Заявка на расчет
Меню Услуги

Игровые приемы ознакомления с живописью как средство обучения детей 5-6 лет описательным рассказам. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3  4


3.2 Этапы работы по формированию у детей 5-6 лет умений составлять описательный рассказ посредством использования игровых приемов

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Работа по формированию у детей 5-6 лет умений составлять описательный рассказ включала 4 занятия. Содержание конспектов представлено в приложении В.

Первое занятие «Красота осени в картине И. Левитана» — было направлено на формирование умения составлять описательный рассказ по содержанию пейзажной картины. Для того чтобы настроить детей на занятие выразительно читалось стихотворение.

В основной части занятия для стимулирования детей к описательному рассказыванию использовались игровые приемы и прием вхождения в картину. Воспитатель предлагает детям отправиться на экскурсию. «Нам надо одеться: одеваем штанишки -раз, сапожки-два, курточки и шапочки-три. По дорожке мы идем и в картину попадем». Дети имитируют движения предлагаемые воспитателем, выражают готовность к участию. Ребята Вуа-ля! На экране появляется картина И.Левитана «Золотая осень», посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на склонившийся прямо к воде куст и на яркое солнечное небо над ними. Игровой прием «Что вижу?» Воспитатель предлагает подойти сначала к березкам. Задает соответствующие вопросы. Активизирует и расширяет словарный запас детей (белоствольные, листопад, золотой наряд, порхают, сыплются и т.д.) Ребята, что вы видите.

Дети: на полянке желтые березки. А еще течет река.

Воспитатель: Давайте подойдем поближе к этим березкам. Посмотрите на березки. Опишите их?

Дети: Березки тоненькие, у них белый ствол и желтые листья. Воспитатель: Как еще можно назвать белый ствол? Правильно белоствольные березки. А наряд из желтых листьев?

Дети: Золотой наряд.

Воспитатель: А теперь послушаем, какие звуки вы слышите?

Дети: Слышно как падают листочки, шуршит сухая листва, слышу крики улетающих птиц. Затем воспитатель привлекает тактильные ощущения: предлагаю пройтись по желтому ковру из листьев. Походить ногами по листьям, потрогать руками, покидать их. (Приготовлены настоящие сухие листочки). Воспитатель: Поделитесь своими ощущениями. Дети ходят по лесу, подкидывая ногами и руками листики: Какие они легкие! Летают. Листочки сухие, листочки легкие, как перышки. Они летят, сыплются дождем, порхают, опадают, кружатся».

Воспитатель: А теперь пойдем на берег речки. Посмотрите на воду. Опишите что видите?

Д: Речка длинная. Вода в реке прозрачная, чистая. В воде видно отражение оранжевого куста. Вода в реке синяя. В реке отражаются облака. Прислушайтесь. Какие звуки слышны?

Дети: течет река. Вода в реке плещется. Воспитатель: Опустите руки в воду. Какая вода на ощупь? Дети: холодная, мокрая, прохладная. Воспитатель: Перед нами не широкая темно-синяя река, берега ее не высокие с порослью небольших рыжих кустиков. Вода в речке чистая прозрачная, холодная, в ней отражается синева неба и белые облака, чем дальше течет река, тем тоньше и светлее становится ее русло. Игровой прием « Волшебный бинокль». Воспитатель: Ребята на экскурсию мы взяли наши волшебные бинокли. Волшебный бинокль поможет нам разглядеть, что мы видим вдали, посмотрим вдаль.

Дети: дети делают из пальцев рук бинокли. Что видите? Дети: зеленое поле, небо синее, домики. Воспитатель: А там вдалеке на заднем плане, то что далеко от нас, расположилась группа березок, еще их называют рощей. Еще на заднем плане виднеется зеленеющее поле и деревушка. Небо бледно-голубое почти белесое, как будто вымытое дождем, небо.

Воспитатель: Постоим немножко с закрытыми глазами. Ощутите на своем лице осенние солнечные лучи. Что чувствуете? Дети: Еще тепло. Дует осенний ветер.

Воспитатель: Пора возвращаться нам с экскурсии. Ребята, а давайте попробуем описать, что же мы видим вокруг себя. Мы расскажем об осеннем дне, об осеннем небе, об облаках, о солнце, о березах, о голубой реке. Все на этой картине как будто золотое: пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня, какие приметы осени вы видите на этой картине? Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.) Какой день изображен на картине: ясный или пасмурный? (Ясный.) Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.) Как вы думаете, какое настроение у берез? (Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями.) Назовите здесь все объекты желтого, зеленого, красного цвета. Воспитатель: Сегодня мы с вами сходили на экскурсию. Вам понравилось? Почему понравилась эта картина: «Мне нравится эта картина. Мне понравилась картина, потому что на ней красивая природа, яркие краски). Какое настроение вызывает картина? (радостное).

Второе занятие проведено по теме Трудная доля крестьянских детей в картине В.М. Васнецова «Аленушка» в старшей группе. Его цель – развитие описательной речи на основе отображения увиденного.

Для повышения мотивации детей к участию воспитатель приглашает детей в гости, но надо угадать к кому. После того как дети угадали под музыку детям представляется репродукция картины В.М. Васнецова «Аленушка». Дети рассматривают картину. Им предлагается узнать отправиться к Аленушке и узнать, что случилось. Игровой прием «В картине». Воспитатель: Открываем глаза. Мы с вами очутились с вами в картине. Оглядитесь вокруг, что вы видите? Дети: Называют место, где оказались (на берегу озера, возле осинок, рядом с Аленушкой).

Воспитатель предлагает назвать как можно больше слов, описывающих место, рядом с которым находятся дети. Дети с интересом оглядываются и описывают место, в котором находятся: называют- озеро глубокое, омут черный, озеро бездонное, осинки тоненькие, листочки на осинке круглые как монетки, желтые, берег озера каменистый. Аленушка печальная, бедно одетая, босоногая, волосы растрепаны.

Для выявления мелких деталей картины используется игровой прием «Волшебный очки». Воспитатель: Молодцы ребята, вы многое успели разглядеть, но кое- что от нас скрыто. Представьте, к нам пришел волшебник подарил нам всем волшебные очки. Надеваем их сейчас. Дети одевают волшебные очки.

Воспитатель: посмотрите на осинки, которые, сзади Аленушки, кто на них сидит? Дети: Птички, это Ласточки.

Воспитатель предлагает посмотреть на листья осины, описать их цвет.

Дети: листья зеленые, оранжевые и желтые. Воспитатель: Какое время года изобразил художник?

Дети: наступила осень. Листья падаю на траву. На озере тоже плавают желтые листья.

Воспитатель предлагает обратить внимание на траву, описать ее цвет.

Дети: трава еще зеленая. Трава кое- где засохла. Темная зеленая. Воспитатель предлагает обратить внимание на кусочек неба, его цвет. Дети отмечают, что небо серое, хмурое.

Воспитатель: Оглянитесь назад. Лес позади Аленушки, какого цвета? Опишите его. Какое чувство у вас вызывает лес? Дети отмечают, что лес темный, черный, страшный, густой. Воспитатель подводит итог, что начало осени изображено на картине (опавшая листва на воде темного и глубокого озера, темный и неприветливый лес, хмурое осеннее небо). Картина создает ощущение, будто все замерло вокруг, не шелохнется ни одна веточка.

Игровой прием « Чувствуем, ощущаем»

Воспитатель: Почувствуйте как вам в этот осенний вечер? Что чувствует девочка? Дети: Прохладно, холодно. Она замерзла. Она дрожит.

Воспитатель: Да очень зябко, а ведь ноги у девушки босые. Посмотрите на Аленушку. Что на ней одето? Дети: Цветной сарафан. Дырявое платье. Серая кофточка. Ноги голые.

Воспитатель предлагает внимательно посмотреть на лицо девушки, какие эмоции у нее. Дети описывают лицо Аленушки: глаза черные, широко открытые, взгляд сморит на воду, Рот слегка приоткрыт. Волосы на голове растрепанные. На лице румянец. Она грустная

Воспитатель обобщает: на большом камне молодая, красивая девушка, сидит, подогнув под себя ноги. Опустив голову на колени, одинокая девушка смотрит в глубокое озеро печальными глазами сиротской доли. В глазах девушки отображается боль и грусть. Все ее мысли о братце Иванушке, что потерялся. Руки сцеплены. Все ее состояние показывает глубокую боль и страдание.

Игровой прием «Послушаем звуки». Воспитатель: А теперь волшебник дарит нам супер слух. Прислушайтесь. Какие звуки вы слышите? Дети: Ласточки щебечут, листики осинки шелестят на ветру, девочка плачет. Воспитатель: Ребятки я это слышу тоже. Но мне послышалось, как девушка поет что- то.

Игровой прием «Послушай песню Аленушки». Воспитатель: предлагает послушать песню. Дети слушают песню. Воспитатель спрашивает: О чем поется в песне? Какая песня? Дети отвечают, что Аленушка ждет Иванушку.

Игровой прием «Нарисуем картину». Воспитатель: предлагает А вернуться в детский сад и нарисовать картину с помощью эмоций, движений, поз. Дети по желанию дети изображают объекты картины и выстраивают композицию картины.

Игровой прием «Эмоции». Воспитатель: Мы сегодня с вами были в гостях у девушки Аленушки. Выберите себе карточку. Расскажите, где мы с вами побывали? Опишите место? Кто сидел на камне у воды? Опишите? Какое настроение у вас вызвала картина? Объясните, почему у вас такое настроение? Дети подходят, берут карточки, объясняют, что картина грустная и вызывает печать, грусть, потому что на картине грустная девушка. Опущенная на колени голова, уставшая рука, ниспадающие волосы, печальные глаза смотрят в воду, но видно, что думает Аленушка о своем. Грустит о своей не легкой доле. И природа грустит вместе с ней. Сочувствуют Аленушке.

Третье занятие было посвящено теме «Составление описательного рассказа по сюжетной картине В.М. Васнецова «Богатыри».

Его цель: Формировать умение составлять описательный рассказ по содержанию сюжетной картины. Чтобы заинтересовать детей в работе воспитатель предлагает игры «Определи, на что похоже»: Посмотрите внимательно, что это вам напоминает? Дети отвечают: человек, всадник, богатырь.

Воспитатель: Правильно, это похоже на силуэт богатыря. Этот фрагмент потерялся. Посмотрите внимательно, найдите место, откуда этот фрагмент.

Дети осматривают группу и находят на мольберте картину, с потерявшимся фрагментом. Картина закрыта белым листом, на нем местами вырезаны прямоугольные куски, видны лишь небольшие фрагменты картины. Воспитатель: Какая необычная картина, ее заколдовал злой волшебник. Нужно расколдовать ее, угадать, что на ней изображено.

Игра «Расколдуй картину».

Дети говорят, что видят: коня, вижу богатырей. Вижу елочку, конскую сбрую. Кто-то держит в руках лук, темное небо. На картине три богатыря.

Воспитатель подбадривает: Молодцы. Про что эта картина, вы догадались? Дети: Это картина В.М. Васнецова, называется она «Богатыри». Воспитатель: правильно, вот картина и расколдована. Раз, два, три открывает картину. Правильно эта картина В.М.Васнецова «Богатыри». Мы с вами недавно знакомились с ней.

Применяется прием «Вхождения в картину» Воспитатель: Красивая картина? Дети: да. Воспитатель: А вы желаете там побывать. Дети: да, очень хотим. Воспитатель: Проговариваем такое заклинание «Раз, два, три, четыре, пять, хотим в картине побывать» смотрим на картину и представляем, что мы находимся рядом с нашими богатырями. Посмотрите, на них. Дети проговаривают слова за воспитателем.

Рассматривают картину. Воспитатель: Кто находится посередине? опишите его внешний вид? Его характер? Дети: Д: Это богатырь Илья Муромец, он сильный, храбрый, умный, самый старший и опытный из богатырей. На нем доспехи, кольчуга и шлем, в руках копье и палица. С боку щит. Одет он просто, потому что из простой крестьянской семьи. Богатырь всматривается вдаль, не приближаются ли враги. Он сидит на черном коне, конь под ним огромный, могучий, как его хозяин.

Воспитатель: Кто справа от вас? Опишите его внешний вид? Опишите характер. Опишите его коня? Дети описывают: Это Алеша Попович сын попа, самый молодой, смекалистый, веселый, надежный друг (описание внешнего вида). В руках лук, сбоку гусли. (Описание коня). Воспитатель: Кто слева? Опишите его? Опишите его характер? Опишите его коня? (Описывают третьего богатыря).

Дети описывают: Это Добрыня Никитич, он находится слева. По характеру он бесстрашный, мужественный, отважный, под ним конь белый, с густой гривой. Добрыня княжеского происхождения. Щит его украшен золотом, а сбруя коня золотыми подвесками. Все они глядят вдаль, насторожились, приготовились к битве. Добрыня вынул меч из ножен. Они несут дозор. Воспитатель предлагает обобщить, кто изображен на картине.

Для того чтобы усилить эмоциональный настрой проводится игра «Изобрази-покажи». Воспитатель: А теперь представьте, что вы тоже стоите на страже родины. Примите те же позы, выражение лиц, что и богатыри на картине. Дети изображают позы. Выражение лиц богатырей: выражение суровый взгляд. Напряженные скулы

Игра «Осязаю, ощущаю» была направлена на развитие умения определять настроения героев картины, описывать их чувства, передавать эмоции в речи.

Воспитатель: Представьте, что в руках у вас меч. Щит или палица? Потрогайте их? Какие они на ощупь? Тяжело ли вам? Дети: меч, кованный из железа, он очень тяжелый. Щит с красивыми узорами, палица с шипами, она такая тяжелая. Что неподъемная.

Воспитатель: Прислушайтесь к звукам. Что вы слышите? Дети передают свои ощущения: очень тихо, тревожно, Конь бьет копытом, он сердится, ветер развивает конские гривы, ветер стремительно гонит облака. Игра «Подзорная труба» направлена на развитие умения видеть на картине мелкие объекты. Описывать их.

Воспитатель: Мы с вами защитники, как богатыри и у нас собой подзорные трубы, чтобы глядеть вдаль. Берем наши позорные трубы. Смотрим вдаль. Не видно ли врагов. Что вы увидели? Опишите. Дети соединяют в кольцо пальцы одной руки – это подзорная труба. Дети представляют. Что смотрят вдаль. Описывают, что увидели вдали: «Бескрайние поля, холмистая местность, раздольные места».

Воспитатель: Посмотрим на небо. Какого оно цвета? Какие на небе тучи? Опишите свои чувства. Дети отвечают, «Что небо пасмурное, серое, мрачное, тучи свинцовые, тучи тяжелые, что чувствуют тревогу, надвигается опасность».

Воспитатель: Присмотритесь, что находится под ногами. Дети: отвечают: «Маленькие ёлочки, сосенки» Воспитатель обобщает, то, что дети увидели на картине, хвалит их и предлагает вернуться в группу. После этого дети составляют описательные рассказы.

Четвертое занятие было на тему: Сочиняем описательный рассказ по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору».

Его цель: учить детей поэтапно описывать происходящее в картине и составлять описательный рассказ по ней. Для повышения интереса к занятию воспитатель использует такой прием: «Мишка потерялся» и ему нужно помочь вернуться в лес. Для этого воспитатель предлагает отправиться в лес. Включается музыка звуки природы.

Используется прием «вхождения в картину»: идем мы по тропинке, спускаемся к овражку, пробираемся сквозь заросли малины. Ребята здесь будем аккуратны, чтобы не уколоться. Дети имитируют движения. Воспитатель: Смотрите, кто там показался? ( Открывается картина И.Шишкина «Утро в сосновом бору»).

Дети отвечают, что это медведи. Воспитатель: Остановимся тихонечко здесь и понаблюдаем за происходящим. Подходить мы близко не будем. Ведь медведи это хищные животные. Понаблюдаем за происходящим издалека. Дети: с удовольствием, хорошо.

Воспитатель: Приглядитесь, сколько медведей вы видите? Дети: Четырех. Три медвежонка и мама медведица. Воспитатель: Опишите внешний вид маленьких медвежат? Где находится? что делает каждый из них? Дети описывают понравившегося медвежонка: (медвежонок лохматый с белой грудкой. У медвежонка на взъерошенная шерсть). Говорят, что делает каждый медведь. Где находится:(медвежонок сидит на дереве, медвежонок лежит на дереве, медвежонок смотрит в лес). Воспитатель предлагает определить, какой характер у каждого медвежонка. Дети определяют его характер по его поведению. Медвежонок непослушный, смотрит в лес и хочет убежать от мамы. Два других веселятся на дереве. Они непоседы.

Воспитатель: А теперь опишите внешний вид мамы-медведицы? Где она находится? Что делает? Какой у нее характер? Дети описывают внешний вид, где находится, что делает, какой у нее характер: зубастая, ворчливая, заботливая, грозная.

Воспитатель предлагает прислушаться к голосам животных и сказать что слышат. Дети отвечают, что медвежата ворчат, рычат, повизгивают от удовольствия. А мама медведиха тревожно рычит на них. Она беспокоится, чтобы ни чего не случилось.

Воспитатель: Мама медведица тревожится за своих детей, Что она говорит своим не послушным детям? Дети: Она говорит им: Не балуйтесь. Не упадите, не шалите и т.д. Вот и познакомились мы семьей медведей. Отпустим нашу потеряшку домой, пускай бежит к маме. (Отпускаем медвежонка-игрушку). Вот медвежье семейство уходит. А мы с вами постоим еще и полюбуемся природой. Мы свами оказались в сосновом бору. Посмотрите на деревья, какие они высокие, могучие. Воспитатель читает отрывок из стихотворения. И предлагает подойти к одной из сосен: Подойдем поближе к одной из сосен. Притроньтесь, Проведите рукой по коре сосны. Какая она? Дети описывают: кора шершавая, липкая, смолистая, сосна огромная, высокая, могучая, ветвистая.

Воспитатель: Вдохните аромат леса. Ощутите запахи? Чем пахнет? Дети: Пахнет сосновой смолой. Он влажный, прохладный, потому что раннее утро.

Воспитатель: Да, ребята еще раннее утро. Сизый туман поднимается из оврага, первые лучи солнца пробиваются сквозь чащу леса. Природа пробуждается от сна. Подойдемте на то место где резвились медвежата. Поиграем в салки. Дети играют в салки друг с другом. Воспитатель: Отмечает, что пора возвращаться в детский сад. Хвалит детей за то, что они помогли медвежонку. Мы сегодня сделали доброе дело. Помогли медвежонку найти маму. Спрашивает, какое настроение у от похода в сосновый лес. Дети отвечают, что веселое, бодрое, радостное, хорошее. Воспитатель предлагает желающим рассказать о походе в лес.

Таким образом, в рамках формирующего эксперимента направленного на формирование у детей 5-6 лет умений составлять описательный рассказ посредством «приема вхождения в картину» была проведена работа по живописным картинам. Работа включала проведение 4 занятий. Занятия проводились 1 раз в неделю со всей группой детей в утренний отрезок времени, занятия длились по 25 минут каждое. А также проводилась индивидуальная работа в течение четырех недель в первую половину дня по 10 минут с детьми требующих дополнительной работы по развитию речи. Формирующий эксперимент проводился на базе ГБДОУ НАО «ЦРР д\с «Гнездышко». В исследовании приняло участие 20 детей старшей группы (группа А), так как дети этой группы продемонстрировали более низкий уровень сформированности умений составлять описательные рассказы по картине, чем дети группы В. Группа В будет заниматься в прежнем режиме. Вся экспериментальная работа проводилась в течение 4 недель с 12 апреля 2019 г по 1 июня 2019 г.

Успешное формирование умений составлять описательные рассказы по картинам достигалось на основе применения игровых приемов, приема «вхождения в картину».

Проверка эффективности проведенной работы была представлена в следующем параграфе.

 

3.3 Проверка эффективности работы по формированию у детей 5-6 лет умений составлять описательный рассказ посредством «приема вхождения в картину»

 

Целью данного параграфа стало получение результатов диагностики в ходе формирующего эксперимента и сравнение их с результатами в ходе констатирующего эксперимента.

В течение 1,5 месяцев было проведено 4 занятий, в ходе которых формировалось умение детей 5-6 лет составлять описательные рассказы. Занятия проводились с детьми группы А.

Методика контрольного эксперимента соответствовала методике констатирующего эксперимента и представлена в параграфе 2.1. Было дано 3 задания. 1 задание: Опиши игрушку — «Лиса».2 задание: Рассмотри картинку, расскажи, что увидел? (сюжетная картинка «Скворечник»). 3 задание: Рассмотри картину. Расскажи, что увидел? (пейзажная картина И.И. Шишкина «Рожь»). Сводные данные контрольной диагностики представлены в приложении Г.

В диагностическом исследовании были проверены две группы. Группа А, с которой был проведен формирующий эксперимент, группа В занимавшаяся в прежнем режиме.

В ходе первого задания детям предлагалось описать игрушку «Лиса». 45% детей группы А и 40% детей группы В показали высокий уровень. Дети самостоятельно, удачно выбрали тему, развивали сюжет в логической последовательности, присутствовало: начало, середина и конец рассказа. Использовали выразительные средства, сравнения, эпитеты. Рассказ был выразителен и эмоционален, грамматических и лексических ошибок не наблюдалось. 50%детей группы А и 55% детей группы В показали средний уровень. Для рассказов детей данного уровня характерно небольшая самостоятельность при составлении рассказов, соблюдение структуры, но не хватало слов сравнений, эпитетов. Предложения строились в основном простые. Не хватало выразительности и эмоциональности.

5% детей группы А (дети с ОВЗ), 5% детей группы В показали уровень ниже среднего. Трудность возникала при придумывании своего рассказа. Рассказы составлены при помощи наводящих вопросов. Не использовали выразительных средств, не присутствовало либо начало, либо середина, или конец. Рассказ составлен из односложных предложений.

Рассказов с уровнем низкий не наблюдалось ни в одной из групп.

Ниже приведены примеры рассказов детей с разными уровнями умений составлять описательные рассказы.

Миша: «Это игрушка лиса. У неё маленькие треугольные ушки и длинный пушистый хвост. Глазки черные как бусинки. На мордочке длинные усы. На лапках мягкие подушечки, чтобы не заметно подкрадываться к добыче. Она ярко-рыжая с белой грудкой, мягкая и пушистая. Лиса хитрая и умная, ее называют плутовкой. Живет в лесу, это дикое животное, любит ловить мышей и зайцев. Я люблю эту игрушку, потому что она как живая лиса».

Примеры рассказов детей с уровнем ниже среднего.

Рустам: Лиса. Оранжевая. Ушки, глаза, хвост пушистый и лапы. Нравится

Рассказов с уровнем низкий не наблюдалось ни в одной из групп.

В таблице 5 представлены уровни умений детей 5-6 лет составлять описательные рассказы по игрушке «Лиса» после проведения формирующего эксперимента

Таблица 5 — Уровни умений детей 5-6 лет составлять описательные рассказы по игрушке (в%)

Для второго задания детям предлагалось составить рассказ по сюжетной картинке «Скворечник». 45% детей группы А и 40% детей группы В показали высокий уровень. Рассказы составлены без помощи воспитателя. Был придуман интересный сюжет. Начинался рассказ с названия, затем происходило описание героев. Также дети описывали детей, березу, сравнивали их, подбирали выразительные слова. Концовка состояла из оценочного суждения. Предложения в рассказах не простые, но логически завершенные. Рассказы передавались эмоционально, в правильном темпе, без заминок.Проведя анализ таблиц 1 и 5 констатирующего и контрольного экспериментов была выявлена динамика по всем уровням в группе А, в группе В динамики не произошло.

Дети из группы А 50% и 55% детей группы В получили средний уровень. Рассказы составляли самостоятельно, присутствовали либо начало, либо основная часть. Рассказы детей достаточно простые, логически правильно выстроенные. Есть повторение слов, перечисление признаков объектов на картинке.

Дети группы А 5% и 5% детей группы В показали уровень ниже среднего. Дети придумали рассказ, только с помощью вопросов воспитателя , который не выходил за рамки тематики картинки, смогли изложить в логической последовательный. Не использовали выразительных средств.

Рассказов по сюжетной картинке с низким уровнем не выявлено. Ниже представлены примеры ответов детей с разным уровнем умений составлять описательный рассказ.

Примеры рассказов детей с высоким уровнем умений. Ксения: На картинке весенний день. Ярко светит солнышко, небо бирюзовое и ярко-зеленая трава. Скоро прилетят птицы с юга. Ваня и Маша сделали домики для птиц – они называются скворечники. Дети пришли в парк, и вешают скворечник на березе. Береза еще не распустила свои листочки, она стоит белоствольная и стройная. Ваня и Маша одеты по-весеннему, легко. На Маше красные ботинки и такая же курточка с шапочкой. На девочке желтая юбочка. Ваня в зеленом костюме, без шапки он закаленный мальчик. Мне нравится картинка. На ней изображена весна и ребята на ней добрые, помогают птицам.

Примеры рассказов детей со средним уровнем: Юля: Мальчик и девочка пришли в лес. Они вешают скворечник на дерево. Скоро прилетят птички. Девочка одела шапочку желтую и юбку желтую, курточку красную. Сапожки красные. Она красивая. Мальчик он не надел шапку. На нем курточка зеленая. Трава зеленая. Весна наступила.

Примеры рассказов детей с уровнем ниже среднего.Мальчика. Девочку. Дерево береза. Красивая девочка. Мальчик красивый. Весна. Скворечник несут.

В таблице 6 представлены уровни умений детей 5-6 лет составлять описательные рассказы по сюжетной картинке после проведения формирующего эксперимента.

Таблица 5 — Уровни умений детей 5-6 лет составлять описательные рассказы по сюжетной картинке (в%)

Для третьего задания детям было дано задание, придумать рассказ по живописной картине И.И.Шишкина «Рожь». Было опрошено 20 детей группы А, 20 детей группы В. 30% детей показали высокий уровень в группе А, в группе В (0%) детей остались на прежнем уровне. В рассказах присутствовала самостоятельность, дети придумывали, интересны сюжеты, использовали разнообразные описательные слова, сравнения. Структура рассказов соблюдалась (начало, середина, конец). Звуковое оформление выразительное и эмоциональное. Присутствуют слова описания, сравнения, эпитеты. Дети (60% ) из группы А и 75% детей группы В показали средний уровень. Дети составляли рассказы небольшой помощью, в структуре присутствовали либо начало, либо основная часть. Рассказы детей достаточно простые, логически правильно выстроенные. Есть повторение слов, присутствуют слова описания. Проведя анализ таблиц 2 и 6 констатирующего и контрольного экспериментов была выявлена динамика по всем уровням в группе А, в группе В динамики не произошло

Анализ задания показал, что 5% детей группы А и 5% детей группы В показали уровень ниже среднего. Для рассказов этих детей свойственно следующее. Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения не нарушена. Низкий уровень умений показали дети в обеих группах по 5%- дети не смогли составить предложения по картине.

Ниже продемонстрированы примеры рассказов детей с разными уровнями умений составлять описательный рассказ по пейзажной картине.

Примеры рассказов. Высокий уровень.

Миша: На картине желтое поле ржи. Колоски ржи наклонились под тяжестью. На краю поля зеленеющая трава. Через поле вьется дорога. Рядом с дорогой большие сосны. Сосны такие огромные, будто охранники нависают над полем. Вокруг тишина. Небо голубое, как море. Далеко белеют облака. Мне нравится картина. На ней прекрасная природа.

Аня: На картине лето. Жарко и солнечно, не колышется трава, ветра нет. На небе далеко облака, наверное, скоро прольется дождь. Золотое поле с колосками. Извилистая дорога идет в поле. Высокие деревья стоят в по краям. Они пышные и огромные. Своими макушками упираются в небо. Картина о родной природе и ее красоте.

Примеры рассказов. Средний уровень.

Ваня: На картине нарисовано поле. Оно желтое. Погода хорошая, солнечная, небо голубое. Еще на картине есть деревья и дорога. Деревья большие, высокие.

Даша: Художник нарисовал желтое поле и деревья. Это сосны, они высокие. Небо голубое. На небе есть тучи. Они далеко. В поле есть дорога.

Пример рассказа. Ниже среднего.

Алина: На картине лето. Поле и большие деревья. Поле желтое. Трава зеленая. Небо голубое. Облака.

В таблице 7 представлены уровни умений детей 5-6 лет составлять описательные рассказы по пейзажной картине после формирующего эксперимента

Таблица 7 — Уровни умений детей 5-6 лет составлять описательные рассказы по пейзажной картине (в%)

В диаграмме на рисунке 2 представлены результаты сформированности умения детей 5-6 лет составлять описательные рассказы на этапе констатирующего и контрольного экспериментов. Проведя анализ таблиц 3 и 7 констатирующего и контрольного экспериментов была выявлена динамика по всем уровням в группе А, в группе В динамики не произошло

Рисунок 2 – Результаты сформированности умения детей 5-6 лет составлять описательные рассказы на этапе констатирующего и контрольного экспериментов

Сводные результаты выполнения заданий группой А и В представлены в таблицах в приложении Г.

Проведя анализ результатов контрольного эксперимента по всем критериям было определено, что дети группы А показали высокие балы от 2,4 баллов из трех возможных за самостоятельность, связность и содержательность. Средний балл 2,1 дети получали за лексическую и грамматическую правильность, звуковое оформление и разнообразие лексических средств. Низких результатов не наблюдалось, что говорит о положительных результатах наше работы.

Дети группы В по всем критериям показали средний балл от 1,7 до 2,6. Наиболее трудным для детей было звуковое оформление высказывания, а также бедность выразительных средств (прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы, монотонное, невыразительное изложение, мало сравнений, эпитетов). Наилучшие показатели дети проявили по критерию самостоятельность – большинство детей составляли рассказы с незначительной помощью экспериментатора. Динамики в развитии умений не произошло.

Проводя контрольный эксперимент, мы убедились, что уровень развития описательно речи повысился. Этого мы смогли достичь при помощи проведения серии занятий с применением игровых приемов и приема вхождения в картину.

Для подтверждения эффективности нашей работы применялся непараметрический метод U-критерий Манна-Уитни результаты приведены приложение Л

При изучении и сравнении показателей критериев и уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления описательного рассказа в контрольной и экспериментальной группах были выявлены статистически значимые различия (р≤0,05) по критерию разнообразие лексических средств и общем уровне развития связной речи. Полученное эмпирическое значение Uэмп(87.5) находится в зоне значимости. Следовательно, группа А отличается от группы В и полученные результаты можно считать значимыми и достоверными.

Таким образом, у детей 5-6 лет после проведения формирующего эксперимента отмечена положительная динамика в развитии умения составлять описательные рассказы. Для половины дошкольников группы А и после проведения формирующего эксперимента характерен средний уровень (53%). Но увеличилось количество детей с высоким уровнем (40%) и выявлен низкий уровень у 2% детей. В целом по группе изменения по уровням не значительные, но внутри группы дети улучили свои индивидуальные показатели по критериям. При составлении рассказов дети проявляют самостоятельность – большинство детей составляли рассказы с незначительной помощью экспериментатора, также отмечена положительная динамика в композиции выказывания, а также в применении выразительных средств: сравнении, описании, использовании эпитетов.


1  2  3  4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф