Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческой личности в процессе обучения»
Паспорт проекта
Тема проекта: «Развитие творческой личности в процессе обучения».
Адресация проекта: учителя русского языка и литературы.
Возрастная группа учащихся: 9-11 классы.
Особенности типа проекта:
- По характеру проект инновационный;
- Проект рассчитан на три года и осуществляется в процессе урочной и внеурочной деятельности в области гуманитарных знаний.
- По характеру координации – внутренний.
Цель проекта:
- Создать условия для самореализации личности на уроках литературы.
- Обеспечить интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
Задачи проекта:
- Использование данной технологии для реализации развития творческого мышления и речи учащихся.
- Формирование внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.
Пояснительная записка.
Проблема эффективности обучения школьников в нашей стране очень актуальна. В 1992 г. был принят Закон РФ «Об образовании», в котором провозглашается адаптивность системы образования к уровням и особенностям обучающихся. Государственная политика основывается на гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, свободном развитии личности.
Определена стратегическая цель содержания образования – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; содержание образования призвано обеспечить интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
В практику вошла новая область знания – педагогическая инноватика, сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Ей отводится важная роль в подготовке личности к быстро наступающим переменам в обществе, в подготовке к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления.
Таким образом, важнейшей задачей современной школы провозглашен курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования. Он изначально предполагает серьезные изменения почти во всех сферах преподавания учебного предмета: от содержания до методов обучения и технологий, обеспечивающих образовательный процесс.
Стратегия инновационного обучения предполагает осознанное системное управление учебно-воспитательным процессом.
- Первая составляющая этой системы –личность учителя. Изменяется его позиция по отношению к ученику, к себе самому. Учитель – не только носитель предметных знаний, но и помощник в становлении и развитии личности ученика, уважающий эту личность независимо от меры его приобщенности к знаниям, от его знания или незнания. Изменяется характер воздействия на ученика. Меняется и позиция ученика, для которого главное – не полученная оценка, а активное взаимодействие с учителем и другими учениками с целью получения знаний.
- Вторая составляющая – изменение функций и строения знаний, которые осваиваются в школе, и способов организации процесса их усвоения. Знание в наше время дает возможность человеку занять место в современной культуре и цивилизации, только если оно представлено в духе современного информатизированного общества как системное, междисциплинарное, обобщенное. Процессом его усвоения не может быть рутинное заучивание, репродукция. Усвоение знаний организуется в многочисленных формах поисково-мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс.
- Третья составляющая – выдвижение на первый план социальной природы всякого учения и развития личности, с чем связан выбор форм обучения (совместная деятельность, естественное становление индивидуальности в коллективе школьников).
- Четвертая составляющая связана с отказом от репрессивной, подавляющей роли оценок и всякого тестирования, с изменением критериев оценивания, эффективности обучения и воспитания.
Решению этих задач способствуют новые педагогические технологии.Эти технологии различаются по источнику возникновения, по целям и задачам, по возможностям педагогических средств, по функциям учителя. Это требует модернизации методов преподавания, в том числе литературы.
Содержание проекта.
Современное школьное литературное образование многообразно и вариативно как в содержании, так и в технологиях. Урок ХХI века построен на знаниевой парадигме и принципе научности, которые мало связаны с реальными запросами, интересами и возможностями развивающейся личности учащегося. Думаю, построение литературного образования на этих основах не может быть полностью реализовано, поэтому стремлюсь изменить содержание и структуру изучаемого материала на основе личностно-ориентированного подхода.
Эта методологическая ориентация позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. И здесь на первый план выступает проблема включения всех учащихся в посильный, постепенно усложняющийся творческий процесс.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Оно может рассматриваться в двух аспектах: философском и психологическом. Творчество врожденно присуще человеку, но оно требует от него работы, раскрытия и развития своих креативных способностей.
Характерно, что творческий процесс непосредственно связан с окружающей реальностью. Одним из важнейших и необходимых условий его является внутренняя свобода ученика, которая позволяет ему полностью проявить свою индивидуальность.
Главной загадкой творческого процесса является, несомненно, его кульминация – момент открытия, озарения, эврики. В этот узел стягивается все: и противоречивая напряженность поискового мышления, и насыщенность психики переживаниями, и проникающая в неизвестное интуиция, и скрытая работа бессознательного.
Импульсами вдохновения могут служить запахи, звуки, цвета, времена года и бесчисленное множество других, сугубо индивидуальных благоприятных условий творчества.
Творческий процесс состоит из следующих звеньев:
- Звено столкновения с новым. Варианты нового, лежащего в основе творческих ситуаций, практически бесконечны. Новым может показаться что угодно. Это, как правило, новизна переживаний художника, настроение, которое ведет к новому образу.
- Звено творческой неопределенности. Неопределенности потому, что здесь человек еще не может сделать правильный выбор из возможных действий; он переживает то, что называют «муками творчества». Кстати, фразеологизм «ломать голову» также имеет прямое отношение к этому звену.
- Звено скрытой работы – это разрешение различных творческих ситуаций.
- Звено нахождения решения. Здесь осознаются стратегии решения проблемы, идея, замысел.
- Звено развития. Идея развивается, конкретизируется, однако этого звена не всегда бывает достаточно для подтверждения верности разрешения творческой ситуации.
- Звено критики, подтверждения и воплощения. Правильность и ценность полученного результата доказываются, и происходит воплощение в разных формах результатов творчества.
Данные звенья не выступают в чистом виде, грани между ними условны, подвижны.
Как известно, творческий потенциал человека характеризуется не только его опытом, но и общими психическими особенностями. Среди них – художественное мышление и речь, которые определяются ценностями, потребностями, мотивами и интересами ученика.
Считаю, что суть художественного мышления на уроках литературы – привлечение информации, содержащейся в приобретенном опыте, для решения текущих задач, в отыскивании и использовании связи между вещами и явлениями, которая позволит решить возникшие задачи. Художественное мышление начинается там, где имеет место выход за пределы данной ситуации.
Его основными особенностями являются:
- образность;
- синтез чувственного и понятийного;
- определенная противоположность логическому мышлению и одновременно тесная связь с ним.
Развитие речи – центральная и ведущая функция развития личности ребенка. Особое внимание на своих уроках уделяю развитию образности речи. На мой взгляд, это не только средство выражения чувства, нетолько украшение, но в некотором смысле познавательное средство.
Эти задачи решаю, опираясь на наглядный материал; поиск решения ведется одновременно в разных направлениях, иногда мало связанных между собой. Образ всегда наполнен личностным смыслом, он значим для ученика.
Художественное мышление, в свою очередь, служит показателем развития художественных, литературных способностей школьника. Образы являются «почвой» для развития воображения учащихся, всякое создание образа требует от них творчества. Значит, развивая образность, я развиваю у учащихся творческое начало.
Развитию мышления ребят в значительной степени способствуют творческие работы, которые создают проблемную ситуацию, так как в излагаемом материале дети ищут свой ответ на поставленный вопрос. Например, изучая роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», даю такое задание: «Как история любви Павла Петровича и княгини Р. характеризует героя?», а при изучении поэмы А. А. Блока «Двенадцать» ставлю вопрос: «Чем, на ваш взгляд, была вызвана острота и полярность оценок поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? Какую точку зрения разделяете вы?».
На заключительном уроке по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в перечень тем для творческих работ включаю эссе-размышление «О чем нам говорит сегодня Ф.М. Достоевский?», предварительно обсудив данную тему. В ходе обсуждения учащиеся высказывают интересные мысли, делятся своими впечатлениями, что позволяет создать ситуацию дискуссии:
Выполняя творческую работу, которая требует развитого художественного мышления, ученик должен научиться свободнои критично мыслить, проникать в сущность предметов и явлений, быть пытливым, применять самостоятельно свой субъективный опыт. Последовательность выполнения такой работы можно представить в виде схемы:
Такой метод позволяетмне выявлять и корректировать субъективный опыт каждого ученика, вместе отбирать в этом опыте те данные, которые могут облегчить усвоение заданного учебного материала. Для этого нужно хорошо знать каждого ученика, особенности усвоения им учебного материала, предоставлять ему возможность выбирать вид и форму материала, которые удобны для работы.
Ученик, используя субъективный опыт, может опираться и на другие признаки, прямо не содержащиеся в задании. Способность школьника при усвоении материала использовать его различные признаки свидетельствует о креативности, ассоциативности, гибкости его интеллекта.
Исследования показали, что есть школьники, которые на основе имеющихся у них образов свободно оперируют одними признаками и затрудняются в использовании других. Например, одним прекрасно удается индивидуальная характеристика героя, другие неплохо справляются со сравнительной характеристикой персонажей; те, кто любит поэзию, замечательно анализируют стихотворение, а интеллектуалы смело берутся за литературоведческие темы. Считаю, это и приводит ученика к свободному владению родным языком – надежной основе каждого человека в его повседневной жизни и творческой деятельности.
Ситуации возникновения процесса художественного мышления и речи могут быть самыми разными. Их можно представить в виде цепочки:
Вторым условием возникновения творческого процесса считаю создание эмоциональной основы урока:
Без живописи, музыки, «живого» слова учителя и ученикане будет соответствующей эмоциональной атмосферы, особенно если дело касается изучения жизни и творчества поэтов. К примеру, на вступительном уроке, посвященном С. А. Есенину, я использую презентацию «По есенинским местам». Это урок-экскурсия, на котором звучитроманс на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая».
Есть и «артист»-ученик, читающий наизусть автобиографию поэта на фоне слайдов о Рязанщине. Все это создает незабываемую эмоциональную атмосферу урока, формирует интерес учащихся к данной теме, любовь к истинной поэзии. Вот где творчество можно проявить в полной мере: декламация любимых стихотворений, споры о лирическом герое Есенина, истоках его поэзии в устных выступлениях и письменных работах.
В педагогическом процессе сочетаю результативную творческую работу учащихся с формированием способностей к обоснованию и воплощению результатов творчества. Эта задача непростая.
Учащиеся часто не замечают логической путаницы в своих ответах, особенно когда они сталкиваются с малознакомым материалом.
При решении ситуации критики и воплощения вырабатываю различные логические формы доказательств и опровержений.
Создание такой ситуации может предполагать различные формы заданий, например:
- Оцените, чья позиция кажется логически обоснованной, а чья истинна по содержанию.
- Найдите контраргументы.
- В чем недостаточность такого умозаключения?
- Вскройте логическую ошибку.
- Разоблачите софизм.
- Сделайте вывод из данных аргументов.
- Найдите скрытое в рассуждении формально-логическое противоречие.
- Верна ли данная гипотеза?
- Докажите, что верно и «то» и «другое» как отражение диалектического противоречия.
Ясно, что такие задания требуют иот меня, и от учащихся определенных теоретических знаний и логической подготовки. Вышеперечисленные задания как раз развивают логику учащихся.
Для стадии воплощения творчества ученика возможно следующее задание:
- Реализуйте художественный замысел в форме киносценария.
В таких жанрах литературного творчества, как стихотворения, рассказы, нередко периоды замысла и его реализации взаимопроникают, поэтому всегда имею в виду известную условность разделения стадии эвристического этапа и этапа завершения.
Форма реализации предлагаемой мною модели – учебные занятия на творческой основе. В своей практике я опираюсь на педагогическую технологию развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, технологию личностно-ориентированного обучения, технологию на основе информационно-коммуникационных средств.
Главными показателями уровня развития художественного мышления и речи учащихся являются:
- образность речи;
- адекватное замыслу восприятие художественных текстов;
- поэтизация действительности;
- использование в самостоятельном творчестве тех или иных художественных приемов.
Человек — ребенок или взрослый – стремится к совершенству, гармонии и красоте. Подобное стремление является природным. Моя цель как учителя-литератора – поддерживать это стремление и вызывать в ребенке только
Литература
- Акимова Л.К., Козлова В.Г.Способностиодаренности. Москва, 1991.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.Казань, 1996 г.
- Бердяев Н.А.Философия творчества, культуры, искусства. Москва, 1994.
- Выготский Л.С. Мышление и речь.Москва, 1999.
- Глотова Г.А.Творчески одаренная личность. Екатеринбург, 1992 г.
- Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии. М.: Дрофа, 2007.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Москва, 1996.
- Ильин Е.Н.Путь к ученику. М.: Просвещение, 1988.
- Канарская О.В.Инновационное обучение.СПб., 1997.
- Качурин М.Г.Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. Москва, 1988.
- Квятковский Е.В.Преподавание литературы. // Педагогика. 1996. № 1.
- Кирнос Д.И.Индивидуальность и творческое мышление. Москва, 1992.
- Ксензова Г.Ю.Перспективные школьные технологии. Москва, 2000.
- Новые педагогические информационные технологии в системе образования./ под редакцией Е.С. Полат. М.: 1999.
- Обернихина Г.А., Емельянова Т.В., Современный урок литературы. М.: 2000.
- Шубинский В.С.Педагогика творчества учащихся.М.: 1988.
Прикрепленные файлы: |
|
---|---|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость | |
Скачать файлы:
|
Скриншоты работы: |
|
---|---|
|
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф