при оказания возмездного оказания медицинских услуг было выявлено, что существует потребность в дополнительных исследованиях, которые по своей сути являются самостоятельными, имеют свою стоимость и законченное значение. При этом данные услуги они объективно необходимы для правильного установления диагноза и утверждения методов лечения. Без них очень сложно сделать правильный выбор и не навредить пациенту. Более того за правильность и алгоритм лечения врач несет, в том числе, и уголовную ответственность. Однако такие мероприятия как назначения на консультацию к узкому специалисту, сдача анализов может быть расценено потребителем как навязывание медицинских услуг. Исходя из положений закона он имеет право потребовать возмещения их стоимости.
Все выше приведенные примеры подтвердили какая сложная отрасль платная медицина с точки зрения правового регулирования. В нее включены нормы гражданского права (договорное и потребительское), правовые акты, регламентирующие «медицинское право». Оказание медицинских услуг пациентам это достижение консенсуса между правами исполнителя и потребителя, чтобы не ущемить права одного и не причинить непоправимый вред жизни и здоровью, и создать условия для исполнителя в целях качественного оказания услуг без возможности злоупотреблений.
Таким образом, возможно нужно перенимать опыт европейских стран и создавать специальное законодательство для платных медицинских услуг, в котором будут отражены все основные нормы гражданского права с учетом особенностей данной группы услуг. Теперь необходимо рассмотреть проблемы применения договора оказания платных медицинских услуг и его соответствие защите прав потребителей.
Основу нормативного правового регулирования договора возмездного оказания медицинских услуг составляет ряд положений ГК РФ, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», а также Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Хоть законодатель достаточно детально проработал вопрос правового регулирования оказания возмездных медицинских услуг, спорные моменты с защитой прав потребителей в правоприменительной практики имеют частый характер. Согласно ч. 1 ст. 426 ГК РФ, договор об оказании платных медицинских услуг является публичным договором.
Следовательно, такие категории как цена оказываемых услуг будет едина для всех потребителей. Также одинаковыми должны быть и иные условия договора, чтобы не были установлены преимущества отдельных потребителей, оказания кому-либо предпочтения и полностью было исключено влияние потребителя на содержание договора. Существующая судебная практика установила условия, которые недопустимо включать в данный вид договора, поскольку они существенным образом нарушают Закон РФ «О защите прав потребителей».
К таким условиям относятся:
— условие о наложении штрафа или неустойки за такое обстоятельство как нарушение со стороны пациента его обязанностей; исключение – удержание обосновано и подтверждено расходами исполнителя;
— условие об уплате штрафа в случае, если потребитель не исполнил предусмотренные для него нормативными актами обязанности;
— условие, связанное с установлением договорной подсудности (рассмотрение любых споров по договору в суде по месту нахождения исполнителя);
— условие о возмещении потребителем убытков, которые понес исполнитель (медицинское учреждение), если имеет место вина потребителя и услуга не была ему оказана или было прекращено ее предоставление.
Нормативные акты законодательства Российской Федерации в части обеспечения законных прав потребительского круга, регламентируют обязательство со стороны пациента на возмещение расходов в отношении исполнителя медицинских услуг, если данный пациент сам принял решение об отказе и расторжении договорных отношений .
— условие о полной предоплате медицинских услуг;
— условие о праве исполнителя изменить стоимость услуг в одностороннем порядке, если возникнет необходимость проведения дополнительных работ;
— условие организации одностороннего решения об отказе в договорных отношениях со стороны исполнителя.
С точки зрения правомерности в части установления данных условий в гражданско-правовой договор по части оказания медицинских услуг возмездного характера, данная правомерность рассматривалась в Конституционном Суде Российской Федерации, который установил невозможность расторжения договора в одностороннем порядке по причине отказа исполнителя, так как это может стать большим толчком к «неправомерному ограничению конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, чрезмерному ограничение (умалению) конституционной свободы договора для гражданина, заключающего договор об оказании медицинских услуг, создавало бы неравенство, недопустимое с точки зрения требования справедливости» (Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 № 115-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации»).
С учетом изложенной информации, необходимо отметить, что правовое регулирование договора об оказании платных медицинских услуг, в настоящее время, находится в состоянии разработанности, достаточной для защиты прав и законных интересов сторон указанного договора. При этом для того, чтобы эффективно защищать интересы указанных субъектов, а особенно прав потребителей необходим, чтобы медицинские организации на постоянной основе проводили мониторинг изменений законодательства, изучали судебную практику. Это позволит сторонам заключать договор на оказание платных медицинских услуг, который будет предусматривать права как исполнителя, так и пациента и не включать в него недопустимых условий, противоречащих действующему законодательству.
В соответствии с вышесказанном, можно сделать вывод, что медицинские услуги и их оказание специализированными учреждениями выступают в качестве института возмездного оказания услуг, тем самым содержание данных норм в гражданском правовом поле отечественного современного законодательства является обоснованным. Заключенный между сторонами договор является возмездным, консенсуальным и обязывает стороны данного договора к соблюдению его непосредственно норм. В дополнение нужно отметить, что договор содержит отличительные черты публичного договора и договора присоединения.
Оптимизационные процессы по части модернизации регулирования данных договоров возмездного характера по оказанию услуг в сфере здравоохранения, должны быть учтены в рамках существующих проблематичных аспектов данного регулирования. В связи с чем, считается рациональным внести корректировки законодательного характера в действующее Постановление Правительства Российской Федерации по вопросам утверждения правил предоставления медицинскими организациями платных медицинские услуг, а именно в пункт 6, дополнив его следующими тезисами: медицинская организация имеет право на отказ в предоставлении медицинской и иной услуги пациенту в том случае, если существует объективная невозможность для ее оказания. Такая невозможность может наступить ввиду отсутствия специализированного материально-технического обеспечения, административного, организационного или иного ресурса, который необходим для оказания медицинской запрашиваемой услуги.
Заключение
Медицинская услуга представляет собой систему мероприятий по диагностике, лечебной профилактике, медицинской реабилитации, отвечающих требованиям федерального и регионального законодательства, предоставляемых определенной медицинской организацией (частнопрактикующим медиком), основной целью которых выступает лечение, укрепление здоровья пациента, сохранение его жизни.
Так, с точки зрения субъектного состава правоотношений в части организации услуг в сфере медицины, в качестве субъектов выступают пациент (заказчик) и исполнитель.
Содержательная часть договора по оказанию медицинских услуг возмездного характера представлена в виде специализированного перечня прав и обязанностей его сторон. Предмет договора – определенное благо получателя данной услуги медицинского характера или ее конечный результат, а сам процесс предоставления услуги (действия исполнителя). Цена медицинской услуги, как правило, устанавливается исполнителем в одностороннем порядке, исходя из ее характера, объема и учитывая рыночные цены на аналогичные услуги. Одним из существенных условий договора о предоставлении медицинских услуг является надлежащее качество услуг. Качество медицинской услуги зависит от многих факторов, среди которых можно выделить: профиль медицинского учреждения, профессиональная компетенция врача и его добросовестное отношение к своим обязанностям, правильность выбранных им методов лечения, оснащенность медицинского учреждения современной техникой и тому подобное.
Сам процесс оказания услуг в сфере здравоохранения выступает в качестве одной из частей института оказания услуг возмездного характера, таким образом наличие норм права по данному вопросу в Гражданском кодексе Российской Федерации представляется обусловленным. Заключенный между сторонами договор: консенсуальный, возмездный и обязывающих все стороны данного договора. Кроме того, он содержит в себе черты публичного договора и договора присоединения.
Оптимизационные процессы по части модернизации регулирования данных договоров возмездного характера по оказанию услуг в сфере здравоохранения, должны быть учтены в рамках существующих проблематичных аспектов данного регулирования. В связи с чем, считается рациональным внести корректировки законодательного характера в действующее Постановление Правительства Российской Федерации по вопросам утверждения правил предоставления медицинскими организациями платных медицинские услуг, а именно в пункт 6, дополнив его следующими тезисами: медицинская организация имеет право на отказ в предоставлении медицинской и иной услуги пациенту в том случае, если существует объективная невозможность для ее оказания. Такая невозможность может наступить ввиду отсутствия специализированного материально-технического обеспечения, административного, организационного или иного ресурса, который необходим для оказания медицинской запрашиваемой услуги.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.04.2022.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: [федер. закон от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ : принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5, ст. 410.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая : [федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ : принят Гос. Думой 16 июля 1998 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31, ст. 3824.
4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : Федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 323-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 48, ст. 6724.
5. О защите прав потребителей : Закон РФ от 07 февр. 1992 г. № 2300-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 15, ст. 766.
6. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»// Российская газета. N 233. 2012.
7. Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 N 2299 (ред. от 28.08.2021) «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»// Собрание законодательства РФ. 2021. N 2 (часть I). Cт. 384.
8. Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека» // Российская газета – 2011. — № 263.
Акты судебных органов:
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 // СПС Консультант Плюс.
10. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 25.04.2013 по делу № 33- 2370/2013г. // СПС Консультант Плюс.
11. Решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 27.06.2017 по делу № 2-378/2017 // СПС Консультант Плюс.
12. Решение Центрального районного суда города Красноярска от 14 ноября 2003 г. По делу № 2-2397/2014 «По иску Д-й ЦРБ к медицинской организации.
13. Решение Советского районного суда города Брянска от 14 октября 2017 года. По делу № 2-3787(13). По иску Заикиной И.Е., действующей в интересах ФИО к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Брянская областная больница № 1».
Специальная литература:
14. Абуталипова А.М. К вопросу о форме и содержании договора возмездного оказания медицинских услуг // Теория и практика современной науки. 2021. №4. С. 149-152.
15. Беспалова А.И., Захарова Г.С. Отдельные проблемные аспекты правового регулирования отношений по договору оказания медицинских услуг // Вопросы российской юстиции. 2021. № 16. С. 153-160.
16. Болотина М.В. Гражданско-правовое регулирование прав потребителей при оказании медицинских услуг/ Дис..…канд. юрид. наук:12.00.03. М. 2019. С.114
17. Брагинский М. И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. Первая. М.,2001. Общие положения. С.638.
18. Вакулина Г.А. О договоре возмездного оказания медицинских услуг / Г.А.Вакулина // Медицинское право. 2021. №3. С. 49-56.
19. Вознесенская-Кинзель Е.И., Татаринова Е.П. Соотношение понятий «качество образования» и «качество образовательных услуг»//Право и образование. 2020. № 4. С. 39-44
20. Волкова Т.С. Договор оказания платных медицинских услуг в российском гражданском праве // Актуальные проблемы современной науки. 2021. №6. С. 69-72.
21. Дроздова А.В. Понятие медицинской услуги как гражданско-правовой категории // Сибирский юридический вестник. – 2019. – № 3. – С. 42–46.
22. Змановская И.М. Проблемы, возникающие при защите прав потребителей, в процессе оказании медицинских услуг // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 44. С. 373-382.
23. Корсун Т.А. Проблемы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный ненадлежащим оказанием медицинской помощи // Экономика, управление, право: актуальные вопросы и векторы развития. 2022. №7. С. 145-152.
24. Кузнецова Н.В., Рябова О.А. Особенности гражданско-правового регулирования договорных отношений по оказанию медицинских услуг // Modern Science. 2021. № 11-1. С. 227-233.
25. Матыцин, Д. Е. Содержание договора об оказании платных медицинских услуг: теоретико-прикладной анализ / Д. Е. Матыцин, Т. А. Плаксунова // Правовая парадигма. 2020. № 4. С. 89-99.
26. Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984. С.137.
27. Ханнанова, К. Г. К вопросу о форме договора о возмездном оказании платных медицинских услуг / К. Г. Ханнанова// Право: современные тенденции : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — 322 с.
28. Хованцева А.В. Проблемы правоприменения нормативных правовых актов в сфере оказания платных медицинских услуг и пути решения // Студенческий. 2021. № 39-6 (167). С. 47-49.
29. Худавердян, О. Р. Защита прав потребителей медицинских услуг на примере стоматологических услуг / О. Р. Худавердян // Будущее науки. 2018. №9. С. 324-328.
30. Хузина, С. Ф. Особенности применения отдельных норм Закона «О защите прав потребителей» в сфере оказания медицинских услуг / С. Ф. Хузина, Д. А. Мусабирова // Современные проблемы развития техники, экономики и общества. 2017. №7. С. 346-348.
31. Шангареева З.Н. Субъекты правоотношений по оказанию медицинских услуг // Аллея науки. 2020. № 4 (43). С. 578-583.
32. Шевчук С.С. Личные неимущественные отношения: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2018. – 458 с.
33. Шукурова Н.А. Порядок заключения договора об оказании платных медицинских услуг // Юридический вестник. 2020. № 2 (2). С. 81-87.
34. Яковлева А.Э. Медицинская услуга как предмет договора возмездного оказания услуг // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики. 2021. №9. С. 517-520.
35. Рынок частной медицины в России. РБК Исследования рынков, 3 марта 2020 Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/articles/11332/ (дата обращения: 17.04.2022).
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф