СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Информационно-коммуникационные технологии как фактор развития современного образования
1.2. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольной образовательной организации в условиях федеральных государственных образовательных стандартов
1.3. Социально-психологические аспекты готовности воспитателей к информационно-коммуникационным технологиям
Выводы по главе 1
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ
2.1. Характеристика образовательной организации
2.2. Особенности взаимодействия родителей и ДОУ в цифровой образовательной среде
2.3. Анализ системы взаимодействия в цифровой образовательной среде ДОУ 27
Выводы по главе 2
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
3.1. Характеристика проекта взаимодействия ДОУ и родителей
3.2. Особенности разработки проекта взаимодействия ДОУ и родителей в цифровой образовательной среде
3.3. Результативность внедрения проекта
Выводы по главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Система современного образования находится в состоянии динамичного развития: вводятся новые государственные образовательные стандарты, изменяется содержание образования, разрабатываются новые образовательные модели, совершенствуется система оценки качества образования. Одним из важных вопросов современного образования является повышение качества образования и приведение его в соответствие с мировыми стандартами. Решение данного вопроса невозможно без осуществления вариативности образовательного процесса. В связи с этим образовательные учреждения переходят на внедрение информационно-коммуникационных технологий, которые требует глубокого научного и практического осмысления.
Важным условием развития потенциала информационно-коммуникационных технологий системы образования является деятельность, направленная на выявление и распространение эффективного опыта работы воспитателей, педагогов и руководителей образовательных организаций.
Актуальность проблемы заключается в том, что информационно-коммуникационные технологии являются закономерностью в развитии образовательных организаций, в том числе и дошкольных, и сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления педагогов, вносят в образовательную среду новые стабильные новшества и вызывают переход системы из одного состояния в другое.
В педагогической литературе проблема информационно-коммуникационных технологий рассматривалась долгое время. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании на теоретико-методологическом уровне отражена в работах А.В. Хуторского, Н.Б. Пугачевой, М.М. Поташника, В.С. Лазарева, А.А. Майера, К.Ю. Белой, Л.М. Волобуевой.
Обзор литературных источников по проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в современном образовании позволяет сделать вывод о том, что данная тема раскрыта недостаточно, и требует дополнительного изучения в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Сегодня информационно-коммуникационные технологии стали частью имиджа образовательной организации, играя огромную роль в ее существовании и развитии.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цель и задачи выпускной квалификационной работы.
Цель работы: исследование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи исследования:
- изучить научную и методическую литературу по теме исследования;
- определить особенности организации информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении;
- рассмотреть основные информационно-коммуникационных технологий, применяемые в дошкольных образовательных организациях;
- провести анализ информационно-коммуникационных технологий в МДОУ № 1 г. Поронайска;
- предложить проект взаимодействия ДОУ и родителей в цифровой образовательной среде, определив его эффективность внедрения;
- сформулировать рекомендации по совершенствованию информационно-коммуникационных технологий в МДОУ № 1 г. Поронайска.
Гипотеза исследования: Информационно-коммуникационные технологии в ДОО приобретают характер педагогической системы и становятся эффективным средством развития образования. Предполагается, что включение современных технологий в образовательно-воспитательный процесс детского сада будет способствовать развитию четкой ориентации в цифровом информационном пространстве, активному применению современных информационных технологий в образовательном процессе и в повседневной деятельности, а также формированию общей цифровой информационной культуры взаимодействия и эффективного сотрудничества детей, их родителей и педагогов.
Объект исследования: информационно-коммуникационные технологии как один из процессов деятельности дошкольного образовательного учреждения
Предмет исследования: условия реализации информационно-коммуникационных технологий в ДОО.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных педагогов С.Ф. Басаутдиновой, К.Ю. Белой, А.А. Майера, Л.В. Поздняк, М.М. Поташника, И.А. Урминой и других.
В ходе работы использовались следующие методы исследования: изучение научно-методической и педагогической литературы по теме исследования, анализ условий и содержания образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения, изучение документации, наблюдение, эксперимент и статистическая обработка результатов.
Теоретическая значимость исследования характеризуется тем, что в работе достаточно глубоко рассмотрена организация информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении, что позволяет разобраться в сущности ИКТ, раскрыть понятие и определить структуру.
Практическая значимость. Материалы данной выпускной квалификационной работы будут полезны руководителям дошкольных образовательных организаций и педагогическим работникам, реализующим инновационные проекты, готовым к осуществлению инновационных преобразований, стремящихся внести вклад в развитие системы образования.
Структура работы включает: введение, три главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Информационно-коммуникационные технологии как фактор развития современного образования
Понятие «информационная технология» трактуется, как система приемов изменения информации с целью ее формирования, систематизации, переработки, распространения и использования. Под информационными технологиями понимаются такие технологии, которые используют специальные технические средства (компьютеры, аудио и видеоаппаратуру).
По мнению К.Ю. Белой, Е. С. Полат, Э. М. Ребко, М.В. Афониной, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)».
В педагогической литературе существует термин «информационные образовательные технологии» (ИОТ). В своих трудах Э. М. Ребко трактует данное понятие как компьютерные технологии обучения, при применении которых основными носителями знаний и средствами контроля их усвоения являются специальные программы – программно-педагогические средства (ППС), в основу которых входят современные приемы обработки информации (получение, переработка, передача).
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это технологии, в основе которых лежит использование компьютера, системы Интернет и разнообразных компьютерных приложений.
В педагогической литературе встречается термин «телекоммуникационные технологии (ТКТ)» – это сетевые технологии, использующие глобальную сеть Интернет в синхронном и асинхронном режимах времени с целью формирования межкультурной компетентности. Средства ИКТ подразделяют на две большие группы: аппаратные (компьютер, принтер, МФУ, проектор и т.д.); программные (источники информации, виртуальные конструкторы− тренажеры и т.д.).
Рассмотрим еще одну классификацию средств образовательных ИКТ.
- Обучающие средства ИКТ: средства, с помощью которых обучающимся сообщают новые знания, формируют необходимые умения.
- Тренажеры: используют для закрепления пройденного материала, отработки умений и навыков.
- Информационно-поисковые и справочные: предназначены для сбора и систематизации нужной информации.
- Демонстрационные средства: используются для визуализации изучаемого материала.
- Имитационные: представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных характеристик.
- Лабораторные: позволяют проводить различные удаленные эксперименты.
- Моделирующие: используют для моделирования объектов с последующим их изучением.
- Расчетные средства: предназначены для автоматизации расчетов и сложных операций.
- Учебно-игровые: предназначены для обучения и развития обучающихся в игровой форме.
Активное использование ИКТ стало частью воспитательно-образовательного процесса, и не исключает применение традиционных методов обучения и воспитания, а гармонично сочетаются с ними. Объемы информационных ресурсов растут с каждым годом, и на сегодня современные технологии значительно расширяют потенциал педагогов и родителей в области раннего воспитания и обучения детей, способствуют более полной и успешной реализации развития способностей ребенка. С помощью ИКТ педагоги могут демонстрировать новую информацию на экране в игровой форме, что повышает интерес к занятиям у 10 детей. Применение ИКТ способствует развитию познавательных процессов, в частности, наглядно-образного мышления, исследовательских способностей, познавательной, творческой активности детей дошкольного возраста. Современные информационные технологии позволяют сделать образовательную деятельность более привлекательной, помогая решать познавательно-речевые и творческие задачи с опорой на наглядность.
Э.Ф. Зеер говорит о том, что информационные технологии представляют собой деятельность по воспроизводству поисковых, фундаментальных и прикладных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ, маркетинговых действий с целью вовлечения их результатов в гражданско-правовой оборот для реализации в форме некоторого инновационного продукта [25, с. 117].
Можно заключить, что подобная трактовка информационных технологий сводит ее к определенному воспроизводству различных исследований и разработок, а также действий в области маркетинговой деятельности, что представляется только лишь частью информационных технологий как системного образования.
Кроме того, заслуживает интереса подход к определению инновационной деятельности на базе социально-психологической концепции. Так, например, отечественный исследователь Е.С. Жариков анализирует информационные технологии как системный процесс творческого формата и создания новшества, который реализуется в окружающей действительности как некоторая максима инновационной альтернативы, инновационной потребности и различных предпринимательских усилий.
И.П. Андриади указывает, что в официальной статистике под информационными технологиями понимается система либо комплекс разнообразных мер по развитию, приобретению, практическому освоению и распространению новых либо усовершенствованных видов продукции и услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и систем управления [3, с. 207].
Таким образом, можно сделать вывод, что представленные выше определения информационных технологий не обладают какими-либо принципиальными различиями, для всех этих определений специфично трактование информационных технологий как некоторой последовательности мероприятий, в ходе которых реализуется на практике система действий, направленных на формирование и развитие новых и усовершенствованных продуктов и процессов, имеющих непосредственную ценность.
1.2 Информационно-коммуникационные технологии в дошкольной образовательной организации в условиях федеральных государственных образовательных стандартов
В общем аспекте все многообразие ИКТ можно отнести к двум наиболее значимым формам [10, с. 74]:
1) Простое воспроизводство нововведения, определяющееся тем, что новшество создается лишь в той организации, в которой его производство было впервые освоено.
2) Расширенное воспроизводство новшества, характеризующееся тем, что процесс изготовления новшества распространяется на многие организации, в этом цикле между созданием новшества и его распределением между пользователями добавляется стадия распространения методов производства новшества и форм его использования; широкое производство новшества, обеспечивающее насыщение потребности в данном новшестве.
Как указывает В.А. Сластенин, в педагогической деятельности системы дошкольного образования выделяются два типа информационных технологий [57, с. 201]:
1) Информационные технологии, происходящие в существенной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей применения.
Информационные технологии такого рода не всегда связаны с полнотой научного обоснования, чаще они происходят на эмпирической основе, под влиянием ситуативных требований.
2) Информационные технологии в системе образования, которые являются продуктом осознанной, целенаправленной, научно культивируемой междисциплинарной работы.
Далее мы считаем целесообразным рассмотреть роль педагога в аспекте инноватики в системе дошкольного образования. Именно личность (т.е. ценностные ориентации, смыслы, идеалы) детерминирует сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится педагог, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактором в труде педагога-инноватора.
В настоящее время в литературе говорится о том, что структура личности педагога включает [17, с. 19]:
— мотивационную структуру личности (т.е. направленность личности и ее виды);
— свойства и характеристики человеческой личности (педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности);
— интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал), что все это в совокупности определяет неповторимость и уникальность личности педагога.
Мотивация личности обусловлена ее направленностью, включающей такие компоненты как ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы.
Направленность личности обнаруживает систему базовых отношений человека к окружающему миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает стабильную устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и роста профессионализма, а также начальной точкой отсчета для нравственной оценки целей, своего поведения и средств поведения.
Информационные технологии в системе дошкольного образования могут способствовать созданию благоприятной обстановки в образовательной организации и развитие мотивации к творчеству и приемов творчества.
Заслуживает внимания тот факт, что с практическим внедрением новых цифровых технологий, современный педагог дошкольной организации получает мощный стимул для своего непрерывного профессионального и личностно-творческого развития; повышает всю систему и качество образования.
Цифровая компетентность современного педагога дошкольной организации на современном этапе развития социума трактуется как его прикладная готовность и возможность самостоятельно применять современные информационные коммуникационные технологии цифрового формата в педагогической работе с целью решения обширного круга образовательных задач, а также системно проектировать ориентиры и пути повышения квалификации в данной области [59, с.117].
Другими словами, обладая цифровой инфрмационной компетентностью как важным профессиональным умением и навыком, современный педагог не только стремится к применению цифровых технологий в собственной ежедневной деятельности, но и формирует и
совершенствует свою информационно-образовательную деятельность.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что в настоящее время у любого педагога дошкольного образовательного учреждения есть в практическом распоряжении целый спектр возможностей для использования в процессе обучения разнообразных средств цифровых коммуникационных образовательных методов и технологий. Это и определенная информация из интернета, разнообразные по содержанию и формату электронные учебные издания и справочники, презентации и программы, непосредственно автоматизирующие контроль знаний (т.е. тесты, зачеты, диагностические опросники), а также форумы для общения и многое, многое другое [27, с. 52].
Именно благодаря такой возможности актуализируется все содержание обучения, возможен на прикладном уровне интенсивный обмен информацией с внешней стороны, процесс обучения обретает довольно динамический характер. При этом педагог дошкольного учреждения не только образовывает, воспитывает и развивает ребенка, но с внедрением новых цифровых информационных он получает существенный стимул для самообразования, профессионального и творческого развития.
Ведь владея цифровыми информационными технологиями, внедряя их в воспитательный процесс, педагог тем самым существенно повышает качество всей системы образования, умножая при этом и свою профессиональную и личностную компетентность.
Изучение цифровой информационной образовательной среды как технологии развития и обучения дает непосредственно возможность раскрыть неожиданные составляющие новой структуры. И основным образом в данном случае надо отметить полифункциональный характер новообразования – обучающий и развивающий, вариативный и коммуникативный, диагностический и общекультурный.
В настоящее время развитие и непрерывное совершенствование информационных цифровых технологий позволяет педагогу применять в процессе обучения не только лишь печатные издания – книги, журналы, но и – различные мультимедиа ресурсы – это аудио- и видеокассеты, которые записаны на CD-дисках либо хранящиеся на образовательных серверах в сети интернет [9, с. 63].
В современном образовательном дошкольном учреждении использование цифровых образовательных технологий представляется одним из основных методов, которые повышают в значительной степени у детей мотивацию обучения. Информационные компьютерные технологии дают практическую возможность развивать интеллектуальные, творческие возможности дошкольников, умение самостоятельно использовать и совершенствовать знания, работать с определенными источниками информации. При применении новых информационных технологий улучшается качество знаний, повышается интерес к мотивации овладения знаниями и комплексному развитию.
Как показывает практика применения цифровых образовательных технологий, дошкольник в результате такого применения становится активным участником всего воспитательного процесса. При применении на систематической основе мультимедиа технологий структура занятия не изменяется. В нем сохраняются все главные этапы, но существенно возрастает мотивация и общая познавательная активность дошкольника.
Регулярное применение компьютера дает возможность организовать активную деятельность детей дошкольного возраста, так как образовательные технологии за счет этого становятся более наглядными и интересными. Мультимедийная презентация представляется наиболее эффективной формой представления развивающего материала. Каждый слайд презентации соответствует различным этапам развивающих занятий. Их может сформировать любой педагог, который непосредственно имеет доступ к компьютеру.
При этом современному педагогу предоставляется практическая возможность проявить свою индивидуальность и творческий потенциал в полной мере. В частности, определенные видеофрагменты и модели, 3D рисунки и создание пространственного рисунка, приближение либо удаление какого-либо объекта дает возможность педагогу выбрать необходимый фрагмент.
Анимации в презентации короткие и сюжетные, которые показывают саму динамику всего процесса, могут включать в себя подписи отдельных частей, иллюстрации механизмов биологических процессов, а кроме этого, сопровождаться текстом диктора. У дошкольников улучшается целостное восприятие окружающего мира при помощи использования неподвижных и подвижных иллюстраций, звукового сопровождения, а также анимации и видеофрагментов.
Таким образом, в современном пространстве, где количество различной информации стремительными темпами непрерывно увеличивается, следует быстро находить необходимую информацию. И именно здесь значительную помощь в этом оказывает сеть интернет. Кроме этого, высоко прикладное значение интернета и цифровых образовательных технологий для самообразования педагога дошкольной образовательной организации и применения богатейших ресурсов сети.
Итак, активное внедрение цифровой образовательной среды в воспитательный процесс ДОУ дает возможность обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической работы, существенно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в общем способствует росту качества образования, а также повышению профессионального мастерства современного педагога [14, с. 7].
1.3 Социально-психологические аспекты готовности воспитателей к информационно-коммуникационным технологиям
Если мы говорим о процессе управления готовности педагогов дошкольного образования к информационно-коммуникационным технологиям, то в обязательном порядке необходимо иметь в виду именно комплексную и целостную систему управления, то есть использовать системный подход к осмыслению.
Под системой управления образовательной организацией современными исследователями в настоящее время понимается совокупность скоординированных и тесно взаимосвязанных между собой мероприятий, которые направлены на достижение стратегических целей организации [7, с. 206].
В настоящее время в современном обществе, когда статус педагога в социуме не высок, при управлении образовательной организацией довольно остро стоит задача привлечения и удержания персонала. И зачастую руководитель образовательной организации вынужден самостоятельно искать направления для ее разрешения, создавая авторскую систему стимулов и льгот для своего коллектива.
В итоге управленец образовательной организации должен уметь формировать команду, обеспечивать необходимые условия для реализации детей, поддерживать разумную инициативу, делегировать полномочия, задействовать новые ресурсы в кадровой политике образовательной организации.
В настоящее время, как в России, так и во многих странах, которые переживают переходный период, происходят широкомасштабные социально-экономические преобразования и реформы, и важнейшей составляющей данных реформ являются реформы в системе образования.
Сформированная за последние десятилетия система образования проходит сейчас довольно сложный период обновления. Главной задачей на этом этапе является формирование эффективной системы управления образовательных организаций.
Эффективная система управления образовательной организацией представляет собой совокупность скоординированных и тесно взаимосвязанных между собой мер, которые направлены на достижение стратегической цели организации. К таким мерам относятся, прежде всего, управленческие функции, грамотная реализация управленческих принципов, а также применение эффективных методов руководства [28, с. 119].
В современной практике работы дошкольных образовательных организаций учитываются как общие, так и специфические управленческие принципы. К так называемым специфическим принципам можно отнести разумное сочетание интересов детского и взрослого коллективов, педагогическая направленность деятельности, принцип объективности, единство педагогических позиций.
Как указывает М. Васильева, к широко применяемым в практике и довольно известным методам руководства организации в системе управления на современном этапе относят такие методы принятия управленческих решений как метод мозгового штурма, дискуссия, метод деловой игры [8, с. 84].
Теоретически к пониманию мотивации педагогической деятельности применимы большинство схем, использованных в исследовании профессиональной деятельности вообще. Так, Е.И. Рогов отмечает, что в основании любой деятельности, в частности, деятельности педагога, могут присутствовать [53, с. 84]:
1) удовлетворение собственно процессом деятельности;
2) ощущение (владение) результатами труда;
3) удовлетворение вознаграждением;
4) избежание социальных санкций, предусмотренных за уклонение от деятельности.
Мотивация педагогической деятельности к информационно-коммуникационным технологиям рассматривается как составная часть организационного поведения, характеристика которого дана в работах О.С. Виханского, П. Дизель, Ю.Д. Красовского, У. МакКинли-Раньян, Е.Г. Молл, А.И. Наумова и других авторов [31, с. 67].
Мотивация педагогической деятельности к информационно-коммуникационным технологиям определяется как совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к такому поведению, которое способствует достижению целей организации. В качестве способов ее осуществления выступают стимулирование и поддержание внутренних побудителей к труду.
Различные аспекты информационно-коммуникационных технологий исследовали В.М. Бехтерев, Ф.Н. Ильясов, В.Д. Патрушев и другие исследователи [6, с. 21].
Интерес представляет исследование степени удовлетворенности и мотивированности педагога, а также разведение факторов, влияющих на мотивацию эффективного трудового поведения, и факторов, вызывающих неудовлетворенность работой (М. Вудкок, Ф. Герцберг, Д. Френсис) [19, с. 75].
Анализ состояния системы дошкольного образования показывает, что в настоящее время на нее оказывают влияние факторы нестабильности, такие как высокая динамика изменений в обществе, неоднородность и ограничение ресурсов образовательных организаций. Это вынуждает руководителей менять привычные для них взгляды на процесс мотивации трудового поведения педагогов, что делает актуальной проблему выбора управленческих подходов к его осуществлению.
Классический рационалистический подход (Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер и др.) определяет экономические стимулы как наиболее желательные для работника, что не позволяет учесть многочисленные индивидуальные различия между ними, особенности производственной ситуации и ценностные ориентации педагогов [19, с. 74].
Поведенческий подход (Э. Мейо, М. Фоллет и др.), выделяя ведущую роль неформальной структуры организации в иерархии факторов мотивации, не учитывает мотивирующего влияния низших потребностей и формальных структур на трудовое поведение.
Мотивация инновационного поведения педагога зависит от его актуальных потребностей, действие которых носит ситуационный характер, что не позволяет выявить какой-либо один наилучший способ мотивации трудового поведения.
В настоящее время довольно популярной представляется концепция, согласно которой мотивация профессиональной деятельности подразделяется на два полюса:
1) мотивация достижения успеха;
2) мотивация избегания неудач.
Факты, полученные в результате исследований мотивации, свидетельствуют о том, что мотивации достижения успехов и избегания неудач являются важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации. От них во многом зависит судьба и положение человека в обществе.
Замечено, что личности с сильно выраженным стремлением к достижению успехов добиваются в жизни гораздо большего, чем те, у кого такая мотивация слаба или отсутствует.
В науке создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Основателями этой теории считаются американские ученые Д. Макклелланд, Д. Аткинсон и немецкий ученый Х. Хекхаузен [31, с. 88].
Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и на избегание неудачи различается следующим образом. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели.
У таких людей в их когнитивной сфере имеется ожидание успеха; берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.
Совершенно иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудач. Все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели.
Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он и не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею.
Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам. Люди, ориентированные на неудачу, напротив не редко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные виды профессий. При этом они нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют заниженную или завышенную самооценку, нереалистичный уровень притязаний.
Люди, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, а при преобладании мотивации избегании неудачи – задачи наиболее легкие и наиболее трудные.
Интересным представляется еще одно психологическое различие в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу. Для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу – падает.
Иными словами, индивиды, мотивированные на успех, проявляют тенденцию возвращения к решению задачи, в которой они потерпели неудачу, а изначально мотивированные на неудачу – избегания ее, желания больше к ней никогда не возвращаться.
Отсюда можно сделать вывод, что успех в учебной и других видах деятельности тех сотрудников системы дошкольного образования, которые имеют выраженные мотивы достижения успеха и избегания неудачи, может быть на практике обеспечен по-разному.
Значимая, отдаленная во времени цель в большей степени способна стимулировать деятельность человека с развитым мотивом достижения успехов, чем с выраженным мотивом избегания неудач [33, с. 201].
Рассмотренные факторы показывают, что прямой корреляции между силой мотива достижения успеха и величиной мотива избегания неудачи ожидать не приходится, так как кроме величины и характера мотива стремления к успехам, успехи в учебной деятельности зависят от сложности решаемых задач, от достижений или неудач, которые имели место в прошлом, от многих других причин. Кроме того, непосредственная зависимость между мотивацией и достижениями успехов в деятельности, даже если она существует (при нейтрализации действия многих других значимых факторов), не носит линейного характера. Особенно это касается связи мотивации достижения успехов с качеством работы. Наилучшим оно является при среднем уровне мотивации и обычно ухудшается при слишком слабом и слишком сильном.
Выводы по главе 1
- В настоящее время все информационно-коммуникационные технологии в системе образования в целом связаны с ее постоянным обновлением. Процессы реформирования касаются и содержательной стороны образования, и технологий осуществления обучения и воспитания всех возрастных категорий обучающихся.
- В системе образования информационно-коммуникационные технологии занимают все большую сферу преподавательской деятельности и имеет значительное прикладное влияние на всю систему образования в целом. При этом личность педагога (т.е. ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) определяет сущность педагогической деятельности и ее мотивацию: ради чего трудится педагог, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач.
- Для наиболее эффективного применения всех возможностей цифровой информационной образовательной среды современный педагог должен соответствовать таким основным требованиям:
1) владеть основами работы на персональном компьютере, в том числе уметь применять всю информационно-образовательную среду;
2) владеть различными мультимедийными информационными ресурсами, а также их программным обеспечением;
3) полностью владеть навыками работы в интернете.
- В ФГОС дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы представляется использование в образовательном процессе форм, методов, средств работы с детьми, которые непосредственно соответствуют психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.
- Перед современным воспитателем ДОУ стоит насущная практическая задача – выбрать методы, формы организации работы с детьми, средства (инновационные технологии), которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф