Меню Услуги

Игровая деятельность младших школьников во внеклассной работе

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретический анализ игры, типология, разновидности, средства и дидактические возможности

1.1. Игра как средство воспитания, формирования и развития познавательной деятельности детей

1.2. Особенности внеклассной жизнедеятельности детей младшего школьного возраста

1.3. Психолого-педагогические условия организации внеклассной игровой деятельности младших школьников

Выводы по первой главе

Глава 2. Формирование социального статуса младшего школьника в условиях внеклассной игровой деятельности

2.1. Организация исследования, описание выборки и диагностических методик

2.2. Результаты исследования межличностных отношений, познавательной активности и социального статуса учащих

2.3. Формирование межличностных отношений, познавательной активности и социального статуса учащихся во внеклассной игровой деятельности и оценка результативности

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованных источников

Введение

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время одной из злободневных образовательных проблем является поиск возможностей, способов и условий повышения эффективности обучения и личностного развития учащихся во всех звеньях образовательного процесса. Психолого-педагогические и методические искания педагогов –исследователей сопровождаются поисками путей активизации процесса усвоения знаний учащимися, личностного развития, формирования их самостоятельности, коммуникабельности, cоциализированности и т.д. За всем этим стоит стремление разрешить проблему формирования достаточно устойчивых познавательных, интеллектуальных, социальных и личностных интересов учащихся, которые стали бы побуждающей силой стремления к успешности во всех сферах деятельности.

Основной побуждающей силой развития во внеклассной деятельности для младших школьников вполне может явиться игра. Игра, несомненно, имеет первостепенное значение в интеллектуальном, эмоционально–личностном, физическом, эстетическом и нравственном развитии детей, является ведущей деятельностью, как дошкольников, так и младших школьников на начальных этапах обучения. В игре активно формируются или перестраиваются все психические познавательные процессы дошкольника, происходят существенные положительные изменения как в познавательной, так и в эмоционально-личностной сфере ребенка.

Исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.П. Арсентьева, Д.А. Колоцц и др.), убеждены, что это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей в обществе, их отношение к труду. Она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу. Важна игра и для приобретения ребенком социальных навыков, правил взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Игровая деятельность способствует развитию памяти, внимания, мышления, воображения ребенка. В игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского сообщества – начинается процесс активной, целенаправленной и организованной социализации ребенка.

Проблема исследования заключается в том, что процесс личностного развития детей был бы наиболее оптимальным во внеклассной игровой деятельности, однако отсутствие целенаправленного продуманного руководства детской игрой со стороны взрослого — педагога, затрудняет и обедняет этот важный процесс в силу не достаточной компетентности педагога в организации игры.

Цель данного исследования – выявить возможность формирования благопрятных межличностных отношений, познавательной активности и социального статуса учащихся во внеклассной игровой деятельности.

Объект исследования — игровая деятельность младших школьников.

Предмет исследования: формирование благоприятных межличностных отношений, познавательной активности и социального статуса учащихся во внеклассной игровой деятельности.

Гипотеза исследования: формирование благоприятных межличностных отношений, познавательной активности и социального статуса младших школьников во внеклассной игровой деятельности детей младшего школьного возраста будет наиболее успешным при условии включении школьников в организованную игровую творческую деятельность по расширению и побуждению их к познавательной активности во всех сферах жизнедеятельности.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать возможности и роль различных игр в формировании и всестороннем развитии личности детей.
  2. Проанализировать типологию игр и их воспитывающий, развивающий и формирующий потенциал для личности детей младшего школьного возраста.
  3. Проанализировать особенности организации внеклассной игровой деятельности школьников для достижения целей развития личности ребенка.
  4. Разработать, применить и оценить результативность программы формирования благоприятных межличностных отношений, познавательной активности и социального статуса младших школьников с примененнием игровой деятельности.

Методы и методики исследования: наблюдение, опрос, тестирование, математико – статистические вычисления.

Методологической основой исследования являются положения ученых:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— деятельностный подход в обучении А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, В.В.Краевского и др.;

— учение о роли личности в процессе обучения Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева, Л.И. Божович и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о возможности развития и формирования личностных характеристик младших школьников во внеклассной игровой деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы формирования личностных характеристик младших школьников во внеклассной игровой деятельности.

Эмпирической базой исследования явилась средняя школа – интернат МБОУ «Овгортская школа — интернат среднего общего образования».

Выборка исследования составила 40 учащихся двух вторых классов.

 

1. Теоретический анализ игры, типология, разновидности, средства и дидактические возможности

1.1. Игра как средство воспитания, формирования и развития познавательной деятельности детей

 

Как в традиционной отечественной, так и в современной педагогической теории, игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольный и младший школьный период развития. Такое положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет насущные основные потребности ребенка. Так, например, В. Моторин отмечает, что « …именно в игре зарождаются и развиваются самые разнообразные личностно и социально значимые виды деятельности ребенка, и что она в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка» [36, с.56-57].

Игра является весьма увлекательным занятием для детей, и вместе с тем, она является и важнейшим средством их воспитания и развития. И происходит это тогда, когда она целенаправленно включается в организуемый и управляемый взрослыми воспитательный процесс. По мнению исследователей (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина), развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания [34]. В.П. Арсентьева отмечает, что «…при использовании игры в воспитательных целях, педагог должен уметь отобрать, спланировать и дидактически обработать соответствующее программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в играх. Именно он четко определяет цель, дидактические и игровые задачи, разрабатывает действия, правила и предполагаемый результат, он проектирует весь ход игры, сохраняя ее своеобразие и характер» [5, с. 45- 46].

По мнению Р.В.Овчаровой, включая детей игру и планируя педагогический процесс, педагог не только учит детей играть, но и самим далее создавать «хорошую игру». Она отмечает, что если этот процесс хорошо организован, то для нее характерны и воспитательно-познавательная ценность содержания, и полнота и правильность отражаемых представлений, и целесообразность, активность, организованность. Именно такая игра, по мнению исследователя, носит ярко выраженный творческий характер [37].

Присутствуют в игре с воспитательными целями игровые действия и подчинение правилам, которые будут способствовать руководству ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих. Планируя и проводя игру, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка — на его сознание, чувства, волю, поведение.

Как отмечал отечественный ученый Д.Б. Эльконин, «…тем самым планируется выполнение задач всестороннего развития – и умственного, и этического, и эстетического и физического воспитания. По мнению ученого, в процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей об окружающем мире и о себе…. А если знаний и представлений у ребенка о труде людей, об их действиях и взаимоотношениях оказываются недостаточными, то, как отмечал ученый, то возникает необходимость их пополнения. Познавательную потребность детей в новых знаниях, по мнению ученого, можно распознать по задаваемым детьми вопросам» [15, с.123-124].

Н.В. Елжова отмечает, что тщательно отбирая содержание игр, можно целенаправленно формировать у детей положительное отношение к окружающей действительности, формировать патриотические чувства и любовь к Родине, учить их правилам общественного поведения. Она отмечает, что в игре и через игру можно у дошкольников развивать такие личностные качества, как смелость, честность, инициатива, выдержка и др. [19].

Организуя игру, руководя ею, по мнению З.М. Богуславской, можно воздействовать на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Именно в игре формируются и укрепляются навыки межличностного взаимодействия. В игре дети учатся согласовывать по мере необходимости свои намерения и действия с другими детьми, они учатся подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре, и при этом укрепляется воля, воспитываются и укрепляются также межличностные отношения, чувство справедливости, умение помогать другим в беде и.д. [7].

А по мнению А.Бакина, если ребенок будет расти вне управляемой и организованной игры, то вполне возможно предполагать, что у него могут вырабатываться жестокость, грубость, ненависть и т.д. Чтобы такого не происходило, ученый рекомендует используя положительное влияние игры, не допускать возникновения нежелательных ситуаций в играх, и учить детей различать, что хорошо и что плохо, воспитывать в них активное стремление к хорошему и неприязнь к плохому [6].

Используя потенциал игр, по мнению Н.В. Самоукиной, можно через игру и в игре помогать раскрывать детям смысл тех или иных положительных фактов, учить давать оценку, вызывать у них желание подражать положительному, и тем самым формировать их отношение к тому, что отображается в игре [41]. Д.Ю. Сироткин отмечает, что c очень большой пользой можно использовать игры и как средство физического воспитания. Это важно потому, большинство игр требует активных движений детей, что усиливает их кровообращение, способствуют более полному и глубокому обмену веществ. Несомненность и пользу подвижных игр он усматривает в том, что двигательная активность содействует формированию правильной осанки детей, развитию координации движений и красоты [42]. Но, непременно следует учесть, что такие игры должны быть хорошо продуманы, чтобы дети не переутомлялись, и находясь продолжительное время в одной и той же позе, (сидение на корточках), или, наоборот, чрезмерно много двигаясь.

Поэтому, Р.И. Жуковская, рекомендует, прежде всего, заботится о соблюдении гигиенических условий для игр детей. Она убеждена, что используя четкую, постепенно развивающуюся и усложняющуюся систему игр, можно повышать эффективность физического развития дошкольников, создавать у них радостное, бодрое настроение в игре [21].

Очень важным в игровой деятельности по мнению В.Е. Дружинина является способствование положительному эмоциональному состоянию детей. Именно положительное эмоциональное состояние является залогом полноценного физического и нервно-психического развития ребенка и формирования жизнерадостного, доброжелательного характера [16].

О. Дыбина отмечает широкие возможности игры в эстетическом воспитании детей, т.к. дети отражают окружающий их мир в основном через образ. Они активно используют свое воображение, легко могут создавать новые образы на основе ранее полученных впечатлений, и тем самым, развивается эстетический вкус детей [18].

Игры существенно могут различаться по целям, содержанию, наличию игровых средств, способам организации.

Наиболее большой категорий игр является сюжетно–ролевая игра. По мнению исследователей, эти игры наиболее полезны для личностного развития за счет овладения в игре различными социальными ролями [21].

Сюжет может соответствовать той реальности, которую чаще всего предпочитают отражать дети в своих играх. Замечено, что чаще всего они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности. При этом, как отмечает Д.А. Колоцца, каждому ребенку свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений) [30].

Непременным элементом таких игр – являются роли. В ходе сюжетно-ролевых игр ребенок берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя также и от других детей их соблюдения. По мнению М.В. Кларина, учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому следует грамотно руководить игрой детей. И тогда в такой ситуации дети будут успешнее овладевать различными нормами поведения и усваивать правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности [27].

Важны для формирования личности ребенка в сюжетно-ролевой игре уровни развития ролевых отношений. Д.Б. Эльконин отмечает, что на самом доступном игровом уровне роли не называются и дети не называют себя именами лиц, которые они на себя взяли. Если даже в игре имеется ролевое разделение функций, дети не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения. Следующий уровень, как отмечает ученый, это когда намечается разделение функций, и выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью. Далее начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры, при этом появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью выполняемой товарищем.

А далее действия уже выполняются, и они связаны с отношениями к другим людям. Эти роли выполняются уже другими детьми. Поэтому, ролевые функции детей могут быть взаимосвязаны. Д.Б. Эльконин выделяет также два плана сюжетно-ролевой игры: сюжетно-ролевые отношения; и реальные отношения по поводу игры. При этом, cюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на которых моделируется сфера человеческих взаимоотношений, в основном и определяют развитие у дошкольников умения выделять и познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами [54].

С.В. Щербаков отмечает содержательность и важность для всестороннего развития детей также и целой группы дидактических игр. Как правило, этот арсенал игр имеет уже готовый игровой материал, замысел и соответствующие игре правила. В отличие от сюжетно-ролевых игр, как отмечает С.В. Щербаков, дидактические игры целенаправленно применяются в организованном педагогическом процессе для решения широкого спектра обучающих и развивающих задач. Они всегда имеют целевую направленность и ориентированы на конкретный результат. Причем в ходе игры практически всегда осуществляется контроль со стороны педагога формируемых умений и навыков и проводится своевременная корректировка [52].

Как отмечает Г.Н. Филонов, эта категория игры имеет различия в двух аспектах целенаправленности:

— весьма важный первый аспект – это познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка в широком социально- психологическом и интеллектуально – познавательном плане;

— а другой аспект тоже очень важный – воспитательный, предполагающий обучение детей различным способам сотрудничества, формам бесконфликтного общения и позитивного отношения к другим людям. Это весьма необходимые социально- психологические умения, которые следует привить детям [46].

Весьма успешно реализуются в такой организованной дидактической игровой деятельности задачи интенсивного речевого развития и ранней профессионализации детей. Весьма продуктивны эти игры и для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников.

C применением этих игр, как полагает Н.В. Елжова, можно сформировать эмоциональные умения — эмоции сочувствия, сопереживания, вежливости, чуткости. Однако, как считает исследователь, во всех планируемых играх должен присутствовать игровой замысел, представляющий собой игровую ситуацию (сценарий), в которую вводится ребенок, и которую он будет воспринимать как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в продуманных игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась [19].

Весьма важной особенностью игры является наличие игровых правил, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровых действий и обучающих задач может быть несколько. Взрослый планирует, организует игру и направляет ее – помогает в случае возникновения — преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка. Вместе с тем, при достижении планируемого результата и положительного эффекта, следует поощрять как отдельного ребенка, так и всех детей за достигнутые продвижения.

Как отмечают исследователи (Богуславская З.М., Смирнова Е.О.), это должна быть такая организованная для ребенка деятельность, в которую он охотно и с удовольствием включается. Полученный в этом случае социальный опыт становится его личным достоянием, его новообразованием, так как его он впоследствии применить и в других условиях [7].

Именно таким образом ребенок может получить возможность применять на практике то, что ему становится хорошо знакомым, привычным и это будет побуждать его к усвоению нового (приобретению новых умений и навыков).

Вполне возможно с применением дидактической игры осуществлять также и этическое развитие ребенка, передать ребенку знания об этических нормах, о необходимости соблюдать требуемые и контролируемые моральные правила. Этот аспект личностного развития ребенка гораздо труднее вырабатываются – и поэтому столь необходимо вырабатывать определенное отношение к этической норме, желание следовать хорошему, и противостоять плохому. Недаром cпециалисты (О. Ушакова, Е. Графова) подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве, и они могут проявляться в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви). Поэтому, для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему [45].

Э. Флюгельман выделяет несколько важных групп игр, развивающих интеллект и познавательную активность ребенка. К первой группе игр он относит предметные игры — манипуляции с игрушками и предметами. На ранних этапах развития через игрушки и предметы, дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п. И ко второй группе творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет является формой интеллектуальной деятельности [47].

Особо отмечает И. Соковня театрализованные игры. Как правило, они строятся на разыгрывании в особых театрализованных условиях какого-либо литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. Это могут быть драматизации литературных произведений. По мнению исследователя, организация и проведение такой категории игр на основе литературного произведения очень хорошо позволяет достигать воспитательные и эстетические цели, а также и цели личностного развития. При этом развиваются умения понимания литературного произведения, переживаний и эмоционального состояния героев. Обучающие цели реализуются в выражении своего отношения к персонажу или герою речью, движениями, мимикой и др.[43].

По мнению Д.Б. Эльконина, c помощью игр — драматизаций дети лучше усваивают и идейное содержание произведения, и логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. При этом, в процессе размышления над сказкой, формируются и интеллектуальные и коммуникативные умения [53].

Особую важность в личностном развитии детей имеют творческие игры. И. Фришман отмечает, что в таких играх объединяются изобразительная, конструктивная и др. виды деятельности, воспитывается интерес к труду, дети принимают в ней активное участие. Здесь совершенствуются фундаментальные психические процессы (мышление, восприятие, память, воображение, речь) [49]. К разновидности творческой игры Г.Н.Филонов относит игры на умственную активность. Они связаны с работой воображения, с выбором роли, воображением того, как действует человек, которому подражает, что говорит, как себя ведет. Эти игры открывают возможность для перехода мышления на новый уровень [46].

По мнению В. Моторина, особенностью строительных игр является то, что для них созданы специальные наборы материалов, включающие разнообразные геометрические тела (кубы, бруски, призмы, цилиндры, конусы, полушарья), дополнительные (пластины, доски, арки, кольца, трубы и т.д.) и вспомогательные материалы для украшения построек. Используются также и обычные, игрушки, широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки, тростник и др. [36].

Практически все специалисты отмечают, что организуя игровую деятельность детей, обязательно следует осуществлять контроль проявлений познавательной активности ребенка. О степени развития высокого игрового интереса при проведении любой категории игр, по мнению исследователей, можно судить по длительности заинтересованности ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли; если ребенок желает принимать на себя определенную роль и у него уже есть любимая роль.

Показателем большого интереса является активное исполнение ребенком всех видов творческих работ (лепки, конструирования, рисования) и желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры. Показателем является также и нежелание ребенка заканчивать игру. Таким образом, игра является средством всестороннего интеллектуального, физического, эстетического воспитания и личностного развития детей. Все рассмотренные категории и виды игр имеют очень большое значение и для личностно-эмоционального, и для интеллектуального и для физического развития дошкольника. В них проявляется разнообразная умственная и двигательная активность ребёнка, развиваются творческие способности и вместе с тем совершенствуется координация движений.

 

1.2. Особенности внеклассной жизнедеятельности детей младшего школьного возраста

 

Следует отметить, что ребенок не прекращает свою игровую деятельность, даже поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность.

По мнению П.В. Овчаровой, под влиянием учения, новых знаний об окружающем мире и дальнейшего физического укрепления организма, в игру школьника вносится много новых и интересных моментов. Она отмечает, что игра по-прежнему оказывает весьма большое влияние на воспитание у ребенка положительных личностных качеств, содействует организации детского коллектива, сплачивает и воспитывает чувства дружбы и товарищества у младших школьников [37].

Особый эффект И.В. Киричук придает тому, чтобы учитель учитывал воспитательное и познавательное значение игры для ребенка этого возраста. Учитель должен уметь оказывать влияние (прямое или косвенное) на характер и направление детских игр [26].

Изучая учащихся во внеклассной деятельности, учитель обязательно должен наблюдать своих подопечных в игре. Дети в игре, как правило, проявляют часто такие черты личности, которые не проявляются у них в учебной деятельности. Именно такая позиция педагога и изучение индивидуальных особенностей ребенка в игре позволит ему подобрать оптимальное отношение к ребенку. Вместе с тем, педагог при этом получит возможность развивать у него именно те ценные качества, которые ярко проявились в игре. Кроме того, он может еще и лучше узнать также и отрицательные качества ребенка, что позволит ему затем учитывать такие проявления личности затем в учебной деятельности учащегося.

Выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский указывал на большое воспитательное значение игры, готовящей ребенка к творческому труду, к деятельности, к жизни. А также отмечал, что в игре ребенок ищет не только удовольствия, но и серьезных занятий, что для ребенка игра — это практическая деятельность ребенка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовные его потребности [44].

На несомненность игры как отражение жизни указывает также и Л.Ю. Сироткин. Он отмечает, что нельзя рассматривать игру изолированно от реальной действительности, и что игра не уводит ребенка от жизни, от действительности, а напротив, готовит к жизни, дает радость детям, прививает им любовь и интерес ко всему окружающему [42].

Говоря об игре, А.С. Макаренко отмечал ее важность для формирования трудовых навыков и умений детей, указывал, что труд — это создание материальных, культурных, духовных и ценностей.

Конечно, игра не преследует таких целей, и не имеет прямого отношения к общественным целям, однако имеет к ним отношение косвенное, т.к. приучает ребенка к тем психическим и физическим усилиям, которые будут необходимы ему в работе [35].

Исследователи (Т.Захарова, Г.Лежнева) указывают, что игра приучает детей быть организованными, и что в процессе игры в них воспитываются организаторы и лидеры, умеющие вести за собой других. Игра способствует всестороннему развитию ребенка. Развивается физическая сила, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива, выдержка, умение взвешивать обстоятельства и многие другие ценные качества [23].

А.В. Киричук также отмечает, что поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность, ребенок вовсе не прекращает играть. В игру вноситься в этот период очень много нового и интересного под влиянием учения, новых знаний об окружающем мире, дальнейшего физического укрепления организма. Однако, как отмечает ученый, по-прежнему именно игра оказывает большое влияние на воспитание у ребенка положительных личностных качеств. Именно игра содействует организации коллектива, сплочению его, воспитывает чувства дружбы и товарищества [26].

Исследователи отмечают, что учителю необходимо учитывать воспитательное и познавательное значение игры для ребенка этого возраста и оказывать влияние (прямое или косвенное) на характер и направление игр. Играя, ребенок проявляет такие черты личности, которые не обнаруживаются у него в процессе учебной деятельности [22].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Именно в игре появляются общие переживания, которые объединяют детей. По мнению Р.И. Жуковской, чувство товарищества, взаимная поддержка, стремление к активному соревнованию проявляются именно в игре. Она убеждена, что «…в коллективных играх вырабатываются дети-организаторы, дети-лидеры, умеющие упорно стремиться к цели и вести за собой других» [21].

А.С. Макаренко часто в своих высказываниях подчеркивал значение игры как средства всестороннего развития личности и школы формирования моральных, физических и психических черт личности. Выдающийся педагог-ученый считал, что игра должна давать ребенку радость, оптимизм, веселье как элемент хорошего отдыха. Поэтому он стремился вносить в игру юмор, смех, если же этого не было, то говорил: «умно, но скучно и плохо» [35].

Практически все отечественные педагоги и психологи рассматривают игру как творческую деятельность, в процессе которой ребенок не только отражает окружающую действительность, но и стремится ее преобразовать в лучшую сторону. В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, общественные отношения людей и их изменения, трудовые процессы.

С изменением общественных отношений изменяются и характер, и содержание детских игр. Можно утверждать, что игра изменяется не стихийно, а закономерно, в зависимости от изменения жизни общества.

По форме игры конечно могут иногда оставаться прежними, однако, изменяется их содержание, возникают новые отношения и роли между играющими детьми, отражающие новые общественные отношения. Игра только тогда становится достоянием ребенка, когда в ней отражается близкая ребенку жизнь, окружающая его действительность. Замечено, что дети играют только в те игры, которые волнуют их и дают им возможность пережить в играх то, что переживают взрослые, приближают их к жизни взрослых.

По мнению В. Моторина, наряду с положительными играми у наших детей могут возникнуть и игры, отражающие также и отрицательные стороны жизни, быта, поведения людей. По мнению исследователя, в результате таких игр у детей вполне могут развиться также и отрицательные черты личности. Считаются резко отрицательными азартные игры. Возникновение отрицательных игр Б.Т.Лихачев объясняет соответствующим влиянием среды, которая окружает ребенка. Ребенок может в своей семье наблюдать много негативного и отражать в своей игре [32].

У младших школьников изменяется не только содержание игры, но и ее направленность. Развитие сюжетов детских игр идет от бытовых игр к играм с производственным сюжетом и, наконец, к сюжетам, отражающим также отчасти и общественно-политические события. Таким образом, развивающиеся сюжеты детских игр расширяют кругозор ребенка и его жизненный опыт.

Если отслеживать динамику изменения игр школьников, можно отметить следующее. Дети-первоклассники часто играют в школу. Они учат кукол, учат детей-дошкольников, учат животных, обучают друг друга. Они вносят в игру эпизоды из школьной жизни — прием у врача, медосмотр, рентген и т.д. Новые отношения, которые возникли в школе в процессе учения, новая деятельность,— все это отражается в игре.

Школьной тематике отводится существенное место в играх детей первого класса, меньше их уже у второклассников, у них игр со школьной тематикой становится все меньше. У них уже растут познавательные интересы, и они переключают их на другие, новые игры.

Таким образом, чем старше становятся школьники, тем большее значение приобретает для них познавательный характер творческой игры. Дети начинают в игре уже скрыто или открыто ставить цель познать, осознать новое, совершенствовать познанное. Все это, несомненно, происходит под влиянием школы, учения и межличностных отношений.

Сюжеты игр школьников, как отмечает В. Моторин, становятся более содержательными и развернутыми, чем у дошкольников. Основное внимание младшие школьники обращают не на действия людей, а на их отношения, переживаемые чувства. В игру дети уже вносят все больше импровизаций, они не ограничиваются строгими рамками повторения и воспроизведения виденного, дополняют игру материалом из прочитанных книг, из разговоров взрослых [36].

Исследователи (Т. Захарова, Г.Лежнева) отмечают, что учащиеся первых и вторых классов, конечно, любят игры с куклами и игрушками; однако в третьем классе дети уже реже увлекаются подобными играми, и только сложная сюжетная игра, приближенная к жизни, дает им возможность исполнить роли и поставить себя в близкие к действительности жизни условия [23].

По мнению А.В. Киричука, в игре все большее значение начинает приобретать детский коллектив и сплоченность этого коллектива. У школьников первых вторых классов коллектив еще неустойчив, неустойчивы и игровые коллективы. У учащихся третьего класса создаются уже прочные игровые коллективы и возникают более тесные товарищеские отношения. Введение игр с разделением на партии, борьба в соответствии с правилами — все это возможно лишь тогда, когда ребенок научится вести себя в коллективе, когда он чувствует ответственность перед товарищами, умеет себя сдерживать, подчинять свое поведение правилам [26].

Часто наблюдаемым явлением становятся у младших школьников индивидуальные игры, игры вдвоем, втроем. Подобным маленьким группам дети отдают предпочтение перед большим игровым коллективом. У учащихся третьего класса уже заметен рост коллективной игры и стремление к большому игровому коллективу.

Е.П. Ильин отмечает необходимость воспитания в этом возрасте умения считаться с коллективом, подчиняться коллективу. По мнению ученого, именно коллективные игры способствуют созданию крепкого детского коллектива. Поэтому дети все чаще играют вместе, и, в свою очередь, именно слаженная коллективная игра способствует созданию крепкого классного коллектива [25].

Cозданию коллектива, в полной мере, способствуют коллективные игры, общие эмоциональные переживания и чувства в процессе коллективной игры. И Зябкина отмечает, что десятилетние дети на протяжении всей сюжетной игры уже могут помнить ее конечную цель, если даже игра сложна и содержит ряд отдельных сюжетов. Ребенок этого возраста может отдельные эпизоды игры связывать в единую игру [24].

По мнению Д.Б. Эльконина, заметно влияют на формирование школьного детского коллектива сюжетные игры. Например, если на начало учебного года до проведения игр у детей еще пока нет коллектива, в результате игр в течение небольшого времени вполне возможно создать дружный коллектив. Отмечает также ученый, что коллективные игры дают возможность детям осознать значение и роль товарища. Многие дети закладывают основу долголетней дружбы во время игры, а некоторые из них сохранили дружеские отношения и после окончания учебы в школе [54].

Весьма важным моментом в игровой деятельности является возможность в процессе игры, сглаживания отрицательных черт характера, и приобретения новых положительных черт. Так, например, А. Жичкина отмечает, что нивелируются и преодолевается застенчивость, обидчивость, агрессивность, заносчивость. Хорошо подобранная и выстроенная игра помогает школьникам почувствовать себя полноправными членами коллектива. В совместных играх можно создать такие условия, которые благоприятно будут раскрывать их организаторские и творческие способности, формировать у них умение сдерживать себя, проявлять настойчивость и решительность. В игре ребята могут научиться подчиняться правилам, управлять своими негативными эмоциями [20].

Таким образом, целенаправленно организованные и управляемые взрослыми игры, могут явиться основой всестороннего развития ребенка, закладывать основы духовного и нравственно-патриотического формирования личности.

Следует также отметить, что учащиеся первых-вторых классов еще продолжают интересоваться играми с песнями и хороводами, им нравятся ритмические игры, игры с подражаниями движениям и крикам животных. Дети этого возраста охотно играют в такие игры и в школе, и во дворе. Младшие школьники любят играть в театр, устраивают импровизированные постановки, заимствуя сюжеты из пьес, рассказов. Исполняя те или иные роли, они переживают то же, что переживает воображаемое ими действующее лицо, и тем самым лучше познают взаимоотношения людей в определенных ситуациях.

Весьма важны в жизнедеятельности младших школьников и спортивные игры. Наиболее распространенными спортивными играми являются футбол, волейбол, теннис, хоккей.

В спортивной игре конечно правила более строгие, но, помимо этого, большое значение в них приобретает также и момент соревнования. Спортивные игры, хотя и ограничены правилами, дают возможность игроку широко проявлять свою инициативу, т.к. иногда стремительно меняющиеся условия игры требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Игрок должен согласовывать свои действия с действиями товарищей, разгадывать их замыслы и тактику ведения игры.

По мнению В.Е. Дружинина в спортивных играх ребята учатся дисциплинированно вести себя в игровом коллективе, оказывать поддержку товарищу, согласовывать свои действия с действиями коллектива и предугадывать ход событий в игре. Именно таким образом, по мнению В.Е. Дружинина, закрепляются положительные качества личности [16].

Чем старше дети, тем все большее место занимает в спортивной игре соревнование. Сначала игры носят, главным образом, характер борьбы за личное первенство, а затем уже за команду. В коллективные игры с разбивкой на партии начинают играть более старшие дети (11 — 12-летние). Охотно играют младшие школьники в те спортивные игры, которыми увлекаются взрослые.

Большое удовлетворение ребенку дают спортивные игры. В них он испытывает чувство солидарности, чувство «локтя», познает радость общей борьбы и победы. Спортивные игры могут возникнуть у младших школьников и под влиянием стремления познать свои силы и возможности, проверить себя («могу ли я это сделать?»). Выполнив задуманное, ребята с удовлетворением отмечают, что они могут, и ставят перед собой новые задачи.

Начинается развитие коллективной игры. Усложнение игры требует умения согласовывать свои движения и действия с действиями других участников игры. Развивается умение подчиняться коллективу, действовать в коллективе, бороться за честь коллектива, поддерживать товарища, проводить согласованные и совместные действия. В спортивных играх у учащихся вырабатываются необходимые для игроков качества: они овладевают прыжками, метанием, приобретают смелость и сноровку, ловкость и быстроту. Ответственность за выполнение правил игры воспитывает честность, искренность и принципиальность.

Таким образом, учитель начальной школы обычно в своей внеклассной работе широко должен использовать воспитательное влияние познавательных, спортивных и сюжетных игр, помня, что они успешно развивают и закрепляют у ребенка ценные качества личности.


Страницы:   1   2   3