Заявка на расчет
Меню Услуги

Игровые приемы ознакомления с живописью как средство обучения детей 5-6 лет описательным рассказам. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3  4


2 ОСОБЕННОСТИ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ И СОСТОЯНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ СТАРШИХ ГРУПП ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА

2.1 Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

 

В данной главе представлен ход и результаты констатирующего эксперимента, имеющего своей целью изучить особенности умений составлять описательный рассказ по картине у детей 5-6 лет и изучить работу педагогов ДОО по обучению детей 5-6 лет составлять описательные рассказы по картине. Определение данной цели обусловило постановку следующих задач исследования:

  • подобрать методику и диагностический материал к ней;
  • выявить уровни сформированности умений составлять описательные рассказы у детей 5-6 лет; (провести диагностику уровня умений составлять описательные рассказы;
  • описать состояние работы педагогов в детском саду по обучению детей 5-6 лет описательным рассказам.

В эксперименте принимали участие 20 детей группы №10 «Снегирёк» и 20 детей группы №4 « Синички», возраст от 5-6 лет, работа проводилась на базе ГБДОУ НАО « Центр развития ребенка детский сад «Гнездышко».

Для решения первой задачи, изучены диагностические методики О.С. Ушаковой, В.П. Глухова, В.К. Воробьевой. Нами была выбрана методика О.С. Ушаковой [48], т.к. она представляется нам наиболее объективной и удобной для диагностики в использовании и обработке результатов.

Правильность выполнения заданий оценивалась по ряду показателей развития, рекомендованных О.С. Ушаковой, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по сюжетной картинке, описательного рассказа по живописной картине).

Эти показатели и их характеристики представлены в таблице 1

Таблица 1 – Показатели и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления описательного рассказа

Критерии Показатели

 

Уровни
Связность

и содержательность

 

 ребенок придумывает интересный сюжет 3 балла

Высокий

уровень

если сюжет заимствован 2 балла

Средний уровень

Ребенок составляет рассказ, в котором наблюдается нарушение связности, отклонения от темы, отсутствие четкой структуры и микротем. 1 балл

Ниже среднего

задание не выполнено 0 баллов

низкий

Композиция высказывания: выстраивание сюжета в логической последовательности наличие трех структурных частей (начала, середины, конца) 3 балла

Высокий уровень

наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), 2 балла

Средний уровень

отсутствие начала и конца 1 балл

Ниже среднего

задание не выполнено 0 баллов

низкий

Лексическая

адекватность и

грамматическая

правильность

построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях 3 балла

Высокий уровень

использование только простых предложений 2 балла

Средний уровень

однотипные конструкции (назывные предложения) 1 балл

Ниже среднего

Задание не выполнено 0 баллов

низкий

Разнообразие лексических средств использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов 3 балла

Высокий уровень

некоторое нарушение точности словоупотребления 2 балла

Средний уровень

однообразие лексики, повторение одних и тех же слов 1 балл

Ниже среднего

задание не выполнено 0 баллов

низкий

Звуковое оформление высказывания плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе 3 балла

Высокий уровень

прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы 2 балла

Средний уровень

монотонное, невыразительное изложение

 

1 балл

Ниже среднего

задание не выполнено 0 баллов

низкий

Самостоятельность

 

ребенок от начала до конца полностью

самостоятельно придумывает рассказ.

3 балла

Высокий уровень

ребенок составляет рассказ с незначительной

помощью воспитателя.

2 балла

Средний уровень

рассказ ребенка полностью составлен по наводящим вопросам.

 

1 балл

Ниже среднего

задание не выполнено 0 баллов

низкий

 

Диагностическая методика включает три задания, которые представлены по усложнению: описательный рассказ по игрушке (1 задание), описательный рассказ по однофигурной сюжетной картинке (2 задание) и рассказ по картине И. Шишкина «Перед грозой» по вопросам воспитателя (3 задание).

Применение всех трех заданий даст нам полное представление об уровне сформированности у детей умений составлять описательные рассказы. От того, какие показатели будут наименьшими, от этого будут определены направления работы по формированию у детей 5-6 лет умения составлять описательные рассказы.

Для первого задания используется: игрушка – «Еж». Мы выбрали эту игрушку, так как данное животное входит в программное содержание по программе «От рождения до школы» в разделе ознакомление с миром природы в старшей группе [39],

Для второго задания была подобрана однофигурная сюжетная картинка с изображением героев в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета.

Для третьего задания использовалась живописная картина И.И. Шишкина «Перед грозой». Выбор картины И. Шишкина «Перед грозой» еще обусловлен тем, что в программе «От рождения до школы» для детей 5-6 лет указана задача «познакомить с произведениями живописи (в том числе И. Шишкин) и изображением родной природы в картинах художников». Картина написана яркими насыщенными красками. Сюжет прост и понятен для детей 5-6 лет.

Все задания предлагались детям индивидуально.

1 задание: Опиши ежа. Цель – составить описательный рассказ о еже.

Инструкция: Рассмотри ежа, составить рассказ о нем. При необходимости ребенку оказывается помощь в виде вопросов: название животного, какое это животное? дикое или домашнее? где живет? строение тела, покров, чем питается? Отношение к нему. На задание отводится 2-3 мин.

2 задание: Опиши картинку. Цель: определить умение составлять описательный рассказ по сюжетной картинке. Материал: сюжетная картинка «Девочка поливает цветы» (Приложение А).

Инструкция: Рассмотри, что изображено на картинке и расскажи, что увидел? Составь рассказ.

В результате выясняется, способен ли ребенок самостоятельно придумать интересный рассказ, установить смысловые связи слов и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. При отсутствии фразового текста задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие («Что делает девочка?»).

3 задание: Составь рассказ по картине И. Шишкина «Перед грозой».

Цель. Составить рассказ по картине И. Шишкина «Перед грозой» по вопросам экспериментатора. ( Приложение А).

Инструкция: Рассмотри картину. Расскажи о ней: О чем эта картина? Какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете? Какое состояние природы передал художник? (Какая погода на картине?) Почему вы так думаете? Как художник передает характерные особенности состояния природы? Какое настроение вызывает у вас эта картина? Нравится ли она вам? Почему? Как бы вы ее назвали?

Все детские ответы дословно протоколировались, протоколы представлены в приложении В.

Оценка выполнения всех заданий производилась путем подсчета общего количества баллов: 14-18 баллов – высокий (I) уровень, 10-13 баллов – средний (II) уровень, 6-9 баллов – ниже среднего (III) уровень, 0-5 низкий (IV).

Уровень выполнения всех задания.

Высокий уровень. Ребенок составил рассказ самостоятельно, без помощи наводящих вопросов. Тема определена ребенком правильно, соблюдена структура: есть начало, середина, конец. Все слова в тексте связаны по смыслу, текст завершен логически. Применяются различные средства выразительности.

Средний уровень. Ребенок составил рассказ с помощью небольших наводящих вопросов. Структура соблюдена (начало, середина, конец). Наблюдаются грамматические и смысловые ошибки, общий смысл текста понятен, логически правильный. Рассказ состоит из простых предложений.

Ниже среднего. Ребенок составляет рассказ после повторения вопроса. Рассказ не соответствует описываемому объекту, присутствуют нераспространенные предложения, рассказ беден, не выразителен. Присутствуют ошибки в связности рассказа, его структуре. Рассказ составлен из назывных предложений.

Низкий в рассказе ребенка нет одного или двух показателей.

Третьей задачей констатирующего эксперимента было изучить и описать состояние работы педагогов в детском саду по обучению детей 5-6 лет описательным рассказам и выявление места задач по развитию умений детей 5-6 лет составлять описательные рассказы по картинам.

Для решения этой задачи мы использовали методы:

– анализ перспективного плана воспитательной-образовательной работы по развитию речи в старшей группе, в ходе которого будет определено место задач по развитию речи, а в частности уделяется ли внимание развитию описательной речи по живописным картинам.

– анализ предметно-речевой среды в группе на наличие специально-отведенного места для просмотра книг; хорошая освещенность места, комфортность; наличие познавательной и художественной литературы, иллюстрационного тематического материала к занятиям; наличие дидактических и настольно-печатных игр; наличие методической литературы по развитию речи; наличие пособий для занятий: картотек дидактических игр по развитию речи, подборки загадок, потешек, песенок, скороговорок; наличие репродукций живописных картин.

Таким образом, разработанная нами диагностическая методика, позволила определить особенности умений детей 5-6 лет составлять описательные рассказы и изучить работу педагогов старших групп по данной проблеме. Реализация методики производилась в двух старших группах детского сада ГБДОУ НАО «Центр развития ребенка детский сад «Гнездышко», участие принимали воспитатели двух старших групп.

 

2.2 Особенности умений детей 5-6 лет составлять описательные рассказы

 

Одной из задач констатирующего эксперимента было определить уровни умений детей 5-6 лет составлять описательные рассказы.

Участники исследования две старшие группы детского сада ГБДОУ НАО «Центр развития ребенка детский сад «Гнездышко», воспитатели двух старших групп.

Для изучения умений детей 5-6 лет, составлять описательные рассказы, детям было предложено три задания: составить рассказ по игрушке (задание 1), составить рассказ по картине (задание 2) и составить рассказ по живописной картине (задание 3)

Для первого задания была использована игрушка «Еж». Дети должны рассказать о нем. Было опрошено 40 детей двух старших групп. Детям (35%) группы А и 40% группы В показали высокий уровень. Описательные рассказы по игрушке у детей с высоким уровнем умений состоял из начала, середины и концовки. Помощь воспитателя не требовалась. Начало состояло из называния предмета, были перечислены основные части тела животного, где обитает, что любит кушать. Концовка включала отношение к данному объекту. Применялись прилагательные, сравнения, в одном из рассказов присутствовала поговорка. Существительные правильно согласовывались с прилагательными. В конце присутствует оценочное отношение. Соответствует по содержанию предложенной теме. Предложения выстроены в логической последовательности, связаны в один связный рассказ, грамматических ошибок не наблюдалось, По эмоциональности рассказы экспрессивные. Темп речи ровный без заминок. 60% детей группы А и 55% детей группы В показали средний уровень. Рассказы детей со средним уровнем начинался с вопросов воспитателя. Рассказы содержат начало и середину, предложения построены правильно, но в основном присутствуют простые предложения. Мало описательных слов, сравнения и эпитеты отсутствуют. Речь не выразительная, присутствовало много заминок. Отмечаются грамматические ошибки, не нарушающие общей логики повествования; присутствуют односложные краткие предложения.

Рассказы детей с уровнем ниже среднего состоял 5 фраз. 5% детей группы А и 5% группы В показали ниже среднего уровень. Рассказы детей с уровнем умений ниже среднего, рассказ составлен по вопросам воспитателя. Ответы состояли из одиночных фраз. Предложений не наблюдалось. Монотонное, невыразительное изложение.

Рассказов с уровнем низкий не было в обеих группах

Ниже приведены примеры детей, с разными уровнями умений составлять описательный рассказ по игрушке.

Пример рассказа, характеризующий высокий уровень развития описательной речи.

Даша: (Группа А) Это еж. Ежик — ежик не головы не ножек. Про него так говоря, потому что он любит сворачиваться клубочком, когда ему страшно. Он живет в темном, дремучем лесу, своими колючками он защищается от врагов. Любит еж грибы и яблоки. Мне нравятся ежи, они добрые, ни кого не обижают, приносят пользу.

Пример рассказа, характеризующий средний уровень развития описательной речи. Никита: Это ежик. Он колючий. У ежа глаза, голова, нос. В: где живет? В лесу. Под елкой. Нравится.

Рассказ, характеризующий уровень развития связной описательной речи ниже среднего. Рустам: Ежик. Иголки. Глаза. Нос. Видел. В деревне.

В таблице 2 представлены уровни умений детей 5-6 лет составлять описательные рассказы по игрушке.

Таблица 2 — Уровни умений детей 5-6 лет составлять описательные рассказы по игрушке (в %)

Вторым заданием было составить рассказ по однофигурой сюжетной картинке. Детям (35%) группы А и 35% детям группы В соответствовал высокий уровень. Рассказы детей с высоким уровнем составлены без помощи воспитателя. Начинался рассказ с названия, затем происходило описание героя и что делает главный герой. Также дети описывали цветы в цветнике, сравнивали их, подбирали выразительные слова. Концовка состояла из оценочного суждения. Предложения в рассказах не простые, но логически завершенные. Рассказы передавались эмоционально, в правильном темпе, без заминок. Рассказы детей этого уровня характеризуются большой самостоятельностью, сюжет интересный, структура полностью соблюдена. Присутствуют сложные предложения, правильное согласование слов в предложениях. Использовались разнообразные сравнения, эпитеты.

В рассказах детей со средним уровнем присутствовало две части. 5 предложений из 3-4 слов. 4-5 прилагательных. 55% детей группы А и 60% детей показали средний уровень. В рассказах детей с уровнем умений ниже среднего присутствовало 5-7 фраз. 5% детей из группы А и 5% детей из группы В показали уровень ниже среднего. Рассказов с уровнем низкий в группе А 5% в группе В не оказалось.

Рассказам детей со средним уровнем характерно: присутствие начала и середины, не было окончания. Рассказы составлялись с небольшой помощью наводящих вопросов, достаточно информативны и завершены. Слов описаний было немного (перечисление цветов). Предложения в основном простые, но не нарушающие логику. Присутствуют лексические ошибки, не нарушающие общей логики повествования.

Рассказы детей с уровнем умений ниже среднего полностью составлен по наводящим вопросам, сюжет отсутствует. Состоит из слов перечислений объектов находящихся на картинке. Много грамматических ошибок. Структуры нет. Монотонное не выразительное изложение. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. В рассказе не наблюдалась структуры, рассказ состоял из отдельных фраз.

Рассказ ребенка с уровнем умений низкий был составлен по повторно заданным вопросам после долгих раздумий, выразительных средств нет. Такой рассказ составлял ребенок с ОВЗ.

Примеры выполнения 2 задания по составлению описательного рассказа по сюжетной картинке представлены ниже.

Рассказ, характеризующий высокий уровень по составлению рассказа по сюжетной картинке. Аня: «Это летний день. Очень жарко и девочка решила полить цветы. Цветы на клумбе разноцветные, как бабочки. Когда девочка полила цветы, они стали благоухать. Девочка добрая, трудолюбивая. У нее голубое платье, ленточка на платье. Она улыбается и радуется. Ей нравится лето, и я люблю летние дни».

Рассказ, характеризующий средний уровень развития связной речи (составление рассказа по сюжетной картинке). Нелли: На картине девочка. Она поливает цветы. Поливает цветы лейкой. У ней синее платье, желтые волосы и красная лейка. Цветы белые и желтые розовые».

В таблице 3 представлены уровни умений детей 5-6 лет составлять описательные рассказы по сюжетной картинке.

Таблица 3 — Уровни умений детей 5-6 лет составлять описательные рассказы по сюжетной картинке (в%)

Для выполнения задания детям нужно было составить описательный рассказ по картине И.И. Шишкина «Перед грозой».Как видно при сравнении результатов выполнения задания 2 и 3, качество рассказов по сюжетной картинке хуже, чем по игрушке.

Было опрошено 20 детей группы А и 20 детей группы В, их них 60% детей группы А и 70% детей группы В показали средний уровень. 25% детей группы А и 20% детей группы В показали уровень ниже среднего. 15% детей группы А и 10% ребенка группы В показали низкий уровень. Рассказов с высоким уровнем умений не оказалось ни в одной из групп.

Рассказы детей со средним уровнем составлены по вопросам воспитателя, достаточно простые предложения, логически правильно выстроенные. Есть повторение слов. Отмечаются нарушения связности, не нарушающие общей тематики описания, присутствуют односложные краткие предложения. Бедность выразительных средств речи.

В рассказах детей с уровнем ниже среднего структуры рассказа не наблюдалось, рассказ составлен из отдельных ответов, не отходящих от тематики картины. Рассказы не выразительны и однообразны, составлены по вопросам, рассказ состоит из назывных предложений.

В рассказах детей с уровнем низкий структуры рассказа не наблюдалось, рассказ составлен из отдельных фраз не связанных темой. Присутствовали грубые грамматические и лексические ошибки в словах. Рассказы не выразительны и однообразны. В группе А находятся дети с ОВЗ. На вопросы типа «О чем картина?», «Какое состояние природы передал художник?» «Почему вы так думаете?», «Как художник передает характерные особенности состояния природы?», «Почему?» дети не смогли ответить, некоторые из которых пришлось перефразировать.

Ниже приведены примеры рассказов детей всех уровней умений составлять описательный рассказ по пейзажной картине.

Рассказ, характеризующий средний уровень развития связной по составлению рассказа по пейзажной картине. Анжелика: Нарисован лес и темное небо. Наверное, лето на картине. Солнца не видно, темное небо, погода пасмурная. Тучи на небе. Кажется, дождь начнется. Настроение грустное. Картина не очень нравится, потому что я люблю солнце.

Рассказ, характеризующий уровень ниже среднего по составлению рассказа по пейзажной картине. Влад: Лето. Трава зеленая. Небо. Дерево. Нравится.

Рассказ, характеризующий низкий уровень по составлению рассказа по пейзажной картине. Аиша: Лес. Мы хождили сюда. Рвали грибов. Осень. Не знаю.

Рассказов характеризующих высокий уровень умений составлять описательный рассказ по пейзажной картине у детей не было. Дети не смогли самостоятельно начать рассказ, не могли понять содержание картины без наводящих вопросов.

В таблице 4 представлены уровни умений детей 5-6 лет составлять описательные рассказы по пейзажной картине.

Таблица 4 -Уровни умений детей 5-6 лет составлять описательные рассказы по пейзажной картине (в %)

На рисунке 1 представлены результаты сформированности умения детей 5-6 лет составлять описательные рассказы.Как видно при сравнении результатов выполнения задания 1, 2 и 3 качество рассказов по пейзажной картинке хуже, чем по игрушке и сюжетной картинке.

Рисунок 1 – Результаты умения детей 5-6 лет составлять описательные рассказы

Нами были созданы сводные таблицы по результатам выполнения заданий группой А и В они представлены в приложении Б.

Проведя анализ результатов по всем критериям было определено, что дети группы А показали высокие балы от 2,2 до 2,0 баллов из трех возможных за самостоятельность, связность и содержательность. Средний балл 1,8 дети получали за лексическую и грамматическую правильность. Наиболее трудным для детей было звуковое оформление высказывания (прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы, монотонное, невыразительное изложение) и разнообразие лексических форм (бедность выразительных средств, сравнений, эпитетов, метафор). Наилучшие показатели дети проявили по критерию самостоятельность – большинство детей составляли рассказы с незначительной помощью экспериментатора.

Дети группы В по всем критериям показали средний балл от 1,7 до 2,6. Наиболее трудным для детей было звуковое оформление высказывания, а также бедность выразительных средств, прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы, монотонное, невыразительное изложение, мало сравнений, эпитетов, метафор. Наилучшие показатели дети проявили по критерию самостоятельность – большинство детей составляли рассказы с незначительной помощью экспериментатора.

Таким образом, у детей 5-6 лет недостаточно сформировано умение составлять описательные рассказы. Для большинства дошкольников двух групп характерен средний уровень умений составлять описательные рассказы 55% детей группы А и 55% детей группы В (Приложение В). Дети проявляют достаточную самостоятельность, рассказы-описания соответствуют по содержанию предложенной теме. Соблюдается связность и последовательность изложения. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам. Можно отметить, что наиболее трудным для детей было звуковое оформление высказывания (прерывистое изложение, заминки и паузы, монотонное, невыразительное изложение), отсутствие разнообразных эпитетов, сравнений, фразеологизмов. Наилучшие показатели отмечены по критерию самостоятельность. Так как у группы А отмечены наибольший показатель низкий (7%), поэтому в формирующий эксперимент будет взята эта группа, группа В будет заниматься в прежнем режиме.

 

2.3 Состояние работы педагогов старших групп по обучению детей составлению описательного рассказа

 

Для определения состояния работы педагогов старших групп по обучению детей составлению описательного рассказа была проведена работа по изучению и анализу плана воспитательно-образовательной работы в старших группах.

Целью этой работы было изучение состояния работы по развитию умения составлять описательные рассказы у детей 5-6 лет.

Планирование работы по развитию речи осуществляется на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Н. Е.. Также в работе воспитатели применяют методическое пособие О.С. Ушаковой «Развитие речи детей 5-7 лет».

По результатам изучения календарно-тематических планов воспитательно-образовательной работы можно отметить, что работа по развитию речи детей ведется. Обучение составлению описательных рассказов происходит на занятиях, прогулках в процессе наблюдения за живой и неживой природой, в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности педагогов и детей, в индивидуальной и подгрупповой форме работы, дидактических и подвижных играх.

Проводятся занятия по речевому развитию, которые включают выполнение заданию по описанию игрушек и предметов, беседы, дидактические игры, например, «Повтори за мной», «Составь предложение», «Скажи какой». Также используется художественное слово: загадки, чтение стихотворений.

Ставятся цели занятий: обучение детей 5-6 лет описательным рассказам. Например:

-Тема «Моя любимая игрушка». Цель: учить составлять описательный рассказ по игрушке;

-Тема: «Сюжетный рассказ по картине «Кошка с котятами». Цель: развивать умение детей составлять сюжетный рассказ по картине: составлять связный рассказ о событиях, происходящих на картине.

-Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды, описательный рассказ о предметах посуды. Цель: учить составлять рассказ по стихотворению (связная речь).

Тема: Составление описательного рассказа на тему «Зима». Цель: учить при описании событий, указывать время действия, используя разные типы предложений.

На прогулках обязательно проводятся наблюдения за живой и неживой природой. В планах расписаны наблюдения.

Дети наблюдают за изменениями в природе, происходящие в связи с уменьшением светового дня, с перепадом температуры воздуха, за выпавшими осадками, птицами, кустарниками и деревьями.

В целях прогулок отмечен научный подход и учтены возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста – ставятся цели на установление детьми причинно-следственных связей; на формирование умений делать элементарные выводы; а также на умение описывать окружающую действительность. Это способствует развитию, как интеллектуальных способностей, так и речевых умений и навыков.

В планах воспитательно-образовательной работы в совместной деятельности педагогов с детьми запланированы речевые игры.

Проводится работа в уголке природы. В рамках этой работы дети узнают названия растений, учатся описывать их строение.

С детьми проводятся беседы о приметах времен года с использованием художественного слова.

В планах отражена индивидуальная работа по развитию речи – дети учат стихи, песни, потешки.

Проводятся беседы с детьми утром и вечером. Данная форма работы представлена как совместная деятельность педагога и детей, в индивидуальной форме, так и в режимных моментах.

Для решения задач по развитию речи в режимных моментах воспитатели применяют игровые, здоровье сберегающие технологии (театры, дидактические и настольно-печатные игры, на развитие речи детей), планируется разнообразная исследовательская работа, в которой дети отвечают на проблемные вопросы.

Запланирована совместная деятельность с детьми по чтению художественной литературы. Важную роль в речевом развитии, обогащение словарного запаса играет художественное слово. Воспитатели с детьми много читаю. После прочтения в рамках беседы выясняется, что дети поняли, что могут рассказать. Произведения подбираются с учетом возраста, ориентированы на интересы детей и формирование умения составлять разного рода высказывания. Это учит дошкольников анализировать прочитанное, учит правильно составлять рассказ, расширяет словарный запас. Для работы выбираются произведения, в которых главные герои – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.

Анализ предметно-речевой среды в группах соответствует требованиям, предъявляемым для групп детей старшего дошкольного возраста. В группах представлен необходимый материал для развития речи.

Есть книжный уголок. В книжном уголке представлены альбомы с иллюстрациями отечественной и зарубежной литературы.

В театральном уголке представлены различные виды театров. Театрализованная деятельность способствует развитию речевых навыков детей.

Подобраны и систематизированы дидактические игры, направленные на обогащение и активизацию словарного запаса («Кто и где спрятался», «Путешествие», «Зарифмуй слова»); совершенствование звуковой культуры речи («Кто так кричит?» «Звуковое домино», «Найди звук); развивающие связную речь, память, мышление, воображение («Скажи наоборот», «Представь себе», «Волшебник», « Мы поэты» «Скажи какой, какая, какие», «дикие и домашние животные и их детеныши»). Имеются речевые подвижные игры, пальчиковые игры все представлено в стихотворной форме. Представлены картотеки с чистоговорками и скороговорками. Представлен тематический материал по пословицам, загадкам.

Представлены дидактические пособия «Рассказы по сюжетным картинкам». Оформлен альбом с иллюстрациями к русско-народным сказкам.

При этом при изучении планов мы выявили отсутствие работы по составлению описательных рассказов по живописным картинам. Работа в этом направлении не проводится. Занятия развитию умения составлять, описательные рассказы по картинам не запланированы, поэтому репродукции картин известных художников в группе не представлены.

Таким образом, работа по обучению детей составлению описательного рассказа проводится, но выбранные средства и частота обучения недостаточно эффективны. В частности, в панах отсутствует работа по составлению описательных рассказов по живописным картинам, не представлен наглядно-иллюстративный материал. Не достаточно уделяется внимание использованию пословиц, фразеологизмов, эпитетов и сравнений, что важно для развития лексикона детей и умения составлять рассказы-описания.

 

Выводы по второй главе

 

Определены цель, задачи и методика констатирующего эксперимента по исследованию умений детей 5-6 лет составлять описательные рассказы.

Проведен констатирующий эксперимент, в котором принимали участие 40 детей 5-6 лет, из них 20 детей — группа (А) (группа №10 «Снегирёк») и 20 детей — группа (Б) (группы №4 « Синички»). Выявлено, что у детей 5-6 лет умение составлять описательные рассказы находится на среднем уровне. Для большинства дошкольников двух групп характерен средний уровень сформированности умения детей (55% в группе А, 55% в группе Б). Низкий уровень выявлен у 7% в группе А и 5% в группе Б. Дети проявляют достаточную самостоятельность, рассказы-описания соответствуют по содержанию предложенной теме. Соблюдается связность и последовательность изложения. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам. Можно отметить, что наиболее трудным для детей было звуковое оформление высказывания (прерывистое изложение, заминки и паузы, монотонное, невыразительное изложение) и бедный словарный запас сравнительных прилагательных, эпитетов и фразеологизмов. Наилучшие показатели отмечены по критерию самостоятельность.

Изучено состояние работы педагогов старших групп по обучению детей составлению описательного рассказа. Работа по обучению детей составлению описательного рассказа ведется, недостаточно эффективно. В частности, отсутствует работа по составлению описательных рассказов по живописным картинам, не представлен наглядно-иллюстративный материал. При описании игрушки и сюжетной картинки дети успешно справлялись с заданием, считаем, что это обусловлено тем, что работа по развитию умения составлять рассказ по игрушке и по сюжетной картинке проводится систематично. Мало уделяется внимания использованию эпитетов и сравнений, что важно для развития лексикона детей и умения составлять рассказы-описания. Таким образом, при проведении формирующего эксперимента нами будут разработаны и апробированы занятия по обучению детей 5-6 лет составлять описательные рассказы посредством игровых приемов ознакомления с живописью.

 

3 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ УМЕНИЙ СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНЕ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ

 

3.1 Цель, задачи и методика формирующего эксперимента

 

Анализ литературы, посвященной теоретическим основам проблемы формирования умений детей 5-6 лет составлять описательные рассказы (М. М. Алексеева, А.М. Бородич В. П. Глухова, В.В. Коноваленко Ф. А. Сохин, Т. Ю. Четверикова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина) и результаты констатирующего эксперимента показали, что традиционные приемы и формы организации обучения, применяемые в практике дошкольного образования не достаточно эффективны, т.к. направлены они, главным образом, на повторение детьми или дополнение ими, того что рассказал воспитатель. При этом дети не имеют своего плана высказывания и не могут в полной мере применить свои творческие способности и самостоятельность.

Обнаружено противоречие, позволившее сформулировать нам гипотезу, согласно которой мы предполагаем, что игровые приемы по ознакомлению с живописью могут стать средством обучения старших дошкольников описательному рассказу, при следующих условиях:

— подборе картин для составления описательного рассказа, соответствующих возрасту детей и программе;

— подборе игровых приемов ознакомления с живописью;

— разработке к каждой картине серии вопросов для рассматривания при организации приема «вхождение в картину»;

— организации специального обучения в серии занятий по развитию речи с использованием комплекса игровых приемов.

Для доказательства данной гипотезы был разработан формирующий эксперимент, целью которого является разработка, реализация и проверка эффективности серии занятий с использованием игровых приемов, как средства обучения описательному рассказу по картине детей 5-6 лет.

Данная цель предполагает решение задач:

1) Подобрать ряд картин для составления описательного рассказа, соответственно программе и соответствующие возрасту детей для формирующего эксперимента.

2) Подобрать игровые приемы ознакомления с живописью.

3) Разработать к каждой картине серию вопросов.

4) Разработать и реализовать серию занятий по развитию речи и ознакомлению с живописными картинами с использованием игровых приемов.

5) Проверить эффективность применения серии занятий с использованием игровых приемов, как средства обучения описательному рассказу по картине детей 5-6 лет.

Для решения первой задачи мы проанализировали список рекомендуемых художников и картин, входящих в содержание программы «От рождения до школы» для детей старшей группы.

В программе указано: познакомить со следующими авторами картин и их картинами (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский, В. Васнецов, А. Саврасов и др.) и изображением родной природы в картинах художников. А также предлагаются следующие сюжетные картины: «Подарок маме к 8 марта», «Кошка с котятами» или другая из серии Домашние животные», «Дикие животные», «Речка замерзла», картины из серии «Осень», «Зима», картины «Северное сияние», «Ежи»», серия картин В.Гербовой «Новенькая».

При отборе картин мы опирались на рекомендации Р.М. Чумичевой [56], согласно которым картины должны соответствовать следующим требованиям:

— содержание картины не должно быть скучным, должно заинтересовать ребенка, должно быть простым и доступным для понимания, воспитывать доброе и теплое чувство к окружающему миру; (Это могут быть сказочные герои, сверстники, животные);

— картина должна отражать современную жизнь нашей страны или знаменитые даты; (8 марта, парад, профессии);

— применение разнообразных средств выразительности и манеры исполнения; (динамика, применение ярких цветов);

— в картине должна быть четко определена идея и замысел художника;

— картина должна быть хорошего качества;

— изображения персонажей, животных и других объектов должны быть как в жизни, условное схематическое и абстрактное изображение не воспринимается детьми;

— следует обращать внимание на простоту изображаемого, картины с большим количеством деталей отвлекает детей от главного.

— репродукция живописи, должна быть оформлена в рамку.

Поэтому нами были выбраны картины, в следующей последовательности:

И. Левитана «Золотая осень» — пейзажная картина, изображающая природу осенью, что понятно и доступно ребенку, художник использует яркие насыщенные краски, содержание картины просто и ясно говорит красоте родной природы осенью, воспитывает любовь к родине, что соответствует требованиям.

В. М. Васнецова «Аленушка» — однофигурная картина привлекла нас сказочным персонажем. Аленушка давно знакома детям по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», поэтому сюжет картины прост и доступен для описания. Картина будет интересна для детей старшего возраста.

В. М. Васнецова «Богатыри» это картина изображает трех героев сказок, охраняющих границы родины. Эта многофигурная картина написана по мотивам былин и сказок, что близко и понятно детям 5-6 лет. Сюжет настолько динамичен, что, кажется, будто наши богатыри вот сорвутся с места в бой.

И. Шишкин «Утро в сосновом бору», — живописная картина изображающая семейство медведей, которые вышли ранним утром на прогулку. Сюжет прост и понятен для детей. Художник использует яркие сочные краски. Картина динамична — семейство медведей выглядят реалистичными, будто только что вышли из чащи леса. Эта картина будет интересна детям 5-6 лет.

Ознакомление с картинами будут проходить на занятиях по формированию умений составлять описательные рассказы по картинам с применением игровых приемов, и приема «вхождения в картину».

Для решения второй задачи нами были отобраны следующие игровые приемы ознакомления с живописью рекомендованные Р.М Чумичевой: прием «вхождения в картину»; игровые приемы: «Кто больше увидит»; «Найди дерево по описанию», «Загадай что-либо, а мы отгадаем», «Узнай к чему подходит», «Придумай свое название», «Кто лучше и красивее передаст в движении изображенный образ», «Откроем «тайну», «Волшебный бинокль», «Волшебные очки», «Что видите, слышите, ощущаете», «Нарисуем картину», «Изобрази», «Эмоции», «Расколдуем».

Третью задачу мы решали, с помощью подбора вопросов к картинам, которые были включены в серию занятий по формированию умения у детей 5-6 лет составлять описательные рассказы с использованием игровых приемов и приема «вхождения в картину». При подборе вопросов к картинам мы руководствовались следующими требованиями (Р.М. Чумичева): должны быть понятные; задаются последовательно: с центральной части на второстепенные детали, с отдельных объектов к обобщениям; используется разный характер вопросов для решения умственных задач; вопросы должны быть направлены на целостное восприятие картины.

Например, использование вопросов типа: «Представьте, что вы в картине. Что видите? Опишите?», «Представьте, что картина ожила. Что вы услышали?». «Какое настроение у вас от услышанного?», «Какое настроение у девочки?», «Ощутите, как греет солнышко? Расскажите об ощущениях?», «Потрогайте руками. Какие они на ощупь? Расскажите?» Вопросы носят вспомогательный характер, помогают увидеть характер, настроение картины, героев, идею и замысел автора картины. Побывать на месте событий и переживать вместе с героями.

Четвертую задачу мы решали, разработав серию занятий по обучению описательным рассказам по картинам.

Серия — это несколько занятий, выстроенных в определенной последовательности, объединенные общей целью и назначением.

Мы опирались на материалы Н.М. Зубаревой и Р.М. Чумичевой, которые рекомендовали следующие приемы ознакомления с живописными картинами:

-применение стихов разных поэтов – это способствует эмоциональному восприятию картины;

— рассматривание картин в сопровождении музыки о природе;

— сравнение и наблюдение ребенком окружающей действительности, наблюдение окружающей природы и сравнение пейзажа на картине;

— прием предполагаемых следствий нарисованного (например: «Перед дождем» — представим «После дождя»).

Для разработки занятий основным будет прием «вхождения в картину». Применение этого приема целесообразно потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.

Работа велась на основе следующих дидактических принципов:

1) принцип наглядности;

2) принцип включения предметно-практических действий в процесс обучения детей описательной речи, что способствует закреплению представлений об основных свойствах предметов и повышает интерес детей к самим занятиям;

3) принцип индивидуального подхода к детям в зависимости от умения составлять описательные рассказы и индивидуально-психологических особенностей ребенка;

4) принцип «от простого к сложному».

При разработке занятий мы соблюдали основные требования методики развития речи, предъявляемые в работе с детьми 5-6 лет.

У каждого занятия есть цель и задачи, которые имеют обучающий, развивающий и воспитательный характер. Дидактические задачи выполняются в форме игровых заданий, упражнений, которые доступны и интересны, побуждают детей к речевым высказываниям. Занятия строятся в соответствии со структурой: вводная часть, основная, заключение. Занятия проводятся так, что дети задействованы в активную деятельность, тем самым не вызывая утомления и однообразия.

Таким образом, нами было определена последовательность и подобрано содержание занятий по формированию умений детей составлять описательные рассказы по картинам.

1 занятие. Тема: «Красота осени в картине Левитана «Золотая осень»

Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ по содержанию пейзажной картины. 1часть-Вводная: цель настроить детей на занятие, познакомить с темой. Методы и приемы: чтение стихотворения, прослушивание музыкального произведения П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года». Материал: Икт репродукция картины Левитана «Золотая осень». 2 часть — Основная: Цель: учить последовательно, рассматривать картину, стимулировать детей к описательному рассказыванию по плану. Учить, последовательно в соответствии с планом рассказывать по картине. Развивать умение подбирать слова описания, сравнения, эпитеты. Применение приема «Вхождения в картину», «Что видите»? «Что слышите?», «Что ощущаете?», «Волшебный бинокль». 3 часть-Заключение: Подведение итогов. Составление описательных рассказов по содержанию картины.

2 занятие. Тема: «Трудная доля крестьянских детей в картине В.М. Васнецова «Аленушка». Цель — восприятие художественного образа и организация последующего речевого общения. 1 часть- вводная: цель настроить детей на занятие, познакомить с темой. Методы и приемы: Приветствие « Здравствуй солнце золотое», чтение стихотворения, отгадывание о ком идет речь в стихотворении, прослушивание музыкального произведения П. И. Чайковского «Болезнь куклы». Материал: Репродукция картины Васнецова «Аленушка». 2 часть-цель: Стимулировать детей к описательному рассказыванию по плану. Учить последовательно в соответствии с планом, рассказывать по картине. Развивать умение подбирать слова описания, сравнения, эпитеты.

Методы и приемы: «Прием вхождения в картину», «Назови больше», «Волшебные очки» Цель: Выявление мелких деталей картины. Игровой прием «Чувствуем, ощущаем», игровой прием «Послушаем звуки», игровой прием, «Послушай песню Аленушки», игровой прием «Нарисуем картину». 3 часть – Заключительная: Цель: обобщить знания полученные в ходе путешествия и развивать умение описывать содержание картины. Метод и приемы: Игровой прием «Эмоции». Цель: развитие умения описывать свои эмоциональные состояния в речи относительно содержания картины

3 занятие: Тема «Составление описательного рассказа по сюжетной картине В.М. Васнецова « Богатыри» Цель: развитие описательной речи на основе отображения увиденного. 1часть- вводная. Цель: Настроить детей на занятие, заинтересовать в получении знаний. Методы и приемы: «Дружно за руки беремся» Психологический настрой на занятие. Игра «Определи, на что похоже», Игра «Расколдуй картину — Мотивационная деятельность. Материал: Картина Васнецова «Богатыри» 2часть. Основная. Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ по содержанию сюжетной картины. Методы и приемы: «Прием вхождения в картину» Цель: Развитие связной речи, развитие воображения. Игра: «Какой, какие? » Цель: Развивать умение подбирать слова описания к существительным. Игра «Изобрази-покажи» — Усилить эмоциональный настрой. Игра «Осязаю, ощущаю» Цель: развивать умение определять настроения героев картины, описывать их чувства, передавать эмоции в речи. Игра «Волшебный бинокль» цель: развивать умение видеть на картине мелкие объекты. Описывать их. Определение взаимосвязей между объектами на картине. Определение главной идеи. 3часть – Заключительная. Методы и приемы: Игра «Кто расскажет лучше, интереснее?» Цель: формировать умение правильно составлять описательный рассказ по картине

4 занятие. Тема: Тема: Сочиняем описательный рассказ по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору ».Цель: учить детей поэтапно описывать происходящее в картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору »и составлять описательный рассказ по ней 1 часть. Вводная. Цель: Организовать детей, настроить на занятие, мотивировать на получение знаний. Методы и приемы: проблемная ситуация « Мишка потерялся» Материал: игрушечный мишка, музыка звуки природы. 2часть. Основная. Цель: учить детей поэтапно описывать происходящее в картине Методы и приемы: прием «Вхождения в картину», вижу — описываю, слушаю- говорю, ощущаю – передаю словами. 3 часть. Заключительная. Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по картине. Методы и приемы: Слушание рассказов друг друга. Оценка.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, анализ перспективного плана по речевому развитию, предметно-пространственной среды, результаты констатирующего эксперимента позволили нам определить цель, задачи, разработать серию занятий с использованием приема «вхождения в картину» и игровых приемов, который, на наш взгляд, сможет способствовать формированию умения детей 5-6 лет составлять описательные рассказы по картине. Описание деятельности по формированию у детей 5-6 лет умений составлять описательный рассказ посредством использования «приема вхождения в картину» будет представлено в следующем параграфе.


1  2  3  4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф